УДК 159.99
БОРИС САЙДИС: УЧЕНИК УИЛЬЯМА ДЖЕЙМСА © 2017 Д. В. Жарова1, А. И. Бодрикова2
1 канд. психол. наук, доц. каф. социальной и организационной психологии e-mail: [email protected] 2студент кафедры специальной педагогики и психологии bodrikova880@gmail. com
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет)
В русскоязычных источниках нет исследований, посвященных Борису Сайдису. В американских изданиях о нем пишут как о «русском революционере», выходце из России, ученике Уильяма Джеймса. Его исследования человеческой личности, глубин бессознательного, возможностей использования метода гипнотизации, исследование факторов и механизмов внушения были признаны выдающимися учеными-современниками. В статье частично восстановлена биография Бориса Сайдиса, раскрыты его научные интересы, представлены основные труды в период с 1898 по 1922 год.
Ключевые слова: история психологии, историко-психологическое исследование, Борис Сайдис, биография, научные труды.
В истории психологической науки практически не упоминается имя Бориса Сайдиса (в некоторых русскоязычных источниках фамилия пишется как Сидис), выходца из России, выдающегося ученого, пионера патопсихологии, ученика Уильяма Джеймса. Изучение биографии и научного наследия Бориса Сайдиса способствует осознанию ценности идей и открытий ученого, чье имя сегодня незаслуженно забыто.
Борис Сайдис - «русский революционер» [Dr. Sidis - a Russian Revolutionist], почетный член Американской психологической ассоциации, Американского психопатологического общества, Американского института уголовного права и криминологии, редактор журналов «Неврология и психопатология» и «Патопсихология» (рис. 1).
Рис. 1. Борис Сайдис (Boris Sidis)
Борис Сайдис родился 12 октября 1867 г. (по другим источникам 6 мая 1968 г.) [Boris Sidis. Biographical Sketches] в городе Бердичев Российской империи. Родители: Моисей и Мария Сайдис (в девичестве Мармор). Из неопубликованной рукописи его жены Сары известно, что родители Бориса дали ему блестящее домашнее образование: «его отец был интеллектуалом и либералом, который читал Спенсера, Дарвина и Хаксли. В восемь лет Борис знал несколько языков, хорошо разбирался в истории и планировал поступить в Московский университет» [Mandelbaum Sidis 1950]. Но дальнейшее обучение, по достижении 17 лет, он продолжил в Академии в Кишиневе. Из рукописи его жены и других источников известно, что через три недели после начала обучения, Бориса арестовали по политическим мотивам: причиной ареста стало обучение крестьян чтению [Mandelbaum Sidis 1950]. Несколько из его товарищей были отправлены в ссылку, а Бориса приговорили к двум годам заключения, большую часть из которых он провел в одиночной камере [Dictionary of American Biography 1943: 152— 153]. Ярлык политического заключенного не давал ему возможность продолжить обучение, и Борис убедил своего отца в необходимости покинуть Россию. В 1887 году Борис эмигрировали в Соединенные Штаты, и поселился в Нью-Йорке, «он приехал в эту страну как одинокий и нищий эмигрант» [Dictionary of American Biography 1943: 152-153].
Когда Б. Сайдис приехал в Нью-Йорк, он устроился на фабрику по производству шляп. Из воспоминаний его жены Сары: «Он был самым беспомощным человеком "ручного труда", которого я когда-либо знала, его пальцы "летели" над пишущей машинкой, но он совершенно ничего не умел делать руками» [Mandelbaum Sidis 1950]. Через несколько месяцев он переехал в Бостон, где стал зарабатывать частными уроками, обучая студентов, желающих поступить в Гарвард или в колледж. Так он и познакомился со своей будущей женой Сарой Мандельбаум, которая была его ученицей (1891 г.).
Именно Сара настояла на обучении Бориса в Гарварде, который с презрением относился «к академической волоките и признавал бессмысленным формальные ученые степени» [Mandelbaum Sidis 1950]. Еще в период обучения в Гарварде выдающегося русского студента заметил профессор Уильям Джеймс, который был восхищен успехами «молодого русского... и был уверен, что после окончания Гарварда о нем заговорят в научных кругах» [Bruce 1915: 88]. Из рукописей Сары: «Сначала Джеймс преподавал Борису психологию, а теперь они учат друг друга. Однажды Джеймс сказал мне: "Если меня называют гениальным, то каким титулом наградят вашего мужа?!" Они оба чувствовали восторг от общения друг с другом» [Mandelbaum Sidis 1950].
Начав обучение в Гарварде в 1892 г., Б. Сайдис в 1895 году получает степень магистра (A.M.), спустя два года в 1897 г. - докторскую степень по философии (Ph.D.), а в 1908 г. - степень доктора медицины Гарвардской медицинской школы (M.D. Harvard Medical School) [In Harvard Alumni Association's Quinquennial Catalogue 1910: 371] (рис. 2).
•William Ambrose Dudley Short,
1895
Boris Sidis, с. I.; A.M. 1805; Ph.D.
(Philos.) 1897; M.D. 1908 Macy Millmore Skinner, s.c.l.;
Рис. 2. Информация о Борисе Сайдисе из Каталога выпускников Гарвардского университета (1910)
В 1898 г. у семьи Сайдис родился первенец - сын Уильям, который был назван в честь Уильяма Джеймса, крестного отца мальчика, друга и наставника Бориса Сайдиса. Дочь Хелен родилась 12 февраля 1908 г. [Mandelbaum Sidis 1950]. Не менее значимым событием, чем рождение сына, для Бориса Сайдиса становится выход его первой книги «The psychology of suggestion. A research into the subconscious nature of man and society» (1898), где он систематизировал свои исследования по психологии внушения. Предисловие к первой работе Б. Сайдиса написал профессор Уильям Джеймс: «Я рад написать введение на книгу доктора Бориса Сайдиса, которая, уверен, получит признание от читателей со всего мира. Несмотря на то, что не во всех отношениях я согласен с выводами и позициями доктора Сайдиса, я, безусловно, рекомендую эту книгу всем, кто интересуется проблемой внушения, значение которой для психологической науки возрастает с каждым днем. Уильям Джеймс, Гарвардский университет, 1 ноября 1897 года» [Sidis 1898: vi].
Во введении к книге Б. Сайдиса проф. Уильям Джеймс пишет: «Во многом экспериментальная часть работы, целиком планировавшаяся самим доктором Сайдисом, была проведена в Гарвардской психологической лаборатории, и я был более или менее в курсе дел, хотя его теоретические заключения, основанные на его более поздней работе в Патологическом институте больниц штата Нью-Йорк, тогда еще только формировались» [Sidis 1898: vii]. По словам Джеймса, в самом конце века появилось огромное количество нового эмпирического материала по проблеме личности, которая до этого обсуждалась почти исключительно логическими и метафизическими способами. Большую часть этого материала составляли клинические наблюдения, касающиеся навязчивых идей, истерических припадков, бреда душевнобольных, а также эксперименты с гипнозом и медиумическими явлениями. Благодаря этому на первый план выступили вопросы типа: Каковы пределы сознания человека? Является ли «Я»-сознание лишь частью целого сознания? Не существует ли много «Я (selves)», отделенных друг от друга? Что выступает медиумом для синтеза в группе ассоциированных идей? Как определенные системы идей могут быть выключены и забыты? Действительно ли личность - это продукт, а не принцип? С точки зрения У. Джеймса, среди работ, которые пытались популяризировать новые наблюдения и идеи и представить их в связанной форме, работа доктора Сайдиса выделяется своей оригинальностью и широтой охвата. Она разделена на три части: «Внушаемость»; «Я (The Self)»; «Общество» [Мещеряков 2015: 44-45].
THE PSYCHOLOGY OF SUGGESTION
Л RESEARCH INTO TIIE SUBCONSCIOUS NATURE OF MAN AND SOCIETY
V
SIDIS, M. -
WITH AN INTRODUCTION BY . WILLIAM JAMES, OF HARVARD UNIVERSITY
NEW YORK D. APPLETON AND COMPANY
189S
Рис. 3. Первая книга Б. Сайдиса «The psychology of suggestion. A research into the subconscious nature of man and society» (1898)
С 1896 по 1901 г. Б. Сайдис работал в качестве специалиста по психологии и психопатологии в Патологическом институте при Нью-йоркском госпитале.
В 1901 г. он был назначен директором психопатологической лаборатории при госпитале для женщин и детей. Исследования, проведенные за время работы в лаборатории, были систематизированы в виде отдельной книги «Psychopathological Researches, Studies in Mental Dissociation», вышедшей в 1902 г.
С 1904 по 1908 г. Б. Сайдис изучает медицину в Гарвардской медицинской школе, параллельно занимаясь частной психотерапевтической практикой и продолжая научные исследования [Bruce 1915: 89-93].
В 1906 г. при поддержке American Psychological Association и American Psychopathological Association выходит в свет первый номер «The Journal of Abnormal Psychology», одним из редакторов которого был Б. Сайдис.
В 1909 г. в Портсмуте (штат Нью-Гемпшир) был открыт Психотерапевтический институт Сайдиса, в котором он работал в течение 14 лет до своей смерти [Sidis Psychotherapeutic Institute 1909].
Сфера научных интересов Б. Сайдис была весьма разнообразной: от изучения психологических аспектов смеха до проблем социальной психологии (из социальной психологии его интересовали проблемы внушения, поведения личности в толпе, причины девиантного поведения личности и группы и т.д.) и патопсихологии. В период с 1898 по 1922 г. Б. Сайдис, кроме многочисленных статей в журналах, опубликовал следующие книги:
1. The psychology of suggestion; a research into the subconscious nature of man and society (1898).
2. Psychopathological researches; studies in mental dissociation, with text figures and ten plates (1902).
3. Multiple personality: an experimental investigation into the nature of human individuality (1905).
4. Studies in psychopathology (1907).
5. An experimental study of sleep : from the Physiological Laboratory of the Harvard Medical School and from Sidis' Laboratory (1908).
6. Psychopathological researches; studies in mental dissociation (1908).
7. Philistine and genius (1911).
8. The Psychology of Laughter (1913).
9. The foundations of normal and abnormal psychology (1914).
10. Symptomatology, psychognosis, and diagnosis of psychopathic diseases (1914).
11. The causation and treatment of psychopathic diseases (1916).
12. The source and aim of human progress (1919).
13. Nervous Ills: Their Cause and Cure (1922).
В одной из своих самых известных работ «Philistine and genius» Б. Сайдис пишет о страхе как средстве внушения, подчинения и покорности. Обучение при помощи страха «широко распахивает дверь всем видам нервных и психических заболеваний, ослабляя умственную и моральную конституцию человека. Человек становится неблагоразумным, капризным, ведомым импульсом самосохранения и фуриями инстинкта страха. Импульс самосохранения с его спутником инстинктом страха становятся преобладающими в характере, который испытывает недостаток в запасе стойкости-непреклонности, искренности, непредубеждённости и независимости. У такого человека отсутствует нравственное и моральное равновесие, он боится общественного мнения, прежде всего осуждения, язвительных замечаний и насмешек толпы. Непрерывное подчинение советам толпы ослабляет и снижает рассудительность
и моральную устойчивость, уменьшает силу ума до уровня животного, контролируемого самосохранением и страхом. С ослабленными и обеднёнными силами человек в случае проблемы или неудачи неспособен возвратиться к своим внутренним ресурсам, он становится добычей волнения, страха, тревоги и боязни. Воспитанные в страхе, подчинении, внушаемости, филистеры не имеют личности, индивидуальности, они всегда в поиске власти, лидера, которому они должны поклоняться, чьим командам они готовы и горды следовать. Филистер - хороший материал для толп, для психических эпидемий, для религиозных помешательств и для всех видов истеричных движений, в которых не рассудок, а эмоциональный автоматизм находится на переднем плане» [Sidis 1911: 24-32].
Будучи полностью поглощенный своей работой в Психотерапевтическом институте и исследованиями, Б. Сайдис не брал учеников, которые бы могли развивать его теории и идеи. В одном из источников указывается, что Доктор Сайдис не поддерживал теплых, дружеских отношений с коллегами, которые воспринимали его как человека «чрезмерно честного, прямолинейного и бескомпромиссного, который никогда не будет скрывать своего истинного отношения к тому, что ему кажется ошибочным. И нетрудно понять, почему при жизни Б. Сайдис не получил того признания, которого он в действительности заслуживал» [Boris Sidis. Biographical Sketches] и которое все-таки должно быть ему предоставлено.
Борис Сайдис скончался 24 октября 1923 г. в Портсмуте (штат Нью-Гемпшир) в возрасте 56 лет. Нет однозначного мнения относительно причин смерти. По некоторым источникам, он умер совершенно внезапно от кровоизлияния в мозг [Boris Sidis. Biographical Sketches], по другим - причиной смерти стал старый недуг, приобретенный им еще в период студенчества во время тюремного заключения в России [Dictionary of American Biography 1943: 152-153].
Можно с уверенностью сказать, что научный мир во многом обязан исследованиям Бориса Сайдиса за его открытия в области природы и возможностей человеческой личности. Б. Сайдис был одним из первых, кто проводил «действительно научные исследования глубин человеческого бессознательного, и полученные им результаты, бесспорно, имеют широкое практического применение. Открытый им закон резервной энергии, исследование факторов и механизмов внушения, возможностей использования метода гипнотизации как средства получения доступа к бессознательному, изучение роли и места страха в возникновении и развитии психопатических болезней - одного этого было бы достаточно, чтобы отдать должное тому вкладу, который внес Б. Сидис как в психологию, так и в психотерапию» [Boris Sidis. Biographical Sketches].
История психологической мысли знает много имен, но сегодня лишь немногие знают и помнят имена тех, кто стоял у истоков психологической науки. Среди таких фигур - «русский революционер», пионер психопатологии, один из наиболее известных психологов и психиатров США Борис Сайдис, чьи идеи были популярны на рубеже XIX-XX вв., а сейчас незаслуженно забыты. Настоящей статьей мы попытались восстановить биографию Б. Сайдиса и кратко описать направления его исследований, тем самым восполнить пробел в информации о нем в русскоязычных источниках, большинство из которых упоминает лишь его сына - Уильяма Джеймса Сайдиса -«эксцентричного гения и вундеркинда» [Мещеряков 2015: 44-45]. Нами был дан лишь краткий очерк некоторых идей Б. Сайдиса, которые способствовали прогрессу и развитию психологической науки во всем просвещенном мире.
Библиографический список
Жарова Д.В. Уильям Болдуин Друммонд: забытые имена в психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. Т. 7, № 4. С. 107-110.
Мещеряков Б. Г. Из истории первых экспериментальных доказательств существования второго Я // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». Dubna Psychological Journal. 2015. № 2. С. 4351.
Bruce H. A. The Riddle of Personality. New York: Moffat Yard, 1915. 318 p. Dictionary of American Biography. V. 17. Charles Scribner's Sons. New York, 1943.
658 p.
In Harvard Alumni Association's Quinquennial Catalogue, 1910. 371 р. Psychological Bulletin. The Review publishing company 41 North Queen St., Lancaster, PA., and Baltimore, MD. Vol. VII, 1910. 75 p.
Sidis B. Philistine and genius. New York: Moffat Yard, 1911. 121 p. Sidis B. Multiple personality: an experimental investigation into the nature of human individuality. New York: D. Appleton and Company, 1905. 500 p.
Sidis B. The psychology of suggestion; a research into the subconscious nature of man and society. New York: D. Appleton, 1898.
Sidis Psychotherapeutic Institute: Maplewood Farms, Portsmouth, N.H by Sidis, Boris. Published 1909 / Publisher Lynn, Mass.: Hancock Press. 28 p.
Dr. Sidis - a Russian Revolutionist [Сайт]. URL: http://www.sidis.net/americanmagazine2.htm (дата обращения: 13.05.2017).
Boris Sidis Biographical Sketches (Courtesy: H. S. L.Harry S. Linenthall) [Сайт]. URL: http://www.berdichev.org/boris_sidis.htm (дата обращения: 23.05.2017).
Mandelbaum Sidis Sarah. The Sidis Story. Unpublished manuscript, 1950 [Сайт]. URL: http://www.sidis.net/Story.htm (дата обращения: 31.05.2017).