принесет и новые результаты. Также налицо попытка осуществить — пускай и в усеченном виде — критическое издание богослужебных текстов, с приведением разночтений и вариантов по различным рукописям. Будем надеяться, что это начинание, не останется без продолжения, а будет поддержано и принесет пользу всему христианскому и научному миру.
С. Ю. Акишин
Брендле Р. Иоанн Златоуст: проповедник, епископ, мученик / Д. Бумаж-нов, пер. М.: ББИ св. ап. Андрея, 2006. 208 с.
В прошлом году в руках отечественного читателя появился русский перевод книги преподавателя Базельского университета Рудольфа Брендле о свт. Иоанне Златоусте, вышедшей впервые в 1999 г. Наряду с появлением на русском языке новых переводов творений Иоанна, материалов, относящихся к его биографии 1, и статей по отдельным вопросам хризостомики2, отсутствие обобщающей научной работы о Златоусте доступной русскоязычному читателю являлось досадным пробелом 3. И поэтому книга Брендле отчасти закрывает эту лакуну.
Предлагаемое исследование написано в историко-биографическом жанре и обобщает результаты многолетних научных и преподавательских занятий автора и достижений других исследователей
1 Напр.: Свт. Иоанн Златоуст. Огласительные гомилии / И. В. Пролыгина, сост., введ., пер., ком. Тверь: Герменевтика, 2006; Древние жития свт. Иоанна Златоуста: тексты и комментарий / А. С. Балаховская, пер., вступ. ст. М.: Паломник; ПСТГУ; ИМЛИ РАН, 2007.
2 Михайлов П. Б. Святитель Иоанн Златоуст как участник арианских споров // Альфа и Омега. М., 2007. № 1 (48). С. 59-67.
3 Крестный путь Иоанна Златоуста / О. В. Орлова, ред. М.: Адрес-пресс, 20012. Этот исторический роман-хроника, основанный на книге А. Тьерри «Св. Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия». М., 1884, сочинении Палладия и протоколах «разбойничьих соборов», обладает немалыми достоинствами, но они совершенно уничтожаются беллетристическим стилем (отсутствием библиографии, ссылок, всякого стремления к научной точности); Курбатов Г. Л. Ранневизантийские портреты: к истории общественно-политической мысли. Л.: Издание Ленинградского Университета, 1991. В главе III этой книги, посвященной Златоусту, рассматриваются его взгляды исключительно в социально-политическом аспекте, что обусловлено тематикой книги, но на хорошем научном уровне, с учетом новейшей (на момент выхода книги) литературы по этому вопросу. В поле зрения автора попадает развитие социально-политических взглядов святителя на протяжении всей его жизни и в культурном контексте эпохи.
жизни и творчества Святителя 4. Открывается и завершается книга сценой возвращения мощей Святителя в Константинополь. Много внимания уделяется в книге географии и топографии связанных с деятельностью Златоуста городов, объяснению исторических и культурных реалий. Жизнеописание ведется в хронологической последовательности, с историческими и культурными параллелями, но порою довольно некритически. Часто из нескольких возможных и оспариваемых в литературе датировок выбирается произвольно одна и не приводится никакой аргументации в ее пользу 5.
Жизнь Златоуста изложена в книге в трех разделах. В первом рассказывается об антиохийском периоде, начиная от ранней юности и завершая его священническим служением, второй раздел посвящен архиепископскому служению Иоанна на Константинопольской кафедре, третий — последним годам борьбы и изгнания.
История жизни святителя подана в контексте исторических событий эпохи и, на наш взгляд, это является основным достоинством книги. Одновременно рассказывается о возникновении и содержании основных произведений Златоуста, причем материал подается четко и ясно, можно сказать занимательно, но в то же время огорчает отсутствие ссылок на современные исследования, посвященные этим текстам 6.
Изложение носит проблемный характер. Такие темы, как анти-иудейская полемика и отношения Святителя с римской епископской
4 Брендле Р. Иоанн Златоуст... С. 7, 208.
5 К примеру, без всякой аргументации (и без ссылки на SC 272. Р. 10—13) принимается предложенная Нэрном (Nairn) датировка «Диалога о священстве» годами после антиохийского восстания (с. 54), причем дальнейшая детализация внутри возможных хронологических границ опускается (386—387 или же 388—390), а также не оговаривается, почему отвергается основанная на сообщениях историка Сократа (Socrates. Historia Ecclesiastica VI. 3) традиционная его датировка годами учения, отшельничества или диаконства (Quasten J. Patrology. Westminster, 1992. Vol. III. P. 459; Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. К., 2007. Т. 2. С. 192). Датировку самого антиохийского восстания Брендле принимает вообще без обсуждений, хотя она весьма спорна (см., напр. предисловие к изданию «Гомилий о статуях» в издании Миня (Т. 49. P. 6)). Но в то же время датировка архиепископской хиротонии Святителя подвергается подробному разбору (с. 76), хотя возможный хронологический разброс ее границ не превышает и трех месяцев (с 15 декабря 397 г. до 26 февраля 398 г.).
6 Скажем, говоря о народном восстании в Антиохии, с которым связано произнесение гомилий к антиохийскому народу о статуях, автор совершенно не упоминает об исследовании Ван де Паверда, посвященном этим гомилиям (Van de Paverd F. St. John Chrysostom, the Homilies on the Statues: an Introduction. R.: Pontificium Inst. Studiorum Orientalium, 1991).
кафедрой 7, в русскоязычной литературе подняты, пожалуй, впервые, и знакомство с ними давно назрело. Чрезвычайно интересной представляется трактовка линии поведения Златоуста в конфликте с Фео-филом, его щепетильного отказа судить египетского иерарха 8, повлекшего за собой политическое поражение и нравственную победу Святителя. Лишь вскользь 9 упомянута уже отмеченная в науке параллель между взглядами Святителя и традиционной стоической философией, объясняющая многие особенности его учения.
В книге приводится также множество фактов, иллюстрирующих общественную деятельность Златоуста, но от простого указания фактов к определенным и уже прозвучавшим в литературе (хоть и не достаточно четко) выводам о роли епископа как представителя полиса 10 изложение так и не приходит. Нужно сказать, что это относится к стилю подачи материала в целом: известные и малоизвестные факты группируются вокруг определенной проблемы, но должному анализу они не подвергаются.
Предлагаемое нашему вниманию сочинение нельзя назвать классическим и оно не отражает также и современного состояния патро-логической науки. Из 12 указанных в библиографии работ одна относится к 30-м г. XX в. (Баур) 11, 9 работ приходятся на 40-80-е г., и только две появились в 90-х г., причем одна из них — статья самого Рудольфа Брендле в <^еа11ехікоп Айг АпИке ипё СИгізІепШт» 12, а другая 13 во многом послужила опорной при написании данной книги, как указанно на с. 8 русского издания. Две другие книги, на которые особо ссылается Р. Брендле, — это монография П. Брауна 14 по гендерной истории и монография Р. Л. Уилкина 15 по национальному вопросу. К сожалению, при написании монографии не учитывались
7 Брендле Р. Иоанн Златоуст. С. 164, 147.
8 Там же. С. 149.
9 Там же. С. 190.
10 См.: Курбатов. Цит. соч. С. 105 («.Античный полисный патриотизм реализовался в ,,градоцентризме“...»), 133-134 (опора Златоуста на народные массы Константинополя).
11 Baur C. Der heilige Johannes Chrysostomus und seine Zeit. Mйnchen, 1929-1930.
12 Brandle R. Johannes Chrysostomus I II Reallexikon ffir Antike und Christentum. Stuttgart, 1998. Bd. 18. S. 426-503.
13 Kelly J.-N.-D. Golden Mouth: the Story of John Chrysostom. Ascetic, Preacher, Bishop. L., 1995.
14 Brown P. Die Keuschheit der Engel. Sexuelle Entsagung, Askese und Korperlichkeit am Anfang des Christentums. Mйnchen, 1991.
15 Wilken R. L. John Chrysostom and the Jews: Rhetoric and Reality in the Late 4th Century. Berkeley: University of California Press, 1983.
результаты франкоязычных философских (Новак) 16, и лингвистиче-ски-философских (А.-М. Малингрей, Э. Аманд де Мендьета) 17 исследований, анализирующих связь учения Златоуста с идеями античной стоической философской школы, а также исследования австралийской школы (П. Аллен и В. Майер) 18 по текстологии и риторике Златоуста, приводящие к неожиданным выводам в сфере хронологии его творений.
То, что последние достижения хризостомики не отражены в рецензируемой книге, а изложение носит лишь проблемно-фактографический, а не аналитический характер, безусловно, снижает ее ценность в глазах специалистов, однако для широкого круга читателей она может служить хорошим введением в общую проблематику посвященных Златоусту исследований, потому что является результатом многолетней преподавательской и популяризаторской деятельности автора и обладает таким немаловажным достоинством, как удобочитаемость, т. е. она дидактически продуманна и легка для восприятия. И думается, что при отсутствии на русском языке классических работ появление данного перевода можно толь ко при вет ст во вать.
Единственное, на что хотелось обратить внимание в отношении перевода, — это весьма странный и, похоже, ничем не мотивированный перевод заголовка книги.
На немецком языке подзаголовок состоит из трех слов: Bischof, Reformer, Martyrer. Первое слово закономерно переведено как «епископ», последнее — как «мученик». Но слово Reformer имеет лишь одно значение — «реформатор», а никак не «проповедник», как у переводчика.
Понятно, что в книге, посвященной Златоусту, само почетное наименование которого происходит от его славы как блестящего проповедника, читатель ищет страниц, освещающих именно эту сторону его деятельности. Но предлагаемая нашему вниманию книга в основном
16 Nowak E. Le Chr6tien devant la souffrance: Etude sur la pens6e de Jean Chrysostome. P.: Beauchesne, 1972.
17 См., например: Malingrey A.-M. Le personage de Socrate chez quelques auteurs chr6tiens du IV6 sifecle // Forma futuri: studi in onore del cardinale Michele Pellegrino. Torino, 1975. P. 159-178; Amand de Mendieta E. L’amplification d’un thfeme socratique et sto'icien dans l’avant-dernier trait6 de Jean Chrisostome // Byzantion. Bruxelles, 1966. T. XXXVI. P. 353-381.
18 Результаты этих работ обобщены в монографии: Mayer W The Homilies of St. John Chrysostom — Provenance. Reschaping the Foundation. R.: Pontifocio Istituto Orientale, 2005. Однако статьи по этой проблематике появлялись уже в 90-е годы XX в.
посвящена иным ее аспектам, и оригинальное название раскрывает ее содержание совершенно точно: из деятельности Златоуста как епископа, а затем как реформатора вытекает его судьба мученика.
И. Л. Хлынова
Кнох В. Бог в поисках человека. Откровение, Писание, Предание. М.: Христианская Россия, 2006. (АМАТЕКА; 4). 327 с.
В серии «АМАТЕКА» вышло давно ожидаемое русское издание книги профессора Рурского университета в Бохуме (Германия) Венделина Кноха, посвященной рассмотрению понятий Откровения, Священного Писания и Предания в контексте современного католического богословия. Впервые опубликованная в 1997 г. на немецком языке, эта востребованная работа теперь стала доступна и для русскоязычного читателя.
По замыслу автора, книга, как, впрочем, и все издания серии, является учебником, а не фундаментальным исследованием, и служит лишь введением в проблематику. Автор отмечает, что учебник написан «не в строгом фундаментально-теологическом ключе» (с. 11). И это не случайная оговорка, поскольку книга едва ли может служить традиционным учебником. В ней отсутствует важная черта учебного пособия: доступное и простое для усвоения изложение материала. Учебник больше похож на собранные воедино богословские очерки. При прочтении книги возникает вопрос о ее доступности для студента, а ведь она рассчитана именно на неподготовленного читателя. Работа написана достаточно сложным языком, за хорошо продуманной структурой кроется не всегда понятное содержание, а для учебного пособия это не является положительной характеристикой. В качестве примера можно привести следующую цитату: «Из полноты Пневмы жизненный путь Иисуса раскрывается как деяние в любви Божией. Пневма как принцип динамики космоса и истории становится окончательно определенной присутствием Иисуса-человека, рожденного от Марии в соответствии с чаяниями ветхозаветной эры. Из полноты Духа Божия жизнь Иисуса как бы дорастает до Божественного Логоса творения. “Зачатый отДуха Святого” и высвободивший, крестившись в Иордане, свою жизнь в творческие глубины Пневмы, Он говорит и действует из полноты Духа» (с. 71). К сожалению, подобные места часто встречаются в книге. Тем не менее за непростым изложением кроется весьма интересный и содержательный материал.