Научная статья на тему 'Борис Титов: «Двигателем экономического роста должен стать малый и средний бизнес»'

Борис Титов: «Двигателем экономического роста должен стать малый и средний бизнес» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Необходимость в разного рода уполномоченных возникает в системах, которые сбоят. И в этом смысле само появление института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в 2012 году стало признанием властями того факта, что в «штатном режиме» система не может обеспечить соблюдение их прав. Российский бизнес-омбудсмен Борис Титов рассказал «Бизнес-журналу» о том, что волнует предпринимателей в России сейчас больше всего и чем он им может помочь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борис Титов: «Двигателем экономического роста должен стать малый и средний бизнес»»

БОРИС ТИТОВ:

«ДВИГАТЕЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ДОЛЖЕН СТАТЬ МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС»

Необходимость в разного рода уполномоченных возникает в системах, которые сбоят. И в этом смысле само появление института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в 2012 году стало признанием властями того факта, что в «штатном режиме» система не может обеспечить соблюдение их прав. Российский бизнес-омбудсмен Борис Титов рассказал «Бизнес-журналу» о том, что волнует предпринимателей в России сейчас больше всего и чем он им может помочь.

Из-за санкций российскому бизнесу фактически закрыта кредитная линия в странах Евросоюза и США. Поиск альтернативных источников финансирования требует времени. Поэтому наша принципиальная позиция такова: источником ликвидности для экономики должен стать Центробанк. При этом вливание денег не приведет к большой инфляции, если

их пускать не на потребление (путем увеличения дотаций населению и повышения зарплат госсектору), а на инвестиции в производство.

— Как, на ваш взгляд, изменился предпринимательский климат в России за те без малого три года, что вы занимаете пост бизнес-омбудсмена?

— Подвижки в плане удобства ведения бизнеса за это время наметились серьезные, и это подтверждается таким объективным показателем, как рейтинг Всемирного банка Doing Business, в котором позиции России серьезно улучшились в последние два года1. Есть позитивные изменения, касающиеся безопасности ведения бизнеса. Как это ни парадоксально, но наши опросы предпринимателей в последнее время показывают некоторое снижение уровня коррупции. Ненамного, но тенденция к уменьшению все-таки есть. А вот с выгодностью ведения бизнеса, как говорится, воз и ныне там. Высокие налоги, тарифы, кредитные ставки — все это делает издержки российских предпринимателей такими, что во многих отраслях бизнес ведется на грани рентабельности. Поэтому большинство наших инициатив сейчас направлено в том числе и на снижение издержек бизнеса.

— А теперь на это накладываются еще и геополитика и кризисные явления в российской экономике.

— Разумеется, санкции Запада в отношении нашей страны, политика Центробанка, обвал курса рубля и цен на нефть — все это не способствует спокойному ведению бизнеса. Деньги любят тишину. Увы, сейчас мы видим, что политические соображения во всем мире возобладали над экономическими.

1

Место РФ в общем рейтинге стран с точки зрения легкости ведения бизнеса: 2013 год — 112-е, 2014 — 92-е, 2015 — 62-е.

Родился 24 декабря 1960 года в Москве.

В 1983 году окончил экономический факультет МГИМО по специальности «экономист-международник».

В разное время возглавлял компании Solvalub, «Интерхимпром», «Азот», «Абрау-Дюрсо». Входил в бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей, работал в Общественной палате РФ, был председателем Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». С июня 2012 года — Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Ослабление рубля — в каком-то смысле даже позитивное событие для бизнеса. Да, импортеры столкнулись с трудностями, зато открылись широкие перспективы для развития импортозамещающих производств, особенно в продовольственной сфере. Однако повышение ключевой ставки Центробанком сделало эти перспективы туманными. Банки уже начали пересмотр ставок по кредитам, причем это касается в том числе уже выданных кредитов. И новые ставки доходят до заоблачных величин — 24, 30 и даже 36 процентов годовых. При такой цене денег ведение бизнеса становится слабо рентабельным, а конкурентоспособность продукции будет падать.

Мы считаем, что ставку ЦБ нужно безусловно понижать, желательно до исходного значения в 8,25%. Понятно, что делать это следует после того, как на каких-то уровнях стабилизируются цены на нефть и курс рубля. Делать постепенно и гласно, публикуя планируемый график понижения ставки. Но делать нужно обязательно. Собственно говоря, за это выступает уже почти весь экономический блок правительства (за исключением финансовых властей) и все, кто сколько-нибудь разбирается в экономике.

— Какие права предпринимателей в нашей стране больше всего нуждаются в защите? Что говорит статистика обращений к вам?

— За два года я получил в общей сложности почти десять тысяч обращений, то есть примерно по пять тысяч в год. Более 60% из них — от субъектов малого бизнеса, что вполне объяснимо: у небольших предприятий часто не хватает ресурсов, чтобы отстаивать свои права самостоятельно, в отличие от крупного бизнеса.

Сферы деятельности заявителей затрагивают буквально все отрасли экономики. Поэтому нам даже пришлось ввести институт общественных омбудсменов при бизнес-омбудсмене. Их у нас более тридцати, и каждый — специалист в какой-либо конкретной области: в пожарной безопасности, таможенном праве, экологии, транспорте, торговле и так далее.

Самая острая проблема на данный момент — проверки со стороны контрольных и надзорных организаций. Каждый третий заявитель обращается к нам именно по этому поводу Это очень запутанная сфера: здесь часто приходится сталкиваться с тем, что требования различных ведомств к бизнесу

взаимно исключают друг друга или сильно устарели, а исчерпывающего списка требований к предпринимателю попросту нет. Что хуже всего, система контрольно-надзорных органов в России изначально нацелена не на профилактику нарушений, а на наказание предпринимателей. При этом размер штрафов никак не учитывает масштаба бизнеса, из-за чего малые предприятия при наложении штрафа часто оказываются на грани закрытия. Кроме единого электронного реестра проверок, закон о котором уже принят2, мы подготовили целый пакет предложений в этой сфере. Помимо прочего, предлагаем дифференцировать штрафы для разных по объему бизнеса компаний и ввести мораторий на проверки новых компаний, за исключением предприятий, где риски для окружающей среды и жизни людей особенно велики. Много обращений также по земельным вопросам, налогам, строительству, ЖКХ, экологии. Около 10% из них имеют причиной необоснованное уголовное преследование. Эта доля не так велика, как можно было бы подумать, однако каждое из них для нас — реальный вызов; с такими обращениями сложнее всего работать. Поэтому здесь мы особенно стараемся искать системные решения.

— А можете ли вы влиять на ситуацию системно?

— В этом смысле наш главный инструмент — ежегодный доклад президенту. Первый доклад я представил Владимиру Путину в мае прошлого года. По его результатам подписано более 40 поручений председателю правительства и его заместителям. Кроме того, в Государственной Думе создана межфракционная депутатская группа по защите прав предпринимателей, благодаря которой мы можем облекать наши инициативы в конкретные законопроекты.

— Декабрьское послание президента Федеральному Собранию изобиловало приятными новостями для предпринимательского сообщества: надзорные и налоговые каникулы, новая индустриализация... Большинство из них — это ведь ваши предложения. Насколько все это можно реализовать? Какие инициативы у вас еще на подходе?

— Действительно, в экономическую часть президентского послания (а она, как признают все, была основной) вошли многие разработанные нами предложения. Большая их часть была сформулирована и изложена в моем докладе президенту. Мы, безусловно, очень счастливы и горды тем, что наши усилия получили столь мощную политическую поддержку и будут реализованы. Оставаться на таком высоком уровне аналитической и экспертной работы непросто, но мы обязаны это делать.

2 В конце 2014 года закон № 294-ФЗ был дополнен статьей 133 «Единый реестр проверок», предусматривающей поэтапное введение в действие системы учета плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в едином реестре. С1 июля 2015 года начнет действовать учет федеральных проверок, с 1 июля 2016 года — регионального над-

зора, с 1 января 2017 года — муниципальных проверок. Оператором единого реестра проверок назначена Генеральная прокуратура РФ. Сведения о результатах контрольных мероприятий будут открыты и доступны онлайн.

Что до новых инициатив, то они, безусловно, есть. Скоро будет подготовлен новый ежегодный доклад. Но в сложившихся условиях мы приняли решение совместно с «Деловой Россией» создать антикризисный штаб, который в режиме нон-стоп мониторит ситуацию с бизнесом и готовит предложения для правительства в самых разных областях — от денежно-кредитной политики до регулирования торговых сетей.

— Власть декларирует, что малый и средний бизнес государству важен и нужен, но одновременно легко поступается его интересами. При этом традиционно демонстрирует трепетное отношение к бизнесу сверхкрупному. Почему? Что, на ваш взгляд, следует делать для развития МСБ?

— Это чисто управленческие моменты. Чиновникам гораздо проще в ручном режиме регулировать деятельность пары сотен (а в конечном счете — пары десятков) крупных сырьевых компаний, чем деятельность сотен тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Крупные компании часто имеют прямой доступ к федеральным министерствам, депутатам Госдумы, им легче продвигать свои лоббистские решения. Однако сейчас ситуация начинает меняться. Потенциальные угрозы стабильности госбюджета из-за слишком большой зависимости от экспорта сырья стали реальностью, и у государства нет иного выхода, кроме как создать своеобразную подушку безопасности для населения и бюджета в виде сектора малого и среднего предпринимательства. Он должен стать двигателем экономического роста. Вторым после ТЭК.

Хотя система регулирования малого и среднего бизнеса в России одна из лучших в мире, мы считаем, что пришло время для ее радикального упрощения. Нужно ввести единую форму — «малое предприятие» — для компаний с числом работников до 60 и с выручкой до 60 миллионов рублей в год. И установить для них единую ставку налогообложения в 6% от оборота. Тех же индивидуальных предпринимателей, которые не используют наемный труд, следует выделить в категорию самозанятых граждан и перевести на патентную систему налогообложения. Последнее предложение уже начало реализовываться3. Правда, пока по техническим причинам не удается завести в патенты страховые платежи, но эту проблему обещают решить в ближайшее время.

—А иностранному бизнесу в России помогаете? И как в нынешней ситуации привлекать в нашу экономику инвесторов?

— Помогаем. Для этого у нас даже есть специальный общественный омбудсмен по защите иностранных инвесторов в России (кстати, есть и общественный омбудсмен по защите прав российских инвесторов за рубежом). Это президент «Деловой России», член Общественной палаты Алексей Репик. Обращений не слишком много, но они есть.

ЗВ конце 2014 года Госдума приняла законопроект о внесении изменений в статью 346.20 и главу 26.5 Налогового кодекса РФ, предусматривающий механизм выдачи патентов для самозанятых граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. По истечении срока действия патент аннулируется автоматически — без дополнительных действий как со стороны гражданина, так и со стороны налоговых органов. Стоимость патента будут определять на региональном уровне.

Так, компании В&Со. АтепсапЕ^теег^ мы помогли уладить старые разногласия с Федеральной службой судебных приставов. Из-за бюрократических проволочек им почти восемь лет не могли перечислить внушительную сумму, которую они выиграли в арбитражном процессе и которая уже находилась на счетах ФССП. Теперь ситуация разрешилась.

Привлечение инвестиций в режиме санкций стало делом более сложным, но оно все равно реально. Бизнес в целом аполитичен, и если в России будут созданы по-настоящему выгодные и удобные условия для инвестиций, то и инвесторы найдутся, несмотря ни на какие санкции. Кроме того, как председатель российской части Российско-Китайского комитета мира, дружбы и сотрудничества я, помимо прочего, координирую работу Российско-китайского делового совета (его возглавляет известный бизнесмен Геннадий Тимченко). Его активная работа за последний год позволяет говорить о скором запуске многочисленных проектов китайских инвесторов в России и, наоборот, проектов российских инвесторов в Китае. Сейчас рост экономического сотрудничества между КНР и РФ стал одним из важных стратегических направлений развития российской внешнеторговой деятельности, и в русле этой тенденции мы также рассчитываем на приток инвестиций в нашу страну — уже с восточных рынков. Будет активизироваться сотрудничество с Индией, другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Так что, даже если мы и потеряем часть инвестиций из стран Запада, без инвестиций Россия все равно не останется.

— Куда обращаться тем предпринимателям, которые считают, что их права нарушили? Как решаете, когда вам как омбудсмену следует вмешаться?

— Можно обратиться как к региональным уполномоченным по защите прав предпринимателей (с прошлой осени они есть уже во всех регионах страны), так и непосредственно ко мне. Форма обращения имеется на моем сайте. После поступления обращение проходит два «фильтра»: бюрократический — на соответствие формальным признакам (действительно ли это обращение от предпринимателя, а ситуация находится в сфере компетенции бизнес-омбудсме-на); и юридический (прав ли предприниматель по существу). Много раз нашими полномочиями пытались воспользоваться бизнесмены, которые, мягко скажем, были не совсем правы в своих претензиях, пытались использовать бизнес-омбуд-смена, чтобы прикрыть свои неблаговидные дела. Поэтому юридическая экспертиза обращений — то, чему мы уделяем повышенное внимание. Если обращение проходит эти два фильтра, то человек может рассчитывать на поддержку.

— Одним из главных ваших достижений на посту омбудсме-на считается амнистия по «предпринимательским» статьям. Вы довольны ее результатами? Как она повлияла на предпринимательскую деятельность и инвестиционный климат?

— Амнистией удалось воспользоваться 2 466 предпринимателям. Это, безусловно, огромный успех. Но гораздо важнее ее символическое значение. Согласившись на специальную амнистию для предпринимателей, государство как бы признало определенные перегибы, которые правоохранительные органы допустили по отношению к бизнесу. Более того, обществу, силовикам, контрольным органам был послан недвусмысленный сигнал, что предприниматели — важная,

необходимая часть нашего общества, что они приносят пользу государству и гражданам, что нужно уходить от «презумпции виновности предпринимателя». Этот сигнал был многими услышан: начались реальные изменения к лучшему.

— По поводу полномочий российского бизнес-омбудсмена с самого начала было много дискуссий, нормативная база создавалась нелегко. Хватает ли вам полномочий?

— Как бы то ни было, эта нормативная база создана и успешно действует. Считаю, что в рамках полномочий, определенных законом, деятельность института уполномоченного вполне эффективна. Сейчас ведется разговор о расширении полномочий региональных бизнес-омбудсменов. Они, за исключением права на приостановление муниципальных ненормативных актов, должны стать аналогичными щв федеральным. НИ

Беседовал Андрей Москаленко

БИЗНЕС-ОМБУДСМЕН

Институт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей создан в соответствии с указом главы государства «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 года. Через год был принят ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ». С этого момента бизнес-омбудсмен вправе направлять главе государства предложения об отмене постановлений правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и президентским указам. Он назначается главой государства на пятилетний срок и подотчетен президенту. Одно и то же лицо не может занимать пост более двух сроков подряд.

Задачей уполномоченного является защита прав и интересов российских и иностранных предпринимателей на территории РФ и российских предпринимателей на территории иностранных государств. В частности, разрешение ситуаций, связанных с нарушением прав и законных интересов предпринимателей, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов власти и должностных лиц. Обратиться к бизнес-омбудсмену можно как в ходе личного приема, так и по электронной почте ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.