АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
2014 № 1
БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
БОРЬБА С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ: РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТЫ
КОЗЛОВ Александр Евгеньевич ШАЙХЕТДИНОВ Ренат Фахратович
Аннотация. Статья посвящена важной проблеме - борьбе с торговлей людьми. Автор характеризует понятие «торговля людьми». В представленной статье также рассматривается соотношение российских и международных правовых средств противодействия данному виду преступной деятельности.
Ключевые слова: торговля людьми, рабство, противодействие, УК РФ, международное право.
За последние годы в Российской Федерации частично была проведена подготовка к формированию полноценной правовой базы противодействия коррупции. Приняты федеральные законы о государственной гражданской и муниципальной гражданской службе, о закупках для государственных нужд и т.д. Для обеспечения транспарентности в деятельности органов исполнительной власти разработаны и введены в действие административные регламенты в органах исполнительной власти федерального центра (в том числе в деятельности МВД, ФМС, ФНС и др.) и в ряде субъектов Федерации. Ратифицированы основополагающие конвенции в сфере противодействия организованной преступности, коррупции и торговле людьми. Таким образом, установлены существенные ограничения деятельности для склонных к коррупции сотрудников правоохранительных органов1.
В частности, в связи с ратификацией в 2006 году Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Россия стала участницей Группы государств против коррупции (ГРЕКО)2. Тем самым государство прибрело необходимые инструменты и международные стандарты работы на этом направлении. Войдя в состав ГРЕКО, Россия включилась в режим международного мониторинга и контроля за тем, как государство-член ГРЕКО выполняет взятые обязательства в области борьбы с коррупцией. Это обеспечивает более жесткий контроль за реализацией антикоррупционных стандартов в российском законодательстве и в ближайшем будущем по-
1 См.: Маршакова Н.Н. Понятие коррупции в международно-правовых актах // Российская юстиция. 2010. № 11. С. 67.
2 См.: Антонов И.А. Противодействие коррупции на
ведомственном уровне: организационно-правовой опыт
регионального управления ФСИН России // Безопасность уголовно-исполнительной системы. 2011. № 3 (15). С. 31.
8
зволит добиться большей прозрачности системы государственного управления.
При всей своей значимости и актуальности, при наличии закрепления в уголовном законе расширенного подхода ответственности за торговлю людьми, единого подхода к содержанию определения данного деяния в науке и, соответственно, в законодательстве, нет.
Мнения ученых по данному вопросу можно разделить условно на три группы:
1) под торговлей людьми понимается совокупность общественно-опасных деяний, посягающих на личную свободу, которые выражаются в совершении сделок в отношении человека, обращение его в рабство, принуждение к труду, а также сопряжены с применением физического или психологического насилия, обмана, шантажа, использования материальной или иной зависимости потерпевшего, и с другими способами для корыстных или иных побуждений3;
2) в основе торговли людьми лежат купля-продажа или заключение иных противоправных договоров относительно потерпевших лиц, что в целом связано с незаконным овладением или передачей их для эксплуатации, а также иного запрещенного использования на территории страны или за ее пределами4 *;
3) торговля людьми включает в себя не только куплю-продажу в рабство, но и иные формы поведения, связанные с этими противоправными действиями и в целом мы согласны с мнением М.Р. Снаховой, что под торговлей людьми следует понимать вербовку, перевозку, передачу, получение или укрывательство
3 См.: Оспичев И.М. Методика расследования похищений людей, совершаемых организованными группами : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2006. С. 108.
4 См.: Головин А.Ю. Криминалистическая систематика.
М., 2012. С. 111.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
2014 № 1
______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
лица, осуществляемые в целях его последующей эксплуатации5.
Коррелируя с международными нормами в отношении определения ответственности за торговлю людьми, российское законодательство приняло практически все основные их положения. Также наблюдаются заимствования, уголовный закон в примечании (пункт 2 ст. 127-1 УК РФ) также и положения международного права в отношении понятия эксплуатации человека, под которой понимается использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние.
Торговля людьми является сложным процессом, в котором жертва проходит через ряд различных стадий или узловых моментов (вербовка, перевозка, эксплуатация и, наконец, избавление от жертвы), возможно в различных странах. Совершению преступления, предусмотренного ст. 127.1 УК РФ, могут способствовать структуры легального предпринимательства (к примеру, покупая товар произведенный жертвами данного преступления) или отдельные лица, работающие на организации, занимающиеся торговлей людьми, или взаимодействующие с ними на постоянной основе или во время процесса торговли. Коррумпированные сотрудники пограничных и полицейских служб или персонал посольств могут способствовать процессу торговли людьми.
Степень вовлеченности этих должностных или иных действующих лиц может стать определяющим фактором того, как долго и насколько успешно способны функционировать организации, занимающиеся торговлей людьми.
Борьба с торговлей людьми имеет большую историю и на разных этапах развития государств она проявлялась по-разному. Торговля людьми имеет огромную историю своего существования. Даже в догосударственном обществе, захватывая в плен своих противников, отдельные племена принуждали их работать на себя. Однако наибольшее развитие торговля людьми проявила себя с созданием государства.
Условно, борьбу с торговлей людьми на международном уровне можно разделить на три этапа. Первый этап с начала XIX века и до принятия в 1948 году Всеобщей декларации прав человека.
5 См.: Снахова М.Р. Уголовно-правовая охрана личной свободы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 47.
Второй этап - с 1948 года до 2000 года, когда на 55 сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была принята Конвенция против транснациональной организованной преступности и дополняющей ее Протокол о предупреждении, пресечении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми.
Третий этап начинается практически с декабря 2000 года по настоящее время.
Деятельность, связанная с торговлей людьми представляется одним из наиболее опасных преступных проявлений. Повышенная опасность таких преступлений обусловлена, прежде всего, обширной географией торговли людьми, то есть, последовательной реализацией единого преступного умысла на территории двух и более государств. Кроме того, существенным обстоятельством является, высокий уровень организации, подготовки и материального обеспечения преступных сообществ, осуществляющих торговлю людьми.
Уровню опасности рассматриваемого явления соответствует система норм права, направленных на противодействие торговле людьми. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей противодействие торговле людьми, выявляет ее сложный состав, включающий многосторонние международно-правовые акты, отдельные международные договоры, нормы национального права.
Исходя из презумпции верховенства международного права, национальное законодательство должно отражать общие подходы к противодействию торговле людьми, выработанные международным сообществом в лице ООН, Совета Европы и других международных организаций.
Это не исключает особенностей национальных уголовно-правовых норм, определяемых юридической техникой, а также внутренними экономическими, политическими, культурными факторами, влияющими на процесс законотворчества.
В связи с изложенным, важным выступает процесс применения правовых норм, направленных на борьбу с торговлей людьми.
В Российской Федерации ответственность за торговлю людьми предусмотрена Статьей 127.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) 6- «Торговля людьми». Российский уголовный закон признает торговлей людьми куплю-продажу человека, иные сделки в отношении человека, а равно совер-
6 Уголовный кодекс РФ № 63-ФЗ от 13 июня 1996 г. (в ред. от ред. от 21.07.2014 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
9
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
2014 № 1
______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
шенные в целях его эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение.
Сравнительно-правовой анализ ст. 127.1 УК РФ и международно-правовых актов, регулирующих вопросы противодействия торговле людьми, выявил ряд проблем взаимосвязи этих двух блоков нормативных актов. Они касаются, прежде всего, ключевых понятий этой преступной деятельности.
Первым существенным вопросом указанной выше взаимосвязи представляется понимание личной свободы человека.
Согласно распространенным в научной литературе представлениям, объектом преступления, предусмотренного ст. 127.1 УК РФ, выступает личная свобода человека. Вместе с тем, российское уголовное законодательство не содержит определения понятия «личная свобода человека». В научной литературе также отсутствует единство в понимании личной свободы человека, при этом, часто личная свобода человека отождествляется с его физической свободой.
Такое понимание личной свободы человека представляется неполным, поскольку став объектом торговли людьми человек также фактически лишается неприкосновенности личной жизни, возможности по своему усмотрению осуществлять экономическую деятельность (экономическая свобода), получать образование, отпускать религиозные обряды (духовная свобода), пользоваться правами и исполнять обязанности (правосубъектность), участвовать в политической жизни общества (политическая свобода)7.
Как усматривается из Преамбулы, диспозиций ст. ст. 3-9, 12, 13, 19, 21-23, 26 Всеобщей декларации прав человека8 от 10 декабря 1948г., перечисленные выше права в совокупности определяют свободу личности - человека, отделяют его от животного мира и от неодушевленных предметов.
Таким образом, в рамках юридической науки, человек не может рассматриваться лишь как некий физический объект, необходимо также учитывать его духовно-интеллектуальные свойства.
Значительное количество международных правовых актов, направленных на борьбу с торговлей людьми, свидетельствует о пре-
7 См.: Евстифеева Е.В. Теоретические проблемы уголовно-правовой ответственности за торговлю людьми : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 34.
8 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. 1998. 10 дек.
10
имущественно международном характере рассматриваемой преступной деятельности. Это означает, что современная торговля людьми в целом необходимо сопряжена с перемещением потерпевших через государственные границы стран происхождения, транзита и назначения потерпевших9.
Названная проблема нашла свое отражение в п. г) ч.2ст. 127.1 УК РФ.
Из содержания п. г) ч. 2 ст. 127.1 УК РФ следует, что осуществление торговли людьми с перемещением потерпевшего через Государственную границу РФ предполагает физическое пересечение границы РФ потерпевшим.
В международном праве понятие незаконного въезда содержится в подпункте b) ст. 3 Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года9 10 11, и означает пересечение границ без соблюдения необходимых требований для законного въезда в принимающее государство.
Применительно к российскому законодательству незаконными признаются въезд или выезд, совершенные в нарушение требований, установленных ФЗ от 15.08.1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»11. Кроме того, статьей 322.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции, то есть организация незаконного въезда в Россию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в России или незаконного транзитного проезда через территорию России.
Транснациональные криминальные организации, которые руководят сетями торговли людьми, могут представлять угрозу, как национальной безопасности отдельных государств, так и безопасности Европейского союза в целом. Поэтому борьба с торговлей людьми занимает одно из ведущих мест в политике ЕС
9 См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / под ред. А.И. Рарога. М., 2009. С. 68.
10 Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000 г.) // Бюл. междунар. договоров. 2005. № 2. С. 3-33
11 Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 04.06.2014 г.) // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029. 19 авг.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
2014 № 1
______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
в области юстиции, внутренних дел и международных отношений.
Имеющиеся в настоящее время в распоряжении ЕС правовые инструменты можно условно разделить на две группы:
1. Группа внешних источников права ЕС: международные договоры, заключаемые Сообществами и государствами-членами ЕС с третьими странами и международными организациями.
2. Группа внутренних источников права ЕС, куда входят нормы:
- первичного права - правовые нормы, закрепленные в учредительных договорах ЕС;
- вторичного права - правовые нормы, создаваемые институтами ЕС (например, регламенты, директивы).
На группу внешних источников права ЕС полностью распространяются такие принципы международного права, как обязательность соблюдения договоров (pacta sunt servanda), неизменяемость в одностороннем порядке, верховенство по отношению к внутренним источникам права (т.е. по отношению к первичному и вторичному праву ЕС, а также к национальному законодательству государств-членов).
Европейское сообщество, наряду с большинством государств-членов, является договаривающейся стороной Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. Данный Протокол, известный также как «Протокол Палермо», является первым универсальным документом, содержащим конкретные обязательства государств-участников и, что наиболее важно, дающим определение термину «торговля людьми».
Последний факт призван помочь сблизить национальные подходы к толкованию термина «торговля людьми» с тем, чтобы государства-участники «Протокола Палермо» могли отталкиваться от согласованного международным сообществом термина при принятии национальных уголовных норм в сфере борьбы с торговлей людьми. Помимо предупреждения торговли людьми и борьбы с ней, поощрения сотрудничества между государствами-участни-ками данный универсальный международноправовой документ направлен также на защиту и помощь жертвам такой торговли при полном уважении прав человека, которыми они обладают (ст. 2).
Прямая ссылка к борьбе с торговлей людьми содержится и в Лиссабонском договоре 2007 г.12 Согласно ст. 63 (а) Лиссабонского договора Союз должен выработать общую миграционную политику, направленную на обеспечение на всех уровнях эффективного управления миграционными потоками, справедливое обращение с гражданами третьих стран, проживающих на законных основаниях на территории государств-членов, и на предотвращение и принятие всевозможных мер по борьбе с незаконной миграцией и торговлей людьми.
На основании ст. 69 Лиссабонского договора Европарламент и Совет ЕС будут наделены полномочиями по принятию норм, касающихся борьбы с торговлей людьми, в особенности женщинами и детьми. Кроме того, они смогут принимать директивы, направленные на установление минимальных норм по определению преступлений и установлению уголовных наказаний за тяжкие транснациональные преступления. Среди прочих видов преступлений, для борьбы с которыми может быть применен такой подход, гармонизирующий законодательство государств-членов, значится торговля людьми и сексуальная эксплуатация женщин и детей.
Лиссабонский договор содержит положение о сотрудничестве между правоохранительными органами государств-членов, направленном на обмен опытом и проведение специальных курсов по подготовке и повышению квалификации. Единообразный подход к борьбе с торговлей людьми, согласно данной статье, существенно облегчит задачу по выявлению и последующему слежению за лицами, подозреваемыми в занятии торговлей детьми, а также позволит государствам-членам получить доступ к уголовным досье тех, кто был осужден за совершение данного преступления13.
В настоящее время ведется работа по адаптации правовой базы Европейского союза к новым реалиям жизни и к новым угрозам для общества. Так, стремительное развитие информационных и цифровых технологий часто используется в преступных целях, в том числе для торговли людьми.
Среди планируемых новшеств следует назвать следующие:
12 Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества (Лиссабон, 13 декабря 2007 г.) // СПС «Гарант» (документ официально опубликован не был).
13 См.: Лапупина Н.Н. Уголовно-правовая охрана свободы человека: реальность и перспективы // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2004. № 1. С. 147.
11
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
2014 № 1
______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
- устанавливается принцип экстерриториальной юрисдикции, который позволит преследовать в судебном порядке граждан Европейского союза, совершивших преступление за его пределами;
- органам правопорядка в ходе проведения следственно-оперативных мероприятий будет предоставлен доступ к финансовой информации, они также смогут прибегать к прослушиванию телефонных разговоров и видеонаблюдению;
- закрепляются более высокие требования защиты и помощи жертвам торговли людьми, при этом особое внимание уделено защите детей.
Новое рамочное решение направлено на дальнейшее сближение национальных правовых норм, развитие международного сотрудничества правоохранительных и судебных органов.
Несмотря на весь имеющийся массив правовых норм, направленных на борьбу с торговлей людьми, и тесное сотрудничество между правоохранительными органами государств-
членов, не следует ожидать резкого снижения числа преступлений, связанных с торговлей людьми. Данный вид преступлений продолжит находиться в поле зрения законодателей Евросоюза, тем более что в нынешней экономической ситуации высока вероятность того, что случаи трудовой эксплуатации в Европе только возрастут. Для того чтобы сдвинуть дело с «мертвой точки», необходимо принять такие правовые нормы, которые бы превратили торговлю людьми из преступления с малыми рисками и высокой прибылью в низко доходное преступление с высокими рисками.
Кроме того, торговля людьми наиболее остро проявляет себя в зонах конфликтов, число и масштаб которых в Европе за последнее десятилетие увеличились. Именно поэтому Российская Федерация заинтересована в активизации сотрудничества с ЕС по предотвращению и пресечению торговли людьми. Такое сотрудничество может осуществляться в виде обмена как практическим, так и нормотворческим опытом.
12