Научная статья на тему 'Болонский процесс и особенности преподавания в техническом вузе Кыргызстана'

Болонский процесс и особенности преподавания в техническом вузе Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BOLOGNA PROCESS / STATE STANDARD / TWO-LEVEL SYSTEM / INTEGRATION / INTERNATIONALIZATION / PROFESSIONAL EDUCATION / GUARANTEE / QUALITY / FEATURES OF TEACHING / COMPETENCE / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГАРАНТИЯ / КАЧЕСТВО / ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сартбекова Нуржан Коодоевна

В статье рассматриваются роль и значение Болонского процесса в Кыргызстане. Раскрываются особенности преподавания английского языка в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and value of Bologna Process in Kyrgyzstan are considered in this article. Features of teaching English in technical higher education institution reveal.

Текст научной работы на тему «Болонский процесс и особенности преподавания в техническом вузе Кыргызстана»

Bologna process and features of teaching in technical higher education institution of Kyrgyzstan

современной психологии и педагогики» (Россия, 26 июня 2015 г.). - Липецк: Научное партнерство «Аргумент», 2015. - С. 45-49.

3. Набиев В. Ш. Педагогическое обеспечение электронного контента современных обучающих систем.//Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2015. - Т. 2., № 1 (2). - С. 125-135.

4. Дьяконова О. О. Опыт использования эдьютейнмента в рамках учебных курсов.//Альманах современной науки и образования. - 2011. - № 9. - С. 61-62.

5. Дьяконова О. О., Букатов В. М. Эдьютейнмент в образовании взрослых и интерактивные технологии обучения в современной школе.//Педагогика. - 2014. - № 8. - С. 44-52.

Sartbekova Nurjan Koodoevna, Kyrgyz State University of constructions, transport and architecture named after N. Isanov,

Kyrgyzstan, Bishkek E-mail: nursart@mail.ru

Bologna process and features of teaching in technical higher education institution of Kyrgyzstan

Abstract: The role and value of Bologna Process in Kyrgyzstan are considered in this article. Features of teaching English in technical higher education institution reveal.

Keywords: Bologna Process, state standard, two-level system, integration, internationalization, professional education, guarantee, quality, features of teaching, competence.

Сартбекова Нуржан Коодоевна, кандидат педагогических наук, доцент, Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры имени Н. Исанова, Кыргызстан, г. Бишкек E-mail: nursart@mail.ru

Болонский процесс и особенности преподавания в техническом вузе Кыргызстана

Аннотация: В статье рассматриваются роль и значение Болонского процесса в Кыргызстане. Раскрываются особенности преподавания английского языка в техническом вузе.

Ключевые слова: Болонский процесс, государственный стандарт, двухуровневая система, интеграция, интернационализация, профессиональное образование, гарантия, качество, особенности преподавания, компетенция.

В последние годы роль английского языка в качестве международного еще более усилилась. Согласно информациям всех международные организации английским пользуются как официальным языком, приблизительно 90 % научных статей пишутся сегодня на английском языке.

Еще одной причиной повышения внимания к языковой подготовке студентов технических вузов является присоединение Кыргызстана к Болонскому процессу [1]. 16 сентября 2011 года в городе Болонья (Италия), в здании старейшего университета Европы — Университета Болоньи — состоялось подписание ректорами 37 университетов из 10 стран мира Великой хартии университетов. В числе подписантов ректоры 11 ведущих вузов Кыргызской Республики. В результате чего эти вузы присоединились

к Болонской конвенции (к 721 университету из 79 стран мира). Ранее к Болонскому процессу присоединилось два кыргызстанских вуза. Присоединение к Болонскому процессу позволит вузам республики перейти к двухуровневой системе образования. В августе 2012 года постановление об установлении с 2012-2013 учебного года двухуровневой структуры высшего профессионального образования, с присвоением академических степеней «бакалавр» и «магистр», за исключением некоторых специальностей подписал премьер-министр Кыргызской Республики. Болонская декларация подписана в июне 1999 года министрами образования 29 европейских государств. В сентябре 2003 года к Болонскому процессу присоединилась Россия. В мае 2005 года в состав государств, участвующих в Болонском

73

Section 5. Pedagogy

процессе, официально были приняты Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина. В 2010 году в Болонский процесс официально принят Казахстан. Таким образом, в общее европейское пространство активно интегрировалось большинство стран, являющихся стратегическими партнерами Кыргызстана по СНГ, ЕврАзЭС и ШОС. Великая университетская хартия сформулирована в 1988 году. В настоящее время хартия объединяет более 700 университетов евразийского пространства в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. В церемонии подписания приняли участие ректоры следующих вузов Кыргызстана:

1. Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына;

2. Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова;

3. Академия управления при Президенте КР;

4. Кыргызский экономический университет;

5. Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова;

6. Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева;

7. Кыргызская государственная юридическая академия при Правительстве КР;

8. Кыргызский национальный аграрный университет;

9. Иссык-Кульский государственный университет им. К. Тыныстанова;

10. Ошский технологический университет имени М. Адышева;

11. Таласский государственный университет.

Ранее Великую Университетскую Хартию подписали

еще два вуза из Кыргызской Республики — Бишкекская финансово-экономическая академия и Международный университет Кыргызстана. 16 сентября 2011 года Кыргызстан присоединился к Болонскому процессу, главной целью которого является создание единой зоны высшего образования и единой системы гарантий качества образования на территории Европы [4]. Нарастающие интеграция и интернационализация современного мира привели к изменению целей и конкретизации задач образования и обучения вне зависимости от государственной принадлежности.

Предмет «Иностранный язык» играет важную роль при введении элементов Болонского соглашения на факультетах, готовящих специалистов для разных отраслей народного хозяйства: экономистов, программистов, инженеров, и др. Если рассмотреть с точки зрения возможностей введения элементов Болонского соглашения программу по иностранным языкам для неязыковых, специальностей в высшей школе, то видно, что необходимые навыки и умения отражены в требованиях стандарта к специалисту (федеральный компонент — ГСЭ. Ф. 01 «Иностранный язык»), согласно которым он должен владеть:

• навыками и умениями речевой деятельности при-

менительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации;

• основами публичной речи;

• формами деловой переписки — навыками подготовки текстовых документов управленческой деятельности;

• основами реферирования и аннотирования литературы по специальности;

• навыками самостоятельного порождения стилистики мотивированного текста.

• навыками работы со словарем (читать транскрипцию, различать прямое и переносное значение слов, находить перевод фразеологических единиц);

• основой иноязычной терминологией специальности;

• русскими эквивалентами основных слов и выражений профессиональной речи;

должен уметь:

• отредактировать текст, ориентированный на ту или иную форму речевого общения;

должен освоить:

• нормы официально-деловой письменной речи, международные и национальные стандарты видов и разновидностей служебных документов;

должен изучить:

• характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения;

должен иметь представление:

• о форме договоров, контрактов, патента;

• об основных способах сочетаемости лексических единиц;

• об основных словообразовательных моделях.

При условии выполнения всех программных требований по иностранным языкам, предъявляемых к специалистам, считаем вполне возможным введение элементов Болонского соглашения в учебных подразделениях нефилологического профиля. Однако, на наш взгляд, при этом обязательным требованием является соответствующий уровень знаний по иностранным языкам выпускников общеобразовательных школ. Как показывает многолетний опыт преподавания иностранных языков в вузах, уровень знаний по иностранным языкам у большинства студентов, поступающих в университет, не соответствуют требованиям, предъявляемым к выполнению целевых установок первого семестра. Анализ нормативных документов, определяющих содержание образования в технических вузах, показывает, что в них не ставится специально задача совершенствования в целом иноязычной речевой деятельности будущих инженеров. Отзывы выпускников свидетельствуют о том, что многие из них имеют низкие коммуникативные качества, слабо развитые черты общения. Имеется явная недостаточность теоретической и практической разработки проблемы формирования, коммуникативной компетентности будущего инженера на основе совершенствования иноязычной речевой деятельности в период подготовки его в техническом вузе.

74

The formation of the competences, as a component of volunteering activity, among the volunteer

В соответствии с требованиями программы одна из целей полного курса обучения иностранному языку в неязыковом вузе состоит в развитии личности будущего инженера; способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в профессиональной деятельности. Для этого, как показывает анализ исследований по данной теме, необходимо постоянное на протяжении всего курса обучения иностранной речевой деятельности в вузе ознакомление через изучаемый язык с историей и современной жизнью данной страны, ее традициями и культурой. Кроме обновления структуры и, содержания основных профессиональных образовательных программ, стандарты формируют

требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по каждому из направлений. Они определяют уровень минимальных знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник вуза, чтобы получить документы о соответствующей квалификации [2].

Таким образом, изучение иностранных языков в техническом вузе является неотъемлемой составной частью подготовки специалистов различного профиля, которые в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта должны достичь уровня владения иностранным языком, позволяющего им продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде.

Список литературы:

1. Байденко В. И. Болонский процесс: середина пути./В. И. Байденко. - М.: Логос, 2005. - 379 с.

2. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития./под ред. Я. И. Кузьминова и др. - М.: Логос, 2004. - 328 с.

3. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально- экономических дисциплин в ГОС ВПО второго поколения.//УМО по лингвистическому образованию. -М.: Минобразования России, МПСИ, 2000. - 27 с.

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ednet.edu.kg/index.php.

Slutskiy Yaroslav Sergeevich, Donbass State Teachers' Training University, postgraduate student, the Faculty of Pedagogy E-mail: yaroslavanddana@mail.ru

The formation of the competences, as a component of volunteering activity, among the volunteer

Abstract: This article discusses the needs and methods of forming the basic competencies for the individual during the participation in the volunteering activity. The impact of volunteering competencies on the development of professional skills of the person, which is a factor in the formation of professional demanding in the modern world is examining. The volunteering competencies, as fundamental components of the volunteering activity have been analyzing.

Keywords: volunteering, competence, linguistic competence, socio-cultural competence, educational competence, leadership competence.

Слуцкий Ярослав Сергеевич, Донбасский государственный педагогический университет,

аспирант, кафедра педагогики E-mail: yaroslavanddana@mail.ru

Формирование компетенций, как составляющей волонтерской деятельности, у волонтера

Аннотация: В данной статье рассматривается необходимость и способы формирования основополагающих компетенций у личности при участии в волонтерской деятельности. Исследуется влияние волонтерских компетенций на развитие профессиональных навыков личности, что является фактором формирования специалиста, востребованного в современном мире. Проанализированы волонтерское компетенции, в качестве фундаментальных составляющих волонтерской деятельности.

Ключевые слова: волонтерство, компетенция, языковая компетенция, социокультурная компетенция, образовательная компетенция, лидерская компетенция.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.