Научная статья на тему 'БОРЬБА ЗА СОЦИАЛЬНУЮ МОБИЛЬНОСТЬ В СТРАНАХ ОЭСР'

БОРЬБА ЗА СОЦИАЛЬНУЮ МОБИЛЬНОСТЬ В СТРАНАХ ОЭСР Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Амберд
Ключевые слова
социальная мобильность / неравенство доходов / внутрипоколенная мобильность / «липкие полы» / межпоколенная мобильность / «липкиe потолки» / սոցիալական շարժունակություն / եկամուտների անհավասարություն / ներսերնդային շարժունակություն / «կպչուն հատակներ» / միջսերնդային շարժունակություն / «կպչուն առաստաղներ»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ани Хачатрян

Современные тенденции развития мировой экономики характеризуются углублением неравенства доходов, о чем свидетельствуют показатели распределения доходов и особенно богатства между различными группами населения. Одной из причин углубления неравенства доходов является низкий уровень социальной мобильности. Последнее предполагает, что социальный статус индивида на разных этапах жизни зависит от таких факторов, как доходы, образовательный уровень и профессия родителей . В статье рассмотривается социальная мобильность в странах ОЭСР как по глобальному индексу социальной мобильности, так и отдельным показателям. Следует отметить, что социаль ная мобильность ограничена наличием «липких по-лов » и «липких потолков». Опыт стран ОЭСР показывает, что социальный статус домохозяйств играет решающую роль в возможностях трудоустройства, выбора образования детей. Поэтому обеспечение этих возможностей для человеческого развития, предотвращающее дальнейшее углубление неравенства, приобретает первостепенное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ՊԱՅՔԱՐԸ ՍՈՑԻԱԼԱԿԱՆ ՇԱՐԺՈՒՆԱԿՈՒԹՅԱՆ ՀԱՄԱՐ ՏՀԶԿ ԵՐԿՐՆԵՐՈՒՄ

Համաշխարհային տնտեսության զարգացման ներկայիս միտումներին բնորոշ է խորացող անհավասարությունը, որի մասին են վկայում եկամուտների և, առավելապես, բնակչության տարբեր խմբերի միջև հարստության բաշխման ցուցանիշները։ Եկամուտների խորացող անհավասարության խնդրահարույց հետևանքներից է սոցիալական շարժունակության ցածր մակարդակը։ Վերջինս ենթադրում է, որ կյանքի տարբեր փուլերում անհատի սոցիալական կարգավիճակը կախված է ոչ այնքան իր վարքագծից և որոշումներից, որքան այնպիսի գործոններից, ինչպիսիք են ծնողների կրթական մակարդակը, մասնագիտությունը, եկամուտները: Հոդվածում դիտարկվել է սոցիալական շարժունակությունը ՏՀԶԿ երկրներում՝ ըստ ոլորտի ընդհանրական գնահատականի և առանձին ցուցանիշների։ Հարկ է նշել, որ սոցիալական շար ժունակությունը սահմանափակվում է «կպչուն հատակների» և «կպչուն առաստաղների» առկայությամբ։ ՏՀԶԿ երկրների փորձը ցույց է տալիս, որ տնային տնտեսությունների սոցիալական կարգավիճակը վճռորոշ դերակատարություն ունի երեխաների զբաղվածության, առողջական, կրթական հնարավորությունների համար։ Հետևապես՝ առաջնային կարևորություն է ստանում մարդկային զարգացմանն ուղղված այդ հնարավորությունների ապահովումը, որը կանխարգելիչ դեր կարող է ունենալ անհավասարության հետագա խորացման տեսանկյունից։

Текст научной работы на тему «БОРЬБА ЗА СОЦИАЛЬНУЮ МОБИЛЬНОСТЬ В СТРАНАХ ОЭСР»

ГЕОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХРОНИКА

Ани ХАЧАТРЯН

Кандидат экономических наук

В 2011 окончила Гюмрийский филиал АГЭУ и в 2013 году поступила в аспирантуру АГЭУ. 2017 год защитила кандидатскую диссертацию и получила учёную степень кандидата экономических наук.

2015-2016 гг. преподавала в Гюмрийском филиале АГЭУ. С 2016 года работает в исследовательском центре «Амберд». С 2006 года по настоящее время преподает на кафедре статистики АГЭУ.

©

ОИСЮ https://orcid.org/0000-0002-6883-455Х

БОРЬБА ЗА СОЦИАЛЬНУЮ МОБИЛЬНОСТЬ

В СТРАНАХ ОЭСР

DOI: 10.52174/2579-2989 2023.5-54

Ключевые слова: социальная мобильность, неравенство доходов, внутрипоколен-ная мобильность, «липкие полы», межпоколенная мобильность, «липкие потолки»

Современные тенденции развития мировой экономики характеризуются углублением неравенства доходов, о чем свидетельствуют показатели распределения доходов и особенно богатства между различными группами населения. Одной из причин углубления неравенства доходов является низкий уровень социальной мобильности. Последнее предполагает, что социальный статус индивида на разных этапах жизни зависит от таких факторов, как доходы, образовательный уровень и профессия родителей .

В статье рассмотривается социальная мобильность в странах ОЭСР как по глобальному индексу социальной мобильности, так и отдельным показателям. Следует отметить, что социальная мобильность ограничена наличием «липких полов» и «липких потолков». Опыт стран ОЭСР показывает, что социальный статус домохозяйств играет решающую роль в возможностях трудоустройства, выбора образования детей. Поэтому обеспечение этих возможностей для человеческого развития, предотвращающее дальнейшее углубление неравенства, приобретает первостепенное значение.

Вт

н

»течение последних нескольких десятилетии, ^наряду с повышением уровня жизни населения углубляется неравенство между различными группами населения. Бедные с каждым годом все больше отстают от богатых. По оценкам «Доклада о глобальном неравенстве», 10 процентов самых богатых жителей мира

Богатство

Дотод

I I I

2 22 7i3

B.5 39.5 52

0% !О% 20% 30% 40% 50% 60Ж 70% 80% 90% 100%

Доля o.'if общ его дохода или богатства, %

РИСУНОК 1

I Нижние 50% ■ Средний 40% Топ 10".,

Глобальное неравенство в доходах и богатстве, 2021 г.1

получают 52 процента мирового дохода, а 50 процентов самых бедных - всего 8,5 процента. Разрыв становится очевидным при сопоставлении международных данных о распределении богатства. 10 процентов самых богатых людей владеют 76 процентами мирового богатства, в то время как на долю беднейших 50 процентов при-

ходится лишь 2 процента мирового богатства2.

В своей работе Томас Пикетти показал зафиксированные темпы распределении доходов в период с 1930 по 1975 год, в настоящее время эти процессы ускорились. Согласно его наблюдениям, мир возвращается к "наследственному капитализ-

РИСУНОК2

Доля общего богатства, принадлежащая 10% самых богатых домохозяйств, 2018 г. или позднее3

Источник: World Inequality Report 2022, World Inequality Lab, page 10, https://wir2022.wid.woHd/www-site/uploads/2022/01/

Summary_WorldInequalityReport2022_English.pdf

Там же.

Источник: Understanding social mobility, OECD, https://www.oecd.org/stories/social-mobility/

LD

му", при котором унаследованное богатство доминирует в большей части экономики, увеличивая разрыв между бедностью и богатством. Так, в среднем по странам ОЭСР 10% самых богатых домохозяйств владеют более половиной всего богатства домохозяйств вместе взятых4.

Одним из проблемных последствий углубления неравенства доходов является низкий уровень социальной мобильности. Последнее предполагает, что социальный статус личности на разных этапах жизни зависит не столько от его поведения, сколько от таких факторов, как место рождения, уровень образования родителей, уровень дохода семьи и другие возможности5. Соответственно, выделяют несколько видов социальной мобильности: S Внутрипоколенная мобильность (Intra-generational mobility) - возможность изменения социально-экономического статуса в течение своей жизни, S Межпоколенная мобильность (Inter-generational mobility) - возможность перемещения вверх или вниз по социально-экономической лестнице в течение одного или нескольких поколений, S Абсолютная мобильность доходов - воз-

можность человека зарабатывать больше, чем его родители У Абсолютная образовательная мобильность - возможность личности получить более высокий уровень образования, чем его родители, У Относительная мобильность доходов -в какой степени доход человека определяется доходом его родителей, У Относительная образовательная мобильность - насколько образовательный уровень человека определяется уровнем образования его родителей6. В странах ОЭСР межпоколенческая мобильность по доходам равна 4,5, что указывает на то, что людям рожденным в семьях с низкими доходами, требуется почти пять поколений, чтобы приблизиться к среднему доходу в стране. В частности, для того, чтобы домохозяйство изменило свой социальный статус, в Дании потребуется 2 поколения, в Финляндии - 3,в Бразилии - 9, а в Колумбии - 11 поколений7.

С 1990-х годов в странах ОЭСР наблюдается общая тенденция к большей устойчивости дохода в нижней и верхней части распределения. Иными словами, сохраняются более низкие шансы переме-

t

РИСУНОК 3

Мобильность доходов между поколениями в странах ОЭСР8

Источник: https://globalcentre.hse.ru/news/222220589.html

Источник: Исследование показателей, опубликованных международными органи-за-циями, Индекс социальной мобильности, Фонд «Луйс» (арм.), стр.1, https://www.luys.am/img/artpic/small/2cac4d28ef73f63c453b04-Social_mobility_in-dex-final.pdf

Источник: The Global Social Mobility Report 2020, Equality, Opportunity and a New Economic Imperative, World Economic Forum, January 2020, page 9, https://www3.weforum.org/docs/Global_Social_Mobility_Report.pdf

Источник: A Broken Social Elevator? How to Promote Social Mobility, page 14, https://www.oecd.org/social/broken-eleva-

tor-how-to-promote-social-mobility-9789264301085-en.htm

Источник: https://www.oecd.org/els/soc/1-5%20generations.png

ститься вверх для тех, кто находится внизу (около 40%), и снижаются риски опуститься вниз для тех, кто наверху (около 30%). Более того, увеличение неравенства доходов не было компенсировано повышением мобильности9. Эксперты в этой области объясняют это явление «липкими полами» ("sticky floors") и «липкими потол-ками»('%1:1ск1у ceilings")10.

Социальная мобильность ограничена: в странах ОЭСР 4 из 10 детей богатых родителей остаются в верхнем квартиле и 6 из 10 бедных детей останутся бедными, когда вырастут". В европейских странах ОЭСР дети, выросшие в наименее социально-экономически благополучной среде, во взрослом возрасте зарабатывают на 20% меньше, чем те, у кого было более благоприятное детство. В таких обществах возможности человека, рожденного в бедной семье, подняться по «социальной лестнице» весьма ограничены. В этом смысле, детям, рожденным в бедных семьях, «липкие полы» мешают двигаться вперед. Между тем, в случае детей из более обеспеченных семей «липкие потолки» не позволяют изменить свой социальный статус. Эта логика применима не только к доходам, но и к образованию. Так, 6 из 10 детей из наиболее обеспеченных семей до начала начального образования получают домашнее обучение, тогда как такая возможность есть только у 3 из 10 детей, живущих в наиболее неблагополучных семьях.

Результаты исследований, проведенных в странах ОЭСР, показывают значительные разрывы в обучении между малообеспеченными и обеспеченными пятилетними детьми. Размер этого разрыва зависит от показателя: в среднем восемь месяцев для умственной гибкости и 20 месяцев для социально-эмоциональных навыков, причем последние имеют ключевое значение для того, чтобы дети могли

адаптироваться к школьной среде и добиться успеха в ней. Разрыв в уровне грамотности, который является одним из лучших показателей дальнейшего образования, очевиден уже через 12 месяцев. Его необходимо закрыть как можно скорее, чтобы дети из неблагополучных семей имели шанс добиться того же успеха, что и их сверстники из более обеспеченных семей12. Чем старше становятся дети, тем более непреодолимым становится неравенство -и тем сложнее становится преодолеть этот разрыв. Позже это видно и в школьные годы. Так, 15-летние школьники, родители которых принадлежат к наиболее обеспеченным 25 процент ам населения, учатся лучше, чем их сверстники, родители которых принадлежат к наиболее обездоленным 25 процентам населения.

Картина становится очевидной, при рассмотрении перспективы получения высшего образования, которое напрямую связано с финансовыми возможностями до-мохозяйств. В странах ОЭСР только половина 15-летних детей в наиболее неблагополучных домохозяйствах рассчитывают получить высшее образование, тогда как в наиболее обеспеченных домохозяйствах такую возможность имеют четверо из пяти. В этом смысле образовательный уровень родителей также оказывает решающее влияние на образовательный уровень детей. Так, дети, родители которых имеют высшее образование, имеют на 45 процентов больше шансов получить высшее образование, чем дети, родители которых имеют начальное образование13.

По той же логике профессия родителей имеет решающее значение для перспектив трудоустройства ребенка и качества работы. Так, половина детей, родители которых являются менеджерами, сами становятся менеджерами, но лишь менее четверти детей рабочих физического труда

Источник: https://globalcentre.hse.ru/news/222220589.html

Источник: A Broken Social Elevator? How to Promote Social Mobility, OECD, page 14, https://read.oecd-ilibrary.org/social-is-

sues-migration-health/broken-elevator-how-to-promote-social-mobility_9789264301085-en#page16

Источник: Understanding social mobility, OECD, https://www.oecd.org/stories/mobilite-sociale/

Источник: Equity in education, The foundation for a more resilient future, OECD, https://www.oecd.org/stories/education-equi-ty/

Там же.

LD

Япония ^■ 76 1 Эстония 73.5

Швеция ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 83.5

Чили ^■ 60.3 Франция 7^.7

Финля ндия ЯЗ. 6

США ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 70.4 Словения 76.4

Словацкая Республика —68.5

Португалия —72

Польша 69.1

Норвегия 83.6

Новая Зеландия 74.3

Нидерланды ^н 82.4 Люксембург 79 8

Литва ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 70.5 Латвия 69

Корея 71.4

Канада 76.1

Италия 67.4

Испания 70

Ирландия ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 75

Дания ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 85 2 Греция ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 59.8 Германия 78.8

Венгрия —65.8

Великобритания 74.4

Белвгия 80.1

Австрия 80.1

Австралия 75.1

0 10 20 30 40 50 60 70 80 00

РИСУНОК 4

Рейтинг Глобального индекса социальной мобильности 2020 года14

имеют возможность стать менеджерами.

Таким образом, социальный статус семьи во многом влияет на образование, доход, трудоустройство детей, а также на здоровье и другие возможности. Более того, в странах ОЭСР 25-летний мужчина с высшим образованием может рассчитывать прожить почти на 8 лет (4,6 года для женщин) дольше, чем его сверстник со средним образованием^.

В этом контексте важно учитывать Индекс социальной мобильности, рассчиты-

ваемый Всемирным экономическим форумом для 82 стран. Он состоит из 10 компонентов, которые сгруппированы в следующие 5 субиндексов: здравоохранение, образование, технологии, работа и институты. Среди стран ОЭСР по индексу социальной мобильности и, как следствие, уровню равенства возможностей, выделяются Скандинавские страны - Дания, Норвегия, Швеция.

Следует отметить, что большинство стран ОЭСР оказались в списке стран-

14 Источник: The Global Social Mobility report 2020, Equality, Opportunity and a New Economic Immperative, World Economic Forum, January 2020, page 7, https://www3.weforum.org/docs/Global_Social_Mobility_Report.pdf

15 Источник: A Broken Social Elevator? How to Promote Social Mobility, OECD, page 3, https://read.oecd-ilibrary.org/social-is-sues-migration-health/broken-elevator-how-to-promote-social-mobility_9789264301085-en#page5

ТАБЛИЦА 1

Лидеры по результатам Глобального индекса социальной мобильности"

Индексный балл \ Страна-лидер

ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 85.2 Дания

ЗДОРОВЬЕ

1. Здоровье 94.5 Кипр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗОВАНИЕ

2. Доступ к образованию 88.1 Нидерланды

3. Качество образования 87.4 Швеция

4. Обучение на протяжении всей жизни 81.1 Швейцария

ТЕХНОЛОГИИ

5. Доступ к технологиям 94.1 Дания

РАБОТА

6. Возможности трудоустройства 88.1 Исландия

7. Справедливое распределение заработной платы 88.4 Бельгия

8. Условия труда 83.6 Швеция

ИНСТИТУТЫ

9. Социальная защита 89.8 Дания

10. Инклюзивные институты 89.5 Новая Зеландия

А

М

01 m

"D &

Б

5

лидеров по отдельным компонентам. В частности, среди стран ОЭСР Нидерланды лидируют по доступу к образованию, Исландия - по возможностям трудоустройства и Новая Зеландия - по инклюзивным институтам.

Таким образом, в странах ОЭСР, как и во всем мире, неравенство между бедными и богатыми постоянно углубляется. Последнее подразумевает, что наиболее уязвимая группа населения лишается возможности социального продвижения. Это заметно с точки зрения предоставления образовательных возможностей детям еще с ран-

16 Там же.

него возраста. В этом смысле социальный статус, занятость и образовательный уровень родителей оказывают решающее влияние на образовательный уровень и доходы детей. В такой ситуации формируется низкая социальная мобильность, приводящая к передаче социального положения из поколения в поколение. Поэтому большое значение приобретает предоставление образовательных возможностей с самого раннего возраста, а также развитие человека в целом, что может иметь первостепенное значение с точки зрения предотвращения углубления неравенства.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Исследование показателей, опубликованных международными организациями, Индекс социальной мобильности, Фонд «Луйс» (арм.), https://www.luys.am/img/artpic/small/2cac4d28ef-73f63c453b04-Social_mobility_index-final.pdf 5.

2. A Broken Social Elevator? How to Promote Social Mobility, 6. https://www.oecd.org/social/broken-el-evator-how-to-promote-social-mobili-ty-9789264301085-en.htm

3. Equity in education, The foundation for a

more resilient future, OECD, 7.

https://www.oecd.org/stories/education-equity/ 8.

4. The Global Social Mobility Report 2020,

Equality, Opportunity and a New Economic Imperative, World Economic Forum, January 2020,

https://www3.weforum.org/docs/Global_Social_Mo-bility_Report.pdf

Understanding social mobility, OECD, https://www.oecd.org/stories/mobilite-sociale/ World Inequality Report 2022, World Inequality Lab,

https://wir2022.wid.world/www-site/up-

loads/2022/01/Summary_WorldInequalityRe-

port2022_English.pdf

https://globalcentre.hse.ru/news/222220589.html

https://www.oecd.org/els/soc/1-5%20generations. png

in

m Ubh toUQUSP3UL

«Udpbpq» hbyiwqnyiwLwb Ijhhyipnht1 w^wq hbyiwqnyinq, C^ISC

z UC^UP<US"bSbUUmil. ^pnbhMffb

^U3£UPC UnShULUMUL CUPd-n^UM^^UL <UU"UP S<2M bPMPLbPPM

<wdw2^iwphwj|ib sibsibunLpjwb qwpqwgdwb bbplwj|iu i^isinLiftibp|ib pbnpn2 t ^inpwgnq wbhwi^wuwpnLpjnLbp, np|i dwu|ib bb 4lwjnLd blwdnLisbbp|i U, wnw^b|wii|bu, pbwl^nLpjwb swppbp ^idpbp|i i^igU hwpurnnLpjwb pw2^idwb gnLgwb^bbpp: blwdnLisbbp|i ^inpwgnq wb-hwi^wuwpnLpjwb ^ibp.pwhwpnLjg hbmUwbfbbp|ig t ung|iw|wlwb 2wpdnL.bwln1.pjwb gw&p dw-lwpp.wlp: ^bpghbu bbpw^pmd t, np ljwbf|i swppbp i|inL|bpnLd wbhwrn|i ung|iw|wlwb lwp-qwi^|i6wlp lw^w& t n^ wjbfwb |ip i^wp£wq&|ig U npn2nLiftibp|ig, npfwb wjbn||iu|i qnp&nbbbp|ig, |ib£ii||iu|i£ bb 6bnqbbp|i Ippwlwb dwlwppwlp, dwubwq^mrnpjrnbp, blwdnLisbbpp:

<np4w&ni.d t ung|iw|wlwb 2wpdnLbwln1.pjnL.bp S<2H bplpbbprnd' puis n|nprn|i

pb^hwbpwlwb qbwhwrnwlwb|i U wnwb5|ib gnLgwb|i2bbp|i: <wpl t b2b|_, np ung|iw|wlwb 2wp-drnbwlrnpjrnbp uwhdwbwijiwl^nLd t «lu^nLb hwrnwlbbp|i» U «l^^rnb wnwusiwqbbp|i» wn-Iwjrnpjwdp: S<2H bplpbbp|i i|inp5p gnLjg t sw|]iu, np sibwj|ib mbmburnpjrnbbbp^ ung|iw|wlwb

i

o

Q.

X

dwp^lwj^b qwpqwgdwbb nLqj^w& wjp. hbwpw^nprnpjrnbbbp^ w^whn^rndp, npp lwb^iwpqb|]i£ p.bp Iwpnq t nbbbwL wbhw^wuwprnpjwb hbswqw ^inpwgdwb mbuwbljrnb^g:

<^№wpwnbp. ungtw[wL/wti ¿wpdmbw^mpjmb, bLwdm^bbpt wbhw^wuwpmpjmb,

bbpubpbtywjtb 2wpdmbwL^pj^b, «Lu/jmb hwyiwLbbp», dp£ubpbq.wjtb 2wpdmbwL^pj^b, «Lu/jmb Lunwuyiwqbbp»

Ani KHACHATRYAN

g Senior Researcher at «Amberd» Research Center, ASUE

w GEOECONOMICAL CHRONICLE

FIGHTING FOR SOCIAL MOBILITY IN OECD COUNTRIES

The current trends of the development of the world economy are characterized by deepening inequality and the indicators of income, especially wealth distribution among different groups of the population witness about it. Deepening income inequality causes low level of social mobility. The latter assumes that the social status of an individual at different stages of life depends mostly on such factors as parents' educational level, profession, income rather than his own behavior.

The paper has studied social mobility in OECD countries by social mobility integral index and different indicators. It should be noted that social mobility is limited by "sticky floors" and "sticky ceilings". The experience of OECD countries shows that the social status of households has a decisive role in children's employment, health and educational opportunities. Therefore, it is getting vital to provide those opportunities for human development and prevent the further deepening of inequality.

Key words: social mobility, income inequality, intragenerational mobility, "sticky floors",

intergenerational mobility, "sticky ceilings"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.