Научная статья на тему 'Будущее российской экономики в свете зарубежного опыта'

Будущее российской экономики в свете зарубежного опыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдов А.Ю.

В статье исследуются основные факторы, препятствующие росту современной российской экономики, влияние государственного сектора на экономическое развитие, опыт зарубежных стран по осуществлению эффективной кредитно-денежной политики. Изучение особенностей роста индустриальных стран в начале XXI в. позволяет выработать рекомендации по формированию в России комплекса экономических и финансовых институтов, способного обеспечить эффективное развитие народного хозяйства. Статья рассчитана на аналитиков, студентов и аспирантов, интересующихся современными экономическими и финансовыми проблемами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущее российской экономики в свете зарубежного опыта»

В статье исследуются основные факторы, препятствующие росту современной российской экономики, влияние государственного сектора на экономическое развитие, опыт зарубежных стран по осуществлению эффективной кредитно-денежной политики. Изучение особенностей роста индустриальных стран в начале XXI в. позволяет выработать рекомендации по формированию в России комплекса экономических и финансовых институтов, способного обеспечить эффективное развитие народного хозяйства.

Статья рассчитана на аналитиков, студентов и аспирантов, интересующихся современными экономическими и финансовыми проблемами.

Будущее российской экономики в свете зарубежного опыта

А. Ю. ДАВЫДОВ, кандидат экономических наук, Институт США и Канады РАН, Москва

После выхода из финансового кризиса 1998 г. Россия демонстрирует высокие темпы роста ВВП, в 2000-2006 гг. его среднегодовой прирост составил 6,4%. Динамично развиваются топливно-энергетический комплекс, пищевая, химическая, лесная промышленность, связь и строительство, розничная торговля.

Признанием успешности российских реформ можно считать последовательное повышение Организацией экономического сотрудничества и развития и международными рейтинговыми агентствами кредитного и инвестиционного рейтинга России. Европейским союзом и США России предоставлен статус страны с рыночной экономикой.

Вместе с тем экономика России по-прежнему имеет ограниченную экспортно-сырьевую направленность с невысоким уровнем внутреннего платежеспособного спроса и чрезмерно большим сальдо торгового баланса (15-25 млрд дол. ежегодно). Национальные и зарубежные инвесторы не то© ЭКО 2007 г.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 119

ропятся вкладывать деньги в обрабатывающие отрасли российской экономики. Сохраняется тенденция вывоза капиталов из страны.

Экономический рост и экономическая свобода

При всех наших экономических достижениях последних лет современный инвестиционный климат в России вряд ли можно назвать благоприятным для развития бизнеса. В результате приватизации 90-х годов ХХ в. в России сложилась олигархическая экономика, доминирующее положение в которой занимают десять-пятнадцать семей. Высокая степень монополизации препятствует развитию конкурентной среды, вытесняет малый и средний бизнес из сферы производства. Отсутствие общепринятых экономических свобод сдерживает рост.

Американская исследовательская организация «Фонд Наследие» (The Heritage Foundation) в 2007 г. поставила Россию на 120-е место по уровню экономической свободы в списке из 157 стран мира - между Китаем и Непалом. Динамика индекса экономической свободы 1 для России в 1998-2005 гг. имела тенденцию к ухудшению и лишь в последние два года немного улучшилась. Для сравнения: Казахстан в 2007 г. поднялся со 113-го места на 75-е, а Эстония заняла в рейтинге экономической свободы 12-е место.

Но и в нынешних условиях возможны экономический рост, и рост инвестиций, и рост потребления, однако их темпы, даже по оценкам МЭРТ РФ, не будут превышать 5-6% в год. Это означает, что нынешний разрыв в уровнях развития России и индустриальных стран, в лучшем случае, не будет сильно увеличиваться, но и никакого сближения, интеграции России в сообщество развитых государств ожидать не приходится.

Очевидно, что решение стоящих перед страной задач возможно только в условиях экономического роста, который на

1 Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom) рассчитывается «Фондом Наследие» с учетом десяти основных групп показателей: торговая политика; налоговая нагрузка на экономику; государственное вмешательство в экономику; денежная политика; движение капиталов и иностранных инвестиций; состояние банковской и финансовой сферы; соотношение зарплат и цен; права собственности; регулирование; доля теневой экономики.

120 ЭКО

протяжении как минимум двух десятилетий должен быть устойчивым, причем его темпы должны существенно превышать среднемировые (4,5% в 2003-2006 гг.). С учетом колоссальных в сравнении с ВВП масштабов оттока капитала и прибыли, получаемой от экспорта энергоносителей, масштабов внутреннего рынка, ресурсного потенциала, у России есть возможности для ускоренного роста экономики.

Важнейшей задачей в экономической сфере считается создание в России условий, которые способствовали бы ее ускоренному росту, а именно: сопоставимый с другими странами уровень экономической свободы, улучшение инвестиционного климата, полное построение законодательной базы либеральной рыночной экономики. А также формирование соответствующих рыночных институтов, эффективной системы финансирования бизнеса, воссоздание финансовых рынков и, в первую очередь, рынка корпоративных ценных бумаг.

Экономическому росту- институциональную среду

В последние годы зарубежные экономисты все чаще включают в анализ экономического роста качественные параметры институциональной среды. Как показывает практика, страны с благоприятными институциональными условиями (Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия, Люксембург, Ирландия, Эстония, США) привлекают инвесторов, готовых предоставить финансовые ресурсы. В этих странах активно развивается национальный бизнес, в том числе малый и средний, он в состоянии эффективно использовать внутренние сбережения и зарубежные инвестиции.

Среди факторов, обеспечивающих благоприятную для экономического роста институциональную среду, специалист Объединенного экономического комитета Конгресса США Джеймс Гортни выделяет следующие 2:

1) надежные права собственности и политическая стабильность;

2) устойчивая национальная валюта и цены;

2 Harberger A., Gwartney J., Vedder R. Policies for Economic Growth: International Experience. M., Business Express, 2001.

3) конкурентные рынки;

4) свободная торговля с внешним миром;

5) обоснованный размер государственного сектора экономики.

Первейшим условием устойчивого экономического роста служит развитая правовая система, направленная на защиту личности и собственности. Гарантированное законом право частной собственности защищает бизнес и его владельцев от желающих заполучить чужое имущество путем насилия или мошенничества. Без четко определенных и надежно защищенных прав собственности инвесторы не станут приобретать оборудование, которое в будущем могло бы обеспечить экономический рост страны и дать людям возможность работать и зарабатывать.

Конституция РФ гарантирует право частной собственности, и в соответствии с законом никто не может лишить человека (или компанию) собственности иначе, как по решению суда. Тем не менее, если верить российским СМИ, за последние годы было немало захватов государственных и колхозных земель, действующих промышленных предприятий и зданий как по решениям судов, так и без таковых. В России даже появилось выражение - «отнять бизнес». Причем в этом процессе нередко участвуют работники правоохранительных органов и чиновники региональных и местных администраций, которые по долгу службы должны охранять права собственности. Решения судов в пользу миноритарных акционеров компаний нередко проплачиваются и покупаются. Традиционно в России перед законом равны не все, и номенклатурные руководители, особенно в регионах, нередко пользуются своим правом сильнейшего для незаконного захвата собственности. Национальный бизнес вынужден приспосабливаться к существующему положению дел при помощи коррупции, а потенциальные зарубежные инвесторы предпочитают открывать филиалы своих предприятий в той же Эстонии, Сингапуре и Новой Зеландии, где у них никто не «отнимет бизнес».

Нестабильная политическая система ограничивает надежность прав собственности. При недостаточном уровне

экономических свобод правительство может конфисковывать (тем или иным способом) физические и финансовые активы частных компаний, устанавливать большое количество неоправданно высоких налогов, использовать нормативное регулирование не для развития бизнеса в стране, а для расширения доходной части бюджета. Стране с подобной историей нелегко гарантировать надежность прав собственности и завоевать доверие национальных и зарубежных инвесторов.

Основой эффективной рыночной среды является предсказуемая кредитно-денежная политика. Напротив, неустойчивость цен и инфляционные процессы, обусловленные высокой степенью монополизации экономики и избыточной денежной эмиссией, порождают неопределенность и подрывают надежность заключенных контрактов. Когда в базовом году инфляция составляет 11%, а в следующем может достичь 30%, бизнес лишен возможности разрабатывать долгосрочные планы экономического развития. Для России эта проблема чрезвычайно актуальна, поэтому ей посвящен следующий раздел данной статьи.

Справедливая рыночная конкуренция обеспечивает дисциплину в экономике. В конкурентной среде производители борются за платежеспособный спрос потребителей с другими поставщиками. Продавцы, которые не в состоянии предоставить качественные товары по конкурентоспособной цене, должны уходить с рынка. Этот процесс ведет к повышению качества продукции, модернизации технологий производства и управления, к перераспределению финансовых ресурсов в пользу тех проектов, с помощью которых можно получить большую прибыль. Справедливая рыночная конкуренция - стимул экономического роста.

В наследство от бывшего СССР России досталась монополизированная экономика. В ней успешно существуют естественные монополии («Газпром», РАО «ЕЭС России», «Транснефть», РАО «Российские железные дороги») и олиго-полистические рынки (например, отечественных автомобилей). Большинство российских монополий доминирует на региональных рынках, что объясняется слабым развитием

инфраструктуры и сохранением административных преград на пути движения товаров между отдельными областями России. На федеральном уровне правительство в определенной степени регулирует деятельность естественных монополий. На региональных рынках олигополистические структуры обычно поддерживают тесные связи с местными администрациями, они бесконтрольно повышают цены (например, на новое жилье, на бензин), ограничивают допуск конкурентов на региональные рынки. Деятельность Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и региональных антимонопольных управлений во многом носит формальный характер.

Примером российских монополий является ОАО «Апатит», производящее апатитовый и нефелиновый концентрат - полуфабрикат для производства фосфорных удобрений, цемента, стекла и хрусталя. «Апатит» контролирует 65% мирового и 85% российского рынка апатитового и нефелинового сырья, при этом качество его выше, чем у конкурентов. Цены на продукцию предприятия для российских потребителей в 2005 г. были на 50% выше цен внутреннего рынка США, а чистая прибыль ОАО «Апатит» в 2005 г., по расчетам губернатора Ленинградской области В. Сердюкова, в 4 раза превысила аналогичный показатель 2004 г.3

Динамичное развитие внешнеэкономических связей имеет жизненное значение для устойчивого экономического роста. В тех случаях, когда национальные производители могут приобретать товары и услуги у различных зарубежных поставщиков, предлагающих наилучшие цены и условия, и продавать свою продукцию покупателям, готовым платить наиболее привлекательные цены, они находят для себя наиболее выгодную нишу в системе международного разделения труда. При этом на внешних рынках покупают ту продукцию, которую сами не умеют эффективно производить. В результате участия в системе международного разделения труда национальные компании обеспечивают гораздо больший объем производства, чем это возможно при отсутствии свободной торговли. Свободные внешнеэкономические связи усиливают рыночную конкуренцию, порож-

1 Аргументы и факты. 2005. № 34. С. 38.

дая дополнительные выгоды от применения методов массового производства и распространения технологий. Все это повышает эффективность производства и способствует росту экономики.

Чтобы проанализировать наличие взаимосвязи между свободой торговли и экономическим ростом, сотрудники Объединенного экономического комитета Конгресса США и Института Фрейзера разработали «индекс открытости в торговле»4, который базируется на четырех факторах:

1) средняя ставка таможенных тарифов;

2) наличие или отсутствие черного валютного рынка;

3) доля внешней торговли в ВВП;

4) ограничения на движения капитала.

Четырем компонентам индекса присваивались равные удельные веса. Согласно статистическим данным для различных государств рассчитывались индексы от 0 до 10. Наиболее высокий рейтинг присваивается странам с невысокими таможенными тарифами, отсутствием черного валютного рынка, большим внешнеторговым оборотом и минимумом ограничений на приток капитала. Объединенный экономический комитет Конгресса рассчитал индекс для 97 стран за период с 1980 г. по 2004 г. Лидерами открытой экономики стали Гонконг, Сингапур, Бельгия, Панама, Люксембург, Германия, Соединенные Штаты, Великобритания и Нидерланды. Аутсайдерами признаны страны с закрытой экономикой - Мьянма, Бангладеш, Сьерра-Леоне, Бурунди, Иран, Уганда и Сирия.

По данным Объединенного экономического комитета Конгресса и Института Фрейзера, реальный ВВП на душу населения в странах с открытой экономикой в 2000 г. составлял в среднем 23730 дол. В наименее открытых странах этот показатель был почти в десять раз меньше - 2783 дол.

Таким образом, зависимость между открытостью экономики и экономическим ростом подтверждена. Правительству России следует учитывать ее при разработке долгосрочной экономической стратегии страны.

4 http://www. senate.gov/~jec/trade1.html

Чрезмерное расширение государственного сектора ведет к замедлению экономического роста. Почему? Во-первых, чем больше государственный сектор экономики, тем выше степень его участия в тех видах хозяйственной деятельности, которые государство осуществляет неэффективно. Во-вторых, больший размер государственного сектора означает более высокий уровень налогов. В результате снижается уровень национальных сбережений и инвестиций. В-третьих, для государственного сектора не характерно участие в венчурных проектах. Как отмечал Й. Шумпетер, в отличие от государства бизнес быстрее реагирует на возможность получения дополнительных прибылей5.

Практика ведущих индустриальных стран последних десятилетий показывает, что существует некий оптимальный уровень государственного сектора экономики, и его превышение негативно сказывается на темпах экономического роста. Для всех индустриальных стран характерно наличие зрелых демократий со стабильной правовой системой, обеспечивающей защиту прав собственности. В 90-е годы ХХ в. темпы инфляции в этих странах были невысоки. За исключением Японии, все индустриальные страны имели открытую экономику и осуществляли схожую торговую политику.

При всей экономической и политической общности в тех странах, где доля госсектора в ВВП не превышала 30-40% (США, Великобритания, Ирландия, Исландия, Австралия), темпы роста реального ВВП в 1990-2005 гг. были существенно выше, чем в странах с высокой долей госсектора в ВВП (Швеция, Дания, Финляндия). В 90-е годы ХХ в. и начале XXI в. очень динамично развивался Китай, где доля госсектора в ВВП составляет всего 15%.

Среди семи крупнейших индустриальных стран наименьший размер государственного сектора наблюдается в Соединенных Штатах. Темпы экономического роста в США вдвое превышали аналогичный показатель Италии и значительно опережали темпы роста Японии, Великобритании, Франции и Канады. В течение 1990-2000 гг. только Гер-

5 Schumpeter J. The Theory of Economic Development. Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1934.

мания достигла аналогичных темпов роста ВВП (в конце периода темпы роста заметно снизились).

В то же время у семи стран-членов ОЭСР, в которых уровень совокупных государственных расходов в 2005 г. превышал 40% ВВП (Швеция, Дания, Франция, Бельгия, Австрия, Финляндия, Италия), среднегодовые темпы экономического роста составляли от 1,06% в Дании до 1,02% в Италии. Среднее значение данного показателя по семи отмеченным странам составило в 2005 г. 1,03%6.

За последние сорок лет во всех странах ОЭСР доля государственного сектора экономики выросла, что сопровождалось снижением темпов роста ВВП (за исключением Ирландии). Среди группы стран, отличающихся быстрым расширением государственного сектора экономики, среднегодовые темпы роста реального ВВП снизились с 6,4% в 1960-1965 гг. до 1,9% в 90-е годы ХХ в. В то же время в странах, где происходило медленное расширение доли госсектора в ВВП, среднегодовые темпы роста реального ВВП снизились с 4,1% в 1960-1965 гг. до 3,5% в 90-е годы, то есть всего на 0,6%.

В Японии начала 60-х государственные расходы составляли лишь 17,5% ВВП, а к концу десятилетия - в среднем 22% ВВП. При низкой доле госсектора среднегодовые темпы роста японской экономики были тогда 10,4%. В течение последующих десятилетий доля госсектора в экономике Японии росла, а темпы роста ВВП - снижались.

Показательный пример

Ирландия на протяжении последних четырех десятилетий демонстрирует, как много можно изменить с помощью правильной экономической политики. В 60-е и 70-е годы ХХ в. в Ирландии расширялся государственный сектор, страну отличали высокие налоги, нестабильная кредитно-денежная политика и протекционизм во внешней торговле. Доля государственных расходов в ВВП выросла с 28% в 1960 г. до 43% в 1974г. и 52% в 1986 г. Темпы роста реального ВВП заметно снизились, безработица в 1985-1987 гг. превысила 17%.

6 International Ршапс1а1 Statistics, .Ти^ 2006. Рр. 125, 167, 335, 398, 406, 522, 927.

Правительству Ирландии пришлось радикально менять экономическую политику: были сокращены государственные расходы, понижены налоговые ставки, стала жестче кредитно-денежная политика, снижены таможенные тарифы, устранены некоторые нетарифные ограничения импорта. На фоне падения кредитного рейтинга страны занятость в государственном секторе в 1986-1989 гг. сократилась на 10%7. Совокупный объем государственных расходов снизился с 50% ВВП в 1986 г. до 40% в 1989 г. В 90-х годах ХХ в. и начале XXI в. государственные расходы продолжали снижаться, достигнув к 2005 г. 14% ВВП8.

По мере сокращения государственных расходов снижались налоги на доходы физических лиц и прибыль юридических лиц. Ужесточение кредитно-денежной политики обеспечило устойчиво низкие темпы инфляции. Снижение тарифов после вступления Ирландии в ЕС привело к расширению внешней торговли.

Перемены в экономической политике способствовали возрождению ирландской экономики, о чем свидетельствуют годовые темпы прироста реального ВВП: 2,3% в 19821987 гг.; 8% в 1994-2005 гг. Безработица к 2005 г. сократилась до 5%. На протяжении 90-х годов ХХ в. по темпу экономического роста Ирландия значительно опережала другие страны Европы. Ирландский опыт свидетельствует о ключевом значении таких факторов, как открытость экономики, конкурентность рынков, компактность государственного сектора, низкий уровень налоговых ставок и стабильность денежно-кредитной политики.

Нерешенные задачи

К сожалению, в России в настоящее время отсутствуют многие основные составляющие институциональной среды, способствующей экономическому росту. Права собственности определены нечетко и поэтому зачастую не имеют надежной защиты. Урегулирование споров при помощи судебной системы чревато неопределенностью. Денежно-

7 Alesina A., Perotti R. Fiscal Adjustments in OECD Countries: Composition and Macroeconomic Effects. NBER Working Paper W5730, 1996. P. 25.

8 International Financial Statistics, June 2006. P. 514.

кредитная система не обеспечивает гарантий стабильности цен, а тем более - сохранения на обозримую перспективу.

Россия должна постепенно избавиться от олигархической системы экономики и создать здоровый климат для возникновения и развития малых и средних предприятий в сфере производства.

Необходимо создать систему четких прав собственности на землю, наделив собственников ясно установленными имущественными правами. Без этого невозможно использовать недвижимость в качестве залога с целью привлечения заемных средств.

Важно дерегулировать предпринимательскую деятельность. Не регулирование, а конкуренция представляет собой силу, которая нацеливает производителей на оказание услуг потребителям. Российские предприниматели утверждают, что вести бизнес в России, соблюдая при этом все существующие правила, невозможно. Нормативно-правовой лабиринт укрепляет положение коррумпированных чиновников и криминальных структур, которые, пользуясь несовершенством существующей системы, захватывают чужую собственность. Следует отменить все федеральные и региональные нормативные акты, которые ограничивают создание и деятельность предприятий, за исключением правил, регламентирующих охрану здоровья и технику безопасности. Процесс регистрации предпринимательской деятельности должен быть недорогим, простым и осуществляться в «одном окне».

Следует значительно сократить таможенные тарифы и уменьшить их разброс. Для унификации и упрощения внешнеэкономической деятельности целесообразно ввести единый тариф для всех товаров, первоначально на уровне 5-6% с последующим снижением. На базе своего ресурсного потенциала Россия может осуществить экономические преобразования, которые обеспечат устойчивые темпы экономического роста. Опыт других стран важен для понимания, какие меры при этом наиболее действенны.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 5 ЭКО №12, 2007

Необходимость финансовой стабилизации в России

В России задача обеспечения финансовой стабилизации экономики постоянно ставилась в качестве основной в 90-е годы ХХ в., когда темпы роста потребительских цен составляли от 2508% в 1992 г. до 131% в 1995 г. После выхода из кризиса 1998 г. темпы роста цен заметно снизились по сравнению с периодом 1992-1995 гг., и проблема, на первый взгляд, утратила свою актуальность.

Между тем современный уровень инфляции в российской экономике, если верить официальной статистике, примерно соответствует показателям инфляции США второй половины 70-х - начала 80-х годов ХХ в., когда инфляцию называли «кошмаром Америки», и она сильно противодействовала экономическому росту (рис. 1).

25 %

20 -

10 -

5

Росстат

21,5

МВФ

11,7

15,1

12,0

10,3

10,9 9,0

Источник: Социально-экономическое положение России. ГКС, 2001. № 12. С. 148; 2003. № 12. С. 138; International Financial Statistics, January 2007. Р. 822; http://gks.ru

Рис. 1. Динамика потребительских цен в РФ в 2000-2006 гг., %

20,7

0

Инфляция на развивающихся рынках обычно инспирируется комплексом причин - сложно найти какой-то универсальный фактор, подстегивающий цены. Среди воспроизводственных факторов применительно к России следует выделить технологическую отсталость экономики, затратную структуру производства, низкий уровень производительности труда, сохранившиеся от советского периода структурные диспропорции, высокую степень монополизации экономики; неразвитость рынка, высокий уровень криминализации экономики.

Вместе с тем интенсивных инфляционных процессов не бывает без участия денежных факторов, создающих питательную среду для повышения цен. Как показывают официальные статистические данные, публикуемые Росстатом и Банком России, среднегодовые темпы увеличения денежной массы в РФ в 2000-2006 гг. продолжали оставаться на уровне 20-40% (рис. 2).

Источник: Социально-экономическое положение России. ГКС, 2001. № 12. С. 203; 2003. № 12. С. 193; http://cbr.ru/statistics/mon_suppl

Рис. 2. Динамика денежной массы в РФ в 2000-2006 гг. (М2), %

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

5*

В принципе эмпирическим путем можно установить взаимосвязь между темпами роста денежной массы и потребительскими ценами. Подобные расчеты проводил д. э. н. Е. Г. Ясин в 1991-1995 гг.9 Однако временные лаги и структурные сдвиги в динамике функции спроса на деньги существенно искажают зависимость в краткосрочном плане.

Публикуемые Банком России «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» не описывают ни процедуры планирования денежной эмиссии в РФ, ни ее основные ориентиры. Можно предположить, что в основе планирования денежной эмиссии лежит оценка спроса на деньги в будущих экономических периодах.

Безусловно, высокие темпы экономического роста требуют для обслуживания возрастающего объема ВВП адекватного объема денежной массы. Вместе с тем увеличение денежной массы (а в России опережающими темпами растет агрегат М2, то есть наличные деньги и депозиты до востребования) создает благоприятные условия для развития инфляции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значительная часть эмитируемых рублей используется Центральным банком РФ для стерилизации ввозимой национальными экспортерами иностранной валюты.

Стерилизация ввозимых в Россию нефтедолларов обеспечила в последние годы значительный прирост золотовалютных резервов Банка России, а также способствовала поддержанию устойчивости валютного курса, в чем кровно заинтересованы экспортеры сырья. Вместе с тем эмитируемая для процесса стерилизации рублевая масса рано или поздно попадает на внутренний рынок и способствует усилению инфляции в российской экономике.

Среди прочих негативных последствий инфляции для экономического роста назовем следующие: во-первых, в процессе инфляции происходит размывание сигналов о соотношении спроса и предложения, которые обычно выдает нормально функционирующая система цен; во-вторых, инфляция оказывает крайне отрицательное воздействие на объемы инвестиций в российской экономике.

Вопрос о ценовых сигналах заслуживает пояснения. В условиях инфляции цены различных товаров растут неодинаковыми

9 См. подробнее: Ясин Е.Г. Как поднять экономику России. М., 1996. С. 29.

темпами. Первичная продукция обычно быстрее всего реагирует на инфляцию. В то же время некоторые виды регулируемых государством тарифов в меньшей степени подвержены инфляции. Таким образом, даже если основополагающее равновесие реальной экономики не претерпевает принципиальных изменений, на ранних стадиях инфляционного процесса наблюдается более быстрый рост одних цен по сравнению с другими, что воспринимается как сигнал к перераспределению ресурсов в отрасли с динамичными инфляционными процессами.

Анализируя взаимосвязь инфляции со сферой производства, мы рассматривали движение цен главным образом на макроуровне. Но в рыночной экономике рост цен в различных отраслях не может быть одномасштабным - тогда исчезнет межотраслевой перелив капитала, а соответственно и стимулы экономического роста. На практике эта тенденция реализуется в виде кумулятивного роста цен различных отраслей.

Действительно, увеличение оптовой цены нефти неизбежно вызывает рост издержек производства в химической промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, и, в конечном счете, будет способствовать росту потребительских цен. Статистически это изменение показывает коэффициент кумуляции, отражающий изменение цен в смежных отраслях. Обычно повышение цен в каждом из хозяйственных секторов всего на 10% ведет в конечном счете к повышению уровня инфляции не менее чем на 18%. Наиболее высок коэффициент кумуляции в металлургии, легкой и химической промышленности.

Таким образом, высокая степень взаимозависимости различных секторов хозяйственной деятельности обеспечивает распространение инфляции по всем отраслям экономики. Инфляция направляет экономическим агентам сигналы в форме относительных цен, однако эти сигналы нередко являются ложными, отражая просто различные темпы реагирования цен в разных отраслях по мере усиления инфляционных процессов. Проблема не только в отделении общей инфляционной составляющей от относительной динамики отдельных цен. На деле, помимо тех изменений в относительной структуре, которые действительно являются

долгосрочными экономическими сигналами, некоторые изменения относительных цен вытекают из самого инфляционного процесса. Именно неопределенность относительно того, что именно является сигналом, а что - шумом, создает дополнительные проблемы, значение которых возрастает с ростом темпов инфляции.

Смазанное восприятие относительных цен, сопутствующее высоким темпам инфляции, непосредственно воздействует на темпы экономического роста. Хорошо известно, что выявление различных способов сокращения реальных издержек есть важная составляющая экономического роста. В условиях инфляции практически любые издержки можно покрыть в результате повышения цен. То, что представляется возможностью снижения издержек, может исчезнуть или привести к повышению издержек, поскольку, реагируя на инфляцию, цены исходных ресурсов и продукции следуют по своим траекториям.

Сопутствующие инфляции факторы неопределенности повышают реальную пороговую ставку окупаемости, которая необходима инвесторам для активного вложения средств. Высокая внутренняя инфляция усиливает интерес к размещению сбережений за рубежом либо к накоплению сбережений в устойчивой иностранной валюте. Нечего и говорить, что подобные варианты отвлечения средств от инвестиций в национальную экономику ведут к снижению темпов экономического роста.

Многочисленные статистические исследования документально подтверждают отрицательное воздействие инфляции на экономический рост (рис. 3).

4 %

-6 -I

♦ ♦ -♦-

♦ ♦ 1 500 1000 1500 2000 * 2500 3000 3500 4000 4500

ф -♦- -♦-

Инфляция, %

Источник: IMF World Economic Survey, May 1990, p. 54; IMF World Economic Outlook, December 2001. P. 46.

Рис. 3. Влияние инфляции на темпы роста ВВП, %

Точечная диаграмма (рис. 3) как раз и показывает взаимосвязь высокой инфляции с темпами экономического роста. При ее построении использованы данные о периодах высокой инфляции в развивающихся странах - Мексике 1979-1994 гг., Аргентине 1975-1998 гг., Индонезии 1962-1972 гг., Перу 1987-1998 гг., Никарагуа 1985-1996 гг., Израиле 19781998 гг. и других стран. Интересно отметить, что в большинстве случаев темпы роста ВВП в период снижения инфляции превышали темпы роста ВВП в период ее повышения.

Инфляция тесно связана с ростом процентных ставок. В России проблема высоких процентных ставок стояла особенно остро в 1992-1996 гг., когда экономика страны переживала «острую инфляцию». После выхода из кризиса 1998 г. процентные ставки в России снижаются, что благоприятно сказывается на внутреннем инвестиционном климате. Банк России периодически снижает ставку рефинансирования коммерческих банков. Тем не менее уровень ссудного процента в российской экономике остается достаточно высоким для обеспечения экономического роста на уровне 7-8% в год (рис. 4).

Источник: International Financial Statistics, January 2007. P. 822.

Рис. 4. Динамика процентных ставок в РФ в 1998-2006 гг., % годовых

Принято считать, что на российском денежном рынке ставка рефинансирования Центрального банка определяет уровень процентных ставок только по кредитам «овернайт» и по операциям «валютный своп». При этом основная масса денежных ресурсов предоставляется Банком России кредитным организациям на аукционной основе (аукционы прямого репо и ломбардные кредитные аукционы), процентные ставки по которым иногда бывают ниже ставки рефинансирования. Вместе с тем в своей процентной политике коммерческие банки, безусловно, ориентируются на уровень ставки рефинансирования Банка России.

Проблема финансирования экономического роста упирается не только в высокую стоимость кредитных ресурсов -при существующем уровне инфляции российские коммерческие банки не предлагают корпорациям кредитных ресурсов на срок более 1 года. Сложившаяся банковская практика позволяет вполне эффективно кредитовать розничную торговлю, ипотеку и некоторые другие отрасли сферы услуг, но не строительство крупных промышленных предприятий, электростанций, рудников.

Важнейшим направлением государственной экономической политики РФ на ближайшие годы должно стать снижение уровня инфляции до 3-5% в год. Преодоление инфляции, по определению, означает проведение обоснованной налоговой и бюджетной политики, а также денежной политики Центрального банка. Наличие прочной макроэкономической базы, а также уверенность, что она сохранится в будущем, приведут к улучшению инвестиционного климата в стране. В таких условиях российские компании будут сокращать реальные издержки производства и повышать конкурентоспособность, которой пока пренебрегают.

Наличие обоснованной экономической политики тесно связано с уменьшением искажений в экономике, особенно тех, которые создает само государство. Налоги, тарифы, квоты, контроль над ценами, открытое и скрытое субсидирование входят в число наиболее серьезных искажений подобного рода. Тесно связаны с перечисленными и те искажения, которые вызваны произвольным регулированием, ограничениями, тотальным лицензированием и т. д. Неко-

торые искажения - неизбежные спутники государственного управления, но возможности для снижения вызванных ими экономических издержек все же есть. Правильная экономическая политика должна способствовать переходу от экономической системы с искаженными ценами к системе, где количество «неправильных» цен минимально. Непродуманные меры государственного регулирования не только приводят к поддержанию реальных издержек на более высоком, чем это необходимо, уровне, но и снижают темпы экономического роста.

Меры экономической политики, способствующие формированию и развитию более свободной торговли и более открытой экономики, могут рассматриваться как одно из направлений стратегии по уменьшению искажений в экономике. Но выбор такого направления ведет к недооценке важности внешних факторов экономического роста.

Открытость экономики служит гораздо более важной цели, чем ликвидация искажений цен в виде тарифов и квот. Она также обладает потенциалом для высвобождения экономической динамики в странах, чья экономика испытывала стагнацию или вялый рост. Практика показывает, что предприятия, чья ниша на рынке гарантирована государством, не пытаются снижать издержки и цены. Жесткие рыночные условия меняют экономические воззрения руководителей предприятий. Столкнувшись с конкуренцией мировых рынков, такие предприятия либо адаптируются к ней благодаря снижению реальных издержек, либо становятся банкротами.

Необходимым условием стимулирования экономического роста в России является поиск путей, позволяющих вырабатывать новаторские подходы к сокращению издержек, создавать и запускать финансовые механизмы для реализации таких идей, обеспечивать предприятиям свободный конкурентный доступ на внутренний и внешний рынки с учетом опыта зарубежных стран. Темпы экономического роста России в обозримой перспективе будут в огромной степени зависеть от того, насколько успешно страна с этим справится.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.