АФРИКА. БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК
ПРЯЖНИКОВА О.Н.* МИГРАЦИЯ В ЮЖНОЙ АФРИКЕ. - РЕЦ. НА КН.: MIGRATION IN SOUTHERN AFRICA / ed. by P. Rugu-nanan, N. Xulu-Gama. - Cham : Springer, 2022. - 270 p.
Аннотация. В монографии, посвященной миграции в Южной Африке, рассматриваются проблемы внутрирегиональной и трансграничной миграции. Раскрываются темы идентичности трудовых мигрантов, миграции женщин, восприятия мигрантов населением стран-реципиентов, дискриминации и ксенофобии по отношению к мигрантам. Авторы подчеркивают важность проведения последовательной антидискриминационной миграционной политики и деятельности профсоюзных организаций для улучшения положения трудовых мигрантов в Южно-Африканском регионе.
Ключевые слова: Южная Африка; трудовая миграция; ЮАР; женщины-мигрантки; дети мигрантов; отношение к мигрантам; профсоюзы.
PRYAZHNIKOVA O.N. Migration in Southern Africa. - Book review: Migration in Southern Africa / ed. by P. Rugunanan, N. Xulu-Gama. -Cham : Springer, 2022. - 270 p.
Abstract. The book, concerning migration in Southern Africa, covers the problems of the intra-regional and cross-border migration. The topics of labor migrants' identity, migration of women, the perception of migrants by the population of recipient countries, discrimination and xenophobia towards migrants are reviewed. The authors emphasize the importance of a consistent anti-discrimination
* Пряжникова Ольга Николаевна - научный сотрудник отдела экономики Института научной информации по общественным наукам РАН.
migration policy and the activities of trade union organizations aimed to improve the situation of migrant workers in the Southern Africa region.
Keywords: Southern Africa; labour migration; South Africa; migrant women; migrants' children; attitudes to migrants; trade unions.
Для цитирования: Пряжникова О.Н. Миграция в Южной Африке [Рецензия] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2023. -№ 1. - С. 30-37. - Рец. на кн. : Migration in Southern Africa / ed. by P. Rugunanan, N. Xulu-Gama. - Cham : Springer, 2022. - 270 p. DOI: 10.31249/rva/2023.01.02
В основу монографии «Миграция в Южной Африке» легли материалы семинара, проведенного в 2019 г. кафедрой социологии Университета Йоханнесбурга и Институтом Криса Хани и посвященного проблемам миграции в Южно-Африканском регионе. Публикации, вошедшие в книгу, представляют результаты исследований, проведенных с использованием качественных методов анализа закономерностей миграции, благодаря чему, по мнению авторов, удалось углубить понимание особенностей сообществ мигрантов на юге Африки.
Рост внимания ученых к миграции как к тенденции, определяющей ключевые процессы развития Африки, объясняется значительным ростом внутриконтинентальной миграции. При этом большинство африканцев мигрирует внутри континента, потерпев неудачную попытку миграции за пределы Африки или поняв, что такая попытка сопряжена для них со слишком большими трудностями. Часто миграция в рамках континента является второй попыткой миграции (запасным вариантом) или же шагом к тому, чтобы впоследствии выехать за границы континента. В книге рассматриваются два типа миграции - из сельской местности в город и между странами, а также характерные для них темы и проблемы.
Монография состоит из шести частей. В первой части рассматриваются возможности выработки нового взгляда на теорию миграции в Южно-Африканском регионе. На протяжении последней четверти XX в. произошли изменения направлений потоков, темпов и характера миграции на глобальном уровне. Европа перестала быть главным центром притяжения мигрантов на фоне роста
подобных центров в Азии, Африке и Латинской Америке, в том числе и в качестве центров внутрирегиональной миграции.
На фоне роста миграции внутри африканского континента, авторы анализируют: что в таких условиях означает быть «иностранцем» будучи чернокожим африканским мигрантом в Африке. Они отмечают, что первостепенную роль при восприятии индивида в сообществах юга Африки играет общность «по цвету кожи» вне зависимости от национальности и культурных характеристик мигрантов (с. 20). В связи с этим предлагается переосмыслить африканскую миграцию с учетом так называемой «черной африканской идентичности», которая преодолевает национальные и этнические границы, а также ее потенциального вклада в социально-экономическую и политическую региональную интеграцию.
Вместе с тем указывается на внутренние противоречия распространенной в странах Южной Африки и поддерживаемой международными организациями неолиберальной идеологии дерегулирования рынка труда, которая, как показывают исследования, способствует криминализации сообществ мигрантов, их сверхэксплуатации в условиях роста прекаризации занятости (с. 51). Кроме того, неолиберальная политика способствует, по мнению авторов, росту конкуренции за рабочие места между гражданами стран -реципиентов миграции и мигрантами-иностранцами, что часто приводит к ксенофобии и насилию, подрывающим солидарность африканцев.
Во второй части книги затрагиваются проблемы регулирования миграции в странах Южной Африки. На примере ЮАР авторы констатируют, что, несмотря на разработанную в стране прогрессивную миграционную политику и соответствующее ей антидискриминационное законодательство, их реализация по-прежнему не сопровождается снижением антииммигрантских настроений среди населения, а механизмы обеспечения законности, когда речь идет о соблюдении прав мигрантов, часто слабы (с. 73).
Кроме того, отмечается, что политика ЮАР в отношении беженцев и лиц, просящих об убежище (asylum seekers), меняется в сторону больших ограничений с точки зрения получения соответствующего легального статуса, который также предоставляется на все более краткое время. Подчеркивается, что прием беженцев и лиц, ищущих убежища, является вопросом гуманитарной помо-
щи индивидам, однако политические дискуссии вокруг этой темы ведутся в терминах миграционной политики, что, по мнению авторов, свидетельствует об ошибочном подходе к проблеме (с. 87).
Рассматривая роль профсоюзов в деле представления интересов трудовых мигрантов в ЮАР, авторы критикуют их политику за недостаточную поддержку мигрантов. В особенности игнорируются неквалифицированные работники, в частности, в том, что касается их потребностей в обучении и повышении квалификации. Вместе с тем Конгресс южноафриканских профсоюзов (Congress of South African Trade Unions (COSATU)) сформулировал ряд направлений в рамках стратегии, направленной на решение проблем профессиональной подготовки работников, в том числе и иностранных мигрантов (с. 96-97):
1) выделение групп трудовых мигрантов, которые подвергаются угрозе сверхэксплуатации;
2) разоблачение и осуждение эксплуатации и жестокого обращения с мигрантами со стороны работодатели, агентов по найму и т.д. ;
3) обеспечение соблюдения прав иностранных мигрантов путем предоставления им легального статуса и доступа к социальной защите;
4) переход от расистской и дискриминационной миграционной политики «в стиле апартеида» к более инклюзивной и гуманной;
5) выявление причин ксенофобии и борьба с ними;
6) лоббирование разработки политики, направленной на защиту иностранных мигрантов, работающих в ЮАР, в том числе в рамках профсоюзного движения;
7) создание возможностей для трансфера профессиональных навыков в африканском регионе, в частности путем целенаправленного привлечения квалифицированной рабочей силы из соседних стран.
Третья часть монографии посвящена политике ЮАР в сфере внутренней миграции и ее влиянию на региональную мобильность. Потоки внутренних (переселяющихся из сельской местности в города) и трансграничных мигрантов пересекаются и «оседают» в неформальных поселениях, представляющих собой так называемый плавильный котел разнообразных культур. Вместе с тем ис-
торическое наследие апартеида, социальное неравенство, высокий уровень безработицы и низкий экономический рост приводят к увеличению бедных слоев населения, прежде всего в подобных поселениях. В связи с этим растет актуальность разработки и внедрения эффективной и последовательной политики, предполагающей инвестиции в социальную и городскую инфраструктуру: жилье, медицинские и образовательные учреждения, чтобы уменьшить бедность и построить процветающее общество (с. 121).
Кроме того, в данном разделе рассматривается опыт жен-щин-мигранток и показываются сходные проблемы, с которыми сталкиваются женщины, переезжающие из сельских районов в города внутри ЮАР, и трансграничные мигрантки, а именно: социальная уязвимость, экономические трудности, подтолкнувшие к миграции и т.д. (с. 135).
Центром исследований четвертого раздела книги стали такие группы мигрантов, как матери и дети. Так, в контексте системы социальной защиты раскрываются проблемы молодых матерей, вынужденных становиться внутренними мигрантами, которые, переезжая в город, полагаются, главным образом, на социальные выплаты, позволяющие им экономически поддерживать свои семьи в сельских районах (с. 150).
Изучая проблемы, лежащие на пересечении миграции и образования, авторы рассматривают возможности доступа к образованию детей иммигрантов второго поколения (дети, чьи родители были первым поколением, родившимся на новой родине), проживающих в сельской местности ЮАР. Несмотря на то что представители второго поколения мигрантов, родившиеся в стране, имеют возможность стать гражданами ЮАР, на практике получение гражданства остается сложной задачей для этой социальной группы. В результате дети второго поколения мигрантов (особенно из бедных семей) сталкиваются с неравенством в образовании, на рынке труда и в сфере политического участия в жизни общества (с. 166). При этом отмечается, что дети мигрантов второго поколения особенно ценят доступ к образованию и стремятся получить его (с. 180).
Пятый раздел монографии рассматривает проблемы идентичности мигрантов в странах-реципиентах. При иммиграции так называемые добровольные экономические мигранты, ищущие за
рубежом новые профессиональные возможности, «проходят» процессы аккультурации под влиянием новых для них социальных представлений, которые вызывают конфликт / раскол их идентичности (identity conflict/schism). В результате мигрантам приходится перестраивать и реконструировать свою идентичность в краткосрочной перспективе, чтобы достичь ее «стабилизации». Такая ре-идентификация может так или иначе повлиять на продолжительность их пребывания в стране-реципиенте (с. 197).
Кроме того, авторы показывают, как дискриминация и угнетение мигрантов проявляются в скрытых и явных формах ксенофобии, которая, по их утверждению, уходит своими корнями в расистское прошлое ЮАР. Африканские иммигранты негативно воспринимаются местным населением как «больные», «преступные», «нелегальные», «похитители рабочих мест». В таких условиях указывается на важность реализации государством стратегии «регуманизации» африканских иммигрантов в ЮАР, которая бы включала расширение социальных исследований данной тематики, продвижение воспитания в духе мира1, а также поддержку некоммерческих и гуманитарных организаций, борющихся с ксенофобией (с. 209).
В шестой части книги освещается тема прав работников-мигрантов. Авторы анализируют практики нелегальных зимбаб-вийских мигрантов в ЮАР, а именно поденных работников (day labourers), сталкивающихся в силу своего статуса с ограничением прав, угрозой депортации, ограничением доступа на рынок труда и эксплуатацией. Однако мигранты используют своеобразный тактический прием, позволяющий им преодолеть подобные трудности. Они придерживаются подхода kukiya-kiya, в основе которого лежит уверенность в своих силах, положительное отношение к тяжелому физическому труду, приверженность принципам ответственности и подчинения правилам. Авторы отмечают, что, с одной стороны, работники, исповедующие подобную трудовую этику, привлекательны для некоторых работодателей, но, с другой стороны, она может способствовать «воспроизводству» эксплуатации нелегальных трудовых мигрантов (с. 243).
1 Воспитание в духе мира (peace education) - процесс приобретения ценностей, знаний, навыков и поведенческих установок для того, чтобы жить в гармонии с собой, людьми и окружающей средой.
35
Кроме того, рассматривая роль профсоюзов ЮАР в деле защиты прав трудовых мигрантов, авторы подчеркивают, что южноафриканские профсоюзные объединения воспринимают работников как единую однородную группу, определяемую исключительно с точки зрения ее отношения с капиталом. Такой подход способствует тому, что трудовые мигранты, которые чаще других подвергаются эксплуатации работодателями из-за их уязвимого статуса, рассматриваются в качестве «врагов», так как предают других представителей рабочего класса, соглашаясь на более низкую оплату и худшие условия труда. По мнению авторов, в современных условиях, когда получают широкое распространение формы гибкой занятости (например, прекариат), а частью рабочей силы становится большое количество людей, родившихся за пределами той или иной страны, профсоюзы должны адаптироваться к новым вызовам в сфере защиты прав и представления интересов всех работников (с. 258).
В заключение важно подчеркнуть, что рассматриваемая монография предлагает новые способы теоретизирования в области миграции. Такие факторы, как раса, классовая принадлежность, национальность, гендер, историческое наследие, обычно изучаются отдельно от проблем трудовой миграции. Значимость исследований, вошедших в данное издание, во многом обусловлена тем, что они лежат на пересечении теоретической базы различных проблемных полей.
Кроме того, книга представляет всеобъемлющую картину миграционных процессов в Южно-Африканском регионе, так как в ней освещаются два типа миграции: направленной из сельской местности в город и международной. Авторы смогли продемонстрировать, что проводимая, в частности в ЮАР, политика в сфере миграции, направлена на уменьшение притока трудовых мигрантов, однако не обязательно его сокращает. По сути, ее результатом является фиксация нелегального статуса определенных миграционных процессов в условиях, когда доступ к политическим, экономическим и социальным ресурсам общества открыт только для лиц, имеющих гражданство страны - реципиента мигрантов. Такая ситуация оставляет большинство трудовых мигрантов в уязвимом положении и сохраняет угрозу их эксплуатации. В связи с этим авторы указывают на необходимость сместить акцент в рамках
иммиграционного режима со сдерживания и контроля над миграцией на защиту прав мигрантов и адекватное администрирование и управление их статусом (с. 268).
В целом, важно отметить, что, хотя основное внимание в книге уделяется социологии миграции в рамках отдельного региона, представленные эмпирический материал и теоретические выводы можно рассматривать и в более универсальном контексте стран глобального Юга, имеющих схожие социально-экономические особенности и политическую динамику миграции, обусловленные неравенством в распределении ресурсов.