Научная статья на тему 'Болонский процесс'

Болонский процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Болонский процесс»

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Продолжаем публикацию материалов энциклопедических статей, подготовленных для издания «Социология молодежи», которое является итогом сотрудничества научных школ Института социально-политических исследований Российской академии наук и Московского гуманитарного университета.

Болонский процесс

Болонский процесс — преобразования в сфере высшего образования ряда европейских стран, исходящие из принципов принятого 19 июня 1998 г. в Болонье (Италия) документа, получившего название «Болонская декларация» и подписанного министрами образования 29 стран Европы. Декларация считается поворотным пунктом в развитии высшей школы Европы и выражает поиск единого подхода к разрешению проблем образования в соответствии с вызовами XXI в. Цель преобразований — создать к 2010 г. общее для всех стран Европы образовательное пространство, развивающееся в новых измерениях. Национальные системы образования при этом, как предполагается, станут прагматичными и эффективными, будут в большей мере отвечать требованиям экономического и технического прогресса и демонстрировать высокую конкурентоспособность.

Болонский процесс получил свое развитие и конкретизацию на встрече 600 представителей европейских вузов в марте 2001 г. в Саламанке (Испания), где центром дискуссий стали такие актуальные вопросы, как связь образования с рынком труда и трудоустройством выпускников; развитие академической мобильности; совместимость уров-

ней образования различных стран; обеспечение качества образования; повышение конкурентоспособности европейских вузов1.

В рамках Болонского процесса придается особое значение академической мобильности, которая рассматривается как основная ценность европейского высшего образования. Развитие механизмов международного академического признания — важнейшее направление обеспечения мобильности. Главными инструментами осуществления и расширения мобильности признаются: европейской системе перевода зачетных единиц — ECTS; общеевропейскому Приложению к диплому; опыту и потенциалу национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности и Сети ЕШС’ в целом. Целевое финансирование академических обменов и доступность информации о качестве образования в отдельных странах и вузах являются сегодня непременными условиями поддержания трансевропейской мобильности.

Принимая во внимание положения Болонской декларации, форум в Саламанке выработал рекомендации о переходе на двухуровневую систему подготовки. Базовые программы бакалавра с нормативной длительностью обучения три-четыре года, ис-

1 Реформы образования, 2003. С. 8-10; Лукичев Г. А., 2003. С. 32-35.

2005 - №3

Энциклопедия гуманитарных наук 205

числяемые в 180-240 кредитов (учебная работа в объеме примерно 750 часов по программе «Бакалавр» в течение одного семе-с-тра оценивается в 30 кредитов ECTS), открывают доступ в магистратуру. Такие программы могут предоставляться как университетами, так и учебными заведениями неуниверситетского сектора высшего образования, к которому относятся колледжи и политехнические школы. Это позволяет преодолеть тупиковый характер отдельных программ профессиональной подготовки в неуниверситетском секторе и делает их совместимыми с последующими видами образования. Продолжительность обучения в магистратуре может варьировать от одного до двух лет и исчисляться в 60-120 кредитов. В особых случаях университеты могут сохранять непрерывные пятилетние учебные программы, ведущие к получению диплома/квалификации магистра. Решающее значение при этом имеет наличие программ аналогичного уровня по данному направлению в других вузах Европы. К 2004 г. уже более 30 стран — участниц Болонского процесса в том или ином объеме провели мероприятия по внедрению программы «Бакалавр». Все страны — участницы Болонского процесса перешли или были на стадии перехода к использованию Европейской системы перевода зачетных единиц (ECTS). В завершающую стадию вступил проект внедрения Приложения к диплому единого европейского формата. Качество образования должна обеспечивать международная аккредитация учебных заведений и программ, сохраняя при этом национальную аутентичность образования разных стран при гарантии соблюдения автономных прав вузов. Развитие критериев, процедур и опыта аккредитации, применяемых на основе взаимного доверия участников и с учетом авторитета самой международной аккредитации, становится всеобщим достоянием.

В качестве ведущей силы развития высшего образования рассматривается конкуренция, приносящая выгоды как студентам, так и самим вузам. Результатом конкуренции

является достижение большей открытости и прозрачности деятельности вузов как на национальном, так и на европейском уровнях. Конкуренция развивается через расширение европейского межвузовского сотрудничества. При этом могут возникнуть условия для создания межнациональных вузов. В развитых странах вводятся преимущественно децентрализованные механизмы и процедуры обеспечения качества образования. В их основе: самооценка; внешний, желательно международный, аудит качества; аккредитация независимыми организациями, публичность всех процедур и результатов оценки качества; обеспечение прозрачности управленческой и финансовой деятельности вузов; переход к реализации концепции «управление качеством образования». В целом высшее образование в Европе становится все более доступным и прагматичным.

Россия присоединилась к Болонскому процессу. Вектор реформирования российского высшего образования по многим аспектам совпадает с вектором преобразований в развитых странах Европы. Однако наблюдается отставание реформирования высшего образования в России от европейского на 5-6 лет. Вместе с тем по ряду ключевых, принципиальных позиций векторы движения вообще разные. Это касается ав-тономизации, дифференциации вузов различных типов (университетского и неуниверситетского секторов), аккредитационных процедур, уровня прагматизма в образовательных программах. Если в Европе основное внимание уделяется усилению творческих начал, то в России укрепляются формализм, бюрократизм, игнорирование основных принципов мотивации труда преподавателей и исследователей, а также пренебрежение научным менеджментом в управлении образовательной сферой.

Путь, который сегодня определяется для европейского, а вслед за ним и российского высшего образования (через слепое включение в Болонский процесс) таит в себе огромную опасность подмены целей. Унификация является угрозой для цивилизации, как

и ориентация высшего образования на под-

готовку кадров специалистов при забвении подлинной миссии образования. В России наблюдается подчинение высшего образования утилитарным индустриальным целям и требованиям, поощряется однобокость развития вузов по западным образцам, затрудняются плюрализм, альтернативность целей и путей образования.

Лит.: Ильинский И. М. Образовательная революция. М., 2002; Лукичев Г. А.

Динамика Болонского процесса // Высшее образование сегодня. 2002. № 3; Реформы образования. Аналит. обзор / Под ред. В. М. Филиппова. М., 2003; Плаксий С. И.

Качество высшего образования. М., 2003; его же. Парадоксы высшего образования. М., 2005.

С. И. Плаксий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.