КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ •
у
Т. ГЕОРГИЕВА
T. GEORGIYEVA
ОБУЧЕНИЕ БОЛГАРСКИХ ВОЕННО-МОРСКИХ ОФИЦЕРОВ ЗА РУБЕЖОМ
BULGARIAN NAVAL OFFICERS' EDUCATION ABROAD
Сведения об авторе. Георгиева Тина — доцент Софийского университета имени святого Климента Охридского, кандидат исторических наук (г. София, Болгария. E-mail: tinageorgieva@abv.bg).
Аннотация. Рецензия на книгу болгарского военно-морского историка Асена Кожухарова, посвящённую истории обучения болгарских военно-морских офицеров за границей.
Ключевые слова: болгарские военно-морские офицеры; обучение за границей; Российская империя; Тройственный союз.
Information about author. Tina Georgiyeva — Associate Professor of the Sofia University named after St. Kliment Okhridsky, C. Sc. (Hist.) (the city of Sofia, Bulgaria. E-mail: tinageorgieva@abv.bg);
Summary. Review of the Bulgarian naval historian Asen Kojuharov dedicated to the history of the Bulgarian naval officers' learning abroad.
Keywords: Bulgarian naval officers; learning abroad; Russian Empire; Triple Alliance.
ПУБЛИКАЦИИ, посвящён-ные обучению военных специалистов за рубежом, встречаются довольно редко, что объясняет, почему они вызывают интерес исследователей военной истории. Книга болгарского военно-морского историка Асена Кожухарова* является, может быть, первым обобщающим исследованием, посвящён-ным истории обучения болгарских военно-морских офицеров за границей, и в этом отношении она заполняет важный пробел в болгарской исторической науке. Автор ставит перед собой две основные цели: проследить получение знаний и умений военно-морских специалистов Болгарии после восстановления её государственности (с 1879 г.) и оценить, как отразилось зарубежное обучение этих специалистов на процессе развития болгарского военного и торгового флотов. Следует отметить ключевое значение этой темы: поскольку молодое Болгарское княжество не имело собственной образовательной традиции в подготовке военно-морских и морских офицеров, их обучение проходило в основном за границей.
* Кожухаров А. Обучението на българ-ските морски офицери зад граница (1882— 1944). Варна, 2015. 258 с.
Монография состоит из двух частей. Первая рассматривает обучение болгарских военно-морских специалистов в учебных заведениях Российской империи (таких как Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, Техническое училище Морского ведомства, Морское инженерное училище императора Николая I в г. Кронштадте, Минные и артиллерийские офицерские классы в г. Кронштадте, гражданские мореходные классы и др.). Вторая часть посвящена обучавшимся в западноевропейских военно-морских и мореходных (гражданских) учебных заведениях: в Италии и Австро-Венгрии (Военно-морское училище в Ливорно, Императорская королевская академия торговли и мореплавания в г Триесте), Франции (Военно-морское училище в г. Бресте) и Германии (Военно-морское училище «Мюрвик» и др.).
В книге обращает на себя внимание анализ сохранившихся с того периода документов. Работа автора не только в болгарских, но и в российских и немецких военных архивах позволила ему восстановить картину обучения за границей болгарских военно-морских офицеров. Это дало ему возможность сделать важные уточнения насчёт численности стипен-
диатов и тех, кто обучался «на своекоштном принципе», насчёт периодизации и особенностей обучения.
В исследовании затронуты некоторые специфические проблемы, с которыми сталкивались болгарские воспитанники военно-морских учебных заведений за рубежом. В основе этих проблем обнаруживаются неудовлетворительное знание языков и иногда не совсем корректный механизм подбора стипендиатов, несовместимость образовательных стандартов заграничных учебных заведений с требованиями
Обложка книги
ОБУЧЕНИЕТО НА БЪДГАРСКИТЕ МОРСКИ ОфИЦЕРИ ЗАД ГРАНИЦА (1882- 1944)
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 6 - 201
71
• КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
болгарского военного министерства тех времён. В книге рассматривается не только период обучения болгарских офицеров, но и их последующая карьера, анализируются причины профессиональных успехов или неуспехов. Автор отмечает решающее значение воспитанников иностранных военно-морских учебных заведений не только в деле становления болгарского военного флота, гражданского судоходства и морской индустрии, но и в развитии болгарского военно-морского образования.
Исследование касается также вопроса о том, как в военном 1914 году болгарские стипендиаты были перенаправлены на обучение в страны Тройственного союза. Подчёркивая связь между внешнеполитическим курсом государства (в том числе ограничения,навязанные в 1919 г. Нёйиским мирным договором) и переменами в выборе места и системы обучения болгарских военно-морских специалистов, автор делает вывод, что до начала Первой мировой войны воен-
Г
Москва в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Энциклопедия / Авт.-сост.: А.И. Докучаев, Ю.А. Алексеев и др. М.: Планета, 2015. 560 с., ил. Подарена Л.В. Щербиной (Москва)
Соболев Г.Л. Ленинград в борьбе за выживание в блокаде. Кн. 1. Июнь 1941 — май 1942.
СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2013. 696 с., ил.
Соболев Г.Л. Ленинград в борьбе за выживание в блокаде. Кн. 2. Июнь 1942 — январь 1943. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2015. 526 с., ил. Подарены Е.А. Бочковым (Санкт-Петербург)
Буяков А.М., Крицкий Н.Н. Морские стрелковые формирования Белого движения в Сибири и на Дальнем Востоке России (1918—1922 гг.). Владивосток: Рея, 2015. 596 с., ил. Подарена авторами (г. Владивосток)
72
но-морские кадры Болгарии готовились в основном в российских учебных заведениях. После 1914 года началась их переориентация на учебные заведения Италии и Германии. Отмечая положительные и отрицательные стороны заграничного обучения болгарских военно-морских офицеров, А. Кожухаров указывает, что после Первой мировой войны сложившаяся система подготовки кадров была признана недостаточно эффективной. Это в период между мировыми войнами в конечном итоге привело к формированию собственной системы подготовки морских офицеров в Болгарии.
Заграничное обучение командных и инженерных кадров имело целью не только подготовить офицеров, механиков и кораблестроителей для военного флота и гражданского судоходства Болгарии, но также выбрать модель для формирования собственной системы обучения офицерского состава. В этом отношении книга Асена Кожухарова даёт читателям возможность оценить глубокое
Великая Отечественная. К 70-летию народной Победы.
Материалы международной научной конференции «Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. в памяти народа и документах Архивного фонда Российской Федерации и зарубежных архивах. Проблемы изучения и публикации». Москва, 15 апреля 2015 г. / Сост. И.А. Анфертьев. М.: РГГУ, 2015. 929 с., ил.
Великая Отечественная. К 70-летию народного подвига. Материалы международной научной конференции «Ялта-45. Крымская конференция 1945 г в контексте "острых" вопросов окончания Второй мировой войны и начала войны "холодной"». Симферополь — Москва, 18—19 марта 2015 г. / Сост. И.А. Анфертьев. М.: РГГУ, 2015. 715 с., ил. Подарены И.А. Анфертьевым (Москва)
Королёва Ю.А. Егорьевский след в Первой мировой войне
/ Под ред. Н.Н. Артёмовой. М.:
влияние, которое российская система оказала на формировавшуюся позже болгарскую систему. С помощью русских военно-морских офицеров, которые являлись создателями военного флота этого балканского государства, Болгария восприняла их стандарты подготовки командиров и механиков, что, по мнению автора, было обусловлено хорошо налаженной системой российского морского и военно-морского образования, близостью — языковой и религиозной — русского и болгарского народов. Всё это объясняет, почему, несмотря на политические проблемы и неровные дипломатические контакты между Российской империей и молодым Болгарским государством, влияние России в этой сфере прямо или косвенно сохранилось на протяжении всего указанного периода.
В этом отношении монография Асена Кожухарова будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу российских читателей. ■
!к
Гелиос АРВ, 2014 с. 288 с.
Подарена генеральным директором издательства «Гелиос АРВ» Л.А. Королёвой
(Москва)
Книга Памяти: В 10 т. Т. 1—10. 1923—1982. М.: Патриот, 1998— 1999.
Подарены издательством «Патриот»
(Москва)
Золотарёв В.А., Соколов Ю.Ф. Войны с Японией: от поражения к победе. К 110-летию окончания Русско-японской войны 1904— 1905 гг. и к 70-летию окончания Советско-японской войны 1945 г. / Под ред. В.А. Золотарёва. М.: ИНЭС; Рубин, 2015. 652 с., ил., СЭ.
Подарена Р.К. Шарифовым
(Москва)
Страна героев. М.: ТАСС; Издательский дом Мещерякова, 2014. 366 с., ил.
Подарена Д.С. Смирновым
(Москва) _>
№ 6 - 2016 • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
КНИЖНАЯ ПОЛКА
-ВОЕННОГО ИСТОРИКА
КНИГИ, ПОДАРЕННЫЕ РЕДАКЦИИ «ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА»