DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_4_280 УДК 339.923
БРИКС: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ
МИРЕ
Исаев Мурад Гусейнович,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой и региональной экономики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]
Газиева Лайла Руслановна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]
Магомадова Зарина Саидбековна,
старший преподаватель кафедры прикладной информатики, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается возрастающая роль Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР (БРИКС) с точки зрения их участия в глобальном управлении в экономике. Анализируются роль БРИКС на мировой арене, инициативы по содействию развивающимся экономикам, созданию новых институтов и предложения по усилению многополярности в глобальном финансовом управлении.
Ключевые слова: БРИКС; финансовое управление; глобальная финансовая архитектура; экономический блок; развивающиеся страны; многополярность; партнерство.
UDC 339.923
BRICS: DEVELOPMENT STRATEGIES AND MECHANISMS FOR INTERACTION AND COOPERATION IN A CHANGING WORLD
Isaev Murad Guseinovich,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of World and Regional Economics, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]
Gazieva Laila Ruslanovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: gazievalaila @mail.ru
Magomadova Zarina Saidbekovna,
Senior Lecturer, Department of Applied Informatics, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]
The article examines the growing role of Brazil, Russia, India, China and South Africa (BRICS) in terms of their participation in global governance in the economy. The role of BRICS on the world stage, initiatives to promote developing economies, create new institutions and proposals to strengthen multipolarity in global financial management are analyzed.
Keywords: BRICS; financial management; global financial architecture; economic bloc; developing countries; multipolarity; partnership.
Сегодня в мире происходят кардинальные изменения, и человечество вступает в новую эру стремительного развития и глубоких преобразований. Развиваются таких процессы и явления, как многополярность, экономическая глобализация, появление информационного общества, культурное разнообразие, трансформация архитектуры глобального управления и мироустройства; между государствами растет взаимосвязь и взаимозависимость; наметилась тенденция к перераспределению власти в мире; и международное сообщество демонстрирует растущий спрос на лидерство, направленное на мирное и постепенное развитие.
БРИКС (аббревиатура от названий стран, входящих в его состав) - экономико-коммерческая ассоциация пяти наиболее важных развивающихся экономик мира, основанная в 2009 г. с целью продвижения нового международного финансового порядка.
С момента своего создания в 2006 г. сотрудничество БРИКС прошло 16 лет и постепенно превратилось в платформу для диалога и сотрудничества между участниками. Аббревиатура БРИКС происходит от пяти стран с развивающейся экономикой, включая Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку. Они объединились, чтобы сформулировать общее видение развития и сотрудничать в двусторонних и многосторонних отношениях, особенно в сфере торговли, инвестиций, межличностного и культурного обмена.
Хотя страны БРИКС имеют разные политические системы и сталкиваются с разными социально-экономическими проблемами, они могут продолжать укреплять взаимное политическое доверие, углублять практическое сотрудничество и интенсифицировать межличностные и культурные обмены в духе открытости, инклюзивности и взаимовыгодных результатов [2].
В целом страны БРИКС играют важную по -литическую и экономическую роль на мировой арене, занимая около 26 % земной суши, 41 % населения мира, 46 % мировой рабочей силы, 24 % мирового ВВП и 16% мировой торговли.
В 2021 г. общая стоимость импорта и экспорта стран БРИКС достигла 8,55 трлн долларов США, увеличившись в годовом исчислении на 33,4 %. Джим О'Нил, основатель
аббревиатуры БРИКС, недавно заметил, что показатели стран БРИКС будут наиболее решающим фактором, определяющим глобальный экономический рост в следующем десятилетии. Это укрепляет позиции экономик БРИКС в нынешнем глобальном экономическом ландшафте [3].
В настоящее время видение БРИКС рассматривается как ключевое для борьбы с пандемией COVID-19, которая привела к глобальному экономическому кризису и усугубила уязвимость стран в виде безработицы, неравенства доходов и бедности. Как и в других странах, кризис в области здравоохранения, вызванный COVID-19, оказал серьезное влияние на страны БРИКС, при этом Индия, Бразилия и Россия входят в пятерку лидеров в мире по количеству инфицированных. Тенденции основных макроэкономических показателей свидетельствуют о том, что вспышка COVID-19 привела к серьезному экономическому спаду в странах БРИКС, за исключением Китая. Это показывает, что пандемия нанесла значительный экономический ущерб и усугубила безработицу, бедность и неравенство в странах БРИКС.
Страны БРИКС установили прочные связи даже во время пандемии COVID-19, планируя и работая над тем, чтобы использовать возможности, которые могут возникнуть во время кризиса, на пути к светлой постпандемической эре. Саммит БРИКС проводится для того, чтобы страны-участницы продолжали укреплять свои отношения, совместно принимали позитивные меры для решения существующих проблем в экономике и проводили дальнейшие структурные реформы для повышения производительности различных факторов производства.
Партнерство БРИКС, в которое входят пять стран, развивается быстрыми темпами. На последовавшей встрече страны БРИКС как коллектив предприняли различные шаги по преобразованию мирового экономического порядка и работали над реструктуризацией глобальной политической и финансовой архитектуры, чтобы сделать ее более инклюзивной, справедливой, представительной и демократичной, сделать развивающиеся страны более значимыми и более вовлеченными. Страны БРИКС поддерживают концепцию и дух взаимного уважения и понимания, равноправия, солидарности, открытости и
инклюзивности. Каждый год группа по очереди проводит саммит, на который съезжаются лидеры стран с многосторонними отношениями, а также приглашаются другие развивающиеся страны и международные организации.
В этом году под эгидой Китая прошел 14-й саммит БРИКС, посвященный построению качественного партнерства БРИКС и открытию новой эры глобального развития. Председательство Китая происходит в то время, когда мир сталкивается с такими проблемами, как экономическая неопределенность, влияние пандемии COVID-19, изменение климата, продовольственная безопасность, поляризация и угроза многосторонности.
Будучи крупнейшей экономикой среди стран БРИКС и сторонником многосторонности, Китай стремится развивать приоритетные области предыдущих председательств БРИКС, продолжать вдохновлять страны на совместную работу, решать основные проблемы международного сообщества, развивать и более всестороннее, тесное и прагматичное, а также инклюзивное партнерство для укрепления качественного партнерства БРИКС [5].
С момента официального создания в 2009 г. БРИКС проводила ежегодные саммиты, на которых определила 30 областей сотрудничества и диалога, направленных на углубление их артикуляции, а также на определение действий по содействию международным экономическим и институциональным изменениям, которые, по крайней мере, уменьшают их асимметрию и поддерживают более глобальное развитие; повестка также включала политику и программы в области развития, совместимые с сотрудничеством с другими развивающимися странами.
Механизм БРИКС совершенствовался в процессе противостояния международному финансовому кризису, поэтому преодоление трудностей при сотрудничестве является его неотъемлемой характеристикой. За 16 лет БРИКС сформировал основу для сотрудничества по трем направлениям: экономика и финансы, политика и безопасность, культура и межличностные обмены. Он добился плодотворных успехов в десятках областей, таких как экономика и торговля, финансы, наука и техника, промышленность, сельское хозяйство, образование, здравоохранение,
аналитические центры и города-побратимы, способствуя реагированию на риски и вызовы и развитию пяти стран и всего мира. Страны БРИКС имеют традицию укрепления сотрудничества с формирующимся рынком и развивающимися странами [1].
БРИКС активно ускоряет использование своей инновационной базы и укрепляет партнерские отношения в области «зеленой» энергетики, интернет-технологий и обмена опытом между учеными и технологами. В 2021 г. пять стран-участниц в целом запустили Партнерство инновационного центра новой промышленной революции БРИКС, формируя новое развитие и импульс в области технологий, инноваций и цифровой трансформации.
В рамках года БРИКС в Китае страны обяза -лись совместно реализовать План действий по инновационному сотрудничеству стран-участниц и создать сеть центров трансфера технологий БРИКС. В целом страны блока придают большое значение совместному участию в научно-технических инновационных проектах экономического блока, Форуму молодых ученых БРИКС и другим мероприятиям по укреплению сотрудничества во флагманских проектах.
Процесс глобализации и технологические, нормативные и экономические изменения привели к формированию новой международной финансовой архитектуры, характеризующейся появлением новых субъектов и финансовых инструментов. Результатом этого процесса стала растущая взаимосвязь между различными субъектами из всех регионов и действия все более крупных нефинансовых и финансовых компаний (банки, фондовые биржи, инвестиционные фонды и др.). Одно из основных изменений в мировой экономической архитектуре связано с растущим участием стран БРИКС в финансовых рынках.
С тех пор страны БРИКС углубили свое деловое сотрудничество и учредили Новый банк развития объединения и резервный механизм на случай непредвиденных обстоятельств, что является еще одним важным достижением сотрудничества БРИКС в финансовой сфере. Среди них: с момента открытия Нового банка развития в Шанхае в июле 2015 года он сформировал инновационный институциональный механизм и
бизнес-модель. Его позитивная структура управления, страновая система, инвестиции и финансирование в местной валюте, а также инвестиции в проекты устойчивой инфраструктуры были хорошо приняты [4].
В целом страны БРИКС увеличили свое участие в мировой финансовой сфере через свои банковские и фондовые институты, а реально за счет своего участия в экономической деятельности, торговле и прямых иностранных инвестициях. В дополнение к конкретным экономическим стратегиям каждой из экономик существуют совместные действия, направленные на расширение участия БРИКС.
Традиционно в рамках ежегодно меняющегося председательства страны БРИКС стремились расширить свое региональное присутствие, приглашая соседние страны, чтобы нейтрализовать впечатление закрытого клуба. Распределение основной группы экономического блока по четырем континентам является здесь геополитическим преимуществом. Институциональная взаимозависимость в области сотрудничества в целях развития была укреплена через Банк развития БРИКС, и в то же время были поддержаны претензии в качестве форума для диалога «Юг-Юг».
С председательством Китая в БРИКС активизировался второй компонент информационного процесса, известный как БРИКС+. Государства, не являющиеся членами, уже были приглашены на встречу министров иностранных дел в мае, и список был длинным: он варьировался от Египта, Аргентины и Индонезии до Казахстана, Нигерии и Сенегала, Саудовской Аравии, Таиланда и Объединенных Арабских Эмиратов. На встрече президентов в июне было принято решение установить общие критерии и процедуры для укрепления сотрудничества с этими родственными странами.
Центральное место в этом занимает консенсус внутри основной группы по вопросу о том, возможно ли продление и как оно может выглядеть. Аргентина и Иран уже подали заявки на вступление в группу БРИКС.
Наряду с Бразилией и Индией Аргентина хочет позиционировать себя как ключевой экспортер продуктов питания, которые играют столь же важную роль в случае сои и риса.
Это означает, что страна, где Россия является крупным экспортером пшеницы и удобрений, а Китай является крупнейшим рынком спроса, может играть центральную координирующую роль в формировании продовольственных рынков. С точки зрения политики чрезвычайных резервов на случай продовольственных кризисов он мог бы взять на себя регулирующую роль. Нечто подобное можно было бы представить и в отношении энергетического сотрудничества с участием Ирана, с которым страны БРИКС вырастают в ключевого игрока в еще одной глобальной зоне риска.
Привлекательным выглядит и совместный центр исследований и разработок вакцин, который должен заниматься, в частности, вопросами патентов и трансфера технологий между пятью странами БРИКС. Такие перспективы также будут способствовать желанию присоединиться к другим государствам с глобальными устремлениями, таким как Египет, Индонезия, Саудовская Аравия и Турция.
Но пока нет признаков консенсуса между государствами-членами БРИКС в плане расширения: в то время как Китай и Россия хотят добиться здесь быстрого прогресса, Бразилия, Индия и ЮАР опасаются относительной утраты значимости и тянут время. Традиционные конкурентные отношения между Китаем и Индией, а также Бразилией и возможным новым членом Аргентиной также имеют решающее значение для этого. Кроме того, эти государства не хотят быть втянутыми в нарастающее противостояние США с Китаем и Россией ни в Индо-Тихоокеанском регионе, ни в Африке.
Таким образом, можно сказать, что сотрудничество БРИКС продемонстрировало устойчивость и достигло хороших успехов и результатов. «БРИКС+» заложила для развивающихся стран модель сотрудничества и достижения самосовершенствования через единство. Как представители развивающихся стран страны БРИКС подняли тему продвижения качественного партнерства и понимают необходимость принимать правильные решения и действовать ответственно, поскольку их коллективные действия будут иметь большое влияние на мир.
Список литературы_
1. БРИКС - Латинская Америка: позиционирование и взаимодействие / под ред. В. Давыдова. М. : ИЛА РАН, 2014. 186 с.
2. Виноградов А. В. Диалоговый формат БРИКС и его роль в становлении многополярного мира // Сравнительная политика. 2014. Т. 5. № 1 (14). С. 47-52.
3. Муратшина К. Г Десятилетие работы БРИКС: эволюция механизмов сотрудничества // Новая и новейшая история. 2021. № 66(4). С. 166-183.
4. Мурзагалеев Р. И., Сулейманов А. Р. Саммиты ШОС и БРИКС - 2015: новые возможности сотрудничества. Уфа : БИСТ, 2015. 70 с.
5. Яшкова Т. А. БРИКС как вариант мягкой силы // Потенциал современной науки. 2014. № 8. С. 58-62.
References _
1. BRICS - Latin America: positioning and interaction /edited by V. Davydov. Moscow: ILA RAS, 2014. 186 p.
2. Vinogradov A.V. The BRICS dialogue format and its role in the formation of a multipolar world. Comparative Politics. 2014. Vol. 5. No. 1 (14). Pp. 47-52.
3. Muratshina K. G. Decade of BRICS work: evolution of cooperation mechanisms. New and recent history. 2021. No. 66(4). Pp. 166-183.
4. Murzagaleev R. I., Suleymanov A. R. SCO and BRICS Summits - 2015: new opportunities for cooperation. Ufa : BIST, 2015. 70 p.
5. Yashkova T. A. BRICS as a variant of soft power. Potential of modern science. 2014. No. 8. Pp. 58-62.