Научная статья на тему 'СОВЕТСКОЕ БЕЛОРУССКОЕ МЕСТЕЧКО ДОБРОМЫСЛЬ В 1920-Е ГОДЫ: РЕКОНСТРУКЦИЯ НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОВЕТСКОЕ БЕЛОРУССКОЕ МЕСТЕЧКО ДОБРОМЫСЛЬ В 1920-Е ГОДЫ: РЕКОНСТРУКЦИЯ НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ / БЕЛОРУССКАЯ ССР / ЕВРЕЙСКОЕ МЕСТЕЧКО / ПЛАНИРОВКА / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ARCHIVAL SOURCES / BELARUSIAN SSR / JEWISH TOWN / PLANNING / RECONSTRUCTION / ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпекин Константин Григорьевич

Такое социокультурное явление, как «еврейское местечко» 1920-х гг., достаточно изучено: учеными-историками написано немало трудов по советской национальной политике, собрано большое количество воспоминаний о быте еврейского населения в довоенный период. Вместе с тем в архивах хранится богатый массив документов, некоторые категории которых до настоящего времени остаются неизученными. Цель данного исследования - проанализировать источники по экономическому положению еврейского населения местечка 1920-х гг., хранящиеся в Государственном архиве Витебской области (на примере м. Добромысль Витебского округа Белорусской ССР). Анализ такой документации поможет ответить на вопросы о том, какие категории документов целесообразно использовать для реконструкции экономического облика еврейского местечка 1920-х гг., насколько массовыми являются такие документы, насколько полно можно восстановить экономическое состояние местечка с их помощью, как соотносится информация, содержащаяся в различных документах. В результате анализа выявленных учетно-регистрационных, научно-технических документов и фотоматериалов было установлено, что в 1920-е гг. местечко представляло собой населенный пункт, центр которого образовывала торговая площадь с отходящими от нее улицами, соединявшими это местечко с соседними. Основная часть застройки была деревянной, немногочисленные кирпичные здания, как правило, принадлежали евреям. Евреи составляли примерно 50-70% от общего количества жителей местечка. Именно они являлись наиболее активной частью населения: евреи содержали лавки и немалую часть производственных предприятий; средний размер усадебных участков, огородов, находившихся в их пользовании, превышал средний размер земельных участков нееврейского населения; евреи более активно (по сравнению с неевреями) занимались домашним хозяйством. Документы позволяют также сделать вывод о том, что в еврейской среде местечка в меньшей степени наблюдалась имущественная дифференциация. Вместе с тем сравнительный анализ документов показывает, что в них могут содержаться сведения, которые несколько отличаются между собой, что в свою очередь требует критического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET BELARUS SHTETL DOBROMYSL IN 1920TH: A RECONSTRUCTION BASED ON THE DOCUMENTS FROM THE STATE ARCHIVE OF VITEBSK REGION

The study examines the economic situation of the Jewish population in a Belarus “shtetl" (Dobromysl, Vitebsk region) in the 1920s, based on the analysis of the documents in the State Archive of the Vitebsk region. According to the findings, the settlement was organized around the central trading area that also served as a point of origin for the streets connecting the town with neighboring settlements. The majority of the buildings were wooden; the few brick houses more often than not belonged to the Jews who made up about 50-70% of the local residents. Economically, the Jews constituted the most active part of the population, being store keepers and managing a considerable part of production enterprises. The average size of land plots owned by the Jews exceeded that of their Gentile peers. The Jews were also more engaged in agricultural and husbandry activities. Overall, the documents lead to an observation that there was less property differentiation among the Jewish population of Dobromysl. Some sources, however, contain inconsistent or contradictory data, which invites caution in their interpretation.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКОЕ БЕЛОРУССКОЕ МЕСТЕЧКО ДОБРОМЫСЛЬ В 1920-Е ГОДЫ: РЕКОНСТРУКЦИЯ НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ»

Советское белорусское местечко Добромысль в 1920-е годы: реконструкция на основе материалов Государственного архива Витебской области

Константин Григорьевич Карпекин

(Государственный архив Витебской области, Витебск, Республика Беларусь)

Кандидат исторических наук, ORCID ID: 0000-0002-8054-3122, главный хранитель фондов, Государственный архив Витебской области: Республика Беларусь, 210015, Витебск, ул. Калинина, 22; тел.: +375(212)67-23-76, E-mail: oblarhive@vitebsk.by

DOI: 10.31168/2658-3380.2019.19.4.3

Аннотация: Такое социокультурное явление, как «еврейское местечко» 1920-х гг., достаточно изучено: учеными-историками написано немало трудов по советской национальной политике, собрано большое количество воспоминаний о быте еврейского населения в довоенный период. Вместе с тем в архивах хранится богатый массив документов, некоторые категории которых до настоящего времени остаются неизученными.

Цель данного исследования — проанализировать источники по экономическому положению еврейского населения местечка 1920-х гг., хранящиеся в Государственном архиве Витебской области (на примере м. Добромысль Витебского округа Белорусской ССР). Анализ такой документации поможет ответить на вопросы о том, какие категории документов целесообразно использовать для реконструкции экономического облика еврейского местечка 1920-х гг., насколько массовыми являются такие документы, насколько полно можно восстановить экономическое состояние местечка с их помощью, как соотносится информация, содержащаяся в различных документах.

В результате анализа выявленных учетно-регистрационных, научно-технических документов и фотоматериалов было установлено, что в 1920-е гг. местечко представляло собой населенный пункт,

центр которого образовывала торговая площадь с отходящими от нее улицами, соединявшими это местечко с соседними. Основная часть застройки была деревянной, немногочисленные кирпичные здания, как правило, принадлежали евреям. Евреи составляли при-е мерно 50-70% от общего количества жителей местечка. Именно они 8 являлись наиболее активной частью населения: евреи содержали лавки и немалую часть производственных предприятий; средний и1 размер усадебных участков, огородов, находившихся в их пользо-о вании, превышал средний размер земельных участков нееврейского § населения; евреи более активно (по сравнению с неевреями) зани->а мались домашним хозяйством. Документы позволяют также сде-§ лать вывод о том, что в еврейской среде местечка в меньшей степени наблюдалась имущественная дифференциация. о Вместе с тем сравнительный анализ документов показывает, что

| в них могут содержаться сведения, которые несколько отличаются ст между собой, что в свою очередь требует критического подхода. со

§ Ключевые слова: архивные источники, Белорусская ССР, еврейское местечко, планировка, реконструкция, хозяйственная деятель-л! ность

Такое социокультурное явление, как еврейское местечко 1920-х гг., достаточно изучено: учеными-историками написано немало трудов по советской национальной политике, собрано большое количество воспоминаний о быте еврейского населения в довоенный период. Например, особенности процессов модернизации и сохранения традиционализма в местечке проанализированы израильским историком А. Зельцером [2006], развитие идишистской культуры в политическом и социальном контексте изучено Д. Фишманом [2015], генезис местечек и их топография охарактеризованы в работах историка белорусской архитектуры А. Локотко [2014, см. особенно: 49-61]. Кроме того, активная работа по исследованию истории еврейских местечек проводится во время полевых экспедиций, организуемых Центром научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» [Желудок 2013]. Однако необходимо отметить, что в архивах

хранится массив документов, отражающих различные аспекты истории еврейского населения, некоторые категории которых не были подробно изучены исследователями. Краткие сведения об этих документах содержатся в некоторых специализированных изданиях [Документы 2003], которые дают только самое общее представление об источниках.

Цель данного исследования — проанализировать источники по экономическому положению еврейского населения местечка 1920-х гг., хранящиеся в Государственном архиве Витебской области. Анализ такой документации поможет ответить на следующие вопросы: какие категории документов целесообразно использовать для изучения экономического положения еврейского местечка 1920-х гг.; насколько массовыми являются такие документы; насколько полно можно восстановить экономическое состояние местечка с их помощью; как соотносится информация, содержащаяся в различных документах; какова была роль еврейского населения в жизни местечка.

В статье предпринята попытка провести подобный анализ в отношении конкретного населенного пункта, такой анализ позволит установить, можно ли реконструировать специфику материального положения жителей местечка, а также их хозяйственной деятельности. Кроме того, целенаправленное выявление и изучение источников об одном и том же местечке позволит провести их более тщательный сравнительный анализ, чем в случае поиска единичных документов, касающихся различных местечек.

При проведении настоящего исследования в качестве примера были выбраны документы, касающиеся м. Добромысль Витебского округа Белорусской ССР. В результате поисков были получены документы, датированные одним и тем же годом, что позволяет провести их синхронное сравнение, а также документы за более поздние годы, с помощью которых можно проследить динамику процессов, происходящих в местечке. В то же время в фондах, касающихся м. Добромысль, не сохранилось такого богатого массива чертежей и планов земельных участков, как, например, по м. Яновичи (и это делает Яновичи случаем особым). Оба эти обстоятельства по-

ия

зволяют считать м. Добромысль своего рода усредненной моделью для анализа и реконструкции.

Итак, используя документы, хранящиеся в Государственном архиве Витебской области, можно реконструировать | экономическое состояние местечка 1920-х гг. Во-первых, благодаря исследуемым архивным материалам мы имеем ре представление о топографии населенного пункта. Как видно ® на карте, местечко состояло из трех основных улиц, которые | пересекались возле православной церкви и вели в стороны >а близлежащих местечек: Лиозно, Бабиновичи и Любавичи § [ГАВО, Ф. 160. Оп. 5. Д. 6. Л. 133]. Эти направления и дали названия улицам, что подтверждается другими документами: в но одном из них упоминаются Лиозненская и Любавичская ули-| цы [ГАВО, Ф. 302. Оп. 1. Д. 1. Л. 605]. Вполне вероятно, что § на пересечении этих улиц располагалась торговая площадь, о ^ наличии которой также свидетельствуют документы [ГАВО, ^о Ф. 1001. Оп. 1. Д. 321. Л. 52об.]. Иными словами, планировка | Добромысли была обусловлена необходимостью связи с со-^ седними местечками и создания единого социально-экономического пространства.

Во-вторых, архивные документы позволяют воссоздать национальный облик местечка в исследуемый период времени. В частности, согласно одному из списков жителей Добромысли, составленному в 1923 г., в данном населенном пункте насчитывалось 110 жилых дворов, из которых 80 принадлежали еврейским семьям (73% от общего количества), а остальные 30 — неевреям [ГАВО, Ф. 1001. Оп. 1. Д. 321. Л. 49-52]. В свою очередь, согласно сведениям за 19261927 гг., в местечке насчитывалось 154 двора, из которых еврейскими были 83 [ГАВО, Ф. 118. Оп. 1. Д. 729. Л. 139], и эта информация вполне естественно соотносится со сведениями 1923 г. Тем не менее, получается, что в данный период времени евреи составляли 54% от общего количества населения Добромысли. Таким образом, можно предположить, что за несколько лет нееврейское население местечка резко возросло (вероятно, за счет переселения сюда крестьян из близлежащих деревень). Кроме того, в архиве сохранились и другие списки населения местечка 1923 г., но они недостаточно

полные, поэтому их следует использовать для анализа лишь в качестве дополнения.

В-третьих, архивные документы являются источниками для реконструкции некоторых архитектурных особенностей местечка. Следует отметить, что в 1920-е гг. застройка здесь с была преимущественно деревянной и одноэтажной, некото- ор рые деревянные здания стояли на каменных фундаментах, ия также имелись отдельные кирпичные жилые и хозяйствен- во ные постройки. В среднем площадь жилых домов достигала 3 100 кв. м., при этом некоторые еврейские семьи оборудовали н в своих домах торговые лавки, которые могли занимать от 3 ев до 55% их площади [ГАВО, Ф. 302. Оп. 1. Д. 1. Л. 605]. |

Общественные здания составляли около 10% от всей за- | стройки местечка: это были как административные, промыш- о ленные, культурные учреждения, так и культовые строения. о В частности, в Добромысли имелись волисполком, пожарное р депо, кооперативная лавка, народный дом, школа, синагога, | православная церковь с церковным домом, общественная 3 баня [ГАВО, Ф. 1231. Оп. 1. Д. 46. Л. 137.; Д. 321. Л. 52об.]. а

Здание бани было г-образным и состояло из четырех помещений с высотой потолков 2,3 м. В предбанник, размером 6,7 на 4,7 м, расположенный в центральной части здания, было два входа — с противоположных сторон, здесь же находился колодец. Из предбанника можно было попасть в остальные помещения. Во-первых, в помещение размером 6 на 6 м, которое, вероятно, являлось парилкой (на плане в углу этого помещения обозначена печь). Вторая дверь вела из предбанника в помещение размером 5 на 6,4 м. По всей вероятности, это была раздевалка или какое-либо подсобное помещение. А уже из него можно было попасть в помещение с миквой. Это было прямоугольное помещение размером 5 на 6,4 м, с тремя окошками. Сам бассейн находился в дальнем углу помещения, справа от входа [ГАВО, Ф. 1231. Оп. 1. Д. 46. Л. 137]. Многие из перечисленных выше общественных зданий были связаны с повседневной жизнью еврейского населения местечка.

Выявленные в результате исследования документы также свидетельствуют о значительно более высоком уровне

экономической активности еврейского населения местечка по сравнению с неевреями. Дело в том, что все кирпичные здания (имеются в виду не общественные здания, а частные), упоминающиеся в документах, принадлежали именно ев-| реям. Естественно, для их возведения требовалось больше средств, чем для постройки деревянных зданий. Экономиче-ре ская активность евреев проявилась и в том, что они являлись ® хозяевами большинства частных лавок и промышленных | предприятий местечка. В частности, в Добромысли евреям >з принадлежали «каменно-деревянный одноэтажный дом с пео торговым помещением», кирпичный амбар, крытый железом, | каменно-деревянная лавка [ГАВО, Ф. 302. Оп. 1. Д. 221. Л. 34]. но В местечке было шесть частных лавок, и все они принадлежа-| ли евреям: Зусе Залмановичу Элькинду, Менделю Рогацкину, § Хаиму-Лейбу Козакову, Менделю Дешалыту, Абелю Остроу-^ ху и Ноте Хайкиной. Помимо этого, в Добромысли имелась а, мельница, которая принадлежала Нохиму Беньяминовичу 1 Люблину [ГАВО, Ф. 1001. Оп. 1. Д. 321. Л. 49-52]. ^ Кроме принадлежащих евреям каменных зданий, лавок и

промышленных предприятий, показателем более высокого материального уровня евреев по сравнению с нееврейской частью населения местечка являются размеры земельных участков, занятых усадьбами, огородами, а также наличие домашних животных.

Как свидетельствуют документы Государственного архива Витебской области, средний размер усадебного участка земли во дворах, в которых проживали еврейские семьи, в значительной степени превышал размер среднестатистического усадебного участка у представителей других национальностей. При этом процентный показатель владельцев усадеб, которые по своим размерам были меньше среднего, среди евреев был несколько ниже. Иными словами, в 1920-е гг. в местечках Белорусской ССР евреи владели более богатыми усадьбами, а имущественное расслоение в их среде было выражено в меньшей степени, нежели в нееврейской.

На примере м. Добромысль это выглядит следующим образом: по состоянию на 1923 г. имели усадебную землю 67 из 72 еврейских семей, у троих евреев усадьбы сгорели и к

этому времени еще не были восстановлены, а у двоих усадебных участков не было совсем. В среднем усадебный участок еврейской семьи в Добромысли равнялся 112,5 кв. м. Самые скромные еврейские усадьбы занимали площадь всего лишь 18 кв. м, у 40 семей (60%) усадебные участки были по размеру меньше среднего показателя.

Что касается нееврейского населения местечка, то усадебную землю имели 16 хозяев из 20. Средний же размер таких участков равнялся 56,7 кв. м, то есть примерно в два раза меньше, чем у владельцев-евреев. При этом ниже указанной планки площадь участка была у 12 нееврейских семей (или 75%) [ГАВО, Ф. 1231. Оп. 1. Д. 34. Л. 236-237].

Как указывалось выше, все частные лавки в местечке принадлежали евреям, но кроме активного занятия торговлей еврейское население занималось выращиванием овощей на огородах, расположенных рядом с домом.

В этой сфере деятельности они хоть и ненамного, но также были более активны, чем нееврейское население. Как и в случае с усадебной землей, это видно по средним размерам огородов и долям семей, обрабатывающих участки, площадь которых не превышала средний показатель, а также по количеству хозяйств, не имевших огородов.

Так, в еврейских дворах средний размер участка земли, используемого под огород, равнялся 0,1433 га, а огороды меньшего размера были у 27 семей (47%). Среди евреев были и те, у кого не было огородов: таковых насчитывалось 14 семей (19,4%).

Среднестатистический огород нееврейской семьи м. До-бромысль занимал 0,108 га, что было несколько меньше, чем у евреев, огороды меньшего размера были у шести семей (50%) — в целом, как и в еврейской среде. В свою очередь не было огородов у восьми нееврейских семей (40%), и в процентном отношении этот показатель был в два раза выше, чем у евреев [ГАВО, Ф. 1231. Оп. 1. Д. 34. Л. 236-237].

Для более полного воссоздания картины хозяйственной деятельности жителей местечка следует уделить внимание и сведениям о том, кто и насколько активно выращивал домашних животных, — эта информация также содержится

"с ия

в архивных документах. Статистические подсчеты свидетельствуют, что и по этому показателю еврейское население местечка можно считать более активным в хозяйственном плане по сравнению с нееврейским. Во-первых, доля евреев, | содержавших скот, была больше, чем неевреев. Во-вторых, среди еврейских семей были такие, которые держали по два ре крупных животных (коров или лошадей), у неевреев же было ® только по одному животному.

| В еврейских хозяйствах м. Добромысль самым распро-

>а страненным животным были коровы: их держали в 57 хо-

пео зяйствах. При этом, как правило, семья держала одну корову

Ц (50 хозяйств), а количество дворов с двумя коровами было

§ незначительным (12,3%). Кроме того, 15 еврейских семей

| держали по одной лошади, и только одна семья — две, коз

ос выращивала только одна жительница местечка — у нее было

2 четыре животных. 15 еврейских семейств (21%) не имели сои

ро вершенно никакого хозяйства.

ст Среди нееврейского населения количество хозяйств, вы-^ ращивающих коров и лошадей, было примерно одинаковым: их насчитывалось 8 и 7 соответственно, причем в каждом хозяйстве было по одному животному. Также две нееврейские семьи выращивали свиней, а одна — овец, в семи хозяйствах (35%) не было никакой живности [ГАВО, Ф. 1231. Оп. 1. Д. 34. Л. 236-237].

Вероятно, прямым следствием того, что евреи были более экономически активны по сравнению с нееврейским населением местечка, стало то, что они в большей степени были обложены налогами. В частности, в список 1924 г. по м. Добро-мысль внесено 47 жителей, из которых евреями являются 44 (93,6%). Напомним, что в целом евреи составляли около 70% от общего количества жителей Добромысли [ГАВО, Ф. 449. Оп. 1. Д. 683. Л. 59-67].

Следует отметить, что результаты исследования получены на основе анализа целого комплекса документов, хранящегося в Государственном архиве Витебской области, основными категориями которых являются: 1) учетно-регистрационная документация, 2) научно-техническая документация (карты, чертежи), 3) фотодокументы.

В свою очередь учетно-регистрационные документы представлены списками жителей местечка, зданий, земельных участков и населенных пунктов. В частности, в результате исследования в архиве были выявлены следующие документы: «Список владельцев земельных участков: под усадебной, огородной, мельницами, на базарных площадях и других мест общественного пользования и скота в местечке До- ия бромысль Витебского уезда» (составлен 17 января 1923 г.), в § котором перечислены владельцы и указаны размеры земель- т ных участков [ГАВО, Ф. 1231. Оп. 1. Д. 34. Л. 236-237]; |

«Сведения по горпоселению м. Добромысль Витуезда» за ев 1923 г., в которых перечислены владельцы земельных участ- ро ков, указана площадь этих участков и размеры выплаченных е| налогов [ГАВО, Ф. 1001. Оп. 1. Д. 321. Л. 49-52]; |

«Окладная книга плательщиков единовременного налога го на нужды населения, пострадавшего от недорода по Лиоз- вр ненскому району» за 1924 г., в которой указаны имена жи- | телей местечка и размеры взимаемых с них налогов [ГАВО, 3 Ф. 449. Оп. 1. Д. 683. Л. 59-67]; а

«Список домовладений в поселках городского типа и местечках Витебского округа, подлежащих оформлению национализацией (утвержден Витебским окрисполкомом 11 октября 1924 г.)», в котором упоминается 7 жилых зданий и ряд хозяйственных построек в м. Добромысль с указанием адреса, материала строительства, площади и владельца [ГАВО, Ф. 302. Оп. 1. Д. 1. Л. 605]; выписка из вышеуказанного списка (полностью дублирует его) [ГАВО, Ф. 302. Оп. 1. Д. 186. Л. 72 об.];

«Список населенных пунктов Лиозненского района Витебского округа с указанием количества хозяйств и состава населения за 1926/1927 г.» [ГАВО, Ф. 118. Оп. 1. Д. 729. Л. 137-145];

«Список частновладельческих домов и однодворных зданий, находящихся в м. Сураже и Яновичах Суражского района Витебского округа, которые по мнению Райисполкома могут быть национализированы» (составлен 10 июля 1929 г.). Несмотря на название, в документе имеются сведения по различным местечкам округа, в том числе и по Добромыс-ли. В документе упоминается три здания (все они ранее при-

надлежали евреям), приведено их краткое описание, указаны имена владельцев [ГАВО, Ф. 302. Оп. 1. Д. 221. Л. 34].

При проведении исследований подобные документы необходимо использовать в комплексе, сравнивая содержащи-| еся в них сведения. В частности, согласно одному из списков, в 1923 г. Добромысль состояла из 100 дворов, из которых ре жилыми были 92. В это время в местечке насчитывалось во® семь общественных зданий: волисполком, пожарное депо, | кооперативная лавка, народный дом, школа, синагога, пра->з вославная церковь и церковный дом [ГАВО, Ф. 1231. Оп. 1. § Д. 46. Л. 137]. Несколько иная статистика содержится в другом списке 1923 г., согласно которому в местечке было 122 § двора (110 принадлежали частным лицам, в семи распола-| гались общественные здания, пять бесхозных). Среди обще-ос ственных зданий и участков в документе названы синагога, ^ Покровская церковь, школа, баня, два участка, занимаемых ^о волисполкомом, и торговая площадь [ГАВО, Ф. 1001. Оп. 1. | Д. 321. Л. 52об.]. Следовательно, оба упомянутые списка ^ нельзя назвать абсолютно полными: например, в первый из них не внесена общественная баня с миквой.

Научно-техническая документация представлена чертежами отдельных зданий, подготовленными в 1923 г.: зданий народного дома, волисполкома и зданий, расположенных в его дворе, пожарного депо, бывшей богадельни, жилых зданий и хозяйственных построек православного священника и диакона, школы 1-й и 2-й ступеней и общественной бани с миквой [ГАВО, Ф. 1231. Оп. 1. Д. 46. Л. 127-137]. На чертежах, выполненных простым карандашом, обозначена планировка помещений и их размеры. Данные документы позволяют судить в первую очередь об общественных зданиях местечка.

Интерес представляет также топографическая карта, составленная в 1920-е гг., по ней можно судить о планировке местечка [ГАВО, Ф. 160. Оп. 5. Д. 6. Л. 133].

Фотодокументы представлены немногочисленными снимками сотрудников советских учреждений, сделанными в 1921 г. Всего в архиве обнаружено два таких фотоснимка, касающихся истории м. Добромысль: фотопортреты Хаима Мовшевича Квинта (секретаря отдела народного образования Добромыс-лянского волисполкома) [ГАВО, Ф. 1821. Оп. 1. Д. 101. Л. 10] и

Гирша Нохимовича Шура (заведующего сенопунктом) [ГАВО, Ф. 1821. Оп. 1. Д. 101. Л. 47]. Несмотря на ограниченность, этот фотоматериал до известной степени дает представление о внешнем виде евреев — жителей местечка 1920-х гг.

Таким образом, документы Государственного архива Ви- с

тебской области дают общее представление об экономиче- ор

ском состоянии еврейского местечка 1920-х гг. На примере §

конкретного населенного пункта (м. Добромысль Витебско- во

го округа) с помощью учетно-регистрационной и научно- т

технической документации, фотодокументов вполне мож- чн

но установить особенности планировки местечка, общие в

черты застройки, провести сравнительный анализ быта и ро

хозяйственной деятельности еврейского и нееврейского на- е|

селения. Подобные источники по какому-либо конкретно- о

му местечку не являются массовыми, но их достаточно для го

исторической реконструкции. Вместе с тем детальное из- вр

учение документов показывает, что в них могут содержаться е|

сведения, которые несколько отличаются между собой, и это т

требует критического подхода при работе с ними. а

Источники

ГАВО - Государственный архив Витебской области.

Ф. 118. Оп. 1. Д. 729. «Списки населенных пунктов по районам Витебского округа с указанием количества хозяйств и состава населения за 1926-1927 гг.». 147 л.

Ф. 160. Оп. 5. Д. 6. «Акты по разминированию территории и дорог Лиозненского района, карты выполненных работ по разминированию и решения Лиозненского райисполкома». 1947 г. 133 л.

Ф. 302. Оп. 1. Д. 1. «Положение о Витебском уездно-городском коммунальном отделе (угоркоммунотдел) от 21 марта 1924 г., протоколы пленумов и заседаний президиумов губернского, уездно-го-родского и окружного исполкомов, смета прихода и расхода отдела коммунального хозяйства Витебского окрисполкома (окркомму-нотдела) на 1924 г., сведения о состоянии предприятий угоркомму-нотдела, дорог Витебского уезда и др.». 1924-1925 г. 896 л.

Ф. 302. Оп. 1. Д. 186. «Переписка с управлением коммунального хозяйства НКВД БССР, райисполкомами о муниципализации домовладений». 1925-1926 г. 320 л.

Ф. 302. Оп. 1. Д. 221. «Списки муниципализированных домовладений г. Витебска за 1929 г.». 96 л.

Ф. 449. Оп. 1. Д. 683. «Списки плательщиков единовременного налога в пользу пострадавших от неурожая по Бешенковичскому, е Лиозненскому и Меженскому районам за 1924-1925 гг.». 90 л. 8 Ф. 1001. Оп. 1. Д. 321. «Отчет за землеустроительные работы по

'3 обмеру земельных участков и списки учета земель». 1923-1925 гг. 238 л.

о Ф. 1231. Оп. 1. Д. 34. «Списки по перерегистрации земельных

§ участков и количества скота, имеющихся у граждан м. Колышки». 1923 г. 339 л.

§ Ф. 1231. Оп. 1. Д. 46. «Сметы на ремонт общественных зданий,

переписка с Губинженером о выдаче разрешений на право построй-| ки дома в м. Богушевское». 1923-1924 г. 149 л. | Ф. 1821. Оп. 1. Д. 101. «Фотокарточки рабочих и служащих уч-

ст реждений и организаций г. Витебска на получение удостоверений § личности». 1921 г. 146 л.

р

Литература / References:

Документы 2003 - Документы по истории и культуре евреев в архивах Беларуси. Путеводитель / науч. ред. М.С. Куповецкий, Э.М. Савицкий, М. Веб. М., 2003.

Желудок 2013 - Желудок: память о еврейском местечке / отв. ред. И. Копченова. М., 2013.

Зельцер 2006 - Зельцер А. Евреи советской провинции: Витебск и местечки 1917-1941. М., 2006.

Локотко 2014 - Локотко А.И. Местечки (генезис и развитие малых городов) // Нарысы псторьп i культуры Беларусь Т. 2. Мшск, 2014. С. 49-61.

Фишман 2015 - ФишманД. Вокруг идиша. Очерки истории еврейской культуры в России и Польше. Киев, 2015.

Fishman D. Vokrug idisha. Ocherki evrejskoj kul'tury v Rossii i Pol'she [Around Yiddish. The Essays on Jewish Culture in Russia and Poland]. Kiev, 2015. (In Russian).

Kopchenova I. (ed.) Zheludok: pamyat' o evreiskom mestechke [Zhe-ludok: The memory about Jewish Shtetl]. Moscow, 2013. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kupovetskiy M.S., Savitskiy E.M. (ed.). Documentypo istoriiIkul'ture evreev v arhivah Belarusi. Putevoditel' [Documents on Jewish History and Culture in the archives in Belarus'. Guidbook]. Moscow: Web Publ., 2003. (In Russian).

Lokotko A.I. The Shtetls (the Genesis and the Development in Small Towns). The Essays About Belorussian History and Culture. Vol. 2. Minsk, 2014. S. 49-61. (In Russian).

Zeltser A. Evrei sovetskoii provincii: Vitebsk i mestechki, 1917-1941 [The Jews of the Soviet Province: Vitebsk and the Shtetls, 1917-1941]. Moscow, 2006. (In Russian).

Soviet Belarus Shtetl Dobromysl in 1920th: A Reconstruction Based on the Documents from the State Archive of Vitebsk Region

Konstantin G. Karpekin

(State Archive of Vitebsk Region, Vitebsk, Belarus)

PhD, ORCID ID: 0000-0002-8054-3122, the main Keeper of funds of the State archives of Vitebsk regions: Belarus, 210015, Vitebsk, Kalinina str., 22; tel. +375(212)67-23-76, E-mail: oblarhive@vitebsk.by

DOI: 10.31168/2658-3380.2019.19.4.3

Abstract: The study examines the economic situation of the Jewish population in a Belarus "shtetl" (Dobromysl, Vitebsk region) in the 1920s, based on the analysis of the documents in the State Archive of the Vitebsk region. According to the findings, the settlement was organized around the central trading area that also served as a point of origin for the streets connecting the town with neighboring settlements. The majority of the buildings were wooden; the few brick houses more often than not belonged to the Jews who made up about 50-70% of the local residents. Economically, the Jews constituted the most active part of the population, being store keepers and managing a considerable part of production enterprises. The average size of land plots owned by the Jews exceeded that of their Gentile peers. The Jews were also more engaged in agricultural and husbandry activities. Overall, the documents lead to an observation that there was less property differentiation among the Jewish population of Dobromysl. Some sources, however, contain inconsistent or contradictory data, which invites caution in their interpretation.

Keywords: archival sources, Belarusian SSR, Jewish town, planning, reconstruction, economic activity

"Q

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.