Научная статья на тему 'БРИКС: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА'

БРИКС: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3557
761
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / современный миропорядок / Российская Федерация / Запад / сотрудничество / Китай / Бразилия / Индия / ЮАР / спецоперация на Украине / международные отношения / BRICS / modern world order / Russian Federation / West / cooperation / China / Brazil / India / South Africa / special operation in Ukraine / international relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Денисова Диана Эдуардовна

Статья посвящена изучению межгосударственного объединения – БРИКС. Рассмотрены этапы его становления и факторы объединения стран. Особо отмечена политика в отношении западных стран и роль России в функционировании группы. Современная политическая обстановка в связи с проведением специальной военной операции России на Украине и активным ведением санкционной политики со стороны коллективного Запада позволила по-новому взглянуть на образования, подобные БРИКС. В связи с этим, автором был применен SWOT-анализ для выявления предполагаемых перспектив и сценариев будущего «клуба». В результате проведенного исследования установлено, что БРИКС – это союз суверенных и равноправных государств, активных участников интеграционных процессов, основными направлениями которых выступают борьба с современными глобальными угрозами и вызовами с помощью совместных усилий, а также ориентир на выстраивание взаимовыгодных отношений с различными странами, в том числе и с Западом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRICS: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW

The article is devoted to the study of the international association – BRICS. Stages of its formation and factors of unification of countries are considered. The policy towards the Western countries and the role of Russia in the functioning of the group were emphasized. The current political situation, in connection with the special military operation of Russia in Ukraine and the active pursuit of sanctions policy by the collective West, has allowed a new look at such entities, such as BRICS. In this connection, the author used SWOT-analysis to identify the supposed prospects and scenarios of the future of the «club». As a result of the study, it was established that BRICS is a union of sovereign and equal States, active participants in the integration processes, the main directions of which are the fight against modern, global threats and challenges through joint efforts, as well as a focus on building mutually beneficial relations with various countries, including the West.

Текст научной работы на тему «БРИКС: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 327.7

DOI: 10.24411/2618-8120-2022-2-40-54

Д. Э. Денисова

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»,

Саранск, Россия, email: denisova. diana2017 @yandex. ru

БРИКС: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Статья посвящена изучению межгосударственного объединения - БРИКС. Рассмотрены этапы его становления и факторы объединения стран. Особо отмечена политика в отношении западных стран и роль России в функционировании группы. Современная политическая обстановка в связи с проведением специальной военной операции России на Украине и активным ведением санкционной политики со стороны коллективного Запада позволила по-новому взглянуть на образования, подобные БРИКС. В связи с этим, автором был применен SWOT-анализ для выявления предполагаемых перспектив и сценариев будущего «клуба». В результате проведенного исследования установлено, что БРИКС - это союз суверенных и равноправных государств, активных участников интеграционных процессов, основными направлениями которых выступают борьба с современными глобальными угрозами и вызовами с помощью совместных усилий, а также ориентир на выстраивание взаимовыгодных отношений с различными странами, в том числе и с Западом.

Ключевые слова: БРИКС, современный миропорядок, Российская Федерация, Запад, сотрудничество, Китай, Бразилия, Индия, ЮАР, спецоперация на Украине, международные отношения.

D. E. Denisova

National Research Ogarev Mordovia State University,

Saransk, Russia, email: denisova.diana2017@yandex.ru

BRICS: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW

The article is devoted to the study of the international association - BRICS. Stages of its formation and factors of unification of countries are considered. The policy towards the Western countries and the role of Russia in the functioning of the group were emphasized. The current political situation, in connection with the special military operation of Russia in Ukraine and the active pursuit of sanctions policy by

the collective West, has allowed a new look at such entities, such as BRICS. In this connection, the author used SWOT-analysis to identify the supposed prospects and scenarios of the future of the «club». As a result of the study, it was established that BRICS is a union of sovereign and equal States, active participants in the integration processes, the main directions of which are the fight against modern, global threats and challenges through joint efforts, as well as a focus on building mutually beneficial relations with various countries, including the West.

Keywords: BRICS, modern world order, Russian Federation, West, cooperation, China, Brazil, India, South Africa, special operation in Ukraine, international relations.

Введение

Сегодня поддержанию мирового порядка способствуют различные многосторонние институты сотрудничества, имеющие глобальное значение и масштаб - это Организация Объединенных Наций (ООН), Европейский Союз (ЕС), «G20» («Большая двадцатка»), «G7» («Большая семерка») и др. Среди перечисленных последнее время набирает мощь такая организация, как БРИКС. Это группа, состоящая из пяти развивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики (ЮАР), и основывающаяся, в первую очередь, на экономическом и энергетическом сотрудничестве.

В современной мировой повестке «Пятерка» играет значительную роль в защите международного права и борьбе с политикой стран Запада, главным инструментом которой выступают односторонние санкции. Поэтому, можно смело заявить, что БРИКС - это сила, способная выдвигать общие цели, балансировать их и предлагать пути достижения, несмотря на имеющиеся внутренние проблемы и противоречия между странами-членами. В перспективе группа из пяти стран станет в основе нового формирующегося миропорядка. Следует подчеркнуть, что особо важным представляется не только партнерство внутри объединения, но и развитие формата «БРИКС +», а также многоформатное сотрудничество с другими странами. Следовательно, исследование влияния группировки стран БРИКС на мировой политической арене является достаточно актуальной темой.

Целью данной статьи является комплексный анализ функционирования БРИКС на современном этапе, тенденций развития его политики в отношении Запада и перспективы сотрудничества в сложившейся политической ситуации.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: изучить эволюцию, деятельность и особенности БРИКС; исследовать взаимоотношения между группой БРИКС и западными странами; выявить перспективы трансрегионального объединения.

Методы

В качестве специальной методологии использовался системный подход, с помощью которого стало возможным рассмотреть неформальное объединение БРИКС как комплексный феномен, зависящий от множества факторов, и на основании этого выделить его характерные черты и инструменты

взаимодействия. Исторический подход позволил наблюдать эволюцию интеграционной группировки, а также акцентировать внимание на значимых тенденциях данного союза. Структурно-функциональный метод был использован для раскрытия структурной целостности БРИКС, где каждый элемент, в первую очередь, страны, в него входящие, имеет определенное функциональное значение. Прогностический подход позволил выявить возможные перспективы как во взаимоотношениях между группой БРИКС и странами Запада, так и в целом возможные сценарии для БРИКС.

В качестве прикладной методологии был использован метод SWOT-анализа, который позволил качественно определить, какими сильными и слабыми сторонами обладает БРИКС, а также выявить возможности и угрозы со стороны внешней окружающей среды.

В ходе выполнения работы применялись принципы историзма, объективности и научной доказательности, требующие сопоставления различных оценок и суждений.

Результаты и обсуждение

Проведенное исследование позволило всесторонне изучить БРИКС как межгосударственное объединение, проследить динамику его отношений со странами Запада в условиях нестабильности и определить наиболее перспективные тенденции функционирования группы. Полученные результаты могут быть использованы, во-первых, в образовательном процессе при подготовке специалистов в области политологии, международных отношений и истории; во-вторых, органами государственной власти Российской Федерации при определении концепции стратегического развития страны; в-третьих, представителями научного сообщества при проведении исследований по тематике БРИКС.

Эволюция, деятельность и особенности БРИКС

Впервые термин «BRIC» был разработан и применен в 2001 г. исследователями корпорации Goldman Sachs во главе с Джимом О'Нилом [12, с. 58]. Предпосылки же к формированию неформального союза возникли достаточно давно. Еще в 1998 г. в городе Дели Е. М. Примаковым была предложена идея о создании стратегического евразийского треугольника «Россия - Индия - Китай» [17, с. 43-44]. Поначалу предполагаемые страны-участницы скептически отнеслись к озвученной мысли председателя Правительства Российской Федерации. Однако, с наступлением нового тысячелетия ситуация сильно изменилась. Сообщество российских и зарубежных экспертов стало активно дискутировать на тему возможности образования такого треугольника и его жизнеспособности. С 2003 г. «стратегический треугольник» расширился с присоединением Бразилии и образовался БРИК, а включение в 2011 г. ЮАР положило начало современному названию, которое закрепилось в международной практике, - «БРИКС».

Таким образом, БРИКС представляет собой интеграционное объединение, состоящее из пяти стран, с быстро растущими экономиками, - Бразилии, России,

Индии, Китая и Южно-Африканской Республики, имеющих возрастающее влияние на мировой арене.

Необходимо подчеркнуть, что БРИКС - это особый коллективный формат, имеющий характерные черты. Во-первых, в группе отсутствуют централизованные институциональные структуры, так как за странами-участницами закреплено право лично определять общие цели и основные рамки сотрудничества, а также группа не имеет доминирующей страны, которая бы диктовала свои условия остальным участницам. Во-вторых, в основе интеграционного объединения не лежит никакого учредительного договора. Такая форма взаимодействия, с одной стороны, направлена на исследование конъюнктуры международных отношений для продвижения собственных интересов и достижения поставленных целей перед организацией. С другой -придает группе гибкость во взаимоотношениях с иными акторами и окружающей средой.

В основе проекта БРИКС, с самого начала его существования, были заложены принципы многополярности, взаимозависимости экономик стран, приоритета международного права при укреплении мира и стабильности, а также коллективности в решении проблем глобального характера [13, с. 155-156]. Помимо этого, среди целей создания группы важно подчеркнуть расширение языкового, культурного и информационного блока взаимодействия.

Объединение Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР в межгосударственную организацию было обусловлено следующими факторами: во-первых, страны имеют приблизительно одну весовую категорию и подобные интересы на мировой арене; во-вторых, у них схожий тип влияния на международные отношения. Бразилия - это доминирующая страна в Латинской Америке, ЮАР - в Африке. Государства Россия, Китай и Индия являются ключевыми акторами в евразийском регионе. Помимо этого, предполагается, что в первой половине XXI века лидирующие позиции в глобальной экономике вместе с государствами <^7» разделят Бразилия и Россия. Что касается Индии и Китая, то они доминируют по численности населения и обладают большим потенциалом рабочей силы. Также восточные страны в течение последних двадцати лет сохраняют стабильно высокие темпы экономического роста. ЮАР отмечена достаточно высоким развитием финансового рынка и более низким уровнем восприятия коррупции [6, с. 121]. Стоит отметить, что присутствие одного из лидеров Африканского союза в коалиции Бразилии, России, Китая и Индии расширило географию и сферу влияния группы, усилило ее совокупный экономический и политический потенциал. Поэтому можно сделать вывод о том, что группировка этих стран закономерна.

От «клуба интересов» до многомерного стратегического партнерства БРИКС прошел долгий путь, в результате которого группировка приобрела статус крупного международного актора, способного активно участвовать в принятии важных геополитических решений. Интеграционный процесс группы можно условно поделить на 3 этапа:

I этап (1990 - 2006) - характеризуется возникновением предпосылок для консолидации стран-участниц. Налаживание консультативного механизма в формате РИК на постоянной основе, формирование Шанхайской организации сотрудничества в 2001 г., активное подключение к происходящим процессам Бразилии, а также встречи министров иностранных дел в 2002 г. и 2003 г. в США, в 2004 г. в Казахстане, в 2005 г. и 2006 г. в России, оказали значительное влияние на создание объединения БРИК [17, с. 44].

II этап (2006 - 2010) - зарождение и укрепление сотрудничества. Отметим, что БРИКС фактически возникла из товарищества России и Китая, в свою очередь, роль России признается ведущей в этом процессе. Именно по предложению президента Российской Федерации В. В. Путина в 2006 г. на платформе Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась первая встреча министров в формате БРИК, что означало официальное оформление группы [18, с. 9]. С этого момента активизировалось формирование иерархичной системы форумов и встреч стран БРИК. Первое полноформатное собрание государств-участниц группы состоялось 16 июня 2009 г. в Екатеринбурге, в повестке были обозначены основные направления взаимодействия по текущим вопросам международных отношений и укрепление организационных основ группы, а также кульминацией встречи стал глобальный экономический кризис, точнее, способы и средства выхода из него [14].

III этап (2010 - по настоящее время) - трансформация сфер взаимодействия стран-членов БРИКС [17, с. 48]. С 2010 г. меняется восприятие БРИК мировым сообществом, организация получает статус серьезного актора международных отношений. Кроме того, в 2011 г. в ходе третьего саммита группы в состав БРИК вступила Южно-Африканская Республика, представляющая интересы Африки [14]. С этого момента БРИК был преобразован в БРИКС.

Во многом эволюция объединения рассматривается как ответ на разбалансированность современной глобальной экономики, политический хаос в постбиполярном мире [17, с. 48]. Поэтому для выработки соответствующих механизмов и форматов взаимодействия, открытия направлений равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах в рамках БРИКС стали проводиться ежегодные саммиты, на 2021 г. проведено тринадцать встреч [14]. В конце июня 2022 года планируется организация четырнадцатого саммита и делового форума БРИКС под председательством Китая. Однако, учитывая эпидемическую и геополитическую обстановку, встреча состоится в формате ВКС (видеоконференцсвязь). Следует подчеркнуть, что саммиты выступают началом многосторонней дипломатии. Соответственно, значимость таких встреч высока, учитывая современное турбулентное состояние мировой политики. Кроме того, помимо ежегодных встреч лидеров стран-членов, активно ведутся переговоры на уровне глав МИД, министров различных отраслей, а также секретарей советов безопасности.

Таким образом, партнерство в рамках группировки БРИКС целесообразно и эффективно, имеет успех на долгосрочную перспективу, а с помощью

сплочения и дальнейшего укрепления усилий организация сможет решить фундаментальные мировые проблемы, ежегодно обсуждаемые на саммитах.

БРИКС и Запад: вектор развития взаимоотношений

БРИКС - это своеобразный формат международного объединения, возникший в результате глобализации и вопреки политике Запада. Он базируется на следующих положениях: деятельность группы не направлена на распространение собственных моделей развития на другие страны, полагая выбор таких моделей суверенным правом любого государства; не является конкретно военно-политическим и экономическим блоком; стержнем группы выступает сходство в экономическом развитии, а не географическая близость; усиления БРИКС на мировой арене возможно достигнуть лишь совокупным экономическим и политическим потенциалом [2, с. 13].

Исходя из этого, БРИКС как неформальное объединение представляет собой новую и прогрессирующую модель международных отношений, расширение деятельности которой неизбежно затрагивает зоны влияния западных стран. Следовательно, возникает проблема выстраивания отношений с традиционными мировыми игроками, и конкретно с Соединенными Штатами Америки. И здесь существует два направления в развитии взаимоотношений двух групп: первое - это решение актуальных вопросов в формате конструктивного диалога, и второе - соперничество за влияние в перспективных сферах. В результате выбора того или иного пути, последствия приобретут всемирный характер [10, с. 93].

Нестабильная политическая и социально-экономическая ситуация в мире не позволяет нам с максимальной точностью сказать, какая тенденция будет превалировать в ближайшем будущем, но в рамках данного исследования мы сделаем некоторые предположения. С одной стороны - БРИКС не рассматривается западными странами как серьезная организация, которая смогла бы составить им конкуренцию, аргументируя это тем фактом, что объединение внутренне крайне неоднородно [9]. С другой - стремительно растущий потенциал вызывает беспокойство у ведущих мировых держав. Они полагают, что главная цель политики группы, определяемой Россией, заключается в противодействии западным странам и намерении сместить их с доминирующих позиций. Поэтому, сегодня Запад стремится обезопасить свои сферы влияния от динамично развивающихся стран [10, с. 94].

Действительно, в последнее время заметно меняется как экономическая, так и политическая конфигурация в мире, поэтому все чаще стали говорить об образовании новой альтернативы «Большой семерке» - это страны, которые стремительно обходят западный клуб <^7» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония) по многим показателям (объему ВВП по покупательной способности; экономически активному населению и т.д.). Это происходит по причине того, что так называемая новая «семерка» ориентирована на рост производства в объеме и качестве, старая <^7», напротив, уже долгое время испытывает кризис ликвидности. Очевидно, что темпы экономического

роста развивающихся стран в будущем позволят им трансформировать мировой порядок, что приведет к значительному снижению влияния стран «Большой семерки». На данный момент известно, что товарооборот стран БРИКС в I квартале 2022 года существенно вырос - 38 % по сравнению с I кварталом 2021 г. Многие эксперты полагают, что к концу 2025 г. показатели крупнейших экономик мира изменятся, а уже к 2040 г. объемы производства государств БРИКС и стран «Группы семи» сравняются [11, с. 20-21].

Кроме того, прекращение участия России (главного торгового партнера Евросоюза) в «Большой восьмерке», введение экономических санкций против нее значительно ухудшают международную обстановку, тем самым подталкивая Россию к созданию альтернативного союза. Россия, находясь в изоляции со стороны Запада, уделяет большое внимание отношениям со своими восточными партнерами, которые способны в долгосрочной перспективе образовать мощный альянс и кардинально трансформировать существующую геополитическую карту мира.

Так, санкции, подразумевающие заморозку валютных резервов Центрального Банка (ЦБ) России и отключение ряда банков от системы SWIFT, дали толчок странам БРИКС к созданию небольших валютных блоков, внутри которых отдельные страны будут торговать между собой в обход доллара. Например, в Китае не отрицали возможность перехода на рубли или юани в торговле энергоносителями с Россией, а уже в апреле Китай начал оплачивать российский уголь в юанях. Также, Сирия и Индия изучают вопрос перехода на расчеты с Россией в национальных валютах. Помимо этого, прорабатываются новые каналы экспорта и импорта, варианты развития мультимодальных транспортных коридоров, создания благоприятного режима осуществления перевозок грузов на приоритетных направлениях, формирования российской зеленой таксономии и стандартов ее синхронизации с таксономией стран БРИКС. В частности, запущена специальная кредитная программа поддержки системообразующих транспортных предприятий и ускорена работа по строительству автодороги «Европа-Западный Китай» (новый Шелковый путь), которая пройдет по территории России через Челябинск, Тюмень и Новосибирск.

Третья тенденция и наиболее выгодная для обеих сторон - это курс на выстраивание партнерских отношений между странами БРИКС и Запада [10, с. 96]. Однако для достижения общей цели группам необходимо сконцентрировать внимание на урегулировании существующих противоречий. Например, вопросы, касающиеся современного мироустройства. Если политика БРИКС направлена на усиление многополярности, т. е. равноправное участие государств в решении глобальных вопросов и достижение компромисса между участниками, то Запад ориентирован на становление однополярного миропорядка. Соответственно, «Пятерка» стремится именно к сотрудничеству, но никак не к соперничеству. Напротив, Запад во главе с США желают видеть мир времен окончания «холодной войны», т. е. существование главного центра - США, который будет ответственным за мировую систему. Но стоит учесть, что на сегодняшний

момент США стремительно теряют свои позиции, уступая прогрессирующему Китаю.

Кроме того, в качестве разногласий выступили вопросы, касающиеся деятельности международных экономических институтов (МВФ, ВТО, МБРР, Банка международных расчетов и др.) и проектов создания альтернативных учреждений финансового регулирования (Антикризисного фонда БРИКС, Нового банка). Рукотворный кризис и санкции разрушают фундамент существующей международной валютно-финансовой системы, основанной на долларе США. В результате, существующие условия подталкивают страны БРИКС к использованию национальных валют по экспортно-импортным операциям, интеграции платежных систем и карт, собственной системе обмена финансовыми сообщениями и созданию независимого рейтингового агентства «Пятерки». Таким образом, страны БРИКС имеют все необходимые инструменты для того, чтобы смягчить последствия кризиса для своих экономик, и в целом - трансформировать глобальную экономику посредством проведения реформ в мировой банковской системе, результатом которых станет построение платформы, отвечающей интересам государств на равных условиях, и возможность поддержания стран с формирующейся рыночной экономикой. И созданный странами БРИКС Новый банк развития в данном процессе может сыграть важнейшую роль [1, с. 310].

Можно заметить, что вопросы, затрагивающие экономическую сферу, довольно обширные и представляют значение как для стран Запада, так и для группы БРИКС. Поэтому конфронтация в финансовом направлении не выгодна обеим сторонам в силу некоторых обстоятельств. Прежде всего, главным потребителем продукции, производимой неформальным объединением, является именно Запад. Во-вторых, богатые природными ресурсами и перспективными рынками территории БРИКС представляют особый интерес для развитых стран. В-третьих, политика западных государств направлена на построение взаимовыгодных экономических отношений с каждым участником отдельно.

В настоящее время точка соприкосновения действий БРИКС и Запада наблюдается именно в сфере политики. Их механизмы можно проследить по деятельности в рамках ООН, по вопросам, касающимся войн в Сирии и Ливии, конфликтов между Ираном и Пакистаном, Россией и Украиной, а также вокруг Нагорно-Карабахской и афганской проблемы, где и сталкиваются сферы влияния двух сторон.

Наиболее болезненной в плане взаимоотношений между группой и западными странами является ситуация последних месяцев, а именно начавшаяся российская специальная военная операция на территории ДНР и ЛНР по демилитаризации и денацификации Украины. Введение различного рода санкций, попытка США в команде с НАТО и ЕС объединить мир против России и изолировать ее в политическом и экономическом планах посредством давления на ее главных партнеров терпит неудачи. Уже сейчас заметно, что отстранение

Российской Федерации от международных дел «обернется бумерангом» Западу в лице внутреннего политико-социально-экономического кризиса.

Мир в отношении к действиям России на Украине разделился на два лагеря. В числе тех, кто поддержал или же принял нейтралитет по вопросу специальной военной операции, оказались союзники России по группе БРИКС. Президент Бразилии высказался, что не поддержит никакие санкции против России и осуждения действий В. В. Путина, а также обозначил, что его страна не будет голосовать за антироссийские резолюции в ООН. Индия и Китай официально выступили на стороне нейтральных стран, однако правительства стран полагают, что односторонние санкции не подкреплены международным правом, поэтому они не поддержали резолюцию с осуждением российской спецоперации на Украине. Южно-Африканская Республика призывает к дипломатическому разрешению украинского кризиса с привлечением ООН.

Таким образом, очевидно, что партнерам Москвы по группе не симпатизирует политика, проводимая Западом во главе с США. Они нацелены на поддержание установленных договоренностей и обязательств.

Очевидно, что между странами БРИКС и Западом имеются предпосылки как для всестороннего сотрудничества, так и для соперничества, но стратегия союза в отношении НАТО, США и стран «07» носит скорее миротворческий, а не агрессивный характер. К тому же «Пятерка» не предполагает подмену существующих международных отношений, а позиционирует себя как дополнительный формат продуманных согласованных позиций, который способен внести вклад в деятельность других международных объединений и усилить свой голос в них. Поэтому, грамотно выстроенное стратегическое взаимодействие, налаживание отношений преимущественно в формате диалога, где каждый участник мировой системы был бы услышан, позволило бы стабилизировать текущую политико-экономическую ситуацию и избежать открытого противоборства двух «клубов».

Перспективы трансрегионального объединения

Рассмотрим перспективы функционирования «клуба» на основе SWOT-анализа, а также выделим некоторые сценарии развития БРИКС (см.: табл. 1).

Во-первых, предполагаемый расклад - распад группы БРИКС, т. е. выход одной или нескольких стран. В случае выхода Бразилии и России снизится экономический рост и дестабилизируется финансовая ситуация группы в целом. БРИКС оставит прогрессирующий Китай, который уже сегодня демонстрирует политическую и экономическую самостоятельность и не испытывает острой необходимости в членстве. Это может привести к перебалансировке сил, если, например, Китай присоединится к клубу мировых экономических лидеров. Перебалансировка состоится и в случае выхода России из БРИКС, которая рассматривается как «пятый лишний», т. е. опережает многие страны по одним показателям, но значительно уступает по экономическим. Открепление ЮАР будет способствовать нарушению трансконтинентальному составу БРИКС. Таким образом, в случае выхода из группы любой из стран будет потерян

межцивилизационный статус объединения. Страны БРИКС переориентируются на двух-/трехстороннее взаимодействие и вернутся к историческому партнерству в рамках групп РИК [16, с. 309].

Во-вторых, предполагается, что объединение БРИКС продолжит свое существование в виде «клуба», форума и будет обсуждать возникающие в мире проблемы и согласовывать позиции стран-членов по различным вопросам. В таком случае государства БРИКС будут связаны слабыми организационными связями, т. к. сконцентрируют свою деятельность на внутренних преобразованиях. Снизится экономическая активность стран БРИКС в мировой экономике, а также влияние на международные процессы, а именно в части вопросов урегулирования региональных военных конфликтов и реформирования существующих институтов глобального управления [16, с. 309].

В-третьих, расширение группы БРИКС. Предложение, касающееся присоединения других участников к межгосударственному объединению, впервые было озвучено китайской стороной. Процесс расширения стран-членов БРИКС, с т. з. Китая, является ответом на деятельность коллективного Запада во внешней политике, в частности - на действия «Ю7» и «^20». Позиция России в этом отношении предполагает внимательное изучение вопроса по увеличению стран-членов «Пятерки». Помимо этого, многие восточные страны рассматривают БРИКС как перспективную площадку для ведения внешней политики. То есть, в ближайшее время группа может значительно расшириться за счет новых участниц, что приведет к трансформации названия группы и укреплению ее позиций в мире [4].

В-четвертых, укрепление БРИКС за счет ускоренного процесса институционализации группы, включающего в себя принятие Устава и создание Секретариата БРИКС и ее трансформацию в международную организацию. Это приведет к усилению взаимодействия как внутри самой группы, так и расширению форматов сотрудничества с различными странами. Увеличится совокупный рейтинг в экономической и политической сферах, что позволит оказывать воздействие на международную повестку дня [16, с. 310].

Таким образом, предполагаемым вектором развития в ближайшее время останется взаимодействие стран-членов БРИКС в формате «клуба», так как не предполагается каких-либо существенных изменений в отношениях между участницами группы. Однако, наш мир достаточно динамичен, прогнозы экспертов, составленные на 2020-2022 гг. с крахом провалились, поэтому мы можем лишь предполагать, какие действия будут предприняты странами по отношению к тому или иному вопросу.

Если рассматривать теории распада и укрепления объединения, то их вероятность практически одинакова, выбор в пользу данных сценариев будет зависеть от реализации возможностей и преодоления угроз участницами БРИКС. Вариант с привлечением участников в БРИКС является, с одной стороны, своевременным и правильным, с другой - становится мало вероятным в силу внешних факторов.

Таблица 1 / ТаЬ1е 1. SWOT-анализ БРИКС

Сильные стороны Слабые стороны

- Молодое объединение, представляющее собой экономические центры разных регионов мира - Отсутствие учредительного документа, централизованных институциональных структур, регулирующих деятельность БРИКС

- Не является конкретным военно-политическим или экономическим блоком, а направлен на всесторонне взаимодействие - Сильный разрыв между развитием экономик стран-членов

- Сохраняющийся суверенитет каждого участника группы - Слаборазвитая инфраструктура и низкий уровень инновационной активности

- Высокий совокупный потенциал БРИКС в мировом ВВП

- Богатые природные ресурсы, которыми обладают государства-члены

- Географический и демографический потенциал объединения

- Стабильность национальных валют

Возможности Угрозы

- Улучшение социальных, экономических, демографических показателей государств БРИКС - Социально-экономический кризис и нестабильная политическая ситуация в мире

- Создание отдельных экономических зон - Имеющиеся диспропорции в военной сфере, расхождение в национальных целях между странами-членами

- Оптимизация внешнеполитического сотрудничества с другими государствами - Конкуренция между странами-членами за рынок и геополитическое влияние

- Инвестиционная привлекательность группы - Противоречия между странами БРИКС, касающиеся вопросов членства в Совете Безопасности ООН и территориальных разногласий Китая и Индии

- Проводимая Западом санкционная политика в отношении России

Исходя из приведенного анализа, можно сделать вывод, что страны БРИКС занимают более уверенные и влиятельные позиции на международной арене. Объединение пяти государств успешно функционирует именно благодаря тому, что все его участницы выгодно дополняют друг друга. Поэтому можно сказать, что группа БРИКС сегодня становится привлекательной и важной альтернативной площадкой.

Заключение

Таким образом, БРИКС - это реальность мировой политики и экономики, которая обладает необходимыми ресурсами для прогрессивного развития. Формат группы предусматривает организацию периодических официальных саммитов, наличие отчетов по встречам и подписание соглашений. Разумеется, внутри объединения имеется множество противоречий, устранение которых

возможно благодаря взаимному интересу стран-участниц, постоянной разработке и усовершенствованию путей взаимодействия. В результате коллективных действий мощь БРИКС на мировой арене будет расти. Кроме того, Россия сохраняет статус активного участника группы БРИКС, выступая инициатором современных направлений и идей и реализуя многие актуальные проекты в целях эффективного функционирования объединения.

Сегодня БРИКС фактически представляет собой ядро многополярного мира, а в долгосрочной перспективе ожидается трансформация в сильную и влиятельную организацию.

Библиографический список

1. Авдокушин Е. Ф., Жариков М. В. Страны БРИКС в современной мировой экономике. М. : Магистр, 2016. 480 с.

2. Антонов В. А., Секонго Н. Б., Титус Т. Г. Особенности функционирования группы БРИКС как неформального международного объединения // Вестник ГУУ. 2017. № 5. С. 11-16.

3. Астахов Е. А. Такие разные страны-члены БРИКС. И все-таки вместе // Международная жизнь. 2018. № 8. С. 121-138.

4. Давыденко В. А. Страны БРИКС на мировой арене : анализ и перспективы развития // Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, Брянск : [сайт]. 2020. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/103568/1/978-5-8295-0768-8_2021_19.pdf (дата обращения: 06.06.2022).

5. Игнатова О. В., Горбунова О. А. Основные тенденции и перспективы экономической интеграции стран БРИКС // Самоуправление. 2019. Т. 2. № 1. С. 60-64.

6. Ильин И. В., Леонова О. Г., Алексеенко О. А. БРИКС как общий знаменатель стратегических приоритетов // Международная жизнь. 2016. №2 8. С. 115-130.

7. Кудашова Н. Н. Перспективы БРИКС в условиях глобализации // Теории и проблемы политических исследований. 2019. Т. 8. № 5А. С. 79-89.

8. Куемжиева С. А., Складчиков С. В., Гончаров В. В., Брагин А. Г. Актуальные проблемы и перспективы развития БРИКС // Вопросы политологии. 2020. № 1. С. 80-85.

9. Кулинич Р. К. Станет ли Банк БРИКС альтернативой МФВ и Всемирному Банку? Мнения экспертов // 24СМИ : новости : [сайт]. 2016. URL: http://24smi.org/ news/28428-bank-briks-altemativa-mvf.html (дата обращения: 06.06.2022).

10. Лисицкая М. В. Проблемы и тенденции взаимодействия группы БРИКС со странами Запада // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2013. № 2. С. 92-97.

11. Макаревич Д. А. Страны БРИКС в мировой экономике. Перспективы развития // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. 2015. № 10 (82). С. 9-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. О'Нил Д. Карта роста. Будущее стран БРИК и других развивающихся рынков / пер. с англ. М. Сутормина. М. : Альпина Бизнес Букс, 2013. 244 с.

13. Попова Н. В. Страны БРИКС в формирующемся многополярном мире // РСМ. М. : ИНИОН РАН, 2017. № 4 (97). С. 155-162.

14. Саммиты и документы / НКИ БРИКС, Россия : [сайт]. URL: https://nkibrics.ru/pages/summit-docs (дата обращения: 07.06.2022).

15. Син Ли К вопросу о политике и дипломатии стран БРИКС // Сравнительная политика. 2015. № 1 (18). С. 54-64.

16. Шатская И. И. Перспективы развития БРИКС // Экономические науки. Научный альманах. 2016. № 4-1 (18). С. 307-311.

17. Шевченко Р. И. Объединение БРИКС : этапы формирования и перспективы развития // Известия Иркутского государственного университета. Серия : Политология. Религиоведение. 2016. Т. 17. С. 43-51.

18. Ягъя В. С., Чуков Р. С., Парфененок Н. Л. БРИКС : эволюция и конвергенция сил // Вестник РУДН. 2016. Т. 16, № 1. С. 7-16.

19. Яковлев П. П. От Бразилии к России: направления стратегического партнерства стран-членов БРИКС // Перспективы. Электронный журнал. 2019. -№ 4 (20). С. 6-20.

20. «Dreaming With BRICs : The Path to 2050» / Global Economics Paper. № 99. URL: https://www.goldmansachs.com/insights/ archive/archive-pdfs/brics-dream.pdf (access 07.06.2022).

21. Stuenkel O. The BRICS and the future of global order. London : Lexington Books, 2015. 213 р.

References

1. Avdokushin E. F., Zharikov M. V. BRICS countries in the modern world economy. Moscow : Master, 2016. 480 p.

2. Antonov V. A., Secongo N. B., Titus T. G. Features of functioning of BRICS group as an informal international association // Vestnik GU. 2017. №5. P. 11-16.

3. Astakhov E. A. Such different BRICS member countries. And yet together // International life. 2018. № 8. P. 121-138.

4. Davydenko V. A. The BRICS countries in the world arena // Bryansk State University named after academician I. G. Petrovsky, Bryansk [site]. 2020. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/103568/1/978-5-8295-0768-8_2021_19.pdf (access 06.06.2022).

5. Ignatova O. V., Gorbunova O. A. Main trends and prospects of economic integration of the BRICS countries // Self-Government. 2019. T. 2. №1. P. 60-64.

6. Ilyin I. V., Leonova O. G., Alexeenko O. A. BRICS as common denominator of strategic priorities // International life. 2016. №8. P. 115-130.

7. Kudashova N. N. Prospects of BRICS in the context of globalization // Theories and problems of political research. 2019. Vol. 8. № 5A. P. 79-89.

8. Kuemzhieva S. A., Foldchikov S. V., Goncharov V. V., Bragin A. G. Actual problems and prospects of development of BRICS // Questions of political science. 2020. №1. P. 80-85.

9. Kulinich R. K. Will BRICS Bank become an alternative to IMF and the World Bank? Opinions of experts // 24MEDIA : news : [website]. 2016. URL: http://24smi.org/ news/28428-bank-briks-alternativa-mvf.html (access 06.06.2022).

10. Lissitskaya M. V. Problems and tendencies of interaction of BRICS group with Western countries / M. V. Lissitskaya // Actual problems of modern international relations. 2013. № 2. P. 92-97.

11. Makarevich D. A. The BRICS countries in the world economy. Prospects // Management of Economic Systems : Electronic Scientific Journal. 2015. №2 10 (82). P. 9-26.

12. O'Neil D. Growth map. Future of BRIC countries and other emerging markets / per. c. Angl. M. Sutormin. Moscow : Alpine Business Books, 2013. 244 p.

13. PopovaN. V. The BRICS countries in the emerging multipolar world // RSM. Moscow : INION RAS, 2017. № 4 (97). P. 155-162.

14. Summits and documents / NBI BRICS, Russia : [site]. URL: https://nkibrics.ru/pages/summit-docs (access 07.06.2022).

15. Shin Li To the question of BRICS politics and diplomacy // Comparative politics. 2015. №1 (18). P. 54-64.

16. Shatskaya I. I. Prospects of development of BRICS // Economic Sciences. Scientific Almanac. 2016. № 4-1 (18). P. 307-311.

17. Shevchenko R. I. Unification of BRICS : stages of formation and prospects // Izvestia of Irkutsk State University. Series : Political Science. Religious Studies. 2016. T. 17. P. 43-51.

18. Yagya V. S., Chukov R.S., Parfenenok N. L. BRIX : Evolution and Convergence of Forces // Bulletin of RUDN. 2016. T. 16, №1. P. 7-16.

19. Yakovlev P. P. From Brazil to Russia: directions of strategic partnership of the BRICS member states // Prospects. Electronic Magazine. 2019. № 4 (20). P. 6-20.

20. «Dreaming With BRICs : The Path to 2050» / Global Economics Paper. -№99. URL: https://www.goldmansachs.com/insights/ archive/archive-pdfs/brics-dream.pdf (access 07.06.2022).

21. Stuenkel O. The BRICS and the future of global order. London : Lexington Books, 2015. 213 p.

Сведения об авторе

Денисова Диана Эдуардовна - политолог, научный сотрудник НОЦ «Политический анализ территориальных систем» ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск). Область научных интересов: международные отношения, мировая политика, внешняя политика России, информационные технологии в политике.

Email: denisova. diana2017@yandex.ru

fyMaHumapHbie u noAumuKO-npaeoeue uccAedoeaHun. 2022. № 2 (17).

About the author

Denisova Diana Eduardovna - political scientist, researcher of NOC «Political Analysis of Territorial Systems» of the Ogarev National Research Mordovian State University (Saransk). The field of scientific interests: international relations, world policy, Russian foreign policy, information technology in politics. Email: denisova. diana2017@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.