Научная статья на тему '«Будущее начинается сегодня»: проект по организации работы школьного экологического отряда'

«Будущее начинается сегодня»: проект по организации работы школьного экологического отряда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный проект / младшие школьники / эколята / экоотряд / направления экопросветительской деятельности / экологический кружок / educational project / primary school students / eco-children / eco-team / directions of eco-educational activity / environmental club

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репина Елена Юрьевна, Овечкина Марина Валерьевна, Овечкина Елизавета Сергеевна

В статье представлен инновационный опыт работы по организации школьного экологического отряда. Статья содержит описание направлений и форм работы, к которой привлечены младшие школьники. Авторами представлены доказательства эффективности и результативности экопросветительской деятельности в рамках представленного образовательного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“The Future Begins Today”: A Project to Organize the Work of a School Environmental Club

The article presents an innovative experience in organizing a school environmental club. It contains a description of the directions and forms of work in which younger students are involved. The authors provide evidence of the effectiveness and success of environmental education activities within the framework of the presented educational project.

Текст научной работы на тему ««Будущее начинается сегодня»: проект по организации работы школьного экологического отряда»

Репина Елена Юрьевна, Овечкина Марина Валерьевна, Овечкина Елизавета Сергеевна

«Будущее начинается сегодня»: проект по организации работы школьного экологического отряда

"The Future Begins Today": A Project to Organize the Work of a School Environmental Club

Аннотация. В статье представлен инновационный опыт работы по организации школьного экологического отряда. Статья содержит описание направлений и форм работы, к которой привлечены младшие школьники. Авторами представлены доказательства эффективности и результативности экопросветительской деятельности в рамках представленного образовательного проекта. Ключевые слова: образовательный проект, младшие школьники, эколята, экоотряд, направления экопросветительской деятельности, экологический кружок

Abstract. The article presents an innovative experience in organizing a school environmental club. It contains a description of the directions and forms of work in which younger students are involved. The authors provide evidence of the effectiveness and success of environmental education activities within the framework of the presented educational project.

Keywords: educational project, primary school students, eco-children, eco-team, directions of eco-educational activity, environmental club

Одним из направлений развития государства является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к ее животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения, конечной целью которого является формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой.

Репина

Елена Юрьевна,

преподаватель кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГУ, методист, учитель начальных классов МБОУ Гимназия № 46, г. Киров e-mail:

repina.elena.71@mail.ru

Овечкина

Марина Валерьевна,

учитель начальных классов МБОУ Гимназия № 46, г. Киров e-mail:

ovma71@gmail.com

Овечкина

Елизавета Сергеевна,

студентка Высшей школы финансов ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», г. Москва

e-mail: liliz.ovi00@gmail. com

Elena

Repina,

Lecturer at the Department of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Methodologist, Primary School Teacher, Gymnasium No. 46, Kirov

Marina

Ovechkina,

Primary School Teacher, Gymnasium No. 46, Kirov

Elizaveta

Ovechkina,

Student of the Higher School of Finance, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Для решения поставленных задач создан Всероссийский природоохранный социально-образовательный проект «Эколята» для учащихся начальной школы, к которому присоединилось наше учебное заведение, и с 2019 года в гимназии работает экологический отряд. Символ МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова — кристалл, отсюда и появилось название экоотря-да — «Кристаллики». Младших школьников, участников экологического движения, называют эколята.

Образовательный проект «Будущее начинается сегодня» представляет собой пример инновационной практики экологического просвещения детей и молодежи на примере работы экоотряда «Кристаллики» МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова.

Проект направлен на учащихся начальной школы МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова в количестве 345 человек. Активные участники — члены экоотряда «Кристаллики» из числа учащихся начальной школы в количестве 115 человек. Приобщенные к деятельности участники — учащиеся МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова в количестве 928 человек.

Цель проекта: формирование системы ценностных отношений к природе, воспитание экологического сознания и формирование базовых основ современной экологической культуры подрастающего поколения через приобщение к работе в экоотряде.

Задачи Iуровня - приобретение навыков:

1. провести ряд мероприятий для мотивации учащихся к участию в экоотряде;

2. развить экологическую компетентность учащихся посредством предоставления возможности учащемуся быть непосредственным участником мероприятий, проводимых в рамках плана работы экоотряда.

Задачи II уровня - формирование позитивного отношения к общественным ценностям:

3. приобщить учащихся к экопросветительской деятельности посредством выбора направления работы в экоотряде в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;

4. сформировать у учащихся экопривычки, необходимые современному человеку через участие в акциях и проектах экологической направленности.

Задачи III уровня - самостоятельное выполнение ребенком значимого социального действия:

5. способствовать развитию творческой инициативы учащихся через привлечение к организации социально значимых экологических проектов и акций;

6. создать возможность для приобретения опыта сотрудничества с различными организациями в ходе участия и проведения экологических мероприятий различных уровней.

Репина Елена Юрьевна, Овечкина Марина Валерьевна, Овечкина Елизавета Сергеевна

Планируемые результаты:

• сформированность целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

• осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

• развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

• освоение доступных способов изучения природы и общества, получения информации от окружающих людей и в открытом информационном пространстве;

• овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;

• развитие мотивации к творческому, социально ориентированному труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, осуществления взаимного контроля в совместной деятельности, адекватной оценки собственного поведения и поведения окружающих.

Методологической основой определения цели, задач и планируемых результатов проекта являются Концепция экологического образования, Федеральные образовательные стандарты начального общего образования, Программа воспитания, Положение о природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята» по формированию у учащихся общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего образования, экологической культуры и культуры природолюбия.

Деятельность экоотряда «Кристаллики» осуществляется по четырем направлениям.

I направление. Экологические занятия «Азбука природы» — это экопросветительская деятельность, дающая возможность учащимся познакомиться с правилами бережного отношения к природе, экологическими проблемами, узнать о возможностях личного участия в деле охраны окружающей среды. Это направление включает в себя такие формы работы, как исследования экологической направленности, экопроекты и экоэкскурсии. На занятиях происходит погружение в проект, целеполагание и планирование деятельности будущих экопроектов (Рисунок 1).

Исследования и экопроекты — это результаты совместной творческой работы эколят, их родителей и педагогов,

Рисунок1. Экологические занятия «Азбука природы»

Рисунок 2. Проведение мастер-класса по изготовлению изделий из бросового материала для и участников первого в Кировской области экологического фестиваля «Зелёный Экофест»

Рисунок 3. Акция «Добро пожаловать, друзья!» (ко Дню птиц)

направленных на реализацию замысла и созданию проектных продуктов. Защита коллективных и индивидуальных проектов проводится на экоконференции «От замысла до результата» ко Дню эколога (5 июня). Материалы созданных экопроектов используются на занятиях «Азбука природы», авторы проектных работ приглашаются для их проведения.

Ежегодно участники экоотряда представляют экопроекты на конкурсах исследовательских и проектных работ: Областном конкурсе-фестивале исследовательских молодых исследователей «Шаг в будущее», Конкурсе им. В. И. Вернадского.

С 2020 года экоотряд реализует проект «Молодое поколение голосует за раздельный сбор и вторичную переработку мусора». В рамках этого проекта созданы 12 индивидуальных и 5 коллективных проектных работ, представленных на конкурсах различных уровней.

Экоэкскурсии — это инновационная форма экопросве-щения учащихся, соединяющая в себе профориентацию и знакомство с экологическими проблемами региона. Отчеты о проведенной экскурсии представляются на экологических занятиях. Были проведены экскурсии на предприятия ООО «Экотек» (сбор вторсырья), Агропромышленный холдинг «Дороничи» (утилизация отходов производства), ООО «Полимерлист» (использование пластикового вторсырья для производства полиэтиленовой пленки), ООО Евростройпром (использование пластикового вторсырья для производства полимерпесчаной плитки), виртуальная экскурсия в заповедник «Нургуш», посещение ветеринарной клиники «Ноев Ковчег», «Приюта для бездомных животных».

II направление. Мастерская эколят — это увлекательные творческие мастерские, мастер-классы, выставки с целью развития творческого потенциала учащихся и воспитания бережного отношения к окружающему миру. Девиз участников мастерской: «Сделал сам — научи другого». Здесь берут начало и реализуются творческие проекты детей. Участниками мастерской созданы: КЛАССная игротека — настольные игры из бросового материала, атрибуты для подвижных игр, детская мебель из гофрокартона, экосумки, предметы интерьера из одноразовой посуды, представлены примеры использования в творчестве фантиков от конфет, молочных пакетов, пластиковых бутылок, изготовлено 25 скворечников, 103 кормушки для птиц, 109 сувениров «Топиарий из сосновых шишек», проведено 15 мастер-классов по изготовлению поделок с использованием бросового материала для учащихся начальной школы гимназии, посетителей библиотеки № 16 им. Л. Дьяконова г. Кирова и участников первого в Кировской области экологического фестиваля «Зеленый Экофест» (Рисунок 2).

Рисунок 4. Экодесант в эколагере по уборке прибрежной территории Кирсинского пруда

Репина Елена Юрьевна, Овечкина Марина Валерьевна, Овечкина Елизавета Сергеевна

III направление. Экологические акции — это мероприятия социальной направленности, проводимые с участием обучающихся, родителейиучителей,жителей города, с целью привлечения всех неравнодушных людей к практической деятельности по сохранению природы и решению экологических проблем различного масштаба. Стоит отметить, что многие акции, ставшие традиционными в нашей гимназии, появились по инициативе авторов проектных работ. Традиционными акциями являются: «Школьная клумба», «Вятка — чистые берега», «Чистый двор», «Новогодняя елка для птиц», «Птичья столовая», «Добро пожаловать, друзья!» ко Дню птиц (Рисунок 3), «Дари добро» (сбор корма для бездомных животных), «День энергосбережения», «Начало начал» (экономия водных ресурсов). В рамках реализации проекта «Молодое поколение голосует за раздельный сбор и вторичную переработку мусора» организуем акции «Подари бумаге вторую жизнь», «Сдай батарейку — спаси ежика, «Пластик — не мусор, а вторсырье», принимаем участие во Всероссийских акциях «Бумбатл», «Экозабота», «Очистим планету от мусора».

IVнаправление. Эколагерь — это место летнего отдыха для детей, кто желает внести свой вклад в сохранение природы Кировской области и сделать первые шаги в мир экопроек-тов. Летом 2022 года эколагерь состоялся на территории ДОЛ «Сосновый бор» в п. Светлополянск Верхнекамского района города Кирова. С 19 июля по 3 августа 109 отдыхающих детей приняли участие в экологической смене «Наш дом — планета Земля». Во время работы эколагеря были проведены такие мероприятия, как День земли, День воды, День огня, День воздуха, Экодесанты (Рисунок 4), Экологическая тропа, экоакция «Лесная клумба» и «Фотозона» (Рисунок 5). В Мастерской эколят всех отдыхающих детей объединил творческий проект «Топиарий из сосновых шишек», в ходе которого ребята научились использовать бросовый и природный материал для изготовления поделки на память о лагерной смене.

Ключевое ежегодное мероприятие — Экофестиваль, на котором подводятся итоги работы экоотряда, представляются творческие работы и экопроекты. В заключение фестиваля проходит торжественный прием новых членов в ряды экоотряда «Кристаллики» (Рисунок 6).

В течение учебного года работа экоотряда «Кристаллики» планируется в соответствии с экологическим календарем (Таблица 1).

Рисунок 6. Ключевое ежегодное мероприятие -

Экофестиваль

Рисунок 5. Экоакция в лагере «Лесная клумба»

Таблица 1. Экологический календарь

24-30 сентября Всемирная акция «Очистим планету от мусора»

4 октября Всемирный день защиты животных

6 октября Всемирный день охраны мест обитания

24 октября Международный день без бумаги

11 ноября Международный день энергосбережения

15 ноября День вторичной переработки

5 декабря Всемирный день волонтеров

11 января День заповедников и национальных парков

21 марта Международный день леса

22 марта Всемирный день водных ресурсов

30 марта Час Земли

1 апреля Международный день птиц

15 апреля День экологических знаний

30 апреля Международный день Земли

11 мая Всероссийский день посадки леса

22 мая Международный день биологического разнообразия

5 июня Всемирный день охраны окружающей среды (День эколога в России)

В планировании деятельности по четвертям представлены все направления деятельности экоотряда (Таблица 2).

Таблица 2. Планирование работы экоотряда

I четверть II четверть III четверть IV четверть

Экологические занятия «Азбука природы»

• «Экологический • «Современные • «Заповедные • «Эта Земля твоя и

календарь» —ин- источники уголки России» — моя» — экоурок

формационно- энергии» — виртуальная • Экскурсия

познавательный информационно- экскурсия в краеведческий

час познавательный • Презентация музей — выставка

• Экскурсия в час «Нургуш» — «Охраняемые

зоологический • Виртуальная сокровище растения и животные

музей — экскурсия на Вятского края» леса»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выставка предприятие • «Кудрявый символ

«Разнообразие по сортировке России» —

животных» и переработке познавательная

вторичного сырья программа

Репина Елена Юрьевна, Овечкина Марина Валерьевна, Овечкина Елизавета Сергеевна

Экологические акции

• Акция по сбору макулатуры «Подари бумаге вторую жизнь» • Акция по приборке территории гимназии с использованием биоразлага-емых пакетов «Чистый двор» • Акция по сбору пластика «Пластик — это не мусор, а вторсырье» • Акция по бережному отношению к энергетическим ресурсам «Копейка рубль бережет!» • Акция «Птичья столовая» • Акция «Птичья столовая» • Акция по сбору опасных бытовых отходов «Батарейка маленькая, а вред большой» • Флешмоб «Час Земли» • Акция по сбору макулатуры «Подари бумаге вторую жизнь» • Акция по приборке территории гимназии с использованием биоразлагаемых пакетов «Чистый двор» • Акция «Школьная клумба»

Мастерская эколят

• Выставка творческих работ «Дары леса» • Конкурс плакатов «Береги природу» • Выставка творческих работ «Изделия из пластиковых бутылок» • Выступление агитбригады «Береги электричество» • Выставка творческих работ «Загадки в лесу на каждом шагу» • Конкурс плакатов «Береги лес!» • Выставка творческих работ «Экомо-да» —изготовление сумочки для продуктов многоразового использования • Экофестиваль

Эколагерь

• Участие «Экодесанта» в работе осеннего многопрофильного гимназического лагеря «Грани» на базе оздоровительного лагеря «Спутник» • Участие «Экодесанта» в работе многопрофильного гимназического лагеря • Участие «Экодесанта» в работе весеннего многопрофильного гимназического лагеря «Грани» на базе оздоровительного лагеря «Спутник» • Планирование работы «Экодесанта» в школьном летнем лагере • Участие «Экодесанта» в работе летнего • Проведение эколек-тория для отдыхающих лагеря • Празднование Дня эколога

Принимая активное участие в работе школьного экологического отряда, наши ученики не только погружаются в мир проектов, но и получают информацию, которая позволит им стать «экологичнее»: осознать важность переработки отходов, узнать про привычки ресурсосбережения, увлечься темой сохранения природы и бережного использования вещей и материалов.

В результате работы экоотряда «Кристаллики» наблюдается положительная динамика, на основе которой определяются перспективы дальнейшего развития и масштабирования проекта:

1. ежегодно увеличивается количество учащихся, приобщенных к деятельности в составе экоотряда (Диаграмма 1);

2. увеличивается количество учащихся, участвующих в экологических акциях, организованных экоотрядом (Диаграмма 2);

3. повышается результативность участия членов экоотряда в конкурсах и олимпиадах по экологии (Диаграмма 3);

4. ежегодно увеличивается масса собранного вторсырья (Диаграмма 4).

20 0

201У 2020 2020 2021 2021 2022 2022 2023 2023 2024

кол-во участников экоотряла «Кристаллики», чел

Диаграмма 1. Динамика количества участников экоотряда «Кристаллики»

600

2019-2020 2020-2021 2021 2022 2022-2023

кол-но участников экоакций, проведенных экоотрядом, чел.

Диаграмма 2. Динамика количества экоакций, проведенных экоотрядом

2022 2023 2021-2022 2020 2021 2019-2020

60

' з ■■ 15

0

20

40

174

60 »0 100 120 140 160 180 200

; кол-во победителей-членов экоотряда в конкурсах и олимпиадах по экологии, чел. 'кол-во участников-членов экоотряда в конкурсах и олимпиадах но экологии, чел.

Диаграмма 3. Динамика активности и результативности участия в конкурсах и олимпиадах по экологии

Репина Елена Юрьевна, Овечкина Марина Валерьевна, Овечкина Елизавета Сергеевна

^^"мясся собранного вторсырья, ТОНН

Диаграмма 4. Динамика количества собранного вторсырья

Оценка результатов эксперимента осуществлялась с помощью методики «^-критерий знаков». Для замеров была использована олимпиада по окружающему миру и экологии на образовательной платформе Учи.ру. Замеры были сделаны до участия в работе экоотряда и после активного участия в работе экологического отряда «Кристаллики» в течение года.

Результаты проведенного эксперимента подтверждают эффективность экопро-светительской деятельности в гимназии через приобщение учащихся начальной школы к работе в экоотряде «Кристаллики».

О результативности экопросветительской деятельности экологического отряда свидетельствуют следующие поощрения:

• Благодарственное письмо руководителю экоотряда от Министерства охраны окружающей среды Кировской области, 2019, 2022;

• Диплом за лучший инновационный проект в областном конкурсе экологических отрядов, 2020;

• Диплом III степени Конкурса исследовательских работ имени В. И. Вернадского — 2020;

• Диплом за выступление в областном экологическом фестивале «Экодетство» под девизом «Дети за сохранение природы!», 2020;

• Благодарность губернатора Кировской области за активное участие в природоохранных акциях и реализацию экологических проектов, 2020;

• Диплом I степени регионального этапа Всероссийского фестиваля «Праздник Эколят — молодых защитников природы», 2020;

• Диплом III степени Всероссийского (международного) фестиваля «Праздник Эколят — молодых защитников природы», 2020;

• Диплом I степени Межрегионального конкурса исследовательских экологических задач «Зеленая ЭКОматематика», 2021;

• Победа в номинации «Авторы креативных постов» по итогам Всероссийской акции по сбору макулатуры #БумБатл-2021, 2021;

• Диплом III степени за участие в Межрегиональном конкурсе проектных работ им. Вернадского — 2022;

15

2019-2020 2020-2021 202L-2022 2022-2023

• Благодарность от администрации ДОЛ «Сосновый бор» за активное участие в реализации программы экологической смены «Наш дом — планета Земля», 2022;

• Благодарственное письмо за творческое выступление и проведение мастер-классов на первом в Кировской области экологическом фестивале «Зеленый Экофест», 2022.

Планы по развитию и масштабированию проекта:

1. Увеличить численность участников экоотряда «Кристаллики» в 2022/2023 учебном году до 150 человек.

2. Привлечь учащихся пятых классов в количестве 56 человек к работе экоотряда в качестве эконаставников для первоклассников.

3. Увеличить численность участников эколагеря до 130 человек с привлечением учащихся других школ города Кирова.

4. Увеличить объем собранного вторсырья минимум на 10 %.

5. Создать электронный сборник с методическими рекомендациями по организации школьного экологического отряда. И"

Размещение информации о работе экоотряда:

• сайт экоотряда: http://ecolyata46.tilda.ws/;

• сайт МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова: https://sch46.kirovedu.ru/?page_id=3113;

• группа ВК «Гимназия № 46 г. Кирова»: https://vk.com/gymnaz46;

• сайт Министерства охраны окружающей среды Кировской области: https://priroda.kirovreg.ru/activities/education/development-of-the-movement-akalat-young-conservationists/;

• сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации: https://www.mnr.gov.ru/activity/rno/ekologicheskoe-prosveshchenie/.

Литература:

Захлебный и др., 2022 — Захлебный А. Н, Дзятковская Е. Н., Мамченко А. А., Шмелькова Л. В. Концепция экологического образования в системе общего образования // Институт развития образования РАО, 2022. Режим доступа: https://clck.ru/32g3Gc.

Зотова, 2012 — Зотова Т. В. Азбука природолюбия: учебное пособие для дошкольников и младших школьников. — М.: Межрегиональная общественная организационного содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации»: Русское географическое о-во, 2012. 308 с.

Положение, 2015 — Положение о природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята» по формированию у учащихся общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего образования, экологической культуры и культуры природолюбия (1-4 классы) // Эколята-дошколята, 2015. Режим доступа: http://xn-80atdlv6dr. xn--p1ai/proekt-yekolyata/polozhenie/.

Программа воспитания, 2022 — Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, разработанная Институтом изучения семьи, детства и воспитания РАО по заданию Министерства просвещения РФ, одобрена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 23 июня 2022 года // Реестр примерных основных общеобразовательных программ, 2022. Режим доступа: https://clck.ru/u2Djm.

ФГОС НОО, 2021 — Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Реестр примерных основных общеобразовательных программ, 2021. Режим доступа: https://clck.ru/tpTxF.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.