Научная статья на тему 'Брокерство на рынке образовательных услуг: зарубежный и российский опыт'

Брокерство на рынке образовательных услуг: зарубежный и российский опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БРОКЕРСТВО / ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / EDUCATIONAL BROKERAGE / FOREIGN AND DOMESTIC PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балданов Виктор Дашиевич

Проводится сопоставление зарубежной и российской практики брокерства в образовании, сравниваются подходы к определению образовательного брокерства. Анализируется возможность развития брокерства на российском рынке образовательных услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балданов Виктор Дашиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The vitality of this article is linked with the complex modernization of the Russian education field. It is also caused by the admission of the Memorandum on continuous education in 2000. According to the Memorandum the national systems of education transform to the systems of continuous education. The conception of continuous education includes two main terms: the «lifelong learning» and the «life wide learning». It implied that an individual during his life would have to learn new 205 competences from the beginning. But there is a problem for a person to choose one of the plenty of educational services. Another aspect the article is dealing with is the accelerating rate of knowledge development and the growth of global competition of national education systems. The agents of national education markets have to keep pace with the new market tendencies and hold their competitive positions on the world market of educational services. In the connection with the above-mentioned characteristics we make a conclusion about the necessity of middlemen on the educational markets as facilitators of development of education systems in the very near future. The subject of this survey is the market of educational services in conditions of globalisation and development of continuous education. The object is the totality of social relationships about the empirical organisation of continuous education system on the educational market. We make a hypothesis that educational consultancy and educational brokerage are new necessary activity fields on the markets of educational services, which have to be developed. The purpose of our survey is to detect the peculiarities of the practice of brokerage in education in foreign countries and domestically. The two main tasks of the survey are: a) ) to compare the existing approaches to educational brokerage; b) ) to estimate the opportunities of middlemen institution development on Russian educational market. The results of the survey are: 1) ) The systematisation of the existing approaches in understanding the term «brokerage in education». 2) The complex analysis of modern tendencies of the development of brokerage in education. 3) The detection of the peculiarities of development of brokerage on Russian educational market. The current strategically programs in education deal with the establishment of infrastructure elements in educational field, which includes activity of non-governmental and non-commercial organizations. Such organisations have a real potential in contribution to the balanced evolution of Russian educational market.

Текст научной работы на тему «Брокерство на рынке образовательных услуг: зарубежный и российский опыт»

В.Д. Балданов

БРОКЕРСТВО НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Проводится сопоставление зарубежной и российской практики брокерства в образовании, сравниваются подходы к определению образовательного брокерства. Анализируется возможность развития брокерства на российском рынке образовательных услуг. Ключевые слова: рынок образовательных услуг; образовательное брокерство; зарубежный и российский опыт.

В современной зарубежной практике образовательными брокерами в узком смысле называют образовательных посредников, предоставляющих клиентам доступ к электронным образовательным ресурсам [1]. Образовательными брокерами, например, называют электронные рынки образовательных услуг (он-лайн обучение), «банки» знаний, обучающих материалов.

В качестве примера «узкой» трактовки можно назвать известных австрийских образовательных брокеров EducaNext и Ariadne.

EducaNext в настоящее время позиционирует себя как «Ассоциация по созданию знаний и обмену знаниями в высшем образовании». В соответствии с уставом организации цели ее следующие:

- поддержка создания, обмена и распространения знания посредством информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

- развитие сотрудничества между институтами высшего образования, исследовательскими институтами и прочими организациями, создающими знания на индивидуальном и институциональном уровнях;

- совершенствование качества преподавания, обучения и исследований [2].

EducaNext позволяет провайдерам (поставщикам электронных образовательных ресурсов):

- заявить о себе в международном образовательном сообществе;

- создать собственный образовательный ресурс и открыть его для потребителя;

- обмениваться образовательными ресурсами или разрабатывать новые образовательные продукты совместно с найденными партнерами в рамках портала;

- найти партнеров для совместных научных исследований и организовать с партнерами по порталу собственное научно-академическое сообщество;

- расширить круг потребителей для своих образовательных продуктов.

EducaNext позволяет потребителям образовательных ресурсов:

- выбрать наиболее подходящие образовательные курсы и курсы по интересам для личностного и профессионального роста;

- получать образовательные услуги, используя современные высококачественные учебные материалы [3].

В концепции портала заложен механизм обеспечения качества образовательных ресурсов, базирующийся на:

- широкой апробации и рецензировании созданных ресурсов экспертами разных научно-академических школ;

- мониторинге качества содержания и представления образовательных ресурсов со стороны менеджеров и специалистов EducaNext;

- интеграции интересов провайдеров и потребителей, гарантирующей, что портал будет содержать актуальные для сегодняшнего времени образовательные продукты, а также инновации, возникающие в формирующемся образовательном сообществе.

EducaNext организует проведение и публикацию аналитических обзоров о размещаемых ресурсах, помогающих потенциальным заказчикам выбрать наиболее подходящие и качественные материалы.

У провайдеров имеется выбор типа лицензионного соглашения, определяющего желаемую степень доступности размещаемых ресурсов для остальных участников.

Такие ресурсы, как EducaNext позволяют студенту (преподавателю) находить лучшие учебные материалы международного уровня, открыто вступать в научные дискуссии, а также зарабатывать на своем учебном материале.

EducaNext сегодня наполняется ресурсами на английском, немецком, испанском языках. Портал использует платформу (программное обеспечение) Universal Brokerage Platform (UBP) [3].

В докладе Всемирного банка «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы», опубликованного в 2001 г. [4], дается следующее описание академических (образовательных) брокеров: «Академические брокеры - это виртуальные предприниматели, зачастую функционирующие на базе системы Интернет. Они специализируются на организации посредничества между поставщиками и потребителями образовательных услуг во множестве различных сфер. Такие компании, как “Коннект Эдьюкейшн” (Connect Education, Inc.) и “Электроник Юнивёрсити Нетворк” (Electronic University Network) занимаются строительством, сдачей в аренду и управлением кампусами, производством мультимедийных программных средств для образовательных целей, а также предоставляют советы и помощь по удовлетворению нужд в подготовке кадров корпоративным клиентам в любой стране мира. Десятки компаний через свои Интернет-сайты выступают в качестве посредников между учебными заведениями и потенциальными студентами, предлагая информацию об академических и финансовых ресурсах» [5. С. 34].

Британский исследователь Норман Джексон дает более широкое понимание образовательного брокерства: брокер в образовании - это активный субъект в образовательной среде, объединяющий людей, сети, организации и ресурсы и использующий все возможности для создания нового качества образования и для увеличения ценности того, что уже существует в образовании [6. С. 4].

Джексоном предлагается понимание брокерства как деятельности по внедрению улучшений в любую сферу деятельности извне и описываются разные варианты брокерской деятельности. Кроме этого, всегда сохраняется посреднический подтекст, а в некоторых случаях понятия «брокер» и «посредник» являются синонимами.

Так, например, он считает, что брокерство, основанное на коммерческой информации, возникает в силу существования экспериментальных благ (experience goods) [6.

С. 17] - товаров, качество которых выявляется только в процессе использования; потребители могут опасаться приобретать такие блага, поэтому на увеличение спроса благотворно влияет предоставление права возврата блага в случае неудовлетворенности потребителя [7]. Посредники (middlemen) появляются потому, что потребители желают избежать потенциальных издержек поиска информации и оценки качества информации самостоятельно (например, методом проб и ошибок, по личным рекомендациям, исследованиям и т.д.).

Подход британских экспертов к брокерству в образовании включает в себя информационное брокерство как одно из нескольких направлений работы образовательного брокера, цель же образовательного брокерства заключается в системном содействии развитию национальной системы образования посредством использования современных управленческих подходов, сетевого взаимодействия учебных заведений, создания национальной базы электронных образовательных ресурсов, он-лайн образования как в рамках национальной системы образования, так и в международной образовательной среде. Брокерство, в понимании западных специалистов [6. С. 142], - способ повышения качества преподавания и обучения.

В качестве примера рассмотрим деятельность британской организации «Сеть поддержки обучения и преподавания» (Learning and Teaching Support Network - LTSN), созданную в 2000 г. в системе высшего образования Великобритании с целью ускорения процессов изменения в образовании и содействия улучшению качества образования. Брокерская функция этой организации состоит в объединении всех видов ресурсов в масштабе всей страны для развития высшего образования. Брокерство - это концепция деятельности сетевых организаций в образовании, заключающейся в компетентном вмешательстве в процессы изменения в образовании с целью фасилитации изменений посредством использования современных информационных и коммуникативных технологий, технологий управления знаниями, применения креативных подходов работниками организации - координатора изменений. Виды брокерской деятельности, применяемые LTSN, описываются следующим образом.

Бизнес-брокерство - функция бизнес-брокера, используемая LTSN, - имеет два измерения: а) снижение затрат межвузовских, межфакультеских форм сотрудничества с учетом сохранения конкурентоспособности британских вузов и их факультетов; б) публичное продвижение, популяризация системы высшего образования Великобритании (UK) внутри страны и за рубежом.

Политическое брокерство - деятельность от имени системы высшего образования в сфере государствен-

ной политики, в распределении фондов, посредничество между высшими должностными лицами и рядовыми работниками системы образования, деятельность по обоснованию решений перед различными стейкхолдерами (держателями интересов), внесение корректив в разработку национальных политических решений в сфере образования; измерение эффективности образовательной политики.

Информационное брокерство состоит в снижении затрат образовательного сообщества, в поиске информации/знания для обработки/совершенствования. Система образования через брокера (LTSN) может уточнить потребности заинтересованных в работе образовательной системы сторон (например, профессиональные сообщества в лице работодателей), улучшить понимание текущего состояния практических сфер деятельности по направлениям подготовки, проводить независимую экспертизу качества образования. Информация аккумулируется у брокера (LTSN), а далее распределяется по потребителям информации - конкретным учебным заведениям, их подразделениям, преподавателям, исследователям в понятной для каждого субъекта форме. Сюда также входит трансляция и интерпретация поступающей информации извне по отношению к системе высшего образования таким образом, каким она может быть использована для разнообразных целей субъектов.

Собственно, образовательное брокерство - функция, позволяющая усовершенствовать базы знаний, на которых строится педагогическая практика. Брокер определяет полезные практические наработки вне образовательной системы, ищет инновационные практические разработки для использования в образовательных целях. Образовательное брокерство как элемент брокерской концепции имеет целью нахождение и подтверждение реально работающих практических методов, проведение исследований и оценки причин эффективной деятельности изучаемых объектов (например, как организована российская космонавтика, и почему она достигла значительных успехов).

Брокер как регулятор. Например, LTSN устанавливает стандарты деятельности своих сайтов, принципы работы подразделений, принципы работы с информацией - в этом состоит регулятивная функция брокера [6. С. 151].

Таким образом, LTSN в Великобритании - это пример организации сетевого типа, охватывающей всю страну, все высшие учебные заведения страны с целью выстраивания единых принципов работы в целях продвижения образовательной системы внутри и вне страны, повышения ее эффективности в интересах всего британского общества.

Н. Джексон также приводит примеры деятельности других брокеров в образовании Великобритании, в том числе: University for Industry (Ufl), e-university (eU), National Health Service University (NHSU) [6]. Общая характерная черта образовательных брокеров состоит в широком понимании образования как: а) ресурса развития общества; б) ключевого фактора инноваций; в) способа повышения эффективности подготовки кадров как особого товара, предлагаемого не только внутри страны, но вне ее пределов посредством он-лайн образования и международного сотрудничества. Обра-

зовательное брокерство действует по схожим принципам и в других странах, например Австралии, Новой Зеландии, Южно-Африканской Республике, США.

В Российской Федерации, по нашим данным, системного развития образовательное брокерство как вид деятельности и он-лайн образование пока не получили, хотя есть определенные предпосылки для кооперации в академической среде, динамично развивается сегмент он-лайн образования, вырабатывается рассмотренная ниже модель образовательных реформ [8], ориентированная на экономику, основанную на знаниях.

Например, в настоящее время Томский политехнический университет активно разрабатывает электронные образовательные ресурсы с использованием информационно-образовательной среды, т.е. выступает в роли провайдера образовательных ресурсов. Одновременно ведется работа по размещению материалов этих курсов на портале EducaNext [3]. Кроме этого, Томский политехнический университет реализует для иностранных студентов различные программы он-лайн обучения [9]. Существуют крупные образовательные порталы в российском Интернет-пространстве (например, Университетская Информационная Система «Россия» (УИС «Россия», портал «Экономика. Социология. Менеджмент»), рефератные сайты (например, 5ballov.ru). В то же время в российском Интернет-пространстве есть сайты организаций, предлагающих услуги по решению контрольных работ, написанию курсовых, дипломных работ и диссертаций, т.е. представители «псевдообразования», которые пользуются, к сожалению, не меньшей популярностью и являются своеобразной разновидностью образовательного посредничества в России. Однако нет сведений о всероссийских организациях развития образования, действующих в рамках широкого понимания брокерства в образовании, в полной мере соответствующего мировой практике развития обществ, основанных на знаниях.

Мы считаем, что организацией схожего масштаба деятельности и задач, сравнимого с британской организацией Learning and Teaching Support Network в высшем образовании, можно считать Российский союз ректоров. Среди образовательных Интернет-порталов национального масштаба можно назвать поддерживаемые Министерством образования и науки РФ онлайн-ресурсы для образования и об образовании (например, Единое окно доступа к образовательным ресурсам [10], Федеральный портал «Российское образование» [11]).

В словаре терминов по общей и социальной педагогике дается следующее понятие брокерства в образовании, распространенное в России: «Брокерство в образовании - посредническая деятельность, связывающая “производителя” образовательных услуг и их “потребителя” посредством распространения информации и консультаций взрослого населения об образовательных услугах, возможностей и путей их получения» [12]. Можно сделать вывод, что в российской практике понятие брокерства в образовании понимается достаточно узко, но при этом оно является более понятным для каждого человека, незнакомого с современной международной практикой брокерства в образовании.

Направлением в создании российских аналогов зарубежных организаций брокерского типа, имеющих цель развития и поддержки образования, которое будет

реализовано на основании модели «Российское образование - 2020», можно считать раздел [8], именуемый «Обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития», включающий следующие направления:

- формирование на конкурсной основе сети научнообразовательных комплексов мирового уровня, обеспечивающих решение стратегических задач инновационного макрорегионального развития в рамках территориально-производственных кластеров;

- поддержка программ развития вузов и интегрированных сетевых образовательных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности («исследовательские университеты»);

- разработка и внедрение моделей сетевого взаимодействия организаций и учреждений, предоставляющих образовательные услуги.

Кроме этого, в модели [8] предусмотрен раздел «Создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования», который включает в себя:

- создание открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых технологий;

- конкурсную поддержку развития системы консультирования граждан в сфере непрерывного образования;

- отработку и внедрение системы налоговых стимулов развития непрерывного образования, включая налоговые льготы и отнесение на себестоимость расходов на внутрифирменное обучение, увеличение социального налогового вычета и упрощение его администрирования.

Проект [8] подчеркивает необходимость развития сетевого взаимодействия элементов образовательной системы и становления системы непрерывного образования в России. Такие изменения планируется постепенно ввести на уровне государства к 2020 г. Но стоит сказать, что полноценное внедрение принципов информационного общества и экономики знаний станет возможным только при условии понимания всеми субъектами образования тенденций развития образовательной системы.

Принцип меритократии, раннего выявления одаренных детей в модели [8] будет реализован с помощью отдельного направления реформирования, который сформулирован следующим образом: «Создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи». Раздел включает в себя несколько пунктов:

- конкурсная поддержка развития системы дополнительного образования (детей и молодежи);

- расширение системы федеральных конкурсов и олимпиад для одаренных детей и талантливой молодежи;

- расширение системы именных стипендий для победителей конкурсов и олимпиад;

- внедрение системы организации научноисследовательской работы одаренных детей и талантливой молодежи во внеучебное время (в том числе региональных и межрегиональных научных, творческих лагерей и школ в каникулярное время);

- внедрение системы дистанционного, очно-заочного обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций;

- формирование сети интернатов и консультационных центров (центров сопровождения) для одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих научнообразовательных комплексах (на базе современных студенческих городков) [8].

Перечисленные направления, заложенные в модели российского развития образования на период до 2020 г., обусловливают создание на национальном и на региональных уровнях организаций брокерского типа, финансируемых из диверсифицированных источников (не только из государственных, но и за счет внебюджетных средств).

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в качестве ключевого направления в сфере образования признается задача перехода от системы массового образования, характерная для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех; необходимость развития образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности [13].

С нашей точки зрения, задача индивидуализации образования может быть эффективно решена только при содействии системе образования внешних институтов гражданского общества: общественные организации по развитию образования, рейтинговые агентства, независимые аккредитационные агентства, образовательные консультанты и брокеры. Основным кадровым ресурсом подобных организаций должны стать: во-первых, представители самой системы образования, в том числе руководство образовательных организа-

ций, преподаватели и студенты, учителя и ученики средних школ, представители дошкольного образования; во-вторых, субъекты, заинтересованные в эффективном развитии рынка образовательных услуг, в том числе работодатели, семьи обучающихся, инициативные группы населения.

На данный момент существуют положительные примеры воздействия общественности на органы государственной власти в дошкольном образовании Красноярского края и г. Ханты-Мансийска [14]. Общественные организации становятся движущей силой положительных изменений в обществе; если учитывать, что сектор некоммерческих организаций официально поддерживается действующей государственной властью в лице Президента Российской Федерации, то становление общественных организаций в сфере образования имеет все возможности для развития.

Посредническая деятельность в образовании юридически должна относиться к некоммерческому сектору в связи с тем, что размер вознаграждения за посредническую деятельность на рынке образовательных услуг не может быть высоким в силу общественной значимости образовательной сферы и специфики образовательных услуг как доверительных благ.

Следует полагать, что в ближайшее время в России есть все предпосылки для формирования института образовательных консультантов - специалистов по современным образовательным технологиям, предлагающих услуги по выстраиванию образовательных траекторий для граждан всех возрастов. Исходя из вышеназванного определения, распространенного в России, образовательный брокер и образовательный консультант схожи по характеру своей деятельности. Брокерство в образовании как концепция развития образовательной сферы - более широкое понятие и в целом более перспективное направление для деятельности в долгосрочном плане, включающее в себя образовательное консультирование как один из аспектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. The Everlasting Dawn of Educational Brokers - A Search for Key Design Principles. Bernd Simon and Petra Oberhumer and Robert Kristöfl LODE,

volume311ofCEUR Workshop Proceedings, CEUR-WS.org, (2007). Режим доступа: http://sunsite.informatik.rwth-aachen.de/Publications/CEUR-

WS/Vol-311/, свободный.

2. Statutes of EducaNext - An association for Knowledge Creation and Exchange in Higher Education (Устав организации EducaNext). Режим досту-

па: http://www.educanext.org/educanext/statutes, свободный.

3. Петровская Т. С., Середа В.В. Современные формы организации международного образовательного сообщества // Научные статьи и публи-

кации Института Международного образования Томского политехнического университета. Режим доступа: http://iie.tpu.ru/pages_ru/ articles.php?action=see&arhiv=09-06-2007-3, свободный.

4. Constructing Knowledge Societies: New Challenges for Tertiary Education. The Word Bank. Washington D.C., 2002. 204 p.

5. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2003. 232 с.

6. Engaging and Changing Higher Education Through Brokerage / Ed. by Norman J. Jackson. UK: Ashgate Publishing Limited, 2003. 248 p.

7. Новая серия англо-русских толковых словарей «Economicus». Толковый англо-русский словарь «Экономика, социология, политология».

Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/dict/4693/dict.html?wd=9703, свободный.

8. Августовские педагогические совещания - 2008. Проект: Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновацион-

ного развития экономики. Режим доступа: http://www.mon.gov.ru, свободный.

9. Введение в он-лайн обучение. Томский политехнический университет, Институт международного образования и языковой коммуникации.

Режим доступа: http://iie.tpu.ru/ru/3_online_introductory_foreign.php, свободный.

10. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Режим доступа: http://window.edu.ru, свободный.

11. Федеральный портал «Российское образование». Режим доступа: http://www.edu.ru/, свободный.

12. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=28673, свободный.

13. Проект «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» (Октябрь 2008). Режим доступа: http://tomsk.gov.ru, свободный.

14. «Все в сад». Томское мнение. Режим доступа: http://tomsk.mn/index.php?menu=main&task=show&id=10, свободный.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 13 ноября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.