Ш1
kill
1 и информационные
технологии
С места событий
БУДУЩЕЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ТИПОВЫХ РЕШЕНИЯХ И В ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
Такое мнение о ключевых подходах к информатизации отрасли высказал директор Департамента информатизации Минздравсоц-развития О.В. Симаков на конференции «Информационные технологии в медицине-2009» (г. Москва, 15-16 октября 2009 г.)
Мы преуспели в информатизации вспомогательных процессов в здравоохранении: хорошо собираем информацию для оплаты медицинских услуг, активно внедряем бухгалтерские системы (они стоят уже в 90% ЛПУ), а вот автоматизации основных процессов, позволяющих собирать всю медицинскую информацию о пациенте, внимание уделяется лишь в пятой части ЛПУ» — отметил О.В. Симаков. «До тех пор, пока мы во всех ЛПУ не внедрим средства ввода первичных данных, не обеспечим возможность обмена информации в защищенном виде между различными медицинскими учреждениями, мы не сможем решить гигантский пласт проблем, накопленных в отрасли. Только опираясь на реальные показатели, мы можем решать задачи ресурсного обеспечения здравоохранения».
«До тех пор, пока мы во всех ЛПУ не внедрим средства ввода первичных данных, не обеспечим возможность обмена информации в защищенном виде между различными медицинскими учреждениями, мы не сможем решить гигантский пласт проблем, накопленных в отрасли»
При этом главной задачей, по мнению директора Департамента, является использование именно первичной медицинской информации при выполнении аналитической работы и формировании статистики. Даже при оптимистическом прогнозе решение этой задачи займет минимум 5 лет. «Пока этого не произойдет, мы будем страдать от неполной и недостоверной информации, поскольку мы основываем свои управленческие решения не на первичной, а на отчетной информации, данные которой могут быть случайно или преднамеренно
58
С места событий
www.idmz.nu
2009, №6
■■■■
Ш1
Ш1
искажены. У нас нет средств, которые позволяли бы моделировать процессы».
О.В. Симаков отметил, что сегодня в отрасли повсеместно возникают ситуации с потерей актуальной инфор-
мации на бумажных носителях и практически невозможно сопоставить данные, полученные в различных ЛПУ. Любая выписка ограничивает врача опросом больного, а отсутствие автоматизации диагностических и лабораторных систем приводит к повторному вводу данных.
Вторым массивом, который планируется использовать, является электронный паспорт ЛПУ. Паспорт будет включать сведения об оснащенности всеми видами ресурсов и медицинского оборудования в рамках табеля оснащенности. Он должен быть связан с требованиями по лицензированию и стандартами лечения. «Долгожданный классификатор оборудования и расходных материалов мы планируем получить в конце 2009 года».
Третий блок данных — регистр медицинских работников — позволит опреде-
лить, «на какой ресурсной базе строится наша сеть, каково качество подготовки и переподготовки специалистов». Решение этой задачи займет, по прогнозам Симакова, весь 2010 год.
Если будут эти четыре блока информации (первичная медицинская информация, финансовая информация, паспорт оснащенности ЛПУ, регистр медицинского персонала), ЛПУ будут освобождены от отчетов, и вся аналитическая информация будет формироваться из регионов. «Электронная медицинская карта, электронный паспорт ЛПУ, регистр медицин-
ских работников плюс результаты хозяйственной деятельности из бухгалтерских программ — и любой запрос управленцев можно сформировать из этих массивов». Информационным ресурсам и таким отчетам
мы будем верить на 99%. Это означает, что прогнозы и планирование можно делать на вполне достоверной базе, а не методами «трех П».
Создавая фонд алгоритмов и типовых программ, Минздрав-соцразвития России планирует выбрать несколько типовых решений программного обеспечения и предоставлять их по соглашению с субъектами РФ для использования в ЛПУ. Таких решений, по мнению О.В. Симакова, должно быть не менее 5-6, чтобы у ЛПУ была возможность выбора в том случае, если не удается доработать уже существующую в ЛПУ информационную систему до необходимого уровня. «Поверьте, не будет никаких компаний по уничтожению уже существующего в ЛПУ программного обеспечения, если оно соответствует требованиям, а требования давайте обсудим вместе и закрепим их приказом Минздравсоцразви-
тия как базовые для РФ. Никаких задач лоббирования тех или иных систем не будет. Только там, где ЛПУ не может довести свою систему до нужного уровня, ему будет предложено типовое решение».
«Электронная медицинская карта, электронный паспорт ЛПУ, регистр медицин ских работников плюс результаты хозяйственной деятельности из бухгалтерских программ — и любой запрос управленцев можно сформировать из этих массивов».
Не будет никаких компаний по уничтожению уже существующего в ЛПУ программного обеспечения, если оно соответствует требованиям, закрепленным приказом Минздравсоцразвития как базовым для РФ.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 59 ■
Ш1
kill
1 и информационные
технологии
С места событий
т
> Основными задачами системного проекта создания ИС в здравоохранении на 2010 год являются анализ практики использования ИКТ в системах государственного здравоохранения зарубежных стран и анализ результатов обследования существующего уровня информатизации государственных и муниципальных ЛПУ, а также разработка концепции, определяющей направления развития информатизации здравоохранения с учетом существующего уровня, а также финансово-экономического обоснования (ФЭО) Системы.
О.В. Симаков отметил особую важность разработки правовых и методологических основ создания и эксплуатации Системы и нормативных документов, обеспечивающих ее функционирование, включая определение необходимого и достаточного перечня и содержания тезаурусов, классификаторов и словарей, в том числе и отраслевых.
«Мы сделаем три экспертные подгруппы по информатизации: по концепции информатизации здравоохранения, определяющей направления развития информатизации здравоохранения, по обеспечению информационной безопасности и по автоматизации сбора первичных медицинских данных».
По ожиданиям директора Департамента информатизации, создание Системы обеспечит стандартизацию класси-
фикации и кодирования информации в здравоохранении и обязательном медицинском страховании и информационного взаимодействия между участниками информационных систем. Будут утверждены нормативные документы, разрешающие, регламентирующие и стимулирующие ведение медицинских записей в электронном виде. Сбор и хранение деперсонифицированных электронных медицинских записей (ЭМЗ) пациентов, обслуживаемых ЛПУ региона, будут приведены в соответствие с законодательством о защите персональных данных.
При этом реализация системного проекта будет развиваться до уровня ЛПУ. «Глубже нас это не должно трогать. Субъекты предлагают, давайте мы будем пилотами, только дайте денег — этого не будет! Чем выше уровень информатизации субъекта, тем раньше там будем начинать реализацию проекта».
О.В. Симаков также выделил еще два направления деятельности Департамента информатизации, на которые рекомендовала обратить внимание Комиссия по инновациям при Президенте РФ. Это — разработка системы персонального мониторинга здоровья населения и внедрение медицинских информационно-справочных систем.
Одним из центральных вопросов конференции стало обсуждение правоприменительной практики закона
«О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006, вступающего в силу с 1 января 2010 года: способов деперсонификации медицинских записей, их хранения и уничтожения, необходимости для оператора персональных данных получить лицензию на осуществление технической защиты конфиденциальной информации и др.
20 октября 2009 года в Государственной Думе по инициативе Комитета Государственной Думы по безопасности и Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству были проведены Парламентские слушания на тему: «Актуальные вопросы
развития и применения законодательства о защите прав граждан при обработке персональных данных», цель которых — выработка рекомендаций по комплексному совершенствованию законодательства о защите прав граждан при обработке персональных данных, а также по совершенствованию правоприменительной практики в данной области (материалы слушаний смотрите в рубрике «Актуальные нормативные документы»).
С учетом этих рекомендаций в ноябре Департаментом информатизации будут разработаны и разосланы методические указания, а «пока разработчики МИС должны подумать над тем, как информация
60
С места событий
www.idmz.nu
2009, №6
■■■■
Ш1
Ш1
Комиссия по инновациям при президенте РФ
рекомендовала обратить внимание на следующие три направления информатизации здравоохранения:
1. Создание системы электронного учета оказания медицинских услуг и ведение медицинской карты пациента в электронном виде
для обеспечения достоверности и качества медицинской и управленческой информации в области здравоохранения и обязательного медицинского страхования за счет использования в качестве ее единственного источника первичных данных, собранных в электронном виде. Предполагается: •обеспечить хранение первичных данных и формирование на их основе электронных медицинских карт граждан и аналитической информации с предоставлением регламентного доступа к ней заинтересованных органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов и страховых медицинских организаций. При этом информация будет использоваться для мониторинга здоровья населения, системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования;
•организовать ввод всей информации о деятельности лечебно-профилактического учреждения в Систему. В результате в Системе будет консолидирована информация об оказанных медицинских услугах, финансовая информация, а также сведения о технической оснащенности лечебно-профилактических учреждений (далее — ЛПУ) и имеющихся кадровых ресурсах;
• оптимизировать процесс управления системой здравоохранения на основе автоматически поступающей оперативной аналитической информации. При этом, в частности, предполагается повысить эффективность планирования ресурсов и обеспечить возможность их оперативного перераспределения в рамках системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования;
•унифицировать требования к процессам сбора и обработки данных, нормативно-справочную информацию.
2. Создание Системы персонального мониторинга здоровья человека за счет применения информационных технологий при оперативном и всеобъемлющем анализе данных о состоянии здоровья конкретного человека.
Решение этой задачи предполагает:
• оперативный постоянный сбор сведений о состоянии здоровья человека с применением информационных технологий из различных, в том числе удаленных, источников;
• организацию хранения и оперативного доступа к медицинским данным гражданина для лечащего врача;
• оперативный интеллектуальный анализ данных, формирование заключения о состоянии здоровья, определение направлений необходимого лечения и консультирования, определение группы здоровья;
• возможность передачи сведений лечащему врачу для консультации и принятия врачебного решения на расстоянии с использованием инфо-коммуникационных технологий.
3. Развитие и внедрение медицинских информационно-справочных систем с целью унификации процесса принятия решений медицинскими работниками при постановке диагноза, выборе методики лечения и назначении лекарственных препаратов.
Решение этой задачи предполагает:
• разработку унифицированной нормативносправочной информации;
• создание и развитие электронной медицинской библиотеки;
• создание социальной сети медицинских работников и пациентов на основе портала главных специалистов;
• разработку информационно-справочных систем для медицинских работников, обеспечивающих поддержку принятия решений при постановке диагноза, выборе методики лечения и назначении лекарственных препаратов.
должна защищаться, как обеспечить снижение категорийно-сти обрабатываемой информации. Даже если произойдет чудо и действие 152-ФЗ перенесут, нам все равно нужно искать не слишком затратные решения этой проблемы».
Комментируя этапы создания Системы в 2009-2013 и после-
дующие годы, О.В. Симаков сообщил, что в 2009 г. будет завершена разработка системного проекта, в 2010 г. начнется пилотный проект в трех субъектах РФ, в 2011 «будем двигаться по субъектам РФ. Многое будет зависеть от архитектуры, которая будет предложена для первичного звена.
В результате мы получим электронное здравоохранение, принципы и элементы которого либо покритикуют, либо подтвердят в Рабочей группе по созданию Концепции.
На «круглом столе» «Разработка, внедрение, эффективный диалог разработчиков, заказчиков и регуляторов системы»
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 61 ■
Ш1
kill
1 и информационные
технологии
С места событий
Даже если произойдет чудо и действие 152-ФЗ перенесут нам все равно нужно искать не слишком затратные решения этой проблемы.
обсуждался исключительно важный для разработчиков МИС вопрос, что есть рынок для медицинских информационных систем и какова его емкость. Обсуждение было инициировано справедливым замечанием О.В. Симакова по поводу того, что «МИС слабо напоминает коробочный продукт, и никто из присутствующих не может не только продать, но и костомизировать 200 МИС за 3-4 года,
поскольку не имеет опыта тиражных продаж таких компаний, как «1С» и «Парус».
Комментируя это замечание, Б.В. Зингерман, автор национального стандарта «Электронная история болезни», подчеркнул что «1С» и «Парус» — это системы, ориентированные на емкий рынок бухгалтерских систем, по сравнению с которыми рынок МИС минимален. «Это связано с тем, что ЛПУ не понимает, какой бюджет оно может потратить на информатизацию. Будет ли какое-то решение на уровне Минздра-всоцразвития России? Тогда возник бы рынок и появились модели масштабного тиражирования МИС».
В качестве гипотезы директор Департамента информатизации предложил следующий
алгоритм оценки рынка МИС: сегодня насчитывается 8-8,5 тыс. неавтоматизированных ЛПУ. Расходы на костомиза-цию МИС составляют примерно 3-5 млн. Следовательно, объем потенциального рынка
— примерно 45 млрд. рублей. «Это — колоссальный рынок. То есть рынок есть — найдутся ли деньги, причем деньги не федеральные?»
Дальнейшее развитие дискуссии привело к обсуждению проблемы выделения отдельных бюджетов на информатизацию ЛПУ. На вопрос, сколько нужно тратить на информационные технологии в здравоохранении, В.О. Симаков отметил, что в зависимости от отрасли величины таких затрат обычно составляют от 2,5-3% до 7-11% от бюджета отрасли. И если бюджет ФФОМС — 3 трлн. рублей, то расходы на информатизацию ЛПУ должны составлять 7% от этой суммы, но «реально Вам
никто таких денег не даст». Именно поэтому «будущее информатизации здравоохранения в типовых решениях и в индустриальных технологиях. Только за счет этого можно минимизировать расходы на информационные технологии».
На вопрос участников «круглого стола», куда же обращаться за деньгами, В.О. Симаков ответил: «В ФФОМС. Пока информатизация не будет включаться в тариф ОМС, пока не будет статьи «затраты на информатизацию», она не пойдет. Единственный вариант финансирования эксплуатации средств автоматизации — включение в тариф».
Пока информатизация не будет включаться в тариф ОМС, пока не будет статьи затраты «на информатизацию», она не пойдет.
А вот предложению разработать нормативы и ввести штатных ИТ-специалистов в ЛПУ директор Департамента информатизации дал следующую оценку: «Ввод в штат ЛПУ ИТ-специалистов — не самый лучший вариант. Сегодня непрофильные услуги должны оплачиваться на аутсорсинге».
Наталия Куракова
Рынок МИС есть — найдутся ли деньги, причем деньги не федеральные?
ЛПУ не понимает, какой бюджет оно может потратить на информатизацию.
■■ “2- ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■