Научная статья на тему 'Будущее евро и его воздействие на глобальную экономику'

Будущее евро и его воздействие на глобальную экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ж. Ш. Кудайбергенов

Сегодня евро переживает самые тяжелые времена с момента его ввода в 1999 году на фоне обострения европейского долгового кризиса, в связи с чем, Европейский Союз (ЕС) сталкивается с серьезными проблемами по обеспечению устойчивого сохранения евровалюты. При этом существует опасность потерять контроль над евро при его использовании в качестве мировой резервной валюты1. Эта опасность усиливается в условиях мирового финансово-экономического кризиса, который вывел слабые звенья в зоне евро.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущее евро и его воздействие на глобальную экономику»

Ж. Ш. Кудайбергенов,

Декан факультета «Учет и аудит» Ташкентского Финансового института, к.э.н., доцент.

БУДУЩЕЕ ЕВРО И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ГЛОБАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ

Сегодня евро переживает самые тяжелые времена с момента его ввода в 1999 году на фоне обострения европейского долгового кризиса, в связи с чем, Европейский Союз (ЕС) сталкивается с серьезными про -блемами по обеспечению устойчивого сохранения евровалюты. При этом существует опасность потерять контроль над евро при его использовании в качестве мировой резервной валюты1. Эта опасность усиливается в условиях мирового финансово-экономического кризиса, который вывел слабые звенья в зоне евро.

Такая тенденция объясняется наличием финансовой нестабильности и ростом государственного долга ряда стран ЕС, например таких, как Греция, Португалия, Ирландия, Испания и Италия.

Так, совокупный долг этих стран по состоянию на ноябрь 2011 года составляет около 4.2 триллионов долларов США2. Данное обстоятельство усугубляется и тем, что основные страны ЕС, т.е. Германия и Франция, все еще не выработали конкретных мер и механизмов по выходу из кризисной ситуации. Помимо этого, снижается спрос и на эталонные германские государственные бумаги. Например, доходность десятилетних государственных облигаций этой страны впервые с кризисного 2008 года подскочила до 1.98%, превысив уровень доходности US Treasuries, аналогичных по сроку обращения (рис. 1). Причиной тому является то, что конкурентоспособность евро как одной из ведущих мировых валют базируется на экономическом и валютном потенциале всех основ-

1 Л.Н.Красавина. Концептуальные подходы к реформированию мировой валютной системы// Деньги и кредит. №5, 2010. С.52.

2 Europe and its currency//The Economist. №46, 2011. P. 52.

ных стран европейского Экономического и валютного союза (ЭВС)3.

Между тем многие ученые и эксперты прогнозируют неизбежный крах евро в ближайшем будущем, что, безусловно, негативно отразится на глобальной экономике в отдаленной перспективе. При этом аргументируется, что евровалюта не будет спасена до тех пор, пока основные лидеры еврозоны не выработают коллективные механизмы выхода из долгового кризиса. Вот почему необходим тщательный анализ финансового состояния стран Еврозоны с единой валютой, т.е. 17 стран, территория которых протянута от Кипра до Ирландии и от Португалии до Финляндии4.

Основную проблему с долговым кризисом в еврозоне испытывают европейские банки, которые имеют в своих активах государственные облигации некоторых стран ЕС, связанных с проблемами обслуживания государственного долга. Наряду с этим, отдельные инвестиционные банки и финансовые корпорации других стран также терпят финансовые убытки из-за растущей доход-

3 Л.Н.Красавина. Концептуальные подходы к реформированию мировой валютной системы// Деньги и кредит. №5, 2010. С.52.

4 Jean-Claude Trichet. The Monetary Policy of European Central Bank. ECB, 2011. P. 13.

Рисунок 1

Доходность десятилетних государственных облигаций (%)х

2000г.

2005г.

2010г.

2011г.

- Ирландия

- Португалия

- Испания

- Греция

Италия Германия

- Франция

ности государственных облигаций стран ЕС (см. рис 1.).

Так, 1 ноября 2011 года один из крупнейших брокерских холдингов США, MF Global, объявил о банкротстве2, что явилось следствием покупки итальянских и испанских государственных облигаций в сумме 6 миллиардов долларов США. Изначально руководители данного брокерского холдинга рассчитывали, что эти ценные бумаги принесут большую прибыль с минимальными рисками. Однако, в результате резкого падения цен на них, сумма убытка этой компании составила порядка 1.2 миллиардов долларов США при собственном капитале в размере 1 миллиардов долларов США3.

Эти и другие обстоятельства особо усугубляют положение на финансовом рынке в еврозоне. Причиной тому является то, что европейские и другие банки становятся нестабильными в результате резкого снижения доверия к монетарным властям данного региона по скорейшему выходу из кризисной ситуации. Следовательно, эти явления при-

водят к дальнейшей рецессии и усилению опасения, связанного с тем, что эти европейские государства не смогут обеспечить обслуживание и возврат долгов, которые находятся либо на уровне годового объема валового внутреннего продукта (ВВП) либо его превышают (рис. 2)4. В этой связи рост государственного долга в дальнейшем негативно отразится на финансовой устойчивости банков, и потому может быть многие, ожидают второй волны кризиса мировой экономики, которая в этот раз может начаться в странах ЕС.

Сегодня европейская экономика находится в состоянии крайней неустойчивости, особенно в условиях углубления глобального финансового рынка. Между тем рецессия и эффект домино по долговому дефолту, обвал банковской системы и возможный выход некоторых стран ЕС из единой зоны евровалюты - может привести к повторному глобальному кризису, которая также имела схожий сценарий развития в середине 2008 года.

Государственный долг некоторых стран ЕС на 01.12.2011 г. (% к ВВП)5. Рисунок 2.

200 150 100 50 0

/

/

/ / 1 А

/ / /

)

□ Германия ■ Португалия □ Ирландия □ Франция ■ Испания ■ Греция

1 www.bloomberg.ru, November 1, 2011.

2 www.forbes.ru, November 1, 2011.

3 Там же.

4 По условиям Маастрихтского Договора это соотношение не должно превышать 60% (ред.)

5 The euro crisis: The German problem//The Economist. №47, 2011. Р. 17.ыы

Эти проблемы особенно четко начали проявляться после того, как большинство стран ЕС располагало кредитными ресурсами с низкими процентными ставками на протяжении целого десятилетия вплоть до финансового кризиса 2008 года. Имея растущий долговой финансовый центр и экономику, наполненную дешевыми кредитными ресурсами, Европейский центральный банк (ЕЦБ) в течение долгого времени довольствовался преимуществами международного кредитования. Необходимо отметить, что правительство США также на протяжении целого ряда десятилетий устойчиво расширял кредитную базу, которая приводила к кризисным ситуациям1.

Однако в последующем мировой финансовый кризис усугубил проблему безработицы вследствие резкого снижения спроса на товары и услуги, что также увеличило нагрузку на социальные расходы государства. Помимо этого, некоторые страны ЕС, например такие, как Ирландия и Испания для спасения своей банковской системы, столкнулись с проблемой нехватки финансовых средств. Все это происходило на фоне сокращения налоговых поступлений в государственный бюджет и сопровождалось большими потерями на рынке недвижимости.

Между тем финансовый кризис спровоцировал рост процентных ставок, что вначале повлияло на дефолт заемщиков и банковскую систему в целом, а затем и на сами государства, резко сократив уровень экономического роста. Вот почему в октябре 2011 года страны-члены ЕС согласились списать 50% государственного долга Греции2, река-питализировать европейские банки и увеличить фонд системы защиты проблемных стран в рамках ЕС с тем, чтобы завершить кризис и спасти бедствующие государства.

Несмотря на принятые меры, этот оптимистический план также потерпел неудачу. Во-первых, как утверждают многие эксперты, Греция нуждается в больших объемах финансовой помощи, во-вторых, разработанный фонд системы защиты не имеет достаточно мощных резервов для того, чтобы остановить эпидемию распространения долгового кризиса на другие страны ЕС. Кроме того, даже если удастся ослабить кризис, то потребуется длительный промежуток вре-

1 Richard Duncan. The Dollar Crisis: Causes, Consequences, Cures/Singapore: Saik Wah Press Pte Ltd, 2005. P.66

2 Greece's woes//The Economist. №45, 2011. Р. 15.

мени для восстановления экономики Европы в целом. Причиной тому является то, что проблемные государства в этой зоне должны будут решить ряд структурных задач, связанных, в частности, с дальнейшим контролем дефицита бюджета, восстановлением качественного торгового баланса и усилением конкурентоспособности.

Для того чтобы успешно решить эти задачи, странам ЕС следовало бы обеспечить комбинацию невысокой заработной платы и приемлемых сырьевых цен с высокой производительностью3. Однако несмотря на то, что структурные преобразования всегда протекают болезненно, в конечном счете государствам самим придется осуществлять реформы. Причина тому - рецессия и быстрый рост уровня безработицы, которые принудят их принять адекватные меры.

В то же время правительствам в зоне ЕС особое внимание необходимо бы уделять вопросам и мерам по сокращению государственного долга. Один из общеизвестных механизмов - это увеличение налогового бремени, сокращение затрат и обеспечение роста экономики. Однако чрезмерно высокий уровень безработицы в странах ев-розоны (рис. 3), т.е. соответственно невысокий уровень налоговых поступлений, и наличие огромного количества лиц, требующих пенсии по старости, делают достаточно затруднительным реализацию этого механизма. Помимо этого, эксперты Международного валютного фонда (МВФ) считают, что государствам необходимо иметь положительный баланс бюджета в размере 8% ВВП к 2020 году, с тем, чтобы сократить государственный долг до 60% ВВП к 2030 году5. Таким образом, одной из наиболее эффективных мер, несмотря на существующие трудности, является обеспечение роста продуктивности в экономике.

Данные, содержащиеся на рис. 3, свидетельствуют о том, что наибольший уровень безработицы наблюдается в Испании и Греции. В этой связи многие эксперты полагают, что именно в этих странах необходимо начать осуществление реформ, ускоряющих экономический рост и сопровождающихся вводом новых высокотехнологичных производств. Однако, для создания новых рабочих мест в этих стран имеется ряд проблем.

3 Europe and its currency//The Economist. №46, 2011. P. 52.

4 Europe and its currency//The Economist. №46, 2011. P. 60.

5 www.imf.org

Уровень безработицы на 01.12.2011 г.(%)1 Рисунок 3.

20 ^Н (■

«J I

--/ f

/

□ Германия ■ Великобритания □ США □ Франция ■ Еврозона ■ Испания ■ Греция

Так их низкая продуктивность заключается в двухуровневом рынке труда, который, во-первых, защищает рабочие места старшего поколения в неэффективных отраслях экономики, а, во-вторых, временные рабочие места предоставляет молодёжи. Вот почему значительная часть безработицы приходится на долю молодых, половина из которых до 30-летнего возраста вообще не имеет рабочих мест. Наряду с этим, существует множество административных и законодательных барьеров для запуска нового бизнеса во многих странах ЕС. Например, согласно классификации Всемирного Банка «Как легко начать бизнес в стране», Испания стоит на 133-м месте после Кении1.

Так, многие эксперты полагают, что большая европейская 2 (G2 -Германия и Франция) должна выработать конкретные механизмы выхода из долгового кризиса, комбинируя при этом экономическую мощь Германии и план Франции. Причина этого заключается в том, что крах евро обернется весьма негативными экономическими последствиями для этих стран. Например, экономика Германии тесно и глубоко связана с экономиками многих других стран ЕС, являющихся источником развития немецкой промышленности, так как германские банки и страховые компании инвестируют сбережения в эти страны и, соответственно, они служат рынками для немецких товаров. Аналогичная ситуация отмечается и во Франции.

Кризис с евровалютой также негативно может отразиться на экономических интересах других стран. Например, тесная экономическая связь Великобритании с Евро-зоной повышает вероятность рецессии в этой стране. Причина заключается в том, что

1 Europe and its currency//The Economist. №46, 2011. P. 60.

данная зона представляет собой около 40% британской торговли и одновременно Лондон - это самый большой финансовый центр ЕС2. Поскольку, две пятые части экспорта Великобритании направляются в 17 стран ЕС с единой евровалютой, резкое сокращение экспорта в эти страны, из-за нестабильности Евро может осложнить финансовое положение Соединенного Королевства.

К тому же, британские банки также могут понести крупные финансовые убытки. К примеру, размер предоставленных кредитов британскими банками таким странам, как Ирландия, Испания, Италия, Португалия и Греция, ныне составляет 350 миллиардов долларов США3, возврат же этих кредитов связан с высокими рисками на фоне усиления долговых проблем в этих странах. Данный объем кредитования может занять небольшую долю в активах британских банков по сравнению с кредитом в размере 680 миллиардов долларов США, предоставленным банкам Франции, что составляет порядка четверти ВВП этой страны. В свою очередь, французские банки в основном из этих средств предоставляли заем другим странам ЕС, которые сегодня находятся в кризисной ситуации.

Данная ситуация усугубляется и тем, что опасность долгового кризиса и меры по сокращению государственного расхода в ев-розоне могут негативно отразиться на экономиках проблемных стран ЕС, что повысит большую вероятность финансовых потерь британских банков. Кроме того, это может негативно отразиться и на внутреннем рынке заимствования Великобритании из-за больших потерь в еврозоне. Поэтому такие

2 The economy and euro//The Economist. №45, 2011. Р. 42.

3 Там же.

тесные торговые и финансовые связи означают, что судьба Соединенного Королевства во многом зависит от того, насколько эффективно разрешится проблема с кризисом евро. Схожие проблемы могут испытывать и другие страны мира, экономика которых интегрирована с экономикой еврозоны.

Между тем, многие эксперты утверждают, что некоторые развивающие страны такие, как Китай и Индия, могут выступать в роли стабилизатора мировой экономики, несмотря на то, что они имеют тесные экономические связи. Например, пятая часть экспорта Китая направляется в еврозону1.

Так, эти страны имеют существенную долю в мировом ВВП, примерно 8.5%2. К тому же, Китай располагает самыми большими валютными резервами в мире, в объеме более 3 триллионов долларов США3. Вот почему, эта страна могла бы размещать некоторую часть своих резервов в ценные бумаги европейских стран. Однако, данная идея все еще остается нереальностью, так как основные страны-кредиторы ЕС не желают вкладывать существенные средства для спасения проблемных стран, а Китай будет инвестировать определенные средства толь-

ко на условиях равноправной политической договоренности.

Сегодня ведущие страны ЕС еще не пришли к единому мнению о последствиях долгового кризиса в этом регионе и о том, в какой мере та или иная страна должна нести ответственность и внести вклад для спасения проблемных стран. Помимо этого, многие эксперты утверждают, что страны ЕС в полном согласии и единении должны внедрить регулирующие программы, нацеленные на структурные преобразования и программы, ускоряющие рост экономики. Однако, лидеры стран ЕС не пришли к единогласному мнению и не смогли достигнуть ощутимых результатов и на 15-м саммите, которая проходила 8 декабря 2011 г. в Брюсселе, хотя некоторые европейские страны одобрили новый бюджетный пакт и экстренные меры по спасению евро. Необходимо отметить, что это пятая попытка политических лидеров Евросоюза по выработке пакета мер и жизнеспособной стратегии для преодоления долгового кризиса1. В этой связи коллективные меры спасения евро окажутся невозможными до тех пор, пока эти проблемы не найдут своего решения коллективно внутри ЕС.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л.Н.Красавина. Концептуальные подходы к реформированию мировой валютной системы//Деньги и кредит. №5, 2010. С.52.

2. Richard Duncan. The Dollar Crisis: Causes, Consequences, Cures. Singapore: Saik Wah Press Pte Ltd, 2005, p. 324.

3. Jean-Claude Trichet. The Monetary Policy of European Central Bank. ECB, 2011. P. 13.

4. Robert B. Zoellick. After the crisis//Development Outreach, World Bank Institute's magazine. December 2009. Р. 2.

5. Briefing China's economy: Not just another fake//The economist. №3, 2010. Р.67-69.

6. Greece's woes//The Economist. №45, 2011. Р. 15.

7. Europe and its currency//The Economist. №46, 2011. P. 52.

8. The euro crisis: The German problem//The Economist. №47, 2011. Р. 17.

9. China's economy: Fearful symmetry//The Economist. №47, 2011. Р. 64.

10. Albert Keidel, China's currency: not the problem (Magazine Policy Brief No.39, June 2005) pp. 1-7.

11. The World Bank Institute's magazine Development Outreach, Volume 11, No. 3, December 2009.

12. www.imf.org

13. www.bloomberg.ru

14. www.forbes.ru

15. www.gazeta.ru

1 China's economy: Fearful symmetry//The Economist. №47, 2011. Р. 64.

2 Robert B. Zoellick. After the crisis//Development Outreach, World Bank Institute's magazine. December 2009. Р. 2.

3 Briefing China's economy: Not just another fake//The economist. №3, 2010. Р.67-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.