УДК 821.111.2 ББК 82.3(4)-44 К 36
Керашева Ф.Н.
Братья Гримм в развитии германской мифологии
Аннотация:
В статье рассматривается проблема возрождения и реконструирования германской мифологии братьями Гримм. Цель работы: доказать, что романтизм как литературное направление конца XVIII начала XIX столетия привлёк внимание к мифам и фольклору, что позволило дать новую оценку немецким романтикам в трактовке данного вопроса.
Ключевые слова:
Миф, мифология, фольклор, сказка, легенда, национальный дух, древние народы, романтизм, путь.
Kerasheva F.N.
The brothers Grimm in development of the German mythology
Abstract:
The paper examines revival and reconstruction of the German mythology by the brothers Grimm. The work purpose is to prove that the romanticism as a literary direction of the end of the 18th - the beginning of the 19th century has drawn attention to myths and folklore. This has allowed the author to give a new estimation to German romanticists in treatment of this point in question.
Keywords:
Myth, mythology, folklore, fairy tale, legend, national spirit, the ancient people, romanticism, way.
Немецкий романтизм принято делить на три этапа, к каждому из которых относится своя плеяда известных немецких писателей того времени. Каждый период характеризуется своим направлением и отражает общественную жизнь Германии, сложившуюся в эти годы. Так, деятельность романтиков, относящихся к раннему периоду развития романтизма, входивших в иенский кружок (братья Фридрих и Август Шлегели, Тик, Вакенродор, Гельдерлин, Новалис), сближала борьба за романтические принципы творчества. Второй период совпадает с национально-освободительной войной немецкого народа против Наполеона. Здесь действует гейдельберский кружок (Арним, Брентано, братья Гримм, Эйхендордо, Геррес), который в своих произведениях стремится поднять в немецком обществе патриотические чувства. Третий период приходится на созревание протеста против политического и социального гнета. В силу вступает рабочий класс и происходит буржуазнодемократическая революция 1848-1849 гг., на арену выходят прогрессивные романтики, в числе которых Шамиссо, молодой Гейне, Гофман.
Однако всех этих писателей сближает неприятие буржуазного общества, где главенствующую роль играет культ вещей, власть, утилитарный взгляд на жизнь. Здесь нет места духовным ценностям, таким понятиям, как любовь, красота, дружба. Романтики мечтают о мире, где людей связывали бы только духовные узы, где материя подчинялась бы духу. Отсюда порыв к бесконечному, к чему-то светлому, преданность идеалу. Это явилось
своеобразной реакцией на холодную рассудочность Просвещения. Человек впервые для себя открывал свои чувства. Природа, любовь, фантазия - это пути познания и раскрытия человека.
Герой у романтиков получает совершенно иную характеристику по сравнению с просветителями и классицистами. Из объекта он становится субъектом. Проблема личности становится у романтиков центральной, а все остальное группируется вокруг нее. Путь к «универсицизму» шел через развитие «индивидуума». Познание мира, прежде всего, по мысли романтиков, происходило через самопознание. Романтики возвеличивали отдельную личность, стремясь определить путь познания через ее внутреннее «Я».
Романтика нельзя называть ретроградом. Они все новое представляли в обобщенном старом. Происходит процесс исторического развития, в котором «всегда сказывается живое, напряженное движение истории» [1: 11]. Так были затронуты все эпохи прошлого, следовательно, они должны были осваиваться заново. Это и средневековье и античность. Наблюдался путь от настоящего к прошлому, от известного к менее известному, к тому, что не было рассмотрено с той глубиной и тщательностью, с какой к этому подошли романтики.
Теперь благодаря романтизму богатое наследие древности, средних веков, барокко и т.д. не являлось мертвым комком, а стало живым наследием человечества. Процесс раскрытия истории назад, к ее истокам помог романтикам пробить путь ко всему новому. Здесь переосмысливается художественное создание прошлого, разрабатываются способы восприятия искусства прошлого. Романтиками были выработаны такие формы переживания искусства, благодаря которым историческое наследие стало достоянием культуры настоящего.
Вопросы мифологии занимали одно из важных мест в эстетической теории немецких романтиков. Именно в период романтизма родился интерес к мифологии как самостоятельной области философских, историко-литературных и фольклорных исследований. Романтизм дал мощный толчок широкому и всестороннему изучению мифов разных времен и народов, в том числе и мифов германской древности.
Всем, кто публиковал свои первые работы по мифологии, приходилось идти не только вразрез с утвердившимся безразличным, а то и пренебрежительным отношением к мифам, но и преодолевать противодействие в ученом мире. Немецкой мифологии пришлось очень нелегко - «лишь с большим трудом отвоевала она себе доступ в круг научных исследований» - говорил Якоб Гримм в своей лекции «О двух найденных мной стихотворениях времен немецкого язычества» (1842) [2:116].
Именно братья Гримм вывели из подчиненного положения философию и значительно расширили ее. Современные словари трактуют германистику как «совокупность наук, изучающих язык, литературу и культуру германских народов». Эту «совокупность наук» сами братья Гримм понимали чрезвычайно широко. Они включали сюда историю германских племен и народов, их этнографию, быт, обычаи; историографию и источниковедение. Они включали сюда также германскую и сравнительную мифологию, разнообразные области фольклора.
Значительное влияние на мифологическую концепцию братьев Гримм, и в первую очередь Якоба, оказали идеи Шеллинга о национальном духе как основе и источнике многих материальных явлений жизни. Выходит в свет книга Якоба Гримма «Немецкая мифология», после которой в западноевропейской филологической науке окончательно утверждается взгляд на мифологию как на продукт «бессознательно творящего духа», некой «коллективной души» одновременно как выражение сущности народной жизни.
В 1835 году осуществился давний замысел Якоба Гримма реконструировать германскую мифологию, объяснить ее и вернуть ей хотя бы частицу того авторитета, которым она пользовалась во времена германской древности и которого она, по мнению братьев Гримм, вполне заслуживает. «Основой основ предания является миф, - пишет Я. Гримм в предисловии к «Немецкой мифологии» - то есть вера в богов... Без такой
мифологической основы нельзя понять предание, так же как, не зная происшедших конкретных событий, нельзя представить себе историю» [3: 78].
«Немецкая мифология» - это гигантский труд по ее описанию немецкой мифологии как самостоятельный части единой германо-скандинавской мифологии, на широком фоне сопоставления ее с мифологиями многих европейских и азиатских народов.
Слово «мифология» имеет два основных значения: во-первых, это совокупность фантастических представлений о мире, заключенных в преданиях (мифах) того или иного народа, и, во-вторых, это наука, занимающаяся изучением мифов. У Я. Гримма оно употребляется и в том и в другом смысле, в зависимости от контекста.
Создавая эту работу Я. Гримм преследовал две основные цели: 1) доказать исконную самобытность и огромное культурное значение древнейших языческих народномифологических верований; 2) утвердить исконное родство и единое происхождение всех индоевропейских народов на основании родства мифологий на начальном этапе развития этих народов.
Миф, по мнению Я. Грима, общее достояние народов: заимствования и влияния имели место, но ими ни в коем случае не объясняется сходство многих основополагающих черт в мифологии индоевропейских народов.
Широта универсально-синтетического подхода Я. Гримма к изучению древностей национальной немецкой культуры была во многом утрачена его последователями, также сузилась сфера применения разработанного им сравнительно-мифологического метода в восстановлении древнейших слоев не только германо-скандинавской, но и всей индоевропейской мифологии.
В своей работе Я. Гримм оперирует огромной массой материала, опираясь на самые разнообразные фольклорные и исторические источники, включая греческих и римских авторов. В поле зрения Я. Гримма попадают не только быт и герои, но все то, что так или иначе облекается фантазией древних германцев и играет важную роль в их системе воззрений на мир и природу. Важное место отводится здесь религиозным обычаям и суевериям древних и современных ему германских, славянских и романских народов.
Так, согласно своей теории, братья Гримм утверждали, что из мифа в процессе эволюции возникли сказка, эпос, легенда и др., которые также являются бессознательным творчеством коллективной «души народа». Эта теория сформировала два течения: этимологическое (лингвистическая реконструкция мифов) и аналогическое (сравнение мифов, сходных по содержанию).
Известный исследователь жизни и творчества братьев Гримм Герман Герстнер в своей книге «Братья Гримм» писал об этом удивительном трактате так: «Еще один труд в тысячу страниц! В этой книге открывалось поэтическое богатство старых мифов во всем своем великолепии. Ожили Один и Допар, Бальдуп и Локи, Иму и Геймдал» (...) , а также многие другие божества древнегерманской мифологии (...). Вновь обрели жизнь мифы, в которых сохранились представления древних народов о сотворении мира, о природе стихий, о происхождении деревьев и животных, о смене дня и ночи, о смерти, судьбе, грехе и искушении.» [3: 84].
Как отмечал Г. Герстнер, «этот труд послужил толчком для многих исследовательских работ и началом новой науки - мифологии». Эта книга побуждала к творчеству многих современников, к ней обращались поэты и художники, «они находили в ней близкие сюжеты и мотивы» [3: 105].
«Немецкая мифология» Якоба Гримма получила широчайшее признание и в Германии, и за ее пределами и стали авторитетным трудом, способствовавшим окончательному оформлению и утверждению в филологической науке влиятельной мифологической школы, имевшей много приверженцев.
Примечания:
1. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. С. 11.
2. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во МГУ, 1980.
3. Герстнер Г. Братья Гримм. М., 1980.