Научная статья на тему 'БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОГО НАРОДА: РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ С. А. ТАМБИ "ЭСТОНЦЫ В БЕЛАРУСИ"'

БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОГО НАРОДА: РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ С. А. ТАМБИ "ЭСТОНЦЫ В БЕЛАРУСИ" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Карпекин Константин Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОГО НАРОДА: РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ С. А. ТАМБИ "ЭСТОНЦЫ В БЕЛАРУСИ"»

Рецензии

УДК 94(=1.476=511 Л)(049.32)

К. Г. Карпекин

БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОГО НАРОДА:

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ С. А. ТАМБИ «ЭСТОНЦЫ В БЕЛАРУСИ»

DOI: 10.35634/2224-9443-2022-16-3-541-545

В 2021 г. в Санкт-Петербурге вышла книга молодого исследователя С. А. Тамби, название которой звучит кратко и емко - «Эстонцы в Беларуси». Вполне вероятно, что автор умышленно не обозначил хронологические рамки в названии своего исследования: этим самым он хотел подчеркнуть, что рассказывает об эстонцах от первого их появления в Беларуси до современности. Научное изыскание подобного рода могло бы появиться и гораздо раньше, если принимать во внимание продолжительность проживания данного этноса на белорусских территориях. Оно могло бы принадлежать историку или этнографу-белорусу, желавшему побольше узнать о своих соседях-эстонцах и рассказать о них. Тем не менее по не совсем понятным причинам в обобщающих трудах по этнографии Беларуси эстонцы практически не зафиксированы. В частности, в 1905 г., составители 9-го тома труда «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», посвященного Верхнему Поднепровью и Беларуси, ограничились краткой фразой о том, что в Витебской губернии проживают небольшие группы эстов [Верхнее Поднепровье 2006, 97].

К сожалению, современные исследования также обходят вниманием эстонцев. По подсчетам А. В. Гурко, в начале ХХ в. на территории Республики Беларусь проживали представители более 140 этносов [Кто живет в Беларуси 2012, 13]. Правда, в обобщающем этнографическом исследовании «Кто живет в Беларуси», изданном в 2012 г., эстонцы упоминаются только один раз - когда речь идет об этнических общественных организациях, действовавших в начале 2004 г. [Кто живет в Беларуси 2012, 15]. Примечательно, что в указанной книге отдельные главы посвящены белорусам, русским, украинцам, полякам, что закономерно, поскольку они являются наиболее многочисленными. Также вполне подробно проанализирована история и традиции евреев, татар и литовцев, чьи исторические судьбы были тесно связаны с Беларусью. Но далее в книге речь идет о других, малочисленных этносах, таких как вьетнамцы, корейцы, японцы, народы Кавказа и некоторые другие. Эстонцев среди них нет.

Как справедливо отмечает в своем исследовании С. А. Тамби, в настоящее время эстонская диаспора является одной из самых малочисленных в Республике Беларусь (с. 127). Вполне вероятно, что этот фактор в некоторой степени повлиял на малоизученность темы. Автор приводит статистические сведения о количестве эстонцев, проживавших на белорусской территории в 1897 г., 1926 г., 1999 г. и 2009 г., которые свидетельствуют о расцвете эстонских общин в 1920-е гг. и последующем уменьшении их численности (с. 125 - 127). Следует отметить, что в некоторых источниках содержатся несколько противоречивые сведения: в частности, в источнике, использованном С. А. Тамби, указано, что по результатам переписи населения 1926 г. в Витебском округе Белорусской ССР проживало 618 эстонцев (63 - в городской и 555 - в сельской местности)(с. 125). В других источниках, касающихся Витебского округа, имеется информация о том, что на территории данной административно-территориальной единицы проживало 555 эстонцев [Витебский округ 1928, 29]. Совпадение количества эстонцев-сельчан в первом случае и общего количества эстонцев во втором наводит на мысль, что во втором источнике были указаны неполные сведения. Автором книги были использованы более достоверные статистические сведения.

Тенденция к сокращению эстонского населения Беларуси во второй половине ХХ - начале XXI в., обозначенная С. А. Тамби, находит отражение и в других источниках. Так, в результате переписи населения 1979 г. было установлено, что в республике проживало 742 представителя эстонской национальности [Псторыя Беларус 2011, 462].

Книга С. А. Тамби состоит из предисловия, введения, 2-х частей, заключения, 5-ти приложений и списка использованных источников.

В небольшом предисловии автор рассказывает о том, как возникла идея заняться исследованием эстонских общин в Беларуси. Введение посвящено общей этнографической характеристике эстонцев, необходимой читателю для лучшего восприятия дальнейшей информации.

Первая часть книги, которая по сути также является вводной, состоит из 2-х глав. В главе 1, получившей название «Общая характеристика работы», С. А. Тамби формулирует цель и задачи своего исследования, его территориальные и хронологические рамки, освещает степень изученности темы и характеризует использованные источники. Описывая практическую значимость исследования, автор отмечает, что оно может быть использовано «в ходе изучения этнокультурных процессов в малых этнических группах», а также «в системе образования для ознакомления с культурой и историей белорусских эстонцев» (с. 39). По ходу прочтения книги мы увидим, что она может быть использована еще шире - в частности, в музейной и экскурсионной сфере. Материалы, собранные и систематизированные С. А. Тамби, могут стать основой для экспозиций в музеях как республиканского (например, для освещения истории эстонцев в Беларуси), так и регионального уровней (данные материалы могут дополнить выставки Лиозненского военно-исторического музея, поскольку значительное количество эстонцев проживало именно на территории Лиозненского района Витебской области). А с учетом интенсивного развития генеалогического туризма книга может помочь потомкам белорусских эстонцев найти места проживания их предков.

Во 2-й главе («Переломные исторические этапы в жизни эстонских переселенцев») С. А. Тамби выделяет причины переселений, а также социально-экономические, культурные и политические условия существования эстонского этноса в Российской империи, а затем и в СССР. Автор сравнивает различные подходы к периодизации эстонской миграции, сложившиеся в историографии, как профессиональный этнограф делает акцент на быт переселенцев, их приспособление к новым условиям жизни и взаимоотношения с коренным населением. Также в данной главе уделено внимание национальной политике, проводимой в советских республиках. Автор подтверждает свои выводы примерами, касающимися Санкт-Петербургской эстонской общины. Это вполне логично, так как к 1917 г. в столица Российской империи стала местом наибольшего сосредоточения эстонцев за пределами прибалтийских губерний (с. 44). Что касается процесса оптации эстонцами-переселенцами эстонского гражданства после 1920 г., то он рассмотрен исследователем на примере событий в Витебском уезде (с. 63-78), что, с одной стороны, отражает общие политические тенденции, а с другой, непосредственно освещает тему, заявленную в заглавии книги. Следует отметить, что с учетом многочисленных проанализированных процессов, решение автора посвятить каждому из них отдельный раздел в рамках главы является полностью обоснованным и облегчающим восприятие информации.

Вторая, основная, часть книги называется «На белорусской земле». Она разделена на 12 глав, каждая из которых посвящена отдельному населенному пункту, где в свое время существовали крупные эстонские общины, а также известным эстонцам, жизнь и деятельность которых была связана с белорусской землей.

Прежде чем начать повествование о конкретных эстонских колониях, С. А. Тамби в первой главе делает обзор численности эстонцев в Беларуси в начале ХХ - начале ХХ1 в., а также перечисляет наиболее значимые эстонские фольварки, усадьбы и хутора, существовавшие в 1902-1912 гг. Вторую главу автор посвятил лудзенским эстонцам, территории их проживания, а также исторической судьбе данного субэтноса. Вероятно, данную информацию все же следовало поместить в первой части книги, так как именно в ней дается анализ общих тенденций развития эстонского этноса.

Третья глава представляет собой исторический очерк эстонской общины деревни Горбово Лиозненского района Витебской области, начиная с появления здесь переселенцев в 1884 г. и завершая началом ХХ в. С. А. Тамби подробно прослеживает изменения количества эстонского населения, описывает условия жизни крестьян, повествует об организации эстонской школы, сельскохозяйственной артели, деятельности религиозной общины, участии уроженцев Горбово в боях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В тексте упоминается большое количество имен горбовских эстонцев, а также биографических фактов, которые удалось установить с помощью архивных документов и периодической печати. Несомненно, данные сведения будут крайне интересны для эстонцев, чьи предки в свое время переселились в Горбово. Тем, кто занимается поисками генеалогических сведений, известно, как сложно проследить переселение того или иного человека в другую местность, тем более отдаленную. Теперь же у потомков белорусских эстонцев есть прекрасная подсказка, с помощью которой можно установить родственные связи и узнать сведения о своих прадедушках и прабабушках.

Исследователь называет деревню Горбово «настоящим крупным сосредоточением белорусских эстонцев» (с. 130), иными словами, С. А. Тамби открыл еще один примечательный факт в истории национальных меньшинств, проживавших в Лиозненском районе Витебской области. Если ранее регион был известен как место существования единственной в белорусских губерниях православной латышской общины в конце Х1Х - начале ХХ в. [Могилевская епархия 1893, 387-389] и создания первой цыганской сельскохозяйственной артели в СССР в 1928 г. [Государственный архив Витебской области, 5], то теперь его по праву можно считать местом существования наибольшей эстонской общины в Беларуси в 1880-е-1930-е гг.

Тексты о горбовских эстонцах автор дополнил фотографиями хозяйственной постройки - ледяного погреба, который сохранился в Горбово до наших дней (с. 191). К сожалению, данный объект, отражающий историю региона, не внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, поэтому книга С. А. Тамби, кроме всего прочего, имеет большое значение для популяризации материальных памятников истории.

Логическим продолжением третьей главы является следующая глава, которую автор посвятил Артуру Павловичу Вадеру - уроженцу деревни Горбово, председателю Президиума Верховного Совета Эстонской ССР в 1970-1978 гг., члену ЦК КПСС в 1971-1978 гг. Данная глава содержит биографические сведения об этом видном деятеле: учеба в школе, участие в Великой Отечественной войне, государственная карьера.

В главах 5-8 автор освещает историю более мелких эстонских общин Беларуси (Барсеево, Бон-доры Лиозненского района и Бористеново Оршанского района Витебской области соответственно), а также приводит некоторые факты эстонской истории Полоцка, Бреста, Витебска. Хоть С. А. Тамби отмечает, что ему «удалось обнаружить о них сведения отрывочного характера» (с. 201), они отражают общие тенденции развития эстонских поселений и вполне могут явиться основой для дальнейших поисков и исследований. В частности, историк освещает решение земельных вопросов эстонскими крестьянами в конце Х1Х - первой четверти ХХ в., создание школ, пунктов ликвидации неграмотности в 1920-е гг., приводит перечень эстонских захоронений на ныне существующих деревенских кладбищах.

Девятая глава называется «О жизни и деятельности ученых Андерсонов», а именно о Николае Ивановиче (1845-1905 гг.) и его сыне Вальтере Николаевиче (1885-1962 гг.). Судьбы отца-лингвиста и сына-этнографа являются яркими примерами того, как тесно взаимосвязана между собой история различных народов, живущих по соседству. Глава 10 также является биографической и посвящена витебскому этапу жизни эстонского писателя Оскара Лутса (1887-1953 гг.). Следует отметить, что сведения, собранные С. А. Тамби, являются хорошим основанием для общественной инициативы по установке в Минске и Витебске мемориальных досок, посвященных указанным выше деятелям.

Две последующие главы отражают современное состояние эстонской общины в Республике Беларусь. Так, в главе 11 «Эстонцы в Минске» автор рассказывает о деятельности культурно-просветительского общественного объединения «Эстонская община "Ласточка"» и о различных фестивалях, в которых принимают участие коллективы из Эстонии.Последняя, 12-я глава, посвящена семейному эстонскому ансамблю «Ваакс», действующему в Ореховской детской школе искусств (Кличевский район Могилевской области).

В книге «Эстонцы в Беларуси» содержится 5 приложений, разнообразных по своему содержанию. В первое из них С. А. Тамби поместил отзывы на собственную статью «Горбово. Эстонцы на белорусской земле», опубликованную в феврале 2019 г. в Лиозненской районной газете «Сцяг перамоп» («Знамя победы»), и с которой, по сути, началась его исследовательская работа по теме белорусских эстонцев. Широкая география полученных отзывов (они поступили из учреждений как республиканского, так и районного уровня) свидетельствует о существующем интересе к подобным исследованиям. Также обращает на себя внимание время появления данной публикации (февраль 2019 г.) и время выхода в свет книги (июль 2021 г.). Таким образом, за относительно короткий период времени С. А. Тамби удалось собрать и обработать богатый материал, и, более того, опубликовать его в виде полноценного исследования.

В приложение 2 автор поместил список собственных научных и научно-популярных статей по эстонской тематике (всего - 119 наименований за 2011-2021 гг.). Несомненно, данная библиография представляет интерес для исследователей, занимающихся изучением проблем этнографии и национальных меньшинств. В приложении 3 содержатся сведения об авторе книги, которые также отражают сферу его научных интересов.

В двух последующих приложениях опубликованы воспоминания потомков эстонцев, проживавших в деревне Горбово: в приложении 4 - воспоминания Э. Кульюс, в приложении 5 - С. Куприяновой (Куск). Следует отметить, что они сопровождаются большим количеством фотоснимков, которые в совокупности с качественными и подробными текстами воспоминаний создают целостную картину быта эстонцев Беларуси в первой половине ХХ в.

В конце книги - список использованных источников и литературы, состоящий из 266 позиций; для 298 страниц текста такое количество выглядит вполне достаточным, позволяющим всесторонне осветить изучаемую тему. К тому же следует отметить разнообразный характер данных источников и литературы: среди них имеются научные исследования, научно-популярные публикации, а также документы из Национального исторического архива Беларуси, Государственного архива Витебской области, Государственного архива общественных объединений Могилевской области, Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Эстонского национального архива. Нельзя не отметить и большое количество материалов периодической печати на эстонском языке за 1880-е-1940-е гг., использованных автором. Доступ к документам перечисленных выше архивов может быть осложнен в связи с их географической отдаленностью, но такие журналы и газеты может использовать далеко не каждый ученый ввиду необходимости знания языка. При подготовке исследования С. А. Тамби было использовано большое количество картографических материалов, фотографий из личных архивов и фотографий полевых исследований. Ссылки на источники даны в книге только для иллюстраций, поэтому хотелось бы порекомендовать автору указывать источники информации по всему тексту, чтобы читатели имели возможность сравнивать сведения из разных источников, а также понять, информация какого рода имеется в тех или иных документах и публикациях. Тем не менее еще раз необходимо подчеркнуть, что автором использованы максимально разнообразные материалы, которые в своем сочетании позволяют осуществить объективный анализ деятельности эстонских общин в Беларуси.

Таким образом, библиография проблемы национальных меньшинств в Беларуси пополнилась еще одним примечательным изданием, которое по полному праву можно назвать путеводителем по местам эстонской истории. Данная книга может быть интересна широкому кругу читателей: профессиональным историкам, культурологам, этнографам, краеведам, а также потомкам белорусских эстонцев и уроженцам регионов, упоминаемых в исследовании. Задача систематизации материала и популяризации истории эстонских общин выполнена автором на высоком уровне.

ЛИТЕРАТУРА

Верхнее Поднепровье и Белоруссия. Полное географическое описание нашего Отечества / сост. В. П. Семенов (Тян-Шанский), И. В. Довнар-Запольский, Д. З. Шендрик [и др.]. Минск: БелЭН, 2006. 456 с.: илл.

Витебский округ. Статистический справочник. Витебск: Коминтерн, 1928. 364 с.

Псторыя Беларуси у 6 т. Мшск, 2011. Том 6: Беларусь у 1946-2009 гг. 728 с.: ш.

Государственный архив Витебской области. Ф. 160. Оп. 13. Д. 41.

Кто живет в Беларуси / Национальная академия наук Беларуси; А. В. Гурко [и др.]. Минск: Белорусская наука, 2012. 799 с.

Могилевская епархия в минувшем 1892 году // Могилевские епархиальные ведомости. 1893. № 22. С. 387-389.

Поступила в редакцию 24.03.2022

Карпекин Константин Григорьевич,

кандидат исторических наук, главный хранитель фондов, учреждение «Государственный архив Витебской области», 210015, Беларусь, г. Витебск, ул. Калинина, 22 E-mail: karpekin07@mail.ru

K. G. Karpekin

THE BIG STORY OF A SMALL PEOPLE: REVIEW OF S. A. TAMBI'S BOOK "ESTONIANS IN BELARUS"

DOI: 10.35634/2224-9443-2022-16-3-541-545

Citation: Yearbook of Finno-Ugric Studies, 2022, vol. 16, issue 3, pp. 541-545. In Russian.

REFERENCES

Verhnee Podneprov'e I Belorussija. Polnoe geograficheskoe opisanie nashego Otechestva [Upper Dnieper and Belarus. A complete geographical description of our Fatherland] / sost. V. P. Semenov (Tjan-Shanskij), I. V. Dovnar-Zapol'skij, D. Z. Shendrik [i dr.]. Minsk,BelJeN, 2006. 456 p. In Russian.

Vitebskij okrug. Statisticheskij spravochnik [Vitebsk district. Statistical reference book]. Vitebsk, Komintern, 1928. 364 p. In Russian.

Istorija Belarusi: V 6 t. [The History of Belarus: in 6 vol.]. Minsk, 2011. Vol. 6: Belarus' v 1946 - 2009 gg. [Belarus in 1946-2009]. 728 p. In Belarussian.

Kto zhivet v Belarusi [Who lives in Belarus] / Nacional'naja akademija nauk Belarusi [National Academy of Sciences of Belarus]; A. V. Gurko [i dr.]. Minsk, Belorusskaja nauka, 2012.799 p. In Russian.

Mogilevskaja eparhija v minuvshem 1892 godu [Mogilev diocese in the past 1892]. Mogilevskie eparhial'nye vedomosti [Mogilev diocesan news], 1893, no 22, pp. 387-389. In Russian.

Received 24.03.2022

Karpekin Konstantin Grigoryevich,

Candidate of Sciences (History), Chief Curator of Funds, State Archive of the Vitebsk Region, 22, Kalinina st., Vitebsk, 210015, Belarus, E-mail: karpekin07@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.