Научная статья на тему 'Брайан Сток этика и гуманитарные науки: некоторые уроки исторического опыта'

Брайан Сток этика и гуманитарные науки: некоторые уроки исторического опыта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
106
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Галинская И. Л.

Stock B. Ethics and the humanities: Some lessons of historical experience // New lit. history. Charlottesville, 2005. Vol. 36, N 1. P. 1-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Брайан Сток этика и гуманитарные науки: некоторые уроки исторического опыта»

Брайан Сток

ЭТИКА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: НЕКОТОРЫЕ УРОКИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА*

Брайан Сток из Торонтского университета полагает, что мы живем в такое время, когда будто бы неприлично верить в то, что этическое поведение может эффективно внедряться посредством влияния гуманитарных наук. Противоречия, наблюдаемые в литературоведческих исследованиях, создали впечатление среди неспециалистов, что в этой области не осталось четко сформулированных перспектив. Это привело к определенному негативизму в отношении гуманитарных наук, причем особенно в вопросах этики.

Одним из последствий такого негативизма стали виртуальные заявления, что прецеденты истории препятствуют этическому воспитанию, что прошлое не является авторитетным примером для морального поведения в настоящем. Мы теперь почти не обращаем внимания на основные источники традиционных этических доктрин в нашей культуре, античной философии и библейских текстах. Известно, что классические теории морали занимают почетное место в истории этики, но они теперь не считаются обязательными при решении практических этических проблем. Аналогичен подход и к библейским этическим доктринам.

Существует целый ряд исторических событий, которые оцениваются с позиций морали в наше время. Это Хиросима, нацистские лагеря смерти или поля, где зарывали убиенных в Юго-Восточной Азии. Однако, как правило, современные труды по истории избегают этических проблем. Начало этому подходу поло-

* Stock B. Ethics and the humanities: Some lessons of historical experience // New lit. history. - Charlottesville, 2005. - Vol. 36, N 1. - P. 1-17.

175

жили Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн, считавшие, что исторические факторы не должны приниматься во внимание при анализе вопросов этики.

В литературоведческих исследованиях только марксисты и представители нового историзма занимаются проблемами истории. Новая критика, структурализм, герменевтика, семиотика, деконст-руктивизм и постмодернизм игнорируют исторический контекст этических проблем. Автор реферируемой статьи предлагает пересмотреть современные концепции, касающиеся отношений этики и гуманитарных наук, предлагает вспомнить, что во все предыдущие столетия они были неразрывны, а разошлись в разные стороны лишь совсем недавно.

Прежде всего автор рассматривает методологию обучения этике посредством гуманитарного знания, применявшуюся во времена Античности. Практика чтения в античном мире заключалась в устном изложении письменного текста (пунктуации тогда еще не было). Вслух читали и в Древней Греции, и в Римской республике (ок. 510-31 до н.э.), и в Палестине. Читать про себя начали к концу Средних веков. В 1450-х годах Гутенберг изобрел печатный станок, бумага заменила пергамент. Эти технические достижения привели к книгопечатанию, но в Средние века и в эпоху Возрождения культура книжного чтения была полностью элитарной.

Книги были тогда дорогие и отнюдь не широко распространенные. Изменения в этом отношении произошли в XVIII в., когда даже люди среднего достатка смогли себе позволить обзавестись частной библиотекой. Распространение грамотности имело не только политический, но и этический эффект. Так, Джон Стюарт Милль указал на связь между распространением грамотности и экономическим развитием. Поголовная грамотность наступила в Западной Европе и в Советской России после Первой мировой войны.

Автор реферируемой статьи видит три типа проблем, связанных с распространением грамотности в мире. Во-первых, культура грамотности была напрямую связана с интеллектуальным колониализмом, начиная с образования греческих городов в Малой Азии и вплоть до расцвета Британской империи. Во-вторых, установление единой доминирующей культуры, основанной на письменности, препятствовало лингвистическому плюрализму. В-третьих, умение читать и писать постепенно делало культурными неграмотные об-176

Этика и гуманитарные науки

щества Америки, Африки и Азии. Классическое определение этой проблемы можно найти в работе Клода Леви-Стросса «Tristes tropiques» (Paris, 1955).

Что касается цивилизаций Китая, Японии и Индии, то в их системе образования этика и религия выступают одновременно с духовностью. На развитие нормативной грамотности во всех странах мира оказали влияние кино, телевидение и компьютеризация.

Поскольку в Древнем мире читали вслух, этические проблемы обсуждались мыслителями-классиками в статусе риторики. Впервые риторика как предмет, завершающий курс обучения, была введена Исократом (436-338 до н.э.) в его школе риторики, где преподавание велось в форме семинаров в течение трех- или четырехлетнего курса. Платон (427-347 до н.э.) в своей школе, т.е. в Афинской Академии, преподавал учение о государстве, теорию идей, этику и гносеологию. В «Государстве» и «Законах» Платон критиковал роль трудов Гомера в моральном образовании юношества (с. 5). Поэзия, считал он, порождает литературные иллюзии, отчего создается фальшь при обучении этике. Самым выдающимся оратором в Древнем мире был Цицерон (1056 до н.э. - 43 до н.э.), чьи речи изучали на протяжении столетий вплоть до эпохи Возрождения.

Наиболее известными работами начала первого тысячелетия являются «Письма на моральные темы» Сенеки и «Исповедь» Блаженного Августина, чьи модели интеграции этики и литературы постоянно использовались средневековыми писателями и просветителями, а также широко изучаются сегодня. Сенека писал свои знаменитые нравственные письма к Луцилию на протяжении двух последних лет жизни - в 63-64 гг. н.э. У нас нет ответов Луцилия, на которые Сенека часто ссылается, но из писем Сенеки ясно, что он отстаивал мировоззрение стоиков, хотя чаще всего его поучения напоминают указания педантичного учителя, а не рассуждения серьезного наставника морали. Но тем не менее Сенека был великим наследником эллинистической традиции в литературе Древнего Рима.

Аналогичной фигурой в ранней христианской письменности был Блаженный Августин, который жил на три столетия позднее Сенеки (с 354 по 430 г. н.э.). Его «Исповедь» - это лирическая автобиография, рисующая развитие автора от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве. И вместе с тем Августин убежден в том, что никогда полностью не поймет

177

мотивы своих действий. Поэтому он не склонен считать этику чисто рациональной системой, которая зависит, как писал Сенека, только от логики аргументов.

Хотя Блаженный Августин писал «Исповедь» уже будучи епископом Гиппона, он описывает и тот период своей жизни, когда он искал этические ценности в практике светского типа духовности. И «Письма на моральные темы» Сенеки, и «Исповедь» Блаженного Августина выражают веру в то, что их читатель в своей дальнейшей деятельности будет руководствоваться исключительно этическими побуждениями. Оба мыслителя продемонстрировали эффективную методику обучения практической этике. «Однако мало кто в Древнем мире (выключая, по мнению некоторых, и самого Сенеку) хотел приносить жертвы ради того типа философской жизни, которую рекомендовали Сенека и Бл. Августин» (с. 12).

Пьер Абеляр (1079-1142) возродил литературные жанры Сенеки и Бл. Августина в письмах к Элоизе. П.Абеляр стоит на путях пересечения этики и литературы. В центре этики Абеляра - вопрос о сущности греха. Логический анализ догматических положений в сочинениях Пьера Абеляра в ряде случаев расходился с принятым церковью толкованием. Его методология чтения состояла в разработке антитезиса и субъективного подхода к прочитанному.

Эразм Роттердамский (1469-1536) осуществил первопечатное издание греческого текста Нового Завета со своим предисловием и комментариями, что дало начало критике Нового Завета и стало первым шагом на пути к Реформации. Несколько столетий, прошедших между «Письмами на моральные темы» Сенеки и трудами Эразма Роттердамского, привели к возникновению целого ряда различных концепций в сфере отношений этики и гуманитарных наук. Современный скепсис касательно возможности обучения этике посредством гуманитарных наук фактически реконструирует часть античной дискуссии на эту тему. За последние пять столетий были значительно расширены права читателей, но следует помнить о традиционных обязательствах в сфере этики. Недопустимы сцены насилия по телевизору, как и публикация в Интернете сюжетов детской порнографии, заключает автор.

И.Л.Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.