как бы закладывает мину замедленного действия, так как последствия подобных действий обычно пожинают потомки. В этом смысле уместно предположить, что экологизация управления сельским строительством есть первый шаг на пути создания социально-этического управления.
Иногда экологические факторы управления противопоставляют научно-техническим факторам, не без основания полагая, что любое вмешательство индустриальных сил в природу наносит ей вред. Столь категоричные суждения, по нашему мнению, излишни. Изменить тенденцию возрастания потребностей, а, следовательно, исключить НТП из факторов макросреды управления строительством в АПК невозможно, но при одном условии: должно быть не противопоставление экологии и НТП, а эффективное использование достижений науки и техники для оздоровления окружающей среды. Примеров тому в строительстве уже немало, поэтому управление сельским строительством должно брать на вооружение те достижения НТП, которые способствуют более полному удовлетворению разнообразных производственных и личных потребностей сельского населения, постоянному повышению качества их жизни.
В процессе перехода от административно-командной системы управления к рыночным принципам резко возрастает значение информационного обеспечения строительной деятельности. Всем без исключения субъектам АПК, в том числе и сельским строителям необходим оперативный дос- 3 туп к широкому кругу интересующей их информации, позволяющей обеспечить им достижение своих ^ экономических целей. Факторы информационного обеспечения управления сельским строительством во многом влияют на активизацию инновационных процессов и ускорение научно-технического ^ прогресса в отрасли. Информационные технологии, относясь к одним из самых низкозатратных, могут 1 являться в условиях дефицита инвестиций эффективным механизмом вывода сельского строитель- ^ ства из кризиса. Поэтому вполне закономерным следует считать, что в настоящее время органам ^ управления сельским строительством необходимо осваивать новые технологии, которые будут ши- ^ роко использоваться при разработке новых рыночных механизмов хозяйствования. о
Таким образом, в качестве контекста формирования системы управления строительством в АПК региона необходимо принимать во внимание как внутренние, так и внешние условия, ресурсы и □ факторы реализации потенциала сельских строительных организаций. Главным критерием и спе- О цифической императивной системой координат успешного продвижения сельского строительства по стратегической траектории целесообразно принять единство повышения устойчивости и безопас- ^ ности развития сельских территорий, что достаточно целостно на всех уровнях и во всех аспектах о отражает повышение качества жизни сельского населения в регионе. В этом показателе необходи- £ мо учитывать также внешние угрозы, внутреннюю напряженность и предельно допустимое сниже- о ние самостоятельной жизнедеятельности сельского сообщества. ^
- х
ЕГОРОВА Л.В. с
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ СРЕДСТВ ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ §
ПОМОЩИ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ о __о
ш
Некоммерческим организациям, равно как и коммерческим, необходимы средства для осуществления уставной деятельности, т.е. они получают различного вида доходы. Достаточно широко о известно, что некоммерческие организации (кроме бюджетных учреждений, которые также относятся ^ к НКО) осуществляют бухгалтерский учет по единой общепринятой методологии и на основании ПБУ 1-22. Бюджетные учреждения работают по своим методологическим правилам, которые регулиру- ф ются Инструкцией, специфическим планом счетов и т.д. В области нормативного регулирования бухгалтерского учета некоммерческих организаций имеются серьезные проблемы и пробелы. Все * Положения по бухгалтерскому учету, которые используются в современной практике, разработаны | для коммерческих организаций, и соответственно, почти не подходят для НКО. ^
Безусловно, что главным документом, регулирующим бухгалтерский учет в некоммерческих о организациях (включая бюджетные), так же как и в коммерческих, был и остается Федеральный Закон о
п л
I-
0 ш
7
г ш
о
ь
N □
□ ги
о
I—
ф
I—
X
о а ф
ш
X
X
>
0
1_
О х
X
ф
ш
I—
О
а
о <
>
о о
о о о.
о ф
о ф
о
X
О
о
«О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ. Налоговый учет в НКО, ведущих предпринимательскую деятельность, обусловлен гл. 25 ч. 2 НК РФ [2]. При этом данные нормативные документы не отражают всех аспектов бухгалтерского учета, и, конечно же, не отражают специфику и особенности учета в НКО.
Специфика учета в некоммерческих организациях главным образом связана с учетом уставной непредпринимательской деятельности. Следует отметить, что часто возникают разногласия с налоговыми органами по вопросу, что считать облагаемым и необлагаемым доходом в некоммерческих организациях, а что относить к средствам целевого финансирования. Особенно эти вопросы возникают, если организация совмещает уставную деятельность с предпринимательством. В связи с этим, по мнению автора данной статьи, давно возникла объективная необходимость разработки специализированного Положения по бухгалтерскому учету для некоммерческих организаций. Для решения обозначенной проблемы предпринята попытка разработать ПБУ «Доходы и средства для осуществления уставной деятельности НКО», приведенное в Приложении 1.
Предложенное ПБУ состоит из пяти разделов: «Общие положения», «Доходы от предпринимательской деятельности», «Прочие поступления», «Признание доходов и средств для осуществления уставной деятельности», «Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности». В нем отмечено, что в рамках данного Положения для некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, понятие «доходы» приравнивается по своей сути к понятию «средства для осуществления уставной деятельности». Также дано определение доходов для организаций, ведущих предпринимательскую деятельность, которое гласит, что доходами (средствами для осуществления уставной деятельности) некоммерческих организаций признается увеличение активов за счет поступления денежных средств, имущества, материальных ценностей, приводящее к увеличению средств целевого финансирования организации. В Положении приведен перечень возможных доходов (средств для осуществления уставной деятельности) некоммерческих организаций и отражены особенности их бухгалтерского учета.
По бухгалтерскому учету доходов, полученных некоммерческой организацией от осуществления предпринимательской деятельности, не возникает никаких сложностей, ввиду того, что они отражаются в общеустановленном порядке в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 «Доходы организации».
Традиционно для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. в бухгалтерском учете предназначен счет 86 «Целевое финансирование». Средства целевого назначения, полученные некоммерческими организациями в качестве источников финансирования различных мероприятий, рекомендуется многими специалистами в области экономики НКО отражать по кредиту счета 86.
Аналитический учет по счету 86 ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления. Таким образом, получение целевых средств целесообразно отражать в бухгалтерском учете организации следующими проводками, приведенными в таблице 1.
Таблица 1. Рекомендуемая корреспонденция счетов по учету поступления средств целевого
финансирования в НКО
Ли и-' 11
1
К ир])(.'ГНШ1.1111 Е[ИН
ДиБст Крьмич
1.
О"? (ОН. 10, II. IV 4] 1
7^1
миграции
-1 ■
111>:1У 1С 11 м . 1С 1ни.. 11ЖЧ1 1-1 1%.ч111 и^ и 1я исгпкк.'кгнлшн но цс-чстшу шнначлшм |'д[я гг|:1100|К"1симя (.к: мои пик ctji.vi.ci и. ^ичс^силон, хоип'ктиетгии? мшимтря н г.11.1
ни учет и-^стин.пчм онору.'докншгс. чрьч^уинмсс номгт то^рудоил шс, не чрсоч клщл; монпа"!. ли.псри:ип||. жиаогкмс
имришишмшл. 1 ■. :■ IЕ: ^ р I . мол ученные :н ъ-ическ-и: ср^чсчв ни. и: I!-1.111» ф| 11 мн к I фми^шеи ^ тражлIи ^¡до.ч ал:111юсгк ии 11с.ч ь'ному ф 111 м 11С Iфшншию, 111 пс.клшс фшинелтлншшн.' осу1иссш::яс:ся ччеглыи ис.чен-ы* ;:рс:н:ш ичражиш II океане и^.таию
_ФИЛИЛСИ[Ч1|Ц111ИЧ 1Ю 1ЧИ.ПИ1'Л/ШУКШИНУ 1'УЧЧ:Ч1Ч\ I_
При анализе бухгалтерского учета целевого финансирования необходимо обратить внимание на методику экономиста Сухоруких Л.Н., которая заключается в том, что кредитовый остаток по счету 86 «Целевое финансирование» должен равняться сумме дебетовых остатков целевых средств находящихся на счетах 50, 51, 52:
У д-т сч. (51, 50, 52) = к-т сч. 86.
Так как, по ее мнению, в этом случае кредитовый остаток по счету 86 «Целевое финансирование» будет соответствовать фактическому состоянию целевых средств, а аналитический учет отразит реальную картину поступлений и расходов по направлениям деятельности в разрезе отдельных программ и проектов [3].
Данная позиция вызывает интерес, и как отмечают профессиональные бухгалтеры НКО, с ней (с позицией) можно согласиться. Однако, вот на что следует обратить внимание, принимая данную методику учета за основу: при подсчете дебетовых остатков целевых средств находящихся на счетах 50, 51, 52 следует проявить максимальную точность, т.к. не все средства, поступающие на указанные счета, носят целевой характер. Ведь на эти счета могут поступать членские и вступительные взносы от членов организации, анонимные и личностные благотворительные пожертвования и другие средства, которые невозможно со стопроцентной уверенностью охарактеризовать как целевые поступления. Следует помнить, что эти средства предназначены для выполнения конкретных программ, а если программа при поступлении средств не обозначена, то относить их к целевым не рекомендуется.
Так же внимания заслуживает методологический подход, разработанный Сухоруких Л. Н., для проведения операций по списанию целевых средств со счета 86 «Целевое финансирование» [3]. Ею ^ были предложены для этого следующие критерии: «Оплачено» и «Освоено». Критерий «оплачено» предполагает наличие фактического расхода целевых денежных средств по статьям определенных программ, проектов или мероприятий, а критерий «освоено» — фактическое исполнение статей смет. о
Для отражения на счетах бухгалтерского учета выполнения одного критерия «оплачено», предложено ввести счет 85 «Фонды использования целевых средств» с субсчетом 03 «Средства целевого □ назначения» по аналогии с бюджетным планом счетов. Кредитовый остаток по субсчету 03 «Сред- О ства целевого назначения» свидетельствует о «не целевом» использовании средств, т.е. расход был сделан за счет средств поступивших в рамках сметы других программ, проектов, мероприятий, или ^ о невыполнении критерия «освоено». Предложенные критерии позволят решить проблемы, связан- о ные с превышением остатков средств на счете 86 «Целевое финансирование» над данными счетов £ учета денежных средств: о
- при наличии оплаты целевыми средствами, но отсутствии освоения; ^
- при наличии оплаты освоения целевых средств, но отсутствия оплаты; х
- при нарушении в расходовании целевых средств. о
Думается, что данная методика, предложенная вышеуказанным экономистом, вполне жизнеспо- §
собна и может быть рекомендована к использованию. Традиционно использование (списание) средств ф целевого финансирования рекомендуется отражать в бухгалтерском учете организации следующи- о ми проводками (табл. 2). о
Ш
Таким образом, расходы, непосредственно связанные с ведением уставной деятельности, могут отражаться двумя способами: на счете 20 (субсчет «Расходы по уставной деятельности») или 26 с
последующим отнесением на счет 86 и непосредственно на счете 86. Порядок учета расходов по ^
уставной деятельности необходимо отразить в учетной политике некоммерческой организации, сфор- о
са
мированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н (далее — ПБУ 1/98), о для юридических лиц. ^
Следует помнить, что расходы по содержанию некоммерческой организации и ведению устав- ^
ной деятельности осуществляются за счет средств целевого финансирования и целевых поступле- ф ний. В частности, средства целевого финансирования и целевые поступления могут быть в виде:
- средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюд- ^ жетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения; ®
- полученных грантов; 2
- средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций — членов общества о взаимного страхования; О
n
л
н ü m
7
Z
in
о
ь
N □
□ ГУ
D
I—
CD
I—
X
о a ф
ш
X
X
^
0
1_
О x
X
Ф
Ш I—
О
a
a <
о о
о о
Q-
о ф
о ф
о
X
о о
- средств, полученных из Российских фондов: фундаментальных исследований, технологического развития, гуманитарного научного, содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, производственных инноваций;
- вступительных взносов, членских взносов, целевых взносов и отчислений в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевых вкладов, а также пожертвований, признаваемых таковыми в соответствии с ГК РФ;
- имущества, переходящего некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
- суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
- средств и иного имущества, полученного на осуществление благотворительной деятельности;
- совокупного вклада учредителей негосударственных пенсионных фондов;
- пенсионных взносов в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;
- использованных по целевому назначению поступлений от собственников учреждений;
- отчислений адвокатских палат субъектов РФ на общие нужды Федеральной палаты адвокатов в определенных Всероссийским съездом адвокатов размерах;
- средств, поступивших профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;
- использованных по назначению средств, полученных структурными организациями РОСТО от Министерства обороны РФ в целях военно-патриотического воспитания молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;
- имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.
Таблица 2. Рекомендуемая корреспонденция счетов по учету использования средств целевого финансирования в некоммерческих организациях
Л* Hapjit-ciion/iuniiiti
и.'гг Дебс г
I ' 2 I ' ta
1 ta
MJ
(IS
ta
ta
CtMi'pAHHiic о перл или
Kpe.iHi
4
jíl'l^il) l_ f>-:.JU. J 11I ILL".K'IK.II I.I l^:HLlllLH|'>:.IJi:.IMI1.H IILI.II|'I.:II!.. К ИМ ли L4>,Ji:p¡№l Mill? I.ipi LlliilUI 111111 * \ 1, Í Г:. I =: 1SÍ4 Jlill11Ы TRil I^Vlil>l Ll фиIIILIIl'И|10H;1 NI1SI
4
Í1 nil
с l_lIÍM;I исрсчмч^шЕэы IILlII;:ikvni40HJHH]iILl Lpc:(L"riíu
Гй.1чМ5|1 I I:. ф| 111 ;LI К11 pOh;SF\[E3
11 i.i. Lj.- чил!.:! ;iüup\.iüHJNJiL' (ниюшш!.1 qjL\4¡: i inif. j ipi i utjp¡: ш 111 uil* i;i L4L4' cpL'/u'i'ir ц^шнош фшынситэшшиии
C|X.li;¡№l iLC.k'IbOlO ■bi1Ui:l,1U-lp0lMi|IMH -11" ИМ I- S0I4MIM .1.1 Я KKHtV Jjlpl.l|!.;Lllin
L 11 ■ J Li" R : ei I|I:ili:;L:.I ü (финпн^иршшиин ni"iii>::F.uinjiii,r та i: pi юо|К"'| с 1111С iHÍL^iv.niii¡iiiiin. нсип-тиичмго .L.IH нсдснмя VC hllHIOil .LC4 I C.IUkiu н
JJf.'il.lirilUli Ul'1 " I:"-"'".-.' МММ -.1.If! I I II I r i:illl ■I.IIIIIL1 -II -I I L'l.'l.. .!'! Il .'..V I. .1 I .l-ll-IIIri I IX IJJJI г1 lh II .Mil .■
|-II -.i"-.":!"- in' I'I'I. -IIIJ-j ч'.-.т k'Fi..." i'iV" 1 Оr 1 11:1,11 " "" ' .111л^шч ri"- i"-^ ; г.к LM.,1". II::I.,U-.-I
< 1'i.ih.'ij. im< ■ I ■ ■ > 11" '■■-■ 1L- .'■.. 1 >.-111 - ■ ■ ->..■. 1 < <1 "--lili ■ I ■ ■ 111 - ■ -'.'-'.'ill- :i!i.'i-.-11 :: 11. ^\.<im 111 ■ 1 ■. ■ ■ - ы k ;- '<i<.iii.iii. ■ 111. ■ ■i--ч.г.шчг.-.1 11. .11 . i; 11. -in -.мш. \ -м- ч-.мми ■ i- \r 11. n . --i ■ 1 к ..-.-n-h-- .1 -|iiii-.iiirii|:rii - м> -1.- нк il 1.4 IM.-.'-.m'III ■ ■■■>.'■: 1ЧШ -i h--i I." ■> .■ j ■ i 11 - -1 ■ _ 111 i ■ .■'.■nl-iiii.i I 11: ■ 1 I.IIIII-. j |-,i. -.■■■:■ i lit- |-;i4-
При недостаточности или отсутствии средств расходы осуществляются за счет полученных источников в результате осуществления коммерческой деятельности, оставшихся после уплаты в бюджет налога на прибыль. Целевые поступления, использованные не по целевому назначению,
учитываются при определении налоговой базы в составе внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ).
При получении средств целевого финансирования налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой ФНС России (п. 4 ст. 250 НК РФ).
Часто возникают проблемы по поводу бухгалтерского учета пожертвований и благотворительной помощи, получаемой некоммерческими организациями. Об этих проблемах неоднократно писала ведущий специалист в области учета и аудита НКО- Макальская М.Л.
Проблема заключается в том, что в настоящее время отсутствует унифицированная форма акта по приему пожертвований, сделанных анонимно. Бухгалтера НКО самостоятельно разрабатывают такие формы и утверждают их Приказом по учетной политике организации. Если пожертвование сделано не анонимно, то оно оформляется приходным кассовым ордером, с указанием ФИО жертвователя и его паспортных данных.
Но на практике иногда возникают различные ситуации, когда НКО не может по каким-либо субъективным и объективным причинам оформить поступление средств как пожертвование. В таких ситуациях, как рекомендуется в экономической литературе, можно оформлять поступившие средства как благотворительную помощь. В этом кроется еще одна проблема -неурегулированность законодательного поля в области бухгалтерского учета НКО.
Возникает теоретическо-практический вопрос: если нет принципиальной разницы (содержательной, юридической) между пожертвованиями и благотворительностью, то почему бы не уравнять эти понятия официально. В бухгалтерском и налоговом учете, отчетности, аудите должны быть четкие, единые, незыблемые обозначения и определения, которые позволят предоставлять внутренним о и внешним пользователям правдивую информацию. Не должно быть путаницы в понятийном аппа- 7 рате, следует очертить границы между определением «пожертвование» и «благотворительность», □ либо эти понятия должны быть слиты воедино. О
Определение пожертвования, дано в п.2 ст. 574 ГК РФ и выглядит следующим образом: «Пожертвованием признается дарение вещи, в том числе денег, или права в общеполезных целях. По- ^ жертвование может поступить и на расчетный или валютный счета. Такие пожертвования обычно о поступают и от физических, и от юридических лиц» [1]. £
Определение благотворительности дано в ст.1 ФЗ РФ «О благотворительной деятельности и о благотворительных организациях», в которой говориться, что это «добровольная деятельность граж- ^ дан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче граж- х данам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выпол- о нению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» [4]. §
По мнению автора данной статьи, эти понятия синонимичны и им можно дать следующее опре- ф деление на основании п.2 ст. 574 ГК РФ со следующей поправкой: «пожертвованием (благотвори- о телъностъю) признается дарение вещи, в том числе денег, или права в общеполезных целях. Пожер- о
Ш
твование (благотворителъностъ) может поступить и на расчетный или валютный счета. Такие пожертвования (благотворителъностъ) обычно поступают и от физических, и от юридических лиц».
Если поступление средств признается благотворительностью, т.е. целевым поступлением то ^
согласно пп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы они не учитываются. К указан- о
Ш
ным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной
деятельности относятся средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотво- о
рительной деятельности. ^
ЛИТЕРАТУРА. ф
1. ГК РФ. М.: Право, 2001.
2. НК РФ. Части 1, 2. М.: Элит, 2005. |
3. Сухоруких Л.Н. Бухгалтерский учет в негосударственных некоммерческих организациях. Авто- ® реф. на соискание уч. ст. к.э.н. М., 2004. |
4. ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 г. № 135- о
ФЗ // Российская газета. 1995. 14.08. О
Приложение 1
Проект
ПБУ «Доходы и средства для осуществления уставной деятельности НКО»
1. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах (средства для осуществления уставной деятельности) некоммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.
2. В рамках данного положения для некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, понятие «доходы» приравнивается по своей сути к понятию «средства для осуществления уставной деятельности».
Доходами (средствами для осуществления уставной деятельности) некоммерческих организаций признается увеличение активов за счет поступления денежных средств, имущества, материальных ценностей, приводящее к увеличению средств целевого финансирования организации.
3. Для некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательской деятельности, доходами (средствами для осуществления уставной деятельности) признаются надлежащим образом оформленные:
- регулярные и единовременные поступления от учредителей, т.е. членские и вступительные и др. одноразовые взносы участников или членов организации;
- взносы учредителей;
- благотворительные взносы, как от юридических, так и от физических лиц (российских и зарубежных);
- добровольные взносы и пожертвования (как личные, так и через анонимный ящик пожертво-о ваний);
- ассигнования из бюджета; д - гранты;
0 - средства от предпринимательской деятельности; 2 - другие, не запрещенные законом поступления.
^ Для некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, до-0 ходами (помимо вышеперечисленных) признаются: ® - выручка от реализации товаров, работ, услуг;
0 - дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бума-си гам и вкладам;
1 - доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
0 - другие, не запрещенные законом поступления.
1_
о 4. Доходы некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность
ф подразделяются на: т .
о а) доходы от предпринимательской деятельности;
о б) операционные доходы;
< .
^ в) внереализационные доходы.
2 2. Доходы от предпринимательской деятельности
2 5. Доходами от предпринимательской деятельности являются выручка от продажи товаров,
^ поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
о 6. Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выраже-
нии, равной величине поступления денежных средств и иного имущества (п.6 ПБУ 9/99).
3. Прочие поступления Данный раздел совпадает с одноименным разделом 3 ПБУ 9/99 (пп.7-11).
4. Признание доходов и средств для осуществления уставной деятельности 12. Средства для осуществления уставной деятельности некоммерческих организаций признаются таковыми, подлежат отражению в бухгалтерском учете и не подлежат налогообложению налогом на прибыль при соблюдении следующих условий:
а) организация имеет право на получение этих средств, согласно организационно-правовой формы и Уставу, или иным, подтвержденным законодательством, образом;
б) размер средств может быть конкретно определен (оценен);
о о о.
о
х
О
О