владимир Аникин
живая история искусства в лицах и персоналиях
Замечательный пода-
рок получили специалисты-искусствоведы, все любители художественного творчества Молдовы и, конечно же, России. Увидел свет первый том био-библиографического словаря-справочника «Молдавско-русские взаимосвязи в искусстве в лицах и персоналиях (ХУШ
- I половина ХХ в.)». Впервые в отечественной истории на основе сохранившихся архивных документов и других редких источников нашли отражение достижения разноплановой художественной культуры Бессарабии ХУШ - 1-й половины ХХ ст. Проделана огромнейшая многолетняя работа. Не случайно авторы-составители этого издания - искусствовед, литературовед, культуролог и писатель Константин Шишкан и музыковед, музыкальный критик, журналист-культуролог, композитор и педагог Сергей Пожар сами поразились грандиозности своего замысла, способности да и, в немалой степени, возможности его реализовать. И вот - о, чудо! - книга увидела свет, а вместе с ней в нашей, чего греха таить, не всегда благодарной памяти воскресли из небытия, восстановлены и озвучены незаслуженно забытые и малоизвестные имена славных представителей художественной культуры, деятельность которых в большей или меньшей степени связана с нашим краем на ниве молдавско-русских взаимосвязей в искусстве.
Общей тональности рецензируемого словаря-справочника как нельзя лучше, на наш взгляд, соответствует использованное в качестве эпиграфа значительное и глубокое изречение классика молдавской и
румынской литературы Георге Асаки: «Для того, чтобы проследить за нашей историей, мы часто должны говорить о делах россиян, которые совершили коренную реформу в нашей политической жизни и национальных обычаях. Отношения или связь между нашей историей и историей этой нации обусловливают настоятельную необходимость знать их обеих».
Логическим продолжением яркой мысли классика является первый раздел биобиблиографического словаря-справочника «Деятели искусства России в Бессарабии (XVIII - 1-я половина ХХ в.)». Поразительно разнообразно и емко (с учетом преодоленных трудностей в поиске необходимой информации) его содержание. Раздел заключает в себе следующие направления (подразделы) художественного творчества: «Архитектура и градостроительство», «Изобразительное искусство», «Драматический театр», «Композиция и музыковедение», «Дирижирование», «Инструментальное искусство», «Хореография» и, наконец, «Цирковое искусство».
О ком же и о чем повествуют представленные материалы в указанных подразделах? Первый подраздел, «Архитектура и градостроительство», по праву открывается культурологическим эссе о выдающемся русском архитекторе, профессоре Петербургской академии художеств Аврааме Мельникове, создавшем проекты многих церквей и гражданских сооружений. В частности, по его проекту (по предложению тогдашнего новороссийского и бессарабского генерал-губернатора графа М.С. Воронцова) в Кишиневе воздвигнут Рождественский (Кафедральный) собор со звонницей (1830-1836), ставший затем главным культовым центром края и ныне остающийся одним из символов столицы Молдовы. Это образцовое культовое сооружение, построенное исключительно в традициях позднего русского классицизма, послужило эталоном для целого ряда церковных строений на бессарабской земле.
Внешний и духовный облик современного Кишинева трудно представить без бронзового бюста поэтическому гению А.С. Пушкину, установленного в городском саду (1885 г.) в память о пребывании его в главном городе Бессарабии. Памятник этот, созданный выдающимся русским скульптором, действительным членом Петербургской академии художеств Александром Опекушиным, и поныне остается предметом гордости и восхищения жителей и гостей столицы. Думается, читатели с интересом познакомятся с представленными в этом подразделе творческими биографиями известных русских мастеров и с интересом узнают об истории создания подлинных шедевров искусства.
Может быть, скромнее, чем ожидалось, представлены персоналии в подразделе «Изобразительное искусство». Зато какие имена! Все-
мирно известный живописец-маринист академик Иван Айвазовский, выдающийся художник-баталист Василий Верещагин, видный русский живописец, график, книжный иллюстратор Михаил Врубель, великий русский живописец академик Илья Репин. Их, как и других представленных в этом подразделе художников и скульпторов -
A. Бейдемана, С. Волнухина, М. Иванова, Л. Ларионова, объединяла тесная творческая связь с Бессарабией. К примеру, пребывание в крае в период Русско-турецкой войны в 1877-1878 гг. вдохновило Ивана Айвазовского на создание двух картин - «Днестр» и «Угощение солдат на кишиневском вокзале в 1877 г.». Картины эти экспонировались на выставке Художественного салона в Кишиневе и стали для местных художников своеобразным мастер-классом. Василий Верещагин приехал в Кишинев в 1877 г. во главе группы известных художников-баталистов. Его полотна, написанные во время боевых действий, пользовались огромным успехом среди бессарабских ценителей искусства. Местное «Общество любителей изящного искусства» постоянно выставляло полотна И. Репина, И. Левитана, В. Маковского,
B. Верещагина и местных художников. Ставшие впоследствии известными в крае художники Н. Гумалик, Е. Малешевская, Н. Иванова и И. Хесс занимались в классе академика И. Репина в Петербургской академии художеств. Они во многом усвоили реалистическую манеру живописи своего учителя. Не обошел своим вниманием И. Репин и уроженцев Бессарабии А. Щусева, П. Шиллинговского и И. Крои-тора. Ни одна выставка работ художников-передвижников в Кишиневе не обходилась без известных полотен И. Репина, И. Левитана, И. Шишкина, В. Васнецова, В. Поленова. Произведения И. Репина экспонировались и на выставках «Товарищества южнорусских художников».
Солидная галерея славных имен представлена в подразделах «Драматический театр» и «Композиция и музыковедение». В представленных материалах об актерах и актрисах, режиссерах и композиторах, пианистах и дирижерах, певцах, этнографах, фольклористах, педагогах, меценатах и антрепренерах прослеживается весьма насыщенная театральная и музыкальная жизнь нашего края в контексте взаимосвязи с мировой и русской культурой. Узнать об этом читателю словаря-справочника будет тем более интересно, поскольку ни в столице, ни в других крупных городах Бессарабии не существовало собственного стационарного театра. Между тем, в Кишиневе гастролировали известные театральные труппы Павла Гагарина, Виктора Петипа, Веры Комиссаржевской и других антрепренеров. Кишиневцы восторгались мастерской игрой таких видных российских актеров и актрис, как Борис Богданович, Константин Варламов (сын популярного компози-
тора Александра Варламова, чья родословная уходит корнями к бессарабским помещикам), Владимир Давыдов, Евлалия Кадмина, Вера Комиссаржевская, Александр Ленский (уроженец Кишинева), Корнелий Полтавцев.
На поприще музыкального искусства на подмостках Кишинева, Бендер, Дубоссар и других городов блистали композитор и пианист, дирижер и педагог Антон Аренский, скрипач европейского уровня, композитор и педагог Генрик Венявский, друживший с величайшим пианистом эпохи, выходцем из Бессарабии Антоном Рубинштейном, выдающийся композитор и пианист Александр Скрябин, певец и дра-магический актер Семен Гулак-Артемовский, композитор, автор первого российского гимна «Гром победы, раздавайся», знаток молдавского фольклора Осип Козловский, один из организаторов создания в Кишиневе отделения Российского музыкального общества, музыкальных классов и первого в крае музыкального училища, композитор, пианист и педагог Владимир Ребиков.
Уверен, с большим интересом и пользой для себя читатели познакомятся с фактами биографии и основными творческими достижениями мастеров искусства, изложенными в материалах подразделов «Дирижирование», «Инструментальное искусство», «Вокальное искусство», «Хореография» и «Цирковое искусство». Наряду с достаточно широко известными именами, такими, как певцы Александр Вертинский и Анастасия Вяльцева, Леонид Собинов и Надежда Пле-вицкая, Федор Шаляпин и Антонина Нежданова, артисты цирка Иван Заикин, проживший немало лет в Кишиневе, братья Дуровы, представлена целая плеяда лиц, о существовании которых мало кто знает сегодня. Это, в частности, побывавший в разное время в Кишиневе со своим хором «Славянская капелла» дирижер Дмитрий Агренев-Славянски; хоровой дирижер, композитор и основатель «Бессарабского музыкального общества» (1931 г.) Вячеслав Булычев; хоровой дирижер и педагог, один из организаторов хоровой капеллы «Дойна» (г. Тирасполь,1931 г.) Константин Пигров; пианист, дирижер и композитор, преподаватель консерватории в Кишиневе Иван Базилевский; «царь виолончелистов века» Карл Давыдов; скрипач и педагог Василий Салин; оперные певцы и певицы Мария Алешко, Иван Алчевский, Василий Анненков; певец и преподаватель кишиневской консерватории Василий Долев-Горчаков; оперный певец и знаменитый антрепренер Владимир Любимов; выдающийся камерный певец Александр Мозжухин; видный певец и педагог Николай Фигнер; артисты балета и талантливые хореографы Тамара Карсавина, участники первых в крае показов классической хореографии Георгий и Лидия Кякшт, Сергей Легат; видные балерины Евгения Лопухова и Мария
Петип; крупнейший балетмейстер и танцовщик Михаил Фокин; известный клоун-дрессировщик, один из родоначальников знаменитой артистической династии Дуровых Владимир Дуров и его брат Анатолий и многие другие основательно забытые и полузабытые мастера искусств, представители богатой русской художественной культуры
Х1Х и первой половины ХХ ст.
Ярким свидетельством живого взаимодействия и взаимовлияния молдавской и русской национальных культур являются тщательно подготовленные материалы об основных вехах биографии и творческих достижениях целого созвездия выходцев из Молдавии и уроженцев Бессарабии, внесших значительный вклад в развитие русского национального искусства. Вот их имена: выдающийся композитор, пианист и дирижер, прямой потомок господаря Штефана Великого Сергей Рахманинов и его двоюродный брат, видный пианист, дирижер и музыкальный редактор Александр Зилоти; выдающийся пианист-виртоуз, обладатель «поющих рук», композитор и педагог, организатор профессионального музыкального образования в России Антон Рубинштейн; видный артист драмы, оперный и опереточный певец, театральный режиссер и педагог Александр Ленский; уроженец Кишинева, музыковед-академик, педагог и музыкальный деятель Александр Оссовский; пианист, композитор и педагог, народный артист СССР Александр Гольденвейзер; выдающаяся оперная певица, профессор Московской консерватории народная артистка СССР Антонина Нежданова (чьи предки из Бессарабии); оперная и камерная певица, «солистка Его Величества» Аделаида Больска (урожденная Скомпска); известный оперный певец, исполнитель главных ролей Николай Горчаков (настоящая фамилия Попа); оперная певица Елена Катульская и другие наши земляки. Еще в конце XVIII в. в Молдавии начинал свою музыкальную карьеру ( в ставке светлейшего князя Григория Потемкина) Даниил Кашин, ставший впоследствии известным русским композитором, пианистом, дирижером, педагогом и собирателем фольклора.
Второй раздел словаря-справочника «Деятели искусств Бессарабии (XVIII - 1-я половина ХХ в.)» включает в себя те же жанровые подразделы, что и первый (кроме циркового искусства). Особо следует отметить, что в указанный период творческие контакты мастеров искусств России с бессарабцами не теряют своей интенсивности (гастроли оперных и драматических трупп, известных певцов и музыкантов, хоровых коллективов, мастеров цирка и др.). В данном разделе, так же как и в первом, с интересом читаются материалы, посвященные и выходцам из Бессарабии, вписавшим немало ярких страниц в историю русской и зарубежной художественной культуры.
Самобытный архитектор и градостроитель Алексей Щусев создал в России ряд шедевров архитектуры, искусно вплетая в свой творческий арсенал традиции молдавского зодчества. В свою очередь, благодаря его «верному глазу и хорошему вкусу», молдавские архитекторы начали применять метод ансамблевой застройки городов. Г авриил Барановский основал в Санкт-Петербурге журнал «Зодчий», стал автором многотомной «Архитектурной энциклопедии». Одним из самых искусных художников-реставраторов своего времени зарекомендовал себя живший в Москве и Париже Ион Кроитору. Известный художник и скульптор академик Фома Райлян редактировал и издавал журнал «Свободные искусства» и газету «Против течения» (Санкт-Петербург). Талантливый график, живописец академик Павел Шиллинговский преподавал в Петербургской академии художеств. Гордостью русской оперной сцены стали выпускники Петербургской и Московской консерваторий А.П. Антоновский, Л.Я. Липковская, Е.Е. Луч (Лучезарская), Г.Д. Афанасиу, Я.Л. Горский, оперная и опереточная певица Иза (Изабелла) Кремер, легендарная исполнительница русских и цыганских романсов Варя (Варвара) Панина. Своим педагогическим и исполнительским искусством прославили Бессарабию Г авриил Музическу, Евгений Кока, Константин Златов и многие другие наши талантливые земляки. А сколько новых, неизвестных имен откроют еще каждому из нас страницы словаря-справочника!
Годы учебы студентов из Бессарабии и Молдавии в лучших учебных художественных заведениях Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, многолетнее знакомство жителей края с достижениями русской художественной культуры трансфрмировались в конкретные результаты, позволившие приступить к непосредственному формированию в крае профессионального многожанрового искусства. Местные кадры, что называется, «ковались» в частных и официальных музыкальных и художественных школах (училищах), в мастерских и на персональных выставках, в ходе многочисленных концертов перед публикой. Во втором разделе словаря-справочника речь, кстати, идет только о ста девятнадцати (в первом разделе о ста трех) конкретных носителях материальной и духовной культуры, внесших неоценимый вклад в сокровищницу национального искусства края: архитекторах и градостроителях, художниках, актерах драмы и кино, композиторах и музыковедах, дирижерах и музыкантах, певцах и певицах, хореографах. Может быть, не каждая биография представлена достаточно полно, однако читатель должен понимать, что такое случается в основном из-за отсутствия необходимой информации. Тем не менее, надо согласиться, что даже десяток-другой строк о человеке-творце закрепляет его образ в памяти поколений. И это справедливо.
К чести авторов-составителей нужно сказать, что более глубокому и тонкому восприятию представленных в книге статей помогает умело подобранный иллюстративный материал. Большинство сообщений сопровождается фотографиями, повествования об архитекторах и градостроителях дополняются снимками их лучших строений, рассказы о художниках - иллюстрациями их лучших полотен, сведения о композиторах - списком лучших произведений, сообщения о певцах
- перечислением лучших сыгранных партий в спектаклях, режиссеры драмы представлены списком лучших постановок и т. д. Приводятся также персональные сочинения и список литературы о лицах и персоналиях.
Думается, что не только специалисты, но и рядовые читатели с интересом познакомятся с культурологическими статьями, помещенными в разделе «Приложения», а также с историко-культурологическим очерком идейного вдохновителя создания словаря-справочника и одного из его авторов Константина Шишкана «Плоды одного древа», предваряющим это издание. Характерно, что лица и персоналии, представленные в словаре-справочнике, адекватно отражают складывавшийся веками полиэтничный состав населения нашего края: здесь рассказывается о представителях многих народов - молдаванах и русских, украинцах и евреях, поляках и греках, немцах и французах, итальянцах и русинах.
Уверен, читателей не может не порадовать качество издания, его типографское и художественное оформление. Книга издана по инициативе и при поддержке Правительства Москвы, Международного Совета российских соотечественников, Посольства Российской Федерации в Республике Молдова, Конгресса русских общин Республики Молдова и Кишиневской общины россиян.
Итак, проделана огромная поисковая коллективная работа. Результат налицо. Свою лепту в этот труд внесли ученые Академии наук Молдовы, а также научные сотрудники других институтов и творческих организаций. Во введении к изданию, в частности, отмечается, что оно «не претендует на охват абсолютно всего художественного процесса (да это и невозможно), но представление о нем поможет составить достаточно полное». Как бы то ни было, появление в свет этого издания вызовет большой общественный, несомненно, положительный резонанс не только в нашей республике, но и в России. Работа над вторым томом издания, охватывающим вторую половину
ХХ - начало ХХ! в., продолжается.