Научная статья на тему 'БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА, ИЛИ О СТАТУСЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА, ИЛИ О СТАТУСЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА, ИЛИ О СТАТУСЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

2007 СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН: НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА №2

ПРИГЛАШАЕМ К ДИСКУССИИ

Л.Д. Ганеева

БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА, ИЛИ О СТАТУСЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Дети всегда хотят быть взрослыми. Во фразе «когда я вырасту...» скрыт совершенно волшебный, с точки зрения детей, магический смысл, так называемый код, пароль, позволяющий мечтать о самых ярких атрибутах взрослости и возможности делать то, что в данный момент запрещено или контролируется родителями. Привлекательность взрослости становится еще сильнее в подростковом возрасте. Именно теперь как можно быстрее хочется стать взрослыми, то есть не испытывать ограничений, самостоятельно распределять свое время, заниматься и интересоваться всем тем, на чем стоит ярлык «подрастешь - узнаешь!» или «до 16 вход запрещен».

Если подростки мечтают повзрослеть, то люди среднего или преклонного возраста часто с сожалением вспоминают о своей юности («Где мои 17 лет?», «Если б молодость знала, если б старость могла» и т.д.). Комплиментом для представителей старшего поколения считается указание на молодость их взглядов, суждений, моложавый внешний вид. Молодо выглядеть и чувствовать себя молодым - значит быть в хорошем расположении духа и жить в ногу со временем, испытывать новые яркие чувства («я влюбился как юнец!»), быть здоровым. Интересно, но даже поверхностный анализ рассуждений подростков и представителей старшего поколения позволяет заключить, что наиболее желательным для них выступает возраст, называемый молодостью.

Почему же образ молодости так привлекателен и для детей, и для представителей старшего поколения? Какие мифы и стереотипы скрыты в понятии «молодость»? Что значит сегодня «быть молодым»?

Начнем с того, что понятие возраста и возрастных этапов - продукт сугубо исторический, подверженный изменению. Если тысячи лет взрослый среднего возраста безоговорочно считался авторитетом, полноценным членом и защитником общества, производительной силой, а старик при физической немощи был все же кладезем опыта, советчиком, судьей, то ребенок свое право быть членом общества достаточно долго отвоевывал. Так, по замечанию возрастного психолога Л.Ф. Обуховой: «Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества» [1]. По мнению французского демографа и историка Ф. Ариеса детство вплоть до XIII века считалось периодом, быстро проходящим и малоценным, о чем свидетельствовало неохотное обращение писателей, художников и ученых к образам детства. Открытие детства началось в XIII веке, его развитие можно проследить в истории живописи Х!У-ХУ! веков, но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI и в течение всего XVII столетия [2].

Л.Д. Ганеева

Сегодня детство, как отмечает Л.Ф. Обухова, «это период, продолжающийся от ново-рожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества» [1]. "Конвенция о правах ребенка", принятая Юнеско в 1989 году и ратифицированная большинством стран мира, направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в каждом уголке Земли. Культура, общество и наука полностью признала право «маленького человека» на детство и даже проявляет к нему большой интерес. Множество научно-исследовательских работ написано об особенностях детского возраста. Огромное количество художественных и мультипликационных фильмов, произведений детской литературы, музыки, иллюстрирования создано специально для детей. Индустрия детской моды и игрушек, предметов детства и даже косметики сегодня налажена во всех ведущих странах мира. Заниматься развитием ребенка с пеленок считается сегодня не только правильным, но и модным, престижным. Толерантное отношение к детям позволяет им долго наслаждаться этим возрастным периодом со всеми его привилегиями (правовая и законодательная защищенность, обилие морально-этических и экономических скидок).

Но ребенок свободен в своей игре только до тех пор, пока она остается игрой. Там, где начинается решение настоящих жизненных проблем, детей, что называется, отсаживают за отдельный детский столик, как бы подчеркивая и отгораживая их от взрослых проблем, отрезая путь к реалиям жизни, мол, «еще не готов, подрасти немного, и тогда...».

Первые попытки родителей передать ребенку ответственность за самого себя начинаются именно в подростковом возрасте. И дело не только в физической зрелости, когда ребенок уже отдаленно начинает напоминать взрослого. Деятельность подростка подвергается «жесткому экзамену» со стороны взрослых. Если понятие детства насчитывает всего лишь 3-4 столетия, то история становления подростничества или юношества начинается еще в глубокой древности. По свидетельствам этнологов, во многих первобытных обществах и древних культурах был распространен обряд инициации. По мнению философа И.Л. Андреева [3], инициация - один из самых древних, если не древнейший, обряд, истоки которого теряются на границе биологического и социального миров. Этот ритуальный церемониал справедливо считается примитивно-жестоким тестом на переносимость сильнейших стрессов, острейшей боли и проявление максимальной выдержки в критических ситуациях, своего рода экзаменом на выживаемость в суровых условиях традиционного общества.

Инициация была одним из ритуалов «перехода» или «посвящения», сопровождающих наиболее значимые социально-личностные изменения в жизни человека: рождение, взросление, брак, зрелость, смерть и пр. Совершение такого ритуала говорит о социально признаваемом праве на изменение или трансформацию - праве вступить на новый уровень своего развития, т.е., как бы сдать экзамен на новый уровень своей личностной и социальной зрелости и получить новые инструкции для правильного прохождения новой стадии жизни. Уже сама строгость ритуалов инициации свидетельствует о том, насколько сильно этап перехода к взрослости был заметен и значим в рамках человеческой жизни и жизни общества. Великолепный историк религий Мирча Элиаде пишет: «Инициация позволяла подростку постичь "тройное откровение: откровение Священного, Смерти и Сексуальности". Все три вида опыта отсутствуют у ребенка [4]». Задача данного посвящения состояла еще и в своеобразном испытании подростка, магической и бытовой проверке того, насколько он готов, насколько способен войти в мир, в сообщество взрослых людей. Все испытания подростка были направлены на безупречное воспроизводство накопленного обществом опыта и отличались чрезвычайной строгостью и суровостью. Проходили они под присмотром или на

виду у старейшин, родителей. И не мудрено - жизнеспособность общества напрямую зависела от того, насколько будет усвоена молодыми людьми ответственность за культуру, род в целом. Этнопсихолог А. Андреев рассуждает о необходимости сохранения константности условий и в том числе сценария обряда инициации: «. в отношении к детям, в их воспитании взрослые вынуждены быть предельно точны и требовательны. Иначе мир пойдет не туда. Именно этим вызваны ужасающие нас строгости и жестокость при инициациях. Крошечная ошибка при воспитании со временем поведет к накоплению чужих качеств, и вместо человека ты приведешь в этот мир нечто страшное, имя которому - чужой!..» [5].

После обряда инициации, который часто проходил в несколько ступеней, статус подростка существенно менялся - после коллективного отождествления себя со взрослым он и чувствовал себя взрослым, и вел себя соответственно, то есть буквально им становился, причем общественность его безоговорочно воспринимала таковым (татуировки, шрамы, элементы одежды свидетельствовали доказательством пройденной инициации). Через внешнее принятие образа взрослости неизменно приходило внутреннее интериоризирован-ное чувство взрослости, и все мотивы поведения отныне подчинялись ему. Подобные театральные действа взрослыми расценивалась как один из важных событий общества, поскольку в трудных жизненных условиях, где каждый день проходил в стремлении выжить, четко осознавалась необходимость в «новых взрослых», способных заботиться о племени, роде.

Сегодня доисторические инициации в чистой форме давно забыты и не используются взрослыми, и четкая граница между миром детства и взрослости стерта. Мир во множество крат усложнился, социальные структуры все более дифференцируются, отныне законодательство, а не старейшины, следит за соблюдением правил социального бытия. Ответственность за сохранность, воспроизводство и умножение культуры лежит на семье и воспитательных учреждениях. Но имманентное стремление самих подростков «испытать себя» заставляет их искать ситуаций, где взрослые или сверстники стали бы свидетелями их зрелости. Нужна ли инициация сегодня?

В наше время древний этап инициации заменен другим емким словом -«социализация», - понятием, которое отражает процесс вхождения молодого человека в общество. При всей многозначности трактовок, социализация есть принятие индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, взглядов и образа действий. Педагоги и психологи акцентируют внимание на социализации как процессе усвоения индивидом знаний, социальных норм, образцов поведения. В социологии и политологии под социализацией понимается, прежде всего, включение индивида в общество, в систему общественных отношений посредством наделения его (индивида) общественными свойствами. При этом общество (через свои институты, в том числе семью) предоставляет набор социальных позиций; наделяет индивидов свойствами (знаниями, профессиональными навыками, умениями), необходимыми для занятия имеющихся ("предоставленных") позиций; определяет механизм распределения индивидов по позициям [6].

Понятия инициации и социализации близки. Убрав ритуальную, театрализованную, игровую сторону, мы получаем логический и плавный, растянутый во времени и нечеткий в возрастном аспекте тот же процесс вхождения в общество. Общество взрослых на законодательном или ином уровне определило все те мероприятия, участие в которых ориентировано на присутствие, включенное наблюдение, а не на результат (можно ли доказать свое право на участие в выборах? на желание одеваться в деловой костюм? носить татуировку? вступать в половую связь? рожать детей?). Инициация не предоставляла права выбора -рано или поздно нужно было ее проходить по жестким правилам. Социализация при общем

Л. Д. Ганеева

похожем для всех основании, дает больше степеней свободы (в школе можно не быть отличником, но быть спортсменом; можно не иметь семьи, но быть хорошим работником; можно не иметь водительских прав, но быть молодым ученым и пр.). Появилось ощущение личного выбора, даже некоторой ответственности за этот маленький шаг, но пропало чувство личной победы и ее значимости для общества. А общество большего и не требует. Возрастные психологи в один голос твердят: «Условием удачного разрешения кризиса подростка выступает появление таких психологических новообразований как личная ответственность и адекватные средства социализации, приобретаемые при включении личности в соответствующие формы деятельности». Куда бы молодой человек не кинулся, там уже есть кто-то, исполняющий подобную роль: народный герой, богатырь, шут, праведник, пророк, старец, защитник, воин, звезда, родитель, хозяин, хулиган, гейша, лирик, физик. Остается только удачно подражать или научиться исполнять эту роль лучше. Не так много места для новаторства и творчества, но, так или иначе, ты в рамках общества, а вовсе не «чужой».

Остается выбрать - примкнуть к тем членам общества, которые стремятся эти границы во что бы то ни стало сохранять, или научиться их раздвигать! Социальные психологи Е.П. Белинская и Т.Г. Стефаненко [7] видят в инициации «не только обряды, оформляющие переход в мир взрослых, а характерный для первобытных культур институт социализации, основная задача которого состояла в формировании новой социальной идентичности подростков (в качестве полноправных членов племени, рода или мужского союза)». Они приводят пример: «В "школе инициации" под руководством наставника мальчик овладевал самыми сложными навыками в мужской работе: изготовлении оружия, приемах охоты. Но еще больше соплеменники были озабочены его воспитанием в качестве члена общности -«гражданина», умеющего не только познавать окружающий мир, но и влиять на него». Остается загадкой, насколько в нашем современном мире нужен такой молодой человек, (способный влиять на окружающий мир, а не просто воспроизводить заранее готовые формы поведения)?

Интерес общества к той или иной проблеме соотносим с объемом доступной информации по данной проблеме. Насколько общественная культура сегодня удерживает свое внимание на подростках и на молодежи? На протяжении всего существования искусство, будучи зеркалом общественных коллизий и ценностных ориентиров, отражало, в том числе, и отношение к молодежи и молодости. Юные тела и души всегда служили эталоном красоты и объектом любования в живописи и скульптуре. Молодые люди становились наиболее популярными персонажами и в литературе. Многие, ставшие классикой, истории любви на слуху и по сей день («Ромео и Джульетта», «Тристан и Изольда»). Обилие детской и юношеской литературы в ХХ веке демонстрирует устойчивый интерес к воспитанию подрастающего поколения. Однако огромное количество сюжетов (в том, числе, например, «Ромео и Джульетта») делает очевидной отделенность мира молодых от общества зрелых и умудренных. Посредством поступков, безрассудных и неразумных с точки зрения взрослых, молодежь как бы отграничивает себя от мира взрослых, заявляет о нежелании входить в такой мир взрослых, не принимает его. К. Лоренц отмечает следующее: «При отсутствии объективированных средств хранения социальной информации, последняя могла передаваться от поколения к поколению только через непосредственный контакт. Однако здесь решающее значение имело наличие положительного эмоционального климата между приемником и передатчиком знания. Известно, что «если преемник традиции не испытывает по крайней мере к одному из представителей старшего поколения . эмоций уважения и любви. механизм, передающий традиционные нормы, не срабатывает» [8]. Следовательно, для того,

чтобы молодежь прониклась чувством любви и принятия окружающего мира и не усердствовала в разрушении устоявшихся норм, необходимо, чтобы она испытывала любовь и уважение ко взрослым.

Советская власть создала целый механизм воспитания лояльности к системе с рядом последовательных этапов взросления (октябрята, пионеры, комсомол), поощряя все те виды общественных интересов, которые позволяют молодому поколению не сбиться с верного пути, и порицая и искореняя все то, что могло бросить тень сомнения на безоговорочный авторитет декларируемых ценностей. Советская молодежь направляет свою энергию на созидание государства-гиганта и скромно, но честно живущих в нем людей, а «Пионерская правда» становится той трибуной, с которой ведется отчет о проделанной работе. Оттепель 1960-х, а затем и перестройка 90-х годов сначала подвергли трансформации, а затем и разрушили налаженный механизм социализации молодежи, которая, не имея достойных ориентиров и лидеров, ушла в подполье (буквально - в подвалы, подъезды). Молодежь потеряла не только культурную, личную активность, но и гражданскую. Все социологические исследования середины и конца 90-х годов запестрели нелестными выводами: «Обладая недостаточным жизненным опытом, молодежь чувствует себя уязвимой в политических баталиях общества, нередко вступает в конфликт с законом, вовлекается в асоциальные и криминогенные группы, испытывает трудности адаптации к изменяющейся ситуации, что нередко сказывается понижением их социального статуса, ростом безработицы и преступности, снижением возможности доступа к образованию и культурным ценностям». Уже к 2000 году анализ государственных докладов о положении молодежи в обществе, сделанный В.И.Деникиным и В.А.Родионовым [9] выявил следующие проблемы: численность молодежи сокращается; каждое новое поколение является менее здоровым, чем предыдущее; молодежь вымирает быстрее, чем старшее поколение; под угрозой генофонд нации; падает интеллектуальный и инновационный потенциал молодежи; обострилась проблема занятости молодежи, снизилась до критического предела ее роль в управлении; социальный статус по всем пунктам быстро снижается, материально-бытовое положение, доступ к образованию ухудшились; молодежь все более оттесняется на обочину жизни общества, маргинализиру-ется; субъектность молодежи, ее самосознание, самоидентификация, организованность, роль в общественной жизни, политике, защите своих интересов значительно упала и продолжает падать; молодежь брошена на произвол судьбы, оказалась в положении жертвы и заложника политических, сепаратистских, националистических амбиций; молодежью манипулируют, ее используют, не допуская в структуры представительной и исполнительной власти; происходит духовное и нравственное разложение молодежи, которой овладевает дух безмерного потребительства и обогащения любой ценой; молодежь все более криминализируется, нарастают пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция.

Потребовался срочный курс экстренной реанимации молодежи. Было взято направление на культуру. Сегодня молодежи предоставляется длительный этап социализации, то есть можно долго экспериментировать, искать себя в разных направлениях деятельности, которые становятся все более доступными. Школа, среднеспециальные и высшие учебные заведения предоставляют возможность попробовать все те притягательные формы «взрослости», которые долго были под запретом. Сегодня можно защищать знамена разных политических партий, участвовать в интеллектуальных играх, виртуальных и реальных войнах, протестных акциях, испытывать свои силы в любых видах спорта, возглавлять и реали-зовывать собственные арт-проекты и бизнес-планы, участвовать в школьном или студенческом самоуправлении, вступать в объединения, читать любую литературу, выражать откры-

Л.Д. Ганеева

то свое мнение на форумах и спорить со взрослыми. Общество в кризисные моменты готово любыми силами и средствами развлекать и удерживать внимание молодежи, идти на любые эксперименты.

И правда, культура сегодня все больше разворачивается к молодежи. Если детско-юношеские кинофильмы еще лет 20 назад предполагали сверхзадачей воспитание патриотических чувств, честности и готовности уже в юном возрасте наравне со взрослыми служить родине («Неуловимые мстители», «Кортик», «Тимур и его команда»), то сейчас после западных бестселлеров («Американский пирог», «Дорожное приключение») и кино-, мультсериалов («Элен и ребята», «Друзья», «Зачарованные», «Тайны Смоллвилля», «Бивис и Бат-хед»), российские режиссеры приготовили достойный ответ («9 рота», «Питер FM», «В ожидании чуда», «Жара», «Сволочи»). Кинематограф с большого экрана обращается к каждому молодому человеку, взывая к его личному, индивидуальному, и только потом к общественному, гражданскому. Телевизионные коммерческие проекты («Фабрика звезд», «Народный артист») приковывают к экрану молодежь, позволяя не только поверить в свои силы, попробовать пройти кастинг, но и дают возможность со зрительской позиции анализировать взаимоотношения молодых людей в режиме on-line. Более того, большая часть рекламы (в том числе и социальной) ориентирована на молодых - в одежде, услугах телефонной и интерактивной связи, в организации досуга, личной жизни, спорта. Молодежь весомо заявляет свое право на место в обществе. Юношеская субкультура (т.е. ценности, стереотипы и правила, разделяемые в молодежной среде, отличающие ее от других возрастных групп и различающие «свое» и «чужое») постепенно теряет приставку «суб». Активно оформляется самостоятельный новый стиль жизни, ориентированный на свободу, активность и собственный выбор. Молодежь имеет свою арену на телевидении - вместо демократичной программы первого канала «До 16 и старше», на «ТНТ» пришел «Комеди Клаб», КВН стал целым течением, смело отражающим все метаморфозы действительности и поведение звезд кино, шоу, бизнеса и политики. Молодежная страсть к эпатажу коснулась и моды, причем типично молодежные аксессуары, кричащая цветовая гамма, неожиданные сочетания в одежде неожиданно стали уместными и модными и в рамках строгого офисного стиля, и в элегантных вечерних нарядах. Заборы и фасады зданий в городах разрисованы граффити (молодежной уличной настенной живописью). В молодежной музыке постоянно появляются новые направления - как оригинальные, так и синтетические: этно, альтернатив, авангард, клуб-хаус, драм-энд-бэйс, электроник, гранж, хип-хоп, фанк, хардкор, рэп, ар-энд-би, лаундж и др. Множатся всевозможные субкультуры и направления - рэперы, готы, эмо, скин-хэды, панки, скейтеры, металлисты, хиппи, гламуры, растаманы, гопники, неформалы, пацифисты и прочие, не говоря уже об обществах интеллектуалов, спортсменов, коллекционеров. Более того, появляются и развиваются новые виды спорта на улицах города - скейтбординг, стритбол, паркур, БиЭмИкс, роллинг, а также скай-серфинг, дай-винг, картинг, стрит- и драгрейсинг, энкаунтер. Развитие общения по Интернету, создание компьютерной реальности и сеть виртуальных игр - еще один пример молодежного отношения к сложной действительности. Необходимость объединяться с кем-то из тех, кто похож на тебя, и создавать новое направление или течение взглядов, одежды, музыки и есть то самое новаторство и творчество, помноженное на желание отличаться, это тот самый современный протест действительности. Затягивание сроков традиционного варианта социализации привело к отказу от нее значительной части молодых людей, обретших собственные представления о смысле жизни и конкретно-индивидуальных путях его реализации. И даже в политике, куда молодежь не пускали достаточно долго, создается целый спектр общест-

венно-политических молодежных программ, которые во многом разрабатывает и реализует сама молодежь («Молодая гвардия»), окружные и муниципальные программы. Социальные и национальные проекты позволяют получить льготы на приобретение жилья, к молодежи активнее присматриваются в мире науки и бизнеса.

Например, в ХМАО-Югре созданы достаточные условия для всестороннего развития молодежи и сохранения стабильности молодежной среды. По данным исследования «Молодежь как социальный ресурс», проходившем в апреле-июне 2007 года под руководством заведующего социологической лабораторией М.Ю. Мартынова [10], молодежь занимает в социально-экономической и политической жизни округа существенную роль уже в силу демографической причины - значительной доли в общей численности населения (средний возраст жителя округа сегодня - 30 лет). Именно молодые люди должны являться основным человеческим ресурсом развития региона. Сегодняшняя молодежь сформировалась уже в условиях рыночной экономики и свободного общества. Она получила современное образование, демонстрирует стремление к овладению инновациями и успешное использование передовых технологий. Сегодня молодежь успешно трудится в нефтегазовом комплексе, строительстве, транспорте, непроизводственной сфере.

Неслучайно поэтому, что молодежная политика занимает существенное место в деятельности органов власти округа и муниципалитетов. Успешно реализуются программы, направленные на поддержку молодых семей, охрану здоровья, воспитания и т.д. Значительные средства выделяются на развитие образования, искусства, спорта, туризма, во многом ориентированных на молодежь. В округе достаточно эффективно действуют молодежные объединения. Объективной предпосылкой самореализации молодежи является относительно высокий уровень экономического развития округа, возможность получить хорошее образование и высокооплачиваемую работу. Стратегическими направлениями молодежной политики в округе являлись направления «Социально-гражданское развитие молодежи», «Деловая и трудовая активность молодежи» (воплощенное, например, в ежегодном окружном конкурсе "Золотое будущее Югры"), а также направление "Здоровое поколение".

В то же время, на сегодняшний день молодежная социальная группа является источником ряда серьезных общественных проблем. Назовем некоторые из них:

• трудовые и образовательные ориентации молодежи не всегда адекватны производственной структуре региона и потребностям рынка труда, что создает проблемы неэффективного использования трудовых ресурсов, «текучки» кадров, появления «лишних людей», маргинализации, безработицы;

• высокий уровень разводов свидетельствует о недостаточном уровне личной ответственности молодых людей, ведет к увеличению числа «осколочных» семей, ненадлежащему воспитанию детей, социальному сиротству;

• сохраняется рискованный уровень девиантного поведения в молодежной среде, включающего употребление наркотиков, суициды, правонарушения;

• существуют пробелы в правовом и нравственном воспитании у части подростков и молодежи, которые отмечают, в частности, педагогические работники, сотрудники правоохранительных органов;

• недостаточен уровень политической зрелости значительной группы молодежи, о чем свидетельствует индифферентность к политической жизни, участию в выборах и т.д.

Словом, молодежь получила возможность активно и практически беспрепятственно входить и в те сферы жизни, которые были для нее закрыты или жестко контролировались,

Л. Д. Ганеева

но интерес к ним теперь снизился. Созданная мода на молодость сама себе поставила подножку. Сегодня, когда широко пропагандируется молодежный стиль жизни и поведения, никто больше не призывает «стать взрослым». Ценностные ориентации молодежи смещены на процесс получения удовольствия от молодости.

Проблема трудоустройства и занятости молодежи, особенно поселковой, стала бичом современного индустриального общества. Довольно серьезный отпор молодежь получает и на рабочих местах, то есть там, где среди старшего поколения распространено мнение «чем старше сотрудник и чем больше у него стаж работы, тем он опытнее». Насущной проблемой молодежи сегодня становится недоверие руководства и сотрудников к молодым специалистам, к их уровню знаний, стремление руководства контролировать каждый шаг в работе молодого специалиста; присвоение результатов труда молодого сотрудника начальниками или имеющими больший стаж работниками; недовольство старших по возрасту или имеющих больший стаж сотрудников тем, что молодой специалист быстро и успешно продвигается по службе. Предметом гордости молодых специалистов сегодня считается получение престижной работы самостоятельно, благодаря своему личному опыту и образованию, а не посредством родительских или иных связей.

А каким сама молодежь видит свое положение в обществе? Как оценивает те изменения и процессы, которые происходят на ее глазах? Что из предложений государства видится молодежью как ценность? Осознает ли молодежь, какую ставку на нее делает государство в будущем и какие материальные и духовные ценности вкладывает в это будущее? Вот данные исследования молодежи ХМАО - Югры [10].

Доступность качественного высшего образования и личный труд молодежью расценивается как благо, потому что именно они являются лифтом, позволяющим максимально эффективно достичь материальных и социальных благ - получить высокооплачиваемую, творческую работу или желаемую работу, обзавестись жильем, атрибутами обеспеченной жизни и завести семью. Молодежь позитивно оценивает тот факт, что сегодня можно больше надеяться на самого себя, свои силы, а не на постороннюю помощь и внешние обстоятельства. Основной проблемной группой все больше становится работающая молодежь, а ядром ее проблем - трудности включения в трудовую деятельность. Большие возможности, по мнению молодежи, дают те программы, которые направлены на поддержание молодежного бизнеса, проектов («Золотое будущее Югры», «Бизнес-инкубатор»). Они рассматриваются как возможность развивать новые сферы деятельности и профессий, интеллектуальным трудом заработать авторитет в городе и получить стартовый капитал на реализацию своих замыслов. Молодежь готова жестко отстаивать и защищать свои авторские права при реализации данных проектов и бороться за удержание пальмы первенства в конкуренции на рынке услуг. Профессиональная мобильность, готовность осваивать новые профессии и формы труда создает чувство социальной защищенности у молодежи.

Доступ к любого рода информации посредством электронных источников и СМИ, а также возможность их выбирать расцениваются молодежью как возможность всегда быть в курсе событий, идти в ногу со временем (в поиске вакансий, правовых консультаций, удовлетворения личных интересов, общения).

Почти половина из числа опрошенных молодых людей убеждена, что играет существенную роль в округе, но при этом не имеет возможности влиять на политическую жизнь. Важно отметить, количество занимающихся политикой молодых людей постепенно увеличивается (за последние 9 лет - на треть). Само отношение к политике как к возможному регулятору своего положения в обществе, как к действенному средству выражения своих

интересов на политической арене является новой хорошей тенденцией. Данные о низкой политической активности молодежи середины и конца 90-х годов (в выборах принимали участие только 3-20% молодежи России) свидетельствовали об утрате молодежью своего важного предназначения в роли страны, о своеобразном протесте против той политики и режимов, которые были присущи России в том переходном периоде.

Сейчас в нашем государстве в ускоренном темпе происходят изменения, значения которых нельзя недооценивать. Становятся очевидными те пробелы в воспитании молодежи, которые необходимо экстренно компенсировать. При культе молодости и нового стиля жизни, в котором нет места вчерашним авторитетам, проблема возвращения потерянного доверия к старшему поколению остается актуальной проблемой. Восстановление межгенерационных связей призвано создать более адекватные условия для взросления молодежи, не только наследования ею готового, но и накопления собственного жизненного опыта.

Примечания

1. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология - М.: Рос. пед. агентство, 1996. - С.

12.

2. Обухова Л.Ф. Указ. Соч. - С. 16

3. Андреев И.Л. Жестокий экзамен [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www.ladoga100.lab-r.com

4. Элиаде М. Аспекты мифа. - М.: Инвест-ППП, 1996. - С. 36.

5. Андреев А. Мир Тропы. Очерки русской этнопсихологии - СПб., 1998. - С. 67.

6. Спиридонов Л.И., Гилинский, Я.И., Лебедев П.Н. Человек и общество: Проблемы социализации индивида // Журнал социологии и социальной антропологии. Том III. - 2000. - С. 62.

7. Белинская Е.П. Этническая социализация подростка - М.: Моск. псих.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - С. 208.

8. Лоренц К. Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах // Природа. -1969. - № 11. - С. 53

9. Деникин В.И., Родионов В.А. Российское государство и молодежные, детские объединения: смысл и практика партнерства // Молодежная политика: Информационный бюллетень. - 2000. - № 4. - С. 14.

10. Мартынов М.Ю. Молодежь как социальный ресурс округа. Отчет по результатам социологического исследования. Ханты-Мансийск - Сургут, 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.