БУДУЩЕЕ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА -ЗА УМНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ИННОВАЦИЯМИ
УДК 334
С.В. Чернятин, к.э.н., «Газпром корпоративный институт» (Москва, РФ), [email protected]
Статья посвящена методологии проектного управления инновационной деятельностью в ПАО «Газпром». Приведен анализ подходов к применению инноваций в крупном бизнесе и нефтегазовом комплексе, показано, что современные высокотехнологичные производства сосредоточены преимущественно в корпоративном секторе мировой экономики. Отмечено, что на федеральном уровне сформированы, начиная с 2010 г., программы инновационного развития и технологической модернизации, реализация которых предусматривает использование комплекса интерактивных методов организации управления инновационными процессами в режиме реального времени.
В статье рассматриваются организационно-методические аспекты повышения инновационной активности крупных российских компаний нефтегазового сектора. В частности, представлен обобщенный анализ действующих нормативно-регламентных документов, сформулированы основные требования к условиям успешной организации инновационного менеджмента в нефтегазовой сфере. Особое внимание уделено развитию визуализации данных как базисной составляющей инструментария проектного управления, обеспечивающего рациональное использование инновационно-ресурсного потенциала компаний нефтегазового сектора. Высказаны предложения по повышению корпоративной инновационной активности на основе укрепления культуры взаимодействия многофункциональных команд и реализации программ подготовки руководителей нового типа.
В перечне новых должностей и профессий в нефтегазовом комплексе на период до 2030 г. предусмотрена профессия менеджера по инновационному развитию, для которой представлена учебная программа нового поколения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС, ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ, УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, МЕНЕДЖЕР ПО ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ, МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
В современной научной литературе, посвященной экономической и управленческой проблематике, широко обсуждаются такие актуальные темы, как: 1) может ли крупный бизнес быть эффективным; 2) способен ли российский нефтегазовый комплекс на инновации.
При обсуждении первого вопроса интересно сравнить данные о численности персонала 10-15 компаний - производителей высокотехнологичной продукции, занимающих лидирующие позиции в международных рейтингах [1]. При этом, по мнению Ф. Котлера, основную часть современных наукоемких производств контролируют 400-500 крупнейших корпораций [2]. По некоторым оценкам, доля транснациональных компаний
в мировых инновациях сегодня приближается к 40-50 % [3]. Им принадлежит около 80 % от общего числа зарегистрированных в мире патентов и лицензий [4]. В частности, ставшая одним из яр -ких символов высоких технологий компания Apple регулярно входит в рейтинг крупнейших компаний мира Fortune Global 100 [5].
Существенную долю в ежегодно составляемом Boston Consulting Group топ-листе 50 инновационных компаний также занимают участники Fortune Global 100, представляющие самые разнообразные сферы экономики - от энергетики (BP, ExxonMobil, Royal Dutch Shell), машиностроения (Boeing, General Electric, Siemens) и автоиндустрии (General Motors, Ford, Toyota) до телекоммуникаций (IBM, Intel, Samsung) [6]. Сле -
довательно, в мировой практике бизнеса наличие трудовых коллективов из десятков, а иногда и сотен тысяч работников далеко не всегда становится фактором, препятствующим технологическим инновациям.
Второй вопрос интересен в связи с тем, что вложения в отечественную энергетику могут способствовать дальнейшему росту зависимости экономики страны от добычи нефти и газа. Прямым следствием приверженности данной позиции может стать ограничение области применения в хозяйственном обороте того потенциала, который уже накоплен и вполне может быть рационально использован в качестве локомотива инновационного развития российской экономики. Выступая в роли крупнейшего потребите-
Chernyatin S.V., Candidate of Sciences (Economics), Gazprom Corporate Institute (Moscow, Russian Federation), [email protected]
Smart management of innovations for the future of the oil and gas complex
The article considers the methodology of project management of innovative activity in Gazprom PJSC. The analysis of the approaches to the application of innovations in large business and in the oil and gas complex is given; it is shown that modern high-tech industries are concentrated mainly in the corporate sector of the global economy. It is noted that at the federal level, since 2010, the programs of innovative development and technological modernization have been formed, the implementation of which involves the use of a set of interactive methods for organizing the management of innovative processes in real time.
The article discusses the organizational and methodological aspects of increasing the innovation activity of large Russian companies in the oil and gas sector. In particular, a generalized analysis of existing regulatory documents is presented, the main requirements for the conditions for successful organization of innovation management in the oil and gas sector are formulated. Particular attention is paid to the development of data visualization as a basic component of project management tools, ensuring the rational use of the innovation and resource potential of oil and gas companies. The proposals for improving corporate innovation activity on the basis of strengthening the culture of interaction between multifunctional teams and the implementation of training programs for new type managers are given.
The list of new positions and professions in the oil and gas sector for the period up to 2030 provides for the profession of an innovation development manager, for which the new generation program is presented.
KEYWORDS: OIL AND GAS COMPLEX, INNOVATION DEVELOPMENT PROGRAM, MANAGEMENT OF INNOVATION ACTIVITIES, INNOVATION DEVELOPMENT MANAGER, PROJECT MANAGEMENT METHODOLOGY.
ля продукции таких смежных отраслей народного хозяйства, как машиностроение, химическая промышленность, металлургия и др., нефтегазовый сектор способен формировать реальный спрос на инновации и оказывать существенное влияние на внедрение результатов инновационной деятельности.
В 2010 г. данные возможности были признаны на федеральном уровне, в связи с чем принят комплекс решений о программах инновационного развития и технологической модернизации субъектов естественных монополий и крупных государственных компаний (см. Протокол Заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям № 4 от 03.08.2010 г.) [7]. Несмотря на существенное к настоящему времени расширение нормативно-регламентной базы, призванной обеспечить методическую поддержку в части разработки, реализации и мониторинга эффективности программ инновационного развития, приходится констатировать, что она нуждается в доработке, для того чтобы в дальнейшем служить руководством и залогом успешной
организации инновационной деятельности.
ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО
БИЗНЕСА
Важнейшая актуальная тенденция развития высокотехнологичного бизнеса заключается в том, что вектор создания инноваций сегодня стремительно смещается из сугубо производственной сферы в сферу услуг за счет выделения и совершенствования так называемой гибкой части продукта. В связи с этим инновации все реже стали рождаться внутри структур с фиксированными организационными границами (таких как отделы и отрасли). Они создаются в процессе открытой коммуникации между членами многофункциональных команд, между создателями и потребителями продукта.
Динамика процесса разработки инноваций непрерывно растет. Для формирования лучших инвестиционных замыслов и доведения их до инновационных результатов все чаще используют специальные средства визуализации информации, в том числе графические шаблоны подведения итогов обсуждения, стикеры,
модерационные карты, магнитно-маркерные доски, флипчар-ты и др.
Интеграция опыта реализованных проектов в групповую память команды и систематизация наиболее успешных алгоритмов работы осуществляются за счет регулярно проводимых ретроспектив. Данный формат работы наиболее интенсивно распространился в 1Т-индустрии и банковском секторе. На его основе создано немало программных продуктов, интернет-приложений и сервисов.
Возрастающая скорость изменений, происходящих в современной экономической жизни, формирует качественно новые требования к условиям успешной организации инновационных процессов и, как следствие, к структуре портфеля компетенций профессионального руководителя. Общий вклад менеджмента в экономическую эффективность производственных результатов, по оценкам некоторых экспертов, составляет более 60 %. Для обеспечения инновационной составляющей из возможных альтернатив должны выбираться для дальнейшей проработки и реализации только
Перечень новых должностей и профессий на период до 2030 г. в нефтегазовом комплексе (фрагмент) [8] List of new positions and professions for the period until 2030 in the oil and gas complex (fragment) [8]
№ No. Должность, профессия Position, profession Краткое описание должности, профессии Brief description of position, profession Направление деятельности Activity area Прогнозируемый период (год) появления должности, профессии Projected period (year) of the appearance of position, profession
7 Менеджер по инновационному развитию в нефтегазовой сфере Oil and gas innovation development manager Характеристика вида деятельности: Управленческий вид деятельности Характеристика выполняемых работ: Оценка технологических рисков и перспектив инновационного развития нефтегазовой отрасли. Разработка и имплементация методов эффективного управления инновационными проектами. Стандартизация процессов управления инновационными проектами. Организация и координация процесса поиска и разработки технологически и экономически эффективных инновационных решений для нефтегазовой отрасли, а также процесса планирования бюджета внедрения и адаптации инновационных решений. Организация финансирования реализации инновационных проектов в нефтегазовой сфере Characteristics of the activity type: Managerial type of activity Characteristics of the work performed: Assessment of technological risks and prospects for the innovative development of the oil and gas industry. Development and implementation of methods for effective management of innovative projects. Standardization of innovative project management processes. Organization and coordination of the process of finding and developing technologically and economically effective innovative solutions for the oil and gas industry, as well as the process of planning the budget for the implementation and adaptation of innovative solutions. Organization of financing the implementation of innovative projects in the oil and gas sector Инновационная деятельность Innovative activity 2018
самые лучшие варианты решения производственных задач. Гарантировать на системной основе высокое качество управления данным процессом возможно только при условии освоения принципов современной культуры делового взаимодействия и методов их применения в профессиональном корпоративном контексте.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА
Актуальность проблематики стандартизации процессов управления инновационной деятельностью в нефтегазовом секторе признана российским профессиональным сообществом. Разработанный в 2017 г. Советом по профессиональным квалификациям в нефтегазовом комплексе Прогноз появления новых долж-
ностей и профессий на период до 2030 г. в нефтегазовом комплексе включает позицию «Менеджер по инновационному развитию в нефтегазовой сфере» (см. табл.). Включение данной профессии и указание 2018 г. как прогнозно -го периода ее появления предусмотрены с учетом содержания стратегий развития крупных компаний-работодателей нефтегазового комплекса, предусматривающих осуществление деятельности по управлению инновациями на регулярной основе [8].
Современная система управленческого образования, от колледжей и университетов до авто -ритетных бизнес-школ, все еще слабо подготовлена к тому, чтобы дать адекватный ответ на реальный вызов времени. Сосредоточившись на вооружении студента или слушателя фундаментальной
теорией и набором аналитических инструментов, современное бизнес-образование до сих пор оста -ется узко ориентированным на их применение руководителями-индивидуалами, упуская при этом ключевой аспект - технологию делового взаимодействия.
Несмотря на повсеместные де -кларативные заявления большинства руководителей университетов и бизнес-школ о важности развития навыков деловой коммуникации в рамках освоения их учебных программ, на практике нынешний выпускник, как правило, не демонстрирует полноценно сформированной компетенции проведения рабочих совещаний и владения технологией совместной выработки разделяемых их участниками решений. Нередко руководители с подобным образованием, хоть и проводят регу-
газовая промышленность организация производства и управление
№ 12 | 778 | 2018 г.
лярные совещания с коллегами, но не добиваются в ходе рабочих встреч общего понимания сути рассматриваемых вопросов, не анализируют причины возникновения решаемых проблем. Тогда как современный руководитель должен знать, как примирить диаметрально противоположные позиции, как выбрать единственный вариант решения из предложенных, как доработать уже выбранный вариант, как правильно реагировать на негативные высказывания коллег и др.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММАМИ И ПРОЕКТАМИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ
Изложенные обстоятельства подтолкнули «Газпром корпоративный институт» к разработке учебной программы нового поколения, предназначенной для подготовки руководителей - ин-новаторов нефтегазового комплекса, на современном уровне
владеющих компетенциями организации командной работы и визуализации данных.Конкурентное преимущество новой, состоящей из семи модулей программы МВА Газпром «Управление программами и проектами инновационного развития в энергетическом бизнесе» заключается в том, что такие обязательные для программ данного уровня блоки, как стратегия, финансы и инвестиции, инновации, маркетинг и закупки, персонал, право и др. (см. рис.), раскрыты в тесной связи с необходимым для практического применения аналитических методов инструментарием ведения эффективных деловых коммуникаций с коллегами, клиентами, партнерами, консультантами.
Признанная во всем мире и ши -роко используемая при создании инноваций методология проектного управления освещается в тренинговом формате, с отработкой в режиме реального времени приемов риск-менеджмента, бе-
режливого производства, навыков дизайн-мышления на основе agile- и scrum-подходов. Особое внимание в рамках реализации программы уделяется изучению новых и перспективных трендов технологического развития, как сложившихся, так и наметившихся в энергетическом бизнесе на современном этапе. Общая продолжительность очной части обучения - 560 ч. Продолжительность одного модуля - 10 рабочих дней. Выпускники программы получают диплом, дающий право на ведение профессиональной деятельности в сфере управления программами и проектами инновационного развития в энергетическом бизнесе.
Накопленный Институтом за более чем 23 года образовательной деятельности в Системе непрерывного корпоративного профессионального образования ПАО «Газпром» опыт позволил со -брать высококвалифицированный состав преподавателей, использовать проверенные, зареко-
Директор ПАО «ЮЖНИИГИПРОГАЗ» В.Д. Бондарцов
поздравляет коллектив ПАО «ВНИПИгаздобыча»
и его руководителя В.А. Вагарина с 70-летним юбилеем организации
Уважаемый Владимир Анатольевич, уважаемые коллеги!
С большим удовольствием поздравляем вас со знаменательной вехой в истории вашего института - 70-летним юбилеем!
Мы знаем не понаслышке, что значит пройти столь долгий и весьма плодотворный путь в проектировании нефтегазовых объектов. Рады, что нас объединяет это сложное и почетное дело, что, трудясь на одном поприще, мы с вами вносим вклад в развитие нефтегазодобывающей отрасли России.
Многое из того, что было сделано вами, уникально. Новаторский подход в полной мере присущ вам и сегодня, поэтому ПАО «ВНИПИгаздобыча» - активный участник масштабных проектов, охватывающих обширные территории страны.
От всей души желаем вам сохранения завоеванных позиций и пополнения списка реализованных проектов. Пусть внедряемые инновационные решения всегда приводят вас только к лучшим результатам. Всему коллективу ПАО «ВНИПИгаздобыча» - дружественной атмосферы, роста, обновления сил, здоровья, процветания!
ПАО «ЮЖНИИГИПРОГАЗ»
83004, Украина, г. Донецк, ул. Артема, д. 169-Г
Тел.: +380 (62) 206-53-74, 206-53-75
Факс: +380 (62) 206-64-20 E-mail: [email protected]
ш
ш
МОДУЛЬ 1. НОВЫЕ ТРЕНДЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ЭНЕРГЕ1ИЧЕСК0М БИЗНЕСЕ MODULE 1. NEW TRENDS IN TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT AND STRATEGIC MANAGEMENT IN THE ENERGY BUSINESS
МОДУЛЬ! РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ИДЕЙ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ MODULE Э. DEVELOPMENT
OF BUSINESS IDEAS AND FEASIBIUTY STUDY OF INNOVATIVE PROJECTS
МОДУЛЬ 5. УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕМУАЛЬНЫМИ
РЕСУРСАМИ MODULE 5. MANAGEMENT OF INTELLECTUAL RESOURCES
МОДУЛЬ 6. ПЕРСОНАЛЬНАЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЛИДЕРСТВО В ИННОВАЦИЯХ
MODULE й. PERSONAL EFFICIENCY AND LEADERSHIP IN INNOVATIONS
и
ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА DEFENCE OF THE GRADUATION PROJECT
Структура программы подготовки менеджеров по инновационному развитию в нефтегазовой сфере
Structure of the training program for managers on innovative development in the oil and gas sector
мендовавшие себя на практике методики обучения и, соответственно, гарантировать высокую адаптацию учебного материала к его будущему применению в отраслевом контексте.
Развиваемые в рамках новой модульной МВА-программы компетенции в сфере управления инновационной деятельностью медленно, но все же достаточно последовательно начинают осва-
иваться современным российским бизнесом. Наряду с 1Т-компаниями и банками к процессу постепенно подключаются и предприятия реального сектора. Цифровизация нефтегазового комплекса, предусматривающая воплощение концепции «Индустрия 4.0» в рамках обработки на основе цифровых моделей действующих производственных объектов больших массивов информации, развитие контрактного моделирования и внедрение биржевых инструментов позволяют прогнозировать существенное расширение «гибкой части продукта» в данной сфере уже в ближайшей перспективе.
Сегодня, когда скорость изменений в современном бизнесе чрезвычайно высока, настало время вооружить руководителей надежными методами умного управления процессом создания инноваций в команде,позволяющими в контакте с коллегами сформулировать проблему, проанализировать ее причины и последствия, собрать идеи по ее решению, выбрать из них лучшую и доработать до запуска в реали -зацию план будущего бизнес-проекта. ■
ЛИТЕРАТУРА
1. Чернятин С.В. Концептуальные основы методологии формирования программы инновационного развития вертикально интегрированной компании // Управление. 2015. № 4. C. 75-83.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М.: Вильямс, 2007. 656 с.
3. Ленский Е.В. Транснационализация капитала. Минск: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2001. 326 с.
4. Глобализация мирового хозяйства / под. ред. М.Н. Осьмовой, Г.И. Глущенко. М.: ИНФРА-М, 2014. 389 с.
5. Rankings per Brand [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rankingthebrands.com/Brand-detail.aspx?brandID=8 (дата обращения: 30.11.2018).
6. Селиванов И. Т0П-50 инновационных компаний мира [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://1tmn.ru/ratings/world-ratings/ top-50-innovacionnykh-kompanijj-mira-4140006.html (дата обращения: 30.11.2018).
7. Протокол № 4 от 03.08.2010 заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/documents/VostrebDocs/doc03082010_01 (дата обращения: 30.11.2018).
8. Прогноз появления новых должностей и профессий на период до 2030 года в нефтегазовом комплексе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.spkngk.ru/fileadmin/f/about/Prognoz_poyavleniya_novyh_dolzhnostey_i_professiy_na_period_do_2030_v_NGK.pdf (дата обращения: 30.11.2018).
REFERENCES
1. Chernyatin S.V. Conceptual Framework for Methodology of Vertically Integrated Company's Innovation Development Program. Upravlenie = Management, 2015, No. 4, P. 75-83. (In Russian)
2. Kotler F. Basics of Marketing. Short Course. Moscow, Villyams, 2007, 656 p. (In Russian)
3. Lensky E.V. Transnational Capital. Minsk, Armita-Marketing, Management, 2001, 326 p. (In Russian)
4. Globalization of the World Economy. Edited by M.N. Osmova, G.I. Glushchenko. Moscow, INFRA-M, 2014, 389 p. (In Russian)
5. Rankings per Brand [Electronic source]. Access mode: https://www.rankingthebrands.com/Brand-detail.aspx?brandID=8 (access date: November 30, 2018).
6. Selivanov I. T0P-50 Innovative Companies in the World [Electronic source]. Access mode: http://1tmn.ru/ratings/world-ratings/ top-50-innovacionnykh-kompanijj-mira-4140006.html (access date: November 30, 2018). (In Russian)
7. Protocol No. 4 of August 3, 2010 of the Meeting of the Government Commission on High Technologies and Innovations [Electronic source]. Access mode: http://economy.gov.ru/minec/documents/VostrebDocs/doc03082010_01 (access date: November 30, 2018). (In Russian)
8. Forecast of the Emergence of New Positions and Professions for the Period up to 2030 in the Oil and Gas Complex [Electronic source]. Access mode: http://www.spkngk.ru/fileadmin/f/about/Prognoz_poyavleniya_novyh_dolzhnostey_i_professiy_na_period_do_2030_v_NGK.pdf (access date: November 30, 2018). (In Russian)