Научная статья на тему 'Босния и Герцеговина как объект воздействия мягкой силы США, России и ЕС'

Босния и Герцеговина как объект воздействия мягкой силы США, России и ЕС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
706
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
SOFT POWER / FOREIGN POLICY / INTEGRATIONS / CULTURE / MILITARY RESOURCES / GLOBAL INFLUENCE / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гришин Олег Евгеньевич, Кенич Блаженка

Статья затрагивает вопросы современных внешнеполитических отношений Боснии и Герцеговины и влияния крупных мировых игроков, таких как Россия, США, Китай и стран Европейского Союза на ее внутреннюю и внешнюю политику. Босния и Герцеговина долгое время пассивно воспринимает воздействие мягкой силы и находится под влиянием, как ее ближайших соседей, так и глобальных и региональных игроков. В работе анализируется понятие мягкой силы, ее определение и механизмы реализации и проводится сравнительный анализ внешней политики глобальных субъектов мягкой силы в отношении Боснии и Герцеговины. Эта страна представляет собой наиболее политически разделенное государство, и ее государственный аппарат является одной из самых сложных систем в Европе. Она представляет собой одно из постсоциалистических государств, имеющим близкие отношения и с Россией и с США. В статье особое внимание уделяется культурному фактору, определяющему как правило предрасположенность субъектов боснийского государства к влиянию того или иного мирового актора. Влияние России, США и ЕС на Боснию и Герцеговину имеет ряд положительных и отрицательных аспектов, но самым проблемным моментом является ухудшение стабильности политической системы Боснии и Герцеговины, которая не так давно вышла из гражданской войн

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOSNIA AND HERZEGOVINA AS AN OBJECT OF USA, RUSSIAN AND EU SOFT POWER INFLUENCE

The article analyzes the issues of modern foreign policy relations of Bosnia and Herzegovina and the influence of major world soft power players such as Russia, the United States, China and the European Union countries on its domestic and foreign policy. Bosnia and Herzegovina for a long time passively perceives the impact of soft power and is influenced by both its closest neighbors and global and regional players. The paper analyzes the notion of soft power, its definition and implementation mechanisms, and compares foreign policy of global actors of soft power toward Bosnia and Herzegovina. This country is the most politically divided state in Europe and its state apparatus is one of the most complex systems in Europe. Bosnia and Herzegovina is an interesting object for studying the confrontation between Russia and the United States. It is one of the postsocialist states that has close relations with both Russia and the United States. The article focuses on the cultural factor determining, as a rule, the predisposition of the subjects of the Bosnian state to the influence of one or another world player. The impact of Russia, the US and the EU on Bosnia and Herzegovina has a number of positive and negative aspects, but the most serious issue is stability of the political system of Bosnia and Herzegovina, which recently emerged from the civil war, the consequences of which are still palpable

Текст научной работы на тему «Босния и Герцеговина как объект воздействия мягкой силы США, России и ЕС»

О.Е. Гришин, Б. Кенич

БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА КАК ОБЪЕКТ ВОЗДЕЙСТВИЯ МЯГКОЙ СИЛЫ США, РОССИИ И ЕС

Аннотация

Статья затрагивает вопросы современных внешнеполитических отношений Боснии и Герцеговины и влияния крупных мировых игроков, таких как Россия, США, Китай и стран Европейского Союза на ее внутреннюю и внешнюю политику. Босния и Герцеговина долгое время пассивно воспринимает воздействие мягкой силы и находится под влиянием, как ее ближайших соседей, так и глобальных и региональных игроков. В работе анализируется понятие мягкой силы, ее определение и механизмы реализации и проводится сравнительный анализ внешней политики глобальных субъектов мягкой силы в отношении Боснии и Герцеговины. Эта страна представляет собой наиболее политически разделенное государство, и ее государственный аппарат является одной из самых сложных систем в Европе. Она представляет собой одно из постсоциалистических государств, имеющим близкие отношения и с Россией и с США. В статье особое внимание уделяется культурному фактору, определяющему как правило предрасположенность субъектов боснийского государства к влиянию того или иного мирового актора. Влияние России, США и ЕС на Боснию и Герцеговину имеет ряд положительных и отрицательных аспектов, но самым проблемным моментом является ухудшение стабильности политической системы Боснии и Герцеговины, которая не так давно вышла из гражданской войны, последствия которой до сих пор ощутимы.

Ключевые слова:

мягкая сила, внешнеполитический курс, интеграции, культура, военные ресурсы, глобальное влияние, глобализация.

O. Grishin, B. Kenjic

BOSNIA AND HERZEGOVINA AS AN OBJECT OF USA, RUSSIAN AND EU SOFT POWER INFLUENCE

Abstract

The article analyzes the issues of modern foreign policy relations of Bosnia and Herzegovina and the influence of major world soft power players such as Russia, the United States, China and the European Union countries on its domestic and foreign policy. Bosnia and Herzegovina for a long time passively perceives the impact of soft power and is influenced by both its closest neighbors and global and regional players. The paper analyzes the notion of soft power, its definition and implementation mechanisms, and compares foreign policy of global actors of soft power toward Bosnia and Herzegovina. This country is the most politically divided state in Europe and its state apparatus is one of the most complex systems in Europe. Bosnia and Herzegovina is an interesting object for studying the confrontation between Russia and the United States. It is one of the postsocialist states that has close relations with both Russia and the United States. The article focuses on the cultural factor determining, as a rule, the predisposition of the subjects of the Bosnian state to the influence of one or another world player. The impact of Russia, the US and the EU on Bosnia and Herzegovina has a number of positive and negative aspects, but the most serious issue is stability of the political system of Bosnia and Herzegovina, which recently emerged from the civil war, the consequences of which are still palpable.

Key words:

soft power, foreign policy, integrations, culture, military resources, global influence, globalization.

В современном мире мягкая сила уже является не только ресурсом внешней политики, но и важным инструментом латентного управления международными процессами. С каждым годом необходимость в ее использовании возрастает. Она дает возможность даже тем странам, которые имеют очень ограниченные ресурсы, и не имеют, например, право голоса в Совете Безопасности ООН, или у них нет ядерного и химического оружия, скрыто влиять на другие государства и на международные процессы.

Мягкая сила это не просто теоретическая концепция, а известный научный термин, который активно используется во внешней политике Китая, США, Индонезии и других стран. Но слишком частое употребление этого термина может привести к тому, что под мягкой силой понимаются все средства внешней политики, кроме применения военной силы. Этически мыслящие политики и некоторые ученые активно используют понятие мягкой силы, так как она предполагает противостояние жесткой силе и некоторые ее считают более гуманной. Мягкую силу можно определить больше как обобщение этого явления, чем как нормативно сформулированную концепцию. Ее, как и любой другой властный ресурс, с этической точки зрения, можно использовать как во благо, так и в ущерб противника [4, с. 21].

Босния и Герцеговина представляет собой наиболее политически разделенное государство Европы, и ее государственный аппарат является самой сложной системой среди всех европейских систем государственного управления [12, с. 140]. Кроме этого, страна прошла тяжелый период и вооруженный конфликт, который оставил свои последствия, как в экономическом, так и в политическом плане, и предполагал международные интервенции больших мировых игроков. В боснийской гражданской войне активное участие принимали международные акторы, поддерживая сербскую, мусульманскую или хорватскую сторону в данном конфликте.

Концепция внешней политики Российской Федерации, которая была утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 года, характеризует «мягкую силу» как "инструмент для решения внешнеполитических задач" [3, с. 6]. И до того, как Дж. Най сформулировал свою концепцию мягкой силы, в Древнем Китае философ Лао-Цзы говорил о том, что правитель хорош не тем, если может заставить народ подчиняться его приказам, а тем, что может заставить народ подчиниться ему без того, чтобы они знали о его существовании [4, с. 24]. Он обра-

щал внимание на то, что в мире не существует предмета более мягкого и нежного чем вода, но что она способна разрушить и камень. В психологии мягкая сила отождествляется с типичным женским поведением, когда женщина в силу своей физической слабости вынуждена использовать механизмы мягкой силы для достижения своих целей.

В 1939 году британский историк и дипломат Эдуард Халлетт Карр разделил силу, используемую в международных отношениях на три компонента: власть над общественным мнением, экономическую силу и военную силу [13, с. 59].

Сама по себе мягкая сила не является формой либерализма или идеализма, а представляет собой только один из видов силы и способ относительно легитимного достижения целей. Легитимность мягкой силы представляет собой реалий XXI века. Конкурентная борьба по поводу легитимности мягкой силы между двумя или несколькими игроками, увеличение легитимности мягкой силы или лишение другого игрока использования мягкой силы становятся возможными явлениями в современном мире [4, с. 162].

По Дж. Наю «мягкая сила - это способ формирования предпочтений и искусство создания понуждения других хотеть тех результатов, которые бы вы хотели получить». Однако мягкая сила это не просто то же самое, что и влияние или воздействие, она представляет собой больше чем просто убеждение или уговаривание, и способ мобилизовать объект к активному действию с помощью аргументов. Это все просто элементы мягкой силы. Мягкая сила является способностью привлекать, а привлечение часто приводит к нахождению общего языка. Иными словами мягкая сила это привлекательная сила. Она включает в себя государство и его политические институты, НПО, транснациональные и другие корпорации и даже знаменитых людей. Знаменитые личности могут воздействовать на широкие народные массы, делая определенные идеи более приемлемыми и привлекательными. Мягкая сила это совокупность внутренних и внешних факторов государства и способ реализации его интересов в глобальном мире [4, с. 163].

Рассматривать мягкую силу как элемент государственной стратегии не всегда возможно, хотя, на первый взгляд так, кажется. Цели, достигаемые в результате использования мягкой силы, в отличие от жесткой, в большей степени зависят не от субъекта, а от объекта воздействия. Также необходимо с терпением ждать результаты достигаемые с помощью мягкой силы, по сравнении с эффектами, получаемыми в результате ис-

пользования жесткой силы. У многих политиков и государственных деятелей отсутствует это терпение, и хотят как можно скорее увидеть результаты своей деятельности. Рассматривать мягкую силу как элемент государственной стратегии не всегда возможно и по причине того, что весь инструментарий мягкой силы часто не находится под полным контролем правительства. Несмотря на то, что правительства контролируют политический курс, культура и ценности находятся в руках гражданского общества [4, с. 164]. Мягкая сила по сравнению с экономической и военной силой, несет меньше рисков, но ее сложнее применять, легко теряется и очень много времени и усилий нужно для того, чтобы ее восстановить. Она зависит от уровня доверия к субъекту мягкой силы. Если считается, что субъект мягкой силы занимается манипуляциями, и если его слова воспринимаются в качестве пропаганды, доверие к нему теряется [4, с. 164].

Мягкая сила государства использующего ее базируется на трех основных источниках: на ее культуре, на ее политических ценностях и на внешней политике. Культура подразумевает ее привлекательность для объекта мягкой силе и ее духовную близость. Политические ценности становятся привлекательными в том случае, если страна сама ими руководствуется и живет по этим ценностям, а также когда их учитывает при взаимодействии с другими странами. Внешняя политика выступает источником мягкой силы в тех случаях, когда другие страны считают ее легитимной. В процессе применения мягкой силы, очень важно учитывать мнение объекта и его отношение к субъекту, применяющему мягкую силу, так как объект в этом случае играет не менее важную роль, чем субъект. Убеждение и привлечение это важнейшие компоненты мягкой силы [4, с. 166]. Во многих случаях культура играет роль главного источника мягкой силы. Она подразумевает многоуровневую систему общественного поведения, в которой общины передают друг другу свои знания и ценности.

Зб. Бжезинский в своей работе «Великая шахматная доска» [1, с. 123] перечисляет четыре компонента американского господства в мире: культурный, экономический, военный и научно-технический. Он уделяет внимание американской культуре, как важному элементу американской мягкой силы и обращает внимание на то, что американская культура стала популярной во всем мире, а особенно среди молодежи. Зб. Бжезинский считает, что американское культурное превосходство представляет собой недооцененный ресурс американской глобальной мощи. Американская

массовая культура, несмотря на эстетические предпочтения каждого, очень сильно притягивает жителей всего мира. О ее привлекательности трудно спорить [1, с. 125].

Культурная составляющая мягкой силы сегодня приобретает новый смысл и является неотъемлемой частью стратегии внешней политики многих стран. Термин «внешняя культурная политика» стал чаще использоваться в формировании внешнеполитического курса, так как многие государственные деятели начали обращать внимание на культуру, как важный источник и предпосылку мягкой силы [4, с. 167].

Культуру как один из факторов, помогающих получить доверие объекта мягкой силы, и распространение и популяризацию национальной культуры можно рассматривать как очень эффективный инструмент мягкой силы. Если грамотно ее проводить, внешняя культурная политика имеет возможность создать крепкую основу внешнеполитической стратегии государства и эффективно сопровождать ее. Такая внешняя политика не только способствует популяризации и распространении национальной культуры, но и средством продвижения национальных интересов в системе международных отношений, и средством влияния на политические и экономические процессы на глобальном уровне. Крупные и сильные государства начали использовать культуру совместно со своей национальной идеей для того, чтобы улучшить свой имидж, но это не всегда у них получается, особенно в тех случаях, когда их реалии и действия не совпадают с тем, о чем заявляют.

По словам Я.В. Лексютиной и И.В. Радикова и не стоит путать понятия «мягкая сила» и международный имидж, так как очень много стран обладает имиджем высшего уровня, но при этом не оказывают влияние на других. Для мягкой силы важным является создание и агрегация системы ценностей, и их популяризация за пределами своей территории [4, с. 21].

Если речь идет о неофициальной внешней культурной политике, здесь понимается распространение массовой культуры. Оно может происходит на нескольких уровнях. Ярким примером распространения культуры и системы ценностей является Голливуд. Он представляет собой один из главных ресурсов культурного влияния США на глобальном уровне, и очень мощный инструмент формирования их имиджа. К средствам неофициальной внешней культурной политики можно отнести и СМИ, которые

способствуют как официальному, так и неофициальному распространению культурных ценностей, идей и норм.

Не только культура, политика и система ценностей являются источниками мягкой силы. Экономические ресурсы также выступают очень важным фактором не только жесткой, но и мягкой силы, и этот вид ресурсов можно использовать для привлечения и одновременно и для принуждения. В глобализирующемся мире сложно отличить, какие экономические отношения являются проявлением жесткой силы, а какие являются проявлением мягкой силы. Руководители ЕС рассматривают растущее желание развивающихся стран Европы, таких как Босния и Герцеговина проявлением мягкой силы [14, с. 17].

Военные ресурсы представляют собой еще один источник и фактор мягкой силы, помогающие вносить свой вклад в ее развитие. Такие страны как Бразилия, США, Китай усилили свою мягкую силу и улучшили свой международный имидж, благодаря применению военных ресурсов, оказывая помощь Гаити во время землетрясения в 2010 году.

С точки зрения Дж. Ная мягкая сила не должна быть без результативной игрой, в ходе которой победы одной стороны обозначали бы потери другой. Культурная и экономическая привлекательность, которая создается за счет мягкой силы, сейчас не нуждается в использовании больших усилий. Ее можно реализовать через образовательные программы, проекты народной дипломатии, работу межрелигиозных организаций, культурные обмены и поддержку. Таким образом различаем две модели воздействия мягкой силы - прямую и косвенную модель [4, с. 168]. Ярким примером культурного обмена и мягкой силы является политика современной КНР, которая с каждым годом увеличивает количество бюджетных мест для иностранных студентов в своих ВУЗах.

Игроки, использующие в своей внешней политике мягкую силу, пытаются не только оказать прямое или косвенное влияние друг на друга, но также соперничают друг с другом за получение легитимности их мягкой силы, создавая обстановку, которая не способствует принятию политических решений [4, с. 168].

Дж. Най отмечает, что государства имеют множество ресурсов, которые можно превратить в источники мягкой силы. Такими ресурсами являются: культура, успешная экономическая модель, правовое государство и законная политика, система ценностей, военная сила и другие. Эти

ресурсы, умелые государственные деятели начинают использовать для целей мягкой силы.

В политической науке существует очень много классификаций источников мягкой силы. Г.Ю. Филимонов [6, с. 63] перечисляет следующие источники мягкой силы: массовая и высокая культура, позиция и лидерство страны в международных отношениях, авторитет главы государства на глобальном уровне, внутренняя политика государства, глобальный маркетинг, наличие негосударственных структур, действующих в интересах страны, стабильная экономика, уровень жизни населения, наличие престижных образовательных учреждений и студенческого обмена, популярность использования языка страны в мире, достижения спортсменов на международной арене, наличие достижений в науке и технологическом прогрессе, туристическая привлекательность, положительный образ страны в экологическом аспекте, возможность использования общей религиозной идентичности в качестве инструмента мягкой силы, программы работы с политической, культурной и другими видами элиты других стран, РЯ-политический и информационная политика, направленная на зарубежную аудиторию и др. [6, с. 65].

Набор ресурсов мягкой силы каждым годом увеличивается. Кроме ее основных ресурсов, таких как культура и политические ценности, Дж. Най добавляет и такие ресурсы как доброта, компетентность, уровень доверия и наличие сильной армии [4, с. 168].

Но даже при наличии всех вышеперечисленных ресурсов, нет гарантии, что мягкая сила будет успешно реализоваться. Для ее успешной реализации, по Дж. Наю, необходимо учитывать «поведенческий аспект мягкой силы». Он заключается в смешивании ресурсов с мягкой силой, и превращении этих же ресурсов в силу, с целью достижения желаемых результатов [4, с. 168]. Он вводит следующие три модели поведения, необходимые для осуществления мягкой силы: во-первых, субъект мягкой силы использует убеждение или привлечение для того, чтобы изменить предпочтения объекта; во-вторых, субъект использует институты или привлечение для легализации своих действий; в-третьих, субъект использует институты или привлечение для того, чтобы сформировать начальные предпочтения мягкой силы.

Босния и Герцеговина является интересным объектом для исследования противостояния России и США. Она представляет собой одно из

постсоциалистических государств, имеющим близкие отношения и с Россией и с США [11, с. 56]. О партнерских отношениях между ЕС и США написано достаточно много научных работ. Отсутствие такого игрока как США в Евро-Атлантическом союзе, означало бы его слабость в военном плане. В глобальном плане ЕС бы не имел никаких шансов противостоять Евразийским геополитическим акторам в глобальном плане, поэтому для стран-членов Европейского Союза партнерские отношения с США представляют собой важное направление внешней политики [10, с. 15]. То же самое наблюдается, когда речь идет о политике США и ЕС на территории Балкан и Боснии и Герцеговины, в частности.

Разделение населения по этническому и конфессиональному признаку, для Боснии и Герцеговины характерно не только в период 90-х годов прошлого века, но и гораздо раньше. На более ранних этапах истории, особенно в период эмансипации национальной принадлежности наблюдались такие тенденции, но в это время процессы глобализации были не настолько выражены, и мировые игроки вместо мягкой, предпочитали использовать жесткую силу.

В XXI веке изменились обстоятельства и различные геополитические игроки стали продвигать свои политические интересы на территории Боснии и Герцеговины. США, Китай и Россия в силу своей экономической, политической и военной мощи являются ключевыми субъектами влияния мягкой силы во всем мире. Их влияние в различных регионах мира распределено, в зависимости от географического, культурологического и других видов преобладания в том или ином регионе или государстве.

Говоря о Боснии и Герцеговине, здесь в самой большой степени чувствуется влияние мягкой силы США, а затем и России. Влияние Китая ограничено экономическим сотрудничеством, в силу его географической и культурологической отдаленности от Юго-восточной Европы.

В декабре 2014 года Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности в Комиссии Юнкера Ф. Мо-герини заявила, что Россия не должна включать балканские страны в конфликт на Украине и, что ей нельзя работать на углублении конфликта в регионе. Она еще отмечает, что еще с того момента как начался конфликт на Украине, Россия повысила свой интерес к странам Юго-восточной Европы, и это представляет собой угрозу для процесса интеграции стран западных Балканах в ЕС, включая Боснию и Герцеговину [8, с. 42].

И без российского влияния на территории Боснии и Герцеговины и других стран Западных Балканах, Босния и Герцеговина находится еще далеко от членства в ЕС и она не в состоянии исполнить все критерии, необходимые для ее интеграции. Несмотря на желание граждан Боснии и Герцеговины вступить в ЕС, она находится еще далеко от того, чтобы стать полноправным членом этого союза. Босния и Герцеговина остается одной из самых коррумпированных стран Европы, с очень высоким уровнем преступности и плохо развитой инфраструктурой. Ее существующая политическая элита показывает очень низкий уровень заинтересованности в проведении политических реформ [8, с. 42].

Председатель Европейской комиссии Ж.К. Юнкер на нежелание Боснии и Герцеговины проводить реформы, и на усталость остальных бывших югославских стран стремиться выполнять требования ЕС ответил объявлением заморозки их кандидатур до 2020 года. Несмотря на это, ЕС одобряет прогресс Западных Балкан и через реформы пытается их приблизить к себе [8, с. 43].

Интерес России к Боснии и Герцеговине и к другим бывшим югославским странам заключается в традиционных связях и славянских корнях народов проживающим в них. Укрепление экономики России за последние 10 лет усилило и ее внешнюю политику. Но она никогда не представляла собой серьезную угрозу для интеграции Боснии и других бывших югославских стран в ЕС. Для России важным стратегическим и политическим партнером выступает не только Сербия, но и сербская часть Боснии и Герцеговины - Республика Сербская.

Россия, имеющая глобальное культурное влияние на весь мир, и постоянно противостоящая Западу, заинтересована в культуре, как одном из средств мягкой силы. Китайские авторы, исследующие феномен мягкой силы удивляются, почему концепция мягкой силы, в которой речь идет не только об экономическом, но и о культурном влиянии возникла не в стране с таким богатым культурным наследием как Россия, а в США [8, с. 45].

Босния и Герцеговина является страной, в которой очень часто происходят забастовки и протесты, но оранжевой революции там еще не было. Однако, некоторые авторы считают, что оранжевые революции являются одним из самых актуальных инструментов, который используют США для достижения своих целей [2, с. 14]. Занимаются ли США финансированием НПО, которые являются организаторами этих антигосударствен-

ных событий? Здесь мнения разделились. Но говоря о Боснии и Герцеговине, даже без финансирования боснийских активистов, протесты бы организовывались весьма активно.

Поддержку сербскому населению в Боснии и Герцеговине и в регионе легко объяснить в первую очередь религиозной и культурной общностью. После распада Югославии и СССР и после длительного отсутствия российского влияния в Юго-восточной Европе, сербский этнос, остался наиболее готовым оказывать поддержку российской политике и проводить политические инициативы, выдвигаемые Россией на Балканах. Также сербы, из всех бывших югославских этносов, по сложившейся традиции остаются дружески настроенными к России. Республика Сербская в рамках Боснии и Герцеговины занимает почти половину ее территории. Для России лояльность сербского населения представляет собой серьезный инструмент в руках российского руководства [7, с. 22].

На практике лояльность сербского населения Боснии и Герцеговины по отношении к России проявляется в виде регулярных встреч руководства Республики Сербской с представителями России. И хотя эти встречи имеют, скорее всего, символический характер, тот факт, что руководство Российской Федерации занимается проведением межпарламентского и межправительственного диалога с одним из субъектов Боснии и Герцеговины, говорит о многом. Россия, в процессе этих встреч, выполняет и свои обязанности в качестве гаранта мира в Боснии, но этими своими действиями, она также открыто выражает поддержку политике руководства Республики Сербской, которую западные страны считают сепаратистской и неконструктивной [7, с. 24].

Западные исследователи подчеркивают связи, существующие между Россией и Республикой Сербской и российское влияние на эту часть Боснии и Герцеговины. Более интенсивное политическое влияние России на Республику Сербскую началось в 2014 году, после возвращения Крыма. В этой части Боснии политическая элита активно поддерживает возвращение Крыма Россией и некоторые сербские политики явно озвучивали идеи присоединения Республики Сербской к Сербии.

Экономическое сотрудничество России и Боснии и Герцеговины заключается в инвестициях, которые в основном направлены на развитие Республики Сербской. Россия является вторым по значимости инвестором в Республику Сербскую, сразу после Сербии. По данным Торгово-промышленной па-

латы российские инвесторы занимаются реализацией проекта строительства тепловой электростанции Углевик-3. Российская компания «Зарубежнефть» с 2007 года стала владельцем нефтяной промышленности сербского субъекта Боснии и Герцеговины. В этот проект было вложено около 300 млн. долл. Компании «Зарубежнефть» и «Газпром» в рамках совместного предприятия Ядран НАФТАГАЗ активно занимаются разработкой и изысканием добычи газа и нефти в Республике Сербской с общей стоимостью около 345 млн. в боснийских марках [7, с. 24].

Эти активные действия российских компаний свидетельствуют о прочных позициях, которые энергетический бизнес России занял, не только в Республике Сербской, но и на Балканах в целом. Это является причиной, того, что России придется отстаивать свои интересы на данном регионе, не только на экономическом, но и на политическом уровне.

Экономическое присутствие России на Балканах, одновременно происходящее с недавним обострением ее отношений с Турцией значительно усложняет взаимодействие между этими странами на международном уровне. Это может быть опасным не только для политической стабильности Боснии и Герцеговины, но и для мирного существования и развития этой части Европы.

Федерация Боснии и Герцеговины и Республика Сербская без всяких сомнений видят свое государство в ЕС, а Россия к этому всегда относилась позитивно, но с некоторыми допущениями [7, с. 25].

И до того, как в рамках глобализации началось политическое влияние разных стран друг на друга, Россия всегда в качестве политического игрока присутствовала на территории Балкан. Еще в XIX веке Российская империя помогала балканским княжествам в их борьбе против Османской империи. В ХХ веке, Босния и Герцеговина, в составе бывшей СФРЮ была включена в социалистический блок, что ее также сближало Россией. Югославия активно сотрудничала с СССР на протяжении всего своего периода существования. Боснийская гражданская война закончилась подписанием мира, при котором активное участие принимала и российская сторона. Россия и в XXI веке является фактором, обеспечивающим стабильность Боснии и Герцеговины, так как РФ выступает одним из гарантов Дейтон-ских соглашений, которые были подписаны в 1995 году [7, с. 25].

Политическая элита Боснии и Герцеговины к России относится по-разному. Сербские лидеры активно поддерживают политику России в

данном регионе, а лидеры боснийских мусульман и хорватов в России видят опасность [11, с. 57].

Говоря об экономическом сотрудничестве России и Боснии и Герцеговины, можно сказать, что Россия признает территорию стран бывшей Югославии зоной влияния Европейского Союза, но не рассматривает вариант полного закрытия доступа на пост-югославские рынки. Частично это связано с тем, что по сложившейся традиции Россия пользуется доверием во всех православных балканских странах, а, следовательно, и у боснийских сербов. Россия на Балканах воспринимается как «защитница православных народов» [7, с. 25]. Таким образом, Россию воспринимают не только православные народы, но и католики и мусульмане. Боснийские мусульмане и хорваты к России относятся почти одинаково, как и к Сербии, так как в их массовом сознании речь идет о православной стране. С другой стороны Россия, оглядываясь на исторические факты, не готова отказаться от героической роли, которую ей предлагают православные братья.

Россия никогда открыто не сопротивлялась политике Запада на Балканах за последних два десятилетия. Современная напряженность, которая наблюдается между Россией и странами Запада, возникла вынужденно, вследствие украинского кризиса. По мнению российских авторов, любое проявление политической активности на Балканах, которое приходит не из балканского региона, в условиях всеобщей атмосферы недоверия, воспринимается как угроза интересам ЕС и США [7, с. 25]. В православной части Боснии - Республике Сербской, западные политические игроки политику России оценивают как угрозу, не только политике США и ее западных партнеров, но и как угрозу стабильности всего региона.

Стратегия стран членов ЕС по отношении к Боснии и Герцеговине и к другим бывшим югославским странам является системой и логичной. Главным элементом ее стратегии является проведение реформ не только законодательства, но если речь идет о БиГ, реформы образования, полиции, армии и других. ЕС также пытается привести к политической власти, лояльную себе политическую элиту и запустить на западных Балканах процесс усиления экономики этих развивающихся стран, и дотянуть экономику хотя бы до среднеевропейского уровня [7, с. 27].

Усиление роли России в Боснии и Герцеговине и на Балканах в целом связано еще и с экономическим кризисом в Европе. После того, как в 2012 года начался кризис в Европе, он особо сильно повлиял на малень-

кие развивающиеся страны как Босния и Герцеговина. Экономические связи со странами ЕС начали теряться, и балканские государства начали искать альтернативные источники инвестиций. Китай занялся строительством дорожной инфраструктуры не только в Боснии, но и в соседних странах [8, с. 31]. Многие инвестиции в Боснию и Герцеговину поступали из России, Турции, Азербайджана и некоторых арабских стран, но кроме России только Турция, по оценке М. Биери имеет политические интересы, которые скрываются за ее экономической помощью [8, с. 33].

Развитые страны Европы беспокоит проблема миграции, а Босния является страной, с огромной диаспорой, проживающей в Германии, Швейцарии, Австрии, Швеции, Австралии и США.

Некоторые российские исследователи считают, что для США очень выгодной является такая обстановка «управляемого хаоса», которая развивается не только в Боснии и Герцеговине, но и на Балканах в целом и, что США не будут препятствовать системной политике Европейского Союза, так как такая политика является действием в европейской зоне влияния [7, с. 27].

Анализ показал, что в современном мире механизмы воздействия мягкой силы стали применяться гораздо активнее, чем раньше, и их масштабы расширяются. Босния и Герцеговина долгое время пассивно воспринимает воздействие мягкой силы и находится под влиянием, как ее ближайших соседей, так и глобальных и региональных игроков. Воздействие России, США и ЕС на Боснию и Герцеговину имеет ряд положительных и отрицательных факторов. Боснийской политической элите придется приложить усилия для того, чтобы максимально использовать те положительные моменты, которые могут помочь Боснии и Герцеговине развивать экономику и другие сферы. Также необходимо поддерживать баланс между этими тремя направлениями для предотвращения конфликтов, которые могли бы возникнуть на ее территории.

Литература

1. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. М., 1997.

2. Ваплер В.Я., Гронская Н.Э., Гусев А.С., Коршунов Д.С., Макарычев А.С., Солнцев А.В. Идея империи и «мягкая сила»: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы управления. 2010. №1.

3. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 года) / Администрация Президента России. URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/41451/page/1 (дата обращения 30.12.2016).

4. Най Дж. Будущее власти: как стратегия умной силы меняет XXI век. М.: АСТ, 2013.

5. Радиков И.В., Лексютина Я.В. «Мягкая сила» как современный атрибут великой державы // Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО). 2012. №2.

6. Филомонов Г.Ю. Актуальные вопросы формирования стратегии «Мягкой силы». URL: http://journals.rudn.ru/political-science/article/view/8883 (дата обращения 17.12.2016).

7. Энтина Э.Г. «Ничья земля» Босния: что день грядущий нам готовит? // Imagines mundi: альманах исследований всеобщей истории XVI-XX вв. 2016. №9. Сер. Балканика. Вып. 3.

8. Bieri M. The Western Balkans between Russia and Europe // Center for Security Studies (CSS), ETH Zurich. 2015. March. №170.

9. Guozuo Zh. Research Outline for China's Cultural Soft Power. Berlin: Springer, 2017.

10. Ilgen Th., Hard L. Power, Soft Power and the Future of Transatlantic Relations. New York: Routledge, 2016.

11. Nelaeva G.A., Semenov A.V. EU-Russia Rivalry in the Balkans: Linkage, Leverage and Competition (The Case of Serbia) // Romanian Journal of European Affairs. 2016. vol. 16. №3.

12. Subasic M. Bosna i Hercegovina ili Federacija BiH i Republika Srpska -analiza mogucnosti implementacije konsocijacijskog i integrativnog pristupa // Politicka misao. 2015. №2.

13. Waltz K. Theory of International politics. Reading, MA: Addison-Wesley, 1979.

14. Wolf M. Soft Power: The EU's Greatest gifts // Financial Times. 2005. 2 Febr.

References

1. Bzhezinskii Zb. Velikaya shakhmatnaya doska. M., 1997.

2. Vapler V.Ya., Gronskaya N.E., Gusev A.S., Korshunov D.S., Makarychev A.S., Solntsev A.V. Ideya imperii i «myagkaya sila»: mirovoi opyt i rossiiskie perspektivy. Voprosy upravleniya. 2010. №1.

3. Kontseptsiya vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii (utv. Prezidentom Rossiiskoi Federatsii V.V. Putinym 30 noyabrya 2016 goda) / Adminictratsiya Prezidenta Rossii. URL: http://www.kremlin.rU/acts/bank/41451/page/1 (data obrashcheniya 30.12.2016).

4. Nai Dzh. Budushchee vlasti: kak strategiya umnoi sily menyaet XXI vek. M.: AST, 2013.

5. Radikov I.V., Leksyutina Ya.V. «Myagkaya sila» kak sovremennyi atribut velikoi derzhavy. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya (MEiMO). 2012. №2.

6. Filomonov G.Yu. Aktual'nye voprosy formirovaniya strategii «Myagkoi sily». URL: http://journals.rudn.ru/political-science/article/view/8883 (data obrashcheniya 17.12.2016).

7. Entina E.G. «Nich'ya zemlya» Bosniya: chto den' gryadushchii nam go-tovit? Imagines mundi: al'manakh issledovanii vseobshchei istorii XVI-XX vv. 2016. №9. Ser. Balkanika. Vyp. 3.

8. Bieri M. The Western Balkans between Russia and Europe. Center for Security Studies (CSS), ETH Zurich. 2015. March. №170.

9. Guozuo Zh. Research Outline for China's Cultural Soft Power. Berlin: Springer, 2017.

10. Ilgen Th., Hard L. Power, Soft Power and the Future of Transatlantic Relations. New York: Routledge, 2016.

11. Nelaeva G.A., Semenov A.V. EU-Russia Rivalry in the Balkans: Linkage, Leverage and Competition (The Case of Serbia). Romanian Journal of European Affairs. 2016. vol. 16. №3.

12. Subasic M. Bosna i Hercegovina ili Federacija BiH i Republika Srpska -analiza mogucnosti implementacije konsocijacijskog i integrativnog pristupa. Politicka misao. 2015. №2.

13. Waltz K. Theory of International politics. Reading, MA: Addison-Wesley, 1979.

14. Wolf M. Soft Power: The EU's Greatest gifts. Financial Times. 2005. 2

Febr.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.