Этносы и конфессии
Юмжана ЖАБОН
БУДДИЙСКИЕ ЭТАПЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ В ИСТОРИИ БУРЯТ
В статье рассматривается необходимость развития традиционных буддийских ценностей, которые способствовали бы духовному росту человека и одновременно социально-политической стабильности современного российского общества в целом.
In the article the need for the development of some traditional Buddhist values, that might promote spiritual growth of the individuals in particular, and the society in general is discussed.
Ключевые слова:
Центральная Азия, буддизм, духовная культура, Монголия, Тибет; Central Asia, Buddhism, spiritual culture, Mongolia, Tibet.
Интерес к этнокультурным традициям в многонациональной и поликонфессиональной России всё усиливается. Он обусловлен целым рядом важных социокультурных проблем: межкультурным диалогом и взаимодействием, терпимостью в обществе, вопросами этнической идентификации человека в современный век глобализации. Обостряется внимание и к специфике конкретной этнонациональной культуры. В свете этого в данной работе приводятся, в частности, некоторые аспекты буддийской культуры как важного фактора духовно-нравственного мировосприятия бурят.
На протяжении многих столетий народы Центральной Азии были тесно взаимосвязаны, и судьбоносным в их взаимоотношениях оказался буддизм. Это породило известную общность их духовной культуры, отразилось на мировоззрении, языке и литературе. Отсюда появляется необходимость изучения всего многообразия этнокультурных компонентов, чтобы понять и объективно оценить роль буддийских систем знаний в наследии данных народов, а также их вклад в развитие мировой науки и культуры.
Исторически буряты принадлежат к монгольскому миру и в прошлом находились в составе монгольского государства, и потому эт-нокультура бурят имеет те же корни, что у монголов. Знакомству же с буддизмом монголы обязаны тибетцам, которые по инициативе монгольских ханов дважды распространяли его среди них. Так, в первый раз это имело место в середине XIII в., когда Хубилай-хан (1216— 1294), будучи императором Китая династии Юань, провозгласил буддизм в качестве государственной религии. Но тогда буддизм не получил большого народного признания. И только после повторного его принятия Алтан-ханом в конце XVI в. буддизм распространился среди широких масс. Именно с XVI в. начался процесс распространения буддизма и среди бурят, который к XIX в. закончился прочным его утверждением и появлением развитой сети бурятских монастырей. За этот период сформировалось сильное бурятское духовенство. Если раньше буряты — до размежевания русско-китайской границы в 1727 г. — проходили обучение в монастырях Монголии и Тибета, то теперь в Забайкалье были открыты собственные монастырские образовательные центры1.
С принятием буддизма буряты познакомились с богатейшей буддийской письменной традицией. Наиболее почитаемым является тибетский буддийский канон — обширное собрание сочинений, охватывающее все отрасли древних и средневековых знаний. Он со-1 История и культура бурятского народа. — Улан-Удэ, 1999.
ЖАБОН Юмжана Жалсановна — к.и.н., младший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
стоит из двух больших сводов «Кангьюра» из 108 томов и «Тенгьюра» из 225 томов. Из них как собственно буддийский канон определяется «Кангьюр», поскольку в нем содержатся до 1500 сочинений, которые, согласно преданию, проповедовались самим Буддой лично. В этом смысле «Кан-гьюр» у буддистов вызывает такое же чувство как, очевидно, Библия у христиан или Коран у мусульман. Потому все эти комплекты буддийского канона на тибетском и монгольском языках, хранящиеся в библиотеках и фондах Бурятии, служат не только объектом почитания, но и главными письменными источниками по изучению истории и культуры народов Центральной Азии.
Разумеется, прочитать весь буддийский канон и, тем более, правильно понять его смысл под силу не каждому человеку. Между тем, в тибетской религиозной литературе существуют исключительно важные тексты под названием «Ламрим», в которых последовательно и в доступной форме дана репрезентация всего учения Будды!. Само же слово «ламрим» буквально переводится с тибетского языка как «постепенный путь» или «этапы пути» (имеются в виду «этапы на пути к просветлению»).
Текст жанра «Ламрим» впервые был составлен под названием «Бодхипатхапра-дипа» выдающимся индийским учителем, пандитом Атишей (982—1054). Так, Атиша в тезисной форме изложил Сутру и Тантру применительно к «трём типам личностей» и показал соответствующие пути их последовательного духовного совершенствования. Впоследствии этот жанр литературы получил своё дальнейшее развитие во всех тибетских буддийских школах — Кагью, Ньнгма, Сакья, Гелук, но уже как развернутые комментарии к «Бодхипатха-прадипе».
В частности, бурятская буддийская традиция тибетской школы Гелук придерживается «Ламрима», составленного основоположником этой школы Ламой Цонкапы (1357—1419)1. В среде верующих бурят «Ламрим» и по сей день остается одним из самых почитаемых и читаемых буддийских текстов. Содержание «Ламрима» по сути является программой религиозного воспитания как мирян, так и духовенства, согласно буддийской методике работы с верующими. Отсюда темы «Ламрима» рас-
1 Ламрим — «Освобождение в ваших руках». — Улан-Удэ, 2008.
положены последовательно — от простого к сложному и в целом охватывают все основные положения буддийской доктрины. Причём весь материал «Ламрима» направлен, прежде всего, на преобразование сознания людей посредством буддийских методов тренировки ума. Этот гибкий и действенный метод работы с населением, сложившийся за многие века миссионерской практики буддизма, работал безупречно. В данном контексте распространение буддизма среди бурят шло именно по этой тщательно составленной программе, которая выглядит следующим образом.
Так «Ламрим», как указывалось выше, классифицирует людей на «три типа личностей» — начального, промежуточного и продвинутого уровней в зависимости от их умственного развития и ценностных ориентаций. Соответственно, к типу личности начального уровня относятся те, кто прибегает к любым средствам в достижении земных благ, преследуя только личные интересы. Личности промежуточного уровня характеризует как отречение от сугубо земных забот, так и отказ от негативных действий ради духовного развития и индивидуального освобождения. Личности же продвинутого уровня отличает то, что они от всего сердца готовы взять на себя всю заботу о полном устранении страданий всех живых существ.
Прежде чем перейти к этапам пути, предлагаемым «Ламримом», необходимо сказать несколько слов о ключевых религиозно-философских воззрениях буддийского учения. Иначе будет трудно понять, зачем и для чего вообще в буддизме предлагаются подобные этапы духовного развития или тренировки ума.
Итак, как известно, буддизм признает закон кармы — причинно-следственной связи происхождения феноменов и концепцию о перерождении, главным образом подразумевая непрерывность потока сознания. Согласно чему мир — сансара — состоит из трёх уровней: мира без форм, мира форм и мира желаний, рассматриваемых как результат деятельности трёх уровней сознания. Рождение в мире без форм и в мире форм в буддизме трактуется как следствие тонкого и менее тонкого уровней медитативного сосредоточения соответственно, а рождение в мире желаний, т.е. в нашем мире, — результат очень низкого уровня сознания, не достигшего подобного сосредоточения. Так, в этом
круговороте бытия — сансаре — различают шесть видов существ, пребывающих в процессе постоянного круговорота перерождений: боги, полубоги, люди, животные, голодные духи и существа ада. Первые три вида называются высшим рождением, а последние три — низшими. Особенно ценным и редкостным числится обретение человеческого рождения, поскольку оно более приспособлено к духовным реализациям и самосовершенствованию.
Что же касается самого процесса санса-рического перерождения, то в буддизме различают четыре типа рождений: рождение из яйца, из тепла и влажности, из утробы и спонтанное рождение. Необходимыми условиями для рождения человека «из утробы» указываются следующие три фактора: 1) нормальные сперматозоид и яйцеклетка родителей; 2) сознание существа промежуточного состояния «бардо», активизируемое кармой и клешами; 3) собрание пяти элементов. В этом ряду остановимся на втором факторе (тут следует сразу прояснить, что санскритское слово «карма» переводится как действие, а «клеши» — вредоносные эмоции, беспокоящие сознание).
Так что же такое сознание «бардо», побуждаемое силой кармы, в основе которой лежат клеши? Согласно буддийской теории перерождения, когда человек умирает, то его сверхтонкое сознание выходит из тела и пребывает в так называемом «бардо» — в состоянии между смертью и новым рождением. Если это сознание «бардо» в течение первых 7 дней не находит своё новое рождение, то оно переживает «маленькую смерть». И так оно умирает через каждые последующие 7 дней — всего 49 дней, пока не обретается новое рождение в одном из вышеназванных шести видов рождения. Потому сознание подобного существа «бардо» рассматривается как главный компонент зачатия, и наряду с клешами и законом о карме является одним из ключевых составляющих буддийского учения о перерождении. Прекращение же «бардо» и зачатие в материнском чреве происходят одновременно.
Далее затрагиваются механизмы буддийской психологии, где карма, или действия тела, речи и ума, главным образом обусловлены ментальным фактором — мотивацией, являющейся одной из разновидностей сознания, а клеши — это тоже виды сознания. Клеши также под-
разделяются на коренные и вторичные. Среди них в качестве коренных указываются так называемые «три яда» — страсть, гнев и неведение, которые побуждают к омрачённым действиям. В связи с чем, согласно буддизму, движущей силой действий, или кармы, являются именно эти три клеши. Как только любое действие тела, речи и ума завершается, оно оставляет в сознании некий потенциал в виде предрасположенностей и склонностей, который хранится в нём вплоть до своего созревания в виде результата. Результаты одних действий ощущаются уже в этой жизни, а следствия других дают о себе знать только в следующей, а третьи — в более отдалённых переходах от одной жизни к другой.
Действие, или карма, в зависимости от тяжёлых или лёгких форм клеш в сознании человека, бывает трех видов: добродетельная, недобродетельная и нейтральная. Или говорят о положительной, негативной и нейтральной карме. Сама же по себе карма накапливается в силу «неведения» людей относительно истинной природы реальности, которая, согласно буддийскому учению о Пустоте, имеет взаимозависимое происхождение. Подобное «неведение» вещей далай-лама XIV Тензин Гьяцо характеризует, как «сознание, воображающее самобытие вещей»1. Это же «неведение» считается корнем сансары, и оно же является первым звеном двенадцатичленной цепи взаимозависимого происхождения, или пратитьясамутпады.
Итак, какие же этапы пути духовного развития предлагаются для человека начального уровня? Они должны размышлять о большой ценности и редкости этой драгоценной человеческой жизни, которая не бесконечна, и потому размышлять о смерти и непостоянстве, размышлять о страданиях рождения в трёх низших сферах, искренне принимать прибежище в Трёх Драгоценностях — Будде, учении и общине, усердствовать в добродетельных деяниях и воздерживаться от негативных греховных поступков. В частности, к отрицательным действиям, создающим негативную карму, относятся так называемые «десять видов неблагих деяний». Из них убийство, воровство и сексуальная распущенность рассматриваются как негативные действия тела. Ложь, злословие, сквернословие и
1 Далай Лама XIV Тензин Гьяцо. Гарвардские лекции. - М., 2003.
празднословие - негативные действия речи. Алчность, злонамеренность и ложные воззрения - негативные действия ума. Полный отказ от данных «десяти видов неблагих деяний» и вся практика начального этапа пути позволяют человеку избежать дурной участи - рождения в низших сферах.
Каковы же этапы пути человека со средним потенциалом? Они должны развивать отречение от этой «сансарической» жизни, размышляя о её недостатках: рождении и смерти, болезни и старости, возможности не получить желаемое, столкнуться с неприятным и т.д. Далее, на основе практики отречения они должны усердствовать в практике «трёх видов обучений», которые включают практику высшей нравственности, однонаправленной медитации и развития высшей мудрости. Все эти три вида обучения сводятся к укрощению ума. В частности, обучение нравственности - воздержание от неблагих действий тела и речи - позволяет пресекать грубые отвлечения ума, благодаря чему ум углубляется внутрь, и в результате преодолеваются рассеянность ума и клеши. Обучение однонаправленной медитации или сосредоточенности направлено на приведение неуравновешенного ума в состояние медитативного равновесия, постигающего Пустоту, а обучение мудрости обращено на освобождение несвободного ума. Иначе говоря, когда прекращается создание и накопление новой кармы в результате полного устранения клеш, которые подпитывали бы старую карму, происходит освобождение от сансары. Такое вот достижение свободы от перерождения, т.е. достижение свободного состояния ума, реализованное на промежуточном этапе пути, позволяет человеку защититься от всех страхов и печалей этой жизни.
Каковы же этапы пути, предлагающие-
ся для человека с высшим потенциалом? Они заключаются в развитии ума великого сострадания и бодхичитты - ума, устремлённого к достижению состояния Будды ради блага всех живых существ. Мотивируемые бодхичиттой усердствуют в практике «шести парамит», или «шести совершенств», куда входят практика па-рамиты даяния, нравственности, терпения, усердия, медитации и мудрости. Одним словом, развиваются на пути бодхисаттв -«великих существ». Обретением реализаций бодхисаттвы достигают высшей цели буддизма — состояния Будды, или полного Просветления. То есть, достигают высшей вершины духовного пути, когда полностью устранены все недостатки тела, речи и ума, а их хорошие качества доведены до полного совершенства, позволяющего защитить все живые существа.
Таковы вкратце буддийские этапы духовного развития.
В заключение отметим, что роль буддизма в истории духовных знаний бурят поистине огромна, однако, чтобы в полной мере оценить подлинный её масштаб, необходимо серьёзное изучение всех составляющих этого культурного наследия. Особую актуальность буддийское учение приобретает для достижения гармонии, социально-политической стабильности в современном обществе, в котором бездуховность порой становится причиной криминала, деструктивного, неэтичного поведения людей и ощущения агрессивности, в целом, и для воспитания всесторонне развитого и духовно содержательного подрастающего поколения бурят в частности.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда по проекту № 08-01-12127в «Многоязычный мультимедийный электронный глоссарий прикладных отраслей знания в тибето-монгольской традиции».