ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, ПРАВО
УДК 343-3/-7
И. В. Зернов, В. Ю. Карнишин
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация. В статье рассмотрены правовые аспекты борьбы с терроризмом в Российской империи XIX -начала XX в. Проанализированы нормативно-правовые акты по борьбе с общественно-политическим террором различного уровня и рамок действия. Показана роль актов чрезвычайного нормотворчества в мобилизации правоохранительных органов для борьбы с массовым террором.
Ключевые слова: терроризм, закон, уголовное право, уголовно-исполнительное и уголовно-процессуальное право, революционеры, преступники, агентура, чрезвычайное положение, военно-полевые суды.
В позднеимперской России в конце XIX - начале XX в. происходил рост массового террора, что являлось следствием нараставшего недовольства населения существующим государственным строем, достижения равноправия мужчин и женщин, самовыражения радикально настроенной молодежи, незавершенности решения крестьянского вопроса, дискриминации отдельных национальных групп [1, с. 59-60]. В течение последних лет изданы многочисленные исследования, рассматривающие проблемы борьбы с революционным терроризмом [2-9].
В 1878 г. произошли первые значимые случаи террора в Российской империи: покушение на товарища прокурора Киевского судебного округа М. М. Котляревского (23 февраля), покушение на адъютанта Киевского жандармского управления Г. Э. Гей-кинга (24 мая), убийство шефа жандармов Н. В. Мезенцева (4 августа) [10, с. 4], после которых начинается формирование нормативно-правовой базы по борьбе с массовым террором социально-политического характера.
Исторически первым правовым актом, регулирующим систему борьбы с терроризмом в Российской империи, считается закон от 9 августа 1878 г. «О временном подчинении дел о государственных преступлениях и о некоторых преступлениях против должностных лиц ведению военного суда, установленного для военного времени» [11]. Интересна точка зрения Н. А. Троицкого, полагавшего, что «Закон 9 августа 1878 г. передавал в ведение военных судов не все дела о государственных преступлениях, а лишь те из них, которые были сопряжены с «вооруженным сопротивлением властям». Прочие же дела оставались подведомственными судебным палатам, если не объявлялось высочайшее повеление о разбирательстве того или иного из низов в ОППС. Но в условиях, когда борьба народников все сильнее разгоралась и нацеливалась против самодержавия (2 апреля 1879 г. А. К. Соловьев стрелял в царя), царизм цеплялся за чрезвычайные меры и продолжал военизировать судопроизводство» [12].
О продолжении государственной политики по борьбе с террором свидетельствуют также Высочайше утвержденные 1 сентября 1878 г. временные правила «Об особых мерах к ограждению общественного спокойствия», которые практически исключили прокурорский надзор за проведением дознаний. Согласно Правилам, «чины Корпуса жандармов получили право ареста всех подозреваемых в совершении государственных преступлений лиц, не испрашивая на это санкции прокурора, а только направляя чинам прокурорского надзора для сведения копии постановлений об арестованных. Получив такие сведения, чины прокурорского надзора никакого участия в распоряжениях по ним не принимали» [13, с. 215-216]. Однако действовали эти правила недолго, и 4 сентября 1881 г. были отменены [14].
Комплекс мер и процедур по реализации борьбы с терроризмом продолжает Положение Комитета министров «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», утвержденное императором 14 августа 1881 г. [15]. При введении предусмотренных данным законом мер усиленной или чрезвычайной охраны вся полнота власти передавалась генерал-губернатору, который получал право запрещать собрания, закрывать торгово-промышленные заведения, подвергать любое лицо аресту до трех месяцев, штрафу, высылке.
Комментируя вышеизложенное положение, С. М. Лоскутов полагает, что в случае объявления местности в состоянии усиленной охраны генерал-губернаторы, по сути, получали право чрезвычайного нормотворчества: они могли издавать обязательные постановления и устанавливать за их нарушение взыскания, не превышающие трехмесячного ареста или денежного штрафа размером 500 рублей [16, с. 47].
В июне 1892 г. был издан закон «О военном положении», который позволял вводить в случае необходимости режим военного положения в местностях, которые считались опасными в революционном отношении [17]. Статья 17 данного закона гласит о том, что гражданские лица в местностях, которые объявлены на военном положении, подлежат военному суду и наказанию по законам военного времени: «1) за бунт против Верховной власти и государственную измену; 2) за умышленный поджог или иное умышленное истребление либо приведение в негодность предметов воинского снаряжения и вооружения и вообще всего принадлежащего к средствам нападения или защиты, а также продовольственных запасов и фуража; 3) за умышленное истребление или важное повреждение в районе театра военных действий водопроводов, мостов, плотин, гатей, шлюзов, водоспусков, колодцев, дорог, бродов и иных средств, предназначенных для передвижения, переправы, судоходства, предупреждения наводнений или необходимых для снабжения водой; 4) за умышленное истребление служащих там же для правительственного пользования: а) телеграфного, телефонного или иного снаряда, употребляемого для передачи известий, и б) железнодорожного пути, передвижного состава оного или предостерегательных знаков, установленных для безопасности железнодорожного движения или судоходства; 5) за нападение на часового или военный караул, за вооруженное сопротивление военному караулу и чинам военной и гражданской полиции, а равно за убийство часового или чинов караула и полиции» [17, с. 481].
Особое внимание было обращено на необходимость усиления наблюдения за «неблагонадежным элементом» на местах. С этой целью в 1894 г. при Московском охранном отделении был создан Летучий отряд филеров во главе с Е. П. Медниковым. В инструкции филерам, разработанной начальником Московского охранного отделения С. В. Зуба-товым и руководителем Летучего отряда Е. Д. Медниковым, были детально регламентированы правила действий по осуществлению наблюдения [18].
Следует отдельно отметить деятельность института внутренней агентуры по борьбе с общественным террором, созданного в декабре 1882 г. в соответствии с «Положением об устройстве секретной полиции в Империи». Согласно данному положению, во главе
нового подразделения становился товарищ министра внутренних дел. На него возлагался высший надзор за розыскной деятельностью по делам о государственных преступлениях, который он должен был осуществлять через департамент государственной полиции. Для реализации этой деятельности на местах товарищ министра мог учреждать так называемые «особые розыскные отделения в составе жандармских управлений или в ведомстве общей полиции», куда командировались как чины корпусов жандармов, так и гражданские чиновники, которые причислялись к штату полиции. Непосредственное руководство полицией осуществлял назначаемый товарищем министра инспектор, действовавший на основании специальной инструкции, утвержденной в 1883 г. Согласно этой инструкции инспектор секретной полиции имел право: а) участвовать в розыскной деятельности по государственным преступлениям; б) вступать в непосредственное заведование местными агентурами; в) перемещать часть личного состава агентур из одной местности в другую; г) участвовать в решении вопроса об отпуске агентурам денежных средств; д) командировать на места в случае осложнения розыскных действий особо доверенных лиц; е) требовать, чтобы в течение известного времени без соглашения с ним не производили ни обысков, ни арестов, ни вообще гласных следственных действий
[19, с. 16-17].
В июле 1906 г. вышел приказ по Отдельному корпусу жандармов [20], согласно которому чины жандармских полицейских управлений железных дорог были допущены к производству дознаний по всем делам политического характера, совершенным в полосе отчуждения железных дорог [13, с. 215].
В августе 1906 г. Николай II утвердил положение «Об учреждении военно-полевых судов» [21]. В соответствии с этим нормативно-правовым актом в местностях, объявленных на военном положении или в положении чрезвычайной охраны, генерал-губернаторы получали право предавать обвиняемого военно-полевому суду для осуждения по законам военного времени в тех случаях, когда «учинение лицом... преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании». Военно-полевой суд учреждался в указанном генерал-губернатором месте в составе председателя и четырех офицеров от войск или флота. Распоряжение о передаче дела в такой суд с указанием лица, предаваемого суду, и предмета предъявляемого обвинения должно было следовать безотлагательно за совершением определенного преступного деяния и по возможности в течение суток. Суд должен был немедленно приступить к разбору дела при закрытых дверях и окончить его рассмотрение в срок, не превышающий двух суток. Приговор такого суда не подлежал обжалованию и вступал в законную силу незамедлительно. Он должен был быть приведен в исполнение в срок, не превышающий суток с момента провозглашения [16, с. 49].
Таким образом, правовые аспекты борьбы с терроризмом в позднеимперской России конца XIX - начала XX в. представляют собой систему, затронувшую все ветви государственной власти того времени: законодательную, исполнительно-распорядительную, судебную. Выстрел Д. В. Каракозова в императора Александра II 4 апреля 1866 г. положил начало эпохе терроризма в Российской империи, продолжавшейся примерно полвека. Завершил список жертв террора премьер-министр П. А. Столыпин, который был смертельно ранен 1 сентября 1911 г. Наряду с совершенствованием нормативной базы и модернизацией органов полиции и политического сыска правительство широко применяло акты чрезвычайного правотворчества для борьбы с массовым террором общественно-политического характера. Примерами стали утверждение «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» и учреждение временных военно-полевых судов. Справедливо мнение С. М. Лоскутова: «Если смотреть на проблему более узко, с точки зрения качества организации и функционирования различных государственных органов, осуществлявших борьбу с террором, необходимо при-
знать, что они со своей задачей справлялись» [22, с. 146]. Правовые аспекты борьбы с общественно-политическим террором, введенные правительством, позволили не только понизить общий уровень терроризма, но и предупредить акты террористической направленности еще на подготовительной стадии.
Список литературы
1. Зернов, И. В. Террор в Российской империи конца XIX - начала XX века: проблема и пути преодоления / И. В. Зернов, В. Ю. Карнишин // Государство, право, общество: проблемы взаимодействия (политология, философия, юридические науки, религиоведение, история, социология, общественные науки) : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2014.
2. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях / сост. О. В. Будниц-кий. - Ростов Н/Д, 1996.
3. Пересудова, З. И. Политический сыск России (1880-1917 гг.) / З. И. Пересудова. - М., 2000.
4. Суворов, А. И. Антитеррористическая деятельность в дореволюционной России / А. И. Суворов // Социс. - 2000. - № 12.
5. Шаламов, А. Ю. Развитие организационной структуры сыскной полиции Российской империи (вторая половина XIX - начало XX в.) / А. Ю. Шаламов // Вестник Московского университета. Серия «История». - 2001. - № 4.
6. Жаров, С. Н. Обеспечение законности оперативно-розыскных мероприятий в Российской империи / С. Н. Жаров // Правоведение. - 2001. - № 5.
7. Дудченко, Ю. Л. Организационно-правовые основы деятельности специальных служб России по борьбе с терроризмом (вторая половина XIX - начало XX века): историографический аспект / Ю. Л. Дудченко // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 2(20).
8. Пиджаков, А. Ю. Борьба с политическим экстремизмом и терроризмом: проблемы изучения / А. Ю. Пиджаков // Правоведение. - 2003. - № 3 (248).
9. Опилкин, А. С. Центральное районное охранное отделение в 1909 г.: достижения и проблемы / А. С. Опилкин // Clio 2012. Исторические документы и актуальные проблемы археографии, отечественной и всеобщей истории нового и новейшего времени : сб. тез. докл. участников конф. молодых ученых и специалистов РГАПСИ. - М., 2012.
10. Лоскутов, С. М. Правовые аспекты борьбы с террором в России во второй половине XIX -начале XX в. : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Лоскутов С. М. - Москва, 2014.
11. Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗ). - Собр. 1. - Т. 53, ч.2.-№ 58778. - URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php
12. Троицкий, Н. А. Вторая революция в России. «Кризис верхов» / Н. А. Троицкий // Безумство храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма 1866-1882 гг. — М., 1978. -URL: http://scepsis.net/library/id_1624.html
13. Гугасари, Е. С. Роль уголовно-процессуального законодательства Российской империи в борьбе с терроризмом (вторая половина XIX - начало XX в.) / Е. С. Гугасари // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 6.
14. Указ Именной, данный Сенату 4 сентября 1881. Об отмене действия некоторых узаконений, изданных к охранению государственного порядка и общественного спокойствия // ПСЗ. -Собр. 3. - Т. 1, № 383. - URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php
15. ПСЗ. - Собр. 3. - Т. 1, № 350. - URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php
16. Лоскутов, С. М. Генерал-губернаторы и их полномочия по борьбе с террором в России в конце XIX - начале XX века / С. М. Лоскутов // История государства и права. - 2014. - № 2.
17. ПСЗ. - Собр. 3. - Т. 12, № 8757. - URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php
18. Агентурная работа политической полиции Российской империи. Сборник документов. 18801917 / сост. Е. И. Щербакова. - М., 2006.
19. Лоскутов, С. М. Внутренняя агентура в борьбе с террором в Российской империи в конце XIX - начале XX века / С. М. Лоскутов // История государства и права. - 2014. - № 1.
20. Приказ по Отдельному корпусу жандармов от 28 июля 1906 г. № 14528 // Приказы по Отдельному корпусу жандармов за 1906 г. - СПб., 1906.
21. ПСЗ. - Собр. 3. - Т. 26, № 28252. - URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php
22. Лоскутов, С. М. Правовые аспекты борьбы с террором в России во второй половине XIX -начале XX в. : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Лоскутов С. М. - М., 2014.
Зернов Илья Владимирович
студент,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Карнишин Валерий Юрьевич
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Отечества, государства и права,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Zernov Ilya Vladimirovich
student,
Penza State University
Karnishin Valery Yurievich
doctor of historical sciences, professor, head of sub-department of history of Russia, state and law, Penza State University
УДК 343.3/7 Зернов, И. В.
Борьба с терроризмом в Российской империи в конце XIX - начале XX в.: историко-правовые аспекты внутренней политики / И. В. Зернов, В. Ю. Карнишин // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - № 4 (8). - С. 2-6.