Научная статья на тему 'Будущее вспомогательных репродуктивных технологий в развитии экономики экспорта медицинских услуг'

Будущее вспомогательных репродуктивных технологий в развитии экономики экспорта медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
медицинская организация / вспомогательные репродуктивные технологии / программа суррогатного материнства / иностранные граждане (пациенты) / суррогатная мать.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярош А.В.

Проводимые государством мероприятия по модернизации оснащения медицинских организаций государственной системы здравоохранения современным и высокотехнологическим оборудованием делают данные организации привлекательными не только для наших граждан, но и для пациентов из иностранных государств. Более низкие цены на медицинские услуги в нашей стране по сравнению с другими странами (США, Германия, Израиль) создают благоприятную экономическую среду для развития экспорта медицинских услуг, притом, что оснащение отечественных медицинских организаций не уступает зарубежным. При этом, в целях недопущения создания на территории Российской Федерации неурегулированного рынка оказания иностранным гражданам медицинских услуг с применением вспомогательных репродуктивных технологий, запрещенных в других странах, законодателю следует детально и стратегически подходить к формированию нормативной правовой базы, регулирующей эти отношения на стыке с экономикой. Цели и задачи исследования состоят в освещении проблемных вопросов, связанных с экономическими аспектами предоставления иностранным гражданам медицинских услуг с применением вспомогательных репродуктивных технологий, в т.ч. по программе суррогатного материнства на территории Российской Федерации. Методы научного исследования: анализ, синтез, моделирование, сравнительно-правовой, системного анализа, а также дедуктивный и индуктивный методы. Результатом проведенного исследования является вывод автора о том, что вспомогательные репродуктивные технологии занимают важное место в развитии медицинского туризма и экономики медицинского рынка, за исключением программы суррогатного материнства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущее вспомогательных репродуктивных технологий в развитии экономики экспорта медицинских услуг»

gs4 право и экономика ^d

DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-153-159

ЯРОШ Артур Валерьевич,

кандидат юридических наук, аналитик ГБУЗ «Центр крови им. О.К. Гаврилова Департамента здравоохранения города Москвы»,

е-mail: Hsoray@yandex.ru

БУДУЩЕЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Аннотация. Проводимые государством мероприятия по модернизации оснащения медицинских организаций государственной системы здравоохранения современным и высокотехнологическим оборудованием делают данные организации привлекательными не только для наших граждан, но и для пациентов из иностранных государств. Более низкие цены на медицинские услуги в нашей стране по сравнению с другими странами (США, Германия, Израиль) создают благоприятную экономическую среду для развития экспорта медицинских услуг, притом, что оснащение отечественных медицинских организаций не уступает зарубежным.

При этом, в целях недопущения создания на территории Российской Федерации неурегулированного рынка оказания иностранным гражданам медицинских услуг с применением вспомогательных репродуктивных технологий, запрещенных в других странах, законодателю следует детально и стратегически подходить к формированию нормативной правовой базы, регулирующей эти отношения на стыке с экономикой.

Цели и задачи исследования состоят в освещении проблемных вопросов, связанных с экономическими аспектами предоставления иностранным гражданам медицинских услуг с применением вспомогательных репродуктивных технологий, в т.ч. по программе суррогатного материнства на территории Российской Федерации.

Методы научного исследования: анализ, синтез, моделирование, сравнительно-правовой, системного анализа, а также дедуктивный и индуктивный методы.

Результатом проведенного исследования является вывод автора о том, что вспомогательные репродуктивные технологии занимают важное место в развитии медицинского туризма и экономики медицинского рынка, за исключением программы суррогатного материнства.

Ключевые слова: медицинская организация, вспомогательные репродуктивные технологии, программа суррогатного материнства, иностранные граждане (пациенты), суррогатная мать.

YAROSH Artur Valerievich,

PhD in Law, Analyst GBUZ «Blood Center named after OK.

Gavrilov of the Moscow City Health Department»

THE FUTURE OF ASSISTED REPRODUCTIVE TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF MEDICAL SERVICES EXPORTS

Annotation. The measures taken by the state to modernize the equipment of medical organizations of the state healthcare system with modern and high-tech equipment make these organizations attractive not only for our citizens, but also for patients from foreign countries. Lower prices for medical services in our country in comparison with other countries (USA, Germany, Israel) create a favorable atmosphere for the development of the export of medical services, while the equipment of domestic medical organizations is not inferior to foreign ones.

At the same time, in order to prevent the creation on the territory of the Russian Federation of an unregulated market for the provision of medical services to foreign citizens using assisted reproductive technologies prohibited in other countries, the legislator should take a detailed and strategic approach to the formation of the regulatory legal framework governing these relations.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

The goals and objectives of the study are to highlight the problematic issues related to the provision of medical services to foreign citizens using assisted reproductive technologies, including under the surrogacy program in the Russian Federation.

Scientific research methods: analysis, synthesis, modeling, comparative legal, systems analysis, as well as deductive and inductive methods.

The result of the study is the author's conclusion that assisted reproductive technologies play an important role in the development of medical tourism, with the exception of the surrogacy program.

Key words: medical organization, assisted reproductive technologies, surrogacy program, foreign citizens (patients), surrogate mother.

Создание условий, направленных на развитие и модернизацию государственной системы здравоохранения в стране, позволяет делать ее привлекательной не только для российских, но и для иностранных граждан.

По данным Международной ассоциации медицинского туризма, около 11 млн туристов ежегодно путешествуют за медицинской помощью [1]. Тем самым, туристы создают возможность для экономического роста принимающих стран за счет оказанных на их территории медицинских услуг.

Как отмечает А.А. Мохов, «высокотехнологичная медицина и рынок медицинских услуг в свое время привели к развитию экономики здравоохранения» [2]. Следовательно, у экспорта медицинских услуг есть все шансы вывести современную экономику здравоохранения нашей страны (как важную часть национальной экономики) на мировой уровень.

В рамках различных федеральных [3] и региональных [4] программ проходила и проходит модернизация здравоохранения: многие медицинские организации государственной системы здравоохранения были оснащены современным медицинским оборудованием, которое используют зарубежные клиники при оказании медицинских услуг.

Согласно данным Аналитического центра при Правительстве РФ, для получения медицинских услуг нашу страну в 2019 г. посетило 564 тыс. иностранных граждан, среди них граждане не только СНГ, но и Китая, Дании, Швеции, Финляндии [5]. Для сравнения: по данным портала «Медицинский туризм в России», за 2018 г. с медицинскими целями Россию посетили более 300 тыс. граждан других стран (в 2017 г. - 120 тыс.) [6]. В основном они обращались за получением медицинской помощи в сфере стоматологии, пластической хирургии, косметологии и гинекологии (экстракорпоральное оплодотворение) [7].

Значительный рост приезжающих иностранных граждан только подтверждает положительную экономическую динамику развития медицинских услуг, оказываемых иностранным гражданам в нашей стране в рамках медицинского туризма.

Несмотря на это, Россия по индексу медицинского туризма в 2020 г. заняла 41-е место [8], это говорит о том, что впереди российскую отрасль здравоохранения ждет еще большая работа, в т.ч. над совершенствованием нормативно-правовой базой и проработкой экономических механизмов развития отечественной медицины.

Безусловно, распространение новой корона-вирусной инфекции (в 2020 - 2021 гг.) повлияло на показатели предоставления медицинских услуг гражданам других государств, прибывших в нашу страну с целью получения медицинской помощи.

Однако, несмотря на это, развитие экспорта медицинских услуг остается приоритетным направлением нашего государства, в рамках национального проекта «Здравоохранение» [9], важной экономической задачей которого является увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 г. (до 1 млрд долл. в год) [10].

Суждения относительно развития медицинского туризма в нашей стране не раз высказывались учеными в юридической литературе [11].

Учитывая, что ныне большинство медицинских организаций государственной системы оснащены современным оборудованием, не уступающим зарубежным клиникам, а также Российская Федерация отличается более низкими ценами по сравнению с лечением в Соединенных Штатах Америки, Германии, других западных странах, Израиле [12], у России есть все шансы достичь хороших экономических показателей в рамках предоставления медицинских услуг иностранным гражданам.

При этом не стоит забывать и о проблемной стороне вопроса оказания медицинских услуг иностранным гражданам, в основном, это наличие языкового барьера (особенно растет спрос на французский, испанский, арабский и китайский языки [13]), отсутствие должной осведомленности иностранных граждан, наличие различных административных барьеров.

Так же стоит отметить немаловажный факт, что в городе Москве в целях повышения уровня международной конкурентоспособности и наращивании объемов экспорта создана Автономная

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

некоммерческая организация «Московский экспортный центр» (далее - МЭЦ), учредителем которой является Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы.

МЭЦ в рамках своей деятельности ведет информационный электронный ресурс - экспортный каталог «Сделано в Москве» (далее - Каталог), данный каталог содержит в себе информацию о товарах и услугах, производимых в городе Москве. Основным преимуществом Каталога является размещение информации на 8 языках, что позволяет снизить языковые барьеры у иностранных потребителей услуг.

Использование Каталога в деятельности медицинских организаций позволят без затрат заявлять о своей деятельности в международном экономическом пространстве, учитывая, что наши медицинские организации оснащены оборудованием не хуже зарубежных клиник и выдержат большую экономическую конкуренцию по качеству и классам медицинского оборудования.

Крупные и многопрофильные медицинские организации, показывая свою надежность, экономическую состоятельность и качество выполняемых ими медицинских услуг, стараются пройти международную аккредитацию по стандартам JCI (далее - Joint Commission International).

Стандарты JCI являются одними из международных стандартов, сосредоточенных на безопасности и качестве [14] для медицинских организаций, основной акцент в аккредитации медицинских организаций делается на повышение безопасности обслуживания пациентов. Прохождение международной аккредитации даст возможность выхода на международную арену зарубежных клиник высокого уровня, борющихся за качество и безопасность предоставления медицинских услуг.

В Российской Федерации только четыре медицинские организации прошли аккредитацию по стандартам JCI, одна из которых относится к медицинским организациям государственной системы здравоохранения (ГАУЗ РТ «Больница скорой медицинской помощи») [15]. Для сравнения: в Бразилии таких медицинских организаций 60, а в Китае - 49 [16].

На сегодняшний день темпы развития медицинских услуг с применением вспомогательных репродуктивных технологий в качестве методов лечения бесплодия занимают высокую планку, а «запрет суррогатного материнства в ряде стран (Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Японии)» [17] заставляет людей (пациентов) искать возможность получить данную услугу в других странах, в рамках медицинского туризма.

Как отмечается в литературе, «принято выделять 4 группы стран, регулирующих вопросы суррогатного материнства: 1) страны, где сурро-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

гатное материнство разрешено, в т.ч. и коммерческое; 2) страны, где разрешено только некоммерческое суррогатное материнство; 3) страны, где суррогатное материнство запрещено законом; 4) страны, где суррогатное материнство имеет место быть, но не регулируется законодательством» [18].

Таким образом, мы видим, что единого подхода в экономико-правовом регулировании вопросов, связанных с суррогатным материнством, в зарубежном законодательстве нет.

Поскольку в России медицинские услуги с применением вспомогательных репродуктивных технологий, в т.ч. суррогатное материнство законодательством разрешено, а детальное правовое регулирование вопросов оказания этих услуг иностранным гражданам не закреплено, Россию регулярно посещают иностранные граждане, чтобы воспользоваться этими услугами в рамках медицинского туризма. Только в рамках программы суррогатного материнства, где учувствуют иностранные граждане, «ежегодный оборот составляет миллиарды евро» [19].

Сегодня любой иностранный гражданин, прибывший в нашу страну за медицинской помощью, может ее получить на возмездной основе в рамках заключенного договора оказания платных медицинских услуг.

Ограничительные барьеры, запрещающие иностранному гражданину получать медицинские услуги, за исключением медицинских противопоказаний, по сравнению с гражданами Российской Федерации, действующее законодательство нашей страны пока не предусматривает.

Поскольку во многих странах, как указывалось выше, суррогатное материнство стоит под запретом и жестким ограничением, эта сфера медицинских услуг получила широкое распространение в нашей стране.

Следовательно, иностранные граждане стали желанными пациентами нашего государства, в основном. для коммерческих медицинских организаций и посреднических агентств (занимающихся вопросами суррогатного материнства). Заинтересованность последних в иностранных пациентах была основана на получении от них тех денежных средств, которых они не могли получить от российского населения, в основной своей массе не обладающего высокими доходами. Экономический потенциал этого рынка, таким образом, весьма перспективен.

Как отмечает в своем интервью заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ П.О. Толстой, «98% услуг суррогатного материнства как раз делаются в интересах иностранных граждан, а не в интересах российских пар» [20].

Ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, создала международные барьеры для иностранных граждан по вывозу рожденных в нашей стране суррогатными матерями детей для этих граждан (потенциальных родителей), которые по медицинским показаниям страдают семейным бесплодием.

Так же эти обстоятельства раскрыли самые страшные стороны реальности оказанных услуг суррогатного материнства иностранным гражданам. Существует множество мнений о том, что этих детей вывозят за границу не для хорошей жизни, а для трансплантации органов, как бы печально это не звучало [21], или, как в своем выступлении на общественных слушаниях в Общественной палате РФ отметила депутат Московской городской Думы Л.В. Стебенкова, ссылаясь на материалы Австралийского суда, что таких детей используют для «черной трансплантологии, детской проституции и последующей торговли» [22].

Поскольку такие услуги оказывают не только медицинские организации государственной системы, но и коммерческие, есть вероятность того, что у пациентов из иностранных государств основания получения данных услуг по программе суррогатного материнства никто не проверял. Так, например, в конце декабря 2020 г. «Управление Росздравнадзора по Москве и Московской области обнаружило 48 случаев предоставления услуг вспомогательных репродуктивных технологий одиноким мужчинам-иностранцам без медицинских показаний» [23].

Наступившая пандемия показала существенные пробелы законодательного регулирования экономических отношений между иностранными пациентами и медицинской организацией, в рамках оказания медицинских услуг с использованием вспомогательных репродуктивных технологий, в т.ч. суррогатное материнство.

Участие иностранных граждан в программе суррогатного материнства на территории Российской Федерации, как отмечают авторы законопроекта о запрете суррогатного материнства, «создает прямую и косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам, представляет, как минимум, угрозу общественной, экономической безопасности, безопасности личности, а также биологической безопасности» [24].

Безусловно, введение законодательного ограничения на использование программы суррогатного материнства, как справедливо отмечает В.В. Момотов, «является прерогативой национальных законодателей и выбор той или иной модели регулирования соответствующих отношений не может быть квалифицирован как наруше-

ние Конвенции о защите прав человека и основных свобод» [25].

В случае принятия федерального закона, устанавливающего запрет на участие иностранных граждан в программе суррогатного материнства, будущего у этой программы в развитие экспорта медицинских услуг нет.

Вместе с тем, российские медицинские организации по-прежнему могут реализовать программу суррогатного материнства с участием гражданам Российской Федерации, что позволит этой сфере и дальше развиваться как в медицинском плане, так и в экономико-правовом.

Поскольку медицинские услуги с применением вспомогательных репродуктивных технологий - это не только программа суррогатного материнства, но и ряд других программ (ЭКО, ИКСИ и др.) востребованных не только нашими гражданами, но и гражданами иностранных государств. Следовательно, будущее у вспомогательных репродуктивных технологий в развитии медицинского туризма в нашей стране есть, а это, как правило, обусловливается не только медицинским развитием, но и экономико-правовым, и самое главное, чтобы законодательное регулирование возникающих правоотношений не было в роли «догоняющего», а экономическая составляющая этого процесса не затмевала собой все остальные.

Предоставление иностранным гражданам на территории Российской Федерации развивающихся медицинских услуг с применением вспомогательных репродуктивных технологий станет серьезным вкладом в экономический рост государства.

Так же следует обратить внимание на то, что в нашей стране есть иностранные граждане, которые временно или постоянно проживают на территории Российской Федерации и, как правило, имеют право обращаться в медицинские организации за медицинской услугой с применением вспомогательных репродуктивных технологий, в т.ч. с использованием программы суррогатного материнства, как и граждане Российской Федерации

Будут ли нормы принимаемого законодательного акта о запрете суррогатного материнства распространяться на указанных иностранных граждан, или где один из супругов является гражданином иностранного государства, а второй -гражданином Российской Федерации?

Вводя такой запрет для иностранных граждан, законодателю следует четко определить, каким статусом должен обладать субъект (физическое лицо), подпадающий под норму законодательного ограничения.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

Обобщая вышеизложенное, в целях построения юридического равенства и справедливости по отношению ко всем субъектам, автор приходит к выводу о необходимости разделения иностранных граждан, обратившихся за медицинской помощью, на две экономически самостоятельные категории:

1) иностранные граждане, временно/постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют такое же право обращаться в медицинские организации за медицинской услугой с применением вспомогательных репродуктивных технологий, в т.ч. с использованием программы суррогатного материнства, как и граждане Российской Федерации;

2) иностранные граждане, прибывшие на территорию Российской Федерации за получением платных медицинских услуг в рамках медицинского туризма, имеют право обращаться за медицинской услугой с применением вспомогательных репродуктивных технологий, за исключением ограничений (программа суррогатного материнства), введенных нормативным правовым актом.

Такой подход, по мнению автора статьи, позволит создать многовариантность (диспози-тивность) законодательного регулирования и баланс экономических интересов по отношению ко всем категориям субъектов, обращающихся за медицинскими услугами в Россию, а также создаст правовые механизмы, направленные на получение дохода от иностранных пациентов.

Список литературы:

[1] Раздел 10 «Медицинские услуги» Стратегии развития экспорта услуг до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. № 1797-р // СЗ РФ. - 2019. - № 33. - ст. 4850.

[2] Мохов А.А. Концепция четырех «био» в праве и законодательстве // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - № 8. - С. 150.

[3] Паспорт федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» (приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Здравоохранение» от 14 декабря 2018 г. № 3). URL: https://static-1. rosminzdrav.ru (дата обращения: 01.11.2019).

[4] Постановление Правительства Москвы от 4 октября 2011 г. № 461-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2011. - № 59.

[5] URL: http://rmta.ru/presscenter/ novosti/154-2020-10-02-04-38-12 (дата обращения: 03.04.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

[6] URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/FEA/VED.2.2020.pdf (дата обращения: 10.05.2021).

[7] URL: https://rg.ru/2018/03/12/obemy-medicinskogo-turizma-v-rf-vyrosli.html (дата обращения: 03.04.2021).

[8] URL: http://rmta.ru/presscenter/ novosti/153-2020 (дата обращения: 03.04.2021).

[9] Паспорт национального проекта «Здравоохранение», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) // СПС «Кон-сультантПлюс».

[10] Пункт 4 Указа Президента РФ от 7 мая

2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. - 2018. - № 20. - Ст. 2817.

[11] Каримова Д.Ю. Тенденции развития медицинского туризма // Туризм: право и экономика. - 2012. - № 2. - С. 15-18; Мартынов А.В., Прилуков М.Д. Медицинский туризм в современной системе здравоохранения // Туризм: право и экономика. - 2014. - № 4. - С. 16-20; Погодина И.В., Гусаров А.В. Медицинский туризм в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Туризм: право и экономика. - 2020. - № 3. - С. 16-18.

[12] Раздел 11 «Российский экспорт медицинских услуг» Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа

2019 г. № 1797-р // СЗ РФ. - 2019. - № 33. - Ст. 4850.

[13] Раздел 11 «Российский экспорт медицинских услуг» Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. № 1797-р // СЗ РФ. - 2019. - № 33. - Ст. 4850.

[14] Joint Commission International. Joint Commission International Standards for Hospitals. 7th Edition. Published 1 April 2020. 424 с. // URL: https://store.jointcommissioninternational.org/jci-hospital-7th-edition-ebook-package-english-pdf-book/ (дата обращения: 02.05.2021).

[15] URL: https://www. jointcommissioninternational.org/about-jci/jci-accredited-organizations/#q=%D1%80%D0%BE%D 1%81%D1 %81 %D0%B8%D1 %8F (дата обращения: 03.05.2021).

[16] URL: https://www. jointcommissioninternational.org/about-jci/jci-accredited-organizations/#f:_Facet_Country=[Brazil, China] (дата обращения: 03.05.2021).

[17] Богданова Е.Е., Белова Д.А. Концептуальные основы совершенствования законодательства о вспомогательных репродуктивных технологиях // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2020. - № 6. - С. 78.

[18] Миллер О.В. Суррогатное материнство: особенности нормативного правового регулирования в РФ и США // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2015. - № 6. - С. 194.

[19] URL: https://www.nakanune.ru news/2021/01/22/22593258/ (дата обращения: 05.05.2021).

[20] URL: https://tass.ru/interviews/11254333 (дата обращения: 05.05.2021).

[21] URL: https://tass.ru/proisshestviya/9111117 (дата обращения: 24.01.2021); URL: https://ural. tsargrad.tv/articles/mladency-na-prodazhu-shafran-raskryla-shemy-rabotorgovli-v-rossii_303127 (дата обращения: 24.01.2021).

[22] Выступление депутата Московской городской Думы Л.В. Стебенковой на общественных слушаниях в Общественной палате Российской Федерации, которые прошли 8 декабря 2020 г. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=QqcOTIB6wWM (дата обращения: 24.01.2021).

[23] URL: https://www.rbc.ru/society/10/12/202 0/5fd0d44f9a79475bca05d478 (дата обращения: 05.05.2021).

[24] URL: https://www.rbc.ru/politics/19/01/202 1/6006e6759a79472e23983481 (дата обращения: 05.05.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[25] Момотов В.В. Биоэтика в контексте законодательства и правоприменения (суррогатное материнство) // Lex russica. - 2019. - № 1. - С. 36.

Spisok literatury:

[1] Razdel 10 «Medicinskie uslugi» Strategii razvitiya eksporta uslug do 2025 g., utverzhdennoj rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 avgusta 2019 g. № 1797-r // SZ RF. - 2019. - № 33. - st. 4850.

[2] Mohov A.A. Koncepciya chetyrekh «bio» v prave i zakonodatel'stve // Aktual'nye problemy rossi-jskogo prava. - 2020. - № 8. - S. 150.

[3] Pasport federal'nogo proekta «Bor'ba s onkologicheskimi zabolevaniyami» (prilozhenie k protokolu zasedaniya proektnogo komiteta po nacion-al'nomu proektu «Zdravoohranenie» ot 14 dekabrya 2018 g. № 3). URL: https://static-1.rosminzdrav.ru (data obrashcheniya: 01.11.2019).

[4] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 4 okt-yabrya 2011 g. № 461-PP «Ob utverzhdenii Gosu-darstvennoj programmy goroda Moskvy «Razvitie zdravoohraneniya goroda Moskvy (Stolichnoe zdra-

voohranenie)» // Vestnik Mera i Pravitel'stva Moskvy. - 2011. - № 59.

[5] URL: http://rmta.ru/presscenter/nov-osti/154-2020-10-02-04-38-12 (data obrashcheniya: 03.04.2021).

[6] URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publica-tions/FEA/VED.2.2020.pdf (data obrashcheniya: 10.05.2021).

[7] URL: https://rg.ru/2018/03/12/obe-my-medicinskogo-turizma-v-rf-vyrosli.html (data obrashcheniya: 03.04.2021).

[8] URL: http://rmta.ru/presscenter/nov-osti/153-2020 (data obrashcheniya: 03.04.2021).

[9] Pasport nacional'nogo proekta «Zdravoohranenie», utverzhdennyj prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategich-eskomu razvitiyu i nacional'nym proektam (protokol ot 24 dekabrya 2018 g. № 16) // SPS «Konsul'tant-Plyus».

[10] Punkt 4 Ukaza Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. № 204 «O nacional'nyh celyah i strategich-eskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» // SZ RF. - 2018. - № 20. - St. 2817.

[11] Karimova D.Yu. Tendencii razvitiya medicin-skogo turizma // Turizm: pravo i ekonomika. - 2012. -№ 2. - S. 15-18; Martynov A.V., Prilukov M.D. Medicinskij turizm v sovremennoj sisteme zdravoohraneniya // Turizm: pravo i ekonomika. - 2014. -№ 4. - S. 16-20; Pogodina I.V., Gusarov A.V. Medicinskij turizm v Rossijskoj Federacii: problemy i perspek-tivy // Turizm: pravo i ekonomika. - 2020. - № 3. - S. 16-18.

[12] Razdel 11 «Rossijskij eksport medicinskih uslug» Strategii razvitiya eksporta uslug do 2025 goda, utverzhdennoj rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 avgusta 2019 g. № 1797-r // SZ RF. - 2019. - № 33. - St. 4850.

[13] Razdel 11 «Rossijskij eksport medicinskih uslug» Strategii razvitiya eksporta uslug do 2025 goda, utverzhdennoj rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 avgusta 2019 g. № 1797-r // SZ RF. - 2019. - № 33. - St. 4850.

[14] Joint Commission International. Joint Commission International Standards for Hospitals. 7th Edition. Published 1 April 2020. 424 s. // URL: https:// store.jointcommissioninternational.org/jci-hospital-7th-edition-ebook-package-english-pdf-book/ (data obrashcheniya: 02.05.2021).

[15] URL: https://www.jointcommissioninterna-tional.org/about-jci/jci-accredited-organizations/#q= %D1 %80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1 %8F (data obrashcheniya: 03.05.2021).

[16] URL: https://www.jointcommissioninterna-tional.org/about-jci/jci-accredited-organizations/#f:_ Facet_Country=[Brazil, China] (data obrashcheniya: 03.05.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

[17] Bogdanova Е.Е., Ве^а D.A. Konceptu-а1'пуе osnovy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva о vspomogatel'nyh reproduktivnyh tekhnologiyah // Zakony Rossii: ору^ analiz, praktika. - 2020. - № 6. -S. 78.

[18] МШег O.V. Surrogatnoe materinstvo: oso-bennosti normativnogo pravovogo regulirovaniya V RF i SShA // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhumal «Innovacionnaya nauka». - 2015. - № 6. - S. 194.

[19] URL: https://www.nakanune.ru/ news/2021/01/22/22593258/ (data obrashcheniya: 05.05.2021).

[20] URL: https://tass.ru/interviews/11254333 ^а obrashcheniya: 05.05.2021).

[21] URL: https://tass.ru/proisshestviya/9111117 ^а obrashcheniya: 24.01.2021); URL: https://ural. tsargrad.tv/artides/mladency-na-prodazhu-sha-

fran-raskryla-shemy-rabotorgovli-v-rossii_303127 (data obrashcheniya: 24.01.2021).

[22] Vystuplenie deputata Moskovskoj gorodskoj Dumy L.V. Stebenkovoj na obshchestven-nyh slushaniyah V Obshchestvennoj palate Rossi-jskoj Federacii, kotorye proshli 8 dekabrya 2020 д. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QqcOTIB-6wWM (data obrashcheniya: 24.01.2021).

[23] URL: https://www.rbc.ru/socie-ty/10/12/2020/5fd0d44f9a79475bca05d478 obrashcheniya: 05.05.2021).

[24] URL: https://www.rbc.ru/poli-tics/19/01/2021/6006e6759a79472e23983481 (data obrashcheniya: 05.05.2021).

[25] Мото^ V.V. Bioetika V kontekste zakono-datel'stva i pravoprimeneniya (surrogatnoe materin-stvo) // Lex russica. - 2019. - № 1. - S. 36.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.