Научная статья на тему 'БОЛГАРСКИЕ ОФИЦЕРЫ - ВОСПИТАННИКИ МОРСКОГО ИНЖЕНЕРНОГО УЧИЛИЩА ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ І'

БОЛГАРСКИЕ ОФИЦЕРЫ - ВОСПИТАННИКИ МОРСКОГО ИНЖЕНЕРНОГО УЧИЛИЩА ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ І Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАРЬЕРА / ГИДРОАВИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кожухаров Асен Николов

Публикация посвящена истории обучения будущих болгарских морских офицеров в 1906 - 1915 гг. в Морском инженерном училище императора Николая I, находившемся в Кронштадте. Основываясь на малоизвестных архивных материалах, автор рассказал о плодотворной деятельности многих болгарских выпускников этого училища, которые в дальнейшем внесли весомый вклад в освоение новой материальной части болгарского флота во время Первой мировой войны и были активными участниками боевых действий на море, проявили себя как талантливые судостроители, руководители в речном судоходстве, авторы уникальных технических изданий, опытные преподаватели и академические администраторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БОЛГАРСКИЕ ОФИЦЕРЫ - ВОСПИТАННИКИ МОРСКОГО ИНЖЕНЕРНОГО УЧИЛИЩА ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ І»

установить пушки калибра 20, 23 и 37мм. М-105ПА устанавливался на истребителях Як и ЛаГГ, а в модификации М-105РА — и на пикирующих бомбардировщиках Пе-2.

Надо отметить, что доводка двигателя потребовала серьёзных усилий. По сравнению с прототипом «Испано-Сюизой» М-105 имел почти на треть большую мощность: 1100л.с. против 825. Это привело к недостаточной производительности откачивающей маслопомпы, масло перегревалось, и его выбрасывало через суфлёрное отверстие. Масло просачивалось также через ненадёжные уплотнения сальников. Как следствие, лобовое стекло фонаря кабины лётчика покрывалось непрозрачными разводами, а замаслившиеся соты радиаторов ухудшали и без того напряжённый тепловой режим. К тому же часто выходила из строя система зажигания, свечи приходилось менять чуть ли не перед каждым вылетом. Имелись и другие дефекты. Из-за выбивания масла через суфлёр и раскрутки винта двигатель часто выходил из строя, в его картере обнаруживали стружку. Тем не менее к лету 1941года наиболее существенные дефекты успели устранить и пустить М-105ПА в производство. Серийный двигатель надёжно отрабатывал положенные ему 100ч, после чего его отправляли на переборку.

Однако уже с первых дней войны стало очевидным, что истребители с такими двигателями во многом проигрывают истребителям люфтваффе Bf.109F3/F4, оснащённым двигателями «DaimlerBenz» DB601Aa, DB601N и DB601E/F. Командование ВВС РККА поставило вопрос об установке на истребителях Як и ЛаГГ более мощных двигателей.<...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Самолётостроение в СССР. 1917—1945. Кн. 1. М.: Изд. отдел ЦАГИ, 1992. С. 74, 75.

2 Самолётостроение в СССР. Кн. 2. М.: Изд. отдел ЦАГИ, 1992. С. 170.

В ЗАРУБЕЖНЫХ АРМИЯХ

КОЖУХАРОВ Асен Николов —

начальник кафедры тактики ВМС и морских операций Высшего военно-морского училища имени Н.Й.Вапцарова, капитан 1ранга, доктор исторических наук, доцент (г.Варна, Болгария)

БОЛГАРСКИЕ ОФИЦЕРЫ — ВОСПИТАННИКИ МОРСКОГО ИНЖЕНЕРНОГО УЧИЛИЩА ИМПЕРАТОРА

НИКОЛАЯ1

2009 — год Болгарии в России

До Первой мировой войны бульшая часть офицеров военно-морского флота Болгарии проходила обучение за пределами своей страны. Одним из заграничных учебных заведений, которые решали эту задачу, было Морское инженерное училище Императора Николая1 (МИУ), находившееся в России, в Кронштадте. До сих пор нет ни одной научной публикации, посвящённой истории этого обучения и его результативности. Исследованиям этой проблемы препятствовал комплекс причин политического и административного характера. Даже и сейчас далеко не все архивы доступны. Вот почему в настоящей публикации использовались материалы преимущественно из болгарских архивов: Государственного военно-исторического архива (г.Велико Тырново), Военно-морского музея (г.Варна), двух Территориальных государственных архивов (г.Варна и г.Руссе), ряда частных собраний документов, а также сохранившаяся в Общегерманском военном архиве г.Фрейбурга (ФРГ) переписка.

Обучение будущих болгарских морских офицеров в МИУ проходило в период с 1906 по 1915год. Однако чтобы показать преемственность поколений болгарских воспитанников, необходимо коротко сообщить данные об обучении болгар в Морском техническом училище в Кронштадте (предшественнике МИУ) с 1885 по 1890год — кадетов Тодора Соларова и Димитра Карамаждракова. Известно, что последний в 1887году в ходе обучения получил одноразовое денежное пособие от Княжества Болгария1.

У Димитра Карамаждракова была относительно скоротечная и не совсем успешная карьера, которая оборвалась на рубеже Х1Х—ХХвв. Морской офицер служил в портовой роте в г.Руссе2, там же с 1897года возглавил Морскую унтер-офицерскую школу (предшественница Машинного училища флота его величества, затем Морского машинного училища и после нескольких изменений на протяжении всего ХХвека — современного Высшего военно-морского училища (Морское училище, г.Варна), в которой он преподавал алгебру и геометрию с 1891 по 1898год3.

Биография Тодора Соларова (1865—1920) относительно лучше исследована, ей современные авторы посвятили несколько публикаций. У этого офицера была продолжительная и успешная флотская карьера. Он активно плавал как по р.Дунаю, так и в Чёрном море, одно время возглавлял флотскую мастерскую, участвовал в строительстве болгарских миноносцев (1906— 1909), а до этого был назначен наблюдающим за строительством авизо* «Надежда». Однако основной вклад в болгарскую флотскую историю Д.Карамаждракова и Т.Соларова заключается в том, что оба были начальниками Морского училища. Они, несомненно, вложили немало труда в усовершенствование учебного процесса и имели продолжительную военно-педагогическую практику. Особо проявил себя Т.Соларов, под руководством которого училище переместилось из Руссе в Варну, получило новый статус в 1904году4 и стало первым средним техническим училищем Болгарии. Т.Соларов — составитель первых учебников на болгарском языке в истории Морского училища. Его примеру последовали остальные преподаватели: так, впервые на болгарском языке было напечатано несколько учебных пособий в области техники и морского вооружения5.

Относительно хуже историки исследовали процесс обучения шести болгар — воспитанников МИУ и их деятельность после получения дипломов.

Приём болгарских стипендиатов в МИУ в начале ХХвека оказался возможным только после возобновления обучения болгар в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, причём на восемь лет позже. Причину надо искать в том, что флот Болгарии не испытывал в механиках столь видимого дефицита, как это было со строевыми офицерами, а Морское училище в достаточном количестве обучало механиков. Однако с началом строительства миноносцев для болгарского

флота повысились требования к составу механиков и выявилась необходимость в таких познаниях, какие в то время Морское училище не давало. Кроме того, возникла потребность в том, чтобы управление техническими звеньями флота осуществлялось офицерами с высшим инженерным образованием.

В период с 1906 по 1911год в МИУ стипендиатом был Александр Иванов Божков, откомандированный по предписанию военного ведомства Болгарии флотским отделением 30сентября 1906года. Он уехал в Санкт-Петербург после окончания реальной гимназии в г.Руссе и, вероятно, на него пал выбор по той причине, что он владел русским, французским и английским языками6.

А.Божкова зачислили на машинное отделение училища. Он успешно изучил теоретический курс, а в период с 1907 по 1910год побывал в летних плаваниях (на канонерке «Храбрый», на транспорте «Николаев» и дважды на пароходе «Стрелок»). В ходе обучения он проявил интерес к кораблестроению, о чём свидетельствуют его письмо из Кронштадта от 26октября 1910года командующему флотом Болгарии капитану 1ранга Станчо Димитриеву7 и то обстоятельство, что после дипломирования в 1911году он стажировался на Балтийском судостроительном механическом заводе в Санкт-Петербурге8. С начала 1912года инженер А.Божков — уже на преподавательской должности в Машинном училище9, где читал курс лекций по судостроению.

Далее количество обучаемых болгар в МИУ шло по нарастающей. Однако, в отличие от А.Божкова следующими стипендиатами МИУ стали воспитанники Военной гимназии, Военного (пехотного) училища в Софии10. В 1910году в МИУ поступили Георги Ненов и Георги Буков. Они успешно окончили теоретический курс, а в 1913году проходили практику на крейсере «Громобой», на котором застали болгарского гардемарина Савву Иванова из Морского кадетского корпуса11. В 1914году они получили дипломы, провели плавательную стажировку и вернулись в Болгарию12.

Последняя и наиболее крупная группа поступила учиться в МИУ в 1912году. В её состав входили воспитанник Военной гимназии, Военного училища в Софии Койчо Георгиев13 и стипендиаты Никола Вылев Вылчев и Васил Пачеманов, о которых известно, что они окончили подготовительный класс того же училища14. Из-за начавшейся Первой мировой войны и ухудшения отношений между Российской империей и Царством Болгария (до 1908г. — княжество) они были вынуждены закончить своё образование в сокращённые сроки. Они сдавали экзамены экстерном, а плавательную практику и стажировку на боевых кораблях им сильно сократили. В итоге получили дипломы только В.Пачеманов и К.Георгиев15, а Н.Вылчев вернулся в Болгарию без такового16.

Недавно в болгарском журнале «Исторически преглед» И.Танчев опубликовал общую периодизацию обучения болгар в заграничных военно-учебных заведениях. В своей статье автор разделил хронологический интервал с 1878 по 1912год на три этапа, причём граничные даты между ними определили военно-политические отношения между Болгарией и Российской империей: 1этап (1878—1886) очерчен русской монополией в отношении подготовки кадров для вооружённых сил Княжества Болгария и Восточно-Румелийской автономной области Оттоманской империи; 11этап (1887—1898) характеризуется переориентацией на западноевропейские военные учебные заведения в результате управления министр-председателя С.Стамболова (1886—1894), связанной с разрывом дипломатических отношений между Российской империей и Княжеством Болгария, с Сербско-болгарской войной в 1885году. К этому следует добавить и период решения офицерско-эмигрантской проблемы (1894—1898) после ухода С.Стамболова в отставку; Шэтап (1898—1912) характеризуется доминирующим участием военно-учебных заведений России в

заграничном обучении болгарских офицеров17. Такой крутой поворот объясняется восстановлением дипломатических отношений между Россией и Княжеством Болгария.

Очевидно, что использованные в данной периодизации принципы правильно сформулированы, но необходимо внести некоторые коррективы. На втором этапе в России, в Морском техническом училище продолжают обучаться будущие болгарские офицеры, и даже один кадет, который получает за это деньги от правительства в Софии, что несколько противоречит утверждению И.Танчева, что русские военно-учебные заведения «посещает только известное число болгарских офицеров-эмигрантов, находящихся на русской службе»18. Отметим, что прерывание отношений с Россией затрудняло, но не сводило на нет со стороны болгарского государства целевое обучение офицерских кадров в Кронштадте.

Также третий этап целесообразно расширить до 1915года. С осени этого года Царство Болгария находилось в состоянии войны с Россией, но с 1912 по 1915год будущие болгарские офицеры обучались не только в ней, но и в других странах Антанты, например, в ВМУ в Ливорно (Италия)19.

Надо отметить, что история обучения болгар в МИУ не обрывается в 1915году. В период с 1951 по 1957год неоднократно по 15болгар направлялись для обучения в Высшем военно-морском инженерном ордена Ленина училище (ВВМИОЛУ) им.Ф.Э.Дзержинского (г.Ленинград), которое являлось наследником МИУ. Они успешно его окончили20. Один из таких выпускников — капитан 1ранга Кюлджиев отмечал, что в 1954году в преклонных годах доцент Николай Иванович Колычев вспоминал перед курсантами из Болгарии, что обучал когда-то кадетов Г.Букова и К.Георгиева. Возобновление связей с ВВМИОЛУ пришлось на момент, когда прошлое всё ещё не было забыто. Впрочем, в 1973году успешно окончил своё обучение в адъюнктуре в том же училище будущий доцент Кюлджиев21.

Вернёмся к временам Первой мировой войны. Независимо от того, что вновь обученным в России морским офицерам-инженерам пришлось воевать против своих учителей, их использовали довольно активно. В болгарском флоте воспитанники МИУ участвовали во многих боевых плаваниях, минных постановках и в тралении Варненского залива, в высадках в Балчике, Каварне и на мысе Калиакрия в 1916году22. Им выпала честь осваивать новую боевую технику: тральщики, гидроавиацию и первую болгарскую подводную лодку23. С этой целью часть из них проходила курсы по переквалификации в Германии. Г.Букова направили на курс подводного плавания. Немецкие эксперты оценили его не только как машинного инженера, но и как способного командира. Его знания по судостроению, полученные в МИУ (г.Кронштадт) были использованы и в Германии. В 1918году его командировали наблюдать за строительством подводных лодок на германской имперской судоверфи. Доклад Г.Букова по решению этой задачи получил высокую оценку немецких экспертов, что стало признанием не только его способностей, но и качества инженерной подготовки, полученной в России24. Так Г.Буков стал вторым болгарским инженером после Протасия Пампулова, о котором известно, что он участвовал в строительстве субмарин.

Г.Ненов развивался в другом направлении. В Германии ему пришлось переквалифицироваться в инженера гидроавиационной техники и по окончании войны его служба уже проходила в составе военно-воздушных сил Болгарии25.

Несомненен вклад воспитанников МИУ в развитие Морского училища (г.Варна). Их деятельность была многоплановой как относительно повышения образовательного статуса училища, так и в деле совершенствования отдельных компонентов учебного процесса. Все офицеры, окончившие МИУ, были преподавателями в Морском училище Варны. Они преподавали судостроение,

технологию и газовые двигатели (как тогда называли ДВГ) на более высоком уровне, чем их предшественники. Во время войны наиболее серьёзным преподавательским достижением была публикация учебника Г.Ненова «Записки по технология. За I—II 1курс на Машинното училище при флота»26.

Наиболее примечательной стала продолжительная (40лет) преподавательская деятельность Койчо Георгиева. Он являлся автором четырёх книг и не менее 26статей, в которых пропагандировались технические новости и идеи. Безусловно, все воспитанники МИУ в той или иной степени связаны с белой эмиграцией, осевшей в Болгарии, однако эта связь наиболее чётко прослеживается у К.Георгиева, который являлся соавтором одной из книг Константина Давыдова — белоэмигранта и преподавателя Морского училища, а в 1930году, вероятно, стал редактором первого учебника по судостроению на болгарском языке. Учебник написал белоэмигрант Александр Левков — друг К.Георгиева, его коллега-преподаватель в Морском училище. Таким образом, в те трудные послевоенные годы К.Георгиев способствовал внедрению белоэмигрантского интеллектуального потенциала в морское техническое образование Болгарии.

Завершение Первой мировой войны и сокращение флота, его трансформирование в морскую полицейскую службу (по ограничениям мирного договора) лишило офицерской карьеры всех воспитанников МИУ в Болгарии. До 1925года все они ушли в отставку, так и не став старшими офицерами27. Причина тому — крайне ограниченные перспективы кадрового роста вообще. Исключение составляет К.Георгиев, который, имея статус отставного офицера, после окончания Второй мировой войны вновь надел форму, а в 1949году стал капитаном 1ранга и руководителем цикла, впоследствии кафедры «Корабельные силовые установки» в Морском училище28.

Многие воспитанники МИУ сумели реализоваться и в гражданской жизни. И это отнюдь не случайно и не импровизированно. Сразу по окончании Первой мировой войны часть из них легализовала свои дипломы. Так, в 1919году Г.Буков и Г.Ненов — как морские инженеры29. А.Божков регистрировался как машинный инженер в 1928году30. Последним в этом ряду осуществил легализацию диплома К.Георгиев (1942)31. В конечном итоге большая часть воспитанников МИУ справилась с этой проблемой и успешно реализовалась по специальности уже будучи отставными офицерами.

Несколько иначе сложилась судьба Н.Вылчева. После ухода в отставку он в 1919—1921гг. плавал в Болгарском торговом пароходном дружестве 3-м помощником-механиком на пароходах «София» и «Болгария»32, затем учился и получил диплом электроинженера, повторно стал служителем военного ведомства уже в качестве преподавателя Морского училища. Тогда он опубликовал известное учебное пособие — «Записки по радиотехнике» (1930). Кроме того, до середины 30-х годов ХХвека Н.Вылчев был деятелем Болгарского инженерно-архитектурного дружества (БИАД) в г.Варне33.

Г.Буков занялся частной практикой в Софии. Создал собственное техническое бюро и генеральное представительство иностранных фирм по доставке машиностроительных изделий. Вскоре стал деятелем БИАД в Софии34. После Первой мировой войны он издал практическое руководство — «Двигатели с вътрешно горене» (1925), на титульной странице которого отмечено, что учебное пособие предназначено для обучаемых в средних технических учебных заведениях Болгарии. В 1945году Г.Буков опубликовал второе издание книги. Она была основательно переработана и в значительной мере расширена.

А.Божков работал инженером на судоверфи «Кораловаг» (г.Варна)35, а позже — на заводах «Чилов» в г.Костинброде. Состоял в БИАД (г.Варна) и был заместителем его председателя в 1933году36.

Из отставных морских офицеров на «гражданке» наиболее успешная карьера сложилась у Г.Ненова. В 1921году его назначили учителем, а позже и директором Среднего механико-технического училища в Руссе. Он создал учебники: «Изнамерването на автомобила» (1927), «Мотори, трактори и вършачки. Практическо ръководство» (1939).

Автор состоял в БИАД с начала 20-х годов ХХвека и был его председателем (г.Руссе)37. Ещё более впечатляющи его успехи в экономической сфере. Г.Ненов оказался среди основателей фирмы «Болгарское речное плавание» (БРП) и одним из её первых директоров38. Более того, в 1944году он поднялся ещё выше и был назначен на должность директора управления «Водные дороги»39.

Все воспитанники МИУ были преподавателями Морского училища в Варне, которое до 1942года тоже было средним техническим учебным заведением. И это не случайно, так как МИУ и Морское училище, несмотря на их различные статусы, имели схожий технический профиль обучения. Современные исследователи отмечают, что под руководством Т.Соларова был заложен тот прочный фундамент, на котором четыре десятилетия позже это учебное заведение преобразовалось в Высшее военно-морское училище40. За эти сорок лет наследники Т.Соларова, а именно воспитанники МИУ, участвовали в совершенствовании его учебных планов и программ, оказывали влияние на изменение статуса МИУ как учебного заведения. В конечном итоге в 1942году Морское училище получило статус высшего специального технического учебного заведения, а относительно его «судостроительного» отдела эта задача, хотя и за короткое время, была решена в конце 50-х гг. ХХ века.

В заключение подчеркнём, что воспитанники МИУ внесли весомый вклад в освоение новой материальной части болгарского флота во время Первой мировой войны, особенно в гидроавиации и подводном плавании. Они были активными участниками боевых действий на море. Несмотря на отдельные достижения, их военная карьера сложилось не так удачно, как им хотелось. До ухода в отставку ни один из них не получил звания старшего офицера, и награждали их не так часто, как остальных морских офицеров. Причин столь ограниченных результатов много: некомандный профиль их обучения, политический поворот в 1915году, в результате которого Болгария находилась в состоянии войны с Российской империей, катастрофический конец войны и последовавшие за ним радикальные сокращения армии и флота.

Намного успешнее оказалась их реализация в мирной жизни, где воспитанники МИУ проявили себя как талантливые судостроители, руководители в речном судоходстве, деятели БИАД, авторы и редакторы уникальных технических изданий и учебных пособий, а также как опытные преподаватели и академические администраторы.

* Авизо (франц. aviso — уведомление, известие) — небольшой быстроходный корабль для посыльной службы и разведки.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Танчев И. Българската държава и учението на българи в чужбина 1879—1892. София: Издателство на Българската Академия на Науките «Марин Дринов», 1994. С.160.

2 Руменин Р. Офицерският корпус в България 1878—1944. София: ВИ, 1996. Т. 3. С. 77.

3 Алманах на възпитаниците на Морско училище 1881—2005. Варна: Стено, 2006. С. 10.

4 Военно-морской музей (ВММ). Основной фонд. Удостоверение от флота на Негово Величество №8873/23.12.1914, Л.3, 4.

5 Алексиев И. Омаяни от кораби мъже. Варна: ИК «Морски свят», 2006. Т. 1. С. 349, 352.

6 Государственный военно-исторический архив (ДВИА). Ф.1027. Оп.1. Д.5. Служебен списък на Александър Иванов Божков. Л.888.

7 Павлов В. Развитие на Българския военноморски флот 1897—1913. София: ДВИ, 1970. С. 95.

8 ДВИА. Ф. 1027. Оп. 1. Д. 5. Л. 889.

9 Там же. Л. 890.

10 Там же. Л. 523, 543.

11 Павлов В. Български морски офицери. София: ДВИ, 1973, С.117.

12 ДВИА. Ф. 1027. Оп. 1. Д. 5. Л. 523, 543.

13 См.: Кожухаров А. Капитан 1 ранг Койчо Георгиев — изтъкнат преподавател на Морско училище от първата половина на миналия век // Военноисторически сборник. 2008. № 2.

14 ДВИА. Ф. 1027. Оп. 1. Д. 42. Л. 278, 1054.

15 Частное собрание документов Г.Койчева. Выпускное свидетельство №1152: Морское инженерное училище Императора Николая1, 15.4.1915 г., Кронштадтъ.

16 ДВИА. Ф. 1027. Оп. 1. Д. 42. Служебен списък на Никола Вълчев Вълев. Л. 278.

17 Танчев И. Българи в европейски военноучебни заведения (1878—1912) // Исторически преглед. 2000. №5—6. С.194, 196, 197.

18 Там же. С. 196, 197.

19 Дудев Д. Възпитаниците на Машинното училище, командировани в чужбина за следване [на] Военно-морско училище. В кн.: Юбилеен сборник за 50 годишната дейност на Морското училище 1881—1931 г. Варна: [Печатница на Морската учебна част]. С. 134, 135.

20 Частное собрание документов С.А. Кюлджиева. Диплом с отличием К №846340/27.4.1957.

21 Там же. Диплом кандидата наук МТН №085294/7.9.1973.

22 ДВИА. Ф. 1027. Оп. 1. Д. 5. Служебен списък на Георги Ненов Ненов. Л. 562.

23 Там же. Служебен списък на Георги Петров Буков. Л. 525.

24 Общегерманский военный архив (ФРГ, г. Фрейбург). RM 27/1, 43. Kiel, 3.4.1918.

25 ДВИА. Ф. 1027. Оп. 1. Д. 5. Л. 545, 546.

26 Цонев М. Дейци на Българското инженерно-архитектурно дружество 1893—1949. София: АИ «Проф. Марин Дринов», 2001. С.133.

27 Частное собрание документов Г. Койчева. Удостоверение на финансов отдел при Министерството на Народната отбрана. №Л-603-Б/9.04.1956, София.

28 ВММ. Осн. фонд, вх. №144-1977, инв. №866, сбирка VII, Д. 197. Военноотчетна книжка на офицера от запаса капитан I ранг Койчо Георгиев.

29 Списък на техниците с висше образование, на които е разрешено до 1 октомврий 1935 г. право на свободна техническа практика в Царството съгласно чл. 40 от закона за Министерството на обществените сгради, пътищата и благоустройството. См.: Държавен вестник. №54. 10 март 1936. С. 839, 840.

30 Там же. С. 835.

31 Частное собрание документов Г. Койчева. Удостоверение на Койчо Минчев Георгиев от Главна дирекция на благоустройството №641/2.2.1942.

32 Территориальный государственный архив (ТДА). Варна. Ф.3к. Оп.2. Д.2. Т.1 (1910—1927). Служебен списък на служителите в БТПД. Л. 269.

33 Там же. Ф. 253к. Оп. 1. Д. 8. БИАД-Варна (1929—1930). Л.51.

34 Цонев М. Op. cit. С. 43.

35 ТДА. Варна. Ф. 253к. Оп. 1. Д. 8. Л. 56.

36 Цонев М. Op. cit. С. 38.

37 Ibid. С. 133.

38 ТДА. Руссе. Ф. 49к. Оп. 4. Д. 2. Протокол №1/11-16.7.1940 от заседание на управителния съвет на Българско Речно плаване. Л.1; Д. 3. Протокол №4/25-27.1.1941 от заседание на управителния съвет на Българско Речно плаване. Л. 1.

39 Там же. Д. 5. Протокол №4/16-17.7.1944 от заседание на управителния съвет на Българско Речно плаване. Л. 106; Д.6. Протокол №5/27-28.12.1944 от заседание на управителния съвет на Българско Речно плаване. Л. 1.

40 Алексиев И. Op.cit. С. 351.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.