Т.Л. Нагорняк
БРЕНД-ПОЛИТИКА: ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ
Аннотация
Быстрый рост информационных технологий и глобализационных изменений мира сместили конкуренцию между межгосударственными образованиями и национальными суверенитетами на уровень таких территорий как город и регион. Важно основать, что бренд - это система ценностей и коллективных смыслов территории, которые делают ее жителей сообществом, интересным для внешних наблюдателей. В статье предлагается набор принципов использования технологий брендинга и методик оценки развития территорий. Среди них - комплексный аудит территории, матричный метод прогнозирования, принципы фокусировки бренда территории, системный анализ ключевых характеристик мировых брендов К. Келлера, классические подходы оценки брендов стран и городов (такие как Anholt-GfK Roper Nation Brands Index и др.), общая схема оценки управления территорией (Common assessment framework).
Ключевые слова:
бренд-политика, брендинг территории, технологии брендинга, методики оценки управления территориями, политика национального и регионального брендинга
T. Nagornyak
BRAND POLICY: TECHNOLOGY AND METHODS OF EVALUATION
Abstract
The rapid growth of information technology and globalization changes of the world displaced the competition between interstate entities and national sovereignty on the level of such territories as the city and region. It is important to establish that the brand - a system of values and collective meanings of the territory, which transform its inhabitants into community, which is interesting to outside observers. The paper provides a set of principles about using technologies of branding and methodologies of territories development assessment. Among them - a complex audit of the territory, matrix method of prognostication, principles of the territory brand focusing, system analysis of the key characteristics of the K. Keller's global brands, the classic technique of brand evaluation in the cities and countries (such as the Anholt-GfK Roper Nation Brands Index, etc.), the general scheme of evaluation of territory management (Common assessment framework).
Key words :
brand policy, place branding, branding technology, methodology for assessing the management of territories, the national and regional branding policy
В условиях, когда современный политический процесс не просто вышел за рамки политического поля, а и подчинил себе множество сфер жизнедеятельности человека, актуальным стала интеграция категориального аппарата, полидисциплинарных методологических подходов, технологий реализации и методов анализа современной политики. Сращивание финансового и политического капитала в странах постсоветского пространства способствовали заимствованию политической наукой основ матанализа и экономических теорий для понимания и прогнозиро-
вания этих процессов. Одним из ведущих трендов современности является брендинг территорий как направление государственной и региональной политики.
Под бренд-политикой автор понимает целенаправленную деятельность политических субъектов по созданию, коррекции и продвижению положительного концепт-образа территории во внешнеполитическом и внутриполитическом поле. Этот концепт-образ - рафинированная часть реальности, в которой собрана вся необходимая (по мнению создателей бренда) информация, способная убедить «потребителей» территории в ее уникальных возможностях. Впервые термин «бренд-политика» был использован в статье российского исследователя В. Ляпорова [5], интерпретация которого лежит в плоскости государственного бренд-менеджмента.
Целью этой статьи было желание автора показать, что, понимая брендинг территории как направление государственной региональной политики, он может использовать законы политического маркетинга как для внедрения, так и для оценки результатов.
Подчеркивая различие продуктов брендинга территориального от экономического, стоит заметить, что брендинг территории актуализуется позже, чем территория появляется на политической карте мира. К тому времени, когда территория определила для себя курс брендирования, она уже имеет статические (паспорт территории, например) и динамичные (имидж и репутацию) характеристики. Они являются следствием деятельности самой территории и/или конкурентов. Формирование стратегии брендинга, следует начать с оценки существующих оценочных утверждений о территории, которые характеризуют ее в глазах жителей и внешней аудитории. Для названия такого анализа часто используют категорию - аудит территории. Основная цель аудита - выявить всю совокупность образов, ассоциаций, имиджевых и репутационных характеристик территории, которые присутствуют в массовом сознании, и определить уровень развития территории в пределах шкалы: название, товарный знак, бренд. Максимально полный аудит территории (табл. 1.) Предусматривает качественно-количественный анализ, который состоит из трех этапов:
Таблица 1. Комплексный аудит территории в контексте ее брендинга*
Этапы аудита Методы / методики и их задачи Дополнительные уточнения
Кабинетное исследование (Desk research) Собирается четкая и лаконичная информация из открытых источников по максимально широкими параметрами: - История возникновения и развития территории; - Показатели социально-экономического развития как самостоятельной единицы и как доли государства; -политические показатели; - Ведущие и неповторимые ресурсы; - Ассоциации в массовом сознании как результат мониторинга; - Конкуренты. Иногда desk research подкрепляется и проверяется экспертным интервью.
Фокус-групповое интервью Собирается информация о территории качественного (мотивационноассоциативного) характера. Инструментарий составляют, ориентируясь на смыслы восприятия территории и лояльность к ней у разных групп экспертов: - что собой представляет территория, - кто ее основные конкуренты и по конкурирующих, - какие ассоциации вызывает территория при разных обстоятельствах (если бы там жили, - приезжать в командировки, -в гости, - проводили отпуск, - инвестировать в бизнес, - вести политическую и общественную деятельность) - какие ситуации, факты, события и люди ассоциируются с территорией; характеристики идеальной территории в их понимании. Фокус-группы и опросы реципиентов лучше проводить отдельно с различными целевыми группами: «потребители бренда» (жители и те, что часто посещают территорию), «привлечены к территории» (имеется на территории бизнес, родственников, детей, обучающихся) и «потенциальные потребители »(гости, которые слышали, но не были посещали давно).
На этом этапе используют качественные методики анализа: ассоциативный анализ (персонификация, визуальные ассоциации), незаконченные предложения (Brand mapping, незавершенные предложения), конструирующие методики (модифицированный ТАТ, Bubble drawing, коллаж, проективные вопросы), семантический дифференциал и методика ранжирования характеристик бренда. На основании результатов фокус-групп составляют уточняющий инструментарий для социологического опроса
Социологический опрос целевых аудиторий Собирают количественные показатели по спросу на территорию различных целевых групп Часто аудит территории сводится к этому этапу
* Составлено автором
Такой комплексный аудит территории мало кто проводит из-за нехватки времени и ресурсов, ограничиваясь социологическим опросам, что часто даёт не совсем корректные результаты. После комплексного аудита, рабочая
группа получает ключевые атрибуты территории, которые должны стать основой бренд-платформы и самой стратегии внедрения бренда.
При создании бренда территории (как и брендов, вообще) важна целевая аудитория, для которой выделяется или подчеркивается та или иная характеристика места, т.е. необходима так называемая фокусировка бренда. Например, для серьезных инвесторов и бизнесменов важно наличие в регионах определенных сырьевых ресурсов и полезной для них промышленной инфраструктуры, транспорта и недорогих трудовых ресурсов. Для людей, ищущих работу, важная информация о наличии лучших, чем в других местах, русловой трудоустройства и различных социальных возможностей. Молодые важны определенные условия для получения образования, самореализации, карьеры, создания семьи и интересного досуга. Для туристов и путешественников интересные необычные природные достопримечательности, специальные туристические маршруты, оригинальные музеи и их коллекции, места жизни известных людей, места памятных исторических событий [3, с. 34].
Фокусировка бренда относительно целевых групп потребителей территории приобретает особое значение ещё и в контексте той модели территории, которая выбрана ею как ожидаемый результат брендинга. Как показывают последние мировые рейтинги развития территорий-брендов, наметились два точных вектора маркетинга территорий. Одна часть территорий в результате своего брендинга желает играть ведущую роль агента глобализации, т.е. влиять на процесс принятия решений в мире в максимально возможных секторах жизнедеятельности человека. Основой исключительного статуса таких глобальных территорий в современном мире является их человеческий капитал, а именно чрезвычайно высокий уровень его концентрации на ограниченной территории. Для того, чтобы удерживать свои позиции в собственном государстве и на международном уровне, они должны постоянно привлекать своих жителей, политизируя их идентичности, ставя на первое место самоощущение - «гражданин города». Глобальный город (Москва, Лондон, Шанхай, Сингапур, Лос-Анджелес, Токио) представляет собой иерархизированную экономическую систему, где каждый элемент обречен жестко конкурировать с другим за то, чтобы продвигаться в направлении ее вершины, что полностью соответствует неолиберальной логике глобализма [7, с. 121].
Показательным является тот факт, что, имея весомые рейтинговые позиции и реальность силы влияния на мировые процессы, эти городае являются территорией, где хотели бы жить люди [7]. С ними они связывают свое профессиональное и материальное становление. Этот факт обуславливает второй вектор брендинга территорий - скорей антиглобалистский по своей сути. Он направлен на создание и утверждение социокультурных ценностей в формате «комфортного места». Фокусировка целевой группы в данном контексте носит цивилизационную и национальную специфику [12].
Анализируя мировые рейтинги самых комфортных (по качеству уровня жизни) территорий мира, которые ежегодно составляют международная консалтинговая компания в сфере человеческих ресурсов Mercer [13], компания Economist Intelligence Unit (EIU) и Monocle's «Most Liveable Cities Index» [14], это - Ванкувер, Мельбурн, Вена, Торонто, Калгари, Хельсинки, Сидней, Перт, Аделаида, Окленд, Цюрих. Наивысшую оценку из городов США получил Питсбург, занявший 29 место. Вашингтон стал 35-м, а Лос-Анджелес -58-м. Москва в этом списке занимает 69 место, 54 позиция в Лондон.
Классикой специализированных методик аудита непосредственно бренда государств и городов является подход Саймона Анхольта, автор теории национального брендинга как области междисциплинарных научных знаний и и практики по управлению репутацией стран как брендов. Он регулярно проводит два глобальных исследования - Anholt-GfK RoperNation-Brandslndex («Индекс национальных брендов») и Anholt-GfK RoperCity-Brandslndex («Индекс брендов городов»). К тому же он является редактором единственного в этой сфере академического издания - Place Branding and Public Diplomacy («Брендинг мест и публичная дипломатия») [1].
Anholt-GfK Roper Nation Brands Index - единственный аналитический рейтинг, оценивающий имидж и стоимость брендов различных стран мира. Главный вопрос, на который отвечает исследования: «Как люди воспринимают бренды разных стран?» (То есть происходит анализ коннотаций, возникающих в сознании реципиентов при упоминании денотат - названия страны). Рейтинг, основанный на международном исследовании, в котором принимают участие более 25 тыс. человек из 20 крупнейших развитых и развивающихся стран (в каждой стране проводится более 1000 интервью среди населения в возрасте от 18 лет и старше), давая, таким образом, свою оценку привлекательности 50 ведущих стран мира. Национальные бренды оцениваются по шести позициям: - Экспорт - через имидж продуктов и услуг страны. Управление - через общественное мнение относительно уровня доверия государственной власти. Культура и культурное наследие - из-за мирового восприятия наследия страны и оценку уровня современной культуры страны, в том числе фильмы, музыку, живопись, спорт и литературу. Люди -из-за репутации населения страны и областях знаний, образования, ментальных качеств. Туризм - через степень интереса к посещению страны и привлекательность ее туристических зон. Инвестиции и миграция - через степень привлекательности отдельной страны относительно проживания, работы или обучения в ней, а также инвестиционный климат государства.
Построение успешного бренда и правильное управление им - приоритетное направление для любой территории, независимо от размера, степени развития или времени существования. Преимущества владения сильным брендом очевидны как для маркетологов, так и для политиков. Чтобы помочь системно анализировать свои бренды и умеренно формировать страте-
гию брендинга, Кевин Лейн Келлер, профессор Школы мирового бизнеса, разработал десять характеристик, присущих известным в мире брендам. Атестуючы бренд по каждому из этих аспектов, можно провести сводную оценку бренда, которая позволит выявить области, требующие усовершенствования, лучше изучить конфигурацию любой какого-либо бренда, в том числе понять сильные и слабые стороны своего бренда по сравнению с конкурентами.
Профессор Кевин Келлер предлагает оценивать бренд по шкале от одного до десяти баллов, в соответствии с приведенными ниже характеристиками (где единица - наихудший результат, а десять - наилучший) [15]. Сильнейшим мировым брендам, по мнению профессора присущи следующие характеристики:
1. Бренд удовлетворяет истинные желания потребителя;
2. Бренд сохраняет актуальность на протяжении длительного периода. Он проверен временем;
3. В основе стратегии ценообразования лежит восприятие потребителями стоимости продукта;
4. Бренды правильно позиционированы, т.е. ставка на уникальность территории учитывает понимание таковой в сознании целевой группы;
5. Бренд устойчив. Сохранение сильного бренда означает достижение правильного баланса между преемственностью в стратегии брендинга территории и изменчивостью внешних атрибутов, необходимой, чтобы не отставать от времени;
6. Уделяется внимание портфелю и иерархии брендов. Это очень актуально при создании бренда государства-нации из многообразия локальных брендов под одним именем;
7. Для создания бренд-капитала максимально используются и координируются все виды маркетинговой деятельности;
8. Менеджеры бренда понимают, что значит марка для потребителей. И основные ассоциации, которые вызывает бренд, служат индикаторами его коррекции (независимо от того, создатели или конкуренты их авторы);
9. Бренду оказывается необходимая поддержка постоянно (мониторинг медиапространства служит основной методикой анализа);
10. Компания осуществляет мониторинг источников бренд-капитала;
Создание сильного бренда означает максимальное соответствие всем
десяти характеристикам. Однако на практике достичь этого невероятно трудно, потому что во многих случаях, когда территории пытаются сосредоточиться на одной из них, могут пострадать другие [15].
Рекламное агентство Future Brand совместно с BBC World News публикуют рейтинг национальных брендов, сделанный на основании социологических опросов по другой методике. В рейтинг включены 102 страны. Цель исследования - измерить «нематериальные активы» внешнего имиджа стра-
ны, оказываются в оценках представителей международного сообщества -бизнеса, туристов, экспертов в области туризма и национального брендинга, лидеров общественного мнения. Было опрошено 3400 туристов на пяти континентах, проведенные фокус-группы с участием экспертов на предмет выявления ассоциаций, связанных с различными странами, по пяти категориям, включая туристическую привлекательность, качество жизни и систему ценностей.
Мало сформировать бренд, его нужно суметь удержать на уровне, совершенствуя. Украинский исследователь Владимир Саламатов предлагает методику анализа эффективности государственного управления современными политическими процессами [8]. Которая имеет название - Общая схема оценки (ЗСО - от англ. Common assessment framework, CAF) - и может быть целесообразной при анализе управления брендом территории. Это -инструмент обобщенного многопараметрического представления и сравнения результатов и возможностей управления, выявления слабых мест и разработки подходов к улучшения положения дел. Ее первая версия была разработана в 1997-1998 годах ЕС с участием всех стран - членов. После этого, осуществлено несколько модификаций ЗСО. Детальней суть и возможности методики можно найти на сайте European Institute of Public Administration.
Структура ЗСО базируется на модели Европейского фонда управления качеством. Она содержит блок возможностей управления и блок результатов управления. В первом блоке пять критериев: лидерство, управление человеческими ресурсами, политика и стратегия, партнерство и ресурсы, процессы. Во втором блоке четыре - результаты, касающиеся персонала, результаты, касающиеся потребителей, результаты, касающиеся общества, основные деловые результаты организации бренда.
Каждый из критериев имеет собственные субкритерии:
Критерий 1 - лидерство: видение, миссия и система ценностей, стратегические задачи, преодоление внутриорганизационных барьеров, личное привлечения руководителей, приобщение заинтересованных сторон, мотивирования и поддержка людей в организации их деятельности, привлечения потребителей управленческих услуг и партнеров;
Критерий 2 - политика и стратегия: анализ динамики развития, обзор и пересмотр стратегии, основанных на четких критериях; стратегическое планирование и прогнозирование будущих потребностей заинтересованных сторон, построение организации с учетом организационного обучения и последовательного совершенствования;
Критерий 3 - управление человеческим ресурсом: планирование,
управление и улучшение политики кадрового обеспечения (управление человеческими ресурсами) в соответствии с политикой, стратегии, структуры и процессы организации, управления подбором персонала, развитием карьеры на основе равных возможностей и справедливости трудоустройства;
развитие профессиональных навыков и новых компетенций служащих, привлечение служащих к процессам улучшения и обеспечения того, что они уполномочены делать;
assessment - оценка профессионализма и соответствия занимаемой должности;
Критерий 4 - внешнее партнерство организации и внутренние ресурсы: управление внешним сотрудничеством, соотнесение деятельности организации с деятельностью лучших похожих организаций, управление финансами, управление информационными ресурсами, управление информационной технологии, управления другими ресурсами;
Критерий 5 - управление процессами и изменениями: создание и развитие аналитической базы для поддержки эффективного планирования, систематическая разработка и управление процессами, эффективное распределение ресурсов, эффективное проектное управление, планирование и управление изменениями, подготовка и запуск процесса реформирования, развитие (улучшение) открытости, поддержка граждан и потребителей услуг;
Критерий 6 - результаты, ориентированные на гражданина / потребителя: результаты восприятия организации / реакция на мнения граждан и потребителей, результаты действий по улучшению доступности услуг населению, результаты действий в поддержку граждан и потребителей;
Критерий 7 - результаты, касающиеся персонала организации: достигнутые результаты по восприятию людьми руководства (лидерства) и управления организацией, достигнутые результаты по удовлетворенности людей условиями работы в организации, достигнутые результаты по развитию компетентности, активное привлечение к деятельности организации, измерения, показывающие уровни мотивации / морали;
Критерий 8 - воздействие на общество: результаты, связанные с улучшением восприятия обществом социальных результатов деятельности организации, достигнутые результаты по предотвращению ущерба и разочарованию, результаты действий по обеспечению сохранения и устойчивого обеспечения ресурсами, результаты по другим показателям социетальной ответственности;
Критерий 9 - ключевые результаты деятельности / выполнения: финансовые последствия, не финансовые последствия относительно политики и стратегии организации, организационной структуры, соответствия запланированных задач, измерения результатов деятельности, бенчмаркинг относительно других государственных или частных организаций;
Исходя из выше сказанного, бренд-политику национального и регионального уровня тоже следует вдумчиво конструировать и, анализируя, оценивать согласно Общей Схеме Оценки. Адаптируя ее к условиям национального или регионального брендинга, считаем правильным оставить 2 блока: тактику и результаты политики.
Таблица 2. Общая схема функционирования и оценивания бренд-политики территории*
Тактически е шаги бренд-политики Формирование бренд- платформы путём публичного обсуждения Формирование и модерирование векторов реализации стратегии брендинга территории, привлечение специалистов Политика управления человечески м капиталом территории Внешнее бренд- партнерств о Внутреннее бренд- партнерство
Результат ы бренд-политики Самоощущение территории Отношение жителей к себе (как к территориально й громаде)и к своей территории Восприятие жителями территориаль - ной власти Внешнее восприятие территории Показатели развития территории (ее материальные и нематериальные активы)
* Предложено автором на основе методик Ресурсного Центра САF
Подкатегории анализа и оценивания будут варьироваться в зависимости от самой территории и того уровня брендинга, на котором она находится. Показателем, который является как стартовым в реализации бренд-политики, так и лакмусом ее эффективности, является самоощущение (самовосприятие) территориального сообщества. Пока не создана единая система ценностей, делающая людей громадой и полноценным политическом субъектом (осознающим и умеющим реализовать своё конституционное право - управлять территорией) о бренде и брендинге говорить не стоит. Такой вектор государственного управления и общественных отношений как бренд-политика вообще становится возможным лишь в условиях полноценно заинтересованных в ней субъектов - власти, бизнеса и жителей.
Но территория не товар (в экономическом смысле), бренд которого можно продумать до выведения на рынок, страны и города уже существуют и отношение к ним уже факт социальной реальности. Это значит, что второй блок, который в таблице дан как результаты бренд-политики, является одновременно и основанием для ее начала. Следовательно, основной анализ и оценку следует направить, прежде всего, на второй блок, удерживая во внимании вышеуказанные 9 критериев и их подкритерии для каждой позиции блока. Т.е. позиция «самовосприя-
тие территории» (так же как и последующие позиции второго блока) может быть оценена согласно категориям:
- лидерство (авторитеты сообщества);
- стратегия (миссия, ценности/ключевые идеи развития);
- управление человеческим капиталом территории;
- внешнее партёнство (осознание своей идентичности путём анализа похожести/отличия/уникальности);
- внутренняя динамика, результат, ориентированный на индивида-представителя территориальной громады (кросс-темпоральный компара-тив показателей);
- взаимнодейстиве общества и государства, устойчивость концеп-образа «кто мы есть» как результат бренд-политики по этой позиции.
Отдельно следует остановить ся на методиках прогнозироия и оценки корректности прогноза. Среди них - матричный метод или метод «7 матриц» относится к методам прогнозирования и основывается на использовании приемов коллективных междисциплинарных экспертных оценок. Прогнозирование с помощью этого метода полезно для национального брендинга. Экономическая теория выделяет три типа ресурсов: природные, капиталы и люди. Так, факторы, влияющие на выбор страны целевыми группами, могут тоже разбиваются на три группы:
1. Территориальная индивидуальность - базовый элемент брендинга территории, который отличается относительной устойчивостью и содержит «паспорт» территории, ее ресурсны и коллективные смыслы;
2. Традиционные капиталы территории (финансовый, экономический, человеческий и др.) - материальные активы;
3. Общественные капиталы (культурный, символический, социальный, политический) - нематериальные активы.
В каждой группе выделяются две подгруппы:
- Факторы внутреннего происхождения (эндогенные);
- Факторы внешнего происхождения (экзогенные).
Таким образом, формируется шесть групп факторов. Взаимодействие между ними может быть представлена «шахматной доской», состоящей из 36 (6x6) элементов, отражающих прямые и обратные связи. Детальней суть методики можно посмотреть у В.Егорова[2].
«Материальными активами» страны являются ее природные ресурсы, люди, рекреационные ресурсы, инфраструктура, услуги, государственный бюджет и т.д. «Нематериальными»:
- интеллектуальная собственность государства (патенты, лицензии, авторские права, идеи, уровень ^ населения, интеллектуальная элита нации);
- имидж (совокупность эмоциональных и рациональных представлений, ожиданий и ожиданий, специально формируется в массовом сознании исходя из потребностей территории);
- репутация (оценка территории, которая состоит в различных групп интересов, в соответствии с их потребностями и требований на основании отражение бренда в различных источниках информации).
«Пассивами» государства являются, прежде всего, его долговые обязательства (внешние и внутренние). Стратегия национального брендинга должна подразумевать «защиту активов» - совокупность мер организационного, информационного, правового, культурного и имиджевого характера, которые были направлены на покрытие активами пассивов государства ради прибыли в виде распространения рейтинга доверия к ее бренда, а соответственно и его стоимости.
Для построения и коррекции стратегии брендинга территории, важно понимать следующее. Бренд - это «в первую очередь, единая система ценностей, которую разделяют его потребители. Поэтому в первую очередь надо понять кто есть потребители, какие у них ценности, а уже потом заниматься брендингом или маркетингом. Необходимость в этом есть: глобализация, как это ни парадоксально, сместила конкуренцию с уровня стран на два уровня ниже: даже не до регионов, а до городов или агломераций. И «сейчас уже не Россия конкурирует с Японией или Германией, а Калуга и ее агломерация с Обнинске внутри своего региона, с Казанью внутри страны и Осакой, Сан-Пауло или Ассене в пределах всего мира. Поэтому правильно позиционировать территорию», найти ее конкурентные преимущества, создать ясную, понятную потенциальным потребителям стратегию брендинга необходимо каждому региону, каждому городу, каждому муниципальному образованию для того, чтобы удержаться в этой очень сложной всемирной борьбе за место под солнцем [6].
Следовательно, можно полагать, что успешность бренд-политики зависит от уровня развития политического рынка в стране и качества корреляции спроса и предложений, с учётом ожиданий всех целевых групп, которые являются потребителями бренда территории (постоянными жителями, гостями и потенциальными посетителями).
Литература
1. Анхольт Саймон. Публікації. иР1: http://gtmarket.ru/personnels/
saymon-anholt (дата обращения: 05.03.2013)
2. Егоров В.В. Прогнозирование национальной экономики: учеб. пособие. М.: ИФРА-М, 2001.
3. Культура и пространство: историко-культурные бренды и образы территорий, регионов и мест. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012.
4. Лучшие города для жизни / Фокус.иа. URL: http://i1.focus.ua/img/ inner/cities.pdf (дата обращения: 05.06.2013)
5. Ляпоров В. Бренд-политика как основа внешнеполитической стратегии держави/ В. Ляпоров // Власть. 2007. №7.
6. Морозов П. Делать бренд Ростовской области нет смысла // Бизнес
газета. URL: http://bizgaz.ru/2013/06/07/pavel-morozov-delat-brend-
rostovskoy-oblasti-net-smysla.html (дата обращения: 05.06.2013)
7. Нагорняк Т.Л. Особливості політики брендингу міст в світі та Україні // Вісник Дніпропетровського університету. Серія: Філософія. Соціологія. Політологія. Дн.: ДНУ, 2013. №9/2. Т. 21. Вип. 23(1).
8. Саламатов В. Методика експрес-оцінки якості адміністративного управління // Віче. 2013. №10.
9. 2012 Global Cities Index. URL:
http://www.atkearney.com/ru/gbpc/global-cities-index.
10. CAF. URL: http://www.eipa.nl/en/pages/show/&tid=69 (дата обращения: 05.03.2013)
11. Global Business Policy Council / AT Kearney. 2012 Global Cities Index. URL: http://www.atkearney.com/ru/gbpc/global-cities-index (дата обращения:
05.06.2013)
12. Nagornyak T. The Crisis of National Identity and Branding Policy in Post-Soviet Countries // European Journal of Transformation. 2013. Vol. 1. №1.
13. Mercer's «Quality of living survey» / Melbourne beats Sydney in world's most liveable city rankings Read more. URL: http://www.theage.com.au/travel/travel-news/melbourne-beats-sydney-in-worlds-most-liveable-city-rankings-20110221-1b29d.html (дата обращения:
05.03.2013)
14. Monocle / Monocle's «Most Liveable Cities Index». URL: //
http://www.monocle.com/affairs/ (дата обращения: 05.06.2013)
15. Keller Kevin Lane. Strategic Brand Management. Building, Measuring, and Managing Brand Equity. Dartmouth College . November, 1997.