ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Продолжаем публикацию материалов энциклопедических статей, подготовленных для издания «Социология молодежи», которое является итогом сотрудничества научных школ Института социально-политических исследований Российской академии наук и Московского гуманитарного университета.
Болонский процесс
Болонский процесс — преобразования в сфере высшего образования ряда европейских стран, исходящие из принципов принятого 19 июня 1998 г. в Болонье (Италия) документа, получившего название «Болонская декларация» и подписанного министрами образования 29 стран Европы. Декларация считается поворотным пунктом в развитии высшей школы Европы и выражает поиск единого подхода к разрешению проблем образования в соответствии с вызовами XXI в. Цель преобразований — создать к 2010 г. общее для всех стран Европы образовательное пространство, развивающееся в новых измерениях. Национальные системы образования при этом, как предполагается, станут прагматичными и эффективными, будут в большей мере отвечать требованиям экономического и технического прогресса и демонстрировать высокую конкурентоспособность.
Болонский процесс получил свое развитие и конкретизацию на встрече 600 представителей европейских вузов в марте 2001 г. в Саламанке (Испания), где центром дискуссий стали такие актуальные вопросы, как связь образования с рынком труда и трудоустройством выпускников; развитие академической мобильности; совместимость уров-
ней образования различных стран; обеспечение качества образования; повышение конкурентоспособности европейских вузов1.
В рамках Болонского процесса придается особое значение академической мобильности, которая рассматривается как основная ценность европейского высшего образования. Развитие механизмов международного академического признания — важнейшее направление обеспечения мобильности. Главными инструментами осуществления и расширения мобильности признаются: европейской системе перевода зачетных единиц — ECTS; общеевропейскому Приложению к диплому; опыту и потенциалу национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности и Сети ЕШС’ в целом. Целевое финансирование академических обменов и доступность информации о качестве образования в отдельных странах и вузах являются сегодня непременными условиями поддержания трансевропейской мобильности.
Принимая во внимание положения Болонской декларации, форум в Саламанке выработал рекомендации о переходе на двухуровневую систему подготовки. Базовые программы бакалавра с нормативной длительностью обучения три-четыре года, ис-
1 Реформы образования, 2003. С. 8-10; Лукичев Г. А., 2003. С. 32-35.
2005 - №3
Энциклопедия гуманитарных наук 205
числяемые в 180-240 кредитов (учебная работа в объеме примерно 750 часов по программе «Бакалавр» в течение одного семе-с-тра оценивается в 30 кредитов ECTS), открывают доступ в магистратуру. Такие программы могут предоставляться как университетами, так и учебными заведениями неуниверситетского сектора высшего образования, к которому относятся колледжи и политехнические школы. Это позволяет преодолеть тупиковый характер отдельных программ профессиональной подготовки в неуниверситетском секторе и делает их совместимыми с последующими видами образования. Продолжительность обучения в магистратуре может варьировать от одного до двух лет и исчисляться в 60-120 кредитов. В особых случаях университеты могут сохранять непрерывные пятилетние учебные программы, ведущие к получению диплома/квалификации магистра. Решающее значение при этом имеет наличие программ аналогичного уровня по данному направлению в других вузах Европы. К 2004 г. уже более 30 стран — участниц Болонского процесса в том или ином объеме провели мероприятия по внедрению программы «Бакалавр». Все страны — участницы Болонского процесса перешли или были на стадии перехода к использованию Европейской системы перевода зачетных единиц (ECTS). В завершающую стадию вступил проект внедрения Приложения к диплому единого европейского формата. Качество образования должна обеспечивать международная аккредитация учебных заведений и программ, сохраняя при этом национальную аутентичность образования разных стран при гарантии соблюдения автономных прав вузов. Развитие критериев, процедур и опыта аккредитации, применяемых на основе взаимного доверия участников и с учетом авторитета самой международной аккредитации, становится всеобщим достоянием.
В качестве ведущей силы развития высшего образования рассматривается конкуренция, приносящая выгоды как студентам, так и самим вузам. Результатом конкуренции
является достижение большей открытости и прозрачности деятельности вузов как на национальном, так и на европейском уровнях. Конкуренция развивается через расширение европейского межвузовского сотрудничества. При этом могут возникнуть условия для создания межнациональных вузов. В развитых странах вводятся преимущественно децентрализованные механизмы и процедуры обеспечения качества образования. В их основе: самооценка; внешний, желательно международный, аудит качества; аккредитация независимыми организациями, публичность всех процедур и результатов оценки качества; обеспечение прозрачности управленческой и финансовой деятельности вузов; переход к реализации концепции «управление качеством образования». В целом высшее образование в Европе становится все более доступным и прагматичным.
Россия присоединилась к Болонскому процессу. Вектор реформирования российского высшего образования по многим аспектам совпадает с вектором преобразований в развитых странах Европы. Однако наблюдается отставание реформирования высшего образования в России от европейского на 5-6 лет. Вместе с тем по ряду ключевых, принципиальных позиций векторы движения вообще разные. Это касается ав-тономизации, дифференциации вузов различных типов (университетского и неуниверситетского секторов), аккредитационных процедур, уровня прагматизма в образовательных программах. Если в Европе основное внимание уделяется усилению творческих начал, то в России укрепляются формализм, бюрократизм, игнорирование основных принципов мотивации труда преподавателей и исследователей, а также пренебрежение научным менеджментом в управлении образовательной сферой.
Путь, который сегодня определяется для европейского, а вслед за ним и российского высшего образования (через слепое включение в Болонский процесс) таит в себе огромную опасность подмены целей. Унификация является угрозой для цивилизации, как
и ориентация высшего образования на под-
готовку кадров специалистов при забвении подлинной миссии образования. В России наблюдается подчинение высшего образования утилитарным индустриальным целям и требованиям, поощряется однобокость развития вузов по западным образцам, затрудняются плюрализм, альтернативность целей и путей образования.
Лит.: Ильинский И. М. Образовательная революция. М., 2002; Лукичев Г. А.
Динамика Болонского процесса // Высшее образование сегодня. 2002. № 3; Реформы образования. Аналит. обзор / Под ред. В. М. Филиппова. М., 2003; Плаксий С. И.
Качество высшего образования. М., 2003; его же. Парадоксы высшего образования. М., 2005.
С. И. Плаксий