Арктический бассейн всегда представлял собой «лакомый кусочек» для северных государств. В последние годы борьба за обладание им приобрела небывалый размах. А наблюдаемое потепление климата, сопряженное с таянием арктических льдов, делает это обладание весьма привлекательным. В Арктике происходит не что иное, как настоящая гонка за пространствами и природными ресурсами стоимостью в сотни миллиардов долларов, подобная Золотой лихорадке.
В статье дается оценка использования ресурсов рыболовства и минеральных ресурсов морского дна Арктики. Также рассматривается значимость её морских транспортных коридоров.
Борьба за природные ресурсы Арктики
В. В. ВАСИЛЬЕВ, кандидат географических наук, А. В. ИСТОМИН, доктор экономических наук,
В. С. СЕЛИН, доктор экономических наук, Институт экономических проблем Кольского научного центра РАН, Апатиты, М. А. ЖУКОВ, кандидат биологических наук, Всесоюзный научно-координационный центр «Север» Минэкономразвития России, Москва
В настоящее время основные риски в неразграниченных акваториях арктического бассейна носят геоэкономический и геополитический характер. Борьба ведется за:
■ ресурсы рыболовства (для Норвегии продукция рыболовства -вторая по значимости статья экспорта, более 4,4 млрд дол.);
■ минеральные ресурсы морского дна (после 2010 г. объем добычи углеводородов норвежцев на собственном шельфе начнет неуклонно падать);
■ транспортные коридоры и их режим (национально-регулируемый или свободный);
© ЭКО 2007 г.
■ военный контроль над арктическими территориями и акваториями.
При этом борьба в первых трех сферах часто превращается в правовой контроль над пространствами, финансовый и технологический - в контроль за видами деятельности, а военный контроль (как и экологическая политика) становится дополнительным инструментом обеспечения экономических интересов.
Сфера российско-норвежских отношений
Борьба России за рыбные и минеральные ресурсы в акваториях арктического бассейна ведется в первую очередь с Норвегией. Осуществляется она в рамках выстраивания партнерских отношений, длящихся более 40 лет. Баренцево и Норвежское моря рассматриваются как общий ресурс, используемый на условиях равного раздела национальных квот (ст. 1 Соглашения 1976 г.).
Норвежцы постоянно ужесточают правила рыболовства и контроля, затрудняя россиянам возможности реализации предоставленных квот. Если российские рыбаки год за годом будут недобирать свою квоту или их будут уличать в браконьерском перелове (или обвинять в каких-либо других нарушениях), то у Норвегии появится формальное основание поставить вопрос о пересмотре пропорций. В этой связи состояние российского тралового флота, его производственный потенциал, правовая репутация, реальные производственные успехи - важный фактор сохранения российской доли в общей квоте.
Потенциал Парижского договора о Шпицбергене используется Россией далеко не в полной мере, а Норвегия торопится вытеснить Россию с архипелага и подвергнуть ревизии положения договора, в том числе создавая прецеденты его многолетнего несоблюдения.
Положения Парижского договора не предполагают обязательной увязки прав деятельности в акваториях Шпицбергена с наличием как земельной собственности (этого требуют норвежские законы), так и с деятельностью на этой собственности. В соответствии со ст. 2 договора для допус-
ка к рыболовству достаточно быть стороной данного договора. Однако ни в коем случае нельзя терять земельную собственность на Шпицбергене и полностью прекращать там деятельность. Если учесть, что из трех российских шахт действует только одна, близкая к закрытию, необходимо рассмотреть вопрос об иных, альтернативных видах деятельности, в том числе научного и научно-прикладного характера.
Стремление вытеснить Россию с архипелага настолько велико, что Норвегия ужесточает правила не только в отношении российских резидентов, но и в отношении собственных компаний. В 2001 г. не получила квоту на лов рыбы в акватории норвежская компания «Ки118р1ёБ». Между тем она является собственником земельных угодий на Шпицбергене с 1909 г. Кстати, ее права собственника ущемлялись неоднократно: ранее по решению правительства Норвегии часть принадлежащих компании земельных угодий была передана в состав Национального парка Южного Шпицбергена, на территории которого запрещена любая хозяйственная деятельность. Фирма пригрозила перерегистрироваться в США - в надежде, что с американской «пропиской» ее права будут более защищены.
Трудно сказать, что в действительности имело место в случае с «Ки118р1ёБ», - наказание компании за нарушение ею каких-то норвежских законов или же показательный процесс. Во всяком случае, на этом фоне убедительнее звучали заявления норвежской стороны о том, что на Шпицбергене ради сохранения окружающей среды не делают исключений даже для соотечественников.
Активность норвежской стороны находит полное понимание в США, видящих в российско-норвежских противоречиях собственный шанс. В норвежском г. Хаммерфест строится огромный комплекс «Сневит» («Белоснежка») по приему и сжижению природного газа, добываемого в Баренцевом море. Правительство Норвегии контролирует «Белоснежку», имея большинство голосов в энергетической компании «Статойл», и отчаянно стремится, используя ее успех, вывести страну на передовые позиции в освоении арктических запасов энергоносителей.
Ожидается, что в 2007 г. начнутся поставки сжиженного газа в порт Коув Пойнт в штате Мериленд. Импорт газа в США с Ближнего Востока и из Африки быстро растет, и стабильная Норвегия, третий в мире экспортер нефти после Саудовской Аравии и России, - важная альтернатива. Завод по сжижению газа строится с прицелом на газ российских акваторий, поскольку «Белоснежка» по сравнению с российским Штокмановским месторождением выглядит как «гном». Также США вмешались в территориальные споры между Норвегией и Россией, настаивая на трехстороннем их решении. Многие норвежцы считают такой подход недружественным, предполагающим итоговый компромисс США и России за счет Норвегии. Но в частных беседах норвежские чиновники приветствуют поддержку США в их переговорах с Россией.
Норвегия хочет разрешить спор таким образом, чтобы освоение месторождений в Арктике было упорядочено на основе ее опыта бурения и ее экологических стандартов. Это создаст дополнительные рычаги давления на Россию и сделает массированное участие норвежских компаний практически обязательным для любого российского проекта в Арктике. Американцам же важно обеспечить присутствие на российском арктическом шельфе собственного национального капитала.
Вместе с «Газпромом» Штокмановское месторождение планируют осваивать норвежские «Статойл» и «Норск Гидро», французская «Тоталь», а также американские «Шеврон» и «Коноко-Филлипс». Стоимость освоения оценивается в 15-20 млрд дол. Считается, что Штокмановское месторождение содержит вдвое больше газа, чем все ресурсы Канады, а результатом активного освоения Баренцева моря может стать пересмотр энергетической политики. Переориентация на широкое использование газа обеспечит России особо прочные позиции, что даст ей хорошую возможность стать эффективным противовесом ОПЕК.
Уже разведанные и ожидаемые к открытию запасы углеводородов делают российские арктические акватории объектом «большой политической игры», у которой есть два варианта развития событий:
□ зарубежные партнеры будут осваивать российскую Арктику совместно с Россией, на российских условиях и в полном соответствии с российскими интересами;
□ зарубежные партнеры оттеснят Россию от выгодного использования ее сырьевых, пространственных ресурсов и путей сообщения.
Вариант, на который будут ориентироваться наши партнеры-конкуренты, зависит от того, какие отношения Россия выстроит с Норвегией. Если у норвежцев получится «выкрутить руки» русским - получится и у всех остальных. Рассмотрению подвергаются три группы спорных вопросов:
Д рыболовство в Шпицбергенском квадрате и отношения вокруг Шпицбергена в целом;
Д разграничение морского дна;
Д формат судоходства по Северному морскому пути.
По всем вопросам мы обязаны отстоять свои интересы. Удастся - все остальные будут относиться к России с соответствующим уважением. Не удастся - стране предстоят упорнейшие политические баталии.
Сказанное относится и к американской стороне. Россия не ратифицировала «линию Бейкера-Шеварднадзе», но в текущий момент не имеет в этом вопросе хороших перспектив. Необходимо «зарезервировать ход» за собой в ожидании более удачного стечения обстоятельств. Вероятнее всего, проблему придется решать в международном суде, и в этом случае наличие благоприятных прецедентов разрешения конфликтных ситуаций очень важно.
Российско-норвежские противоречия как фон для наращивания активности НАТО
Нет сомнения в том, что Шпицберген - уникальное место, и необходимо заботиться о его экологическом состоянии. Вытесняя Россию с архипелага, каких-либо серьезных претензий на этот счет российским предприятиям норвежцы не предъявляли. С другой стороны, на Шпицбергене находятся объекты, существование которых никак не укладывается в заботу о сохранении окружающей среды, зато самым непосредственным образом нарушает положения
Парижского договора: «С оговоркой в отношении прав и обязанностей, могущих явиться для Норвегии результатом ее вступления в Лигу Наций, Норвегия обязуется не создавать и не допускать создания какой-либо морской базы в местностях, указанных в ст. 1, и не строить никаких укреплений в указанных местностях, которые никогда не должны быть использованы в военных целях» (ст. 9).
Например, в районе Ню-Олесунна расположен ракетный полигон со взлетно-посадочной полосой для тяжелых самолетов, центром космической связи, РЛС, помещениями для сборки и хранения ракет, мобильной платформой для запуска геодезических ракет различных типов. А в административном центре Шпицбергена - Лонгьире (Лонгийре) -установлена РЛС «Ескейт», официально для исследования атмосферных явлений аномального характера. Однако возможности станции гораздо шире, чем их хотят представить. Во всяком случае, она способна точно измерять траекторию полетов межконтинентальных баллистических ракет, запускаемых с ракетных подводных крейсеров стратегического назначения Северного флота в Арктике.
Указывая на этот факт, специалисты отмечают, что за превращением Шпицбергена в зону, закрытую даже для самих норвежцев, за разговорами о сохранении экологии и биоресурсов стоят далеко идущие планы - использовать острова для осуществления военного контроля в Арктике со стороны НАТО. Норвегия и ее союзники по НАТО стремятся во что бы то ни стало закрепить за собой права на спорные районы и максимально ограничить российское присутствие в Баренцевом море и в целом в Арктике, а архипелаг превратить в одно из ключевых звеньев в системе расширения влияния Норвегии и НАТО в Арктике.
Ряд государств Североатлантического альянса, в первую очередь США и Норвегия, продолжают наращивать научно-исследовательскую деятельность в Северной морской зоне и Арктике. Не секрет, что нефтегазовые месторождения Северного и Норвежского морей к 2010 г. будут в основном исчерпаны, поэтому наш северный сосед все чаще засмат-
ривается на Восток, претендуя на традиционно российские акватории, теперь, с подачи норвежцев, считающиеся «спорными участками».
Активное проникновение в Арктику Норвегии и других стран-членов НАТО проявляется и в постоянно растущей интенсивности военных учений альянса, и в их содержании. Так, ежегодными стали крупномасштабные учения ВМС НАТО в непосредственной близости от границы России. Сценарий их, как правило, один и тот же: две страны вступают в вооруженный конфликт за обладание нефтеносными участками на шельфе Баренцева моря. ВМС НАТО осуществляют миротворческие функции и прекращают военный конфликт.
Вызов НАТО - одно из самых серьезных вызовов для России. Трудно точно спрогнозировать возможный ход событий, но совершенно очевидно, что главная задача милитаризации Арктики - поддержать силой политическую торговлю с Россией. В этой связи главная задача России - не допустить выступления против себя единого фронта. Наша страна должна действовать с учетом существующих противоречий и всегда заботиться о наличии сильных союзников.
Противоречия между странами-членами блока НАТО
Кроме российско-норвежских и российско-натовских противоречий обостряются и иные региональные конфликты, складываются новые коалиции (например, Норвегия -Дания). Так, Канада, все более втягивающаяся в конфликт с США и Данией, может опереться на Россию и Исландию, которые, в свою очередь, находятся в конфликте с норвежцами - союзниками датчан - из-за вопросов рыболовства в северной Атлантике. Однако в Исландии располагается крупная американская база - важный работодатель и источник пополнения исландского бюджета, а Россия совместно с Норвегией заинтересована в ограничении активности исландских рыбаков в районе Шпицбергена.
Одновременно с российско-норвежским спором о принадлежности сопредельных арктических акваторий и ресурсов обострились аналогичные противоречия между Данией и Канадой из-за островка Ханс, затерянного между датской Гренландией и крупным канадским островом Эльсмер в 1000 км от Северного полюса. Остров представляет собой всего лишь трехкилометровую полосу обледенелых скал, но прилегающие воды изобилуют высокоценными морепродуктами, а на дне содержатся запасы нефти и газа. Впрочем, последнее утверждение остается спорным: по мнению одних экспертов, вокруг острова есть нефтяные и газовые месторождения, другие полагают, что запасы природных ресурсов там незначительны.
В 1973 г. Канада и Дания демаркировали границу своих арктических территорий, решив суверенитет Ханса и ряда других островов определить позднее. До середины 1980-х годов ни одна страна не предпринимала каких-либо решительных действий в отношении Ханса, да и о самом острове знали только юристы да географы. Периодически его посещали канадские и датские экспедиции, оставлявшие после себя государственные флаги. Но с началом третьего тысячелетия канадцам подобное положение дел надоело.
Очередная датская экспедиция обнаружила, что установленный на Хансе в 1988 г. флаг исчез, а флаг 1995 г. порван в клочки. Но вину за это возложили на ветер. В 2002 г. датский военно-морской флот осуществил ледокольную экспедицию на Ханс и установил флаги Дании и Гренландии. Этот шаг вызвал возмущение в Канаде и привлек к острову внимание общественности. В июле 2005 г. канадские военнослужащие установили на острове свой флаг, а через неделю остров посетил министр обороны Канады Б. Грэм.
Дания направила резкую дипломатическую ноту, подчеркнув, что данный шаг «был предпринят без предварительного уведомления датского правительства» и является недружественным, и выслала к острову патрульный арктический катер «Тулугак». Правительство Гренландии в середине октября 2005 г. подтвердило принадлежность острова Ханс Датскому Королевству и входящей в его состав Гренландии.
Ответом стал арктический поход канадских ВМС. 18 августа 2005 г. канадский фрегат «Фредериктон» был направлен в пролив Дэвиса, отделяющий северо-восточные территории страны от датской Гренландии. Ранее два корабля береговой охраны «Шовиниган» и «Глейс Бэй» пришвартовались в арктическом порту Черчилль, расположенном на берегу Гудзонова залива.
Официальной причиной появления кораблей были названы военные учения, защита биологических ресурсов и охрана государственных границ. «Шовиниган» и «Глейс Бэй» должны принять участие в маневрах с участием береговой охраны, инуитских рейнджеров (подразделения резервистов, выполняющих функции пограничной стражи) и Королевской канадской конной полиции (федеральная и национальная полиция страны). «Фредериктон» же будет бороться с браконьерами в проливе Дэвиса.
По мнению Копенгагена, остров Ханс был открыт викингами, расположен географически ближе к Гренландии и поэтому принадлежит Дании. Оттава ссылается на то, что Ханс некогда принадлежал Великобритании, а потом отошел к Канаде.
Надо заметить, что у датчан в этом споре есть одно немаловажное преимущество. Датский флот и армия располагают достаточным опытом действий в Арктике, а вот канадцы этим похвастаться не могут. Так, прошлогодние учения канадской армии в Арктике газета Toronto Star охарактеризовала как «позорные», поскольку войска не были должным образом экипированы и не смогли выполнить поставленные задачи. Конечно, вряд ли в обозримом будущем дело дойдет до боевых столкновений, но, по мнению военных экспертов, пока что шансы в гипотетическом военном конфликте за остров явно на стороне датчан.
Заявляя свои права на шельф, Канада утверждает, что позволит судам других стран беспрепятственно следовать в этих водах, однако требует, чтобы те обращались к ее властям с соответствующими запросами. Кроме того, канадцы утверждают, что бесконтрольное освоение морских ресурсов может привести к экологической катастрофе, и обеща-
ют следить за активностью в этом регионе. Между тем критики новой канадской политики утверждают, что страна, фактически захватывая новые территории, не собирается инвестировать их освоение.
К спору между Данией и Канадой подключилась и общественность этих стран. Особенно ее часть, обладающая достаточным чувством юмора. Уже появился «Фронт освобождения острова Ханс», борющийся с владычеством и Канады, и Дании. Есть и радио «Свободный Ханс». А два шведских диджея летом 2006 г. дозвонились до министров иностранных дел Дании и Канады, заявив главе датского МИДа, что в борьбу за остров Ханс вступает Швеция, а канадскому министру, представившись его датским коллегой, предложили, не мудрствуя лукаво, поделить остров пополам.
Надо заметить, что на фоне нарастающей конфронтации наблюдаются попытки поиска компромиссов. В июне 2005 г. Дания и Канада объявили о намерении совместно исследовать «ничьи» акватории Северного Ледовитого океана возле своих берегов. Доразведку гренландских и близлежащих нефтегазовых месторождений, в том числе вблизи соседних Фарерских островов, тоже автономных от Копенгагена, планируют осуществлять в 2006-2008 гг. фирмы Дании, США и Великобритании.
Островок Ханс в перспективе может приобрести стратегическое значение, если глобальное потепление продолжится: окрестные воды очистятся ото льдов, а Ханс станет важным транзитным пунктом на пути между Северной Америкой и Евразией. Нетрудно предположить, что в таком случае в дело непременно вмешается Вашингтон и положит конец всем территориальным спорам единственным надежным способом: остров Ханс и прилегающие к нему воды будут объявлены зоной жизненно важных интересов США.
У Канады, помимо спора с Данией, есть еще и претензии к Соединенным Штатам (носящие, правда, взаимный характер). В 1977 г. Канада объявила проливы между своими северными островами территориальными водами, с чем не согласились США. Остальные арктические державы пока не
спешат высказываться по поводу канадских военных маневров, зарезервировав свою позицию.
В середине 1980-х годов между Канадой и США даже случился дипломатический скандал, когда через один из таких проливов попытался пройти катер береговой охраны американцев. В результате в 1988 г. между Вашингтоном и Оттавой было заключено соглашение, согласно которому береговая охрана США может пользоваться этим северным маршрутом после уведомления канадских властей.
Но американские пограничники - это одно дело, а вот иностранные танкеры и сухогрузы - совсем другое. И в качестве аргумента Канада в 2005 г. году провела самые широкомасштабные за всю историю страны военные учения в Арктике. Кроме споров за так называемый Северозападный проход (морской путь из Европы в Азию вдоль северного побережья Канады), у Канады не урегулированы разногласия с США по поводу границы между американской Аляской и канадской провинцией Юкон. Учитывая тот факт, что в этом районе залегают нефтеносные пласты, спор вряд ли можно отнести к разряду легких.
Западные обозреватели считают, что в спорах об акваториях США проявляют меньше расторопности, чем Канада. Эта страна агрессивно старается обеспечить свой суверенитет над владениями, которым раньше не придавала значения. В 2003 г. Канадой начато патрулирование самых отдаленных арктических территорий силами 1500 эскимосов-резервистов. В 2007 г. канадские военные планируют запустить спутниковую систему «Радарсат-2», которая обеспечит наблюдение за Арктикой. Цель Канады состоит не только в усилении контроля над своей территорией, но и в обеспечении устойчивых позиций на будущих переговорах о Северозападном проходе.
Пентагон сосредоточил свое внимание в другой области. В течение последнего десятилетия XX в. ВМС США тратили по 25 млн дол. в год на полярные исследования и в августе 2001 г. опубликовали отчет, в котором говорится, что вооружение и корабли спроектированы без учета действий
в условиях Арктики, а системы навигации и поддержки непригодны для применения в северных условиях. Несмотря на это, после трагедии 11 сентября 2001 г. флот сильно сократил расходы на полярные исследования, а три крупнейших ледокола Америки постепенно приходят в негодность.
Одна из причин ограниченной активности США - неоднократная блокировка ратификации Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. группой сенаторов-республиканцев, утверждающих, что участие в ней подорвет суверенитет Америки. Многие сторонники ратификации конвенции, в том числе представители Пентагона и Американского нефтяного института, считают, что из-за этого США остаются на обочине процесса передела океана.
Потенциальная сфера возникновения российско-датских споров
В настоящее время датские специалисты выясняют при-родно-географическую связь Гренландии с Северным полюсом. Горный хребет имени Ломоносова проходит по дну Северного ледовитого океана от Азии до Гренландии через Северный полюс. Если будет подтверждено, что хребет -продолжение гренландского шельфа, тогда Дания с Гренландией будут вправе претендовать на обширную арктическую акваторию, вплоть до Северного полюса, где ей придется делить этот шельф с Россией.
При этом Дания утверждает, что подводный хребет Ломоносова является геологическим продолжением отнюдь не Сибири, а Гренландии, и уже заявила, что арктическая территория, начиная от берегов страны и заканчивая Северным полюсом, принадлежит ей.
Заявления датской стороны нарушают планы Канады, России и США, которые также рассчитывают на обладание гиперарктическими территориями. По экспертным прогнозам, Дания с Гренландией (и Фарерскими островами) станут обладателями наиболее крупных после России арктических ресурсов углеводородного сырья. Гигантская
Гренландия, будучи полуавтономной территорией небольшого королевства, может превратиться во второй Бахрейн. Планируемая датчанами экспедиция, оцениваемая в 25 млн дол., должна покрыть издержки за счет дивидендов от добычи газа и нефти.
Не вызывает удивления поддержка Копенгагеном норвежской позиции в спорах с Россией в Баренцевом море. Она нацелена на встречную взаимность со стороны Норвегии в датско-гренландских противоречиях с Канадой. Впрочем, аналогичные споры существуют между Исландией, Великобританией и Данией с ее автономиями, между Норвегией и Исландией, Фарерами и Великобританией (достаточно напомнить о «тресковых», «сельдевых» и других рыбных войнах между этими странами).
Однако на триумфальном пути Дании к богатству и процветанию есть и преграды. Одна из них - время. Дело в том, что в конце 1950-х годов права на Северный полюс предъявила Канада. Тогда международный суд постановил, что территория может отойти к ней, если в течение 100 лет никто аргументированно не докажет, что дно Северного Ледовитого океана принадлежит ему. Впрочем, до окончания столетнего срока у датчан есть достаточно времени для сбора геологических данных.
Потепление Арктики и генерируемые им новые реальности
Глобальное потепление грозит осложнением отношений между странами полярного региона. Охота на российские траулеры, устроенная норвежскими властями, - отзвук той борьбы, которая разгорается на арктических просторах. Эта борьба пока носит не слишком громкий характер, но перспективы освоения Арктики заставляют готовиться к решающей схватке уже сейчас. В Арктике происходит не что иное, как настоящая гонка за пространствами и природными ресурсами стоимостью в сотни миллиардов долларов, подобная Золотой лихорадке.
Если таяние продолжится, то масса плавучих льдов может уже в этом столетии полностью исчезать на летний период. Северный Ледовитый океан уже называют Средиземным морем будущего, учитывая его потенциальные возможности. Мир получит сезонное судоходное пространство, почти в пять раз превышающее Средиземное море. В таких условиях северная навигация способна приносить реальную прибыль.
Это достаточно радикальный прогноз. Однако, по данным канадских ученых, в 1969-2004 гг. объем льда на востоке Канадского арктического архипелага уменьшился на 15%. В некоторых местах на западе страны он снизился на треть. Если сейчас для морской перевозки грузов из Европы в Азию приходится огибать Африку, то в будущем можно будет идти прямо через арктический бассейн безо всяких ледоколов, что сократит путь приблизительно на 4 тыс. миль.
Но нужно заметить, что мореплавание без ледоколов -перспектива отдаленная. Ледоколы еще понадобятся. Интерес к ним в настоящее время настолько велик, что в январе 2005 г. финская судостроительная компания «Акер Фин-нярдс» создала дочернее предприятие, специализирующееся на их производстве.
С точки зрения России, наступает пора вплотную заняться строительством Арктического транспортного моста между Северной Америкой и Европой. Она уже принялась за обустройство своей оконечности этого моста в Мурманске, и Северный морской путь, протянувшийся более чем на 5,6 тыс. км, может сократить доставку грузов из Восточной Азии в Европу на 40%.
В 1990-е годы Северный морской путь был открыт для иностранных судов. В течение десяти лет США, Германия, Норвегия ведут изучение физико-географических особенностей этого маршрута. В дополнение к этому прорабатываются предложения об открытии воздушной трассы из Лондона в Токио над российским арктическим сектором. А это предполагает, в свою очередь, его навигационное оборудова-
ние. Для организации эксплуатации этих трасс идет подготовка к созданию международных консорциумов с преобладанием иностранного капитала, что делает проблематичным российский контроль в Арктике, в том числе и в районах, богатых нефтью, газом и газовым конденсатом.
Не дремлют заокеанские партнеры и в части развития морского пути вокруг американского континента. В 1997 г. на аукционе американский бизнесмен П. Бро купил за 7 дол. порт Черчилль на севере Канады, ожидая в будущем как минимум 100 млн дол. в год от оживленных арктических грузоперевозок.
Канадский Черчилль и российский Мурманск мало похожи друг на друга. Черчилль, имеющий железнодорожные пути на юг вплоть до Мексики, по существу и не город вовсе, а пустынный форпост на западном берегу Гудзонова залива с населением 1100 чел. Он выживает за счет 15 тыс. туристов в год, приезжающих в надежде сфотографировать белых медведей. В Мурманске - самом большом городе за Полярным кругом - проживают 325 тыс. чел. Благодаря Гольфстриму акватория Мурманска не замерзает, что превратило его в идеальную базу для российского арктического флота.
Похожи эти города тем, что они переживают тяжелые времена. Черчилль, и так небольшой, стал терять население с 1980 г., когда закрылась венная база. Мурманск утратил экономическое значение с распадом Советского Союза. Но еще больше роднят их географическое положение и общая надежда на то, что таяние арктических льдов позволит создать так называемый Арктический мост - морской путь, на котором эти города станут основными портами.
Помимо Арктического моста Черчилль - Мурманск существует еще один арктический морской путь - Северозападный проход. Он последним из трех основных путей освободится от льдов. Но некоторые канадские чиновники, предвидя, что произойдет через 20-30 лет, утверждают, что это - еще одно подтверждение целесообразности инвестиций в возрождение Черчилля.
О неизбежности начала энергетической лихорадки за Полярным кругом свидетельствует недавняя провальная попытка заблокировать в американском Сенате решение о разработке нефтегазовых месторождений в Национальном заповеднике на Аляске. За счет продажи прав на разработку месторождений на Аляске бюджет надеется выручить около 2,5 млрд дол. При нынешнем дефиците бюджета и росте военных расходов для США это далеко не лишние деньги.
Почти все крупные транснациональные энергетические компании последние годы изучают возможности получить от Норвегии и России разрешения на разработку нефтяных месторождений в Баренцевом море. Нефтяные компании неоднократно заказывали Норвежскому институту полярных исследований технико-экономические обоснования возможности бурения к северу от Шпицбергена.
Потепление Арктики открывает дополнительные возможности не только в части доступа к минеральным ресурсам. Исследования североамериканских ихтиологов показывают, что через несколько десятилетий станут доступны обширные районы рыбного промысла, которых ранее человечество почти не касалось. Колонизация горбушей рек, где этой рыбы раньше не было, - лишь одна из многих перемен в поведении рыбы и крабов, которые можно связать с отступлением льдов и потеплением воды в Чукотском и Беринговом морях. Эти изменения важны потому, что Берингово море богато минтаем, лососем, палтусом и крабом, на которых приходится около 50% вылова морепродуктов США и 30% - России.
Вместе с тем могут возникнуть проблемы из-за того, что запасы будут перемещаться из вод одной страны в воды другой. Например, у североамериканских гидробиологов складывается впечатление, что крабы-стригуны по мере отступления льдов перемещаются от Аляски к России. По мнению некоторых ученых, в конечном счете, ценные запасы рыбы могут полностью переместиться из американских вод. И тогда американцам не останется ничего другого, кроме надежды, что однажды они вернутся...