Научная статья на тему 'Борис Несведов (1903-1963)'

Борис Несведов (1903-1963) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
377
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЖИВОПИСЕЦ / ГРАФИК / ДЕКОРАТОР / БОРИС НЕСВЕДОВ / МОЛДАВИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шишкан Константин

В статье рассказывается о известном молдавском живописце, графике, декораторе-сценографе, мастере фресковой росписи, костюма для театра, кино, танцевальных ансамблей, книжном иллюстраторе Борисе Несведове.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борис Несведов (1903-1963)»

Константин ШИШКАН

БОРИС НЕСВЕДОВ (1903-1963)

Несведов Борис Георгиевич - живописец, график, декоратор-сценограф, мастер фресковой росписи, костюма для театра, кино, танцевальных ансамблей, книжный иллюстратор. Родился 2 февраля 1903 г. в с. Митьки Золотоношского уезда Полтавской губернии в многодетной семье потомственного художника-иконописца и реставратора Георгия Евфимовича и Улианы Ивановны (урожденной Левченко). С малых лет проходил школу художественного мастерства у отца. В 1911 г. семья переехала на жительство в Бессарабию, где Борис окончил Художественную школу (1923) вместе с известными впоследствии художниками Ф. Кирияковым и М. Гамбурдом (студия А. Бальера). Окончив студию, Б. Несведов работает вместе с Ф. Кирияковым в Национальном театре художником-декоратором, куда они были приглашены главными художником А. Бальером. Там Б. Несведов оформил около двухсот спектаклей, среди которых «Овидий» В. Александ-ри, «Аким» В. Евтимиу, «Среди волков» А. Бота, «Разбойники» Ф. Шиллера, «На дне» М. Горького, ряд опер и оперетт.

В этот период художник активно работает также над созданием портретов («Автопортрет» и др., 1933), экспонирует на выставке-продаже (1933) целую серию марин. О них критик Р. в газете «Viata ВasaraЫei» писал: «В наиболее удачных полотнах с большим мастерством воплощена безграничная даль моря, впечатления дали усиливаются и от громады берегов, высящихся к небу. Десять вариаций на ту же тему свидетельствуют о напряженности искания и взыскательности художника к себе» (НАРМ. Фонд Бальера, д. 84).

В этих маринах чувствуется тяга к масштабу и глубине изображения загадочных водных просторов, характерных для И. Айвазовского, не раз выставлявшегося в Кишиневе и написавшего две картины, связанные с нашим краем («Днестр» и «Угощение солдат на Кишиневском вокзале в 1887 г.»).

Однако наибольшим успехом пользуются работы Б. Несведова в области декоративного искусства. Об этом свидетельствует выставка того же года, о которой писал критик Л.А. Берн в статье «Художественная жизнь Кишинева» в «Бессарабском слове» (1933, 15 апреля): «Борис Несведов молодой художник. Он обладает большой творческой фантазией, он колоритен, хорошо знает краски и умеет ими пользо-

ваться... Б. Несведов выставил много эскизов декораций. В них привлекают особенное внимание декорация к инсценировке стихотворения Бялика и эскизы к «Руслану и Людмиле».

Бессарабская пресса не раз высоко оценит труд Б. Несведова-де-коратора. По поводу выставки его работ в Благородном собрании критик Н. Садко отмечал: «Б. Несведов в длинной серии своих экспонатов показал гибкий подход зрелого мэтра к разного рода театральным задачам. Б. Несведов владеет стилем, а не стиль владеет им. Это большая заслуга» (Садко Н. Выставка в Благородном собрании // Наше время, 1933).

Другой критик, подписавшийся инициалами С.С.Д., оценивая выставку в Жокей-клубе, замечает: «Б. Несведов - молодой декоратор с большим будущим. Он многогранен, ярок, размашист, свободен в приемах, он в своей стихии и ничего не боится» (НАРМ. Фонд А.И. Баль-ера. Оп. 1, д. 1. С. 2). Работа художника была отмечена наградами (1926), он становится главным художником Национального театра. В 1938 г. его избирают председателем Общества изящных искусств Бессарабии. В эти годы он выполняет ряд фресковых росписей в разных городах Румынии (в основном, в частных домах), его работы экспонируются в Официальном салоне Бухареста.

В 1940 г. Б. Г. Несведова назначают главным художником Кишиневского русского драматического театра. Он оформляет ряд спектаклей, среди которых «Овод», «Ревизор», «Анна Каренина» и др. В 1941 г. художник вместе с семьей эвакуируется на Северный Кавказ. где создаст рукописную сказку для детей («Сказка о Ваньке Безмезин-ном», 1941). Он пишет ее для племянника Константина и впервые оформляет книжку (см.: Шиш-кан К. В мастерской чудодея. Борис Не-сведов - человек и художник. Кишинев, Штиинца, 1995. Приложение. С. 56-Встреча Петра I 62).

с Дмитрием Кантемиром в Яссах. В составе Пер-

Художник Б. Несведов. вого Белорусского

фронта Б.Г. Несведов - художник, певец, фронтовой разведчик - пройдет с боями от Великих Лук до стен рейхстага в Берлине, будет отмечен медалями, среди которых - «За боевые заслуги». На полях сражений он создает ряд набросков, рисунков, этюдов, эскизов (этюды «Варшава», «Дрезден», «Берлин - мост на Шпрее», «Александерплац», «Рейхстаг», эскиз «Взятие рейхстага» и др.), пишет ряд портретов ге-роев-солдат (большая их часть хранится в музее Вооруженных сил России). Работал художник также в области призывного плаката. Один из них - «Освободи Украину» - найден нами в фондах московского музея. Там же обнаружен «Проект оформления Трибуны объединенных наций в г. Берлине» (акварельный эскиз 6х84 см поступил в музей из Главного Политического Управления Красной Армии 13 июля 1945 г.). Б.Г. Несведов в числе двухсот фронтовых художников участвовал в конкурсе на создание проекта Трибуны Победы в Берлине и, выдержав его, был вызван к Сталину, в ставку Верховного командования, на утверждение. Однако умер Рузвельт, и парад не состоялся, он прошел в Москве. Об этой огромной работе художник сообщил в письме к сестрам Марии Георгиевне и Анне Георгиевне (предположительно 910 мая 1945 г.): «.. .Как вам известно, я был в Москве... ездил туда на утверждение проектов на оформление гор. Берлина. Проекты мои были утверждены. Трибуна получилась грандиозной и красивой, арки тоже получились хорошо, хотя сроки были настолько сжаты, что я не верил в исполнение ко времени. Работало несколько тысяч человек. За всем надо было уследить и все проверить. Такого масштаба работы я еще не знал. Расстояние четыре километра между Бранденбургскими воротами и Колонной победы было сплошь оформлено флагами, плакатами и трибуной, которая по величине не уступала Бранденбургским воротам. Работало более двухсот квалифицированных художников. Главные магистрали города, тянущиеся на десятки километров, были также оформлены арками и т. д.».

На Трибуне Победы фотографировались победители, перед ней про-ходиои воинские части.

В 1946 г. Б. Несведов возвращается в Кишинев, работает художни-ком-постановщиком, а затем главным художником Русского драматического театра, активно способствуя налаживанию театральной жизни Кишинева (1946-1949). Среди поставленных им спектаклей выделяются «Софья Ковалевская» братьев Тур, «Мачеха» О. де Бальзака, «Дама-невидимка» Л. Кольдерона, «Глубокие корни» Гоу и Юссо и др. Для эскизов Несведова характерна подчеркнутая декоративность колористических решений. Мысля всей сценой, а не ее эпицентром, динамикой меняющегося пространства, свободно оперируя объемами, он добивается живописно-ритмического строя оформления, в который

искусно вкрапляется цвет костюмов артистов, и создает в целом звучноколористический образ спектакля. Кроме работ в русском театре он оформляет спектакли в Кишиневском театре кукол («Дюймовочка» Г.Х. Андерсена, 1946; «Снежная королева» Е. Шварца, 1947), соз-дает эскизы костюмов для Молдавской филармонии (1947).

В 1950-1957 гг. Б. Несведов - главный художник павильона МССР на ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставке) в Москве, где достойно представляет нашу республику. Вернувшись, он продолжает трудиться в области театрального искусства (костюмы для оперы Д. Гершфельда «Грозован», 1959; костюмы для кинофильмов «Атаман Кодр», 1957; «Серебряная свадьба», 1957); пишет маслом много эскизов и этюдов; заметное место занимает в его творчестве историческая тема («Штефан Великий прощается с дочерью Еленой»; «Смерть Штефана Великого»; «Встреча Петра I с Дмитрием Кантемиром в Яссах»; «Пушкин навещает в кишиневской тюрьме гайдука Урсула»; «Казнь гайдука Тобултока в Кишиневе» и др.).

Однако вскоре все его внимание сосредоточивается на книжной иллюстрации. Им оформлено «Сказание об Андриеше» Ем. Букова (1947-1962); «Плывет мельница по Сирету» М. Садовяну (1955); «Сказки» И. Славича (1956); «Молдавские народные сказки» (1956); «Сказка о двух женах» М. Опри (1957); «Сказки» И. Крянгэ (1957); «Сказки» М. Эминеску (1952); сборники стихов К. Шишкана «День в лесу» (1958) и «Живая дверь» (1959); рассказы «Что мне сказал котенок» К. Конд-ри (1959); «Два утенка и петух» В. Рошки и др. «Для каждого автора,

- пишет художник Б. Брынзей, - Не-сведов находит особый, внутренне закономерный изобразительный прием: от свободной живописности акварельных листов до строгого, плоскостного силуэта или острого контурного рисунка» (Несведов Б. Каталог. С. 9).

Штефан Великий прощается с дочерью Еленой. Художник Б. Несведов.

Широко используя опыт декорационного театрально-

го искусства, Б. Несведов никогда не забывает о приемах, которыми пользовались древние оформители молдавских рукописных книг, об их умении добиться максимального декоративного эффекта. Он пристально всматривается в старинные рукописи. В чем секрет их глубокого эмоционального воздействия? И отмечает про себя, как часто контрастируют тут красные, синие, коричневые и белые тона, как золото фона придает цветовому строю приподнятый характер. И вот уже в его иллюстрациях, откровенно соперничая, играют эти чистые, свежие тона, сообщая листам высокую цветовую интенсивность. Подобно древним книжным мастерам, художник большое внимание уделяет детали, ибо она также работает на декоративный эффект. Тут и богато расшитая одежда, и экзотические кусты, и отдельные элементы архитектуры сказочных городов. Но строго учитывая в своем творчестве традиции лучших мастеров молдавского народного творчества, Б. Несве-дов не выступает в роли копииста, не списывает с натуры растения и одежды своих героев. Рисуя, он снабжает их выдумкой, богатой фантазией, неповторимым сказочным видением. В его творчестве органично сочетаются условности пластического языка с достоверностью изображаемой бытовой сцены. Если в цветных полосных иллюстрациях Несведов еще весь погружен в театр с его декорационными принципами постановки зрелища, то в графических листах, заставках, шмуцтитулах, виньетках и концовках он уже уверенно проявляет себя как подлинный книжный оформитель, продолжающий лучшие традиции мастеров древней самобытной молдавской рукописной книги и развивающий опыт русского художника И. Билибина, чье искусство высоко ценил. Художник хорошо знает народное искусство Бессарабии - керамику, костюм, ковроделие, лозоплетение. Плетенки геометрического орнамента у него естественно контактируют со вставками иллюстративного плана, виноградная лоза с гроздьями искусно сочетается с пляшущими фигурками крестьян (узорчато-орнаментальный по-Иллюстрация ясок). О высоком мастерстве в

к «Сказанию об Андриеше» изображении национального кос-

Ем. Букова. тюма можно судить по многим

Художник Б. Несведов графическим листам. Для иллю-

страций к «Сказанию об Андриеше» Ем. Букова характерны необычайно богатые на выдумку аксессуары, изобретательная архитектоника его композиционных построений заставок, снабженных плодами, гирляндами цветов, еловыми ветками с шишками, гроздьями винограда; концовок, представляющих собой четырехугольники с вписанными в них цветами, плодами груш, снежинками, затейливой вязью янтарного шрифта.

Один из основоположников молдавской книжной графики, традиции которого использовали, развивали и обогащали И. Богдеско, И. Кырму, И. Виеру, Б. Брынзей, Б. Несведов стремился, опираясь на глубокие национальные традиции молдавского искусства, создавать такие произведения, которые по артистичности исполнения не уступали бы его лучшим образцам. Только на этом пути виделись ему вершины западноевропейского и российского художественного опыта. К ним он упорно поднимался всю жизнь. И, думается, сумел подняться.

ЛИТЕРАТУРА

НАРМ. Фонд Б.Г Несведова. Р-31-29. Оп. 1. Д. 1.

Берн Л.А. Художественная жизнь Кишинева. Бессарабское слово. 1933, 15 апр.

Садко Н. Выставка в Благородном собрании. Наше время, 1933.

Лившиц М., Чезза Л. Изобразительное искусство Молдавии. Кишинев, 1958. Гришин Е. Разносторонний мастер. Славянская газета. 1993, № 3 . Stavila T. Arta plastica din Basarabia. Chisinau, 1990. P. 130.

Выставка произведений Б.Г. Несведова (60 лет со дня рождения и 40 лет творческой деятельности). Каталог (сост. К.Д. Роднин). Кишинев, 1963.

Брынзей Б.И. Несведов Б. Каталог. Сост. Г Кабачный, Г. Потоцкий. Кишинев, 1982.

Шишкан К.Б. В мастерской чудодес. Борис Несведов - человек и художник. Кишинев, Штиинца, 1995.

Иллюстрация к сказке М. Эминеску «Нора ветров». Художник Б. Несведов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.