УДК 339.1
ИНДЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ
© Валентина Викторовна СМАГИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, проректор по корпоративной политике, e-mail: [email protected] © Наталья Александровна КУЗЬМИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]
В современных условиях, когда основной характеристикой развития экономики является ее социальная ориентированность, повышению качества жизни, изучению процессов формирования и оценке уровня благосостояния человека отводится особая роль. О состоянии благосостояния населения можно судить на основе развития экономики, ориентированной на человека, призванной способствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей, включая потребности в творческом труде и свободной самореализации, становясь конечной целью общественного развития и условием дальнейшего общественного прогресса.
Ключевые слова: индекс; благосостояние; оценка; подход; уровень; развитие экономики; интересы; прогресс.
В современных условиях, когда основной характеристикой развития экономики является ее социальная ориентированность, повышению качества жизни, изучению процессов формирования и оценке уровня благосостояния человека отводится особая роль.
Подходы к оценке достигнутого страной уровня благосостояния осуществляются на основе соответствующей системы индикаторов - индексов. В научном понимании индекс - это агрегированный или взвешенный индикатор, основанный на нескольких других индикаторах или данных, являющийся средством оценки в данном случае уровня благосостояния или условий его формирования. Индексный подход использует объективные оценки на основе статистических данных и субъективные на основе мнения населения.
Одним из наиболее известных в экономической практике показателей оценки уровня благосостояния является индекс развития человеческого потенциала (Human Development Index, HDI), запущенный в практику Программой развития Организацией Объединенных Наций (ПРООН) в 1990 г., который основан на представлениях о развитии как процессе, расширяющем свободу выбора и возможности людей. Он был разработан пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq) и представлял
собой среднеарифметическое трех индексов: ожидаемой средней продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения. Исходная идея исследования, которая в то время считалась радикальной, была довольно простой: общественное развитие следует оценивать не только по национальному доходу, как это долго практиковалось, но также по достижениям в области здоровья и образования, которые поддаются измерению в большинстве стран. Индекс имел свои недостатки, что откровенно признавали его составители: в частности, он опирался на национальные средние показатели, которые скрывали асимметричность распределения благ, и поэтому во многих случаях мог не отражать реального положения дел в исследуемых странах. Тем не менее, в целом он успешно выполнял свою задачу.
В 1990-е гг. значение ИБ1 России уменьшилось с 0,85 до 0,77. При этом в наибольшей мере сократились индексы ВВП на душу населения и ожидаемой средней продолжительности жизни [1].
Ежегодно ЫБ1 рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные различных международ-
лю ИБ1 в данной категории, и пять стран, имеющих низкий показатель ИБ1 в своей категории.
Индекс развития человека 2010 г. подвергся существенной корректировке. В новом докладе ПРООН о развитии человека «Реальное богатство народов: пути развития человека» используются статистические данные и методики расчета показателей дохода, здоровья и образования, которые ранее отсутствовали во многих странах. Например, вместо валового национального продукта на душу населения (ВНП) используется валовой национальный доход на душу населения (ВНД), выраженный в долларах США по паритету покупательной способности (ППС), что позволяет учитывать доход от денежных переводов и международной помощи в целях развития. Кроме того, был пересмотрен способ агрегирования всех трех измерений. Больше не существует полной замещаемости измерений - низкий показатель по любому измерению теперь напрямую отражается в ИБ1. По мнению исследователей, в качестве основы для сравнения достижений этот метод также с большим уважением, чем простое среднее арифметическое, относится к неотъемлемым различиям между измерениями. Он признает то, что здоровье, образование и доход важны, но также и то, что эти три измерения благосостояния трудно сравнивать и что нельзя упускать из вида любые изменения в них.
Таблица 1
Индекс развития человеческого потенциала стран мира 2010 г.
СТРАНЫ С ОЧЕНЬ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИБ!
Место Страна НБІ
1 Норвегия 0,938
2 Австралия 0,937
3 Новая Зеландия 0,907
4 Соединенные Штаты Америки 0,902
5 Ирландия 0,895
6 Лихтенштейн 0,891
7 Нидерланды 0,890
8 Канада 0,888
9 Швеция 0,885
10 Германия 0,885
Место Страна НБІ
38 Катар 0,803
39 Бахрейн 0,801
40 Португалия 0,795
41 Польша 0,795
42 Барбадос 0,788
ных организаций и национальных институтов. ИБ! измеряет достижения страны с точки зрения продолжительности жизни, получения образования и уточненного фактического дохода по трем основным направлениям:
1) долголетие и здоровье, измеряемые показателем ожидаемой продолжительности при рождении;
2) доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образования;
3) достойный уровень жизни, измеряемый величиной ВВП на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).
Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее арифметическое которых представляет собой совокупный показатель ИБ! в диапазоне от 0 до 1. Затем страны ранжируются на основе этого показателя, и первое место в рейтинге соответствует наивысшему значению ИБ!. Все страны в рейтинге классифицируются четырьмя категориями:
1) страны с очень высоким уровнем ИБ!;
2) страны с высоким уровнем ИБ!;
3) страны со средним уровнем ИБ!;
4) страны с низким уровнем ИБ1.
Ниже в табл. 1 рассмотрим классификацию стран с числовыми данными показателя ИБ1 2010 г. [2]. В каждой из категорий выделим десять стран, лидирующих по показате-
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
Іест
81
82
83
84
85
Іест
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
Іест
123
124
125
126
127
Іест
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
Іест
164
165
166
167
168
169
Продолжение таблицы 1
СТРАНЫ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ НБІ
Страна НБІ
Багамы 0,784
Литва 0,783
Чили 0,783
Аргентина 0,775
Кувейт 0,771
Латвия 0,769
Черногория 0,769
Румыния 0,767
Хорватия 0,767
Уругвай 0,765
Страна НБІ
Тунис 0,683
Иордания 0,681
Турция 0,679
Алжир 0,677
Тонга 0,677
СТРАНЫ СО СРЕДНИМ УРОВНЕМ НРІ
Страна НБІ
Фиджи 0,669
Туркменистан 0,669
Доминиканская Республика 0,663
Китай 0,663
Сальвадор 0,659
Шри-Ланка 0,658
Таиланд 0,654
Габон 0,648
Суринам 0,646
Боливия 0,643
Страна НБІ
Соломоновы острова 0,494
Камбоджа 0,494
Пакистан 0,490
Конго 0,489
Сан-Томе и Принсипи 0,488
СТРАНЫ С НИЗКИМ УРОВНЕМ НБІ
Страна НБІ
Кения 0,470
Бангладеш 0,469
Гана 0,467
Камерун 0,460
Мьянма 0,451
Йемен 0,439
Бенин 0,435
Мадагаскар 0,435
Мавритания 0,433
Папуа — Новая Гвинея 0,431
Страна НБІ
Гвинея-Бисау 0,289
Мозамбик 0,284
Бурунди 0,282
Нигер 0,261
Демократическая Республика Конго 0,239
Зимбабве 0,140
Отчеты с данными ООН о развитии человека, как правило, запаздывают на два года, т. к. требуют международного сопоставления после публикации данных национальными статистическими службами. Таким образом, в докладе «Реальное богатство народов: пути развития человека» на 2010 г. представлены данные, рассчитанные по итогам 2008 г. В этом докладе рейтинг стран мира по ЫБ1 охватывает 169 государств. Из-за отсутствия достоверных статистических данных рейтинг не описывает 25 стран. Как правило, такие страны не желают или не могут предоставить статистику по компонентам ИБ1.
В 2010 г. Россия занимает 65 место с ИБ1 равным 0,719 [3]. Она находится после Албании (64 место) и перед Казахстаном (66 место) в середине списка высокоразвитых, по оценке ООН, государств. Основные показатели Российской Федерации таковы: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 67,2 года; средняя продолжительность получения образования - 8,8 года; ожидаемая продолжительность получения образования - 14,1 года; ВНД на душу населения - 15258 долл. США в год [3]. Стоит отметить, что Россия, тем не менее, опережает в рейтинге своих соседей по БРИК. Среди крупнейших стран с быстрорастущей эконо-
микой Бразилия занимает в рейтинге 73 место, Китай - 89, а Индия - 119 [3].
Индекс развития человеческого потенциала ООН (ИБ1) - это суммарный показатель уровня развития человека в стране или т. н. благополучия. Он отражает уровень достижений страны в области развития человеческих ресурсов, а именно, насколько условия формирования благосостояния населения в данной стране близки к некоторым общепризнанным критериям благополучия отдельного человека и всей нации, насколько реализуются возможности прожить долгую и здоровую жизнь, получить образование и иметь достойный уровень материального благополучия.
Важным индикатором качества жизни является также индекс интеллектуального потенциала общества (1Р). Интеллектуальный потенциал общества отражает уровень образования населения и состояния науки в стране. При расчете индекса интеллектуального потенциала учитываются уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых, удельный вес затрат на науку в ВВП (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика интеллектуального потенциала в СССР и РФ [4]
Показатели 1960 СССР 1970 СССР 1980 СССР 1989 СССР 1997 РФ 2002 РФ 2006 РФ 2010 РФ Міп Россия 1913 Мах Россия, США, ' Япония, Израиль
Средний уровень образования населения старше 20 лет 4,84 6,02 7,74 9,11 9,67 10,47 11 11,1 2 12
Число студентов вузов на 10 тыс. человек 111 80 196 179 190 650 700 700 8 700
Уровень затрат на образование (% от ВВП) 1,65 3,09 2,92 3,16 4,5 5,5 5,5 5,5 1,15 10
Удельный вес занятых в сфере науки и научного обслуживания (% от занятого населения) 2,14 3,03 3,48 3,23 2,24 1,24 1,2 1,0 0,07 5
Расходы на науку из госбюджета и других источников (% от ВВП) 1,08 1,82 1,99 4,72 1,23 1,32 1 1,2 0,3 4
Для советской России после преодоления разрухи было характерно ускоренное развитие науки и образования. Основные причины известны. Политика мобилизационной модернизации с упором на развитие тяжелой промышленности в целях укрепления обороноспособности страны требовала создания научных школ и учреждений, способных выдержать соревнование в военнотехнической сфере. Средств на эти цели государство не жалело, даже в ущерб росту материального благосостояния народа. Подъем образовательного уровня большинства населения с решения задачи преодоления неграмотности 3/4 населения до получения полного среднего образования молодым поколением, а также подготовка ежегодно миллионов специалистов в вузах и техникумах стали возможны благодаря целенаправленной политике и расходованию на эти цели значительной части ВВП [5, с. 25-36].
В России в первой декаде XXI в. начали складываться благоприятные предпосылки для наращивания темпов устойчивого развития. Несмотря на массовую тотальную пропаганду ценностей потребительского общества, молодые возрастные когорты российских граждан по-прежнему в числе базовых ценностных ориентации имеют стремление к получению высшего образования. Общество нацелено на получение профессиональных знаний и рациональный образ жизни, готово добиваться их вопреки неблагоприятным обстоятельствам, рассматривая знания как условие благополучного будущего [5, с. 25-36].
В последние десятилетия проблема измерения и оценки экономического благополучия человека все чаще становится предметом исследования ведущих экономистов всего мира.
По данным независимого британского научно-исследовательского института Legatum Institute, опубликованным в докладе «Индекс процветания» в 2011 г., Россия заняла 63-е место из 110 в рейтинге национального благосостояния Legatum Prosperity Index за 2010 г., располагаясь рядом с Марокко и Филиппинами.
Legatum Prosperity Index (LPI) [6] разработан международной группой исследователей Legatum Institute в качестве дополнения и расширения Human Development Index (HDI). Индекс благосостояния - Legatum Prosperity
Index, публикуемый с 2006 г., оценивает благосостояние 93 % жителей земного шара.
Термин «Prosperity» (процветание) трактуется разработчиками Legatum Prosperity Index (LPI) как системное многомерное понятие, которое включает в себя взаимосвязанные объективные и субъективные компоненты на уровне государства и на уровне индивидов [6].
Legatum Prosperity Index (LPI) включает в себя 89 переменных из данных официальной международной статистики (WTO, World Development Indicators, World Intellectual Property Organization, UN Human Development Report, World Bank, OECD) и данных международных опросов общественного мнения (Gallup World Poll, World Values Survey), сгруппированных в 8 субиндексов:
- Economy Sub-Index - макроэкономическая политика, экономическая удовлетворенность и ожидания, основания для экономического роста и эффективности финансового сектора. По данному субиндексу Россия занимает 64 место;
- Entrepreneurship and Opportunity SubIndex - условия предпринимательской среды, инновационной активности, доступ предпринимателей к новым возможностям - на 56 месте;
- Governance Sub-Index - эффективность и ответственность правительства, в частности, в проведении справедливых выборов, участия граждан в политической жизни, в реализации верховенства закона - на 101 месте;
- Education Sub-Index - доступ к образованию, качество образования, человеческий капитал - на 38 месте - наилучший показатель России;
- Health Sub-Index - основные результаты в отношении здоровья, инфраструктуры здравоохранения и профилактической помощи, удовлетворенность физическим и психическим здоровьем - 47 место;
- Safety and Security Sub-Index - национальная безопасность и личная безопасность - 82 место;
- Personal Freedom Sub-Index - личная свобода и социальная толерантность по отношению к иммигрантам и социальным меньшинствам - 88 место;
- Social Capital Sub-Index - социальная сплоченность и взаимодействие в общине и семье - Россия на 53 месте [7-10].
В этой связи отметим, что максимальное отставание России наблюдается по значению субиндексов Governance и Personal Freedom. Из этого следует, что основными сдерживающими факторами увеличения благосостояния в стране являются низкая степень политических и экономических свобод, а также растущая коррупция. Именно дисбаланс показателей экономического развития с другими индикаторами является основной проблемой для России, которая за прошедший год опустилась с 62 на 63 место. По качеству государственного управления Россия на 101 месте, что характеризует современную политическую систему в стране как «умеренную демократию с ограниченной степенью общественного контроля над исполнительной властью и очень низким уровнем политической конкуренции в исполнительной и законодательной власти» [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что для характеристики национального благосостояния необходимо принимать во внимание не только размер ВВП, но и то, насколько довольны жизнью, здоровы и свободны жители рассматриваемой страны. В исследованиях должно уделяться большое внимание соответствию актуальных потребностей объективным возможностям человека по их удовлетворению.
О состоянии благосостояния населения можно судить на основе развития экономики, ориентированной на человека, призванной способствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей, включая потребности в творческом труде и свободной самореализации, становясь конечной целью общественного развития и условием дальнейшего общественного прогресса.
1. иКЬ: http://www.un.org/ru/development/hdr/2010/
2. иКЬ: http://www.hdr.undp.org/.
3. Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство. М., 2006.
4. Социальная политика: Толковый словарь. Издание второе, доработанное / общ. ред. Н.А. Волгин; отв. ред. Б.В. Ракитский. М., 2005.
5. Левашов В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование // Социологические исследования. 2008. № 12.
6. URL:http://www.prosperity.com/.
7. Жеребин В.М. Уровень жизни населения: основные категории, характеристики и методы
оценки. М., 2002.
8. URL: http://www.ofce.sciences-po.fe.
9. URL: http://www.hdirussia.ru.
10. URL: http://www.un.org/ru.
Поступила в редакцию S.11.2011 г.
UDC 339.1
INDEX APPROACH TO ASSESSMENT WELFARE
Natalia Aleksandrovna KUZMINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: [email protected]
Valentina Viktorovna SMAGINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Vice Rector for Corporate Policy, e-mail: [email protected]
In the present circumstances, when the main characteristic of economic development is its social orientation, quality of life, a study of the formation and evaluation of human well-being has a special role. On the state of welfare can be judged on the basis of economic development, human-oriented, designed to help meet his needs, interests and needs, including the creative work and free self-realization, the ultimate goal of becoming a social development and the condition for further social progress.
Key words: index; welfare; assessment; approach; level; economic development; interests; progress.