Научная статья на тему 'Борьба с празднованием джиена в татарских селениях Заказанья в 80-е гг. XIX в'

Борьба с празднованием джиена в татарских селениях Заказанья в 80-е гг. XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖИЕН / КАЗАНСКИЙ УЕЗД КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ / ГУБЕРНАТОР / ВЛАСТЬ / ШАРИАТ / ОРЕНБУРГСКОЕ МАГОМЕТАНСКОЕ ДУХОВНОЕ СОБРАНИЕ / AUTHORITY / DZHIYEN / GOVERNOR / KAZAN DISTRICT OF KAZAN PROVINCE / ORENBURG MUSLIM SPIRITUAL ASSEMBLY / SHARIAH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ногманов Айдар Ильсурович, Багаутдинова Халида Зиннатовна

Публикуемые архивные документы содержат сведения о празднике Джиен, отмечавшемся татарами по окончании весенних полевых работ. Во второй половине XIX в. основным местом его проведения был Казанский уезд Казанской губернии. Джиен нес в себе древнетюркские традиции самоуправления и не соответствовал нормам шариата, что вызвало неприятие к нему со стороны официальных властей и мусульманского духовенства. В публикации показана борьба с джиенами в 1880-е гг., период ужесточения внутренней политики Российского государства, отражено участие в ней религиозно настроенных татарских общественных деятелей. Представленные документы впервые вводятся в научный оборот и дают представление о малоизвестных страницах истории татарского народа, его традициях и обычаях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIGHT AGAINST THE CELEBRATION OF DZHIYEN IN TATAR SETTLEMENTS AROUND KAZAN IN THE 1880s

Published archival documents contain information about the holiday Dzhiyen, which was celebrated by Tatars at the end of the spring planting. In the second half of the nineteenth century the main region for the celebrations was the Kazan District of Kazan Province. Dzhiyen carried on the ancient Turkic traditions of self-government and did not conform to the norms of shariah, which caused it to be rejected by the official authorities and the Muslim clergy. This article explores the battle against Dzhiyens in 1880s, during the tightening of the Russian state’s domestic policy, which reflected in part the state’s religious-minded Tatar public figures. This marks the first introduction of documents on Dzhiyen into scientific circulation, which provide knowledge about a little-known microhistory of the Tatar people, their traditions, and customs.

Текст научной работы на тему «Борьба с празднованием джиена в татарских селениях Заказанья в 80-е гг. XIX в»

Документы

УДК 94(470.41)

БОРЬБА С ПРАЗДНОВАНИЕМ ДЖИЕНА В ТАТАРСКИХ СЕЛЕНИЯХ ЗАКАЗАНЬЯ В 80-е гг. XIX в.

А.И. Ногманов, Х.З. Багаутдинова

Институт истории им. Ш.Марджани

Академии наук Республики Татарстан

Казань, Российская Федерация

nogmanov_a@mail.ru, halida12_61@mail.ru

Публикуемые архивные документы содержат сведения о празднике Джиен, отмечавшемся татарами по окончании весенних полевых работ. Во второй половине XIX в. основным местом его проведения был Казанский уезд Казанской губернии. Джиен нес в себе древнетюркские традиции самоуправления и не соответствовал нормам шариата, что вызвало неприятие к нему со стороны официальных властей и мусульманского духовенства. В публикации показана борьба с джиенами в 1880-е гг., период ужесточения внутренней политики Российского государства, отражено участие в ней религиозно настроенных татарских общественных деятелей. Представленные документы впервые вводятся в научный оборот и дают представление о малоизвестных страницах истории татарского народа, его традициях и обычаях.

Ключевые слова: Джиен, Казанский уезд Казанской губернии, губернатор, власть, шариат, Оренбургское магометанское духовное собрание

29 апреля 1884 г. крестьянин д.Миндель Ковалинской волости Казанского уезда (ныне с.Мемдель Высокогорского района РТ) Хасан Галеев обратился к казанскому губернатору Л.И.Черкасову с просьбой принять меры «к прекращению» праздника джиен, распространенного в татарских селениях Алатской, Ковалинской, Никольской и Студёно-Ключинской волостей [1; л.1—3]. В обоснование своего прошения он указал на материальные издержки, которые несли крестьяне из-за расходов на празднества, продолжавшиеся несколько недель и отвлекавшие множество людей от сельскохозяйственных работ в разгар летней страды. Губернские власти всерьез отнеслись к заявлению Галеева, поскольку под угрозой оказался сбор государственных налогов, и дали ход делу. В результате разбирательства сложился комплекс документов, представленный в настоящей публикации. Они знакомят читателя с одним из примечательных явлений в жизни татар Заказанья второй половины XIX столетия - праздником

джиен - доставшимся им в наследство от далеких предков и вызывавшим стойкое неприятие официальной власти и мусульманского духовенства.

В качестве справки укажем, что понятие джиен у древних тюрок обозначало общественно-территориальную единицу с определенными социально-историческими и культурно-бытовыми функциями, аналог родовой общины [3]. В Волжской Булгарии и Казанском ханстве существовали джиенные округа, объединявшие несколько соседних селений. Они именовались по названию головного села, в котором проводились все общественно-значимые мероприятия: сходы (собрания), советы старейшин, совместные празднества. От 3 до 20 джиенных округов составляли более крупные объединения, известные в научной литературе под названием «конфедерации джиенных округов». Их отличала территориальная целостность, основанная на кровнородственных отношениях и тесных экономических связях. Большинство центров джиенных конфедераций совпадали с центрами феодальных округов. По мере изживания феодальной раздробленности, ускорившегося с падением Казанского ханства, а также быстрого развития товарно-денежных отношений, социально-организаторская функция джиенов постепенно утрачивалась, однако культурно-бытовая роль не только сохранялась, но и возрастала. В условиях дореволюционной российской действительности они выполняли своеобразную компенсаторную функцию, предоставляя татарскому населению отдушину от тягот повседневной жизни.

Существовали различные локальные варианты проведения джиенов, связанные с особенностями расселения татар, их взаимодействия с другими этносами, влиянием христианизации и т.д. Классический сценарий джиенного праздника сложился в Заказанье, где джиен существовал с глубокой древности и значительно дольше сохранялись родственно-общинные отношения. Проводился он в весенне-летний период, с конца посевных работ до начала сенокоса. Деревни одного округа праздновали джиен в определенной очерёдности. В течение 3-5 дней устраивались семейные торжества с приёмом гостей из соседних деревень, молодёжные гулянья и вечерние игрища. Большая часть головных сёл джиенных округов и конфедераций, куда ежегодно в определенные дни стекались народные массы для праздничного увеселения, превращалась также в центры ярмарочной торговли. К празднику приурочивали свадебные церемонии и другие события, значимые для татарского населения.

Документы, предлагаемые читателю, подразделяются на две группы. К первой относятся материалы, связанные с упомянутым прошением Х.Га-леева и охватывающие период с апреля 1884 г. по март 1885 г. Документы второй группы, датированные февралем - июлем 1887 г., появились вследствие инициативы купцов А.Я. Сайдашева и М.И. Галеева, предложивших Казанскому уездному земскому собранию ходатайствовать перед министром внутренних дел Д. А. Толстым об «искоренении» джиена [2; л.1]. Несмотря на разность происхождения, документы обеих групп имеют истори-

ческую преемственность, много общего в содержательном плане, и объединены одинаково негативной оценкой джиенов. Подобная позиция вполне объяснима, так все публикуемые источники вышли из одного лагеря. К нему относились не только податели прошений, но чиновники различных подразделений губернской администрации, представители Казанской земской управы, а также руководство Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) в лице муфтиев Г.Сулейманова и С.Тевкелева.

Мотивы неприятия джиена у упомянутых лиц и органов власти формально одинаковы - беспокойство за материальное положение татарских крестьян, несших существенные расходы по его проведению. Однако знакомство с публикуемыми документами позволяет обнаружить и другие побудительные причины. Так, для казанского губернского начальства большое значение имел фактор общественной безопасности. Следствием покушения 1 марта 1881 г. на императора Александра II стало ужесточение охранительных мер по всей России. В этих условиях джиены, ежегодно собиравшие без санкции властей сотни и тысячи участников, безусловно, вызывали настороженность и опасения со стороны официальных кругов.

Руководство ОМДС и мусульманскую общественность в лице Х. Га-леева, А.Я. Сайдашева и М.И. Галеева более заботили массовые нарушения предписаний шариата, имевшие место в ходе многодневных празднеств. Они выражались в употреблении спиртных напитков, драках, ругани, большей, нежели в обычные дни, свободе поведения, в том числе в отношениях полов и т.д. Это, как считали противники джиенов, негативно сказывалось на нравственности татарского населения, подрывало позиции ислама и авторитет мусульманских священнослужителей, не способных повлиять на своих прихожан.

Озабоченность проблемой джиенов проявилась у руководства ОМДС задолго до 1884 г. По инициативе муфтия Г.Сулейманова еще в феврале 1859 г. в Духовном собрании было открыто дело о ликвидации данного обычая [1; л.18]. Результатом обращения муфтия к казанскому губернатору П.Ф. Козлянинову стал циркуляр от 5 сентября 1861 г., предписавший должностным лицам Казанской губернии пресекать проведение джиенов на местах. В рапорте Чистопольского уездного исправника от 14 января 1885 г. суть циркуляра излагалась следующим образом: «предписать всем становым приставам принять зависящие меры к удержанию татар от празднования Зиена, как вредного для них» [1; л.29 об.].

Конкретизировать эти меры не представляется возможным, поскольку дело 1861 г. полицейского отделения 2 стола Казанского губернского правления под №266 «О прекращении в Казанской губернии вредного магометанской религии татарского праздника «Зиина» было уничтожено 26 ноября 1870 г. в числе других бумаг с истекшим сроком хранения [1; л.13]. Запросы губернаторов Л.И. Черкасова и сменившего его Н.Е. Андриевского в уездные правления и ОМДС о предоставлении копии циркуляра не дали результатов. В рапорте казанского уездного исправника от 23 октяб-

ря 1884 г. сообщалось, что в 1875 г. все дела по 1865 г. были проданы с торгов по предписанию Казанского губернского правления [1; л.16]. В Те-тюшском уезде дела и книги местного полицейского управления за 1861 г. были проданы с аукционного торга в 1881 г. [1; л.23]. В Цивильском уезде это случилось в 1879 г. [1; л. 30]. Аналогичная ситуация наблюдалась в Мамадышском [1; л.31], Чебоксарском [1; л. 32] и Спасском [1; л.34] уездах. В отношении оренбургского муфтия С.Тевкелева от 18 декабря 1884 г. указывалось, что дело «по сему предмету» было сдано в архив, но «за смертью архивариуса» не было там обнаружено [1; л.18].

Подобное прохладное отношение к циркуляру от 5 сентября 1861 г., вероятно, обуславливалось человеческим фактором. В августе 1862 г. умер муфтий Г.Сулейманов, ровно через год, в августе 1863 г., покинул свой пост губернатор П.Ф. Козлянинов. В связи с этим проблема с джиенами потеряла бюрократическую актуальность, переписка по данному вопросу была уничтожена [1; л.9], а к 1884 г. о «вредном мусульманском празднике» все забыли. Преемник Г.Сулейманова на посту муфтия С.Тевкелев не проявлял рвения в данном вопросе. На письмо казанского губернатора Л.И. Черкасова от 8 мая 1884 г. с просьбой о содействии в борьбе с джие-нами Тевкелев ответил, что повлиять на участников празднеств может лишь через «слово убеждения» духовных лиц, однако тут же выразил сомнение в эффективности словесных увещеваний «когда для прекращения сего требуются строгие административные меры» [1; л.6-6 об.].

В итоге, чиновникам Казанской губернской канцелярии пришлось с «нуля» и исключительно своими силами разбираться в ситуации. Значительную часть документов, представленных в деле №6030, возбужденном по заявлению Х.Галеева, составляет переписка с ОМДС и другими инстанциями с целью выяснения сути народного праздника и содержания нормативных документов, связанных с ним [1; л.7, 8, 10-11, 12-12об., 15-15об., 17-17об.]. Рапорты чиновников с мест позволяют в некоторой степени локализировать ареал распространения джиена. Так, в донесениях исправников Козьмодемьянского и Ядринского уездов указывалось, что в 1861 г. циркуляр от 5 сентября местные суды лишь приняли к сведению, объяснив это «неимением» в уездах татарского населения. Тогда же распоряжения становым приставам о недопущении татар к празднованию «Зиена» были отданы в Цивильском [1; л.26] и Чистопольском уездах [1; л.29]. В Царёво-кокшайском уезде соответствующие указания получил пристав 2 стана, в котором имелись мусульманские селения [1; л.28]. 16 февраля 1885 г. лаи-шевский уездный исправник рапортовал казанскому губернатору Н.Е. Андриевскому - «в настоящее мусульманского праздника «Зиен» в вверенном мне уезде вовсе не существует» [1; л.35]. Рапорт аналогичного содержания представил свияжский уездный исправник [1; л.36].

К сожалению, в деле №6030 отсутствует информация о ситуации с джиенами в середине 1880-х гг. в Мамадышском, Тетюшском, Спасском и Чистопольском уездах Казанской губернии. Циркулярное предписание

казанского губернатора 14 марта 1885 г., подведшее итог разбирательству по заявлению Х.Галеева и предписывавшее «строго наблюдать за неисполнением магометанами праздника «Зиин», адресовалось полицейским властям всех уездов губернии [1; л. 41]. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что в последней четверти XIX столетия основным местом бытования джиенов являлся Казанский уезд. На это указывает и дело №7233, заведенное в 1887 г. Канцелярией казанского губернатора по ходатайству председателя Казанской земской управы П.Перцова [2]. Документы, представленные в нем, связаны исключительно с Заказаньем.

В указанном деле следует особо выделить следующие моменты. Во-первых, в отличие от ситуации 1884-1885 гг., инициаторы обращения П.Перцова гласные Казанской городской думы А.Я. Сайдашев и М.И. Га-леев пытались вынести проблему с джиенами на всероссийский уровень, добиваясь их запрета Министерством внутренних дел [2; л.1]. Это предложение не было поддержано руководством Казанской губернии, вероятно, из-за локальности проблемы и нежелания выносить сор из избы. Во-вторых, циркуляр 14 марта 1885 г., в отличие от циркуляра от 5 сентября 1861 г., принес реальные плоды. В рапорте 26 мая 1887 г. казанского уездного исправника губернатору Н.Е. Андриевскому констатировалось уменьшение на 2/3 масштабов празднования джиена, а также сокращение сроков его проведения до 3 дней вместо прежних нескольких недель [2; л.8 об.]. Такие существенные результаты объяснялись активной разъяснительной работой сельских старост и мулл о вредном влиянии длительных праздников на благосостояние крестьянских хозяйств и нравственность населения [2; л.8]. Наконец, обращает на себя внимание прагматизм уездных полицейских властей, выступавших против чрезмерного давления на мусульман. По мнению казанского уездного исправника, джиен «установленный изстари предками» невозможно остановить в один-два года, со временем же его празднование «будет оставлено само собою без всяких принудительных мер» [2; л.9-9 об.]. Подобный рационализм местных чиновников объясняется их большей близостью к татарскому населению и лучшим знанием реальной ситуации.

Не исключено также, что негативные экономические последствия проведения джиенов были изначально намеренно преувеличены. В противном случае государство гораздо раньше обратило бы внимание на данную проблему. Если допустить, что уже к 1859 г., когда впервые возник вопрос о ликвидации джиенов, атериальное положение татарских крестьян было подорвано, то к середине 1880-х гг. они должны были потерять всяческую платежеспособность и полностью разориться. Этого не произошло, несмотря на то, что джиены в Заказанье проводились с незапамятных времен. Отсюда следует вывод: местные жители все же соизмеряли свои расходы с доходами, а упорное следование традициям предков имело для них не только материальное измерение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф.1. Оп. 3 Д. 6030.

2. НА РТ. Ф.1. Оп. 3. Д.7233.

3. Татарская энциклопедия. Т.2. Казань, 2005. С.276.

ПРИЛОЖЕНИЯ №1

1884 г. апреля 29. Заявление крестьянина д. Мемдель Х.Галеева казанскому губернатору Л.И.Черкасову о прекращении празднования джиена в татарских селениях Казанского уезда.

№522

Его превосходительству господину начальнику Казанской губернии крестьянина Казанского уезда Ковалинской волости деревни Миндилей Хасана Галеева, жительствующего в деревне Миндилях в своем доме.

Заявление

Имею честь заявить Вашему превосходительству о том, что дознано мною относительно бедствия нашего мусульманского населения Казанского уезда в четырех волостях, а именно: в 1-й Никольской, 2-й) Алатской, 3-й) Студёно-Ключищинской и 4-й) Ковалинской; в вышеупомянутых волостях есть мусульманский обычай, который не относящийся «к Шариаду». Этот обычай, называемый «Зиен», т.е. народное гуляние, бывает почти в продолжение пяти недель, во время страдовой работы, во время паровой, сенокосу и жатвы хлеба. Приблизительно начинается «Зиен» с 15 июня и продолжают по 15-е июля каждого года. Первый «Зиен» должен начаться в нынешнем году в Никольской волости, называемый «Упса» с 22 июня, т.е. народное гуляние, 2-й, Алатской волости с 29 июня, называемый «Куш-капка», 3-е, Студено-Ключинской волости, 6 июля называемый «Биик-таф» и 4-й, Ковалинской волости с 13 июля, называемый «Кабак». К этому народному гулянию все мусульмане приготовляются ранее за неделю и начинают ездить в гости из одной волости в другую понедельно, где производят пировство. А на этот предмет гулянья употребляют последние свои средства, а у которых нет денежных средств, закладывают свои вещи и берут провизию за дорогую цену с тем, чтобы уплачивать этот долг по урожаю хлеба, и долги платят хлебом за ничтожную цену, или же сеном тоже за самую ничтожную цену. В случае же недостачи на уплату долгов хлебом или сеном, то в таком случае продают своих домашних животных, или же отдают в аренду свою землю другим лицам, более состоятельным мусульманам, а сами остаются без земли. В таком случае все эти мусульмане делаются неимущими, и не в состоянии уплачивать государственных повинностей. Еще некоторые берут продукты за дорогую цену и обязуются уплачивать своими заработками во время полевой работы, когда поспевает жать хлеб, то он должен прежде заработать свой долг, а свой хлеб остается на корню, который от ветров и зрелости зерна осыпается, то уже ему приходиться жать колос, в котором зерна бывает много неполным.

В таком случае почти все мусульмане начинают бедствовать и не имеют возможности приобретать для пропитания своих семейств; по моему мнению, я считаю, что народ бедствует чрез свои лишние расходы, а именно: вышеупомянутые для народного гуляния, чрез что и не могут уплачивать государственные повинности, а также и пропитывать свои семейство.

Вследствие всего вышеизложенного имею честь заявить Вашему превосходительству и покорнейше прошу обратить внимание на вредное для общества мусульманского гуляние, примите меры об уничтожении оного гуляния, чрез кого следует, так как это гуляние есть не обязательное по нашему «Ше-риату», без которого можно обойтись. Апреля 29 дня 1884 г. по-татарски подписал Хасан Галеев (подпись по-татарски).

НА РТ, ф.1, оп.3, д.6030, л.1-3.

№2

1884 г. мая 8. Отношение казанского губернатора Л.И. Черкасова оренбургскому муфтию С. Тевкелеву о содействии в уничтожении джиена.

№1643

Милостивый государь Шангарей Салимгареевич*!

До сведения моего дошло, что в среде мусульманского населения Казанского уезда, волостей: Никольской, Алатской, Студено-Ключищинской и Ковалинской существует праздник, не относящийся к установленным по «Ша-риаду», называемый «Зиен», в который мусульмане в продолжение пяти недель пируют, причем мусульмане тратят последние средства на угощение гостей, а кто не имеет денег, тот продает свое имущество и скот за ничтожную цену. Когда же придет время уплаты податей и других повинностей, то у крестьян не бывает ни денег, ни имущества и подати остаются не уплаченными.

Сообщая о сем Вашему превосходительству, имею честь покорнейше просить не отказать в вашем распоряжении о содействии к уничтожению такого обычая, который при неурожайных годах совершенно разоряет крестьян-магометан и ... сельское благосостояние.

Подписал: губернатор Черкасов

Скрепил: правитель канцелярии Орлов

НА РТ, ф.1, оп.3, д.6030, л.4-5.

* В тексте перепутаны имя и отчество Тевкелева. Должно быть: Салим -гарей Шангареевич.

№3

1884 г. июня 4. Отношение оренбургского муфтия С.Тевкелева исполняющему должность казанского губернатора К.Н.Хитрово о принятии административных мер для прекращения празднования джиена.

№1505

Господину исправляющему должность казанского губернатора.

Его превосходительство бывший губернатор Черкасов сообщил мне, что до его сведения дошло, что в среде мусульманского населения Казанского уезда, волостей Никольской, Алатской, Студено-Ключищенской и Ковалин-

ской существует праздник, не относящийся к установленным по шаригату, называемый «Зиин», в который мусульмане в продолжении пяти недель пируют, при чем мусульмане тратят последние средства на угощение гостей, а кто не имеет денег, тот продает свое имущество и скот за ничтожную сумму, когда же придет время уплаты податей и других повинностей, то у крестьян не бывает ни денег, ни имущества и подати остаются не уплаченными, почему и просил моего содействия к уничтожению такого обычая.

Вполне разделяя мнение его превосходительства г. Черкасова и имея в виду 1е, что об уничтожении празднества Зиина между мусульман Казанской губернии как вредного в нравственном отношении и разорительного в благосостоянии крестьян в особенности при неурожаях, Магометанское духовное собрание уже ходатайствовало у Казанского губернского начальства и 2е, что мое содействие в этом случае может быть только чрез духовных лиц в слове убеждения, что не может в этом иметь успеха, когда для прекращения сего требуются строгие административные меры.

В виду всего этого, я имею честь покорнейше просить Ваше превосходительство сделать распоряжение к прекращению введенного между мусульман в обычай такого вредного для них празднества в административном порядке как будут признано удобным по всей Казанской губернии и о последующем меня уведомить.

Оренбургский муфтий С.Тевкелев

НА РТ, ф.1, оп.3, д.6030, л.6-6 об.

№4

1884 г. июня 14. Отношение казанского вице-губернатора К.Н. Хитрово оренбургскому муфтию С. Тевкелеву о предоставлении сведений о ходатайстве ОМДС по поводу упразднения джиена в Казанской губернии.

№2046

В дополнение к отношению за №1505, имею честь покорнейше просить Ваше превосходительство неотложно доставить сведение, когда именно и за каким № воспоследовало к казанскому губернскому начальству упоминаемое в нашем обращении ходатайство Магометанского духовного собрания об упразднении исполняемаго мусульманским населением Казанской губернии празднества «Зиен».

Подписал: и.о. губернатора вице-губернатор Хитрово

НА РТ, ф.1, оп.3, д.6030, л.7-7 об.

№5

1884 г. сентября 4. Отношение оренбургского муфтия С.Тевкелева казанскому губернатору Н.Е.Андриевскому о невозможности представить сведения о прежнем ходатайстве ОМДС по поводу упразднения у мусульман джиена.

№2386

На отношение Вашего превосходительства от 18 августа сего года за №2783 имею честь уведомить, что, как мне известно, о прекращении у му-

сульман празднества Зеина было возбуждено ходатайство при бывшем муфтии Сулейманове, за смертью которого и за уничтожением многих переписок в настоящее время переписки по означенному предмету не найдено.

Оренбургский муфтий С.Тевкелев

НА РТ, ф.1, оп.3, д.6030, л.9.

№6

1884 г. сентября 12. Отношение правителя канцелярии казанского губернатора в 1 е отделение Казанского губернского правления о предоставлении данных о переписке с муфтием Г. Сулеймановым.

№3087

Оренбургский муфтий за №1505 уведомил его превосходительство г. губернатора, что предшественником Сулеймановым было возбуждено ходатайство пред губернским начальством относительно упразднения мусульманским населением Казанской губернии празднества «Зиен», но когда именно воспоследовало такое ходатайство за смертию Сулейманова и за уничтожением переписок в настоящее время указать не может.

... сего, канцелярия губернатора по приказанию его превосходительства имеет честь покорнейше просить 1-е отделение губернского правления навести справки в делах правления или в архивах оного, не окажется ли упоминаемая выше переписка и в утвердительном ответе прислать таковую в канцелярию.

Правитель канцелярии (подпись)

НА РТ, ф.1, оп.3, д.6030, л.10-11.

№7

1884 г. октября 5. Отношение первого отделения Казанского губернского правления в Канцелярию казанского губернатора об уничтожении дела 1861 г. о прекращении в Казанской губернии праздника «джиен».

№5762

На отношение от 12 минувшего сентября за №3087, первое отделение губернского правления с разрешения г. вице-губернатора имеет честь уведомить Канцелярию его превосходительства, что дело полицейского отделения 2 стола Губернского правления 1861 года под №266 о прекращении в Казанской губернии вредного магометанской религии татарского праздника «Зии-на» уничтожено 26 ноября 1870 года, но из настольного реестра делам помянутого стола видно, что по означенному делу губернским правлением было предписано городским и земским полициям и Оренбургскому магометанскому духовному собранию 5 сентября 1861 года за №6142.

За советника, губернский медицинский инспектор (подпись).

НА РТ, ф.1, оп.3, д.6030, л.13.

Историческая этнология. 2016. Том 1, № 1 №8

1884 г. октября 23. Рапорт казанского уездного исправника казанскому губернатору Н.Е.Андриевскому о невозможности представить сведения о предписании губернского правления от 5 сентября 1861 г.

Во исполнение предписания от 10 октября за №3491, имею честь донести Вашему превосходительству, что все дела казанского исправника по 1865 год, согласно предписания Казанского губернского правления от 8 июля 1875 года за №597, проданы с торгов, почему сведения о сделанном распоряжении по предписанию губернского правления от 5 сентября 1861 года - доставить представляется не возможным.

Подпись

НА РТ, ф.1, оп.3, д.6030, л.16.

№9

1884 г. декабря 18. Отношение оренбургского муфтия С.Тевкелева казанскому губернатору Н.Е.Андриевскому о невозможности представить копию отношения Казанского губернского правления от 5 сентября 1861 г.

№3168

На предложение от 9-го прошлого октября за №3481 Магометанское духовное собрание имеет честь уведомить Ваше превосходительство, что требуемую тем предложением копию с отношения Казанского губернского правления от 5 го сентября 1861 года за №6142, по делу о прекращении в Казанской губернии вредного для мусульманской религии мусульманского праздника «Зиен», Магометанское духовное собрание выслать не может, так как дела по сему предмету, начавшегося 7-го февраля 1859 года, бывше сданного в архив, за смертью архивариуса, в архиве не оказалось.

Оренбургский муфтий С. Тевкелев.

НА РТ, ф.1, оп.3, д.6030, л.18.

№10

1884 декабря 31. Циркулярное распоряжение казанского губернатора Н.Е.Андриевского уездным исправникам Казанской губернии.

Циркулярно

Г. г. уездным исправникам Казанской губернии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предписываю Вашему высокоблагородию немедленно донести: какое было сделано распоряжение по циркулярному предписанию губернского правления от 5 сентября 1861 года по делу о прекращении в Казанской губернии вредного магометанской религии мусульманского праздника «Зиен».

Подписал: губернатор Н.Андреевский

Скрепил: правитель канцелярии Орлов

НА РТ, ф.1, оп.3, д.6030, л.20.

№11

1885 г. января 9. Рапорт Тетюшского уездного исправника казанскому губернатору Н.Е. Андриевскому о невозможности представить сведения о предписании губернского правления от 5 сентября 1861 г.

Его превосходительству

господину казанскому губернатору

Тетюшского уездного исправника

Рапорт

На предписание от 31 минувшего декабря за №80, имею честь донести Вашему превосходительству, что все дела и книги вверенного мне уездного полицейского управления за 1861 год, вследствие разрешения Казанского губернского правления от 1 августа 1881 года за №5429, проданы в 1881 году с аукционного торга, кроме дел, поименованных в приложении к параграфу 6 сборника циркуляров МВД 1854 года том 1-й, а потому навести справку о том: какое было сделано распоряжение по циркулярному предписанию Губернского правления от 5 сентября 1861 года по делу о прекращении в Казанской губернии вредного магометанской религии мусульманского праздника «Зиен», по неимению дел в период означенного времени невозможно.

Уездный исправник.

НА РТ, ф.1, оп.3, д.6030, л.23-23 об.

№12

1885 г. января 11. Рапорт Козмодемьянского уездного исправника казанскому губернатору Н.Е. Андриевскому о не праздновании в Козмодемьянском уезде джиена.

Его превосходительству

господину казанскому губернатору

Козьмодемьянского уездного исправника

Рапорт

На предписание от 31 минувшего декабря за №80 имею честь донести Вашему превосходительству, что предписание Казанского губернского правления от 5 сентября 1861 г. за №6142, полученное в бывшем Козьмодемьян-ском земском суде 19 того же сентября, было принято судом только к сведению и никакого исполнения или распоряжения по означенному предписанию сделано не было, так как в Козмодемьянском уезде татар не находится и мусульманского праздника «Зиен» никто не празднует.

НА РТ, ф.1, оп.3, д.6030, л.24.

№13

1885 г. января 11. Рапорт Цивильского уездного исправника казанскому губернатору Н.Е. Андриевскому.

На предписание от 31 минувшего декабря за №80 имею честь донести, что по указу Казанского губернского правления от 5 сентября 1861 года за №6142, последовавшему в бывший Цивильский земский суд по делу о пре-

кращении мусульманского праздника «Зиен», предписано было земским судом 25 того сентября за №4529 и 4530 становым приставам об исполнении сказанного указа как в отношении недопущения татар к празднованию «Зие-на», так и о принятии полицейских мер в случае неповиновения татар.

Уездный исправник

НА РТ, ф.1, оп.3, д.6030, л.26.

№14

1885 г. января 12. Рапорт Царевокошайского уездного исправника казанскому губернатору Н.Е. Андриевскому.

Во исполнение предписания от 31 минувшего декабря за №80 имею честь донести Вашему превосходительству, что по циркулярному предписанию Казанского губернского правления от 5 сентября 1861 года за №6142 по делу о прекращении в Казанской губернии вредного магометанской религии мусульманского праздника «Зиен», было предписано приставу 2 стана 28 сентября 1861 г. за №5228, по нахождению во 2 стане магометанских населений, о наблюдении чтобы магометанами не производился праздник «Зиен».

Уездный исправник

НА РТ, ф.1, оп.3, д.6030, л.28.

№15

1885 г. января 19. Рапорт Цивильского уездного исправника казанскому губернатору Н.Е. Андриевскому.

На отношение от 16 января за №198, имею честь уведомить канцелярию Его превосходительства, что согласно предписания Казанского губернского правления от 23 июля 1879 года за №568, все дела и собрания бывшего Ци-вильского земского суда за 1861 год, за исключением только книг и денежных документов, проданы полицейским управлением в сентябре месяце того года с аукционного торга, почему и копии с предписания Казанского губернского правления от 5 сент. 1861 года за №6142, по делу магометанского праздника «Зиен» не прилагается.

Уездный исправник

НА РТ, ф.1, оп.3, д.6030, л.30.

№16

1885 г. марта 14. Циркулярное предписание казанского губернатора Н. Е. Андриевского уездным исправникам Казанской губернии о наблюдении за не празднованием мусульманами джиена.

№16

Циркулярно

Гг. исправникам Казанской губернии

Указом Казанского губернского правления от 5-го сентября 1861 г. за №6142 было предписано всем полицейским управлениям прекратить существовавший в Казанской губернии вредный магометанской религии мусульманский праздник «Зиен». Между тем из отношения оренбургского муфтия за №1505 видно, что сказанный праздник исполняется многими татарами и по

настоящее время. Праздник этот продолжается пять недель, во все это время мусульмане пируют, тратят последние средства на угощение гостей: кто не имеет денег, тот продает свое имущество и скот за ничтожную сумму.

Находя таковое празднество вредным в нравственном отношении и разорительным в благосостоянии крестьян, я, согласно ходатайства Магометанского духовного собрания, подтверждаю Вашему высокоблагородию иметь строгое наблюдение за неисполнением магометанами вверенного вам уезда не установленного шаригатом праздника «Зиен» и виновных в нарушении сего распоряжения подвергать законной ответственности.

Губернатор Н.Андреевский

НА РТ, ф.1, оп.3, д.6030, л.41.

№17

1887 г. февраля 19. Отношение председателя Казанской земской управы П.Перцова к казанскому губернатору Н.Е.Андриевскому по ходатайству Казанского уездного земства об уничтожении праздника «Джиен».

№841

Господину казанскому губернатору

Гласные магометане Казанского уездного земского собрания, представители от г. Казани купцы А.Я.Сайдашев и М.И.Галеев, в минувшую ХХП очередную сессию Земского собрания внесли предложение о ходатайстве пред г. Министром внутренних дел относительно искоренения мусульманского празднования «джиина», оказывающего весьма вредное влияние на экономическое положение магометанского населения и строго воспрещаемого законом шаригата. Уездное земское собрание, в котором из числа всех 52 гласных участвовали 16 представителей мусульманского населения уезда, в заседание 29 октября истекшего года означенное предложение гласных Сайдашева и Галеева приняло и постановило: возбудить ходатайство об уничтожении путем правительственных мер мусульманского обычая «джиина». Гласные Сай-дашев и Галеев о праздновании «джиина» изложили следующее: «Джиин» -древний татарский и финский обычай. Празднование его начинается приблизительно с первых чисел июня и продолжается до конца июля. К этому народному празднику крестьяне приготовляются за неделю, в ожидании приезжих гостей. С первых чисел июня и приблизительно до 27 июня «джиин» справляется в Казанском уезде по трем волостям Мамсинской, Больше-Менгерской и Больше-Атнинской, а с первых чисел июля и до конца этого месяца в Алатской, Студено-Ключинской, Ковалинской и Кукморской волостях. Название этих гуляний по разным местностям различно: Кушкапка, Опса, Биктау и Кабан. В каждом «джиине» участвуют от 15 до 20 селений, которые, справивши праздник в одном месте, отправляются в другое, где еще предстоит «джиин». Таким образом, в праздновании его устанавливается очередь между селениями нескольких волостей. Гулянье начинается после обеда в пятницу и кончается последующими пятницами.

Определивши место и время «джиина» в Казанском уезде, гласные Сай-дашев и Галеев констатируют громадный вред этого народного мусульманского

обычая. Крестьяне, проживающие в городе, преимущественно самые бедные из мастеровых и поденщиков, во что бы то ни стало стараются заработать или, если нет заработка, заложить что-либо с целью присоединиться к общему гулянью. Деревенские же крестьяне точно также приготовляются к приему ожидаемых гостей. Но так как «джиин» совпадает с самым безденежным временем у крестьян, когда за зиму истощаются все запасы хлеба и жизненных продуктов, которых и взять уже не откуда, между тем на гулянье и угощение гостей по установившему обычаю необходимо что-либо приготовить, то крестьяне продают или овец, или телят, или последнюю корову и лошадь, если же нет скота, то даже одежду. При недостатке того и другого запродается земля, хлеб на корню, трава, запасы дров, даже последние земледельческие орудия.

В день, назначенный для праздника крестьяне, как взрослые, так и дети, толпами собираются на поля, составляется нечто вроде ярмарки, время проводится в разных увеселениях. Шум, крик, песни, драки, всевозможные безобразия и разврат, на соблазн молодым людям. После гулянья на полях, все расходятся по деревням, где всю ночь продолжается пьянство, песни и драки, что строго воспрещается шариатом. Нередки несчастные случаи. Молодые люди, подлежащие призыву к воинской повинности, даже после «джиина» продолжают гулять и пьянствовать до самого призыва, с ними гуляют и другие молодые ребята. Не говоря о тех затратах, которые делаются на приготовление к празднеству и во время «джиина», полевые работы вследствие гулянья производятся плохо и небрежно: концы полос не допахиваются, скошенная трава гниет под дождем, ржаной хлеб убирается кое-как, яровой же не успевают собирать, который нередко и гибнет под снегом, под рожь земли не удобряют, пашут один раз и т.д. И этому всему причиной празднование «джиина». Крестьянину, продавшему все, на что едва может существовать, не остается ни чего больше, как идти в работники за весьма ничтожную плату, которая и забирается обыкновенно вперед. Подходит время уплаты долгов, податей, недоимок, а взять средств на это негде. Вследствие этого продается с торгов движимое и недвижимое имущество крестьян. А раз уже крестьянин лишится самого необходимого в своем хозяйстве, заранее можно предрешить его полное разорение. Особенно вредно празднование «джиина» отзывается на молодом поколении, которое, отвыкая от работы, пристращается к праздности и лени.

Параллельно с «джиином» идут вечерние гулянья, под названием «Тага-настый» (Таган асты - Б.Х.), на которых собираются исключительно молодые люди обоего пола, проводя время в безнравственных увеселениях, что также строго воспрещается шаригатом.

Изложенное в настоящее отношении ходатайство XXII очередного уездного земского собрания Управа имеет честь просить Ваше превосходительство представить Его сиятельству господину министру внутренних дел на предмет принятия запретительных мер празднования «джиина».

Председатель управы П.Перцов

Секретарь (подпись)

НА РТ, ф.1, оп.3, д.7233, л.1-3.

№18

1887 г. февраля 24. Отношение казанского губернатора Н.Е.Андриевского в Казанскую уездную земскую управу о мерах, предпринятых для прекращения в Казанской губернии празника джиен.

№801

На представление за №841 уведомляю земскую управу, что согласно ходатайства Оренбургского магометанского духовного собрания о прекращении в Казанской губернии неустановленного шаригатом магометанского праздника Зиен или Джиен, Казанским губернским правлением 5 сентября 1861 года за №6142 было предписано всем уездным исправникам Казанской губернии, и как пред сего Оренбургский муфтий вновь сообщил, что в некоторых селениях сказанный праздник исполняется и по настоящее время, 14 марта 1885 года за №16 циркулярно подтверждено уездным полицейским властям иметь строгое наблюдение за неисполнением магометанами упоминаемого праздника с тем, чтобы виновных в нарушении сего распоряжения подвергать законной ответственности.

Усматривая из заявления гласных XXII очередного земского собрания, что в Казанском уезде магометане продолжают нарушать упоминаемое распоряжение и исполняют праздник с ущербом для себя и государственных интересов, я с сим велел потребовать от Казанского исправника объяснение о причинах неисполнения циркуляра за №16.

НА РТ, ф.1, оп.3, д.7233, л.4-4об.

№19

1887 г. февраля 27. Предписание казанского губернатора Н.Е.Андриевского казанскому уездному исправнику предоставить сведения о мерах, принятых для исполнения циркулярного предписания № 16 от 14 марта 1885 г.

№800

14 марта 1885 года за №16 было предписано всем исправникам в Казанской губернии, в том числе и Вашему высокоблагородию иметь строгое наблюдение за неисполнением магометанами неустановленного шаригатом праздника Зиен с тем чтобы виновных в нарушении сего распоряжения подвергать законной ответственности.

Ныне Казанская уездная земская управа отношением от 19 февраля за №841 уведомила, что гласные магометане заявили XXII очередному земскому собранию, что исполняемый в настоящее время праздник Зиен или Джиин имеет весьма вредное влияние на экономическое положение магометанского населения. Праздник этот начинается приблизительно. [так в тексте. - А.Н.] шаригатом.

Давая о сем знать предписываю Вашему высокоблагородию доставить сведение какие были принимаемы меры по исполнению циркуляра за №16 и на сколько справедливо заявление гласных Галеева и Сайдашева относительно продолжения во вверенном вам уезде праздника Джиена и по настоящее время.

Подписал: губернатор Андриевский.

Скрепил: управляющий канцелярией Орлов

НА РТ, ф.1, оп.3, д.7233, л.4об.-5об.

№20

1887 г. февраля 26 Отношение председателя Казанской земской управы П.Перцова казанскому губернатору Н.Е.Андриевскому.

№926

Господину казанскому губернатору

Вследствие отношения от 24 февраля за №801 уездная управа имеет честь покорнейше просить Ваше превосходительство уведомить управу, представлено ли Вашим превосходительством господину Министру внутренних дел ходатайство Казанского уездного земского собрания о прекращении мусульманского праздника «джиина». Если означенное ходатайство еще не представлено, то управа испрашивает разрешения Вашего превосходительства доложить экстренному уездному земскому собранию, созываемому на 3е марта, о распоряжении Вашего превосходительства, изложенного в отношении от 24 февраля за №801-м.

Председатель управы П.Перцов.

Секретарь (подпись)

НА РТ, ф.1, оп.3, д.7233, л.6.

№21

1887 г. февраля 27. Отношение казанского губернатора Н.Е.Андриевского в Казанскую уездную земскую управу.

№833

На представление от 26 сего февраля за №926, уведомляю Земскую управу, что на основании данных, изложенных в моем отношении от 24 сего февраля за №801, ходатайство Казанского уездного земского собрания о прекращении мусульманского праздника «джиина» не представлено господину Министру внутренних дел. И при этом присовокупляю, что разрешается доложить экстренному Уездному земскому собранию, созываемому на 3 марта о моем распоряжении, изложенном в отношении за №801.

Подписал: губернатор Андриевский

Скрепил: управляющий канцелярией Орлов

НА РТ, ф.1, оп.3, д.7233, л.7-7об.

№22

1887 г. мая 26. Рапорт Казанского уездного исправника казанскому губернатору Н.Е. Андриевскому об уменьшении масштабов празднования джиена в Казанском уезде.

Во исполнение предписания за №801, имею честь донести Вашему превосходительству, что согласно циркуляра от 14 марта 1885 года за № 16, магометанам вверенного мне уезда было разъяснено и разъясняется чрез местных мулл и сельских старост о крайне вредном влиянии празднования «Зиена» на благосостояние их хозяйств и нравственность и затем предлагалось и предлагается в виду этого оставить празднование «Зиена». После этого многие магометане, убежденные в справедливости разъясненного им, остановили празднование и праздник «Зиен», хотя и справлялся в некоторых селениях, но не в таких размерах, в каких ранее праздновался и в каких празднование его обрисовано гласными

уездного земства: стечение народа было незначительное, никаких драк, шума, пьянства и несчастных случаев, о которые заявляют гласные не было, празднование продолжалось не более трех дней, а в весьма многих селениях только по одному дню, в праздновании принимали участие лишь люди зажиточные, бедные же вовсе не исправляли, вообще празднование магометанами «Зиен» сократилось приблизительно на 2/3. В 1885 году празднование «Зина» было только в двух волостях Ковалинской и Больше-Менгерской и в одном селении Кукмор-ской, в 1886 году праздник этот исправлялся в указанных трех волостях и в Больше-Атнинской, Студено-Ключинской и Алатской, но празднование происходит, как выше сказано, в весьма ограниченных размерах; в Мамсинской же волости, на которую указывают гласные праздник этот ни в 1885, не в 1886 году не исправлялся по случаю поста (уразы). Что же касается до привлечения в ответственности магометан празднующих «Зиен» несмотря на запрещение, то при исполнении этой части циркуляра мною встречено недоразумение о том: на основание какого закона они должны быть привлечены к ответственности, а потому имею честь покорнейше просить Ваше превосходительство дать мне знать, в разрешение встреченного мною недоразумения, о том законе, согласно которого следует возбуждать преследование против магометан, справляющих праздник «Зиен» вопреки запрещения. При чем позволяю себе доложить Вашему Превосходительству, что праздник «Зиен», установленный изстари предками и празднуется с незапамятных времен, а потому остановить празднование его в один-два года не представляется возможным; со временем же празднование «зиена» будет оставлено само собою без всяких принудительных мер, так как и теперь весьма многие магометане, вполне сознавая приносимый праздник «Зиеном» вред, или вовсе прекратили празднование его или же хотя и исправляют, но в ограниченных размерах, так что празднование на благосостояние магометан почти вовсе не оказывает ни какого влияния.

Уездный исправник.

НА РТ, ф.1, оп.3, д.7233, л.8-9об.

№23

1887 г. июля 13. Разъяснение казанского губернатора Н.Е.Андриевского казанскому уездному исправнику на основании каких законов преследовать виновных в праздновании джиена.

№2225

На рапорт за №450, в котором высказывается недоумение: на основании какого закона должны быть привлекаемы к ответственности магометане, справляющие праздник «Зиен», даю знать Вашему высокоблагородию, что сходбища для празднования «Зиена» должны быть воспрещаемы полицией на основании №157 и 170 статей XIV тома «Устава о предупреждении и пресечении преступлений» и при неисполнение сего распоряжения виновные подвергается ответственности по 29 и 30 статьям «Устава о наказаниях», налагаемых мировыми судьями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подписал: губернатор Андриевский

Скрепил: управляющий канцелярией Орлов

НА РТ, ф.1, оп.3, д.7233, л.10-10об.

Сведения об авторах: Ногманов Айдар Ильсурович - кандидат исторических наук, заведующий отделом историко-культурного наследия народов РТ Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); nogmanov_a@mail.ru

Багаутдинова Халида Зиннатовна - научный сотрудник отдела историко-культурного наследия народов РТ Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (420014, Кремль, подъезд 5, Казань, Российская Федерация); halida12_61@mail.ru

THE FIGHT AGAINST THE CELEBRATION OF DZHIYEN IN TATAR SETTLEMENTS AROUND KAZAN IN THE 1880s

A.I. Nogmanov, Kh.Z. Bagautdinova

Sh.Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences

Kazan, Russian Federation

nogmanov_a@mail.ru, halida12_61@mail.ru

Published archival documents contain information about the holiday Dzhiyen, which was celebrated by Tatars at the end of the spring planting. In the second half of the nineteenth century the main region for the celebrations was the Kazan District of Kazan Province. Dzhiyen carried on the ancient Turkic traditions of self-government and did not conform to the norms of shariah, which caused it to be rejected by the official authorities and the Muslim clergy. This article explores the battle against Dzhiyens in 1880s, during the tightening of the Russian state's domestic policy, which reflected in part the state's religious-minded Tatar public figures. This marks the first introduction of documents on Dzhiyen into scientific circulation, which provide knowledge about a little-known microhistory of the Tatar people, their traditions, and customs.

Keywords: authority, Dzhiyen, governor, Kazan district of Kazan Province, Orenburg Muslim Spiritual Assembly, shariah

REFERENCES

1. Natsionalnyy archive Respubliki Tatarstan (NA RT) [The National Archives of the Republic of Tatarstan]. F.1. Оp. 3. D. 6030.

2. NA RT. F.1. Оp. 3. D. 7233.

3. Tatarskaya entsiklopediya [Tatar encyclopedia]: V 6 t. Gl. red. M.Kh. Kha-sanov, otv. red. G.S. Sabirzyanov. T. 2: G-Y. Kazan, Institut Tatarskoy entsiklopedii AN RT Publ., 2005. 656 p.

About the authors: Aydar I. Nogmanov - Сandidate of Science (History), Head of the Department of Historical and Cultural Heritage of the People of Tatarstan, Sh.Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (Entrance 5, Kremlin, Kazan 420014, Russian Federation); nogmanov_a@mail.ru

Khalidа Z. Bagautdinovа - Research Fellow, Department of Historical and Cultural Heritage of the People of Tatarstan, Sh.Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (Entrance 5, Kremlin, Kazan 420014, Russian Federation); halida12_61@mail. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.