Научная статья на тему 'Борьба за родину как национально-эстетический идеал творчества Самеда Вургуна и Мехмет Акиф Эрсоя'

Борьба за родину как национально-эстетический идеал творчества Самеда Вургуна и Мехмет Акиф Эрсоя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
216
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭЗИЯ / ЛИРИКА / LYRICS / ПОЛИТИКА / ПОЛіТИКА / POLITICS / ИСТОРИЯ / ПОЕЗіЯ / ЛіРИКА / іСТОРіЯ / POETIY / HISTOIY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Керимова Л.Ф.

В статье исследуются патриотические стихотворения азербайджанского поэта Самеда Вургуна и грецкого поэта Мехмет Акифа Эрсоя. В творчестве этих поэтов были отражены политические события начала ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба за родину как национально-эстетический идеал творчества Самеда Вургуна и Мехмет Акиф Эрсоя»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 25 (64). № 2, ч. 2. 2012 г. С. 143-147.

УДК 811.512.162

БОРЬБА ЗА РОДИНУ КАК НАЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ТВОРЧЕСТВА САМЕДА ВУРГУНА И МЕХМЕТ АКИФ ЭРСОЯ

Керимова Л. Ф.

Азербайджанский государственный педагогический университет, Азербайджан

e-mail: azfolklor@yahoo.com

В статье исследуются патриотические стихотворения азербайджанского поэта Самеда Вургуна и турецкого поэта Мехмет Акифа Эрсоя. В творчестве этих поэтов были отражены политические события начала ХХ века.

Ключевые слова: поэзия, лирика, политика, история

Постановка проблемы. Выдающиеся мастера слова Самед Вургун и Мехмет Акиф Эрсой в своем творчестве большое место уделяли воспеванию патриотизма. Основой этому послужила любовь этих поэтов к родине. Эти мастера слова считали главной поэтической целью воспевание людей борющихся за целостность родины [1-8].

Самед Вургун считал любовь к родине, любовь к очагу основой, главным направлением своего творчества. Патриотизм С.Вургуна составлял единое целое с его желаниями. Этот патриотизм также носил общечеловеческий характер. Первые искорки патриотических мотивов С.Вургуна можно повстречать в его произведениях, написанных им в пору своей молодости.

В стихотворении «Будьте готовы», написанном в 1927-ом году, он описал своим поэтическим пером патриотические чувства.

В стихотворениях поэта «И я как солдат...», «На фронте», «Армия Родины», «На страже солнца», написанных в тридцатых годах ХХ века, любовь к родине, любовь к очагу, чувства ненависти к врагу, пропагандированы высоким поэтическим стилем. В стихотворении «На фронте» С. Вургун описывает ужасы войны. В стихе «Армия Родины», написанном в 1934-ом году поэт воспел мужественную армию отчизны, призывая народ к борьбе против врага. В стихотворении «Прославление», написанном в последующие годы, поэт описывает героизм сыновей азербайджанского народа. Своим стихотворением поэт поздравляет этих героев с обладанием «железной воли», высоко оценивает их дух победы и героизма:

Donüb qagmadiniz boranda, qarda Var olsun qahraman boyüdan ana! (Свернув, не убежали от бури и снега Да здравствует мать воспитавшая героя!)

В стихотворении «Тоска» написанное С.Вургуном в 1935-ом году привлекает внимание его привязанность к своему родному очагу и народу. Поэт в этом стихотворении если и говорит о своей личной судьбе, то в нескольких местах тоску по родине описывает как высокое чувство:

Salam, boyüdüyüm o ana yurda Man safar üstünda qonagam burda

(Здравствуй, родина-мать Я всего лишь гость тут). С. Вургун в стихах «Свободное вдохновение», «Мир народов» и др. заботится о родной земле. В «Свободном вдохновении» поэт выдвинул несколько философских мыслей, дал высокую оценку таким великим азербайджанским поэтам, как Насими, Физули, Вагиф. В этом стихе поэта радуют лица детей, юношей и девушек, сверкающих счастьем. Самед Вургун отразил свою веру в будущее, и выразил свои гражданские чувства.

Вдохновителем Самеда Вургуна всегда являлся богатый духовный мир своего народа. Он был личностью, привязанной к своему народу. Понятия родина, отчизна, народ не были простыми словами для поэта. Поэт, повсеместно воспевающий Азербайджан, в своем творчестве уделял внимание также к историческому прошлому Азербайджана. Лирика С. Вургуна, которая полностью является патриотической эпопеей, прививает каждому чувство любви к родной земле. Поэт, словно летописец как книгу перелистывает историю своего народа, вспоминает те трагедии, которые пережила древняя азербайджанская земля, эта страна огней, он печалится тяжелыми днями народа, на участи которой были пережиты страшные бури. Самед Вургун в своих произведениях всегда воспевал бесстрашных сынов и девушек, вставших на защиту отчизны. В одном ряду с такими героями поэт желает видеть своих детей и свои произведения:

Deyirdm ki, istiqbala mdnddn yadigar, Nd £ohrdtim, m heykdlim, m adim olsun. Doyü^hrdd zafar galan mdrd qdhrdmanlar, Cdrgdsindd dsdrimld ovladim olsun. (Яхочу, чтобы в память обо мне Осталась не слава, не памятник, и не имя. Желаю чтобы мои произведения и сыновья стояли плечом к плечу с мужественными героями) В конце 30-х, начале 40-х годов в творчестве С.Вургуна начался новый этап -этап войны. Чувства защиты родины всегда были составной частью поэзии Самеда Вургуна. И поэтому как только началась II мировая война поэт однозначно определил свою творческую позицию:

Bilsin ana torpaq, e§itsin vdtdn, Müsdlldh dsgdrdm тэп dd bu günddn. (Пусть знает родина-мать, пусть слышит отчизна Я с этого дня вооруженный солдат) На протяжении всей войны С.Вургун оставаясь преданным своей данной клятве, написал прекрасные стихотворения воспевающие духовное и военное геройство народа. Самед Вургун в стихах «На страже родины», «Наставление матери», «Сестра милосердия», «Рассказы старого героя» и др. описывает отцов и матерей, провожающих своих детей на войну и в их лице обобщает героический поступок и характер народа. На протяжении всей своей жизни Самед Вургун высоко ценил героев народа, неустанно стоял на страже родины своим пером.

144

I мировая война, войны на Балканах, массовые убийства, имевшие место в Ар-зинджане, Ване и на других территориях, война в Чанаккале - все эти беды ХХ века сильно тревожили великого турецкого поэта Мехмет Акиф Эрсоя. Поэт в своих выступлениях неоднократно выразил свое резкое отношение этим событиям и раскритиковал эти события. Одним из самых известных стихотворений М.А.Эрсоя, написанных на эту тему, является «Шахидам Чанаккале». В этом поэтическом образце, где чувства патриотизма и национализма занимают ведущее место, поэт выступает в качестве пламенного оратора. Это стихотворение посвящено известной победе в Чанаккале, оставившей неизгладимый след в истории Турции. Благодаря любви к отчизне, силы воли, решимости турецкой нации, битва в Чанаккале завершился победой. Доблестная турецкая армия, несмотря на все трудности стойко выстояв перед сотнями кораблей, самолетов и тысячами солдат государств Антанты в проливе Ча-наккале и на полуострове Гелиболу завоевала победу в боях. Оттоманская армия, несмотря на слабое и недостаточное оснащение и малочисленность, смогла отразить вражеское наступление. В данном стихотворении Мехмет Акиф Эрсоя можно ясно проследить все боли и горечи битвы. Поэт, уподобляющий эту битву бою, не имевшему себе равного в мире, с начала стиха начинает описывать:

§u Bogaz harbi nedir?Var mi ki dünyada e§i? En kesif ordularin yükleniyor dördü be$i, -Tepeden yol bularak gegmek igin Marmaraya -Kag donanmayla sarilmi§ ufacik bir karaya. (Что такое битва в проливе? Есть ли ей равных? Когда четыре-пять самых сильных армий Найдя дорогу через годы перейти к Мраморному морю Сколько флотилий собралось у маленькой сущи?) В этом стихотворении поэт раскритиковал негативные интересы европейцев Турции, обвинил их в жестокости. Поэт, который уподобил эту кровавую битву судному дню, отмечает, что в этой битве смешалось все человечество, весь мир от севера до юга стал свидетелем этой войны.

Eski Dünya, Yeni Dünya, bütün akvam-i be^er, Kayniyor kum gibi, tufan gibi, mah^er mah^er. Yedi iklimi cihanin duruyor kar^ina da, Ostralyayla beraber bakiyorsun: Kanada! (Старый мир, Новый мир, все народы Кипят как песок, как буря, судный день Все семь климатов мира противостоят ему Австралия с Канадой наблюдают) Поэт показывает,что люди, принадлежащие к различным расам, вероисповеданиям, говорящие на разных языках, беспощадно убивают турецких солдат. Мехмет Акиф называет таких «дикарями». Поэт, который не может согласиться с этой подлостью, осуждает эту кровавую битву ХХ века. Одними из вопросов, которые тревожили Мехмет Акиф Эрсоя, были изменения, происходившие в мире под предлогом культурной интеграции.

145

Поэт готов беспощадно бороться против тех, кто хочет силой привести порочную изо дня в день западную культуру на восток. В своих стихах Мехмет Акиф Эр-сой реалистически описывает трагедии войны.

Поэт не боится изображения кровавых событий, имевших место во время войны, и выражает свой резкий протест-возражение этой войне. М.Эрсой особо отмечает жестокость врагов, описывает их беспощадность. Он с болью в сердце указывает, что многие герои стали жертвой этой кровавой бойни. Несмотря на то, что в распоряжении врага была сильная и хорошо оснащенная армия, бесстрашные турецкие солдаты, не дрогнули перед врагами. Мехмет Акиф Эрсой, особо отмечает гордость и бесстрашие турецких бойцов, прославляет их боевой дух. Поэт, заявляющий о том, что никакое чудо не может сравниться с их геройством, считает, что их мученическая смерть за родину является большой честью.

Как все миролюбивые люди, Мехмет Акиф Эрсой, выступающий против войны, в стихотворении «Шахидам Чанаккале» решительно осуждает войну. В то же время в этом стихотворении боевой дух находит свое художественное воплощение. Эрсой для воодушевления и вдохновения бесстрашных и мужественных сынов народа ведущих борьбу с иноземными завоевателями, написал такие стихи как «Молитва армии», «Песня войны». В этих стихах воспета традиционная любовь к родине. Мехмет Акиф в начале стихотворения, говоря о достоинстве и мужестве армии, заявляет о своем единственном желании, которое связано с неприкосновенностью Родины:

Yilmam ölümden, yaradan, askerim, Orduma «gazi» dedi peygamberim. Bir dileyim var, ölürüm, isterim: Yurduma tek du§man ayak basmasin. Amin desin, hep birden yigitler, «Allahu ekber!» gökden §ehitler Amin! Amin! Allahu ekber! (Мой солдат не страшиться смерти и ран, Пророком эта армия была названа «гази» До смерти у меня будет одно только желание Пусть не вступит нога врага на мою землю) И скажут герои одним голосом «Аминь» А шехиды с небес прокричат «Аллах велик!» Аминь! Аминь! Аллах велик!)

В стихотворении «Молитва армии», которое включает в себя привязанность, любовь поэта к родине, автор желает только того, чтобы армия осталась вдалеке от всяких бед. Другим стихотворением, отражающим патриотические чувства Мехмета Акифа Эрсоя, называется «Песнь войны». В этом стихотворении автор призывает турецких солдат к борьбе против врагов. В каждой строке этого стихотворения поэт призывает солдат быть стойкими и выносливыми. Поэт обращается к отважным турецким сынам, чтобы они преодолели все трудности. Он воспевает геройство турецкого солдата:

Durma git evladim, açiktir yolun... C///enke sivansin o bükülmez kolun. Süngünü tak ön safa geçmiç bulun.

146

Ugrun адгк olsun ugurlar ola. (Не задерживайся, иди, сын мой Пусть поднимется твоя несгибаемая рука Подними штык, встань в ряд Да сопутствует тебе удача)

Поэт, веривший в то, что рано или поздно победа в этой войне будет на стороне турецких солдат, описал смерть за родину как самое высокое духовное ценность.

Выводы и перспективы. Самед Вургун и Мехмет Акиф Эрсой как поэты-патриоты неустанно воспевали храбрых сынов отчизны. Если Самед Вургун написал стих «Армия родины», то Мехмет Акиф Эрсой, в свою очередь, стал автором стиха «Молитва армии». Даже если оба стиха и написаны в разные годы и в разных местах, их идейный лейтмотив составляет идентичность. Несмотря на то, что оба поэта жили и творили в странах с различным политическим социальным строем и при разной политической господствующей идеологии, борьба за родину, за ее независимость и целостность в их политическом творчестве достигла высокого уровня -уровня национально-эстетического идеала.

Литература

1. Абдуллаев Дж. Поэтика Самеда Вургуна : [на азерб. языке] / Дж. Абдуллаев. - Баку, 1976.

2. Абыев А. История турецкой литературы : [на азерб. языке] / А. Абыев. - Баку, 2005.

3. Банарлы Н. История турецкой литературы с иллюстрациями : в 2 т. : [на турецком языке] / Н. Банарлы. - Стамбул, 1971.

4. Кулиев Э. Литература тюркских народов : [на азерб. языке] / Э. Кулиев. - Баку, 2008.

5. Дуздаг Э. Мехмет Акиф Эрсой : [на турецком языке] / Э. Дуздаг. - Анкара, 1988.

6. Эрсой М. А. Сафахат : [на турецком языке] / М. А. Эрсой. - Стамбул, 2007.

7. Вагабзаде Б. Самед вургун : [на азерб. языке] / Б. Вагабзаде. - Баку, 1984.

8. Вургун С. Избранные произведения : [на азерб. языке] / С. Вургун. - Баку, 2005.

KepiMOBa Л. Ф. Боротьба за батъювщину як нащонально-естетичний вдеал творчост Самеда Вургуна i Мехмет Аюф Ерсоя / Л. Ф. Керiмова // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушвер-ситету iменi В. I. Вернадського. Серш «Фшологш. Сощальт комушкацп». - 2012. - Т. 25 (64), № 2, ч. 2. - С. 143-147.

У статп дослщжуються патрютичт вiршi азербайджанського поета Самеда Вургуна i турецького поета Мехмет Аюфа Ерсоя. У творчосп цих поепв були вщображет полггичт поди початку ХХ столггтя.

Kлючовi слова: поезiя, лiрика, полггика, iсторiя

Kerimova L. F. The fight for his country as a national aesthetic ideal of creative Samad Vurgun and Mehmet Akif Ersoy / L. F. Kerimova // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2012. - Vol. 25 (64), No 2, part 2. - P. 143-147.

The article investigates the patriotic poems of Azerbaijani poet Samed Vurgun and Turkish poet Mehmet Akif Ersoy. The political events of the early twentieth century was reflected in the works of these poets.

Keywords: poetry, lyrics, politics, history

Поступила в редакцию 15.09.2012 г.

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.