Научная статья на тему 'Болезни сытости"(о равновесии между экономическим и социальным развитием в Азербайджане)'

Болезни сытости"(о равновесии между экономическим и социальным развитием в Азербайджане) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / РОСТ ЭКОНОМИКИ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / АРМЕНИЯ / ТАДЖИКИСТАН / УЗБЕКИСТАН / КАЗАХСТАН / ГРУЗИЯ / ПРООН / "БОЛЕЗНИ СЫТОСТИ"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Музаффарли Назим

В последние годы устойчивость экономического развития становится все более важным приоритетом для государств - как высоко-, так и менее развитых. Глобальный экономический кризис, разразившийся в 2008 году, показал, что устойчиво высокие темпы роста, демонстрировавшиеся многими странами на протяжении ряда докризисных лет и даже снискавшие им почетные эпитеты вроде, например, "ирландского тигра", на самом деле не всегда свидетельствуют об устойчивости развития в целом. Существуют экономические и социальные "болезни", способные оборвать или по крайней мере резко замедлить рост, каким бы устойчивым он ни казался до определенного времени. Причем эти болезни могут быть как внутренними, то есть обусловленными закономерностями развития страны, так и привнесенными из внешнего мира. Устойчивость экономического развития оказалась не совсем тем, чем она казалась до кризиса. Экономическое развитие следует считать полноценно устойчивым при соблюдении трех условий: а) экономика растет стабильными темпами, достаточно высокими для ее масштабов и для данного времени; б) она способна достаточно эффективно сопротивляться внешним негативным воздействиям; в) она не ориентируется исключительно на текущие задачи и оставляет достаточно широкие возможности для будущего - в том числе с точки зрения распределения ресурсов. Иными словами, экономическое развитие является устойчивым, если оно стабильно, обладает иммунитетом и носит долгосрочный характер. Практическое достижение такой устойчивости осложняется тем, что она зависит не только от собственно экономических факторов, но и от других компонентов общественного развития. Если говорить концептуально, то равновесно-гармоничное развитие различных составляющих общественного прогресса является обязательным условием, с одной стороны, его устойчивости в целом, а с другой - стабильного развития каждой из этих составляющих в отдельности, причем по всем трем параметрам устойчивости. В качестве отправной точки следует исходить из того, что кривые развития различных сфер общественной жизни, включая экономику, политику, религию, науку, образование, здравоохранение, культуру, извиваются вокруг некой общей линии социального развития, которая и складывается как их интегральный результат. В долгосрочном плане (скажем, в столетних временных отрезках) ни одна из этих кривых не может существовать сама по себе, слишком сильно отдаляясь от общей линии. Каждая сфера общественной жизни обладает силой притяжения для других (притягивает их к себе) и стремится привести их к своему собственному уровню развития - более высокому или низкому, что и обусловливает стремление всех кривых к общей линии. То, какая именно кривая "окажется сильнее" и сможет притянуть к себе остальные, зависит от множества обстоятельств, в том числе от их "веса и силы" на том или ином историческом этапе общественного развития, от меры социальной важности функций, выполняемых ею в общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Болезни сытости"(о равновесии между экономическим и социальным развитием в Азербайджане)»

«БОЛЕЗНИ СЫТОСТИ» (О РАВНОВЕСИИ МЕЖДУ ЭКОНОМИЧЕСКИМ И СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ)

Назим МУЗАФФАРЛИ

доктор экономических наук, профессор, главный редактор журнала «Кавказ и Глобализация» (Баку, Азербайджан)

Постановка проблемы

В последние годы устойчивость экономического развития становится все более важным приоритетом для государств — как высоко-, так и менее развитых. Глобальный экономический кризис, разразившийся в 2008 году, показал, что устойчиво высокие темпы роста, демонстрировавшиеся многими странами на протяжении ряда докризисных лет и даже снискавшие им почетные эпитеты вроде, например, «ирландского тигра», на самом деле не всегда свидетельствуют об устойчивости развития в целом. Существуют экономические и социальные «болезни», способные оборвать или по крайней мере резко замедлить рост, каким бы устойчивым он ни казался до определенного времени. Причем эти болезни могут быть как внутренними, то есть обусловленными закономерностями развития страны, так и привнесенными из внешнего мира. Устойчивость экономического развития оказалась не совсем тем, чем она казалась до кризиса.

Экономическое развитие следует считать полноценно устойчивым при соблюдении трех условий:

а) экономика растет стабильными темпами, достаточно высокими для ее масштабов и для данного времени;

б) она способна достаточно эффективно сопротивляться внешним негативным воздействиям;

в) она не ориентируется исключительно на текущие задачи и оставляет достаточно широкие возможности для будущего — в том числе с точки зрения распределения ресурсов.

Иными словами, экономическое развитие является устойчивым, если оно стабильно, обладает иммунитетом и носит долгосрочный характер.

Практическое достижение такой устойчивости осложняется тем, что она зависит не только от собственно экономических факторов, но и от других компонентов общественного развития. Если говорить концептуально, то равновесно-гармоничное развитие различных составляющих общественного прогресса является обязательным условием, с одной стороны, его устойчивости в целом, а с другой — стабильного развития каждой из этих составляющих в отдельности, причем по всем трем параметрам устойчивости.

В качестве отправной точки следует исходить из того, что кривые развития различных сфер общественной жизни, включая экономику, политику, религию, науку, образование, здравоохранение, культуру, извиваются вокруг некой общей линии социального развития, которая и складывается как их интегральный результат. В долгосрочном плане (скажем, в столетних временнЫх отрезках) ни одна из этих кривых не может существовать сама по себе, слишком сильно отдаляясь от общей линии. Каждая сфера общественной жизни обладает силой притяжения для других (притягивает их к себе) и стремится привести их к своему собственному уровню развития — более высокому или низкому, что и обусловливает стремление всех кривых к общей линии. То, какая именно кривая «окажется сильнее» и сможет притянуть к себе остальные, зависит от множества обстоятельств, в том числе от их «веса и силы» на том или ином историческом этапе общественного развития, от меры социальной важности функций, выполняемых ею в общественной жизни.

История развития государств и регионов мира изобилует примерами, подтверждающими эту закономерность. Известно, что в Западной Европе капиталистическая экономика, зародившаяся в недрах феодализма, со временем обусловила так называемые буржуазные революции, которые подняли политическую систему до уровня экономической. В США, напротив, конституционно закрепленные политические права открыли путь экономическому, а затем и культурному развитию.

Блестящей иллюстрацией, хотя и совершенно иного характера, является опыт арабского мира. В доисламский период арабские племена представляли собой разрозненные и крайне отсталые сообщества1. Девочек убивали при рождении, заживо погребая их под песками пустыни. Наряду с многоженством, о котором много сказано, существовало также и многомужество, когда несколько (до десяти) мужчин складывали деньги вместе, чтобы заплатить за «чрезмерно дорогую» невесту, а потом заходили в ее шатер по очереди, оставляя снаружи у двери свой посох, который информировал остальных мужей, что в данный момент их общая жена занята. Формы правления лишь отдаленно напоминали государственность.

Зародившаяся новая религия оказалась неизмеримо более прогрессивной составляющей общественной жизни по сравнению со всеми остальными и потянула их за собой. По сути дела, под эгидой ислама началось строительство государства и формирование нации. В исторически краткие сроки были созданы армия (подобие военного министерства), целостная финансовая система (прообраз министерства финансов), служба связи, морской флот, вновь завоеванные территории были разделены на области (административно-территориальная реформа) и т.д. Затем началась Золотая эпоха Мусульманского Востока, связанная, прежде всего, с сельджукскими тюрками. Наряду с интенсивным развитием экономики она ознаменовалась бурным прогрессом науки — математики, географии и минералогии, философии, сравнительной теологии и этики, астрономии, физики и химии, психологии и даже политологии. Невиданное не только на Востоке, но и во всем мире развитие получили медицина (особенно физиология и фармакология), практическая инженерия, а также искусства (поэзия, музыка, архитектура и живопись). Эти и многие другие достижения Золотой эпохи подробно описаны в замечательной статье профессора Фредерика С. Старра2.

В современном мире различные сферы общественной жизни взаимодействуют несколько иначе — возможно, менее прямолинейно и более сложно, но это вовсе не отменяет общую закономерность. Особым является случай, когда в силу каких-либо причин, в

1 Этот период называют джахилийя (невежество).

2 См.: Старр Ф.С. Открывая Центральную Азию заново... [http://www.trend.az/news/politics/16374 54.html].

частности ресурсного изобилия, экономическое благополучие государства и, соответственно, благосостояние общества значительно опережают другие сферы3. Именно это, как будет показано, происходит сейчас в Азербайджане.

Рост экономики и благосостояния

Экономика Азербайджана по своим общим масштабам сравнительно невелика. В 2011 году по общему объему ВВП страна занимала 75 место среди 184 государств мира (68,5 млрд долл. США, или 93,2 млрд в пересчете на международные доллары с учетом паритета покупательной способности — ППС), а по ВВП на душу населения — 82 место среди 181 государства (10 217 долл. США с учетом ППС)4. Масштабы экономики имеют значение, поскольку объем поступающей в страну валюты, точнее, ее возможное влияние на экономические и в целом общественные процессы можно правильно интерпретировать лишь в соотнесении с масштабами экономики. Кроме того, от исходных величин

Диаграмма 1

Рост ВВП на душу населения в странах ЦВЕ и СНГ (в тыс. долл. США по ППС, 1995—2011 гг.)5

3 Определенные аспекты этой проблемы, в частности взаимосвязь между ресурсным изобилием и политическим развитием, можно считать достаточно хорошо изученными (см.: Karl T.L. The Paradox of Plenty: Oil Booms and Petro-States. University of California Press, 1997).

4 Рассчитано по Статистической базе МВФ, доступной на: [http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/ 2011/02/weodata/index.aspx].

5 Составлена по статистической базе МВФ. Иран включен в диаграмму как соседняя с Азербайджаном страна. Новые балканские государства, а также Литва не включены из-за отсутствия данных за 1995 год. В своей нынешней классификации МВФ относит Словакию, Словению и Эстонию к группе государств Ев-розоны, хотя с региональной точки зрения они, естественно, входят в Восточную Европу.

зависят и темпы роста, в том числе скорость их замедления по мере укрупнения экономики.

В последние 10 лет Азербайджан демонстрирует беспрецедентный экономический рост, а в 2005—2007 годах занимал первое место в мире по темпам роста ВВП (соответственно 26,4, 34,5 и 25,0%). В 2006—2011 годах среднегодовые темпы роста были равны примерно 17% и экономика выросла более чем в 2 раза. Сравнительные итоги экономического развития стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и СНГ (в большинстве международных сравнительных исследований Азербайджан относят к этой группе государств) по подушевому ВВП показаны на диагр. 1.

Азербайджан относится к группе стран, добившихся в 1995—2011 годах наибольшего увеличения ВВП на душу населения (8,5 тыс. долл. США по ППС). В этой группе находятся также Словения (15,6 тыс.), Словакия (14,5 тыс.), Эстония (14,2 тыс.), Польша (13,0 тыс.), Беларусь (11,6 тыс.), Латвия (10,5 тыс.), Россия (10,3 тыс.), Венгрия (10,1 тыс.), Хорватия (9,7 тыс.) и Казахстан (9,3 тыс. долл. США с учетом ППС). Вместе с тем при соотнесении уровня 2011 года с 1995-м ни в одном из этих государств динамика не выглядит столь внушительной, как в Азербайджане, где подушевой ВВП вырос в 6 раз — конечно, еще и потому, что стартовый показатель Азербайджана был менее благоприятным, чем у других стран группы.

При всей бесспорности решающего вклада нефтегазового сектора в рост ВВП нельзя недооценивать значительный прогресс, достигнутый за последние годы в других отраслях экономики. В этот период среднегодовой прирост в ненефтяной экономике составил 10%, ненефтяной ВВП увеличился более чем в 1,7 раза и достиг почти 41 млрд долл. США с учетом ППС (2011 г.)6. Ожидается, что в ближайшие годы эти темпы роста сохранятся, чему, помимо прочего, помогут беспрецедентно возросшие масштабы реконструкции инфраструктурных объектов, особенно транспортной инфраструктуры. Другой движущей силой роста ненефтяного ВВП, наряду с транспортом, является сектор коммуникаций и связи. Его рынок в пять докризисных лет (2003—2007 гг.) увеличивался в среднем на 35—37% в год.

Преимущественное развитие ненефтяных отраслей объявлено экономическим приоритетом ближайших десятилетий. Значительную часть нефтяных доходов правительство направляет на инвестиции в физическую инфраструктуру и коммерческие проекты в ненефтяном секторе. Что касается инвестиций, то в 2007—2008 годах в этой сфере проявились новые тенденции: местные инвестиции по объему превысили иностранные, а в общем объеме местных инвестиций увеличилась доля государственных7. Кроме того, азербайджанские компании — как государственные, так и частные — начали активно инвестировать за рубежом (главным образом в Турции и Грузии). Эти тенденции, судя по всему, будут иметь долговременный характер.

Фундаментальным политическим результатом интенсивного экономического развития стало то, что Азербайджан превратился, с финансовой точки зрения, в самодостаточное государство. Финансовая самодостаточность является одним из важнейших критериев экономической независимости страны, ибо государство вообще не может считаться состоявшимся, если не может обеспечить собственное содержание и развитие. В настоящее время международные резервы Азербайджана, исчисляемые как сумма средств Го-

6 На основе конвертации показателя государственной статистики Азербайджана (22 млрд манатов — см.: Статистический бюллетень Центрального банка Азербайджана, 12/2011 [http://cbar.az/pages/ publications-researches/statistic-bulleten/]) в международные доллары с использованием коэффициента паритета покупательной способности МВФ на 2011 год (0,538).

7 В 2011 году внутренние инвестиции достигли 13 млрд долл. США — 65% всех инвестиций в экономику страны.

сударственного нефтяного фонда, зарубежных депозитов правительства и иностранных авуаров Центрального банка, превышают 43,2 млрд долл. США8. В настоящее время по показателю отношения международных резервов к ВВП (68,2%) Азербайджан входит в число мировых лидеров. При этом внешний долг государства к середине 2011 года составил всего 4,5 млрд долл. США (8,1% от ВВП)9.

Изменения международных резервов характеризуют лишь соотношение между объемами валюты, заработанными и израсходованными страной, поскольку при равновеликом увеличении (уменьшении) объема валюты, поступившей в страну и вывезенной из нее, международные резервы остаются неизменными. Между тем за последние 10—12 лет в этой сфере произошли радикальные перемены. Достаточно отметить, что в 2000—2010 годах объемы ежегодно вывозимой из Азербайджана валюты увеличились в 5,8 раза (соответственно 2,7 и 15,6 млрд долл. США), а объемы ежегодно поступающей в страну валюты — в 9 раз (соответственно 3,0 и 27,1 млрд долл. США). Важно, что увеличение объема расходуемой страной валюты является хотя и косвенным, но все же показателем роста материального благосостояния, поскольку в структуре импорта преобладают продукты потребления.

Вполне естественно, что динамичное развитие экономики, инициированное нефтегазовым экспортом, сопровождалось столь же динамичным повышением благосостояния общества. В 2006—2011 годах номинальные доходы населения увеличивались в среднем на 24% в год, почти в 2,5 раза превышая среднегодовую инфляцию (10,2%). В целом доходы населения увеличились за этот период в 3,8 раза, а уровень бедности сократился в 6 раз. Следует к тому же учитывать, что официальная статистика не вполне адекватно отражает реальный рост доходов и потребления, который на самом деле еще выше, поскольку удельный вес неформальной экономики, несмотря на заметное сокращение за последние 10 лет, все еще остается весьма значительным.

Повышение материального благосостояния и социальное развитие

Повышение общего материального благосостояния общества обусловило развитие социальных сфер. Обсуждение дефиниций социальной сферы или перечня ее компонентов не относится к предмету настоящей статьи. Диапазон высказанных в литературе мнений по этому вопросу чрезвычайно широк. При расширительном толковании к социальной сфере можно отнести практически все области человеческой деятельности, однако даже при более узкой ее интерпретации приходится признать, что многие компоненты общественной жизни, которые традиционно относят к отраслям экономики (например, транспорт или связь) либо к политической сфере (например, стабильность или безопасность) обладают ярко выраженной, более того, прямой (т.е. ничем не опосредованной) социальной функцией. Существуют и внешние по отношению к обществу факторы, влияющие на качество социальной жизни — например, благоприятность климата. Однако они, так же, как и религиозная активность, стабильность семьи, гендер-

8 См.: Данные Государственного нефтяного фонда и Центрального банка Азербайджана (ЦБА) [http:// www.oilfund.az/en_US/hesabat-arxivi/rublukh/2012_1/2012_1_1/] и [http://cbar.az/infoblocks/money_reserve_usd].

9 См.: Данные Министерства финансов Азербайджана [http://www.maliyye.gov.az].

ное равенство и иные подобные факторы, весьма консервативны и не подвержены быстрым изменениям.

Даже при поверхностном наблюдении складывается впечатление, что в Азербайджане социальное развитие не поспевает за «взрывными» темпами экономического роста. В результате возникает противоречие между материальным благосостоянием общества и его культурным уровнем. Это своеобразная социальная «болезнь сытости», знаком которой можно считать пустую бутылку из-под минеральной воды, летящую из приоткрытого окна дорогого автомобиля10. Вообще, транспортное движение в Азербайджане весьма наглядно иллюстрирует эту болезнь. За последние годы автомобильный парк страны почти полностью обновился: она ежегодно импортирует до 40 тыс. автомобилей, тратя на это огромные — по масштабам экономики — средства. Улицы азербайджанских городов изобилуют дорогими автомобилями стоимостью далеко за 100 тыс. евро, однако культура вождения их владельцев нередко оставляет желать много лучшего, явно не поспевая за ценой их автомобилей. Бесконечные «пробки» на улицах Баку, во многом объективно обусловленные реконструкцией автомобильных дорог, часто являются следствием нарушения элементарных правил водителями, которые сами же от них и страдают. Дорогой автомобиль, припаркованный чуть ли не по центру оживленной улицы, представляет собой весьма типичную картину. Принято считать, что беспорядочность дорожного движения связана с недостаточной эффективностью полиции, в том числе с коррупцией. Этот фактор нельзя сбрасывать со счетов, однако он не доминирует: как показал проведенный нами опрос, большинство водителей не делают большого различия между взяткой и штрафом — первая воспринимается как практически такое же наказание, что и второй. Поэтому главную причину следует все же искать в сфере культуры.

Разумеется, для профессионального анализа соотношения между экономическим и социальным развитием требуется пойти дальше обычного наблюдения и оперировать измеряемыми показателями. Можно, в частности, воспользоваться прикладными исследованиями по измерению уровня человеческого развития. Наиболее широкомасштабные изыскания в этой области начиная с 1990 года проводятся Программой развития ООН (ПРООН). Ежегодные Обзоры ПРООН содержат четыре интегральных показателя, позволяющих проводить межстрановые сравнения, выявлять и прогнозировать глобальные тенденции. Наиболее общим и, пожалуй, главным среди этих показателей является Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)11. Это комбинированный индекс, измеряющий среднюю величину достижений в трех основных измерениях человеческого развития: здоровье, образовании и материальном благополучии.

Следует отметить, что данные, содержащиеся в общей статистической базе ПРООН, существенно отличаются от данных, представленных в опубликованных докладах. Это

10 Социальные «болезни сытости» следует отличать от экономических. К последним относятся, в частности, проблемы, возникающие в случаях, когда приток финансовых средств начинает превышать абсорба-тивные возможности экономики. Азербайджану, например, приходится предотвращать жесткое давление нефтяных доходов на финансовый рынок, результатом которого может стать недопустимо высокая инфляция. Это давление сказывается и на национальной валюте, проблемой которой становится теперь не девальвация, а, наоборот, удорожание по отношению к иностранным валютам со всеми потенциальными негативными последствиями. Поэтому меры по так называемой стерилизации денег являются (и неизменно будут в предстоящие годы) составной частью экономической политики Азербайджана. Примечательно, что экономическая ситуация, когда производящиеся в той или иной стране товары и услуги теряют конкурентоспособность на внешних рынках из-за повышения обменного курса национальной валюты, получила название именно «болезни» — «голландской» (Dutch Disease) — по стране, которую она впервые по-настоящему поразила.

11 Последний доклад из этой серии, доступный ко времени написания этих строк, был опубликован в 2011 году (см.: Доклад ПРООН о человеческом развитии — 2011: «Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех». США, Нью-Йорк, 2011 [http://hdr.undp.org]).

связано с рядом причин, в том числе с тем, что в качестве основы для измерения материального благополучия в последние годы ПРООН пользуется показателем валового национального дохода (ВНД) на душу населения в пересчете на международные доллары по ППС, а не идентичным показателем ВВП, как раньше. Кроме того, как сама ПРООН, так и международные агентства, чьими данными пользуются ее эксперты, постоянно модифицируют методику расчетов, из-за чего их статистика (в том числе статистика ИРЧП и его субиндексов) не всегда сопоставима по годам. Иначе говоря, индексы человеческого развития (и, соответственно, рэнкинг страны), представленные в докладе за какой-либо год, неправильно сравнивать с аналогичными данными других докладов. Правда, в последний доклад включена таблица, отражающая тенденции изменения ИРЧП в 1980— 2011 годах, но она не содержит достаточной информации по странам региона, к которому принадлежит Азербайджан. Поэтому дальнейший анализ основывается на данных общей статистической базы ПРООН12.

Экономическое развитие и образование

ПРООН рассчитывает индекс образования как среднее геометрическое двух субиндексов — средней продолжительности обучения и ожидаемой продолжительности обучения. Под первой понимается среднее количество лет образования, полученного лицами в возрасте 25 лет и старше. Для ее исчисления показатель образовательного уровня населения пересчитывается в количество лет обучения на основе теоретической продолжительности каждого уровня полученного образования. Второй субиндекс (ожидаемой продолжительности обучения) показывает количество лет образования, которое, как ожидается, может получить ребенок, достигший официально установленного возраста поступления в школу, если в течение его жизни сохранятся преобладающие тенденции охвата населения образованием. Исчисления проводятся на основе данных Института статистики ЮНЕСКО13.

В мировом рэнкинге по индексу образования Азербайджан находится на 53 месте, а в группе государств ЦВЕ и СНГ — на 16 месте. Среди стран СНГ он занимает серединное место, опережая Армению, Таджикистан, Молдову и Узбекистан и уступая Украине, Казахстану, Беларуси, России и Кыргызстану. Грузия также отстает от Азербайджана. (Туркменистан из-за отсутствия данных в перечень ранжируемых государств не включен.) Как показывают многолетние наблюдения, в середине 1990-х годов уровень образования в Азербайджане несколько снизился, однако к началу 2000-х годов наметилась позитивная тенденция: индекс образования превзошел самый высокий уровень 1990-х годов и затем хотя и постепенно, но неуклонно повышался. В настоящее время Азербайджан уступает среднему показателю по ЦВЕ и СНГ, но опережает среднемировой.

Хотя ИРЧП и его субиндексы, как уже отмечалось, не позволяют полноценно сравнивать по годам результаты, достигнутые отдельными странами в области человеческого развития, они вполне могут быть использованы для построения временного ряда корреляции между экономическим ростом и человеческим развитием, в том числе развитием

12 [http://hdr.undp.org/en/media/2010_Hybrid-HDI-data.xls].

13 Ранее, до 2009 года, индекс образования рассчитывался на основе двух других показателей — удельного веса грамотного населения и соотношения обучающихся в начальных, средних и высших учебных заведениях. Ныне применяемые показатели, пожалуй, несколько сложнее, но позволяют точнее измерять степень образованности населения и сравнивать ее уровень в различных странах.

системы образования. Для этого корреляцию между экономическим ростом и индексом образования необходимо рассматривать отдельно по каждому году и лишь затем сравнивать полученные результаты (см. диагр. 2—5 на с. 160).

Совершенно прямая линия тренда в 1992 году свидетельствует о том, что отклонения уровня образования в странах группы от среднего уровня взаимно уравновешивались (превышение над средним уровнем было равно отставанию от него), а сравнительно небольшой вертикальный разброс точек вокруг линии тренда говорит о том, что уровень образования в этих государствах был примерно одинаковым — независимо от уровня их экономического развития, измеряемого подушевым ВВП. Очевидно, это было результатом того, что до 1991 года абсолютное большинство этих стран были либо составными частями одного имперского государства, либо находились под его сильным влиянием и обладали примерно одинаковой системой образования, построенной на единых для всех принципах.

После завоевания (или восстановления) независимости так называемое единое образовательное пространство было упразднено и каждое вновь образовавшееся (или обретшее реальную независимость) государство начало создавать собственную систему образования. С конца 1990-х годов кривая корреляции пошла вверх: по мере роста экономики начал повышаться и уровень образования. В 1998 году Азербайджан находился ниже линии тренда, что, однако, было следствием некоторого снижения его индекса образования, а вовсе не того, что поднялся средний уровень индекса для стран, обладавших одинаковым с ним подушевым ВВП.

В 2003 году Азербайджан вновь вернулся на линию тренда. Иначе говоря, к этому времени он достиг такого уровня образования, которым гипотетически должны были бы обладать государства, имевшие одинаковый с ним ВВП на душу населения. В последующие годы индекс образования Азербайджана продолжал расти, однако с середины 2000-х годов, когда экономика начала демонстрировать беспрецедентно высокие темпы роста, развитие системы образования стало явно отставать от нее и от повышения материального благосостояния общества. Точка, указывающая на Азербайджан, на диагр. 5 заметно поднялась, но еще больше она сдвинулась вправо и поэтому оказалась под линией тренда. Это означает, что в настоящее время система образования в Азербайджане менее продвинута, чем должна была бы быть в государстве, имеющем идентичный с нынешним Азербайджаном уровень экономического развития.

Следует иметь в виду, что ПРООН оперирует лишь количественными показателями образования, не учитывая его качественных параметров. Для многих стран мира этого достаточно, так как их количественные показатели создают адекватное представление об уровне образованности населения. Однако ни средняя продолжительность обучения, ни его ожидаемая продолжительность сами по себе вовсе не означают, что, числясь в том или ином учебном заведении, человек действительно получает образование, соответствующее названию этого заведения. Поэтому по некоторым странам количественные показатели могут не только не отражать качество образования, но и создавать совершенно искаженное представление о нем.

С точки зрения средне- и долгосрочных интересов государства повышение качества образования имеет ключевое значение. Решение проблемы усложняется тем, что образование относится к числу наиболее инерционных сфер общественной жизни и его невозможно привести в соответствие лучшим мировым стандартам за сравнительно короткое время. Для повышения качества образования в средних школах необходимо обновить их педагогический персонал, что, в свою очередь, невозможно без повышения качества преподавания в вузах, а оно требует обновления профессорско-преподавательского состава самих вузов. Ну а качество высшего образования существенно зависит от качества «мате-

Том 15 Выпуск 2 2012

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ

Д и а г р а м м ы 2—5

Корреляция между ВВП на душу населения и индексом образования в 1992, 1998, 2003 и 2010 годах (страны ЦВЕ и СНГ)

я

си

кн еа 2 9 9

дв

но 1

р

б

о

0,950 0,900 0,850 0,800 0,750 0,700 0,650

Л-

Азербайджан

т

т

т

2 000 4 000 6 000 8 000 10 000 ВВП на душу населения (долл. США, ППС, 1992)

12 000

я си кн еа дв

но р

б о

0,950 0,900 0,850 0,800 0,750 0,700 0,650

Азербайджан

—I-1-1-1-1-

8 000 10 000 12 000 14 000 16 000 18 000

2 000 4 000 6 000

ВВП на душу населения (долл. США, ППС, 1998)

я

си

кн 0

еа 1

дв 0

но 2

з ^ ге

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р

б

о

0,950 0,900 0,850 0,800 0,750 0,700 0,650

Украина

♦Т|

♦ ----- ^ ♦ ♦

♦ * ф Азербайджан

Узбекистан

5 000

10 000

г

15 000

"Г 20 000

"Г 25 000

30 000

ВВП на душу населения (долл. США, ППС, 2010)

риала», который университеты получают от средних школ. Полная взаимообусловленность различных сфер и уровней образования диктует необходимость одновременного совершенствования всей системы.

В качестве приоритетного (или, по крайней мере, исходного) направления образовательной реформы Азербайджан выбрал полное обновление материально-технической базы — как средних, так и высших учебных заведений. В последние годы в этой области достигнуты впечатляющие результаты. Вместе с тем усилия по повышению собственно качества образования, в том числе по искоренению негативных явлений в учебных заведениях, заметно отстают от обновления материальной базы. Наибольшая сложность происходит от того, что основная проблема системы образования лежит вне самой этой системы. Образование становится социально востребованным тогда, когда знания «стоят денег», то есть когда высококвалифицированный труд оплачивается рынком адекватно дороже, чем неквалифицированный. Между тем рыночная экономика, сложившаяся в Азербайджане сравнительно недавно, не смогла пока окончательно преодолеть традиционную для советских времен первичность сертификата об образовании по сравнению с самим образованием. Можно надеяться, что происходящее усиление интеллектуальных форм частного бизнеса, а также переход к конкурсной системе приема на государственную службу рано или поздно сломают этот стереотип.

Экономическое развитие и здоровье населения

Существует целый ряд показателей, позволяющих количественно оценить состояние здоровья наций. Принято считать, что все они, а также показатели, характеризующие уровень здравоохранения в той или иной стране, в конечном счете выражаются в ожидаемой продолжительности жизни при рождении (ОПЖ). Именно к этому показателю апеллируют исследовательские центры, оценивающие общее состояние здоровья населения в различных странах — не только ПРООН, но и такие известные в мире институты, как, например, «The Economist Intelligence Unit»14, который при оценке качества жизни отводит здоровью, измеряемому ожидаемой продолжительностью жизни, одно из первых мест среди факторов влияния.

Ожидаемую продолжительность жизни при рождении исчисляют как усредненное количество лет, которое предположительно проживут люди, родившиеся в году исчисления, при условии, что на протяжении жизни этого поколения смертность в различных возрастных группах останется неизменной. Несмотря на относительную простоту исчисления ОПЖ, ее показатели в разных источниках весьма существенно различаются. Так, ожидаемая продолжительность жизни в Азербайджане, согласно официальной статистике страны, равна 73,6 года15, согласно статистическому ресурсу ЦРУ, — 71,3 года16, Всемирной организации здравоохранения — 68 лет17, а Департаменту ООН по экономичес-

14 Создан в 1946 году при журнале «The Economist», располагает более чем 40 офисами в разных странах, является одним из лидеров в области межстрановых сравнительных исследований.

15 По данным Государственного комитета Азербайджанской Республики по статистике [http:// www.azstat.org/statinfo/demoqraphic/en/2_4en.xls].

16 См.: CIA — The World Factbook [https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ aj.html].

17 См.: WHO — World Health Statistics 2011. Р. 46 [http://www.who.int/gho/publications/world_health_ statistics/EN_WHS2011_Full.pdf].

ким и социальным вопросам (UNDESA) — 70,8 года. ПРООН пользуется последним показателем.

Для преобразования показателя ОПЖ в индекс от 0 до 1 эксперты ПРООН прежде всего фиксируют его максимальное и минимальное значения (ориентиры). В качестве максимального значения принимается наивысшая ОПЖ за весь период исследования: в последнем докладе — 83,4 года (Япония, 2011 г.), а минимальное значение определяется как минимально допустимая величина (в последнем докладе приравнено к 20 годам). Индекс продолжительности жизни по каждой стране определяется как отношение разности между фактической ОПЖ в этой стране и минимальным ее значением к разности между максимальным и минимальным значениями.

В мировом рэнкинге по индексу продолжительности жизни, составленном экспертами ПРООН, Азербайджан находится на 83 месте среди 135 государств, а в ЦВЕ и СНГ — на 15-м. Так же, как и в предыдущем случае, по индексу здоровья населения Азербайджан, уступая среднему показателю по ЦВЕ и СНГ, опережает среднемировой.

Для выявления динамики процесса, корреляцию между экономическим ростом и индексом здоровья следует рассматривать по всем или хотя бы по так называемым индикативным годам периода наблюдений, что и представлено в диагр. 6—9.

Эти диаграммы показывают прежде всего, что корреляция между экономическим развитием и ожидаемой продолжительностью жизни, хотя и не жесткая, все-таки имеется. В 2010 году лишь в нескольких странах ЦВЕ и СНГ эта корреляция была выражена очень слабо. В одной из них (Албании) ОПЖ значительно выше, чем в других государствах с аналогичным ВВП на душу населения, а в двух других (Казахстане и России), напротив, ниже. Меньшая жесткость корреляции, визуально выражающаяся в большем разбросе точек по поверхности диаграмм, обусловлена тем, что долголетие зависит не только от деятельности общества (в частности, здравоохранения), но и от факторов, исходно находящихся вне общественной деятельности — таких, как, например, природная среда.

Одно из различий этой серии корреляций от предыдущей состоит в том, что ожидаемая продолжительность жизни в Азербайджане, в отличие от индекса образования, на протяжении периода наблюдений никогда не снижалась, а, напротив, неуклонно повышалась: в 1992 году она составляла 65,4 года, в 1998-м — 66,2, в 2003-м — 68,6, а в 2010 году — 70,8 года. Это стало первой тенденцией, приблизившей Азербайджан к линии тренда в 1998 и 2003 годах; вторая была связана с тем, что ВВП на душу населения, исчисленный с поправкой на ППС, в 1998 году заметно снизился по сравнению с 1992 годом, в последующем он постепенно повышался, но к 2003 году все еще не достиг уровня 1992 года.

В 2003 году Азербайджан находился на линии тренда, то есть ожидаемая продолжительность жизни соответствовала ее уровню в гипотетических государствах с таким же подушевым ВВП. Иная картина наблюдалась в 2010 году, когда, несмотря на значительное увеличение ОПЖ (на 2,2 г.), улучшение индекса здоровья уже заметно отставало от темпов экономического роста. Точно так же, как и в предыдущей серии корреляций, точка, указывающая на Азербайджан, на диагр. 9 поднялась выше, но еще больше сдвинулась вправо и оказалась под линией тренда. Это означает, что ожидаемая продолжительность жизни в Азербайджане меньше, чем должна быть при нынешнем уровне экономического развития.

* * *

Интегральный показатель человеческого развития, рассчитываемый ПРООН, представляет собой среднее геометрическое трех индексов — образования, здоровья (ожидае-

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ

Том 15 Выпуск 2 2012

Д и а г р а м м ы 6—9

Корреляция между ВВП на душу населения и индексом продолжительности жизни в 1992, 1998, 2003 и 2010 годах (страны ЦВЕ и СНГ)

ir

У к ®ш<я

= ат_ s о

Ч

п

Гг

0,950 0,900 0,850 0,800 0,750 0,700 0,650

Азербайджан

Т

Т

т

т

т

2 000 4 000 6 000 8 000 10 000 ВВП на душу населения (долл. США, ППС, 1992)

12 000

2 000 4 000 6 000 8 000 10 000 12 000 14 000 16 000 18 000 ВВП на душу населения (долл. США, ППС, 1998)

¿J

ся

S-0«

«то

до0 I лСЧ s о

д

п

0,950 0,900 0,850 0,700 0,850 0,700 0,650

♦ ♦ ♦

: _~ ♦

Азербайджан ♦

2 000 4 000 6 000 8 000 10 000 12 000 14 000 16 000 18 000 20 000 22 000 ВВП на душу населения (долл. США, ППС, 2003)

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ

мой продолжительности жизни) и валового национального дохода на душу населения с поправкой на ППС. Поэтому вполне естественно, что корреляция между индексом человеческого развития и ВВП на душу населения жестче, чем между подушевым ВВП, с одной стороны, и индексами образования и здоровья — с другой. Естественно и то, что в этом случае Азербайджан находится ближе к линии тренда (см. диагр. 10).

Диаграмма 10

Корреляция между ВВП на душу населения и индексом человеческого развития (страны ЦВЕ и СНГ, 2010 г.)

Гг

0

о1

>- о

о2

с ¥ е д 81 е г К еи

н S ш I-ои

ц m

ф п

т «

а

s\

5 000

10 000

15 000

20 000

25 000

30 000

ВВП на душу населения (долл. США, ППС, 2010)

Некоторые другие компоненты социальной сферы также поддаются измерению и, соответственно, межстрановому сравнению. В частности, известная коммерческая компания «International Living», оценивая качество жизни в разных государствах мира, ранжирует их, кроме прочего, и по возможностям в области отдыха и культуры, а при измерении данного фактора учитывает и количество исторических и архитектурных памятников, включенных в реестр мирового наследия UNESCO18. Между тем понятно, что за сравнительно короткое время количество этих памятников не может существенно меняться. Поэтому с точки зрения анализа меры сбалансированности экономического и социального развития подобные исследования не дают достаточно материала для размышлений.

Существует множество сравнительных межстрановых оценок в области спорта, однако в абсолютном большинстве они касаются рейтингов в отдельных видах. Уровень развития физической культуры труднее поддается измерению, хотя такие показатели, как, например, количество стадионов, спортивных комплексов и сооружений в соотношении с численностью населения могут создать определенное представление об условиях, созданных в отдельных странах для развития массового спорта и физической культуры. В этой сфере Азербайджан достиг значительных успехов. В стране функционирует около 10 тыс. спортивных сооружений, число которых продолжает расти. Только в 2011 году в разных городах страны сданы в эксплуатацию четыре Олимпийских спорткомплекса. В Азербайджане проводятся крупнейшие международные соревнования. Неоспоримы достижения азербайджанских спортсменов: в 2011 году на различных международных состязаниях они завоевали более 700 медалей, в том числе 270 золотых. Вместе с тем уровень массовости спорта еще далек от желаемого, о чем свидетельствует даже визуальное сравнение количества людей, занимающихся «уличной» физической культурой в Баку и других крупных столицах мира. По-видимому, именно это имеют в

1 Последнее исследование из этой серии см.: [www.internationalliving.com/2010/12/quality-of-life-2011/].

виду некоторые международные эксперты, когда утверждают, что пока Баку не производит впечатления спортивного города19.

Вероятно, можно соизмерять и культуру поведения в общественных местах, но подобные международные сравнительные исследования, насколько мне известно, пока не проводились. Например, если вернуться к культуре дорожного движения, то в этой области проведено и проводится множество исследований, в которых ситуация в разных странах сравнивается по целому ряду показателей, в том числе по количеству дорожно-транспортных происшествий и числу погибших в них в течение одного года на определенное количество автомобилей или населения20. Подобные сравнения, бесспорно, имеют чрезвычайное значение, однако они вряд ли могут исчерпывающе отразить реальную ситуацию в области культуры поведения на дорогах.

Перспектива

В ближайшем будущем Азербайджану вряд ли удастся полностью преодолеть противоречие между экономическим ростом и улучшением материального благосостояния общества, с одной стороны, и его социально-культурным уровнем — с другой. Можно считать, что в сложившихся условиях это противоречие носит объективный характер, поскольку в принципе оно порождено экономическим (нефтяным) бумом начала XXI века, а не отклонением социальной сферы от нормальной траектории развития. В ближайшие годы выяснится, какая из этих двух составляющих общественного развития — экономика или культура — окажется сильнее, то есть сможет ли рост общественного благосостояния дать новый импульс социальному развитию или, наоборот, отставание социальной сферы начнет препятствовать экономическому росту и замедлять его, поскольку, как уже отмечалось, экономическое развитие не может быть устойчивым, если не сопровождается равноценным развитием других компонентов общественной жизни.

Для того чтобы избежать второй альтернативы, Азербайджану необходимо реализовать целую систему мер по социально-культурному развитию. Принципиально важно, что ответственность за сбалансированность общественного развития не может быть «сольной» и должна быть распределена, однако основная ее часть ляжет на государство (правительство).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главная задача правительства будет состоять в правильном ранжировании приоритетов, в первую очередь — правильном распределении расходуемых государственных ресурсов между экономическим и социально-культурным развитием. Решение этой проблемы требует прежде всего разработки и применения хорошо продуманной системы анализа и сравнительной оценки инвестиционных проектов, которая должна быть формализована в виде официально утвержденного правительством документа. Эта идея уже много лет входит в повестку первоочередных реформ в Азербайджане. В 2003—2005 годах она активно обсуждалась экспертами Европейского союза, в числе которых был и автор этих строк, с Министерством экономического развития. Несмотря на определенный прогресс, достигнутый за последние годы, применяющаяся в стране система оценки проектов все еще несовершенна. В своем последнем, ко времени написания этой статьи, страновом докладе по Азербайджану МВФ отметил, что официальные лица в правитель-

19 См., например: [http://news.day.az/sport/118276.html].

20 Наиболее всесторонние исследования в этой области проводятся Всемирной организацией здравоохранения, ежегодно публикующей Доклады о состоянии безопасности дорожного движения в мире, последний из которых доступен на: [www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/report/ru/ index.html].

стве тоже признают эту проблему, и вновь подчеркнул важность совершенствования процедур оценки и выбора государственных инвестиционных проектов21.

Конечно, вложение средств в проекты, не проанализированные должным образом, тоже может быть результативным. Однако без комплексной оценки проектов трудно рассчитывать на то, что, во-первых, будут выбраны проекты наибольшей приоритетности и, во-вторых, эффективность государственных инвестиций окажется на максимально высоком уровне, которого можно было бы достичь при имеющихся обстоятельствах. Поэтому при сравнении эффективности государственных инвестиций в разных странах специалисты наряду с качеством управления проектами большое внимание уделяют оценке проектов, их выбору, а также оценке полученных результатов («постреализационной» оценке). В частности, эксперты МВФ рассчитывают по этим четырем компонентам соответствующие субиндексы, среднюю арифметическую которых они определяют как индекс эффективности государственных инвестиций. В настоящее время они рассчитывают этот индекс и его субиндексы по 70 государствам мира, в число которых включены, к сожалению, не все страны ЦВЕ и СНГ. Результаты этих сравнительных исследований, часть которых представлена на диагр. 11, наглядно показывают, что у Азербайджана все еще есть значительные неиспользованные ресурсы в области повышения эффективности государственных инвестиций.

Диаграмма 11

Субиндексы эффективности государственных инвестиций (некоторые страны ЦВЕ И СНГ, лидеры и аутсайдеры, 2010 г.)22

21 См.: IMF Country Report No. 12/5 — Republic of Azerbaijan, 2011, Article IV Consultation, 18 January, 2012. P. 13 [http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2012/cr1205.pdfj.

22 Цифры в скобках после названия стран показывают их места в общем рэнкинге. Составлена по: Dabla-Norris E., Brumby J., et al. Investing in Public Investment: An Index of Public Investment Efficiency // IMF Working Paper, 2010. P. 36—37 [http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2011/wp1137.pdfj.

Одна из основных трудностей на пути создания системы эффективной оценки проектов состоит в том, что в Азербайджане экономическое планирование, к сожалению, пока недостаточно учитывает фактор снижения стоимости денег во времени, правительство не фиксирует многолетние дисконтные коэффициенты, без которых анализ и оценка долгосрочных проектов в принципе не могут быть исчерпывающими. Разработку и легализацию соответствующих таблиц следует отнести к задачам ближайшей перспективы.

Помимо прямого участия в социальном развитии путем инвестирования государственных средств, которое правительство объявило своим основным приоритетом23, большое значение будут иметь меры по косвенному стимулированию социальных сфер и проектов. К первоочередным задачам в этой области можно отнести более энергичное продолжение реформ в здравоохранении и образовании с целью максимально эффективного использования потенциала частной инициативы.

Особую роль могут и должны сыграть специальные программы по конкретным вопросам социального развития. Успешным примером последних лет можно считать, в частности, «Государственную программу по обучению азербайджанской молодежи в зарубежных странах на 2007—2015 годы». Она предусматривает обучение 5 000 молодых азербайджанцев, показавших высокие результаты на вступительных тестовых экзаменах, в лучших университетах США, Японии, Западной Европы, Турции, России, Южной Кореи и других стран. Все расходы оплачиваются государством24. Следует учитывать, что значительно больше, чем по Госпрограмме, студентов-азербайджанцев обучаются за рубежом при финансовой поддержке различных предприятий и организаций, а также за счет собственных средств. Реформы в отраслях социальной сферы, о необходимости которых было сказано выше, нужны еще и для того, чтобы выпускники зарубежных университетов по возвращении на родину чувствовали себя в комфортной среде и могли иметь доход, соответствующий их квалификации и труду.

Среди общественных субъектов, с которыми центральному правительству следует разделить ответственность за социально-культурное развитие, важное место занимают муниципалитеты. Они призваны, помимо прочего, сыграть ключевую роль в реанимации и развитии общинной культуры — особенно в крупных городах страны. Упадок общинной культуры в советские годы был следствием не только урбанизации, неизбежно сопровождающейся убыванием межличностных контактов общинного уровня, но и особенностей политического строя, который покровительствовал объединению людей скорее в партийных организациях по месту работы, чем в общинах по месту жительства. После восстановления государственной независимости в Азербайджане, так же как и в большинстве бывших союзных республик (если не во всех), органы местного самоуправления создавались сверху, их создание не было естественной потребностью сформировавшихся общин, хотя известно, что при нормальном ходе общественного развития муниципалитеты формируются именно как административные институты самоуправления общин.

Общинное самоуправление обладает огромным потенциалом в современных обществах. По сути дела, оно представляет собой базовую ступень формирования демократической культуры, так как на уровне муниципалитетов граждане имеют возможность почти прямого, непосредственного участия в социальном управлении, в то время как на

23 См., в частности: Заключительная речь Президента И. Алиева на заседании Кабинета министров (16 января 2012 г.), посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2011 году ^Мр://га. president.az/articles/4107].

24 Подробнее см.: 2007—2015-й Шэгёэ Azэrbaycan gэnclэriшn хапй 61кэ1эМэ tэhsШ йzra D6v1эt Proqraml (Государственная программа по обучению азербайджанской молодежи в зарубежных странах в 2007—2015 гг.) [http://xaricdetehsil.edu.gov.az/domains/edu/assets/file/Proqram200715.pdf].

региональном и, тем более, государственном уровнях это участие носит куда более опосредованный характер. В экономическом плане общинное самоуправление — это уменьшенная модель управления государственными ресурсами. Каждый муниципалитет обладает собственным бюджетом, которым должен распоряжаться в интересах общины. Организовать общественный контроль над формированием и расходованием средств этого бюджета намного проще, чем над государственным или даже городским (районным) бюджетом. Кроме того, развитие общинной культуры может сыграть ничем не заменимую роль в повышении культуры бытового поведения, поскольку в практической плоскости именно она способна стать несущей конструкцией в превращении общественного порицания в инструмент общественного самоуправления.

Большую долю ответственности могут и должны взять на себя неправительственные организации (НПО) — особенно те, которые специализируются в области социально-культурного развития. Несмотря на заметный прогресс, достигнутый неправительственным сектором за годы независимости, он все еще не превратился в достаточно влиятельный фактор общественной жизни. Об этом свидетельствуют специальные исследования, проводимые международными организациями. В частности, подобные изыскания, начиная с конца 1990-х годов, ежегодно выполняет и$АГО, анализируя устойчивость неправительственного сектора в различных государствах по семи параметрам: правовой среде, организационным возможностям, финансовой жизнестойкости, способности лоббирования, качеству предоставляемых услуг, инфраструктуре и публичному имиджу. Последний, ко времени написания этой статьи, доклад не зафиксировал существенного изменения Индекса устойчивости НПО в Азербайджане25.

Бесспорно, что в условиях, когда власть жестко структурирована и сильна, а оппозиция фрагментирована и слаба, именно проекты в области социального и культурного развития могут стать результативными для неправительственного сектора. Наиболее полезными следует признать проекты, которые нацелены на решение конкретных прикладных вопросов на конкретных территориях.

В азербайджанском обществе традиционно высока роль интеллигенции, особенно творческой. Призыв почитаемого народом поэта порой может оказаться более весомым, чем декларации целых политических организаций. К сожалению, иногда складывается впечатление, что интеллигенция самоустранилась от общественной жизни страны. Эта крайне нежелательная особенность текущего момента может иметь долгосрочные негативные последствия. Проблема усугубляется тем, что какие бы стимулы интеллигенция ни получала извне, главный импульс к активизации ее общественной деятельности в конце концов должен зародиться внутри сословия.

Особой группой интеллигенции можно считать религиозных деятелей, которые в последние годы заняты преимущественно внутренними проблемами и остерегаются вмешиваться в общественные (мирские) дела. Конечно, причины этого связаны, помимо прочего, с инерцией: на протяжении целых десятилетий религиозные деятели находились как бы вне общества и не вмешивались в его проблемы, занимаясь преимущественно ритуальными вопросами. Ныне общественная среда кардинально изменилась, и есть основания надеяться, что истинные религиозные деятели перенесут центр тяжести в своих выступлениях с сугубо богословских дискуссий о ритуалах (например, о том, как должны располагаться руки при свершении намаза) на действительно острые социально-этические проблемы. Речь идет вовсе не о вовлечении религии в политику и государственные дела, что в Азербайджане конституционно запрещено, а о пропаганде истинных ценностей исламской морали и общечеловеческих норм культуры поведения.

25 Cm.: The 2010 NGO Sustainability Index for Central and Eastern Europe and Eurasia [http://www.usaid. gov/locations/europe_eurasia/dem_gov/ngoindex].

Можно предположить, что наиболее эффективными могут стать массированные пропагандистские кампании, направленные на решение отдельных конкретных социально-культурных проблем с одновременным участием всех вышеупомянутых субъектов общественного процесса. Отдельную нишу следует выделить пропаганде физической культуры и спорта. Начинать следует с элементарных вопросов. Соответственно, слоганы кампаний надо формулировать максимально просто, пусть даже примитивно, и без оглядки на то, как это выглядит в глазах внешнего мира. В конечном счете эти кампании должны воспитывать у граждан чувство уважения к окружающим, их правам и комфорту: нельзя рассчитывать на уважение внешнего мира, если нет взаимоуважения внутри общества.

■к -к -к

Азербайджан обладает всеми необходимыми ресурсами — не только финансовыми, но и интеллектуальными — для того, чтобы не допустить углубления противоречия между материальным благосостоянием и социально-культурным (человеческим) развитием. Это, однако, не может произойти само по себе, а требует напряженной целенаправленной работы всего общества. Она может быть успешной лишь при условии, что в ближайшие годы главный акцент в социально-культурном развитии будет перенесен с количественных параметров на качественные и с укрепления материальной базы социальной сферы на собственно духовное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.