Научная статья на тему 'БРЕНД ТЕРРИТОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИИ'

БРЕНД ТЕРРИТОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ / БРЕНД / БРЕНДИНГ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БРЕНДИНГА ТЕРРИТОРИЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ / TERRITORY MARKETING / BRAND / BRANDING / GOALS AND OBJECTIVES OF TERRITORY BRANDING / REGIONAL BRANDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липатова П.А., Фурсов В.А.

Статья посвящена изучению бренда территории как средство продвижения территории. Авторами дается краткая теоретическая характеристика брендингу и бренду территорий. Упомянутый инструмент рассматривается на примере Кавказских Минеральных Вод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORY BRAND AS A TERRITORY MARKETING TOOL

The article is devoted to the study of the territory brand as a means of territory promotion. A brief theoretical description of branding and territory branding is given. The mentioned instrument is considered on the example of Caucasian Mineral Waters.

Текст научной работы на тему «БРЕНД ТЕРРИТОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИИ»

УДК 339.138

Липатова П.А. студент

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» научный руководитель: Фурсов В.А., доктор экономических наук

профессор Россия, г. Ставрополь

БРЕНД ТЕРРИТОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГА

ТЕРРИТОРИИ

Аннотация:

Статья посвящена изучению бренда территории как средство продвижения территории. Авторами дается краткая теоретическая характеристика брендингу и бренду территорий. Упомянутый инструмент рассматривается на примере Кавказских Минеральных Вод.

Ключевые слова:

Маркетинг территории, бренд, брендинг, цели и задачи брендинга территорий, региональный брендинг.

Lipatova P.A. student

«North-Caucasus federal university»

Russia, Stavropol Scientific head: Fursov V.A. dr. economic sciences, professor TERRITORY BRAND AS A TERRITORY MARKETING TOOL

Annotation:

The article is devoted to the study of the territory brand as a means of territory promotion. A brief theoretical description of branding and territory branding is given. The mentioned instrument is considered on the example of Caucasian Mineral Waters.

Keyword:

Territory marketing, brand, branding, goals and objectives of territory branding, regional branding.

Маркетинг является более сложным понятием, чем кажется на первый взгляд. К его объектам относятся не только товары и услуги, но впечатления, личности, идеи и даже такой объект, о котором многие даже не знают - это маркетинг территории.

Маркетинг территории - это специализированная деятельность, предпринимаемая на территории с целью создания, поддержания или изменения о ней мнений, намерений и/или поведения субъектов, как уже существующих и действующих на данной территории, так и ее потенциальных потребителей. Он проводится в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых

заинтересована территория [4, с. 24].

Также маркетинг территорий можно представить как философию, которая обращает внимание, ориентирует органы власти и менеджмент на удовлетворение потребностей населения конкретной территории [4, с. 25].

В настоящее время территории стали участниками рынка. Они стремятся продать свои товары и услуги, привлечь инвестиции и квалифицированных специалистов, создать образ единственных и уникальных территорий. В связи с этим появляется проблема повышения имиджа и привлекательности [7, с. 97]. Здесь вступает в игру наиболее сложный, но очень эффективный инструмент маркетинга территории как брендинг.

Брендинг территории - это процесс осознанного и целенаправленного формирования бренда, то есть поиска, выражения и развития местной идентичности, а также представления ее в ярких, взаимосвязанных образах, привлекательных для целевых аудиторий [1, с. 82]. Это наиболее сложный, но наиболее эффективный инструмент (или технология) маркетинга территории.

Основными целями и задачами брендинга территории являются [2, с.

32]:

- обеспечение долгосрочного и выгодного позиционирования на конкурентном рынке;

- присутствие бренда территории в информационном пространстве;

- узнаваемость бренда;

- приток финансовых ресурсов на территорию, трансляцию региональных решений и инициатив во внешнюю среду.

Мы затронули такое понятие как бренд территории. По сравнению с брендингом территории оно имеет другое содержание: территориальный бренд - это бренд любого территориального образования, выступающий важным фактором продвижения территории, опирающийся на политический, экономический, социокультурный потенциал территории и природно-рекреационные ресурсы, а также бренды товаров и услуг, локализованные в определенной географической местности [2, с. 34].

Власти территорий пришли к пониманию, что необходимо создавать бренд территории под влиянием нескольких факторов (рисунок 1).

Рисунок 1 - Факторы, способствующие формированию бренда

территории [6, с. 56] По нашему мнению, главной причиной этого процесса является туризм. Туризм имеет быстрые темпы, все больше людей задействованы в его процессе, что свидетельствует об его большой роли. Туризм может способствовать привлечению прибыли посредством не только туристов, но и инвесторами и их инвестициями за счет развития делового туризма.

Кавказские Минеральные Воды (КМВ) - наглядный пример бренда Ставропольского края и Российской Федерации.

Динамика численности туристического потока КМВ, представленного в рисунке 2, свидетельствует об увеличении числа приезжих, а значит, и о повышении востребованности и популярности данной территории.

Рисунок 2 - Динамика туристического потока на территорию КМВ [5] С каждым годом растет поток туристов. За счет их средств повышаются финансовые запасы городов КМВ. Можно сказать, что туристы инвестируют в развитие курортов. Но необходимо отметить, что основным источником инвестиций являются инвесторы.

Ежегодно на территории КМВ проходит форум «Инвестируй в Кавказ!». Одной из основных тем для обсуждения являются инвестиции в развитии территории КМВ. В настоящее время можно увидеть результат таких форумов и встреч. В 2018 году Китайские бизнесмены инвестировали несколько десятков миллионов рублей в развитие туристско -рекреационного кластера, находящегося на территории КМВ [3]. По нашему мнению, одной

из причин является хорошая положительная информированность и потенциал территории.

Таким образом, бренд территории способствует развитию территории, выступая предпосылкой ускорения социально-экономического развития, повышения уровня и качества жизни населения. В настоящее время необходимо уделять больше внимания развитию брендинга территории, так как имидж, репутация и бренд территории являются важными нематериальными преимуществами той или иной территории.

Использованные источники:

1. Виноградова, Т.Г., Семилетова Я.И. Маркетинг и брендинг территорий // Известия СПбГАУ. - 2014. - №37. - С. 81-85

2. Данченко, Л.А., Ласковец С.В. Управление маркетингом: Учебно -методический комплекс / Л.А. Данченко, С.В. Ласковец. - М.: 2014. -350с.

3. Китай может стать крупнейшим инвестором для Кавказских Минеральных Вод [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://etokavkaz.ru/news/41440 - Статья в интернете

4. Мельникова, И.Г. Маркетинг в туризме: текст лекций / И.Г. Мельникова. - Ярославль: ЯрГУ, 2015. - 72 с.

5. Туристский информационный центр Ставропольского края / Официальный сайт: http://stavtourism.ru/ analiticheskaya-informatsiya/

6. Улицкая Н.Ю. Маркетинг территорий: учебное пособие по направлению подготовки 21.04.02. «Землеустройство и кадастры» / Н.Ю. Улицкая. - Пенза: ПГУАС, 2016. - 132 с.

7. Фурсов В.А. Бенчмаркинг как инструмент рыночной деятельности предприятия // Вестник Института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управление народным хозяйством». - 2008. - №3(7). - с. 96-102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.