Статья посвящена исследованию этико-философских основ развития современных экономик, в частности, этическим ценностям буддийской религии и культуры. Отмечается актуальность экономического идеала буддийской философии - это срединный гармоничный путь между крайностями бедности и богатства, который предполагает малые затраты энергии и ресурсов, с одной стороны, и удовлетворяющие человека результаты -с другой.
Ключевые слова: буддизм, этико-философские основы, современные экономики, буддийская экономика
Буддизм и этико-философские основы развития современных экономик*
М.С. УЛАНОВ, доктор философских наук. E-mail: ulanov1974@mail Г.В. УЛАНОВА, Калмыцкий государственный университет. E-mail: [email protected]
Кризис Сегодня становится ясно, что прежние па-
духовных радигмы экономической теории недостаточно ценностей адекватны современным реалиям. Ставятся под и религия сомнение постулаты А. Смита, провозгласившего в экономике принципы естественного отбора, а также три формулы объяснения социальной эволюции Г. Спенсера («естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего»). На смену теории, считавшей, что человек ведет себя в экономике как «экономический агент» - расчетливый и эгоистичный субъект, заботящийся только о собственной выгоде, в современной экономике социальных взаимодействий приходит антропологический подход, выявляющий природные механизмы формирования альтруизма, чувства справедливости и т. п.
Тезис о том, что двигателем экономики должны быть не жесткая конкуренция и эгоизм, а сотрудничество и взаимопомощь, доказал лауреат Нобелевской премии по экономике 1994 г.
* Статья подготовлена в рамках государственного задания на оказание услуг (тема НИР «Буддизм в транскультурном пространстве Юга России») и внутривузовского гранта Калмыцкого государственного университета (Тема НИР «Этнофилософия калмыков).
ЭКО. - 2012. - №6
УЛАНОВ М.С., УЛАНОВА Г.В.
Джон Нэш. Его теория игр предполагает, что сотрудничество и взаимодействие зачастую куда более эффективны, нежели конкуренция. Жесткая конкуренция только уничтожает среду обитания. Время экономических войн ушло в прошлое, современный мир, причем на всех уровнях своей организации, столь увязан и взаимозависим, что даже незначительная экономическая война может обернуться глобальной катастрофой. Впрочем, и Запад шел к этому прозрению не один год, поэтому Нэш, который сформулировал этот принцип еще в студенчестве, получил заслуженную им премию только в 1994 г.
Глобальный финансово-экономический кризис во многом является кризисом системы духовных ценностей, пренебрежения ими в угоду материальных благ и модели процветания. Мировой экономический кризис требует отказаться от откровенного эгоизма развитых стран, преследующего цель разрешения собственных стратегических проблем, пересмотра приоритетов «свободного рынка». Свобода действий сильных мира сего, ориентация на коммерческий успех и выгоду любой ценой сегодня раздирают достаточно устойчивую до сих пор систему капитализма. Все более ясной становится необходимость обеспечения прозрачности спекулятивных потоков капиталов глобальных корпораций, создания ответственного, этически ориентированного наблюдательного и регулирующего органа, обеспечения открытости и прозрачности работы мирового рынка, механизмов формирования структуры глобального регулирования1.
В связи с этим все более актуально обращение к традиционным этическим ценностям, связанным с мировыми религиями, эффективно обеспечивающими ответственное человеческое поведение. Речь идет об использовании экономического инструментария, содержащегося в религиях как системах этических ценностей.
Один из примеров - влияние протестантской этики на становление капитализма. Термин «протестантская трудовая этика» был введён в научный оборот немецким социологом и философом Максом Вебером в его знаменитой работе
1 Яскевич Я. С. Экономический кризис и ценностное переосмысление современного мироустройства: философская рефлексия // Век глобализации. - 2009. - № 1. - С.54.
«Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 г. Развитие капитализма и экономический подъём в странах Запада Вебер объяснял существованием здесь протестантской этики. Этика протестантизма, по мнению ученого, определила рациональную организацию работы и трудовое рвение. При этом сегодня в странах Западной Европы трудовая и деловая этика находятся в кризисе из-за секуляризации общества, а также сильного смещения акцента с чувства долга на осуществление индивидуальных свобод и прав.
Следующий пример положительного влияния религии на экономику связан с исламской банковской системой. Коран запрещает ростовщичество во всех формах, то есть ссужива-ние денег под процент. Чтобы заниматься кредитованием, мусульманские банки, по факту, превращаются в подобие венчурных фондов, разделяя с бизнесом риски получения прибыли. Многие экономисты считают, что в таком подходе -будущее банковской системы.
Буддизм и конфуцианство оказали большое влияние на формирование деловой этики в Японии и других странах Дальнего Востока. В XXI веке мировой капитал перемещается в Восточную и Юго-Восточную Азию, где распространены эти религии. Не случайно во время нынешнего экономического кризиса зафиксирован рост численности миллиардеров именно в Азии и уменьшение числа финансовых топов в США.
Как считают многие исследователи, стремительный экономический рывок стран Юго-Восточной Азии во многом определяется именно идеологией конфуцианства, которая принята не только в Китае, но и в Корее, Вьетнаме, Сингапуре, Тайване. Конфуцианство является основой единства и целостности региона, позволяя ему противостоять экспансии либеральных идей. В конфуцианской модели экономики предпочтение отдается согласию и сотрудничеству, а не разнообразию мнений и конкуренции. Главными ценностями являются поддержание порядка и уважение иерархических отношений. Конфликт идей, групп и партий рассматривается как вредный и незаконный. В то же время слабостью конфуцианства является чрезмерное доминирование «этики чувства долга» и коллективизма.
Мудрость В плане стабильного баланса между коллек-
буддийской тивизмом, долгом и свободой интерес представ-философии ляет опыт буддизма. Неразвитость экономической составляющей этого религиозного учения объясняется объективными факторами его возникновения и конкретно-историческими условиями. Это дало основание некоторым ученым критически отнестись к потенциалу буддизма в области экономического развития. Так, анализируя основополагающие культурно-исторические типы мировоззрения, М. Вебер противопоставлял западный тип, ориентирующийся на овладение мира, индуистско-буддийскому, определяя социальную позицию последнего как «бегство от мира». Последователи М. Вебера стремились подкрепить мнение об иррационализме буддизма и его враждебности как духу капитализма, так и социально-экономическому прогрессу в целом2.
Сторонники «провеберовского» подхода пытались показать отсутствие в буддизме аналогов протестантской этики и обосновать несовместимость ценностей этой религии с развитием капитализма. Так, например, шведский ученый Г. Мюр-даль отрицал возможность создания на основе буддизма эффективной экономической системы. Буддийские народы Южной Азии, по его мнению, «приучены ждать или требовать, предъявлять требования правительству, не проявляя при этом особой готовности изменить привычный уклад своей жизни. А это не способствует экономическому развитию, так как цель планирования в отсталой и бедной стране состоит в том, чтобы добиться от народа рационализации привычного образа жизни и, в частности, побудить его к более упорному и целеустремленному труду...»3.
Однако существует и противоположная точка зрения. Так, ряд исследователей полагают, что М. Вебер заблуждался в своих принципиальных оценках буддизма, доказывая его отрицательное влияние на экономику и предпринимательскую деятельность. Выводы, сделанные Вебером, по их мнению, во многом абстрактны и далеки от реальной действительности.
2 См.: Старостина Ю.П. Современный буддизм и проблемы социально-экономического развития в Южной и Юго-Восточной Азии. - М., 1985. -С. 25-52.
3 Мюрдаль Г. Современные проблемы третьего мира. - М., 1972. - С. 176.
Буддизм, отмечают они, вполне способен прямо и косвенно содействовать социально-экономической модернизации и тем самым выполнять конструктивные и прогрессивные функции. Западный буддолог Тревор Линг утверждал, что негативные оценки буддизма Максом Вебером являются ошибочными, так как буддийскую экономическую модель нельзя рассматривать с позиций протестантского индивидуализма, а буддизм невозможно описывать с точки зрения христианства4.
Попытка проверить веберовскую оценку буддизма состоялась в ходе полевых исследований, проведенных в 1959-1960 гг. Д. Пфэннером в Бирме и Я. Ингерсоллом в Таиланде. Изучая эти страны, ученые пришли к выводу, что хотя буддийские монахи непосредственно не связаны с производством, институт монашества путем передачи ценностных установок и норм все же оказывает определенное воздействие на социально-экономическую систему, влияя как на образ жизни, так и на принятие решений о производстве и потреблении5.
Исследователем концепции «буддийской экономики» стал австрийский экономист и социолог Е. Шумахер. Его концепция исходит из идей «промежуточной технологии» — экономики, которая уже не является примитивно традиционной, но еще не стала высокоразвитой и современной. Поскольку, отмечает Е. Шумахер, существует понятие «буддийский образ жизни», то должна существовать и «буддийская экономика», отличающаяся от других систем тем, что приверженец буддизма усматривает суть цивилизации не в умножении потребностей, а в очищении самого человека, ставит творческую деятельность выше производства и потребления, которые не являются самоцелью6.
Буддизм готов дать ответы на проблемы, в которых заблудилась западная, ориентированная на экспериментальную науку, цивилизация. Так, ряд ученых отмечают позитивную роль буддизма в формировании деловой этики в Японии. Буддийская философия, указывают ученые, открывает человечеству
4 Ling T.O. Buddhist Values and the Burmese Economy // Buddhist Studies in Honour of I.B.Horner. - Dordrecht, 1974. - P. 105-118.
5 Cm.: Pfanner D.E., Ingersoll J. Theravada Buddhism and Village Economic Rehavior: A Burmese and they comparison // Journal of Asian studies, Ann Arbor. - 1962. - V.21. - № 3. - P. 341-357.
6 URL: http: zhurnal.lib.ru/e/ekoposelenie_l/shum_econom.shtml
возможность построения принципиально новой экономики, а многие конкретные рекомендации буддизма могут эффективно использоваться в деятельности корпораций.
Особо необходимо отметить идеи японского философа и экономиста Шиничи Иноу, который попытался объединить сострадание и мудрость буддийской философии с современной экономикой и управлением в успешном деловом мире Японии. Экономическая модель, которую он описал в своей работе, известна как «Буддийская экономика Японии». Он также составил книгу под названием «Буддизм в работе: новый подход к управлению и бизнесу». Его буддийская экономическая философия повлияла на японских экономистов, промышленников, предпринимателей, бизнесменов и корпоративных лидеров.
Иноу закончил факультет экономики Токийского университета. Он - председатель «Фонда проповеди буддизма» и член Буддийского экономического научно-исследовательского института при Университете Кота7а^даа. Благодаря его влиянию многие ведущие японские предприниматели включили буддийские принципы и медитативные методы в свою повседневную деятельность, чтобы развивать более гуманную и нравственную бизнес-атмосферу.
Опираясь на буддийскую философию, Иноу выдвинул теорию Серединного Пути буддийской экономики как идеальной возможности между капитализмом и социализмом. Капитализм основан на уважении к основным правам человека и частной собственности, в то время как социализм отстаивает равное распределение богатства. Сила капитализма -в свободном рынке и соревновании, которые позволяют реализовать потенциальные возможности предпринимателей. Его явный недостаток - эксплуатация сильными или жадными слабых для личной финансовой или материальной прибыли.
Преимущество социализма состоит в том, что правительство или государство контролирует или регулирует распределение богатства. Чрезмерное налогообложение способных предпринимателей и прилежных рабочих в пользу малоспособных и ленивых препятствуют индивидуальным инициативам, усердию и старательности. Это ограничивает развитие человеческого потенциала. Экономическая буддийская модель Иноу
обходит обе эти крайности. Согласно Иноу, наивысшая польза -это практика Серединного Пути, в которой идеи капитализма и социализма объединены. Такая экономическая модель известна под названием «смешанной экономики». Серединный Путь буддийской экономики гарантирует жизнеспособное экономическое развитие, не повреждая и не исчерпывая окружающую среду, не причиняя вреда человеческим ресурсам.
Политика малазийского правительства «Взгляд на Восток» также позаимствовала некоторые методы управления у японской буддийской экономической модели и подняла экономическую конкурентоспособность Малайзии.
Многие современные буддисты считают, что занятие бизнесом не противоречит заповедям буддизма. В этом плане характерна книга Майкла Роуча «Алмазный огранщик: Будда о том, как управлять бизнесом и личной жизнью»7. Автор книги - американец, который блестяще окончил Принстонский университет, был награжден президентской медалью и стипендией от МеСоппе11. Позже М. Роуч 20 лет изучал древнюю мудрость Тибета, получив степень доктора буддийских наук. Один из его учителей - Кхен Римпоче - благословил ученика войти в мир бизнеса, заметив, что работа в офисе может стать лабораторией для практической проверки идеалов буддизма в реальной жизни. При поддержке своего наставника он оставил монастырь и вошел в мир бизнеса.
За последующие 17 лет М. Роуч превратил маленькую фирму по огранке алмазов с капиталом в 50 тыс. долл. в транснациональную компанию с ежегодным оборотом в 100 млн долл. Добиться этого ему помогли идеи буддизма, обращенные в конкретные рекомендации, помогающие решению весьма сложных экономических и этических проблем. В своей книге М. Роуч указывает 46 универсальных проблем в бизнесе и их реальные решения, которые основаны на буддийской идее кармы.
Книга «Алмазный огранщик» предлагает три принципа ведения бизнеса. Первый заключается в том, что бизнес должен быть успешным и приносить деньги. В буддизме считается, что
Три
принципа
ведения
бизнеса
7 См.: Роуч М. Алмазный огранщик. Будда о том, как управлять бизнесом и личной жизнью. - М., 2005.
деньги не есть зло. Имея их, человек может сотворить намного больше добра, чем тот, у кого этих ресурсов нет. Вопрос состоит в том, каким способом мы зарабатываем деньги. Чтобы сохранить здоровое отношение к деньгам, основной идеей становится честность того способа, которым вы их зарабатываете. Нужно чётко осознавать источник их поступления и делать всё, чтобы этот источник не иссяк.
Второй принцип состоит в том, что мы должны наслаждаться деньгами, то есть научиться сохранять наши мысли и тело в добром здравии в процессе зарабатывания денег. Деятельность по сотворению богатства не должна сильно истощать человека ни морально, ни физически, иначе у него просто не будет сил наслаждаться своим приобретением. Предприниматель, который разрушает своё здоровье, занимаясь бизнесом, уничтожает саму цель бизнеса.
Третий принцип предлагает нам жить так, чтобы в самом конце пути, оглянувшись назад, мы могли честно сказать самим себе, что все эти годы в бизнесе не были лишены смысла, и всё это было сделано не зря, принесло пользу другим, оставило в мире добрый след. Ведь однажды приходит конец всем деловым начинаниям, в которых мы принимаем участие, да и наша жизнь не бесконечна.
Рекомендации М. Роуча сегодня используют такие известные предприниматели, как Линда Каплан Талер, создавшая рекламную компанию «The Kaplan Thaler Group» с оборотом в миллиард долларов и написавшая книгу о ведении бизнеса «Сила хорошего», ставшую бестселлером. Ее агентство, основанное в 1997 г., вошло в ведущий международный рекламный конгломерат и признано самым динамично развивающимся в Нью-Йорке. «Большей частью успеха своей компании, - пишет она, - я обязана тем истинам, которые почерпнула из "Алмазной мудрости" (альтернативное название книги М. Роуча «Алмазный огранщик»)8. Мухаммад Салам, вице-президент «Эй-Си холдингс капитал», также отмечает: "Алмазная мудрость" помогла мне понять более точно, как щедрость по отношению к бедным увеличивала мой собственный успех на финансовых рынках» 9.
8 Цит. по: Роуч М, Макнелли К., Гордон М. Кармический менеджмент. - М., 2001.- С. 6.
9 Там же. - С. 7.
Майкл Роуч - создатель Института Алмазной Мудрости, цель которого - помогать людям во всем мире достигать успеха во всех аспектах их жизни, предлагая одну важную идею: все, что с нами случается в жизни, проистекает из нашего отношения к другим людям. Институт Алмазной Мудрости проводит выездные бизнес-семинары, специализированные тренинги, помогающие достижению экономического успеха, а также личного и профессионального благополучия. На наш взгляд, на основе изучения опыта работы американского Института Алмазной Мудрости необходимо создать подобного рода центр в России. Базовой площадкой мог бы стать Калмыцкий государственный университет, поскольку Калмыкия является единственным буддийским регионом Европы.
Автор книги «Достичь большего, делая меньше. Опыт учителя дзен — успешного бизнесмена» Марк Лессер — дзен-буддист с тридцатилетним стажем и преуспевающий бизнесмен — учит, как победить «наркотик тотальной занятости» и при этом продолжать успешно строить карьеру10. Марк Лес-сер сумел не только постичь мудрость древней восточной традиции дзен, но и интегрировать это знание с реалиями современной западной цивилизации. Он убедительно демонстрирует, как некоторые стереотипы мышления и широко распространенные привычки мешают нам легко справляться с делами. Книга учит избавляться от этих препятствий.
Дзен Серьезный интерес к дзен-буддизму проявил
Стива и Стив Джобс - легендарная фигура в мировом Джобса бизнесе. Благодаря Стиву Джобсу мир узнал о том, что такое настоящие персональные компьютеры для простого пользователя. Кроме компьютеров, Джобс создал индустрию компьютерных анимационных мультфильмов, подарил миру легендарный iPod, ну и, наконец, под его руководством компания Apple представила коммуникатор iPhone, который у нас на глазах меняет основы мобильной индустрии11. Стиль руководства Джобса сформировался под влиянием дзен-буддизма, поскольку Стив начал
10 Лессер М. Достичь большего, делая меньше. Опыт учителя дзен -успешного бизнесмена. - М., 2010.
11 URL: http://teenbiz.ru/events/stiv-dzhobs-nazvan-ceo-desyatiletiya/
изучать дзен за год до основания Apple. Многие считают, что именно буддизм помог обрести Стиву Джобсу тот духовный стержень, благодаря которому ему удалось стоически перенести все взлеты и падения в своей жизни.
Стив приобщился к буддизму в 1970-е, когда он был никому не известным студентом. Еще в 1975 г. Джобс уехал в Индию, чтобы посетить ашрам Нима Бабы - одного из самых известных на Западе духовных учителей. Затем последовали месяцы духовных поисков в различных буддийских монастырях, после которых в США вернулся совсем другой человек. Джобс начал совершать регулярные медитации, которых придерживался до конца жизни. Он даже думал над тем, чтобы уехать в Японию и стать монахом, но его от этого отговорил духовный наставник. Недавно журнал Forbes опубликовал несколько страниц из готовящейся к выпуску книги комиксов «Дзен Стива Джобса» (The Zen of Steve Jobs).
Буддизм изменил и упорядочил духовный мир бунтаря Джобса. Буддийское отношение к жизни, глубокое понимание непостоянства и бренности жизни помогли ему принимать важные решения. В своей известной речи, произнесенной в Стэнфордском университете, Джобс сказал следующее: «Мысли о том, что я скоро умру, заставляют меня думать. Это то, что помогает мне принимать важнейшие решения. Практически все: ожидания, какие-либо проявления гордости, страх пережить предательство, стыд - становится ничтожным перед лицом смерти. Остается лишь то, что имеет смысл».
Как дзен-буддист, Стив Джобс считал целью своей жизни заботу о человечестве. «Вы знаете, - говорил он, - что мы едим пищу, которую выращивают другие люди. Мы носим одежду, которую сшили другие люди. Мы говорим на языках, которые были придуманы другими людьми. Мы используем математику, но ее тоже развивали другие люди... Я думаю, мы все постоянно это говорим. Это прекрасный повод создать что-нибудь такое, что могло бы стать полезным человече-ству»12. Действительно, жить, руководствуясь принципами дзен, — значит «относиться к себе и окружающему миру с благодарностью и благоговением». Для дзен-буддизма эта жизненная позиция является весьма характерной. Смысл ее
12 URL: http://vz.ru/information/2011/10/6/528110.html
заключается также в том, что «человек должен не растрачивать попусту дарованные природой силы, а жить полноценной жизнью как в обычном, приземленном смысле, так и в нравственном отношении»13.
Стив Джобс любил повторять изречение из дзен-буддизма: «Замечательно иметь мнение новичка». Это мнение, которое позволяет увидеть вещи такими, какими они являются, которое постоянно и в один миг поможет осознать исходную сущность всего. Мнение новичка — это практика дзен в действии. Это спонтанное и цельное восприятие реальной действительности, это мнение, которое свободно от предвзятости и стереотипов, оценок и предубеждений. Мнение новичка подобно мнению маленького ребёнка, который смотрит на жизнь
непосредственно, с любопытством и изумлением.
* * *
Итак, становится совершенно очевидно, что экономический рост сам по себе не способен привести к устойчивому развитию человеческого сообщества. Многие видные ученые прогнозируют в ближайшем будущем истощение природных ресурсов, демографический кризис и глобальную экологическую катастрофу в том случае, если современная парадигма развития человечества сохранится в течение ближайших десятилетий. В связи с этим ученые все чаще обращают свой взор на многовековой опыт цивилизаций Востока, сумевших достичь гармонии между человеком, обществом и природой. Все более актуальным становится экономический идеал буддийской философии - срединный гармоничный путь между крайностями бедности и богатства, который предполагает малые затраты энергии и ресурсов, с одной стороны, и удовлетворяющие человека результаты - с другой. И действительно, если сравнить рекомендуемые специалистами в области глобальных проблем ориентиры оптимальной модели развития для человечества в XXI веке с социально-экономическими и социокультурными основами древних цивилизаций Востока, то окажется, что многие из этих идеалов уже давно были воплощены в жизнь.
13 URL: http://www.psyehol-ok.ru/lib/fromm/zbip/zbip_06.html