Научная статья на тему 'Будущее цивилизации в утопии Фрэнсиса Бэкона'

Будущее цивилизации в утопии Фрэнсиса Бэкона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1118
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
утопия / Бэкон / технический прогресс / метод индукции / утопическое сознание / феодальный социализм / развитие науки / софократия / utopia / bacon / technical progress / method of induction / utopian consciousness / feudal socialism / development of science / sophocracy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Журавлев Иван Игоревич

Статья посвящена взаимосвязи утопии Фрэнсиса Бэкона "Новая Атлантида" с пропагандой его научной программы, методов исследования, общественно-политических взглядов. Делается попытка выделить черты утопического сознания, отраженные в сочинениях великого философа, сторонника рационального знания. Ставится вопрос о Бэконе как возможном предтече идеологии феодального социализма последующих веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUTURE OF CIVILIZATION IN FRANCIS BACON'S UTOPIA

The article is devoted to the relationship of Francis bacon's utopia "New Atlantis" with the promotion of its scientific program, research methods, and socio-political views. An attempt is made to highlight the features of utopian consciousness reflected in the writings of the great philosopher, a proponent of rational knowledge. The question is raised about Bacon as a possible forerunner of the ideology of feudal socialism in the following centuries.

Текст научной работы на тему «Будущее цивилизации в утопии Фрэнсиса Бэкона»

Журавлев Иван Игоревич Смоленский государственный университет БУДУЩЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В УТОПИИ ФРЭНСИСА БЭКОНА

DOI: 10.24411/2520-6990-2020-12005 Zhuravlev Ivan Igorevich Smolensk State University THE FUTURE OF CIVILIZATION IN FRANCIS BACON'S UTOPIA

Аннотация

Статья посвящена взаимосвязи утопии Фрэнсиса Бэкона "Новая Атлантида" с пропагандой его научной программы, методов исследования, общественно-политических взглядов. Делается попытка выделить черты утопического сознания, отраженные в сочинениях великого философа, сторонника рационального знания. Ставится вопрос о Бэконе как возможном предтече идеологии феодального социализма последующих веков.

Abstract

The article is devoted to the relationship of Francis bacon's utopia "New Atlantis" with the promotion of its scientific program, research methods, and socio-political views. An attempt is made to highlight the features of utopian consciousness reflected in the writings of the great philosopher, a proponent of rational knowledge. The question is raised about Bacon as a possible forerunner of the ideology of feudal socialism in the following centuries.

Ключевые слова: утопия, Бэкон, технический прогресс, метод индукции, утопическое сознание, феодальный социализм, развитие науки, софократия

Keywords: utopia, bacon, technical progress, method of induction, utopian consciousness, feudal socialism, development of science, sophocracy

В начале XVII века Фрэнсис Бэкон, признанный "родоначальник английского материализма и всей современной экспериментирующей науки", разработавший индуктивный метод исследования, после того как был вынужден оставить пост лорда-канцлера королевства, создал научно-техническую утопию, интересную и в наше время. Ему необходимо было привлечь внимание короля и общества к своей научной программе, экспериментальному методу, возможностям, которые они сулят. Утопия их фактически пропагандировала.

В своих философских сочинениях, прежде всего в "Великом восстановлении наук" он доказывает необходимость отказа от бесплодной умозрительной схоластики, все еще господствовавшей в то время, и превращения науки в производительную силу, средство преумножения могущества людей. В утопии "Новая Атлантида" он рисует величественную панораму прогресса науки, во многом предвосхищая ее достижения XX-XXI веков.

Заброшенные волей судьбы на доселе никому не известный остров Бенсалем, английские моряки обнаруживают там общество, где царят высокие нравы, везде строгий порядок, обеспечено хорошее благосостояние, нет раздирающих остальные государства противоречий, насилия, грабежа, вымогательства.

Наука "счастливой и благословенной страны" достигла такого уровня, что Бенсалем кажется прибывшим чужеземцам "страной чародеев". Ученые здесь могут продлевать жизнь при помощи "райского источника", которому они сами "придали могучие свойства", они способны провести "оживление животных после того как по всем признакам наступила смерть". Они могут получать "жар солнца и других небесных светил", "усиливать свет и направлять его на большие расстояния". Есть у них "суда и лодки для плавания под водой и летательные аппараты". Они выводят виды растений и животных с нужными им свойствами, получают новые вещества и материалы, на основе заранее известных "точных формул соединения", создают "машины и приборы для всех видов движения", способные сделать его более быстрым, чем полет пули. Перечисление чудес науки занимает несколько страниц [1, c.217-222].

Всем этим страна обязана Дому Соломона - научно-исследовательской организации, сосредоточившей в своих руках и производство, и руководство обществом и государством. Другое ее название - Коллегия шести дней творения. В научных сообществах того времени - университетах - все еще господствовала схоластическая наука и ничего подобного не было. Бэкон выдвигает идею научной кооперации экспериментирующих ученых, опытным путем добывающим знание, не зависящее от мнений и суждений людей. В схоластике, как известно, критерием истины выступал авторитет.

Необходимо, говорит Бэкон "раздвинуть и расширить" границы разума, "чтобы сделать его способным воспринять такой образ мира, каким он является в действительности", а не "подгонять его под узкую мерку разума" одного, пусть и гениального человека, преклонение перед которым не дает науке преступить границы его теории, развиваться дальше [3, c.221]. Тогда будет создан настоящий коллективный разум человечества, который позволит в сравнительно короткое время достичь всеобщего счастья, "ибо речь идет не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и всяком могуществе в практике" [2, c.79].

Дом Соломона и его удивительные достижения должны были показать преимущества новой науки. "Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил вещей и расширение власти человека над природою, покуда все для него не станет возможным", - говорит один из его членов [1, с.216]. Для этого созданы высококлассные лаборатории с необходимым оборудованием - Дома света, звука, ароматов, механики, химические и биологические лаборатории, математическая палата. Все они направлены на создание полезных изобретений, хотя некоторые признаются опасными и не подлежащими обнародованию.

Члены Дома Соломона - сравнительно небольшая, замкнутая каста ученых. Их всего 36 человек, так сказать, действительных членов. Им помогают их многочисленные ученики, подручные и слуги. Интересно, что свои исследования они разделяют не по отраслям знания, а по стадиям работы [1, с.223]. Одна группа осваивает достижения ученых других стран (им принадлежит исключительное право выезда с острова), другие находят материалы для опытов из разных источников, далее производятся первичные опыты, составляются обобщения, на их основе следующая группа делает изобретения, далее группа" светочей" составляют указания для опытов более высокого порядка, производимых еще одной группой. Группа "истолкователей природы" из этих опытов выводит общие законы и принципы. Здесь ясно видно, что Бэкон выстраивает работу Дома Соломона в соответствии с методом исключающей индукции, разработанном им в "Новом органоне" [3, с.60]. Прослеживается и связь с росписью "Великого восстановления наук", многотомного сочинения, которое должно было включить все знания человечества [2, с. 69]. Бэкон верил, что сможет его осуществить [13, с.75-76].

Обращает на себя внимание, что разделение по стадиям работы, а не по отраслям знания, нивелирует индивидуальность каждого ученого. Заслуга принадлежит прежде всего индуктивному методу, а люди -лишь исполнители, а не творцы. В "Новом Органоне" Бэкон писал: "Наш же путь открытия наук таков, что он немногое оставляет остроте и силе дарования, но почти уравнивает их. Подобно тому, как для проведения прямой линии или описания совершенного круга много значат твердость, умелость и испытанность руки, если действовать только рукой, - и мало или совсем ничего не значат, если пользоваться циркулем и линейкой. Так обстоит дело и с нашим методом " [3, с. 27]. Коллегия Шести Дней Творения - так иначе называется Дом Соломона, ибо его члены продолжают дело Творца - напоминает мыслительную машину, коллективный мозг, где авторство принадлежит всем сразу.

Дом Соломона находится в совершенно особом положении в государстве. Как писал Бэкон в эссе "Сфинкс, или наука", знание дает "два рода власти: власть над природой и власть над людьми" [4, с.292]. Члены Дома Соломона - замкнутая корпорация, обладающая могуществом благодаря своим знаниям, причем далеко не все результаты исследований сообщаются государству. "На наших совещаниях мы решаем, какие из наших изобретений и открытий должны быть обнародованы, а какие нет" [1, с.223]. Монополия внешних сношений принадлежит Дому. Он распоряжается значительными материальными ресурсами. У него есть свои рудники, плавильные печи, мастерские, поля, озера, сады. Они производят "артиллерийские орудия и другие военные машины". Члены Дома пользуются чуть ли не религиозным поклонением и считаются "зеницей ока страны". Они могут сидеть, когда любой, каково бы ни было его положение и звание, должен стоять. В пышной свите одного из них, едущего в конной повозке, пешком идут "главные должностные лица города и старшины городских цехов".

Ясно, что Коллегия Шести Дней Творения пользуется огромным влиянием, но каково его отношение к государственному управлению? Делят ли король и "должностные лица" власть с Домом Соломона? Как принимаются законы? Кто осуществляет карательные функции и функции контроля? Обо всем этом можно только догадываться, потому что "Новая Атлантида" - неоконченное произведение, Бэкон работал над ним незадолго до смерти. О социальном строе также говорится очень мало. Вероятнее всего, это "косвенная софократия", по выражению польского философа и исследователя творчества Бэкона Тадеуша Ко-тарбиньского [6, с .155]. Члены Дома не управляют непосредственно, а лишь дают советы властям и своими изобретениями обеспечивают силу и мощь государства.

Что касается функции контроля, то если вспомнить исследования, ведущиеся в Доме, то невольно приходит на ум, что Бэкон задолго до антиутопий XX века предсказал регуляцию поведения, описанную у Е.Замятина и О.Хаксли: "Дабы знать, что можно проделать над телом человека", ведутся опыты над животными, в том числе и по изменению их "природного нрава". В так называемой научной программе Бэкона, заключавшей издание "Новой Атлантиды" 1638 года стоят следующие задачи: "усиление способности переносить муки", "работы над обманами чувств", "увеличению наслаждений", "приведение духа в доброе расположение" [15, с.38-39]. Эти работы потенциально могут привести к довольно зловещим последствиям.

Общество Бенсалема сословно, иерархично, браки строго регулируются, даже "на улицах всюду соблюдается образцовый порядок, ни одна армия так не держит строй, как стояли здесь люди". Все проникнуто духом патернализма. Тирсаны - главы больших семейных кланов, объединяющих несколько поколений, обладают огромной властью. Об общественном строе острова мы можем судить лишь по отдельным деталям и высказываниям. Вторую часть "Новой Атлантиды", где предполагалась подробная его характеристика, Бэкон так и не написал.

Наука и техника достигли в Бенсалеме больших высот, они быстро развиваются. Общество же рисуется Бэкону идеальным, оно застыло и не изменяется уже около 2 тысяч лет. Это одна из характерных черт утопии. Первый король, учредитель Дома Соломона, видя "сколь страна наша счастлива и благополучна

и сколько есть способов ухудшить это положение, тогда как едва ли найдется хоть один способ улучшить его, решил, что требуется лишь увековечить столь счастливое состояние" [1, с.206]. Он запретил посещение страны чужестранцами, опасаясь чуждых нравов.

Т.Котарбиньский такое сочетание технического прогресса и застывшей патриархальности в обществе у Бэкона называл прогрессивным консерватизмом: "Теперь мы встречаемся с ним в повседневной жизни везде, где люди хотят развивать производство и одновременно сохранить власть, держась за застывшие идеи. В технике - прогресс, в политике - намордник на свободную мысль и покорность традиции, впрочем в том или ином подправляемой, <...> с подобными взглядами лорд Веруламский смело мог бы занимать должность канцлера не только в своем тогдашнем отечестве" [6, с. 110-111].

По нашему мнению, допустимо сопоставить Бенсалем с общественным идеалом феодального социализма, выдвинутым Карлейлем и Дизраэли в XIX веке, некоторыми чертами которого он явно обладает. Строгая иерархия делает общество единым организмом, в котором, как и в настоящем живом существе, ничто нельзя произвольно менять местами. Высшие заботятся о низших, но и следят, чтобы ничто не мешало сложившейся целостности. Это "возвращение к гармоничному слиянию людей в социальный монолит, только и обладающим правом называться обществом <...> может быть достигнуто лишь совмещением промышленной цивилизации с феодально -патриархальными принципами общественного бытия как исконными, отвечающими извечной человеческой природе... Феодальный социализм представлял исторический процесс как осуществление провиденциальных замыслов высшего существа, открывающихся только избранным, задача которых охранять проверенные веками устои общества", - писал об этой идеологии И.Н.Неманов [9, с.318-319]. Король Соламона, учредитель веками не изменяемого общества, выступает как "орудие божественного промысла". Бэкон жил в переходную эпоху, когда формировались предпосылки английской революции, и занимал высокую позицию в социальной иерархии. Многие предсказанные им изобретения прямо отвечали актуальным нерешенным проблемам британского производства [5, с.172]. Его проницательный разум нарисовал величественную картину прогресса науки, но контуры будущего общества он не мог видеть иначе, кроме как в отдельных его проявлениях. Так возникает утопия. Черты будущего соединяются в ней с идеализированным прошлым [10, с.38]. Общество, лишенное внутренних противоречий, рисуется как идеальное, но оно нежизнеспособно, ибо не развивается и не выдерживает конкуренции с другими. Идеал не подлежит улучшению. Но ведь противоречия - источник и условие развития. Если они полностью ликвидируются, подавляется и развитие. Одновременно мы понимаем, что быстрый прогресс техники не может не менять общество.

Сознание Бэкона включает в себя черты утопического сознания. Довольно четко прослеживаются мессианские тенденции. Он рассматривал себя как благодетеля человечества, его олицетворение, Человека, борющегося с природой. Открытие индукции - как поворотный пункт в истории науки и человечества, "законный конец и предел бесконечного блуждания" [2, с.68]. Все, что было до этого, рисовалось ему в черных красках, его же метод открывает сияющие перспективы. Резко критиковал он и состояние современной ему науки, не признавал Коперника, Галилея, Гарвея. При это сделать самому на основе своего метода какое-либо существенное изобретение или открытие ему так и не удалось. Даже, казалось бы, строго теоретические его труды - "Новый Органон", "О началах и истоках" - насыщены яркими образами. Причем в некоторых случаях видно, что не образ иллюстрирует мысль, а мысль рождается на основе внутренних, не понятийных связей образа. Особенно это характерно для трактата "О мудрости древних". В эссе "Прометей" он уподобляет эстафету человеческого знания бегу с факелами: "тем, кто бежит на состязании быстрее и сильнее всех, подчас не так легко удается сохранить свой факел зажженным, поскольку быстрый бег, равно как и слишком медленный, грозит опасностью погасить факел [3. с.289]. Эссе "Сфинкс, или наука" - яркая иллюстрация рождения мысли из образа.

В утопии Бэкона наука сглаживает общественные противоречия, подымая благосостояние на качественно новый уровень, сохраняя при этом старую застылую общественную структуру. Сейчас, по прошествии 400 лет, мы знаем, что она и порождает множество опасностей, влечет за собой значительные, порой глобальные, проблемы, меняет саму структуру общества. Но прогресс неостановим, и вектор его направлен на улучшение жизни людей. "Новая Атлантида" и сейчас воспринимается как гимн научно-техническому прогрессу, а "преумножение могущества человека" остается актуальной задачей.

Список источников и литературы:

1. Ф.Бэкон. Новая Атлантида. // Утопический роман XVI-XVII веков. М., 1971. С. 193-227

2. Ф. Бэкон. О достоинстве и преумножении наук. // Ф. Бэкон. Сочинения в 2-х тт.Т. 1, с. 57-547

3. Ф. Бэкон. Новый Органон.// Ф.Бэкон. Сочинения в 2-х тт. Т.2, с. 5-222

4.Ф. Бэкон. О мудрости древних.// Ф.Бэкон. Сочинения в 2-хтт. Т.2, с.228-297

5. Ф.А. Коган-Берштейн. "Новая Атлантида" и "Опыты" Ф.Бэкона// Ф. Бэкон. Новая Атлантида. Опыты и наставления. М.,1962

6. Т. Котарбиньский. Проблемы материализма в истории философии. М., 1963

7. А.Л. Мортон. Английская утопия. М. 1956

8. Ю.П. Михаленко. Ф.Бэкон и его учение. М.,1975

9. И.Н. Неманов. Феодальный социализм.// Философская энциклопедия в 5-ти тт., Т. 5

10. И.Н. Неманов. Социальный утопизм и его отношение к истории домарксистской философии// Проблемы методологии историко-философского исследования. М.,1974

11. В.В. Соколов. История философии XV-XVII веков. М., 1984

12. А.Л. Субботин .Ф.Бэкон. М.,1974

13. B. Farrington Francis Bacon: philosopher of industrial science. N.Y., 1949

14. F. Andersen. Francis Bacon: his career and his thought. L.A. 1962

15. J. Growther. The first stateman of science. L., 1960

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.