Научная статья на тему 'Борьба с социальной дискриминацией мигрантов в школах России'

Борьба с социальной дискриминацией мигрантов в школах России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / дети мигрантов / дискриминация / право на общее образование / migration / children of migrants / discrimination / right to general education

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Боярский П.В.

С каждым годом увеличиваются мировые миграционные потоки: в основном трудовая миграция. Трудовая миграция — это не только миграция работоспособных граждан, но и членов их семьи. Дети мигрантов нуждаются в получении школьного образования и, впоследствии, поиска работы в стране пребывания. Основное препятствие в адаптации и интеграции детей мигрантовдискриминация со стороны сверстников, учителей, государства и т.д. Тем самым поиск эффективных механизмов по борьбе с социальной дискриминацией в отношении детей мигрантов приоритетная задача миграционной политики стран по всему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Combating social discrimination against migrants in schools in Russia

World migration flows, mainly labor migration, are increasing every year. Labor migration is not only the migration of able-bodied citizens, but also their family members. Children of migrants are in need of school education and subsequently looking for work in the host country. The main obstacle in the adaptation and integration of migrant children is discrimination by peers, teachers, the state, etc. Thus, the search for effective mechanisms to combat social discrimination against children of migrants is a priority task of the migration policy of countries around the world.

Текст научной работы на тему «Борьба с социальной дискриминацией мигрантов в школах России»

Боярский П.В.

Директор. МБОУ

(Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение) Петровской СОШ (средняя общеобразовательная школ) имени Героя Российской Федерации Д.В. Межуева.

Борьба с социальной дискриминацией мигрантов в школах России

Британская энциклопедия определяет дискриминацию как намеренное или осуществленное дифференцированное обращение с людьми или социальными группами по причине определенных обобщенных признаков1. По сути дискриминацией является сам процесс ограничения человека в действии или бездействии по его отличительным признакам2. Полагаясь на эти определения можно сказать, что каждый человек подвергается дискриминации, но не всем она приносит неудобства, которые могут повлиять на качество жизни.

Дискриминация всегда являлась одной из главных и ярко выраженных проблем в школах, и в большинстве случаев она является одной из причин социальных конфликтов, ведущих к нарушениям психики у детей, подвергающихся дискриминации. Многие подростки, в большинстве случаев, впадают в депрессию, ведь именно в этот период жизни поддержка ровесников является одним из факторов социализации. Самая частая причина травли - расовая принадлежность. Многие подростки считают, что отличие по расовой принадлежности — это весомый повод показать собственное превосходство.

Изучая буллинг, отечественные ученые и авторы исследований пришли к выводу, что, начиная с возраста 11 лет, более 20% детей становятся жертвами агрессии, травли, насилия и дискриминации3. В данных условиях очень важно вести «игру на опережение», проводя профилактические меры и мероприятия.

В российских школах существует «бытовая ксенофобия». Школы, у которых низкий уровень подготовки детей, помогают детям мигрантов

1 Salentin Kurt and Heitmeyer Wilhelm. "discrimination". Encyclopedia Britannica, 31 Aug. 2021 // URL: https://www.britannica.com/topic/discrimination-society.

2 Гаджиев К.С., Гусов К.Н. Дискриминация // Большая российская энциклопедия. Том 9. Москва, 2007. С. 58-59.

3 Опарин Д. Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья // Демографическое обозрение. 2017. Т. 4. № 4. С. 80-109.

найти свое место среди сверстников и свести к минимуму конфликты между ними. Об этом свидетельствуют и некоторые исследования4.

Школы, в которых успеваемость детей находится на высоком уровне, стараются не принимать на обучение детей мигрантов, а своих учеников они отбирают сами на основе определенных критериев. Это происходит потому, что у приезжих сложно проходит адаптация. Другие же школы, не имея высокого статуса, имеют риск закрытия и недобора, поэтому они принимают детей мигрантов, хотя это очень сложный контингент, и такие учреждения нередко имеют дело с обучением детей из сложных или неблагополучных семей. Стоит отметить, что вышеописанный отбор детей образовательными учреждениями общего образования в России не является правомерным (Конституция РФ общедоступность школьного образования)5. Дети мигрантов не получают отказа по причинам отсутствия знаний русского языка, но именно незнания языка ухудшает их положение в школьной среде.

Дети мигрантов, как правило, проходят через большое количество препятствий, основанных на социализации, тем не менее многие дети быстро адаптируются и избавляются от языкового барьера, психологических сложностей и находят свое место в коллективе.

Дети мигрантов могли бы влиться в общество намного активнее в тех случаях, если бы для них русский язык преподавали в качестве иностранного, собственно, он таковым для них и является, в свою очередь учителя в школах должны учиться тоже, то есть, они должны проходить специальные курсы, где их бы учили работе с классами, где учатся дети разных национальностей.

Из-за плохого русского языка с такими детьми мало кто хочет общаться, и такие дети просто не знают к кому обратиться за помощью, так как обычно учителя считают, что это проблема родителей, а они, в свою очередь, считают, что учить должна школа. Можно констатировать, что эта проблема не решается, ей никто не занимается. В столице есть школы, где как раз основная часть детей - мигранты. Такие школы испытывают на себе негативное отношение, и это проблема культуры. Дети со временем привыкают и к обычаям общества, и к правилам поведения, но, тем не менее, это отражается на общей успеваемости. Жители столицы стараются такие школы обходить.

4 Свой среди чужих. Электронный ресурс // URL: https://iq.hse.ru/news/217589206.html

5 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

Некоторые дети приезжают уже зная русский язык. По большей части это приезжие из Украины, Молдовы, Белоруссии, Средней Азии и Кавказа. Значение имеет и то, какое образование у родителей, в какой области они трудятся, каков их статус в обществе.

Мигранты, которые приехали недавно, имеют не всегда положительный, причем новые приезжие не всегда имеют образование, а также обладают низким социальным статусом. Но это не всегда им мешает в адаптации, что касается и детей. И, даже если внутри семьи мигранты придерживаются своих традиций, они, как правило, помогают детям адаптироваться в принимающем сообществе. Детей-мигрантов отличает от «местных» детей не только языковой барьер, но и воспитание и менталитет.

Как ни печально, но пока наше общество отождествляет мигрантов с чем-то негативным. Во многих классах выделяют «нерусских», что недопустимо. В спальных районах столицы почти пятьдесят процентов детей - мигранты.

Однако детство мигрантов проходит иначе: оно не похоже на детство российских детей. В первый класс идут дети, имея абсолютно разный уровень знаний и подготовки, у них разный опыт жизни и разное воспитание. Как детям, так и учителям сложно находить подход к детям мигрантам.

Вслед за одной проблемой возникает другая - формирование классов. Нужно ли вместе собирать детей мигрантов и учить их на основании индивидуальных программ или нет - большой вопрос. Можно распределять детей мигрантов и «немигрантов», но в этом случае класс будет медленно осваивать программу, так как ориентация будет на детей мигрантов. По данному вопросу можно много спорить, но это не имеет смысла, если не научиться уважать любую культуру: и свою, и чужую.

То, что дети негативно воспринимают другие национальности, чаще всего является результатом установок родителей. Нередко ксенофобия и ее проявления отмечаются на бытовом уровне, но часто родители и педагоги проявляют в школе негативные установки и отношение к мигрантам6.

Латентная ксенофобия имеет место быть. Но то, что она существует, обусловлено тем, что в обществе есть различия между бытовой нормой и официальной, а бытовая норма в российском обществе прочно закрепилась: многие российские семьи имеют опасения относительно детей, которые плохо знают русский язык, поскольку они считают, что это сказывается на качестве образования других детей. А сами мигранты

6 Бытовая ксенофобия. Электронный ресурс. // URL: https://iq.hse.ru/news/217589206.html

опасаются коммуникаций с государственными школами и профильными чиновниками.

Детей надо учить культурным основам и русскому как иностранному языку - такая система в школе нужна. Это могут быть группы дополнительного образования: их следовало бы открывать во всех школах.

Безусловно, администрация школы и департамент образования города обязаны записать ребенка в государственную школу при наличии в ней мест. Но на самом деле в реальности много барьеров, и это приводит к тому, что приезжие нередко отказываются от контактов со школой.

Встает вопрос финансирования: у детей должны быть проездные, питание в школе, то есть, с юридической точки зрения, дети мигрантов — это такие же школьники, как и граждане. Следовательно, нужна обновленная законодательная база. В России во всех школах обучают на русском языке, потому что он - государственный язык. В столице стартовал пилотный проект: сеть школ русского языка, и это должно стать ценным опытом, его надо расширять.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020)"0б образовании в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598

3. Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"(по состоянию на 26.08.2016) // (подготовлен ФАДН России)

4. Абрамов Р.А. Направления совершенствования организационно-правовой деятельности государственных и муниципальных органов власти в сфере профилактики экстремизма и ксенофобии в условиях формирующейся личности // Менеджмент в России и за рубежом. - М: Финпресс, 2015. № 1.

5. Абрамов Р.А. Особенности управления в рамках ЕС // Успехи современного естествознания. - Пенза: Издательский Дом "Академия Естествознания", 2014. №12-5.

6. Авакьян С.А. Глава Российского государства и региональные структуры власти: опыт и проблемы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 11. С. 40-47.

7. Аврамова Е.М., Логинов Д.М. Новые тенденции в развитии школьного образования. По данным ежегодного мониторингового исследования Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2016. № 4. С. 163-185. - DOI: 10.17323/1814-9545-2016-4-163-185.

8. Александров Д.А., Баранова В.В., Иванюшина В.А. Дети и родители-мигранты во взаимодействии с российской школой // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2012. № 1. С. 176-199. - DOI: 10.17323/1814-9545-2012-1-176-199.

9. Александров Д.А., Иванюшина В.А., Казарцева Е.В. Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2015. № 2. С. 173-195. - DOI: 10.17323/1814-9545-2015-2-173-195

10. Биктимирова Качество жизни: теоретические подходы и методы измерения, Екатеринбург, 2015.

11. Баразгова Е.С., Вандышев М.Н., Лихачева Л.С. Противоречия в формировании социокультурной идентичности детей трансграничных мигрантов // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2015. Том 72. № 1. С. 229-240.

12. Бочарова З.С. Правовое положение русских беженцев во Франции в 1920-1930-е годы // Россия и современный мир. 2017. № 2. С. 161-176.

13. Вандышев М.Н. Территориальный принцип размещения трудовых мигрантов в большом городе // А.И. Татаркин, А.И. Кузьмин (ред.) Динамика и инерционность воспроизводства населения и замещения поколений в России и СНГ. Т. 2. Демографический потенциал регионов России и СНГ: динамика роста и инерционность изменений. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН. 2017. С. 331-337.

14. Вандышев М.Н., Веселкова Н.В., Петрова Л.Е., Прямикова Л.Е. Взаимодействие детей мигрантов с принимающим сообществом в системе школьного и дошкольного образования: обзор результатов исследования // К.В. Кузьмин, Л.Е. Петрова (ред.) Взаимодействие мигрантов и принимающего сообщества в условиях крупного российского города: сб. науч. ст. Екатеринбург: Изд во Уральского государственного педагогического университета. 2017.

15. Варшавер Е., Рочева А., Иванова Н. Второе поколение мигрантов в России в возрасте 18-30 лет: характеристики структурной интеграции // Социальная политика и социология.2017. Том 16. № 5. С. 63-72.

16. Воробьёва О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации / Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ, 2003. № 9 (202).

17. Ворожцов Е.В. Молодежные волнения во Франции: проблемы иммиграции и образования // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2016. № 2. C. 23-29.

18. Герасимова И.В. Адаптация и интеграция - важнейшие элементы государственной миграционной политики Российской Федерации // Вестник университета (ГУУ). 2016. № 6.

19. Ефимов А.Г., Кацан В.Н. Влияние миграции населения на региональный рынок труда и особенности государственного регулирования миграционных потоков в современной России. - Курск: КГТУ 2016.

20. Ивахнюк И.В. Трудовые мигранты и политика интеграции // Служба занятости. 2015. № 3.

21. Ивахнюк И.В. Управление трудовой миграцией: в поисках новых подходов // Международная Рунова Т.Г. Демография: Учебное пособие. М.: МГИУ 2013.

22. Ивахнюк И. Миграционная политика: вклад в модернизацию России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2015. № 2.

23. Колосницына М.Г Международная трудовая миграция: теоретические основы и политика регулирования // Колосницына М.Г, Суворова И.К. // Лекционные и методические материалы - Экономический журнал ВШЭ. 2013. №4.

24. Лукьянова М.Н. Проблемы стратегического управления муниципальными образованиями / Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. - М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2013.

25. Малышев Е.А. Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции: теория и практика: монография. М.: Юстицинформ, 2017.

26. Остапенко Ю.М. Экономика труда, учебное пособие, 2-е издание, переработанное и дополненное, Москва, «ИНФРА-М», 2015.

27. Парфенцева О.А., Иванова Н.П. Определение потребности российской экономики в рабочей силе с учетом перспектив социально-экономического развития территорий // Вестник БФУ им. И. Канта - Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2011. № 3.

28. Сандугей А.Н. О принципиальных основах стратегического планирования в сфере миграции // Миграционное право. 2017. № 1. С. 8-14.

29. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / Е.Д. Халевинская. - М.: Магистр: Инфра-М, 2013.

30. Халбаева А.М. Политическое управление миграционными процессами в современной России: опыт, тенденции, риски: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. - М., 2015.

31. Фельдман П.Я. Российская модель функционального представительства интересов: национальные политические традиции и современное состояние // Вестник Российской нации. 2014. № 4.

32. Югов А.А. Единство и дифференциация публичной власти: система разделения властей // Российская юстиция. 2017. № 9. С. 5-8.

33. Barwick C. Transnationalism and Intra-European Mobility among Europe's Second Generation: Review and Research Agenda // Global Networks. 2018. Vol. 18. № 4. P. 608-624.

34. Brown B. Unlikely Cosmopolitans: An Ethnographic Reflection on Migration and Belonging in Sri Lanka // Anthropological Quarterly. 2018. Vol. 91. № 1. P. 209-236.

35. Crul M. How Key Transitions Influence School and Labour Market Careers of Descendants of Moroccan and Turkish Migrants in the Netherlands // European Journal of Education. 2018. Vol. 53. № 4. P. 481-494.

36. Haepp T., Hsu M. Educational Inequalities between Children of Marriage Migrants and Those of Local-Born Parents-Quantile Regression Results from Taiwan // Applied Economics. 2019. Vol. 51. № 5. P. 465-487.

37. Convention Relating to the Status of Refugees (1951) a. 5.

38. La loi « pour l'égalité des droits et des chances, la participation et la citoyenneté des personnes handicapées » du 11 février 2005 (loi № 2005-102, JO № 36 du 12 février 2005 page 2353) // URL: www.legifrance.gouv.fr

39. La loi n°2005-380 d'orientation et de programme pour l'avenir de l'école du 23 avril 2005.

40. La loi n° 2006-396 du 31 mars 2006 pour l'égalité des chances La loi relative a la maîtrise de l'immigration, à l'intégration et a l'asile.

41. La loi visant a" interdire le port de tout vêtement cachant totalement ou de manière principale le visage, Moniteur, July 13. // URL: http://www.apa.org/pubs/journals/releases/lhb-lhb0000189.pdf

Bibliography

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (subject to amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 N 6-FKZ, of December 30, 2008 N 7-FKZ, of February 5, 2014 N 2 -FKZ, dated July 21, 2014 N 11-FKZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 08/04/2014, N 31, art. 4398.

2. Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on March 1, 2020) "On Education in the Russian Federation" // "Collection of Legislation of the Russian Federation", December 31, 2012, N 53 (part 1), art. 7598

3. Draft Decree of the Government of the Russian Federation "On approval of the state program of the Russian Federation "Implementation of the state national policy" (as of August 26, 2016) // (prepared by the FADN of Russia)

4. Abramov R.A. Directions for improving the organizational and legal activities of state and municipal authorities in the field of preventing extremism and xenophobia in the context of an emerging personality // Management in Russia and abroad. - M: Finpress, 2015. № 1.

5. Abramov R.A. Features of management within the EU // Successes of modern natural science. - Penza: Publishing House "Academy of Natural History", 2014. № 12-5.

6. Avakyan S.A. The Head of the Russian State and Regional Power Structures: Experience and Problems of Interaction // Constitutional and Municipal Law. 2017. № 11. P. 40-47.

7. Avramova E.M., Loginov D.M. New trends in the development of school education. According to the annual monitoring study of the Center for the Economics of Lifelong Education, RANEPA // Educational Studies / Educational Studies Moscow. 2016. № 4. P. 163-185. - DOI: 10.17323/1814-9545-2016-4-163-185.

8. Aleksandrov D.A., Baranova V.V., Ivanyushina V.A. Migrant children and parents in interaction with the Russian school // Educational Studies / Educational Studies Moscow. 2012. № 1. P. 176-199. - DOI: 10.17323/1814-9545-2012-1-176-199.

9. Aleksandrov D.A., Ivanyushina V.A., Kazartseva E.V. The ethnic composition of schools and the migration status of schoolchildren in Russia // Educational Studies / Educational Studies Moscow. 2015. № 2. P. 173-195. - DOI: 10.17323/1814-9545-2015-2-173-195

10. Biktimirova Quality of life: theoretical approaches and measurement methods, Yekaterinburg, 2015.

11. Barazgova E.S., Vandyshev M.N., Likhacheva L.S. Contradictions in the formation of the socio-cultural identity of children of cross-border migrants // News of the Ural State University. Ser. 2. Humanities. 2015. Volume 72. № 1. P. 229-240.

12. Bocharova Z.S. Legal Status of Russian Refugees in France in the 1920s-1930s // Russia and the Modern World. 2017. № 2. P. 161-176.

13. Vandyshev M.N. Territorial principle of placement of labor migrants in a big city // A.I. Tatarkin, A.I. Kuzmin (ed.) Dynamics and inertia of population reproduction and replacement of generations in Russia and the CIS. Vol. 2. Demographic potential of the regions of Russia and the CIS: dynamics of growth and inertia of changes. Yekaterinburg: Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 2017. P. 331-337.

14. Vandyshev M.N., Veselkova N.V., Petrova L.E., Pryamikova L.E. Interaction of migrant children with the host community in the system of school and preschool education: a review of research results // K.V. Kuzmin, L.E. Petrova (ed.) Interaction between migrants and the host community in a large Russian city: Sat. scientific Art. Yekaterinburg: Publishing House of the Ural State Pedagogical University. 2017.

15. Varshaver E., Rocheva A., Ivanova N. The second generation of migrants in Russia aged 18-30 years: characteristics of structural integration // Social policy and sociology. 2017. Volume 16. № 5. P. 63-72.

16. Vorobyova O.D. Migration processes of the population: issues of theory and state migration policy // Problems of legal regulation of migration processes on the territory of the Russian Federation / Analytical collection of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, 2003. № 9 (202).

17. Vorozhtsov E.V. Youth unrest in France: problems of immigration and education // Educational Studies / Educational Studies Moscow. 2016. № 2. P. 23-29.

18. Gerasimova I.V. Adaptation and integration are the most important elements of the state migration policy of the Russian Federation // Bulletin of the University (GUU). 2016. № 6.

19. Efimov A.G., Katsan V.N. Influence of population migration on the regional labor market and features of state regulation of migration flows in modern Russia. - Kursk: KSTU. 2016.

20. Ivakhnyuk I.V. Labor migrants and integration policy // Employment Service. 2015. № 3.

21. Ivakhnyuk I.V. Management of labor migration: in search of new approaches // Mezhdunarodnaya Runova T.G. Demography: Textbook. M.: MGIU, 2013.

22. Ivakhnyuk I. Migration policy: contribution to the modernization of Russia // Bulletin of the Moscow University. Series 6. Economy. 2015. № 2.

23. Kolosnitsyna M.G. International labor migration: theoretical foundations and policy of regulation // Kolosnitsyna M.G., Suvorova I.K. // Lecture and methodological materials - HSE Economic Journal. 2013. № 4.

24. Lukyanova M.N. Problems of strategic management of municipalities / Ros. economy un-t im. G. V. Plekhanov. - M.: Publishing House of the Russian University of Economics. G.V. Plekhanov, 2013.

25. Malyshev E.A. State administration in the field of external labor migration: theory and practice: monograph. M.: Yustitsinform, 2017.

26. Ostapenko Yu.M. Labor Economics, textbook, 2nd edition, revised and expanded, Moscow, INFRA-M, 2015.

27. Parfentseva O.A., Ivanova N.P. Determining the needs of the Russian economy in the labor force, taking into account the prospects for the socio-economic development of territories // Bulletin of the IKBFU. I. Kant - Kaliningrad: Baltic Federal University. I. Kant, 2011. № 3.

28. Sandugey A.N. On the fundamental principles of strategic planning in the field of migration // Migration law. 2017. № 1. P. 8-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Khalevinskaya E.D. World economy and international economic relations: textbook. - 3rd ed., revised. and additional / E.D. Kha-levinskaya. - M.: Master: Infra-M, 2013.

30. Khalbaeva A.M. Political management of migration processes in modern Russia: experience, trends, risks: dis. ... cand. polit. Sciences: 23.00.02. - M.: 2015.

31. Feldman P.Ya. The Russian Model of Functional Representation of Interests: National Political Traditions and the Current State. Bulletin of the Russian Nation. 2014. № 4.

32. Yugov A.A. Unity and differentiation of public authority: the system of separation of powers // Russian Justice. 2017. № 9. P. 5-8.

33. Barwick C. Transnationalism and Intra-European Mobility among Europe's Second Generation: Review and Research Agenda // Global Networks. 2018. Vol. 18. № 4. P. 608-624.

34. Brown B. Unlikely Cosmopolitans: An Ethnographic Reflection on Migration and Belonging in Sri Lanka // Anthropological Quarterly. 2018. Vol. 91. № 1. P. 209-236.

35. Crul M. How Key Transitions Influence School and Labour Market Careers of Descendants of Moroccan and Turkish Migrants in the Netherlands // European Journal of Education. 2018. Vol. 53. № 4. P. 481-494.

36. Haepp T., Hsu M. Educational Inequalities between Children of Marriage Migrants and Those of Local-Born Parents-Quantile Regression Results from Taiwan // Applied Economics. 2019. Vol. 51. № 5. P. 465-487.

37. Convention Relating to the Status of Refugees (1951) a. 5.

38. La loi « pour l'égalité des droits et des chances, la participation et la citoyenneté des personnes handicapées » du 11 février 2005 (loi № 2005-102, JO № 36 du 12 février 2005 page 2353) // URL: www.legifrance.gouv.fr

39. La loi n°2005-380 d'orientation et de programme pour l'avenir de l'école du 23 avril 2005.

40. La loi n° 2006-396 du 31 mars 2006 pour l'égalité des chances La loi relative a la maîtrise de l'immigration, à l'intégration et a l'asile.

41. La loi visant a" interdire le port de tout vêtement cachant totalement ou de manière principale le visage, Moniteur, July 13. // URL: http://www.apa.org/pubs/journals/releases/lhb-lhb0000189.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.