Научная статья на тему 'Борис Валентинович Яковенко : сборник статей / под ред. А. А. Ермичева. М. : Российская политичесая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. 551 с. '

Борис Валентинович Яковенко : сборник статей / под ред. А. А. Ермичева. М. : Российская политичесая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. 551 с. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
292
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кантовский сборник
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борис Валентинович Яковенко : сборник статей / под ред. А. А. Ермичева. М. : Российская политичесая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. 551 с. »

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

Борис Валентинович Яковенко : сборник статей / под ред. А. А. Ер-мичева. М. : Российская политичесая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. 551 с.*

Сборник статей о Борисе Валентиновиче Яковенко, вышедший в 2012 году, — это еще один шаг в изучении и популяризации наследия этого незаслуженно забытого русского философа начала XX века. Поскольку интерес к творчеству Б. В. Яковенко со стороны научной общественности стал проявляться сравнительно недавно в силу различных обстоятельств, эта книга представляется нам значимым этапом в изучении творческого наследия философа. Редактору издания удалось собрать сильный авторский коллектив из ведущих специалистов России и зарубежья в области истории русской философии начала XX века. Логика изложения материала доступна и понятна как специалисту, так и неспециалисту-читателю, интересующемуся научной философией России и Европы. Тематика статей довольно обширна. Объясняется это, конечно же, спецификой философского наследия Б. В. Яковенко, «мозаичность» творчества которого вызывает немало вопросов и исследовательских проблем в научных кругах. Однако, несмотря на определенные трудности, редактору данного сборника удалось наиболее рационально скомпоновать имеющийся материал по разделам, посвященным определенной тематике творческого и жизненного пути философа. Заслуживает внимания и тот факт, что практически каждый раздел сопровождается приложением — впервые переведенными на русский язык или не публиковавшимися ранее материалами самого Б. В. Яковенко. Исследовательский интерес вызывают и справочные материалы об архиве философа в Праге, литература о Б. В. Яковенко и список его неосуществленных изданий, помещенный в конце сборника.

Первый раздел издания посвящен жизни и деятельности русского философа. В качестве предисловия к первому разделу и ко всему сборнику помещена обширная статья С. Магида «Философ Яковенко. Подготовительные материалы». Эта статья не просто биография Яковенко, но — его жизнеописание. Здесь он предстает перед нами как писатель, публицист, переводчик. С. Магид выделяет несколько этапов жизни и творчества Яко-венко: первый — французский, далее немецкий период обучения, итальянский и, наконец, жизнь в Чехословакии. Автор мастерски показал эволюцию Яковенко-философа на фоне бытовых перипетий и житейских невзгод в разные периоды его творчества.

Статья А. А. Ермичева «Жизнь и философия Бориса Валентиновича Яковенко» продолжает данную тематику. Стоит отметить, что автор довольно подробно рассматривает такой аспект творчества Яковенко, как работа в журнале «Логос». Издание этого международного журнала по фило-

* Поступила в редакцию 25.06.2014 г. doi: 10.5922/0207-6918-2014-4-7 © Белов В. Н., Панкова Т. Ю., 2014

софии культуры стало настоящим явлением в русской философской мысли, которое по большому счету не имело аналогов. «Логос», как известно, стал оплотом западнического направления философской мысли в России. Роль Яковенко в популяризации журнала невозможно переоценить. Он стал самым активным автором. Практически каждый выпуск журнала содержал одну или несколько статей, вышедших из-под пера Яковенко. Также А. А. Ермичев уделяет внимание общему анализу философской системы Яковенко, названной самим автором трансцендентальным плюрализмом, отдельных ее частей и места в русской философии.

А. М. Шитов продолжает тему «Логоса» и участия в издании этого журнала Яковенко. Последний русский номер «Логоса» вышел в 1914 году. После долгого периода молчания Яковенко инициировал воссоздание журнала на пражской земле. Но был издан только один номер пражского «Логоса». Автор анализирует причины и последствия невыхода второго номера журнала.

Активная издательская деятельность Яковенко не ограничивалась только работой в «Логосе». Н. С. Плотников пишет об еще одном проекте философа — журнале «Der russische Gedanke». Этот журнал, издаваемый в Германии, замышлялся как европейская трибуна для представителей русской философии, и Яковенко был идейным вдохновителем и активным автором этого издания.

Итальянский период жизни и творчества русского философа, который, как известно, был достаточно продолжительным, подробно рассмотрен в статье К. Ренна «Борис Яковенко и европейская философская культура: биографическая реконструкция».

Л. Г. Степанова также представляет Яковенко как значимую фигуру в развитии европейской мысли начала XX века. В творчестве философа большое место занимает переводческая работа. Отличное знание языков и философское образование позволяют ему делать профессиональные переводы как авторов предшествующих периодов развития философии, так и его современников. Очень часто эти переводы были и остаются эксклюзивными.

О. Т. Ермишин поднимает вопрос о взаимодействии Яковенко с русской эмиграцией и с русской философией в целом. Нужно отметить, что этот диалог был весьма непростым и неоднозначным.

Во втором разделе собраны статьи авторов, анализирующих основные философские идеи Яковенко. Философский плюрализм русского мыслителя становится очевиден при обращении к материалам этого раздела. Яко-венко участвует в споре двух основных групп русских философов, одна из которых стремится обосновать научность и автономность философского творчества, другая — уверена в необходимости религиозной основы для него (А. А. Ивахненко). Яковенко предлагает свою версию трансцендентализма — трансцендентальный плюрализм, преодолевающего ограниченность как кантовского, так и гегелевского трансцендентализма (Е. И. Дол-жиков). Он полагает продуктивным развитие трансцендентализма как в сторону Гегеля (А. А. Иваненко), так и в сторону Фихте (А. Г. Ломоносов). Яковенко доказывает актуальность развития кантовских идей в неокантианстве марбургской школы (В. Н. Белов). Философ обращает внимание на «революционные достижения» в трансцендентальном познании сущего в феноменологии Гуссерля (В. А. Лобастова).

Третий раздел сборника посвящен изучению таланта Яковенко в области истории философии. И здесь авторами намечены две плоскости этой проблематики: Яковенко и русская философия, Яковенко и зарубежная философия.

Диалог Яковенко с русской философией и, в частности, с русской религиозной философией складывался весьма непросто, о чем и повествуется в статье А. А. Ермичева.

Как историк англо-американской философии предстает перед нами русский философ в статье С. В. Никоненко. Автор отмечает, что свои идеи относительно английской и американской философии Яковенко изложил в нескольких крупных критических статьях. В них он проанализировал такие крупные направления, как позитивизм, эмпиризм, прагматизм, неореализм и т. д. Автор отмечает, что его замечания и сегодня имеют большую ценность для исследований этих направлений.

Особый интерес представляет собой последний, четвертый, раздел книги, в котором на суд читателей предложены материалы, связанные с характером политических взглядов Яковенко. Итальянский автор Т. дель Эра подвергает подробному анализу политические произведения русского философа итальянского периода. Отечественный автор Ю. Б. Мелих останавливается более подробно на оценках Яковенко русского большевизма в контексте истории социально-политических идей в России.

В заключение обзора хотелось бы привести впервые опубликованную в рецензируемом сборнике оценку своей философии самим русским мыслителем: «...моя жизненная философия есть философия революционная, философия всесторонней и всеобъемлющей свободы. Свободная личность, творящая добро в рамках свободного общества, на базе свободного труда, — вот, по-моему, то, чего надлежит достигать человеку, достижение чего составляет смысл жизни, и, соответственно, я способен и согласен принимать и историческую жизнь человека и человечества лишь как посильное выявление и утверждение ими добра в атмосфере борьбы свободы с необходимостью, насилием, эгоизмом и произволом»1.

В. Н. Белов, Т. Ю. Панкова

1 Яковенко Б. В. Из предисловия ко второму выпуску «Истории Великой русской революции» (предоставлено А. М. Шитовым) (из неопубликованного) // Борис Валентинович Яковенко : сборник статей / под ред. А. А. Ермичева. М., 2012. С. 458.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.