Гр п n г
Виктория МУСОРИНА
' '' -т1 \ 1
иМ'.,
влн
•г ■
Цвет русского
фарфора
Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) в Санкт-Петербурге — единственное предприятие в мире, где производят сразу три вида фарфора — классический твердый, мягкий и костяной. О конкуренции русского фарфора с китайским, о мировых тенденциях в отрасли рассказывает гендиректор ИФЗ Татьяна Тылевич.
К штыку приравняв фарфор...
— В прошлом году в музее ИФЗ, что принадлежит Государственному Эрмитажу, открылась новая экспозиция — зал советского фарфора. Что это такое?
— 150 лет назад, по решению царской семьи, лучшие экземпляры фарфора стали оставлять на заводе, в коллекции. Так появилось уникальное, практически бесценное собрание. В 1917 году завод посетили писатели и политические деятели Максим Горький и Анатолий Луначарский, которые выдвинули идею производства агитационного фарфора. Центральными героями изображений стали рабочие и крестьяне, завод выпускал фарфоровые статуэтки колхозниц, пионеров, спортсменов и бойцов Красной армии. Немного позже в фарфоровой живописи появился супрематизм, основанный в 1910-х годах Казимиром Малевичем.
Сегодня посетители музея имеют возможность познакомиться с коллекцией «агитационного фарфора», фарфоровыми изысканиями супрематистов и сказочными образами народного художника РСФСР А.В. Воробьев-ского, а также с произведениями современных мастеров завода, работы которых уже стали классикой.
— Известно, что первые акционеры завода (в 1998 году американские фонды «США-Россия», KKR и ряд кипрских офшоров купили у трудового коллектива около 87% акций) при приватизации очень хотели получить в собственность и коллекцию завода. Как удалось ее отстоять?
— Вмешалась общественность, и городское правительство приняло решение о передаче заводской коллекции Русскому музею. Фонды планировали разместить в Строгановском дворце. Но уникальное фарфоровое собрание,
И1АР-1АСС
4
шШ
Татьяна Александровна Тылевич
родилась 13 января 1971 года в Ленинграде. Окончила Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, кандидат экономических наук. На Императорском фарфоровом заводе работает с 2001 года: сначала — в должности директора по экономике и финансам, с 2008 года — в качестве директора завода.
-Л
ИФЗ очень тесно сотрудничает с Михаилом Шемякиным: во французском замке у художника есть отдельный кабинет, предназначенный для работы с фарфором.
являясь связующим звеном, передающим в поколениях традиции петербургской школы фарфора, не может существовать вне завода. Тогда директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский предложил компромиссное решение. В 2001 году музей Ломоносовского фарфорового завода перешел под
mftr-iflv,!,
управление Государственного Эрмитажа.
Был образован новый отдел «Коллекция фарфорового завода» (ныне отдел «Музей Императорского фарфорового завода»). Таким образом, современные мастера имеют возможность знакомиться с лучшими образцами исторической коллекции, учиться и перенимать опыт своих предшественников.
— Какова доля высокохудожественного фарфора в общем объеме производства?
— Примерно половина ассортимента. Изготовление высокохудожественных изделий — наше ключевое рыночное преимущество. Это уникальный фарфор, созданный с применением технологий филигранной ручной росписи и ручного литья. К слову, на мировом рынке остались единицы предприятий, выпускающих авторский фарфор, выполненный вручную. Производство высокохудожественных изделий отличается не только большой трудоемкостью, оно требует прекрасного знания технологии: краски наносятся постепенно, имеют разную степень вжигаемости. Любое такое произведение проходит от шести до 12 обжигов, а на роспись, например, одного блюда уходит до 30 дней.
Дизайн как рыночное преимущество
— Авторский европейский и азиатский фарфор не уступает сопоставимым изделиям ИФЗ. Белизна, прозрачность, искусная ручная роспись — все это есть и у многих производителей с мировыми именами. Чем же все-таки отличается Императорский фарфоровый завод?
— Большинство европейских компаний уже давно перенесли свои производственные мощности в страны Юго-Восточной Азии (ЮВА). Выпуск фарфора в Европе ежегодно сокращается на 5-7%. (Известные западноевропейские бренды — Villeroy & Boch, Royal Copenhagen, Wedgwood, Royal Doulton и Rosenthal — либо открыли
предприятия в ЮВА, либо передали туда большую часть производственных функций. — Ред.) Использование дешевой китайской рабочей силы существенно снижает себестоимость производства. Благодаря этому европейские производители становятся более конкурентными на российском рынке. Однако о переводе мощностей ИФЗ в Китай не может быть и речи: в этом случае не удастся сохранить ни технологии, ни уникальную художественную школу, которой присущи особые эстетические свойства и качество росписи.
— Каждый крупный производитель утверждает, что у него — свой секрет фарфоровой массы и технологии производства. Однако в сегодняшних условиях доступности любой информации секреты наверняка давно раскрыты. За что сегодня разворачивается главная борьба среди мировых конкурентов?
— Действительно, если кто-то сегодня внедряет новые краски или технологии, это быстро становится известно остальным мировым игрокам. Поэтому основная борьба среди конкурирующих производителей идет на уровне дизайна форм и рисунка. Именно дизайн, а не технологии, является сегодня ключевым преимуществом той или иной мануфактуры.
— Привлечение известных российских современных художников и модельеров для производства коллекций — один из способов ИФЗ в конкурентной борьбе?
— Скорее это традиция. В 1920-х годах на завод приглашали известных художников — Малевича, Суети-на, Кандинского, которые привнесли дух новаторства в классические традиции завода. Сегодня у нас также много проектов с внешними художниками. Мы рады сотрудничеству с Михаилом Шемякиным. Коллекция «Фарфор Михаила Шемякина» ежегодно пополняется новыми произведениями, созданными по эскизам знаменитого художника. Не менее интересным стал проект с популярным музыкантом Андреем Макаревичем, который вот уже много лет занимается графикой, а в 2010 году предоставил нам свои эскизы для оформления фарфорового сервиза и декоративных тарелок. Необычны и оригинальны идеи, предложенные петербургским модельером Татьяной Парфеновой. В начале 2012 года покупатели смогут оценить результат нашего сотрудничества с писателем и драматургом Евгением Гришковцом, выступившим автором идеи сервиза «Кают-компания».
«Окно» в Париж
— В России, в отличие от Европы, нет обогатительных фабрик (именно они очищают сырье от свинца, кадмия, тяжелых металлов и других примесей, влияющих на белизну фарфора и качества обжига). Как вы решаете эту проблему?
— Мы производим обработку сырья самостоятельно, в собственном массо-заготовительном цехе. Это российская особенность. На Западе фарфоровые заводы получают аккуратно упакованные готовые полуфабрикаты, которые в основном производят в Германии, Франции или ЮВА. Но у нас нет возможности закрыть наш цех и перейти на получение полуфабрикатов — это заметно повысит себестоимость изделий. Хотя главная причина не в этом. Мы производим фарфор по собственной, уникальной рецептуре и технологии: если на Западе фарфор формуют, то мы его льем.
Андрей Макаре-вич — по образованию художник-график, создающий свои работы, по его собственным словам, в «молниеносной технике»: рисунки органично ложатся и на бумагу, и на белоснежный фарфор.
PHOTOXPRESS
PHOTOXPRESS
— откуда завод получает сырье?
— Каолин, это наше основное сырье, мы привозим из Украины. Для костяного фарфора, который мы производим из берцовой кости крупного рогатого скота, используем английское сырье. Английская костяная зола — без примесей, это позволяет производить исключительно белый фарфор. При этом качество костяной золы зависит не только от исходного сырья, но и от условий хранения, от транспортировки, во время которой в золу не должны попасть никакие примеси. Из Германии мы получаем натуральное золото, которое имеет прекрасные эстетические свойства. Однако натуральное золото неприменимо для использования в посудомоечных машинах и микроволновых печах. Поэтому мы осваиваем технологию вжигаемых красок: с использованием особо устойчивой химической добавки, которая вжигается в поверхность. Такие краски подходят для использования в бытовой технике.
— несколько лет назад ИФЗ возглавлял группу предприятий, в состав которой входили французские заводы Apilco-Yves Deshoulieres и Porcelaine de Cologne. Затем оба завода стали партнерами ИФЗ. на рынке упорно ходят слухи, что на французских заводах выпускают большую часть белого фарфора («бисквит»), на который ставят клеймо ИФЗ и затем отправляют в Россию. Как обстоят дела на самом деле?
— Группа Deshoulieres — один из старейших производителей фарфора во Франции (фирма была основана в 1826 году. — Ред.). В состав группы входят четыре французских завода, два из которых находятся в Лиможе. В разное время с Deshoulieres сотрудничали дизайнеры Ив Сен-Лоран, Кристиан Лакруа, Жан де Кастельбаржак. Группа Deshoulieres является нашим партнером, который производит фарфор под маркой Deshoulieres и Apilco. Мы активно сотрудничаем с Apilco-Yves Deshoulieres — при производстве продукции для ресторанно-гостиничного рынка. Профессиональная посуда по своим характеристикам значительно отличается от рядовых изделий или коллекционного фарфора. Она должна выдерживать много моек и быть более толстой для предотвращения излишнего боя. Это посуда для официантов, а не для клиентов. Чашка должна быть «влита» в блюдце, чтобы напиток
не расплескался, пока его несут. У Deshoulieres огромный опыт в производстве таких изделий: ими пользуются в лучших ресторанах и отелях Ritz, George V, Carlyle, Hyatt, Four Seasons, Michel Guerard. Группа выполняет заказы модных домов Cartier, Frank Muller, Chopard, S.T. Dupont. А для нас фарфор от Deshoulieres — своеобразный «кусочек» Франции в наших магазинах.
— Каковы объемы производства Императорского фарфорового завода?
— Сегодня мы производим около 2 млн изделий в год. Однако расчетная проходимость печей намного выше, ведь изначально мощности были настроены под массовый ассортимент. Но в силу очень жесткой конкуренции со странами ЮВА производить только массовый ассортимент мы не можем. Эффективно конкурировать с Китаем мы способны лишь в среднем ценовом сегменте, где по сравнению с азиатским фарфором наш отличается высочайшим качеством. На заводе семь печей, среди которых есть и тоннельные, и камерные, поэтому объем выпуска и плановая загруженность производства могут варьироваться в зависимости от запросов рынка.
3D-моделирование и 60 рук
— Судя по тому, что текущие производственные мощности ИФЗ ограничены, для завода актуальна проблема их модернизации?
— Мы планируем купить станок для шлифовки края чашки, чтобы с его помощью получать идеально гладкий край. Стоимость такого станка — около 300 тыс. евро. Необходимо приобрести еще одну двухканальную печь, сегодня на обжиг белого и декорированного фарфора работает только одна такая печь. Нужны и новые материалы, и специальные столы. Требуются существенные инвестиции: мы их оцениваем минимум в 600-700 тыс. евро. Благодаря покупке нового оборудования мы сможем увеличить производство в два раза. Планируем расширение производства костяного фарфора. От традиционного, так называемого твердого, костяной фарфор отличается тонкостенностью, особой белизной, нежным и теплым цветом. При этом себестоимость обоих типов изделий практически одинакова. Мы производим
Ключевое преимущество той или иной мировой фарфоровой мануфактуры — не технологии, а дизайн.-
и мягкий фарфор для изготовления скульптуры. Доля мягкого фарфора в общем объеме производства составляет 10%, твердого — 60% и костяного — 30%.
— ИФЗ — единственное предприятие России по производству изделий из костяного фарфора. В чем его особенность?
— Изделия из костяного фарфора начали производить на заводе в 1969 году. За создание и организацию в Советском Союзе промышленного производства костяного фарфора группе специалистов завода в 1980 году была присуждена Государственная премия СССР в области науки и техники. При легком постукивании изделия отзываются приятным мелодичным звоном. Толщина их стенок не превышает 2 мм. На сегодня ИФЗ — действительно единственное в России предприятие, выпускающее костяной тонкостенный фарфор. Классические формы, разрабатываемые скульпторами завода специально для отливки в этом материале, и филигранная роспись изделий ставят их в разряд коллекционных.
— Какие современные технологии способны облегчить работу ИФЗ, где очень высока доля ручного труда?
— Процесс создания новых форм — длительный. Применение технологии 3Р-моделирования, освоенной на ИФЗ, позволяет в разы ускорить процесс формообразования, в отличие от традиционной схемы с использованием труда модельщика. Так, чашка по эскизу художника может быть смоделирована на компьютере за полчаса, а полный цикл — от эскиза до фарфорового образца — составит две недели. В то время как вручную только черновую гипсовую модель делали бы несколько дней. Применение 3Р позволит ускорить процесс производства, сократить издержки, подняться на новый технологический уровень. Однако полностью заменить талантливые руки мастеров ИФЗ современными компьютерными технологиями невозможно. Только настоящий профессионал знает, как превратить компьютерную модель в произведение фарфорового искусства. Любое наше изделие проходит до 60 рук, прежде чем попасть на прилавок.
Китайское предупреждение
— Как скажется на ИФЗ предстоящее вступление в ВТО?
— Этот вопрос нас крайне волнует: если снизят пошлины на ввоз фарфора, государство должно поддержать собственных производителей. Пока о таких намерениях нам неизвестно. В царские времена, в эпоху Александра III, действовал полный запрет на ввоз фарфора. Конечно, нам не нужны такие крайние меры.
— А какие нужны? Какой вы видите промышленную политику государства для фарфоровой отрасли?
— В регулировании роста тарифов на топливно-энергетические ресурсы, которые значительно влияют
на себестоимость фарфора. ИФЗ — добросовестный и ответственный налогоплательщик. Поэтому основной груз для предприятия — налоги с заработной платы. Оптимальной для нас была бы минимизация налогов в пределах 15-18%. Еще одна деталь: европейские государства на 50% оплачивают своим компаниям участие в специализированных выставках. У нас сложилась
ИТАР-ТАСС
В области производства коллекционных фарфоровых платьев у Императорского фарфорового завода нет конкурентов ни в России, ни в мире.
парадоксальная ситуация: участвовать в россииских выставках наш завод может лишь через своего французского партнера. Потому что ему помогают с оплатой, а нам — нет. А это очень большие деньги. Нам необходима также поддержка при участии в государственных тендерах и закупках.
— Про вас забывают?
— Если в госучреждениях чиновники пьют чай из дорогого китайского фарфора, значит, в стране отсутствует поддержка отечественного производителя. Китайский фарфор закупают для гостиниц и ресторанов. К слову, в Китае государство компенсирует производителям фарфора экспортные пошлины, поощряя экспорт. Отчасти поэтому китайскому фарфору намного легче попасть на российские прилавки и вообще занять свою долю на нашем рынке.
— Как вы ее оцениваете?
— Доля российского фарфора на отечественном рынке — порядка 20-25%. Китай занимает примерно 65% от всего импорта, объем которого оценивается в $6768 млн. Россия экспортирует не меньше — фарфор представлен в 20 странах мира, однако совсем на других условиях, нежели у наших азиатских конкурентов. В России у нас практически нет конкурентов: немногочисленные производители (крупных не более пяти. — Ред.) выпускают фарфор в низком ценовом сегменте.
— Отсутствие в России здоровой конкурентной среды с отечественными производителями — это хорошо или плохо для ИФЗ?
— Дело в том, что мы конкурируем с товарами-заменителями на рынке подарков: это хрусталь, текстиль. Фарфор всегда ассоциируется с чашками, блюдцами и тарелками. И мало кто ассоциирует его с ювелирными украшениями. Между тем у нас есть уникальный мастер,
производящий авторские фарфоровые украшения — сережки, браслеты, кольца. Сегодня мы активно ищем партнера для проекта производства фарфора с ювелирными украшениями. Мы изготавливаем реплики императорских ваз, скульптур и сервизов из коллекции Эрмитажа и создаем эксклюзивные авторские изделия, многие из которых, казалось бы, не могут быть выполнены из фарфора: неординарные фарфоровые украшения, фарфоровые платья и аксессуары, декоративные панели для отделки каминов и стен офисных и жилых помещений. Нашими постоянными клиентами являются Управление делами Президента РФ, правительство Санкт-Петербурга, Сбербанк России, ЦБ РФ и др.
— А кто заказывает фарфоровые платья?
— Чаще всего заказчики фарфоровых платьев (одно из них демонстрировали на Неделе Моды. — Ред.) — хрупкие девушки, желающие надеть на вечеринку нечто необычное. Производим и коллекционные фарфоровые дамские сумочки. В основном добавляем элементы фарфора в существующую конструкцию: если это сумочка, то в кожу, если платье, то в пояс, юбку. Большинство таких клиентов приезжают к нам из Москвы.
— Однако в Москве об ИФЗ известно немного, в отличие от магазинов Санкт-Петербурга, куда клиенты ходят поколениями...
— Пока это так. В 2010 году в Москве мы открыли восемь магазинов, но все равно нас пока недостаточно знают. «Как, вы еще существуете?» — удивляются москвичи. Но мы не только «существуем», но и развиваемся, производя уникальный фарфор, созданный с применением технологий филигранной ручной росписи и ручного литья. На мировом рынке остались единицы предприятий, выпускающих авторский фарфор, исполненный вручную полностью.