Научная статья на тему 'Брокерская деятельность как механизм развития банкострахования в России'

Брокерская деятельность как механизм развития банкострахования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО / СТРАХОВАНИЕ / БРОКЕРСКОЕ ДЕЛО / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / РИСК / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / BANKING / ASSURANCE / BROKERAGE / BALANCE / RISK / PROFITABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янова Полина Геннадьевна, Яшина М. А.

В настоящее время большое внимание уделяется относительно новому направлению в финансовом бизнесе банковско-страховым операциям (bancassurance), что означает реализацию продуктов страхования через банки. На сегодняшний день при совместной работе банков и страховых компаний можно достичь сбалансированной устойчивости при ведении бизнеса, а также взаимовыгодный результат, что и является основной целью их сотрудничества. Таким образом, построение взаимовыгодных отношений между банком и страховой компанией осуществляется за счет передачи части банковских рисков страховым компаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The brokerage as a development mechanism of Russian bancassurance

Nowadays a new direction of financial business bancassurance (the promotion and selling assurance products by means of banks) is of great importance. The banks' and assurance companies' collaboration helps to gain not only the business balance and stability, but also a proper financial result which the main target of the cooperation. As a result a part of banking risks transmits to an assurance company that's why the banking profitability rises.

Текст научной работы на тему «Брокерская деятельность как механизм развития банкострахования в России»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 368.8

БРОКЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ БАНКОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

© П. г. ЯНОВА, М. А. ЯШИНА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра финансов и кредита e-mail: Jashina@bk.ru

Янова П. Г., Яшина М. А. - Брокерская деятельность как механизм развития банкострахования в России // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 516-518. -В настоящее время большое внимание уделяется относительно новому направлению в финансовом бизнесе банковско-страховым операциям (bancassurance), что означает реализацию продуктов страхования через банки. На сегодняшний день при совместной работе банков и страховых компаний можно достичь сбалансированной устойчивости при ведении бизнеса, а также взаимовыгодный результат, что и является основной целью их сотрудничества. Таким образом, построение взаимовыгодных отношений между банком и страховой компанией осуществляется за счет передачи части банковских рисков страховым компаниям.

Ключевые слова: банковское дело, страхование, брокерское дело, сбалансированность, риск, рентабельность.

Yanova P. G., Yashina M. A. - The brokerage as a development mechanism of Russian bancassurance // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 516-518. - Nowadays a new direction of financial business -bancassurance (the promotion and selling assurance products by means of banks) - is of great importance. The banks’ and assurance companies’ collaboration helps to gain not only the business balance and stability, but also a proper financial result which the main target of the cooperation. As a result a part of banking risks transmits to an assurance company that’s why the banking profitability rises.

Keywords: banking, assurance, brokerage, balance, risk, profitability.

Правильно поставленные продажи страховых продуктов через банки могут резко увеличить прибыль кредитных учреждений. Но для этого в банковской сфере приходится применять типичные только для страхования приемы и подходы к оценке рисков и возможной величины прибыли, такие, как, например, актуарные расчеты. Это, несомненно, приводит к возникновению не только определенных технических и организационных трудностей, но и формированию совершенно новых тенденций развития этих двух смежных отраслей финансового бизнеса.

При этом в современной экономической литературе до сих пор нет однозначного мнения по поводу отнесения страховых организаций к банковскому или небанковскому сектору экономики, что, в конечном счете, создает определенные методологические трудности при обосновании различных моделей взаимодействия банков и страховых компаний. В норматив-ныхдокументах, регламентирующих банковскуюдея-тельность,рископределяетсякаквероятностьущерба, который банк может получить в результате осуществления (или неосуществления) тех или операций.

Применительно к банковской практике управления рисками и при разработке конкретного инструментария может быть два подхода к определению понятия «риск» [1]:

- риск как возможная потеря части средств (стоимости, прибыли);

- риск как опасность, угроза.

Рисккаквозможнаяпотерясредств,естественно,

приводит квыводу о необходимости создания резервов (страховых фондов) на возможность возникновения неблагоприятных ситуаций. Смысл управления рисками в этом случае заключается в оценке потенциальных рисков и изменении резервов в зависимости от результатов оценки. Кроме того, эффективность управления рисками коммерческого банка заключается в постоянном маневрировании ресурсами с учетом конкретной ситуации. Созданные банком резервы должны быть адекватны рискам. Недостаток объема резервов не покроют ущерба, связанного с реализовавшимися рисками, и поставят под угрозу финансовую устойчивость. Избытокжерезервовозначаетнеоправданноеотвлече-ние банком средств и недополученную им прибыль.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

Проблема банковских рисков и управления ими в трактовке «потеря прибыли» носит двоякий характер. С одной стороны, существует риск неопределен-ности,вероятностинаступленияожидаемогособытия. Бесспорно, в этом случае необходимы резервы под такие риски. С другой стороны, банк имеет возможность выбора и снижения рисков, а, следовательно, и расходов, связанных как с рисками, так и с проведением мероприятий по управлению ими.

Риск как опасность (угроза) предполагает политику банка и рыночное поведение, сводящие вероятность реализации риска к минимуму. Подобные действия близки к корпоративному управлению и его составляющей части - риск-менеджменту.

Отметим, что при существенных различиях в трактовках понятия «риск» и управления банковскими рисками их объединяет одно: риск должен быть сначала измерен, т. е. конкретизирован (определен). Как утверждают специалисты, нельзя управлять тем, чтонельзяизмерить.Измерениеспособствуетвыявле-нию сути рисковых явлений, эффективности оценки их реальной опасности.

Современнаяпрактикапоказывает,чтонаиболь-ший удельный вес в структуре рыночного риска занимает процентный риск (рис. 1).

2003 2006 2007 2008 200?

□ Валютный риск □ Процентный риск □ Фондовый риск Рисунок 1. Структура рыночного риска банковского сектора [4]

За все время существования российской банковской системы процентные ставки проявили ярко выраженную тенденцию к неустойчивости. Наиболее важнымвопросомдлябанковского секторасегодня является активный рост процентных ставок по кредитам. Высокие процентные ставки приводят к росту расходов и снижению прибыли в реальном секторе эконо-мики.Какследствие,потенциалэкономическогороста остается невысоким.

В соответствии с принципами кредитной политики любого банка, основным критерием для принятия решения о предоставлении кредита является наличие у заемщика реальных первичных источников погашения кредита. В данном случае взаимодействие осуществляется в треугольнике «банк-клиент-стаховая компания» (рисунок). Основное внимание уделяетсясохранениюбизнесаклиента,какисточника платежеспособности при погашении кредита.

К вторичным источникам погашения кредита относится страховое обеспечение, которое является лишь дополнительной защитой, так как использование залога не снимает риска невыполнения обязательств. В данном случае приоритетным является взаимодействие страховой компании непосредственно с банком. Основное внимание уделяется сохранению стоимости залога в размере, достаточном для погашения кредита при обращении на его взыскание.

Банкострахованиеповышаетконкурентоспособ-ность банков для продвижения своих продуктов на рынок, а также служит для укрупнения долгосрочных страховых ресурсов из привлеченных страховых премий. Кроме того, страховая организация получает альтернативные каналыраспространенияполисов,снижая при этом издержки по их продаже, и банковскую гарантию, повышающую надежность ее продукта (рис. 2).

[ гш-лы За? Л і Зшчсдо/мшЧ

1 ф&ичинин і і изятх )

У

¡аранж кгмхгтуЪ

Рисунок 2. Структурная схема тенденций развития банкострахования в России

Из рисунка видно, что тенденции развития сотрудничества «банк-клиент-стаховая компания» выгодны всем участникам рынка.

Однако, в условиях кризиса банки стали более строже подходить как к выдаче кредитов, так и к отбору страховых компаний, поэтому далеко не каждый страховщик может стать партнером банка. В связи с этим аккредитацию банка могут пройти только те стра-ховыекомпании,которыеобладаютвысокойфинансо-вой устойчивостью и не имеют отрицательных отзывов на рынке. Процедура отбора страховых компаний разными банками примерно одинакова, но требования банков могут отличаться набором запрашиваемого портфеля документов. К основным требованиям банков можно отнести - высокую надежность компании и своевременность урегулирования убытков. С другой

24 2011

стороны, благодаря действиям Федеральной антимонопольной службы требования банков стали более прозрачными, как для его клиента, так и для страхов-щика.Банкиопубликовалисписокнеобходимыхдоку-ментов и требований к страховым компаниям [2].

В период кризиса динамика роста рынка банко-страхованиясмениласьрезкимспадом.Так,объемрын-ка банкострахования в 2008 году достиг 90 млрд. рублей, а его прирост по сравнению с 2007 годом составил 31 %, в 2009 году объем рынка составил всего 10,5-11,0 млрд. рублей. В это же время на американском и европейском рынках рушились многие страховые компании, принимающие на себя большую долю кредитных рисков, на российском страховом рынке неразвитое банкострахование подобных проблем не повлекло. Кризис привел к сокращению объемов продаж страховых услуг через банковские каналы в связи со сворачиванием программ кредитования, но значительного роста выплат страховых возмещений банкам не произошло, так как подавляющее большинство рисков банков не было застраховано [3].

Сложившаяся ситуация должна привести к пересмотру условий сотрудничества банков и страховых организаций, так как рынок необходимо будет строить на совершенно новых принципах, основанных на взаимной выгоде, разумной и обоснованной тарифной политике. Сотрудничество российских финансовых институтов развивается согласно общемировой тенденции, но в России на сегодняшний день взаимоотношения банков и страховых организаций еще далеки от желаемого и необходимого уровня. Для развития более тесного сотрудничества которых, требуются, прежде всего, стабильная экономика, развитая конкуренция и либерализация финансового рынка.

Повышению уровня эффективности банкострахования, на наш взгляд, будет способствовать и формирование принципиально новой нормативной базы регулирования деятельности и банков, и страховых компаний. до сих пор ряд отечественных ученых относят страховые организации к банковскому сектору экономики [5, 6], а другие авторы склонны считать данные компании элементами небанковской сферы финансового рынка [7, 8, 9]. Мы полагаем, что страховые компании, занимающиеся рисковым страхованием, следует отнести к небанковским финансовым учреждениям,астраховыеорганизации, занимающие-сястрахованиемжизни,необходимосчитатьструктур-ными элементами банковской системы.

Основная модель взаимодействия финансовых структур на современном российском рынке прояв-

ляется в форме страхования залогового имущества и жизни заемщика при осуществлении банками кредитных операций. Слабой стороной таких взаимоотношений выступает заемщик, лишенный возможности реальной оценки страховых тарифов и жестко ограниченный в выборе (либо вообще не имеющий выбора) страховой компании. Решением данной проблемы, по нашему мнению, может стать создание мо-делейвзаимодействиябанков,страховыхорганизаций и заемщиков при посредничестве профессиональных участников финансовогорынка- кредитно-страховых брокеров.

Кредитно-страховой брокер - это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые действуют в интересах заемщика и оказывают услуги по заключению и исполнению кредитного договора и договора страхования на наиболее выгодных для заемщика и приемлемых для банка и страховой компании условиях. создание и развитие кредитно-страховых брокерских центров может стать реальным механизмом роста эффективности взаимодействия всех заинтересованных субъектов на рынке банкострахования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Костиков И.В., Михайлов М.К. Г рани банковских рисков // Банковское дело. 2009. №1. С. 71-73.

2. Банковское обозрение // [Электронный ресурс] -http: // bo.bdc.ru/2010/6/ranking_of_insurens.htm.

3. Сотрудничество банков и страховых организаций в условиях кризиса // [Электронный ресурс] - http: // www.ureseach.psu.ru.

4. Построено по данным Центрального Банка РФ // www.cbr.ru/macro/v10/44. Данные за 2009 г. представлены по состоянию на 01.05.09 г. Величина рыночного риска и его составляющих определяется в соответствии с требованиями Положения Банка России от 14.11.07 г. №»313-П. Совокупный размер рыночного риска с 01.02.08 г. рассчитывается по формуле: РР = 12,5 * (ПР + ФР) + ВР.

5. Банковское дело / Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Инфра-М, 2006. С. 19.

6. Экономическая теория (политэкономия) / Под общей ред. В.И.Видяпиной,Г. П. Журавлевой. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 475.

7. Жуков Е. Ф. Инвестиционные институты. М.: Дело, 1998. С. 4.

8. Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. К. Р. Тагирбекова. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 26-35.

9. Кожевникова И.Н. Взаимоотношения страховых организаций и банков. М.: Дело, 2005. С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.