Научная статья на тему 'Борьба партии «Право и справедливость» за новую модель польской республики'

Борьба партии «Право и справедливость» за новую модель польской республики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1203
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ars Administrandi
ВАК
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / РЕФОРМЫ / ПОЛЬСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Булахтин М. А.

В статье рассматривается критика польскими консерваторами различных аспектов социально-экономического и политического развития Польши после 1989 г., освещаются попытки консерваторов в 2005-2007 гг. воплотить в жизнь свою программу реформ. Значительное внимание автор уделяет современным планам партии консерваторов по кардинальному переустройству Польши.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба партии «Право и справедливость» за новую модель польской республики»

зарубежный опыт государственного управления и IV международные отношения

УДК 329.11(438) М.А. БУЛАХТИН, д.ист.н., профессор кафедры всеобщей истории,

профессор кафедры государственного и муниципального управления

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, ул. Букирева, 15 Электронный адрес: bulachtin@yandex.ru

борьба партии «право и справедливость» за новую модель польской республики

Все больший политический вес в общественной жизни современной Польши приобретают консервативные силы. Одной из наиболее влиятельных политических партий, заявляющей о своем консервативном характере, является партия «Право и справедливость». В социологических опросах 2013 г. она выдвинулась на лидирующие позиции в рейтинге политических предпочтений польских граждан, что вселяет надежду в ее лидеров на скорый приход к власти.

История этой политической силы тесно связана с деятельностью братьев Леха и Ярослава Качиньских. Оба политика являлись активными участниками оппозиции в социалистической Польше (ПНР). После падения коммунистического режима Качиньские отстаивали необходимость последовательной «декоммунизации» всех сторон жизни польского государства. ОнЬ были убеждены в том, что прежний режим имел преступный характер [1, с. 25].

Особую популярность в польском обществе в начале 2000-х гг. приобрел Лех Качиньский. Будучи министром юстиции в правительстве Е. Бузека в 2000-01 гг., он вел решительную борьбу с преступностью, стремясь разорвать связи между миром политики и криминальным миром [2, с. 9]. В прессе тех лет отмечалось, что Л. Качинский был первым польским политиком, который «ударил по мафии» [5]. По данным социологических опросов он занимал 2-е

В статье рассматривается критика польскими консерваторами различных аспектов социальноэкономического и политического развития Польши после 1989 г., освещаются попытки консерваторов в 2005-2007 гг. воплотить в жизнь свою программу реформ. Значительное внимание автор уделяет современным планам партии консерваторов по кардинальному переустройству Польши.

Ключевые слова: традиция; реформы; польское государство; идеология

© Булахтин М.А., 2013

65

место (после президента А. Квасьневского) среди политиков, пользовавшихся наивысшим доверием поляков [20, s. 5; 18, s. 5; 21, s. 5]. Неслучайно в 2002 г. в ходе первых прямых выборов Л. Качиньский стал мэром Варшавы.

Под руководством Л. Качиньского в 2001 г. была создана политическая партия «Право и справедливость» («ПиС»). На парламентских выборах того же года она получила поддержку 9,50% голосов избирателей, что было неплохим результатом для молодой партии [2, с. 10].

Ее представители продолжали придерживаться курса решительной борьбы с коррупцией. Все недостатки в общественной жизни Польши «Право и справедливость» объясняла сохранением в стране значительного влияния прежней коммунистической номенклатуры. Поэтому оздоровление общества и государства она связывала с «очищением» Польши от наследия прошлого.

На фоне многочисленных коррупционных скандалов начала 2000-х гг. позиция «ПиС» находила все большую поддержку избирателей. В результате, на парламентских выборах 2005 г. «Право и справедливость» вышла на первое место, что позволило ей сформировать правительство. Следующим успехом партии стала победа на президентских выборах того же года ее первого председателя Леха Качиньского.

Таким образом, «Право и справедливость» получила возможность претворить в жизнь свой план по кардинальному реформированию государства. Выступая перед сеймом, представитель «ПиС» и теперь уже премьер-министр Польши К. Марцинкевич заявил о необходимости «исправления государства» и «возвращения власти характера эффективной и честной службы» [8, s. 6]. Он назвал польское государство испорченным «как механизм, который не выполняет, как следует, тех функций, для которых был создан», и испорченным также морально. В таких условиях отправление власти не может быть эффективным.

К. Марцинкевич призвал к строительству новой республики, «освобождению государства от бремени посткоммунизма». «Мы хотим отобрать государство, - заявил премьер-министр, - у паразитирующих на нем паталогических связей и неформальных групп давления» [8, s. 6]. Ярослав Качиньский, в свою очередь, назвал «мощной патологией» в польской экономической жизни существование «четырехугольника, состоящего из спецслужб, преступного мира, политиков и бизнесменов» [8, s. 15]. Следовательно, первоочередной задачей в ходе крупномасштабных перемен в Польше должно было стать разрушение именно этого механизма. Президент Л. Качиньский также призвал к устранению «патологических явлений» в жизни страны. Таковыми он считал прежде всего растущую преступность, особенно коррупцию, и «огромное стремление к получению необоснованных выгод». «Это стремление, - утверждал глава государства, - отравляет общество, деформирует его конструкцию, создает слишком высокое и ничем необоснованное социальное расслоение, разлагает рыночные институты, и прежде всего разлагает государственный аппарат, что делает невозможным правильное выполнение государством элементарных задач...» [17, s. 4].

Я. Качиньский считал необходимым подвергнуть капитальной проверке все мероприятия, проводившиеся в Польше после падения коммунистиче-

ского режима в 1989 г. К числу таковых он относил приватизацию, которая часто проводилась с нарушением закона, морали и во вред Польше [8. s. 16].

«ПиС» обращала внимание на то, что Польша является самым коррумпированным государством Европейского союза. Согласно международным оценкам, в 2005 г. по уровню коррупции Польская республика находилась на 70-м месте из 195 стран, разделяя его с такими государствами, как Буркина-Фасо и Лесото [9, s. 156]. Представители партии напрямую увязывали коррупцию с существованием в Польше так называемого «посткоммунизма». Под этим термином понималось такое состояние общественных отношений, в котором «люди, происходящие из номенклатуры ПНР и спецслужб, стали контролировать экономику, банковскую систему и госаппарат» [9, s. 158]. Лидер партии Я. Качиньский заявлял, что спецслужбы господствуют в наиболее доходных секторах польской экономики. Новая власть должна избавить страну от этой «патологии». «Польский рынок, - считал политик, - должен быть рынком конкурентным, где побеждает не тот, кто в “системе”, не тот, кто готов делиться, а тот, кто хорошо хозяйствует... Мы хотим эту “систему” уничтожить и показать [обществу] ее современных защитников» [10, s. 266-267].

Стремясь поставить спецслужбы под эффективный гражданский контроль и не допустить их вмешательства в экономику и политическую жизнь, важнейшей задачей государства «ПиС» называла ликвидацию военных разведывательных служб - «мрачной структуры», «одного из последних пережитков коммунистической системы в Польше, грустного и вместе с тем опасного наследия всевластия ГРУ и КГБ в Польше» [10, s. 268; 11, s.144]. В результате ликвидации этой структуры и создания новых военных разведывательных органов «Право и справедливость» намеревалась устранить из военной разведки «людей, обучавшихся в академиях ГРУ и КГБ». «Путем ликвидации этих служб, - утверждал депутат П. Госевский, - мы хотим представить общественному мнению многочисленные случаи преступлений, совершенных функционерами [польских] военных разведслужб, таких как коррупция, торговля оружием, контрабанда наркотиков, злоупотребления властью, шантаж, участие в организованной преступности» [11, s. 144]. Политик отмечал, что для служб безопасности ПНР были характерны многие черты, присущие преступным организациям. Эти службы совершали кражи, разбой и даже заказные убийства. Утверждение в начале 1990-х гг. принципа «не преследовать за прошлое» привело к тому, что созданные спецслужбами ПНР связи и союзы были перенесены на социальную действительность современной Польши. «Люди, происходящие из этих служб, - указывал П. Госевский, - охотно занимались активной политической и экономической деятельностью, некоторые из них включились в деятельность организованных преступных групп, появлялись чаще всего там, где были большие деньги, например, в банковском секторе и социальном страховании. Такие люди, пополняя ряды левых и либеральных партий в Польше или сотрудничая с ними, создали гибрид, каковым является посткоммунизм. Вместо новой рыночной экономики они построили посткоммунистический политический капитализм» [11, s. 144]. «ПиС» добивалась раскрытия перед польским обществом всех механизмов этой системы и наказания виновников преступных афер.

По убеждению деятелей партии, без этого было бы невозможно установить в Польше «моральный порядок». Важным средством на пути к моральному оздоровлению государства называлась также политика люстрации. «Она должна быть проведена решительно и касаться всех агентов, где бы они ни были», - заявил в парламенте Я. Качиньский [12, s. 170]. В 2006 г. на обсуждение сейма был внесен новый проект закона о люстрации, который должен был заменить соответствующий закон от 1997 г. «ПиС» добивалась значительного расширения круга лиц, обязанных пройти процедуру проверки на предмет их сотрудничества со службами безопасности ПНР.

Этот вопрос стал чуть ли не одним из основных в работе парламента в 2006-2007 гг. и получил широкий общественный резонанс. «Нам нужно было так организовать проведение люстрации, - комментировал замыслы партии депутат Е. Ендрых, - чтобы охватить ею всех тех, кто хочет выполнять важные функции в нашем государстве, чтобы можно было узнать прошлое этих людей, и, учитывая их возможную вовлеченность в сотрудничество со спецслужбами ПНР, сделать невозможным в будущем исполнение ими важных функций в нашем государстве» [13, s. 170]. Список лиц, подлежащих люстрации, по разным данным мог охватить от 400 до 700 тыс. человек [3, с. 892; 13, s. 172; 14, s. 18]. В него были включены, в частности, деятели самоуправления, государственные чиновники, юристы, работники финансовых и судебных учреждений, журналисты, представители науки и образования. «ПиС» обосновывала необходимость люстрации тем обстоятельством, что для получения общественной должности человеку нужно иметь доверие общества и соответствующую моральную квалификацию. Подчеркивалось также, что проходить эту процедуру должны все лица, которые «контактируют с молодежью и имеют возможность влиять на формирование ее сознания» [14, s. 8].

Новый закон о люстрации был принят в октябре 2006 г. и дополнен в начале 2007 г. Однако по решению Конституционного трибунала ряд положений закона не вступили в силу. Например, из процедуры люстрации были исключены журналисты и преподаватели вузов.

В результате досрочных парламентских выборов осенью 2007 г. «ПиС» не смогла получить поддержку избирателей, необходимую для формирования нового правительства. Постепенно терял свою популярность и Президент Польши Л. Качиньский. В июне 2009 г. его деятельность позитивно оценивали лишь 22% поляков, а 68% - негативно [6, s. 2].

По итогам парламентских выборов 2007 г. победу одержала либеральная партия «Гражданская платформа». Качиньских критиковали за то, что они развязали «польско-польскую войну», создали атмосферу подозрительности и преследований. Лидер «Гражданской платформы» Д. Туск отмечал, что власть «ПиС» была отравлена «навязчивыми идеями, недоверием и комплексами», правительство под ее руководством «не доверяло собственным гражданам» [15, s. 381; 16, s. 5]. По словам депутата З. Хлебовского, подходы Качиньских к управлению государством пугали, настраивали поляков друг против друга и раскалывали общество [16, s. 28].

После гибели президента Л. Качиньского в авиакатастрофе под Смоленском в апреле 2010 г. были проведены выборы нового главы государства.

Среди кандидатов на пост Президента Польши был Ярослав Качиньский. Его поведение в период предвыборной кампании было достаточно гибким и примирительным [3, с. 901-902]. Несмотря на значительную поддержку избирателей, он проиграл президентские выборы, уступив во втором туре кандидату от «Гражданской платформы» Б. Коморовскому.

На парламентских выборах 2011 г. партия «Право и справедливость» демонстрировала идеологическую преемственность в подходах к основным вопросам общественной жизни Польши. В программе партии подчеркивалась необходимость последовательного проведения политики люстрации [7]. Страна должна была знать, как «коммунизм поработил поляков», знать «правду о деятельности коммунистов и спецслужб ПНР», важных общественных деятелях, связанных с коммунистическими спецслужбами. Кроме того, в программе отмечалась важность и других аспектов исторического прошлого Польши. «Обращаясь к истории, - указывали авторы документа, - мы помним о моральном праве поляков говорить открыто об ущербе, нанесенном нам в прошлом агрессорами. Во имя памяти миллионов соотечественников, которые погибли, защищая родину, мы не можем считать этот ущерб устаревшим, потерявшим силу и затрудняющим жизнь в современном мире».

«ПиС» настаивала на необходимости полной «расплаты» с негативным наследием социалистической Польши, мешающим развитию страны. По мнению идеологов партии, коммунистическая номенклатура по-прежнему сохраняет существенное влияние на политику и экономическую жизнь Польши. Для обозначения господствующего класса в польской республике «ПиС» использовала понятие «истэблишмент», придавая этому термину явно зловещий характер. Согласно концепции «ПиС», «истэблишмент» появился в Польше в результате соглашений 1989 г. между коммунистическим режимом и представителями главной оппозиционной силы - независимого профсоюза «Солидарность». Данные соглашения, по мысли «ПиС», разрешили коммунистической номенклатуре приобрести государственное имущество и сохранить за собой часть собственности бывшей правящей партии - Польской объединенной рабочей партии (ПОРП). Кроме того, эти договоренности позволили не разрушать огромную сеть неформальных связей, унаследованных от прошлого, и эту сеть наследники прежнего режима теперь активно используют для влияния на государственный аппарат и экономику, особенно на финансовые учреждения страны.

К «истэблишменту» аналитики «ПиС» причисляют не только деятелей старого режима, но и представителей некогда оппозиционной «Солидарности». Идейно-политическое лицо «истэблишмента» определялось в программе как леволиберальное. Для формирования однозначно негативного образа правящей элиты авторы документа отметили, что «этот класс действует в интересах наших соседей», явно намекая на Россию и Германию.

Исходя из всех этих угроз «ПиС» вновь призвала к борьбе за «исправление» польского государства. В программе также подчеркивалось, что власть должна гарантировать такие «отношения в экономике, которые основаны на неограниченной конкуренции, неискаженной всеобщей и многорукой патологией»; необходимо «обеспечить элементарную законность, в том

числе равенство граждан перед законом как реальную практику, а не пустую декларацию»; следует добиваться установления «элементарного равновесия в СМИ» и ликвидации «многочисленных и ничем необоснованных ограничений в доступе граждан к информации в различных сферах».

«Право и справедливость» убеждала избирателей в том, что освобождение от коммунистического прошлого, очищение общественной жизни страны от извращений «посткоммунизма» будет способствовать формированию «сильных этических основ» польского государства. Необходимо «культивирование национальной традиции», патриотизма, национальной гордости и готовности искреннего служения общему благу. Все это не противоречит, а напротив, будет только способствовать модернизации Польши и увеличению возможностей страны в международной конкуренции.

Особое внимание «ПиС» уделяла задаче сохранения христианских ценностей. «Мы желаем участвовать в строительстве цивилизации жизни и решительно отбрасываем все тенденции, ведущие к цивилизации смерти, которые проявляются, например, в постулатах ослабления правовой защиты зачатого ребенка или легализации эвтаназии. На уважении достоинства каждого человека и его права на жизнь мы основываем также отношение нашей партии к социальным и правовым проблемам искусственного вмешательства в сферу деторождения, в том числе оплодотворения в пробирке», - отмечалось в программном документе.

Хотя призывы «ПиС» не принесли ей победы на парламентских выборах 2011 г., тем не менее «Право и справедливость» сохранила роль ведущей оппозиционной партии в Польше. Ослабление же в последнее время популярности правительства Д. Туска консерваторы используют для укрепления своих политических позиций.

В июне 2013 г. состоялся IV Конгресс партии «Право и справедливость». Комментируя главный слоган партийного форума - «Наша Родина. Наше будущее», Я. Качиньский отметил, что в этих словах отражены самые важные вопросы польской общественной жизни [19]. «Наша родина - это Польша, а значит, будущее - в Польше», - подчеркнул председатель партии. Он обратил внимание на то, что государство следует рассматривать не только как организацию, но и как «моральное качество». Оно должно быть «укоренено морально и исторически». «Сегодня [же] мы наблюдаем атаку на эти ценности», - отметил Я. Качиньский.

Важным направлением деятельности «ПиС» является борьба за правду при освещении истории, социально-экономической и политической жизни современной Польши. Я. Качиньский во время выступления на Конгрессе привел слова своего брата Л. Качиньского, считавшего, что «правота в истории распределена неравномерно». По его мнению, она была прежде всего на стороне тех, кто боролся за свободу. Поляки же имеют прекрасную, неповторимую традицию свободы, а польская история изобилует героическими делами, связанными с борьбой за свободу и независимость. «У нас есть традиция I Речи Посполитой (шляхетской Польши. - М.Б.), - отмечал лидер партии, - у нас есть традиция борьбы, которая должна была предотвратить потерю независимости (в XVIII в. - М.Б.), у нас есть традиция борьбы за восстановление

независимости, у нас есть 1920 год (победа польских войск над Красной армией в битве под Варшавой. -М.Б.), Вторая мировая война, великая эпопея Армии краевой..., 1956, 1966, 1968, 1970, 1976, 1980 гг. (антиправительственные выступления в ПНР. - М.Б.), великая эпопея «Солидарности» (независимый профсоюз 1980-х гг. - М.Б.), в самом деле, неповторимые в истории ни одного другого народа дела и события». Таким образом, из выступления лидера партии можно было заключить, что «ПиС», принадлежа к традиции освободительной борьбы польского народа, обладает особым правом на интерпретацию прошлого и настоящего Польши, и, по-видимому, на определение будущего страны.

Заявляя о последовательной борьбе своей партии за «правду о Польше», Я. Качиньский подчеркнул необходимость создания Музея западных земель (присоединенных к Польше после Второй мировой войны) и Музея восточных земель (отторгнутых от Польши). Лидер «ПиС» отметил также необходимость «изменения формы Музея Второй мировой войны, чтобы экспозиция в нем выражала польскую точку зрения (на события Второй мировой войны. -М.Б.)». Он призвал уделять больше внимания изучению национальной истории в школе, развивать патриотизм, формировать «сильную польскую идентичность». «Нужна новая, активная, настроенная на защиту польского достоинства и польского национального интереса историческая политика, - отметил председатель партии. - Она тесно связана с образовательной политикой, так как формирование идентичности молодых поляков должно опираться не на стыд, как это делается сейчас, а только на достоинство и гордость».

К очередным парламентским выборам «ПиС» планирует подготовить новую программу партии. Однако уже сейчас можно определить ее основные компоненты. В обширном интервью популярной газете «Жечпосполита» Я. Качиньский заявил о том, что в случае победы на выборах и создания конституционного большинства его партия хочет пойти «очень далеко» в деле реформирования польского государства [4]. Действующую Конституцию страны политик назвал «нехорошей»: «Войдя в жизнь в 1997 г., она закрепила чистый посткоммунизм. Ведь польский госаппарат не был выстроен заново, он является мутацией коммунистического аппарата». В качестве примера сохранения пережитков прошлого Качиньский назвал министерство внутренних дел, которое никогда не распускалось и в нем все еще царят «окаменелые личные связи», унаследованные от прошлой коммунистической эпохи.

По убеждению председателя «ПиС», в новой Конституции следует четко прописать аксиологическую часть. Так, его не устраивает вступление в действующей Конституции («Граждане Польши, как верующие в Бога, являющегося источником правды, справедливости, добра и красоты, так и не разделяющие этой веры»). Оно напоминает Я. Качиньскому формулировку времен первого секретаря ЦК ПОРП В. Гомулки: «партийные и беспартийные, верующие и неверующие». По мнению лидера «ПиС», аксиология Конституции должна быть ясной и укорененной в традиции и начинаться призывом: «Во имя Бога всемогущего». Обращение к Богу имелось в ключевых основных законах Польши - конституциях 1791 и 1921 гг. При этом Я. Качиньский подчеркивал отсутствие у него планов строить в Польше конфессиональное государство.

Он выступает лишь за строительство такого государства, которое «сильно посажено в польскую традицию». По убеждению лидера «ПиС», политика -это искусство выбора, основанного на системе ценностей, сформированных традициями и религией. Только традиция и честность в общественной жизни гарантируют успех и развитие для всех. Политика, не учитывающая традиций и местных условий, становится лишь лоббированием в пользу сильных экономических субъектов и в итоге перестает быть политикой. Я. Качиньский же полагает, что политика - это служба, которая должна обеспечивать силу государства, а сама эта сила, в свою очередь, призвана работать на рост его политического значения, экономического потенциала и благополучия граждан.

По мнению лидера «ПиС», в новой Конституции следует также четко прописать вопрос о суверенности Польши и верховенстве национального законодательства над европейским правом. В основном законе должно быть ясно заявлено, что «хозяевами в Польше являются поляки и что нельзя нам навязывать то, что противоречит польскому правовому порядку и аксиологической системе». Исходя из этого Я. Качиньский считает необходимым четко прописать в Конституции вопрос о семье и семейном союзе, чтобы данные формулировки нельзя было толковать расширительно с юридической точки зрения.

Значительное внимание председатель «ПиС» уделяет также экономической проблематике. Лучшим рецептом преодоления экономических трудностей в Польше он считает смену власти. Только правительство под руководством «ПиС» способно вести последовательную борьбу с коррупцией и вороватыми бизнесменами. По мнению Я. Качиньского, самым большим источником для воровства являются средства, выделяемые Польше из фондов ЕС. «Поэтому, - замечает политик, - у нас, к примеру, кошмарно дорогие - и ужасно сделанные - автострады». Когда «ПиС» вернется к власти, то люди, ответственные за подобные действия, «должны бояться». Им будет грозить потеря имущества и судебные приговоры.

Говоря о предпринимателях, Я. Качиньский отмечает, что «Польше нужны Гейтсы (Билл Гейтс - один из создателей компании «Майкрософт». - М.Б.), а не тупые парни, которые хотят иметь виллу с бассейном». Стране нужны «инновационные личности», «порядочные бизнесмены». Хотя лидер «ПиС» и признает, что таких людей в Польше много, тем не менее в целом он критически оценивает польскую бизнес-элиту. Ссылаясь на данные социологических исследований, Я. Качиньский указывает на то, что большая часть польских предпринимателей - это люди из бывшей коммунистической номенклатуры, они являются продолжением «прежней системы». Т акие «бизнесмены» делают невозможным развитие молодых предпринимателей, несвязанных с системой ПНР. Создание «честного государства и хорошо действующего рынка, где не нужно взяток и знакомств», будет способствовать оздоровлению экономической ситуации в стране.

Таким образом, консерваторы уже многие годы последовательно и жестко отстаивают необходимость кардинального переустройства польского государства. Благополучная и успешная Польша видится им окончательно освобожденной от негативного наследия социалистического прошлого, основанной на христианских традициях, уважающей свою героическую историю, национальную само-

бытность и достоинство, решительно отстаивающей свою важную роль в европейских и мировых делах. Как показывает политическая практика, значительная часть польских граждан разделяет подходы «ПиС». Вопрос заключается лишь в том, насколько широкой будет общественная поддержка этой партии в ходе будущих парламентских выборов. У консерваторов в Польше есть серьезные политические соперники, от действий которых тоже не в малой степени будет зависеть расклад политических сил на ближайшую перспективу.

Список литературы

1. Лыкошина Л.С. Польские правые на пороге XXI в. М., 2004.

2. Лыкошина Л.С. Польша после выборов 2005 г. М., 2006.

3. Польша в ХХ веке. Очерки политической истории. М., 2012.

4. Kaczynski: Biznes cz^sto to przystan ludzi PRL [Электронный ресурс].

URL: http://www.rp.pl/artykul/107684,1044683-Kaczynski--Biznes-czesto-to-

przystan-ludzi-PRL.html (дата обращения: 10.09.2013).

5. Minister sprawiedliwosci [Электронный ресурс]. URL: http://www. wprost.pl/ar/9433/Minister-sprawiedliwosci (дата обращения: 15.08.2013).

6. Ocena prezydenta Lecha Kaczynskiego. Komunikat z badan [Электронный ресурс]. Warszawa, czerwiec, 2010. URL: http://www.cbos.pl/SPISKOM. P0L/2010/K_082_10.PDF (дата обращения: 10.08.2013).

7. Program Prawa i Sprawiedliwosci [Электронный ресурс]. Warszawa, 2011. URL: http://www.pis.org.pl/download.php?g=mmedia&f=program-pis-2011. pdf (дата обращения: 22.08.2013).

8. Sprawozdanie Stenograficzne z posiedzenia Sejmu Rzeczypospolitej Pol-skiej w dniu 10 listopada 2005 r. [Электронный ресурс]. URL: http://orka.sejm. gov.pl/StenoInter5.nsf/0/ D9015DC1EFCA07CDC12570BB003483D0/$file/02-bksiazka.pdf (дата обращения: 12.08.2013).

9. Sprawozdanie Stenograficzne z posiedzenia Sejmu Rzeczypospolitej Pol-skiej w dniu 16 lutego 2006 r. [Электронный ресурс]. URL: http://orka.sejm.gov. pl/StenoInter5.nsf/0/ 9176CA8CD850F201C12571180054C2EF/$file/10_b_ksi-azka.pdf (дата обращения: 12.08.2013).

10. Sprawozdanie Stenograficzne z posiedzenia Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej w dniu 17 lutego 2006 r. [Электронный ресурс]. URL: http://orka.sejm. gov.pl/StenoInter5.nsf/0/ 124DF224F5085F73C125711B0031F0BD/$file/10_c_ ksiazka.pdf (дата обращения: 12.08.2013).

11. Sprawozdanie Stenograficzne z posiedzenia Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej w dniu 23 marca 2006 r. [Электронный ресурс]. URL: http://orka.sejm.gov. pl/StenoInter5.nsf/0/ 514F0355F617C857C125713B0004BAAF/$file/14_b_ksi-azka.pdf (дата обращения: 12.08.2013).

12. Sprawozdanie Stenograficzne z posiedzenia Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej w dniu 19 lipca 2006 r. [Электронный ресурс]. URL: http://orka.sejm.gov.pl/ StenoInter5.nsf/0/ 02457252459CD2CCC12571B10004D596/$file/22_b_ksiazka. pdf (дата обращения: 12.08.2013).

13. Sprawozdanie Stenograficzne z posiedzenia Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej w dniu 13 kwietnia 2007 r. [Электронный ресурс]. URL: http://orka.sejm.

gov.p1/StenoInter5.nsf/0/ AB5ABE168AF70869C12572BF004D118E/$file/39_ c_ksiazka.pdf (дата обращения: 14.08.2013).

14. Sprawozdanie Stenograficzne z posiedzenia Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej w dniu 24 stycznia 2007 r. [Электронный ресурс]. URL: http://orka.sejm. gov.p1/StenoInter5.nsf/0/ A22E1DB5A18B05A8C125726D006EFA57/$file/33_ a_ksiazka.pdf (дата обращения: 14.08.2013).

15. Sprawozdanie Stenograficzne z posiedzenia Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej w dniu 7 wrzesnia 2007 r. [Электронный ресурс]. URL: http://orka.sejm.gov. pl/StenoInter5.nsf/0/ 0D0606116BF15706C1257352003117FC/$file/47_c_ksiazka. pdf (дата обращения: 14.08.2013).

16. Sprawozdanie Stenograficzne z posiedzenia Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej w dniu 23 listopada 2007 r. [Электронный ресурс]. URL: http://orka2.sejm. gov.p1/StenoInter6.nsf/0/ 6372FE4B9619C127C125739D0053E245/$file/2_a_ksi-azka.pdf (дата обращения: 14.08.2013).

17. Sprawozdanie Stenograficzne z posiedzenia Zgromadzenia Narodowe-gow dniu 23 grudnia 2005 r. [Электронный ресурс]. URL: http://orka.sejm.gov. pl/StenoInter5.nsf/0/ C6E8A86A644E7908C12570E000461DF0/$file/ZG_01.pdf (дата обращения: 12.08.2013).

18. Stosunek do politykow w 1utym[Электронный ресурс]. Warszawa, luty, 2001. URL: http://www.cbos.pl/SPISK0M.P0L/2001/K_028_01.PDF (дата обращения: 15.08.2013).

19. Wystqpienie Prezesa Jaroslawa Kaczynskiego otwieraj^ce IV Kongres PiS [Электронный ресурс]. URL: http://www.kongres.pis.org.pl/aktualnosci/nasza-ojczyzna-nasza-przyszlosc-wystapienie-prezesa-jaroslawa-kaczynskiego.22 (дата обращения: 25.08.2013).

20. Zaufanie do politykow pod koniec roku. Komunikat z badan [Электронный ресурс]. Warszawa, grudzien, 2000. URL: http://www.cbos.pl/SPISK0M. P0L/2000/K_184_00.PDF (дата обращения: 10.08.2013).

21. Zaufanie do politykow w kwietniu [Электронный ресурс]. Warszawa, maj, 2001. URL: http://www.cbos.pl/SPISK0M.P0L/2001/K_066_01.PDF (дата обращения: 15.08.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.