Научная статья на тему 'Борьба идей в интерпретации явления массовой культуры'

Борьба идей в интерпретации явления массовой культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
440
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / MASS / MASS CULTURE / CULTURAL SPACE / HIERARCHIC STRUCTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ильин Алексей Николаевич

В данной статье массовая культура рассматривается не как гомогенное образование, а как иерархическая система. Вследствие такого представления массовой культуры высказывается идея о неадекватности строго критического отношения к масскульту, получившего широкое распространение в научной литературе. Также в статье анализируется соотношение понятий «масса» и «массовая культура» и обосновывается вывод о том, что массовая культура, несмотря на свое название, не является атрибутом только массы (толпы), но выступает культурным пространством для всего общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The struggle of ideas in the interpretation of mass culture phenomenon

In present article mass culture is examined not as homogeneous but as a hierarchical system. As the result of such presentation of mass culture, the idea of inadequate strictly critical attitude to the mass culture which has been widely dispersed in the scientific literature is expressed. Also in the article the correlation of the nations «mass» and «mass culture» is analyzed and the conclusion that mass culture despite it's title is not only the attribute of masses but, on the contrary, is the cultural space for the society on the whole is explained.

Текст научной работы на тему «Борьба идей в интерпретации явления массовой культуры»

ФИЛОСОФСИКЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

ти с диаметрально противоположными взглядами: и те, кто выступает за реставрацию традиционных советских идеалов, и те, кто выступает против насаждения западной потребительской культуры.

В заключение отметим, что для личности мятежного типа свойственны разрыв духовной связи с обществом, в котором происходит формирование его личности, тотальность распространения нигилистического отношения ко всем, формам, общественной жизни, провозглашение бездуховности и сокровенности отживших принципов существования общества, разрушение прошлого, превращение его в «ничто», сплав добра и зла; упрощение (целостность восприятия мира и себя в этом мире заменяется в нигилисте особого рода идолами: революция, народ и т.д.), разрыв с традиционной системой ценностей, образования, воспитания, борьба за индивидуальность, готовность или реальное проведение революции, бунта.

Библиографический список

1. Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению / П.В. Волобуев., В.П. Булдаков. // Вопросы истории. — 1996. — № 5-6. — с. 27-38.

2. Головаха Е., Панина Н. Патология посттоталитар-ного общества: от психического самодиагноза к анализу специфических социопатий / Е Головаха., Н.Панина //

Философская и социологическая мысль. — Киев, 1993. — № 5. - С. 15-32.

3. Горький А.М. Несвоевременные мысли (из статей, написанных для газеты «Новая жизнь в 1917-1918 годах) / А.М Горький. / Хрестоматия по литературе для средней школы : учеб. пособие для 10-11 кл. / Сост. Аламдарова Э.Н., Безрук Ю.Л., Евдокимова Л.В. и др. — Астрахань : Изд-во Астраханского педагог. ин-та, 1994. — 699 с.

4. Смолин О.Н. Излом: иное было дано? Проблемы революции, демократии и образовательной политики в социально-политическом процессе 90-х годов / О.Н. Смолин — М. : ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2001. — 392 с.

5. Тарасов А.Н. Творчество и революция — строго по Камю / А.Н. Тарасов // Свободная мысль — XXI. — 2004. — № 8 (1546). — С. 88—110.

6. Швырев B.C. Тип идеальный / B.C. Швырев / Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. — М. : Издат. группа НОРМА-ИНФРА. — М, 1998. — 672 с.

САВРУШЕВА Маргарита Ивановна, старший преподаватель кафедры философии Омского государственного аграрного университета.

Дата поступления статьи в редакцию: 31.10.2008 г.

© Саврушева М.И.

УДК 008 (103) А. Н. ИЛЬИН

Омский государственный педагогический университет

БОРЬБА ИДЕЙ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЯВЛЕНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

В данной статье массовая культура рассматривается не как гомогенное образование, а как иерархическая система. Вследствие такого представления массовой культуры высказывается идея о неадекватности строго критического отношения к масскульту, получившего широкое распространение в научной литературе. Также в статье анализируется соотношение понятий «масса» и «массовая культура» и обосновывается вывод о том, что массовая культура, несмотря на свое название, не является атрибутом только массы (толпы), но выступает культурным пространством для всего общества в целом.

Ключевые слова: масса, массовая культура, культурное пространство, иерархические системы.

Массовая культура — явление, внутри которого все мы находимся и реализуемся как личности и субъекты своего жизненного пути. И в то же время массовая культура — объект многочисленной критики и нападок. Казалось бы, благодаря всеохватности массовой культуры, от которой, так же как и от общества, убежать нельзя, мы не можем позволить себе критиковать ее, так как тем самым критикуем самих себя. С другой стороны, многие исследователи, позволяющие себе высокомерно относиться к явлениям масскульта, сознательно ограждают себя от последних и считают себя приверженцами чего-то более высокого — например, элитарной культуры.

М. Чегодаева, например, не усматривает в массовой культуре никаких позитивных моментов и связывает ее только с такими тенденциями, как реклама и китч; по ее мнению, массовая культура уничтожает личность и ведет к духовной и интеллектуальной деградации [1]. А. Мелихов указывает на низкое качество продукта массовой культуры, А. Машевский называет последнюю суррогатом, который отвлекает человека от жизни, вместилищем разрушающих мироздание фантомов, заполняющим собой бытие и тем самым мешающим найти что-то действительно ценное; Д. Датешидзе обвиняет массовую культуру в коммерциализации (ей свойственна ориентация

на заработок, на потребление); однако Е. Чижова, наоборот, наделяет массовую культуру эстетическим и этическим смыслом, но все-таки принижает этику и эстетику массовой культуры по сравнению с высокой; кроме того, Чижова называет расцвет массовой культуры реакцией на прежнее принуждение людей к высокому искусству, которое эти люди не понимали [2]. Остается неясным, о каком принуждении говорит автор. Также и мысль С. Н. Некрасова направлена на критику масскульта, который отождествляется с китчем — культурой отброса и подделки [3].

В философской традиции принято противопоставлять массовую культуру и элитарную, где первое предстает как нечто низшее, а второе — высокое. Однако М.Л. Гаспаров говорит, что «массовая культура гораздо меньше противопоставляет себя высокой, чем высокая — массовой» [4, с. 27]. Выходит, ученые, уделяя внимание массовой культуре, смотрят на нее свысока и, возможно, недостаточно объективно ее оценивают, забывая о том, что и сами находятся внутри нее; ни один интеллектуал не может полностью дистанцироваться от масскульта. Возможно, именно поэтому постмодернисты, устав от таких противопоставлений, уничтожили различия между одним и другим, и теперь нет четкой грани между массовой культурой и элитарной. На отсутствие этой четкой демаркационной линии, разделительную условность, указывают многие ученые ([5], [6], [7]). О.С. Борисов вообще утверждает слияние массовой и элитарной: первую он называет религией (душой), а вторую — выражением религиозной интенции (саморазвитием души); сейчас, по мнению автора, нет ни того, ни другого [7]. Нам кажется позиция Борисова весьма однобокой, поскольку он объясняет культуру лишь с религиозной позиции, а она не сводится только к этой сфере.

Возникает вопрос: за что же критикуют массовую культуру? М.В. Колесник говорит о традиции гуманитарного знания критиковать культуру масс «за ее примитивно-поверхностный характер, пропаганду потребительского гедонизма и некую низменно-телесную сущность» [8, с. 3]. Но при этом автор считает неуместным полное дистанцирование от объекта оценки, так как, по его мнению, массовая культура живет в каждом из нас. Но если даже это и так, то возникает вопрос: в какой степени мы подвержены этому явлению? Естественно, культура (в более широком смысле слова) представляет собой ту среду, которая формирует личность. Как говорят педагоги, она определяет нормы жизни, которыми человек руководствуется [9]. Собственно, мы все есть дети культуры. Но культура — понятие растяжимое, и мы можем дать оценку человеку как личности, только оценив ту культуру, нормы которой он присвоил. Если один человек «живет» только массовой культурой, то другой — как массовой, так и элитарной. Негативного оценивания заслуживает не вся массовая культура в целом, а отдельные ее потоки и тенденции. Если же не производить критическую рефлексию этого явления, то можно полностью отдаться ему, напрочь забыв о духовности и элитарности. Ведь продукты китч-культуры, которая является частью массовой культуры, действительно несерьезны и поверхностны. «Так как темп жизни стал быстрым, у индивида не остается времени на осмысление и понимание глубокого и серьезного» [10, с. 49]. Однако если такая фраза звучит из уст потребителя китча, ее можно воспринимать просто как оправдание своей низменности и ничего более.

Целесообразно обратить внимание на модель массовой культуры, подразделяющую последнюю на три потока: китч, мид и арт, где первое — это примитивный

и низкопробный товар, второе — нечто среднее, а третье — высококачественные произведения [11]. Такое разделение массовой культуры может показаться не совсем уместным. Мы можем согласиться, что культура в целом (как общее) позволяет себя подразделить на эти три потока, но, на первый взгляд, массовой культуре соответствует только первый и второй (китч и мид). То, что называется артом, скорее всего представляется принадлежащим не массовой культуре, а элитарной, характеризующей себя наличием интеллектуально образованных и наделенных утонченным вкусом людей, которые отдают предпочтение только качественному продукту. К тому же и сам В.В. Гопко считает китч-культуру самым широким потоком массовой культуры на настоящее время [10]. По замечанию Е.С. Валевич, массовая культура формирует человека толпы [12], что говорит о негативной оценке автором масскуль-та. Нам представляется такая позиция слишком радикальной, так как массовой культуре присуще не только разрушительное воздействие на субъектность, но и отчасти созидательное (мид- и арт-культура), которое не позволяет в полной мере придать массовой культуре отрицательное значение.

Однако мы, заботясь о терминологической чистоте, предпочитаем называть потоками не китч, мид и арт, а их продукцию. Сами же эти явления мы представляем как уровни массовой культуры, где китч является низшим уровнем, мид — средним, и арт — высшим. Таким образом, создается иерархическая модель массовой культуры, представленная в виде пирамиды. Если бы мы, подобно Гопко, рассматривали масскульт как интеграцию потоков, то это не дало бы нам возможности увидеть в нем иерархию (само слово «поток» не предполагает никакой иерархии, которая в массовой культуре имеет место). Поэтому мы решили заменить термин «поток» на более подходящее слово «уровень».

Как известно, существует классическая бинарная оппозиция «хорошо — плохо». В данном случае — в случае изучения отношений к массовой культуре — эта бинарность представлена в другом виде: «нейтрально — плохо». Не стоит придавать спектру отношений к мас-скульту тринитарный характер, так как этот спектр сводится преимущественно лишь к двум вариантам отношений; они, эти варианты, не являются качественными противоположностями и не выступают полюсными проявлениями, расположенными на единой шкале. Однако, несмотря на видимую разумность использования троичной связки «хорошо — нейтрально — плохо», первый элемент в нашем случае будет отсутствовать, оставляя место лишь двум последним и тем самым тринитарность превращая в бинаризм.

Таким образом, мы видим сравнительно небольшой спектр отношений к массовой культуре в целом, а не к отдельным ее элементам. Либо это отношение резко критическое, либо нейтральное. Критики нападают на нее за поверхностность, представители нейтралитета разделяют ее на составные части (элементы) и репрезентируют свое отношение не к цельному явлению, а к каждой его части в отдельности — к одной положительное, к другой отрицательное, что в синтезе дает относительный нейтралитет. Нам представляется, что такая неоднозначность в отношении к масскульту прослеживается благодаря тому, что исследователи еще не совсем определились в том, что же такое массовая культура и на какие элементы ее можно разделить. Собственно, неоднозначность определения явления массовой культуры и вычленения составляющих ее элементов приводит к неоднозначности отношения к ней. Так что первоначальная проблема заключена в формировании четкого и

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСИКЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

непротиворечивого понимании массовой культуры как социального явления, отталкиваясь от которого, можно будет дать оценку данному явлению.

Однако следует обратить внимание на некоторую близость понятий «массовая культура» и «масса». Если мы отметили двойственное отношение к первому, то вряд ли можно поспорить с предельно критичным отношением ко второму. Негативизм к массе мы находим практически в любой литературе, уделяющей внимание этому явлению. Массе придают характеристики стадности, конформности, бессубъектности, ее противопоставляют с действительным обществом, которому присущи прямо противоположные черты. Иногда, конечно, встречаются исследования, авторы которых предпочитают воздержаться от оценочных суждений по отношению к массе, и их отношение к ней можно расценивать как нейтральное, но такие работы — довольно редкое явление. И несмотря на резкую критику масс исследователи не склонны также резко критиковать массовую культуру, как и саму массу, в чем и заключается противоречие. Может быть, оно будет снято только тогда, когда мы отвлечемся от звучания названий интересующих нас явлений и лишим их какой-либо прямой взаимосвязи (абстрагируемся от фонетической созвучности). И тогда массовая культура будет уже не культурой массы, а культурой общества, то есть собственно большинства. Но мы не можем так просто взять и разорвать эту взаимосвязь хотя бы потому, что в широком употреблении нет такого понятия, как «общественная культура». Таким образом, мы не можем полностью разрешить противоречие между различиями в отношении к массовой культуре и массе, но в то же время оно частично будет снято, если мы займем срединную позицию между двумя вариантами: 1) признание родственности и неразрывности этих понятий, 2) полное отрицание таковой родственности. По нашему мнению, между ними все-таки присутствует некий разрыв, не позволяющий рассматривать первое как непременную характеристику второго (масса выступает непосредственным носителем массовой культуры). Но этот разрыв также не пропасть, напрочь разделяющая их и лишающая вторую атрибутивного характера по отношению к первой (массовая культура не является атрибутом массы). Скорее всего, противоречие кроется лишь в названиях, фонетически похожих друг на друга и на первый взгляд (на слух) образующих некое тождество. Но на содержательном уровне, по нашему предположению, эти понятия намного более отдаленны друг от друга, чем на фонетическом, и в их семантическом пространстве это противоречие сглажено. Если бы мы считали массовую культуру атрибутом массы, учитывая вышеназванные характеристики второй, то наверняка ее трудно было бы назвать культурой, поскольку ничего созидательного мы бы в ней не нашли. Была ли у варварских племен хотя бы какая-то культура и можно ли ее назвать массовой? Если и было что-то массовое, то существительное «культура» навряд ли сюда подходит. Что же касается именно культуры масс, то Х. Ортега-и-Гассет сводит ее к самому настоящему варварству и лишает ее возможности называться культурой [13]. Мы же склонны утверждать китч культурой масс, а массовая культура — это не только культура толпы, а нечто большее, включающее вовнутрь себя еще и некоторые духовные составляющие. Собственно, массовая культура — это культура большинства; это воздух, которым дышит социум в целом, за исключением лишь отдельных его индивидов или их групп.

Этот воздух недостаточно чист, но и совсем грязным его тоже не назвать, поэтому мы находим оправдание двойственному отношению к массовой культуре, о котором говорили выше.

Итак, мы приходим к следующему выводу. Массовая культура — атрибут не только массы, толпы, но и практически всего общества, тех классов, групп и объединений, которые по определенным признакам возвышаются над массой. И в таком случае снимается аттрактивное противоречие между массой и массовой культурой. Становится вполне понятным и оправданным негативное отношение к первой и двойственное отношение ко второй.

Библиографический список

1. Чегодаева М. Массовая культура и религия / Истина и жизнь : ежемесячный журнал о человеке, духовности, культуре. — 7-8/2005 // http://istina.re1iaare.ra/artic1e127. Мш1#г1.

2. Массовая культура: за и против : беседа Д. Датешид-зе, В. Ковалева, А. Машевского, А. Мелихова, А. Фролова, Е. Чижовой. Беседу записали В. Ковалев и Н. Маженштейн // Журнал «Нева». — 2003. — № 9. // http://maaazines.russ. ш/пеуа/2003/9/кии.Мт1.

3. Некрасов с. Н. Сумерки эстетов и помрачение эстетического сознания // «Академия Тринитаризма». — М., 2004. // http://www.trinitas.ru/rus/doc/0225/002a/02250021.htm.

4. Гаспаров М.Л. Историзм, массовая культура и наш завтрашний день // Вестник истории, литературы, искусства / Отд-ние ист.-филол. наук РАН. — М. : Собрание; Наука. Т. 1. 2005. - С. 26-29.

5. Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или О культуре массовой и немассовой // Социологические исследования. — 1990. — № 8. — С. 106-111.

6. Косарева А.Б. Мировоззренческие парадигмы фантастики (на примере отечественно фантастики ХХ века) // Российская массовая культура конца ХХ века : материалы «круглого стола». 4 декабря 2001 г. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — С. 88 — 97.

7. Борисов О.С. Фишка-культура // Российская массовая культура конца ХХ века : материалы «круглого стола». 4 декабря 2001 г. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество. 2001. — С. 5 — 14.

8. Колесник М.В. Телесность массовой культуры : авто-реф. дис. ... канд. филос. наук. — Омск, 2007.

9. Борытко Н.М., Мацкайлова О.А. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока : монография. — Волгоград, 2002. — 132 с.

10. Гопко В.В. Воля в массовой культуре : дис. ... канд. филос. наук. — Омск, 2006.

11. Аблеев с. Р., Кузьминская с. И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы // Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы. Научно-практический вестник. — Выпуск 2002/1. — № 8. — С. 39 — 42.

12. Валевич Е.С. Всеобщее как критерий противопоставления толпы и индивидуальности // Гуманитарные исследования : ежегодник. Межвузовский сборник научных трудов. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007. — Вып. 12. — С. 15—16.

13. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. — М, 1991. — 590 с.

ИЛЬИН Алексей Николаевич, ассистент кафедры философии.

Дата поступления статьи в редакцию: 13.10.2008 г.

© Ильин А.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.