Научная статья на тему 'Борьба за "молчаливое большинство": тарикат хакканийа против салафийа'

Борьба за "молчаливое большинство": тарикат хакканийа против салафийа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
395
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУФИЗМ / НЕОСУФИЗМ / НАКШБАНДИЙА / ХАККАНИЙА / НЬЮ ЭЙДЖ / САЛАФИЗМ / ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ВАХХАБИЗМ / НЕОХАРИДЖИЗМ / SUFISM / NEO-SUFISM / NAQSHBANDIYYA / HAQQANIYYA / NEW AGE SALAFISM / ISLAMIC RADICALISM / RELIGIOUS EXTREMISM / WAHHABISM / NEO-KHARIJISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цибенко Вероника Витальевна

Неосуфийское братство хакканийа существует с 1973 г. и относится к накшбандийской ветви муджадидийа-халидийа. Тарикат крайне активен в США, Великобритании, Германии, а с недавнего времени и России, преимущественно в Башкирии. Учение шейха Назима отличается синкретизмом вплоть до заимствования элементов христианства, буддизма и течения Нью Эйдж, а также гибкой политикой по привлечению новообращенных мусульман. Шейхи хакканийа выступают как непримиримые противники салафитов. В данной статье рассматривается противостояние между неосуфиями тариката хакканийа и салафитами. Изучается исторический аспект, проводится анализ полемики, развернувшейся в публичном пространстве. Результаты исследования показали, как неосуфии и салафиты апеллируют к интересам «молчаливого большинства» мусульман. Обе стороны используют черно-белое деление и генерализации в поиске врагов. Шейхи тариката хакканийа обвиняют в радикализме большую часть мусульман в тех странах, где функционирует тарикат. Салафиты, в свою очередь, выбирают тарикат хакканийа в качестве ответчиков за весь суфизм в целом. Дискурс обеих сторон характеризуется выраженной политизированностью. Противостояние тариката хакканийа и салафитов в значительной степени сконструировано, поскольку шейхи тариката получают политические дивиденды от антисуфийской риторики салафитов и сами провоцируют ее, пользуясь преимуществами роли жертвы атак исламских радикалов и экстремистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUGGLE FOR THE ‘SILENT MAJORITY’: HAQQANIYYA TARIQA AGAINST SALAFIYYA

The neo-Sufi brotherhood Haqqaniyya exists since 1973 and traces its lineage from the Mudjadidiyya-Khalidiyya branches of the Naqshbandiyya tariqa. Haqqaniyya is highly active in the USA, Great Britain, Germany, and recently in Russia, especially in Bashkortostan. The doctrine of the tariqa is notable for the syncretism up to the absorbing of elements from Christianity, Buddism, and the New Age movement. Haqqani Shaykhs are well known for the uncompromising attitude to the Salafism. The present paper provides an overview of the controversy between the Haqqani neo-Sufis and the Salafis. In the course of the research the author examines the historical aspect and performs the analysis of the polemic taking place in the public space. Accusations and arguments of both sides are carefully compared, similarities and differences examined. The results of the research had shown that neo-Sufis and Salafis appeal to the Muslim “silent majority”, use the black and white division and generalizations, seeking enemies. The Haqqani Shaykhs accuse of radicalism the majority of Muslims, not Salafis only. Salafis in turn chose the tariqa to be responsible for the Sufism generally. The Salafis and neo-Sufis keep the single discourse type, remarkable for high politization. The controversy between the two parties is constructed to a great extent. Haqqani Shaykhs receive political dividends from the anti-Sufi rhetoric of Salafis and therefore provoke it by their own, taking advantages of being a victim of Islamic radicals and extremists.

Текст научной работы на тему «Борьба за "молчаливое большинство": тарикат хакканийа против салафийа»

РЕЛИГИЯ

jSJ'i ¿IT«. л». ¿v. ¿SJ^ ..г;». ^ -IV- ^¿fa jjTi. gfe ¿j«. .Vi. t\y, jtji. jSJ^ jV*. ¿Т«.

Цибенко

БОРЬБА ЗА «МОЛЧАЛИВОЕ БОЛЬШИНСТВО»: ТАРИКАТ ХАККАНИйА ПРОТИВ САЛАФИйА1

Аннотация

Неосуфийское братство хакканийа существует с 1973 г и относится к накшбандийской ветви муджадидийа-халидийа. Тарикат крайне активен в США, Великобритании, Германии, а с недавнего времени и в России, преимущественно - в Башкортостане. Учение шейха Назима отличается синкретизмом вплоть до заимствования элементов христианства, буддизма и течения Нью Эйдж, а также гибкой политикой по привлечению новообращенных мусульман. Шейхи хакканийа выступают как непримиримые противники салафитов.

В данной статье рассматривается противостояние между неосуфиями тариката хакканийа и салафитами. Изучается исторический аспект, проводится анализ полемики, развернувшейся в публичном пространстве. Результаты исследования показали, как неосуфии и салафиты апеллируют к интересам «молчаливого большинства» мусульман. Обе стороны используют черно-белое деление и генерализации в поиске врагов. Шейхи тариката хакканийа обвиняют в радикализме большую часть мусульман в тех странах, где функционирует тарикат. Салафиты, в свою очередь, выбирают тарикат хакканийа в качестве ответчиков за весь суфизм в целом.

Дискурс обеих сторон характеризуется выраженной политизированностью. Противостояние тариката хакканийа и салафитов в значительной степени сконструировано, поскольку шейхи тариката получают политические дивиденды от антисуфийской риторики салафитов и сами провоцируют ее, пользуясь преимуществами роли жертвы атак исламских радикалов и экстремистов.

Ключевые слова: суфизм, неосуфизм, накшбандийа, хакканийа, Нью Эйдж, салафизм, исламский радикализм, религиозный экстремизм, ваххабизм, неохариджизм

УДК 297

Veronika V. Tsibenko

THE STRUGGLE FOR THE 'SILENT MAJORITY': HAQQANIYYA TARIQA AGAINST SALAFIYYA

Abstract

The neo-Sufi brotherhood Haqqaniyya exists since 1973 and traces its lineage from the Mudjadidiyya-Khalidiyya branches of the Naqshbandiyya tariqa. Haqqaniyya is highly active in the USA, Great Britain, Germany, and recently in Russia, especially in Bashkortostan. The doctrine of the tariqa is notable for the syncretism up to the absorbing of elements from Christianity, Buddism, and the New Age movement. Haqqani Shaykhs are well known for the uncompromising attitude to the Salafism.

The present paper provides an overview of the controversy between the Haqqani neo-Sufis and the Salafis. In the course of the research the author examines the historical aspect and performs the analysis of the polemic taking place in the public space. Accusations and arguments of both sides are carefully compared, similarities and differences examined. The results

1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ в сфере научной деятельности № 30.1577.2014/К.

Цибенко Вероника Витальевна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), e-mail: tsibenkovv@sfedu.ru

Veronika V. Tsibenko, Cand. Sc. (History), Head Researcher of the Southern Federal University (Rostov-on-the Don), e-mail: tsibenkovv@sfedu.ru

© Цибенко В.В., 2016

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2016/1 (71)

of the research had shown that neo-Sufis and Salafis appeal to the Muslim "silent majority", use the black and white division and generalizations, seeking enemies. The Haqqani Shaykhs accuse of radicalism the majority of Muslims, not Salafis only. Salafis in turn chose the tariqa to be responsible for the Sufism generally.

The Salafis and neo-Sufis keep the single discourse type, remarkable for high politization. The controversy between the two parties is constructed to a great extent. Haqqani Shaykhs receive political dividends from the anti-Sufi rhetoric of Salafis and therefore provoke it by their own, taking advantages of being a victim of Islamic radicals and extremists.

Key words: Sufism, Neo-Sufism, Naqshbandiyya, Haqqaniyya, New Age, Salafism, Islamic Radicalism, Religious Extremism, Wahhabism, Neo-Kharijism

Суфийско-салафитское противостояние давно стало тривиальной темой исламоведческих исследований. Тем не менее, особого внимания заслуживает борьба, которая развернулась в публичном пространстве между неосуфийским братством (тарикат) хакканийа и его салафитски-ми противниками. Для салафитов крайне синкретичный и привлекающий повышенное внимание на мировой арене тарикат хакканийа стал олицетворением всех возможных отклонений от религии единобожия. Неосуфии хакканийа, в свою очередь, считают салафизм сосредоточением агрессивного радикализма и экстремизма.

Тарикат хакканийа относится к накшбан-дийской ветви муджадидийа-халидийа и назван в честь своего основателя - Мухаммеда Назима 'Адиль ал-Кубруси (тур. Кыбрыси) ал-Хаккани (1922-2014), более известного как Назим Киприотский (1922-2014) [1]. Тарикат существует с 1973 г., а в 2010 г. шейх Назим объявил об упразднении всех суфийских братств и создании единого пути раббанийа. После смерти Назима Киприотского в мае 2014 г. тарикат хакка-нийа (раббанийа) возглавил сын шейха Мехмет 'Адиль (р. 1957). Зять Назима и его наместник в США с 1990 г. Хишам Каббани отказался признать лидерство Мехмета 'Адиля и объявил о переименовании тариката в назимийа. Таким образом, тарикат разделился на две конкурирующие ветви, объединенные личностью Назима Киприотского и его учением.

Тарикат хакканийа известен на Ближнем Востоке, в Южной и Юго-Восточной Азии, крайне активен в США, Великобритании, Германии, а с недавнего времени и в России. На Западе Назим Киприотский начал проповедовать спустя год после образования в 1974 г. братства, сосредоточив свои усилия на утверждении собственного авторитета в эмигрантской среде мусульман и одновременно - на популяризации суфизма среди коренных жителей. Многие европейцы и американцы принимали ислам и приносили присягу (бай'ат) шейху во время многочисленных про-

поведей Назима Киприотского в Европе и США. Новообращенных привлекали крайне гибкая позиция Назима по религиозным вопросам и универсализм его учения, абсорбирующего элементы христианских течений и буддизма. Кроме того, шейхи тариката установили тесные связи с представителями Нью Эйдж, в т.ч., с группой Джона Беннета (1897-1974) - ученика всемирно известного философа-мистика Георгия Ивановича Гурджиева (ум. 1949) [2, p.117; 3, p. 110]. Это наложило отпечаток на тот набор идей, которые легли в основу проповедческой деятельности На-зима Киприотского и его последователей.

Естественным образом, синкретизм тариката вызвал шквал критики сторонников «чистого ислама». Во второй половине 90-х гг. эта критика выплеснулась в публичное пространство. Широкое распространение, в т.ч. благодаря информационной сети Интернет, получила 19-страничная брошюра анонимного автора под названием «Разоблаченный тарикат накшбандийа». Она была выпущена исследовательской организацией «Са-лафитский центр ал-Хидаайа» на Шри-Ланке, в ней заявлялось о необходимости «информировать общественность всеми возможными способами о девиантной природе группы» [4].

В ответ в 1997 г. Хишам Каббани опубликовал в США опровержение, также в форме брошюры и с зеркальным названием - «Разоблаченное 'салафитское' движение» [5]. В нем, на 140 страницах шейх Хишам разбирал аргументы противников и приводил собственные. Многочисленные примеры проявлений экстремизма салафитов и исходящих от них угроз стали постоянно публиковаться в книгах и журналах, выпускаемых хакканийа (например, «The Muslim Magazine» в США). Кроме того, тарикат выпустил «Энциклопедию исламской доктрины» в 4 томах [6], содержащую многочисленные разделы с опровержениями идей салафитов.

Хотя принято считать, что суфизм является объектом атак салафитов, в данном противоборстве тарикат хакканийа занимает активную

наступательную позицию. Наглядным примером этому служит выступление Хишама Кабба-ни, озаглавленное «Исламский экстремизм: жизненная угроза для национальной безопасности США», на открытом форуме Государственного Департамента США в 1999 г.1. В своей речи Хи-шам Каббани обвинил в радикализме всех мусульман США, не вступивших в тарикат хакка-нийа. Он заявил, что большинство мусульманских неправительственных организаций (НКО) Америки посылают деньги экстремистам. Выступая в качестве представителей американских мусульман, эти НКО поддерживают радикальные и террористические группы и диктаторские режимы (например, в Ираке, Палестине, Иране, на Кавказе). Экстремистская идеология главенствует в более чем 80% из 3 тыс. мечетей в США и распространяется среди молодежи, в первую очередь, студентов, через национальные организации, ассоциации и клубы. Шейх Хишам призвал Госдепартамент бороться с экстремизмом среди мусульман, опираясь на традиционный умеренный ислам, т.е. собственно на тари-кат хакканийа и подконтрольные ему исламские структуры.

В ответ 8 ведущих американских НКО выпустили совместный пресс-релиз, в котором заявили, что своим выступлением Каббани «поставил всю американскую мусульманскую общину под необоснованное подозрение..., заявляя официальным лицам, что большинство американских мусульман представляют угрозу для нашего общества» [7]. Вслед за этим в изданиях, выпускаемых тарикатом, последовали ответные обвинения против салафитов, поощряющих «толпы линчевателей», провоцирующих «истерию среди мусульман» и открывших новую «охоту на ведьм», в т.ч., приводились тексты писем в адрес шейхов со смертельными угрозами [8].

Результатом этой борьбы в публичном пространстве стал коллективный бойкот хакканийа со стороны ведущих мусульманских организаций США и одновременно закрепление за тари-катом в широких политических кругах образа основного представителя интересов умеренных мусульман, ведущего открытую и непримиримую борьбу с экстремизмом.

Благодаря выбранной роли главного противника радикального ислама Хишам Каббани стал вхож в высшие властные круги США и имел личные аудиенции у Билла Клинтона (2000), Джорджа Буша (2002-2003, 2005) и Ричарда Чейни (2006). Кроме того, шейх Хишам встречался с президентами ряда стран: Узбекистана (2000-2002), Афганистана (2004), Индонезии (2005-2006), Шри-Ланки (2008), а также с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом (2004), принцем Чарльзом Уэльским (2006, 2010) и ливийским лидером Муаммаром Каддафи (2007). Отдельно следует упомянуть визит шейха Хи-шама в Чечню в 1999 г. по приглашению Аслана Масхадова, где он провел три недели в Грозном в составе особой миссии по расследованию военных преступлений России. На всех этих встречах Хишам Каббани выступал с инициативами по продвижению традиционного и умеренного ислама, обсуждал вызовы исламскому миру после терактов 11 сентября 2001 г., давал консультации по вопросам национальной безопасности в связи с угрозами радикального исламизма, ваххабизма, и терроризма, а также религиозным экстремизмом в Центральной Азии и на Кавказе2.

Еще одной инициативой хакканийа по «де-радикализации» ислама стало создание в 2006 г. «Суфийского мусульманского совета» в Великобритании. Это начинание также было обусловлено внутриполитической конъюнктурой, являясь ответом на правительственные усилия по противодействию исламскому радикализму после терактов в Лондоне 2005 г. Когда глава Совета Ха-рас Рашид был приглашен в специальную комиссию по предотвращению экстремизма, он покинул ее, поскольку «понял, что возможно 75-80% людей там были ваххабитами» [9, с. 221]. Более того, по утверждению Хараса Рафика, единственные доступные для британских мусульман источники по исламу представляют собой «жесткую, инспирированную ваххабизмом литературу деобанди-салафитов, которая совершенно чужда тому, чему учил меня мой отец» [9, с. 220].

В 2015 г. похожая ситуация получила развитие и в Башкирии. 30 августа главному шейху хакканийа Мехмету 'Адилю не дали провести проповедь в соборной мечети г.Белорецк

1 Полный текст доступен на сайте одной из некоммерческих организаций тариката - Исламского верховного совета Америки: (http://islamicsupremecouncil.org/media-center/domestic-extremism/63-islamic-extremism-a-viable-threat-to-us-national-security.html)

2 Эта информация предоставлена Исламским верховным советом Америки на официальном сайте: http://www. islamicsupremecouncil.org/home/about-us/34-shaykh-muhammad-hisham-kabbani.html.м

протестующие против его приезда мусульмане. По словам шейха: «Это представители ваххабитов и салафитов. Я точно не знаю, откуда они, но они однозначно хотели привнести раздор, совершить зло» [10]. После этого события, 2 сентября, имам-мухтасиб Белорецка и Белорецкого района Исмагил Мухамедьянов обратился с заявлением на имя В.В. Путина, в котором обвинил в радикализации ислама и проваххабистской политике председателя Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Н.М. Нигматуллина.

Характерно, что во всех описанных случаях тарикат хакканийа противопоставляет себя главенствующим мусульманским структурам, обвиняя их в радикализме и поддержке экстремизма. Неоднократно заявляя о доминировании в публичном пространстве радикальных версий ислама, представители тариката всегда делают акцент на необходимости «дать голос "Молчаливому большинству", которое оттеснено очень громким Меньшинством» [9, с. 218]. При этом функцию рупора умеренных, традиционных мусульман представители хакканийа неизменно оставляют за собой.

Эти попытки отдельного тариката выступать от имени всего братства накшбандийа, всего суфизма и даже всего ислама вызывают протесты в мусульманской среде. Кроме того, они еще более провоцируют радикально настроенных мусульман и обостряют накал антисуфийской полемики сала-фитов. Основные содержательные моменты этой полемики сохранились неизменными с самого начала противостояния в публичном пространстве и могут быть разбиты на несколько основных групп, включающих обвинения в ереси, переоценке роли шейха, искажении текстов, политизации, вестер-низации, универсализме и мистицизме. Характерно, что почти на каждое такое обвинение представители такриката отвечают аналогично, стирая границу между неосуфизмом и салафизмом.

И салафиты, и неосуфии выводят противников за пределы мусульманской общины, именуя их еретиками, девиантной группой, врагами мусульман и ислама. Представители тариката хакканийа добавляют к списку термины «неохарид-житы», «ваххабиты», «экстремисты».

К этой же группе можно причислить стандартные для салафитов обвинения противников в многобожии, нововведениях, лицемерии и неверии. В данном случае они применяются к известным шейхам тариката, в первую очередь, к Назиму Киприотскому как к создателю новой и

ложной религии. Однако обвинения в неверии и внесении смуты в общину мусульман используются и членами тариката хакканийа, переводящими оборонительную тактику в наступательную.

Ключевым расхождением между салафитами и неосуфиями является отношение к личности и к роли шейха в исламе. Шквал обвинений обрушивается на тарикат хакканийа за установление посредников между Аллахом и человеком, а также признание существования тайного знания, доступного только избранным.

Следующим важным пунктом является обвинение в искажении или неправильной интерпретации текстов. Это касается Корана, хадисов, сочинений исламских авторов. Обе противоборствующие стороны указывают оппонентам на вырывание фраз из контекста, изменение смысла и подмену слов для подтверждения своей позиции. Кроме того, салафиты упрекают хакканийа в наделении сакральностью иных книг, кроме Корана. При этом обе стороны приводят в полемике одни и те же цитаты из Корана и исламских текстов (например, Ибн Таймийи), наполняя их противоположным значением.

Еще одним общим моментом являются взаимные обвинения в политической ангажированности и действиях в русле чужих интересов. Назима Киприотского называют лучшим другом и марионеткой сионистов [11], а его тарикат - проектом американских неоконсерваторов [12]. Поводом для этого становятся политизированные проамериканские и произраильские высказывания шейхов тариката о ситуации в Палестине, Ираке и Афганистане, запрещающие ведение вооруженного джихада на этих территориях. В свою очередь, шейхи хакканийа указывают на финансовую помощь и идеологическую обработку сала-фитов Саудовской Аравией и Катаром [13].

Одним из самых серьезных обвинений, выдвигаемых против тариката хакканийа, является стирание границ между религиями и признание мусульман и не мусульман равными перед Аллахом. В качестве доказательства приводятся такие высказывания Назима Киприотского как: «Всему человечеству, Я призываю вас искать сущность вашей религии, затем повиноваться ей, поскольку это станет вашим средством спасения» [14] и «Не говори "Я мусульманин", "Я христианин", "Я иудей", "Я буддист". Дело не в этом. Дело в том, как долго ты будешь со своим Господом каждый день? Скажи мне! Это важно. Не твой титул» [3, р. 455].

Умар Ибрахим Вадильо, принадлежащий к движению мурабитун, упрекает хакканийа в эзо-теризации суфизма и ставит тарикат в один ряд с такими защитниками и «всечеловеческого братства» и «универсальности религий» как Теософское общество, масоны, Нью Эйдж, розенкрейцеры, исмаилиты, друзы, бахаи, ахмадиты, Парламент мировых религий, Старшие братья человечества, ООН и ЮНЕСКО [3, р. 86]. Салафиты поддерживают Вадильо, называя Назима Киприотского миллениалистом, экуменистом, эзотерическим кафиром (неверующим), приверженцем спиритизма, оккультизма и сатанизма. Изменяя своей традиции ответных обвинений, хакканийа прибегают к оправдательной тактике и выдвигают аргумент особой мудрости шейхов тариката в ведении проповеди в неисламской среде.

Эта гибкая позиция хакканийа и тонкая стратегия прозелитизма частично объясняет ту тщательность, с которой члены тариката отслеживают обвинения на свой счет и вступают в полемику: «Не забывайте, многие люди выбрали Путь Истины и Тасаввуфа после того как были ваххабитами, шиитами, даже христианами, иудеями или атеистами. Этого бы не случилось, если бы суфии/сунниты полностью порвали с ними связи» [15]. Не случайно также, что в качестве одного из главных аргументов в доказательство своей правоты шейхи хакканийа называют число приведенных ими в ислам новообращенных [5, р.14] -европейцы и американцы массово принимают ислам на собраниях тариката или даже онлайн через официальный сайт братства. Исламовед О.А. Ярош называет такое поведение «охотой на мюридов»: «В этом случае адептами тарикатов становятся люди, которые или принимают ислам сугубо формально, или же являются фактически оторванными от жизни локальных мусульманских общин» [16, ^ 694].

Как показал проведенный анализ, и неосуфии, и салафиты апеллируют к интересам «молчаливого большинства» мусульман, а своих оппонентов, в соответствии с особенностями религиозного дискурса, вычеркивают из сообщества верующих. Обе стороны используют черно-белое деление и генерализации в поиске врагов и виновников случающихся несчастий. При этом шейхи тариката хакканийа записывают в стан экстремистов-салафитов и ряд суфийских групп, выступающих против них (мурабитун, деобан-ди и др.). Более того, они обвиняют в радикализме большую часть мусульман в тех странах, где

проповедуют шейхи тариката. Салафиты, в свою очередь, выбирают хакканийа в качестве ответчиков за весь суфизм в целом.

Салафиты и неосуфии используют однотипные обвинения сходного содержания, которые концентрируются вокруг нескольких тем. И те, и другие упрекают противников в профанации ислама и искажении его сути, хотя позиция шейхов хакканийа представляется более гибкой и инклюзивистской, однако в то же время и вторичной, заимствованной у салафитов по зеркальному принципу.

Дискурс обеих сторон характеризуется выраженной политизированностью. Стоит отметить, что противостояние тариката хакканийа и сала-фитов в значительной степени сконструировано, поскольку вызвано политическими заявлениями шейхов более чем реальным противоборством в идейной сфере. При этом дискурс хакканийа оборонительный только по форме, по содержанию же он может быть охарактеризован как наступательный. Шейхи тариката получают политические дивиденды от антисуфийской риторики салафитов и сами провоцируют ее, пользуясь преимуществами роли жертвы атак исламских радикалов и экстремистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Цибенко В.В. Накшбандийский тарикат хакканийа (раббанийа) и неоосманский проект шейха На-зима Киприотского // Исламоведение. - 2014. - № 4. -С. 94-104.

2. DamrelD.W. Aspects of the Naqshbandi-Haqqani order in North America // Sifism in the West. - London; New-York, 2006. - Pp. 115-126. (Дамрел Д.В. Аспекты ордена накшбандийа-хакканийа в Северной Америке // Суфизм на Западе. - Лондон; Нью-Йорк, 2006. -С. 115-126).

3. Vadillo U.H. The Esoteric Deviation in Islam. -Cape Town: Madinah Press, 2003. - 962 р. (Вадийо УХ. Эзотерическое отклонение в исламе. - Кейптаун: Ма-дина Пресс, 2003. - 962 с.).

4. The Naqshbandi Tariqat Unveiled // Mission Islam. - Colombo, Al-Hidaayah [Электронный ресурс]. (Разоблаченный тарикат накшбандийа // Миссия ислам. - Коломбо: Ал-Хидайа). URL:http://www.mis-sionislam.com/knowledge/naqshbandi%20tariqat%20un-veiled.htm (дата обращения: 22.10.2015).

5. Kabbani H. The Salafi Movement Unveiled. - As-Sunnah Foundation of America, 1997. - 140 р. (Кабба-ни Х. Разоблаченное салафитское движение. - Фонд Америки «Ас-Сунна», 1997. - 140 с.).

6. Kabbani H. Encyclopaedia of Islamic Doctrine. -Vol. 1-4. - Chicago: As-Sunna Foundation of America, Kazi Publications, Inc., 1998. (Каббани Х. Энциклопедия исламской доктрины. - Т. 1-4. Чикаго: Фонд Америки «Ас-Сунна», Кази, 1998).

7. Curtiss R.H. Dispute Between U.S. Muslim Groups Goes Public // Washington Report on Middle East Affairs. - April/May, 1999. - Рp. 71, 101 (Куртис Р.Х. Диспут между мусульманскими группами США становится публичным // Вашингтонский отчет по ближневосточным делам. - Апрель/Май 1999. - С. 71, 101).

8. National Muslim Organizations Incite Modern Day Lynch Mob // The Islamic Supreme Council of America [Электронный ресурс]. - March 2, 1999. (Национальные мусульманские организации подстрекают современную толпу линчевателей // Исламский верховный совет Америки. - 2 марта 1999). URL:https://groups. google. com/forum/#! topic/soc. religion. islam/akaOd 1 n-nPmg (дата обращения: 22.10.2015).

9. Stjernholm S. Sufi politics in Britain: the Sufi Muslim Council and the 'silent majority'of Muslims // Journal of Islamic Law and Culture. - 2010. - Vol. 12. -№3. - Р. 215-226. (Стйернхолм С. Суфийская политика в Британии: Суфийский мусульманский совет и «молчаливое большинство» мусульман // Журнал исламского права и культуры. - 2010. - Т. 12. - №3. -С. 215-226).

10. Абдуллин Р. Руководство духовного управления Башкирии обвинили в ваххабизме // Proufu.ru [Электронный ресурс]. URL:http://proufu.ru/news/po-drobno/analitika/rukovodstvo_dukhovnogo_upravleni-ya_bashkirii_obvinili_v_vakhkhabizme/ (дата обращения: 22.10.2015).

11. The Naqshabandi lunatics, Sn Nazim and Kabbani the Zionist's best friend // Gift2Sufis. The True Face of Sufiyah [Электронный ресурс] (Накшбандийские лунатики, Старший Назим и Каббани лучший друг сионистов // Подарок суфиям. Истинное лицо суфизма). URL:https://gift2sufis.wordpress.com/2013/08/14/the-naqshabandi-lunatics-sn-nazim-and-kabbani-the-zion-ists-best-friend/ (дата обращения: 22.10.2015).

12. The 'Neoconservative' Sufi Muslim Council // Sufi Muslim Council Exposed [Электронный ресурс] («Неоконсервативный» Суфийский мусульманский совет // Суфийский мусульманский совет без прикрас). URL:http://sufimuslimcouncil.blogspot. ru/2006/08/neoconservative-sufi-muslim-council.html (дата обращения: 22.10.2015).

13. Kabbani H. 200 Years of New Kharijism: the Ongoing Revision of Islam // Guide to Understanding Wah-habis, Salafis & Wahhabism. Islamic Supreme Council of America [Электронный ресурс] (Каббани Х. 200 лет

хариджизма: продолжающийся пересмотр ислама // Руководство для понимания ваххабитов, салафитов и ваххабизма. Исламский верховный совет Америки). URL:http://aboutwahhabi.tripod.com/Files01/01_200_ Years.pdf (дата обращения: 22.10.2015).

14. Qibrisi N. Mercy Oceans. The teachings of Maulana Abdullah al-Faizi ad-Daghestani. - P. 1. - 1980. - 175 р. (Кибриси Н. Океаны милости. Учения Мавляны Абул-лаха ал-Фаизи ад-Дагесстани. - Ч. 1. - 1980. - 175 с.).

15. Siddiqui T. Question on Relationships between Sunni, Shia, Salafi, Deobandis etc. // Haqqani Fellowship [Электронный ресурс]. (Сиддики Т. Вопрос о связи между суннитами, шиитами, салафитами, деобан-ди и т.д. // Братство Хаккани). URL:http://www.haqqa-nisoul.com/profiles/blogs/question-on-relationships-be-tween-sunni-shia-salafi-deobandis-etc (дата обращения: 22.10.2015).

16. Ярош О. Исламский суфизм и «неосуфизм» в Западной Европе: институциональный аспект // Четвертые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока. - СПб.: Изд. С.-Петерб. унта, 2007. - С. 690-699.

REFERENCES

1. Tsibenko, VV. Nakshbandiyskiy tarikat khakkani-yya (rabbaniya) i neoosmanskiy proekt sheykha Nazima Kipriotskogo [Naqshbandi Haqqani (Rabbani) Sufi Order and the Neo-Ottoman Project of Sheikh Nazim al-Qubru-si]. In: Islamovedenie. 2014, no. 4. Рp. 94-104 (In Russ.).

2. Damrel, D.W. Aspects of the Naqshbandi-Haqqani order in North America. Sifism in the West. London, New-York, 2006, pp. 115-126 (In Engl.).

3. Vadillo, U.H. The Esoteric Deviation in Islam. Cape Town: Madinah Press, 2003. 962 р. (In Engl.).

4. The Naqshbandi Tariqat Unveiled // Mission Islam. Colombo, Al-Hidaayah [Electronic resource]. URL:http:// www.missionislam.com/knowledge/naqshbandi%20 tariqat%20unveiled.htm (Accessed:22.10.2015) (In Engl.).

5. Kabbani, H. The Salafi Movement Unveiled. As-Sunnah Foundation of America. 1997. 140 р. (In Engl.).

6. Kabbani, H. Encyclopedia of Islamic Doctrine. Vol. 1-4. Chicago: As-Sunna Foundation of America, Kazi Publications, Inc., 1998 (In Engl.).

7. Curtiss, R.H. Dispute Between U.S. Muslim Groups Goes Public In: Washington Report on Middle East Affairs. April/May, 1999, pp. 71, 101 (In Engl.).

8. National Muslim Organizations Incite Modern Day Lynch Mob // The Islamic Supreme Council of America [Electronic resource]. March 2, 1999. URL:https:// groups.google.com/forum/#! topic/soc.religion. islam/aka-Od1nnPmg (Accessed:22.10.2015) (In Engl.).

9. Stjernholm, S. Sufi politics in Britain: the Sufi Muslim Council and the 'silent majority'of Muslims // Journal of Islamic Law and Culture. 2010. Vol. 12, no. 3, pp. 215-226 (In Engl.).

10. Abdullin, R. Rukovodstvo dukhovnogo uprav-leniya Bashkirii obvinili v vakhkhabizme [The leaders of the Eulesiastical Muslim Board of Bashkortostan have been accused of Wahhabism] // Proufu.ru [Electronic resource]. URL:http://proufu.ru/news/podrobno/analitika/ru-kovodstvo_dukhovnogo_upravleniya_bashkirii_obvinili_v_ vakhkhabizme/ (Accessed: 22.10.2015). (In Russ.).

11. The Naqshabandi lunatics, Sn Nazim and Kab-bani the Zionist's best friend // Gift2Sufis. The True Face of Sufiyah [Electronic resource]. URL:https://gift2su-fis.wordpress.com/2013/08/14/the-naqshabandi-luna-tics-sn-nazim-and-kabbani-the-zionists-best-friend/ (Ac-cessed:22.10.2015) (In Engl.).

12. The <Neoconservative> Sufi Muslim Council // Sufi Muslim Council Exposed [Electronic resource]. URL:http://sufimuslimcouncil.blogspot.ru/2006/08/ neoconservative-sufi-muslim-council.html (Accessed: 22.10.2015) (In Engl.).

13. Kabbani H. 200 Years of New Kharijism: the Ongoing Revision of Islam // Guide to Understanding Wah-habis, Salafis & Wahhabism. Islamic Supreme Council of America [Electronic resource]. URL:http://aboutwah-habi.tripod.com/Files01/01_200_Years.pdf (Accessed: 22.10.2015) (In Engl.).

14. Qibrisi N. Mercy Oceans. The teachings of Maulana Abdullah al-Faizi ad-Daghestani. P.1. 1980. 175 р. (In Engl.).

15. Siddiqui T. Question on Relationships between Sunni, Shia, Salafi, Deobandis etc. // Haqqani Fellowship [Electronic resource]. URL:http://www.haqqanisoul. com/profiles/blogs/question-on-relationships-between-sunni-shia-salafi-deobandis-etc (Accessed: 22.10.2015). (In Engl.).

16. Yarosh O.A. Islamskiy sufizm i «neosufizm» v Zapadnoy Evrope: institutsionalmyy aspekt [Islamic Sufism and "Neo-Sufism" in Western Europe: institutional aspect]. Chetvertye Torchinovskie chteniya. Fi-losofiya, religiya i kul>tura stran Vostoka. SPb.: St.-Peterb. Institute Publishing house, 2007, pp. 690-699. (In Russ.).

К сведению читателей

Вышла книга:

95-я гвардейская... // Зайнетдинов Э.А., Ишмуратов Х.Х., Кудакаев Ф.Ш. -Уфа: Башк. энцикл., 2015. - 144 с. + 8 с. цв. вкл.

Книга посвящена воинам-ветеранам прославленной 95-й (226-й) гвардейской стрелковой дивизии, в годы Великой Отечественной войны прошедшей героический путь от Сталинграда до Праги. В издание включены краткое описание боевого пути дивизии, биографические очерки о воинах - наших земляках. Книга подготовлена сыновьями тех, кто воевал в составе этого соединения, проиллюстрирована редчайшими историческими фотографиями из семейных архивов.

Предназначена для широкого круга читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.