Научная статья на тему 'Большой пёстрый Dendrocopos major и сирийский D. syriacus дятлы в Саратове и Энгельсе: пространственное размещение и межвидовые отношения'

Большой пёстрый Dendrocopos major и сирийский D. syriacus дятлы в Саратове и Энгельсе: пространственное размещение и межвидовые отношения Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Большой пёстрый Dendrocopos major и сирийский D. syriacus дятлы в Саратове и Энгельсе: пространственное размещение и межвидовые отношения»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2432: 2871-2873

Большой пёстрый Dendrocopos major и сирийский D. syriacus дятлы в Саратове и Энгельсе: пространственное размещение и межвидовые отношения

Е.Ю.Мельников

Евгений Юрьевич Мельников. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского, Саратов, Россия. E-mail: skylark88@yandex.ru

Второе издание. Первая публикация в 2016*

Урбанизированные ландшафты играют важную роль в расселении птиц. Участки старых садов, парков, лесополос посещаются птицами во время послегнездовых кочёвок и дальних миграций. По таким местообитаниям в урбанизированную среду из малонарушенных биотопов проникают новые виды птиц.

Одним из активно расселяющихся видов является сирийский дятел Dendrocopos syriacus. Его интенсивное распространение по европейской части России от западных границ началось со второй половины 1990-х годов. Он зарегистрирован на гнездовании в Воронежской, Белгородской, Волгоградской, Саратовской и Тамбовской областях, в Калмыкии (Завьялов, Альберти 1996; Кукиш, Музаев 2001; Бардин 2005; Беля-ченко, Мельников 2012; Родимцев, Лошакова 2014). В настоящее время отмечается дальнейшее продвижение сирийского дятла к востоку и северо-востоку (Завьялов и др. 2007, 2010; Мельников 2014). Однако расселяясь сирийский дятел вступает в конкуренцию с большим пёстрым дятлом Dendrocopos major, наиболее распространённым видом дятлов, занимающим схожие местообитания (Завьялов и др. 2010). Такие межвидовые взаимодействия являются интересной темой в экологических исследованиях птиц. В данной работе мы рассмотрим современное состояние сирийского и большого пёстрого дятлов в городах Саратове и Энгельсе, расположенных на правом и левом берегу Волгоградского водохранилища реки Волги. Данные собраны во время учётов дятлов в 2010-2016 годах (Мельников 2014).

Впервые в городской черте сирийский дятел был отмечен в 2005 году (Завьялов и др. 2007). До этого зимующих дятлов встречали в Татищев-ском районе вблизи села Вязовка, однако в Саратове они не отмечались. Зимой 2010/11 года пара зимующих сирийских дятлов держалась в Саратове в Городском парке культуры и отдыха им. А.М.Горького, возле

* Мельников Е.Ю. 2016. Дятлы Dendrocopos major и D. syriacus в гг. Саратове и Энгельсе: пространственное размещение и межвидовое взаимодействие IIИзучение, сохранение и восстановление естественных ландшафтов. М.: 170-173.

кормушек. Весной и летом 2011 года было подтверждено гнездование сирийского дятла в пригородных лесных массивах Саратова и Энгельса — лесопарке «Кумысная поляна» и зелёной зоне «Лесной посёлок» (Беля-ченко, Мельников 2012). С этого года вид регулярно отмечается в городской черте (Мельников 2015; Мельников и др. 2016).

Большой пёстрый дятел широко распространён в пригородных лесных массивах обоих городов (Завьялов и др. 2007). В зимнее время он встречается в районах малоэтажной застройки, часто держится в парках и скверах, особенно тех, где растут старые деревья сосны обыкновенной Pinus sylvestris и ели европейской Picea abies. На лето большие пёстрые дятлы откочёвывают в пригородные лесопарки, более подходящие для гнездования (Мельников и др. 2014).

Следует отметить, что показатели плотности большого пёстрого и сирийского дятлов сильно зависят от местообитаний. В зимний период в лесопарке «Кумысная поляна» в Саратове плотность большого пёстрого дятла выше, чем плотность сирийского: 3.7 и 1.6 ос./км2 соответственно. В парках и скверах зимняя плотность обоих видов имеет примерно схожие значения, а в дачных массивах сирийский дятел более многочислен, чем большой пёстрый: 3.2 и 2.6 ос./км2 (Мельников и др. 2014). Летом плотность сирийского дятла в городе и пригородных лесных массивах значительно ниже, чем плотность большого пёстрого: в зелёной зоне города Энгельса «Лесной посёлок» она составляет 1.3 и 2.8 ос./км2 соответственно. В отличие от больших пёстрых дятлов, сирийские дятлы не отмечены на гнездовании в лесополосах, но зато гнездятся в районах многоэтажной и малоэтажной застройки.

Полученные данные объясняются разной биотопической приуроченностью рассматриваемых видов. Большой пёстрый дятел сохраняет более тесную связь с естественными лесами в гнездовой период, перемещаясь на застроенные территории в холодное время года. Распространение сирийского дятла теснее связано с урбанизированным ландшафтом, в частности, с районами индивидуальной и дачной застройки со старыми садами (Мельников 2014; Мельников и др. 2016). Это связано с тем, что важную роль в питании сирийского дятла играют плоды косточковых плодовых деревьев. В результате в зимний период дачные массивы чаще посещаются сирийскими дятлами, которые могут вытеснять больших пёстрых дятлов с этих кормовых участков (Мельников и др. 2014).

Важными зимними кормовыми ресурсами большого пёстрого дятла являются семена хвойных деревьев. В урожайные годы эти птицы перемещаются в сосновые посадки, скверы с соснами и елями. Если урожай шишек невелик, большие пёстрые дятлы чаще используют одни и те же кормовые участки — парки, скверы, сады — вместе с сирийскими дятлами, что может приводить к усилению конкуренции (Мельников 2014; Мельников и др. 2014).

В гнездовое время дупла сирийского дятла были найдены в окраинных частях пригородных лесопарков возле дачной застройки, в то время как большой пёстрый дятел часто гнездится и в глубине лесных массивов. На таких участках наблюдалось чередование гнездования двух видов вследствие вытеснения одного вида другим. В 2015 году в зелёной зоне «Лесной посёлок» отмечен случай помощничества: самка большого пёстрого дятла участвовала в насиживании кладки и выкармливании птенцов пары сирийских дятлов (Мельников 2015).

Таким образом, условия городов Саратова и Энгельса способствуют успешному гнездованию как большого пёстрого дятла, так и сирийского дятла - нового вида, распространяющегося в трансформированной человеком среде. Однако важными условиями для размножения и распространения обоих видов являются сезонные урожаи кормов — семян хвойных и плодов косточковых плодовых деревьев. Вследствие этого плотность и пространственное распределение дятлов может значительно меняться год от года.

Литератур а

Бардин А.В. 2005. Сирийский дятел Dendrocopos syriacus гнездится в окрестностях «Леса

на Ворскле» // Рус. орнитол. журн. 14 (291): 554-556. EDN: HGOFFF Беляченко А.В., Мельников Е.Ю. (2012) 2018. Сирийский дятел Dendrocopos syriacus — новый гнездящийся вид Саратовской области // Рус. орнитол. журн. 27 (1664): 4418-4421. EDN: XYDZYD

Завьялов Е.В., Альберти Л.Г. 1996. Сирийский дятел Dendrocopos syriacus в Волгоградской

области // Рус. орнитол. журн. 5 (1): 3-4. EDN: RUZFKH Завьялов Е.В., Шляхтин Г.В., Табачишин В.Г. и др. 2007. Птицы севера Нижнего Поволжья.

Кн. 3. Состав орнитофауны. Саратов: 1-328. Завьялов Е.В., Шляхтин Г.В., Табачишин В.Г., Якушев Н.Н., Мосолова Е.Ю. (2010) 2019. Экологические аспекты динамики распространения среднего пёстрого дятла Dendrocopos medius в Нижнем Поволжье // Рус. орнитол. журн. 28 (1813): 3958-3965. EDN: TCKMQY

Кукиш А.И., Музаев В.М. (2001) 2004. Сирийский дятел Dendrocopos syriacus — новый гнездящийся вид Калмыкии // Рус. орнитол. журн. 13 (274): 938-939. EDN: IBYFOH Мельников Е.Ю. 2014. Дятлообразные (Piciformes) пригородных и урбанизированных экосистем: пространственное распределение, размножение и особенности выбора кормовых объектов. Дис. ... канд. биол. наук. Саратов: 1-211 (рукопись). Мельников Е.Ю. 2015. Необычный случай помощничества у пёстрых дятлов Dendrocopos

syriacus и D. major // Рус. орнитол. журн. 24 (1217): 4211-4214. EDN: VADRMV Мельников Е.Ю., Беляченко А.В. Беляченко А.А. 2014. Особенности пространственного размещение гнездовых участков пёстрого дятла (Dendrocopos major) в пригородном лесопарке г. Саратова // Изв. Саратов. ун-та. Нов. сер. Сер. хим, биол, экол. 14, 3: 105-109. Мельников Е.Ю., Беляченко А.В., Кулагина Е.Д. 2016. Экология дятлов рода Dendrocopos в г. Саратове в зимний период // Современные проблемы зоологии и паразитологии: Чтения памяти проф. И.И.Барабаш-Никифорова. Воронеж: 105-110. Родимцев А.С., Лошакова Ю.А. 2014. Дятлообразные Тамбовской области. Сообщение 2 // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Естеств. и техн. науки 19, 2: 791-796.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.