Научная статья на тему 'Богослужебные особенности движения «Неокатехуменальный путь» в контексте интеграции в структуру Римско-католической церкви'

Богослужебные особенности движения «Неокатехуменальный путь» в контексте интеграции в структуру Римско-католической церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Римско-католическая церковь / католические движения / Неокатехуменальный путь / евхаристия / неокатехуменальная литургия / Roman Catholic Church / Catholic movements / Neocatechumenal Way / Eucharist / neocatechumenal mass

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Князькин Сергей Александрович

«Неокатехуменальный путь» («Неокатехуменат») — движение, возникшее в Римско-католической церкви в период работы II Ватиканского собора. Его основная задача — воцерковление крещеных людей, по каким-либо причинам далеких от церковной жизни. Католическое движение получало неоднозначные оценки исследователей в связи с его богослужебными особенностями. С одной стороны, западные богословы положительно оценивали деятельность Неокатехуменального пути, в особенности в вопросе результатов воцерковления, с другой — исследователи и представители церковной иерархии и духовенства негативно отнеслись к закрытости церковных общин, особенностям сакраментологии и практики воцерковления. В статье предпринимается попытка выявить и проанализировать богослужебные особенности Неокатехуменального пути и их роль в процессе интеграции движения в структуру Римско-католической церкви. С этой целью автор исследовал комплекс источников, позволяющих получить представление о специфике неокатехуменального богослужения. Рассматривается вопрос о том, почему католическая иерархия отказалась принять богослужебные особенности движения, несмотря на то что в целом оно было признано в качестве легитимного пути воцерковления. Автор предполагает, что лидеры движения взяли за основу богословскую категорию «общение» — центральную экклезиологическую идею II Ватиканского собора, в рамках которой сделали попытку обновить приходскую жизнь. Однако в ходе реформы движение отвергло бо́льшую часть литургического предания Римско-католической церкви, бросив вызов институциональной форме евхаристической общины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liturgical features of the Neocatechumenal Way movement in the context of integration into the structure of the Roman Catholic Church

The Neocatechumenal Way (Neocatechumenate) is a movement that emerged within the Roman Catholic Church during the Second Vatican Council. Its main mission is to bring into the Church baptised persons who, for various reasons, are distant from the life of the Church. Because of its liturgical peculiarities, the Catholic movement has received mixed reviews from scholars. On the one hand, Western theologians have been positive about the activities of the Neocatechumenal Way, especially in terms of the results of ecclesialisation. On the other hand, some researchers and representatives of the church hierarchy and clergy reacted negatively to the closed nature of the church communities, the sacramentology and the practices of churching. The article attempts to identify and analyse the liturgical characteristics of the Neocatechumenal Way and their role in the process of integrating the movement into the structure of the Roman Catholic Church. In order to achieve this, the author has examined a number of sources that provide insights into the specifics of the Neocatechumenal worship. The central question addressed in the article is why the Catholic hierarchy refused to accept the liturgical particularities of the movement, despite its general recognition as a legitimate way of being church. The author suggests that the leaders of the movement based their liturgical practices on the theological concept of “communion” — a central ecclesiological idea of the Second Vatican Council — and sought to renew parish life. In the process of reform, however, the movement rejected a significant part of the Roman Catholic Church’s liturgical heritage and challenged the institutional form of the Eucharistic community.

Текст научной работы на тему «Богослужебные особенности движения «Неокатехуменальный путь» в контексте интеграции в структуру Римско-католической церкви»

№2 УДК 272:2-53/55

ТОМ 6

2024

Богослужебные особенности движения «Неокатехуменальный путь» в контексте интеграции в структуру Я Римско-католической церкви

Диакон Сергий Князькин

м

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 115184, Москва, Новокузнецкая ул., 23Б

О «

о ы

Для цитирования: Князькин С. А. Богослужебные особенности движения «Неокате-^ хуменальный путь» в контексте интеграции в структуру Римско-католической церк-

ви // Вопросы теологии. 2024. Т. 6, № 2. С. 340-360. ^ https://doi.org/10.21638/spbu28.2024.210

^^ «Неокатехуменальный путь» («Неокатехуменат») — движение, возникшее

в Римско-католической церкви в период работы II Ватиканского собора. Его основная задача — воцерковление крещеных людей, по каким-либо причинам далеких от церковной жизни. Католическое движение получало неодно-^^ значные оценки исследователей в связи с его богослужебными особенностя-

ми. С одной стороны, западные богословы положительно оценивали деятельность Неокатехуменального пути, в особенности в вопросе результатов во-церковления, с другой — исследователи и представители церковной иерархии и духовенства негативно отнеслись к закрытости церковных общин, особенностям сакраментологии и практики воцерковления. В статье предпринимается попытка выявить и проанализировать богослужебные особенности Нео-катехуменального пути и их роль в процессе интеграции движения в структуру Римско-католической церкви. С этой целью автор исследовал комплекс источников, позволяющих получить представление о специфике неокатехуменального богослужения. Рассматривается вопрос о том, почему католическая иерархия отказалась принять богослужебные особенности движения, несмотря на то что в целом оно было признано в качестве легитимного пути воцерковления. Автор предполагает, что лидеры движения взяли за основу богословскую категорию «общение» — центральную экклезиологическую идею II Ватиканского собора, в рамках которой сделали попытку обновить приходскую жизнь. Однако в ходе реформы движение отвергло большую часть литургического предания Римско-католической церкви, бросив вызов институциональной форме евхаристической общины.

Ключевые слова: Римско-католическая церковь, католические движения, Неокатехуменальный путь, евхаристия, неокатехуменальная литургия.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2024 © Общецерковная аспирантура и докторантура

им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2024

340 https://doi.org/10.21638/spbu28.2024.210

Введение

Движение «Неокатехуменальный путь» («Неокатехуменат») возникло в Римско-католической церкви в середине 1960-х годов. Деятельность движения сконцентрирована на воцерковлении христиан, по тем или иным причинам оставшихся невоцерковленными. Понтифики неоднократно отмечали миссионерский потенциал движения, а многие католические епископы и пресвитеры, принимавшие непосредственное участие в процессе воцерковления (в качестве как катехизируемых, так и приходских священников, наблюдавших за общинами), считают его метод действенным и соответствующим современному духовному состоянию мирян1. Вместе с тем сакраментология и богослужебная практика движения подверглись критике со стороны католического духовенства. Наиболее острые высказывания звучали из уст клириков, которые были напрямую знакомы с машинописными текстами «катехез»2, произнесенных лидерами движения Кико Аргуэльо и Кармен Эрнандес. Обвинения касались как богословских идей, так и богослужебной практики движения.

Однако трансформация, которой Неокатехуменальный путь подверг богослужебную практику, была закономерным феноменом. Центральной идеей II Ватиканского собора стала новая экклезиологическая модель «народа Божия», «священнического народа», члены которого существуют в общении (communio) и «на деле являют единство» посредством участия в евхаристии3. Согласно неоднократным заявлениям архитекторов движения, Неокатехуменат следует духу собора, а все изменения в литургиче- | \ \ ской практике связаны с необходимостью реализовать соборный концепт «общения» или являются «инструментом евангелизации»4, а сама литургия, согласно Уставу движения, является «кульминацией катехизационно-го процесса»5. Несмотря на это, вплоть до настоящего момента литургия Неокатехуменального пути не была признана католической иерархией, за исключением некоторых уступок.

Цель настоящего исследования — попытка выявить и проанализиро- рЗ^ вать богослужебные особенности Неокатехуменального пути, а также их

роль в процессе интеграции движения в структуру Римско-католической нн

&

1 См., напр.: Francisco, pope. Agli aderenti al Cammino Neocatecumenale. 6 marzo 2015. О URL: http://www.vatican.va/content/francesco/it/speeches/2015/march/documents/papa-fran-cesco_20150306_cammino-neocatecumenale.html (дата обращения: 18.06.2024).

2 Катехезы — учительные изречения лидеров движения, которые собраны в машинописном виде под наименованием Orientamenti alle equipes di catechisti. Сборник содержит 13 томов, собранных в «Катехизическое руководство» (Direttorio Catechetico).

3 Lumen Gentium, 10-11. URL: https://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vati-can_council/documents/vat-ii_const_19641121_lumen-gentium_it.html (дата обращения: 18.06.2024).

4 I fondatori del "Cammino" rispondono al papa. E fanno buon viso a cattivo gioco. Adista,

21. 18.03.2006. URL: https://www.adista.it/articolo/18805 (дата обращения: 18.06.2024). 2024

5 См., напр.: Statuto del Cammino Neocatecumenale, art 9. URL: http://www.internetica. it/neocatecumenali/Statuto2008.pdf (дата обращения: 18.06.2024). №2

О

Рч

с

№ 2 церкви. Ниже будет конкретизирован хронологический порядок развития неокатехуменальной мессы, проанализированы ее богословские основания и практические особенности, а также дана оценка литургической реформы в контексте диалога между церковной иерархией и католическим движением. Мы опирались на три группы источников: документы Нео-катехуменального пути6, официальные документы Римско-католической церкви и прочие источники, содержащие данные о неокатехуменальной \ Г практике католической мессы.

В отечественной историографии полностью отсутствуют труды, посвященные изучению неокатехуменальной мессы. Западная историография немногочисленна и содержит в большей степени обзорные и критические публикации, посвященные исследуемому предмету. В первую очередь это ранние описания некоторых литургических особенностей движения, представленные либо в апологетическом, либо, наоборот, в критическом стиле7. Кроме этого, отметим несколько крупных трудов, посвященных Неокатехуменальному пути, кратко затрагивающих богослужебную тема-тику8, а также анализирующих феномен неокатехуменальной «новой эсте-

ТОМ 6

2024

К

я

о о

е

нч

уЦ

о

о

Рч

с

о

РР

6 Orientamenti alle equipes di catechisti — упомянутый выше 13-томный сборник катехез, который содержит основные богословские положения и порядок неокатехуме-нального воцерковления. С 1997 по 2003 г. сборник был подвергнут ревизии с исправлениями текста и добавлением ссылок на Катехизис Католической церкви; новый текст также существует только в машинописном варианте под названием Direttorio Catechetico del Cammino Neocatecumenale, pro manuscript (Катехизическое руководство Неокатехуме-нального пути). См. также труд основателя движения Кико Аргуэльо, содержащий историю создания Неокатехуменального пути, а также образец его катехез и модель миссии движения: Argüello K. El kerigma: en las chabolas con los pobres: una experiencia de nueva evangelización, la "missio ad gentes". Madrid: Buenas Letras, 2012. URL: http://archive.org/ details/elkerigmaenlasch0000argu (дата обращения: 18.06.2024).

7 Calles Garzón J. J. Itinerario litúrgico-sacramental de inspiración neocatecumenal para novios cristianos // Familia: Revista de ciencias y orientación familiar. 2016. No. 53. P. 115-154; Engels L. Neocatechumenaat en liturgie // Tijdschrift voor liturgie. 1978. Vol. 62. P. 208-221; Maldonado L. Liturgia neo-catecumenal para los bautizados en proceso de redescrubrir la fe? // Phase. 1971. No. 11. P. 375-379; Pasotti E. L'itinerario del Cammino neocatecumenale. La Parola di Dio celebrata // Rivista Liturgica. 1997. No. 6. P. 853-866; Voltaggio F. La Parola di Dio nella comunitá neocatechumenali / ed. G. Zevini. Roma: Studi di teologia pastorale, 1978.

8 См., напр.: Campigli F. Un cammino a ostacoli. Neocatecumenali e Chiesa di Roma. Firenze: Firenze University Press, 2018; Contiero E.: 1) Corpi ed anime tra il visibile e l'invisibile. Padova: Universitá degli Studi di Padova, 2011. URL: https://www.research.unipd.it/han-dle/11577/3421620 (дата обращения: 18.06.2024); 2) Italian Catholicism and the differentiation of rituals: A comparison of the Neocatechumenal Way and Renewal in the Spirit // Mapping Religion and Spirituality in a Postsecular World. Amsterdam: Brill, 2012. P. 9-25; Riccardi D. Il Cammino Neocatecumenale: Storia e pratica religiosa. Avellino: Il Terebinto Edizioni, 2018.

9 Новая эстетика Неокатехуменального пути — направление религиозного искусства, специально разработанное К. Аргуэльо для оформления богослужебного пространства. См. подробнее: Diéguez Melo M.: 1) El Santuario de la Palabra en los seminarios Redemptoris Mater: una nueva tipología arquitectónica // Actas de Arquitectura Religiosa Contemporánea. 2017. No. 4. P. 212-221; 2) Estética neocatecumenal y adecuación litúrgica.

тики»9.

В связи с этим данная статья может стать мостом к дальнейшей разработке актуальных экклезиологических проблем, например проблемы харизматического лидерства в новых католических движениях. Предполагается, что проведенное исследование позволит определить причины конфликта между лидерами Неокатехуменального пути и католической иерархией, а в перспективе — выявить роль литургической специфики в формировании современной экклезиологической парадигмы Римско-католической церкви.

1. Литургическая реформа в Римско-католической церкви

Попытки вдохнуть новую силу в литургическую жизнь верующих начались задолго до II Ватиканского собора. В своих истоках литургическое движение восходит к французскому священнику Просперу Геранже10. Оно возникает как реакция на господство рационализма и индивидуализма в католической церковной жизни, а его целями стали возрождение благочестия и попытка побудить мирян к сознательному участию в церковной жизни.

В эпоху понтификата Пия X движение приобрело массовый характер и породило множество инициативных групп среди священства и монашествующих. Исследования в области богослужения получили на тот момент широкую популярность, что было связано с интересом католической иерархии к росту литургического движения. В период Второй мировой войны началась разработка плана богослужебной реформы.

В связи с центральной ролью литургии в созидании церковных общин | \ | реформа католического богослужения ожидаемо сопровождалась сменой ^^ экклезиологической парадигмы, а переломным моментом стал II Вати- ^^ канский собор. В соборных документах был сделан акцент на экклезиоло-гии «общения» (сотшишо), который подразумевал единство священства и мирян в мистическом Теле Христовом11. Этот концепт оказался ключевым в документах собора: католические иерархи предполагали, что обновление экклезиологии в духе сотшишо позволит решить множество актуальных проблем послевоенной эпохи, в том числе актуализировать роль религии в жизни общества.

Евхаристия провозглашалась основой христианского единства; в связи с этим собор одобрил различные инициативы, которые ранее предлага- ^^ лись представителями литургического движения, такие как привлечение Рц мирян к участию за богослужением, внесение изменений в традиционный ^^ чин мессы, перевод чинопоследований на национальные языки и др. Собственно католической литургии был посвящен один из наиболее важных

о ы н

I—I

о

о

PQ

De la mimesis estilística a la generalización de modelos // Actas de Arquitectura Religiosa Contemporánea. 2020. No. 7. P. 182-197.

10 См. об этом: Руссо О. История литургического движения. Киев: Дух и литера, 2013. 2024

С. 25.

11 Lumen Gentium, 7, 13. №2

о

I—I

hjq

№2 документов собора — Конституция о священной литургии Sacrosanctum Concilium. Документ также признавал литургическое достоинство мирян и объявил о необходимости упорядочить чин мессы, в связи с чем допускалось: частично упростить обряды12, перевести отдельные части мессы на национальные языки13, восстановить важные исторически утраченные нЧ элементы литургии (например, всеобщую молитву или молитву верных) j \ j и внести иные преобразования14. Конституция предлагала новую парадиг-f j му литургии как богослужения, которое в определенных частях не только ^^ можно, но и необходимо изменять, чтобы оно соответствовало духу времени.

Практическое осуществление положений Sacrosanctum Concilium началось еще до окончания II Ватиканского собора. В 1964 г. был создан Совет по реализации Конституции о богослужении (Consilium liturgicum), задачей которого стала разработка новых чинопоследований литургии, а также проверка и утверждение переведенных молитв. При содействии Конгрегации богослужения Советом была инициирована масштабная ли-s^ тургическая реформа, которая затронула не только аспекты, упомянутые в Sacrosanctum Concilium. В 1969 г. папа Павел VI своей апостольской кон-Р I ституцией Missale Romanum ввел в употребление новую редакцию миссала |~Н Novus Ordo Missae15. В этот чин были включены некоторые особенности, которые не упоминались в Конституции о литургии, а были введены уже в ходе литургической реформы, например практика служения пресвитера г^Ч лицом к народу. Позднее были изданы еще два типовых издания миссала (1975 и 2002 гг.16), которые, помимо незначительных изменений и исправлений опечаток, были дополнены празднествами, префациями (предисловиями) к евхаристическим молитвам и т. д.

После выпуска Novus Ordo литургическая реформа обрела ярых противников, но возник и целый ряд течений, выступавших за проведение дальнейших изменений в католическом богослужении. Этот эффект был особенно силен в среде организованных мирянских ассоциаций, известных под названием «новые католические движения». Экклезиологический концепт communio давал новый статус и возможности служения мирянам, которые стали объединяться в многочисленные ассоциации и движения.

12 Sacrosanctum Concilium, 34. URL: https://www.vatican.va/archive/hist_councils/ ii_vatican_council/documents/vat-ii_const_19631204_sacrosanctum-concilium_en.html (дата обращения: 18.06.2024).

13 Ibid., 36.

14 Ibid., 37.

15 Paul VI, pope. Missale Romanum: Promulgation of the Roman Missal. 1969. URL: https://www.papalencyclicals.net/paul06/p6missal.htm (дата обращения: 18.06.2024).

16 Актуальное на настоящий момент издание Миссала 2008 г. является исправленным переизданием третьего издания от 2002 г.: Missale Romanum ex decreto Ss. Oecumenici Concilii Vaticani II instauratum, auctoritate Pauli pp. VI promulgatum, Ioannis Pauli II cura recognitum, editio typica tertia. Typis Vaticanis, 2002. URL: https://media.musicasacra.com/ books/latin_missal2002.pdf (дата обращения: 18.06.2024).

Их деятельность охватывала самые разные аспекты существования церкви, в том числе богослужение17. Инициатива литургической реформы была в прямом смысле перехвачена некоторыми католическими движениями. Этому немало способствовало развитие богословского концепта «харизмы», в рамках которого обосновывались новые направления деятельности мирян. Одним из таких течений стал Неокатехуменальный путь, лидеры которого фактически сразу приняли участие в формировании новой богослужебной реальности в местных общинах мадридских трущоб.

S

2. Основные этапы формирования неокатехуменальной литургии

Формирование неокатехуменальной литургии можно разделить на три этапа.

Первый этап начинается со знакомства лидера движения Кико Аргуэльо с миссионером Кармен Эрнандес, которая стала одним из основных идеологов Неокатехуменального пути18. Главными учителями и вдохновителями Эрнандес были католические пресвитеры Педро Фарнес Шерер и Луиджи делла Торре, а также архиепископ Аннибале Буньини — влиятельный секретарь ватиканской Конгрегации богослужения и главный архитектор постсоборной литургической реформы. Общаясь с энтузиастами литургического обновления и перерабатывая их идеи, лидеры движения составили собственную концепцию католической литургии, которую они стали применять в мессах своих общин.

Условия богослужебной жизни общин в трущобах Мадрида имели свою специфику: отсутствие элементарных средств гигиены не позволяло ^ч членам неокатехуменальных общин участвовать в литургической жизни ^^ местных католических приходов. Ввиду сложившейся ситуации Неокате- |~Ч хуменальный путь получил от священноначалия разрешение совершать богослужение при затворенных дверях и с индивидуальными особенностями: каждая община совершала литургию в отдельном помещении, на домашнем бездрожжевом хлебе, принимая причастие под двумя видами (Тело и Кровь Христовы)19.

В 1990 г. Неокатехуменальный путь официально был признан понтификом Иоанном Павлом II в качестве эффективного пути католического воцерковления20. К этому моменту неокатехуменальная месса служилась ч.^

Рч

17 См., напр.: Черный А. И. Богословие церковного служения и штатные должности ^н для мирян в Католической церкви Германии после II Ватиканского собора // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 1: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 26-40. W

18 См. об этом: Campigli F. Un cammino a ostacoli. P. 61-62.

19 Argtiello K. El kerigma. том 6

20 John Paul II. Ogni Qualvolta. 1990. URL: http://www.vatican.va/content/john-paul-ii/ 2024 en/letters/1990/documents/hf_jp-ii_let_19900830_ogni-qualvolta.html (дата обращения: 18.06.2024). №2

ы

F

I—(

hjp

о

№2 на католических приходах со всеми характерными особенностями, которые практически не подвергались цензуре со стороны римской курии за исключением критики отдельных представителей духовенства или напоминаний понтификов о необходимости следовать богослужебным нормам21.

Второй и, вероятно, наиболее важный этап оформления неокатехуме-нального богослужения — составление устава движения. В начале 1990-х годов общины Неокатехуменального пути были настолько широко рас-\ Г пространены, что вопрос о месте движения в церковной структуре не-^^ избежно приобретал остроту. Каноническое право Римско-католической |-Н церкви предписывало каждой церковной организации иметь свой устав.

ТОМ 6

2024

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К S

О

[3

нч

с

о

В связи с этим была инициирована разработка устава Неокатехуменально-го пути, которая проходила под руководством секретаря Папского совета по делам мирян архиепископа Станислава Рылко22.

Папа Бенедикт XVI не скрывал того, что, по его мнению, богослужебные особенности новых католических движений несут в себе определенные проблемы. Евхаристическое единство верующих понтифик видел осу-ч^ ществимым только при соблюдении литургических норм, предписанных ^^ Римско-католической церковью23, однако именно эта специфика НеокатеР I хуменального пути стала основным камнем преткновения на пути формирования и утверждения Устава, необходимого для канонической легитимации движения в институциональных рамках. В 2002 г. проект документа был принят на пятилетнюю апробацию; в течение этого срока движение г^Ч должно было устранить проблемные элементы в литургии в соответствии с установленными литургическими нормами. Об этих элементах подробно говорит префект Конгрегации богослужения и дисциплины таинств Франциск Аринзе, который направил лидерам движения письмо с соответствующими требованиями, оказавшимися серьезным ударом для членов Неокатехуменального пути24. Лидеры попытались найти компромисс в диалоге с понтификом, который продолжал настаивать на корректировке богослужебных обрядов.

Несмотря на частично достигнутые компромиссы, движению не удалось успешно завершить апробацию Устава в пятилетний срок, поскольку указания понтифика не были приняты к исполнению большинством существовавших на тот момент неокатехуменальных общин. Кроме того, потребовалось скорректировать сам Устав в соответствии с требованиями,

21 John Paul II. Discorso ad un gruppo di aderenti alle comunita Neocatecumenali. 1983. URL: https://www.vatican.va/content/john-paul-ii/it/speeches/1983/february/documents/hf_ jp-ii_spe_19830210_comunita-neocatecumenali.html (дата обращения: 18.06.2024).

22 См. об этом: Anuth B. S. Der Neokatechumenale Weg: Geschichte — Erscheinungsbild — Rechtscharakter. Würzburg: Echter, 2006. P. 266.

23 Sacramentum Caritatis, 38.

24 Arinze F., card. Neocatechumenal Mass — Letter from Cardinal Francis Arinze, prefect of the Congregation for Divine Worship and the Sacraments. 2005. URL: http://www.internetica. it/neocatecumenali/english/Arinze-letter-interview.htm (дата обращения: 18.06.2024).

выдвинутыми Конгрегацией богослужения. Например, § 3 ст. 13 Устава в изначальной редакции предписывал следующее:

Принимая во внимание «определенные организационные и пастырские потребности, учитывая благо отдельных личностей или групп, а прежде всего плоды, которые от этого может получить вся христианская община», малая неокатехуменальная община с разрешения епархиального епископа совершает после первой вечерни воскресную евхаристию, открытую также для других верных25.

В итоговой редакции Устава этот параграф был удален, а вместо него предлагалось положение, полностью соответствующее требованиям, выдвинутым Римской курией:

При совершении евхаристии в малых общинах следует придерживаться утвержденных литургических книг Римского обряда, за исключением явных уступок Святого престола. Что касается раздачи Святого причастия под двумя видами, то неокатехумены принимают его стоя, оставаясь на своем месте26.

В 2008 г. Устав Неокатехуменального пути был окончательно утвержден. Однако многие богослужебные особенности фактически остались неизменными.

Третий этап оформления богослужебной практики движения — одобрение Бенедиктом XVI неокатехуменальных катехез, оформленных в виде «Катехизического руководства», содержащего в себе праздники и другие нЧ паралитургические обряды. Декрет с перечислением одобряемых томов j \ j «Катехизического руководства» был издан 26 декабря 2010 г.27 ^^

Период подготовки к одобрению паралитургических обрядов породил ^^ множество спекуляций и слухов как со стороны католической иерархии, так и со стороны членов движения: ожидалось, что понтифик одобрит собственно чин неокатехуменальной мессы28. Так или иначе, в процессе составления в документ были внесены коррективы, которые исключали одобрение особенностей неокатехуменальной мессы. На встрече с членами движения, посвященной его миссионерской деятельности, Бенедикт XVI

О

ы

F

л

о

о

Рч

с

ÇQ

25 Arguello K., Hernandez C., Pezzi M. Statuto del Cammino Neocatecumenale. 2002. Art. 13. § 3. URL: https://pdfslide.us/documents/estatuto-camino-neocatecumenal-cneocatecu-menal.html?page=5 (дата обращения: 18.06.2024).

26 Arguello K., Hernandez C., PezziM. Statuto del Cammino Neocatecumenale. 2008. Art.13. § 3. URL: http://www.diegofavella.it/miosito/doc/statuto.html (дата обращения: 18.06.2024).

27 Pontificio Consiglio per i Laici. Decreto del 26 dicembre 2010. Prot. 1436/10/AIC-110. URL: http://www.internetica.it/neocatecumenali/approvazione-direttorio-catechetico.pdf (дата обращения: 18.06.2024). том 6

28 Allen J. L. Jr. Leaks confirm ambivalence about Neocatechumenal Way // National Cath- 2024 olic Reporter. 2012. URL: https://www.ncronline.org/blogs/ncr-today/leaks-confirm-ambiva-lence-about-neocatechumenal-way (дата обращения: 18.06.2024). №2

№ 2 огласил декрет от 8 января 2012 г.29 об одобрении неокатехуменальных праздников и повторно указал на необходимость соблюдения католиче-том е ских богослужебных норм30.

2024

К Я

О

я

о

3. Практические особенности неокатехуменальной литургии

Несмотря на то что Ватикан проявил терпимость в отношении неока-^ Г техуменальных праздников и катехез, нельзя было сказать того же о ли-^^ тургии. Вместе с тем письмо кардинала Аринзе от 2002 г. и последовавшее за ним обострение конфликта между церковной иерархией и движением выявили разногласия в понимании литургической реформы. Ниже будут проанализированы особенности неокатехуменальной литургии, упомянутые в письме кардинала к лидерам движения:

— по крайней мере одно воскресенье в месяц общины Неокатехуме-нального пути должны участвовать в мессе приходской общины;

— любые наставления, произносимые перед чтениями, должны быть О краткими, а право проповеди в силу своей природы и важности принадле-^^ жит священнику или диакону;

р — возможность вести во время проповеди диалог воцерковляемого

с катехизатором (иногда еще называемый «резонансом») может быть использована служащим священником изредка и с осторожностью;

— члены Неокатхуменального пути могут совершать обряд «целования мира» согласно собственной традиции до дальнейших указаний;

— в отношении способа принятия Святого причастия неокатехуме-нам предоставляется переходный период (не более двух лет), чтобы начать принимать тот способ распределения Тела и Крови Христа, который предусмотрен в богослужебных книгах;

— при совершении мессы позволяется использовать все евхаристические молитвы, а не одну, конкретно избранную движением, а также следовать утвержденным церковью богослужебным книгам31.

3.1. Участие в воскресной литургии

Литургия Неокатехуменального пути совершается в малых неокатеху-менальных общинах отдельно от основной массы прихожан католического прихода. На одной евхаристии не может присутствовать более 50 чел., ко-

29 Pontificium Consiglium pro Laicus. Decreto del 8 gennaio 2012, prot. 1743/11/AIC-110. URL: http://www.santamariassunta.it/Portals/0/CamminoNeocat/Decreto%20approvazi-one%20Celebrazioni%20dei%20Passaggi%2020%20Gennaio%202012.pdf (дата обращения: 18.06.2024).

30 Benedict XVI. Address of His Holiness Benedict XVI to the community of the Neocat-echumenal Way. 2012. URL: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/speeches/2012/ january/documents/hf_ben-xvi_spe_20120120_cammino-neocatecumenale.html (дата обращения: 18.06.2024).

31 Arinze F., card. Neocatechumenal Mass.

торые являются максимальным составом одной «малой общины». Редактор итальянской ежедневной газеты ПАууешге Пьер Джорджио Ливерани в исследовании «Устав Неокатехуменального пути в повседневной жизни приходского опыта» пишет, что такое количество доктрина Неокатехуме-нального пути определяет исходя из слов евангелиста Луки: «Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти»32.

Из этого следует, что если таких малых общин на одном приходе несколько, то количество месс будет напрямую зависеть от количества общин. При этом неокатехуменальные мессы могут совершаться одновременно, в разных помещениях прихода. Члены общин подчеркивают, что совершение литургии в нескольких малых общинах более удобно, нежели в одной большой, и позволяет эффективно реализовать постсоборную эк-клезиологическую концепцию «общения»33.

Устав Неокатехуменального пути предписывает совершать воскресную евхаристию «после первой воскресной вечерни»34, т. е. субботним вечером накануне воскресного дня. Причиной выбора этого времени стало богословское понимание евхаристии как символа Христова Воскресения. Указанное время совершения литургии, по мнению К. Аргуэльо, наиболее точно соответствует раннехристианскому обычаю совершения евхаристии, поскольку именно вечер субботний был часом Воскресения35.

3.2. Проповедь

S

Проповедь и «резонанс» — важные элементы неокатехуменальной ли- ^^ тургии, которым кардинал Аринзе уделяет значительное внимание. Если p ^ в традиционной католической мессе проповедь ограничена и ее произне- ^^ сение является обязанностью священника или диакона (в крайнем случае — поставленного на то мирянина), то в случае неокатехуменальной

О

мессы первенствующая роль в проповеди предполагается у катехизаторов движения. Священническая проповедь является всего лишь одной из многих, обрамляющих чтение отрывка из Священного Писания. Катехизаторы задают тематику проповеди; кроме того, с учетом их практически абсо- нн лютного влияния среди членов неокатехуменальной общины, внимание их гомилиям уделяется ожидаемо более высокое, чем словам приходских С.^ священников. ^^

Рч

С

32 Л к 9:14. См. об этом: Liverani G. Lo statuto del Cammino neocatecumenale nella quotidianità di un'esperienza parrocchiale // Orientamenti Pastorali. 2002. Vol. 10. P. 68-75. Приведенный текст опубликован также в: Magister S. Tutti alle messe del sabato sera. La chiesa

PQ

multisala di Carmen e Kiko. 2002. URL: https://chiesa.espresso.repubblica.it/articolo/6894.html (дата обращения: 18.0б.2024).

33 Calles Garzón J. J. C. Una forma de renovación del catecumenado, "El Camino Neocatecumenal": (evolución, análisis, valoración). Salamanca: Universidad Pontificia de Salamanca, 2004. P. 340-341. 2024

34 Statuto del Cammino Neocatecumenale. 2008. 48.

35 Orientamenti alle equipes di catechisti. Vol. 1. P. 313. №2

№ 2 3.3. «Резонанс»

После проповеди также может возникнуть диспут, который опирается на так называемый «резонанс» Слова Божия в человеке. Практически катехизаторы могут задать любому из прихожан вопросы о том, как именно тема прочитанного отрывка соотносится с его внутренним состоянием. В свою очередь, член движения может пространно ответить, описав свои р Г ощущения, отвечая на вопрос, что именно изменилось внутри его души

О

ТОМ 6

2024

К S

в течение этой мессы. В связи с такой особенностью порядок неокатеху-менальной литургии оглашенных отличается от традиционного католического чина, который входит в состав мессы. Эзекьеле Пазотти описывает ^^ порядок литургии Слова следующим образом:

ы

Община собирается в приходском зале, где в присутствии священника читаются и комментируются четыре чтения от Ветхого до Нового Завета, завершающиеся Евангелием36. Затем следует момент так называемого резонанса Слова, когда каждому неокатехумену предлагается сказать, что его поразило в прочитанных отрывках в связи с конкретными событиями его ^^ жизни; [после этого следуют] проповедь священника, молитва верующих,

р Р чтение молитвы «Отче наш» и отпуст37.

Н

нч

о

3.4. Обряд целования мира

С

О

РР Данный обряд — важная особенность неокатехуменальной литургии38.

Современная месса Римско-католической церкви предполагает «целование мира» перед самим причастием. В неокатехуменальной практике этот обряд совершается после молитвы верных перед офферторием39. Основания для такого перемещения «целования мира» можно увидеть в «Апологии» мученика Иустина Философа40, чьи богословские положения содержат образец указанных элементов раннехристианской евхаристии.

Практика совершать «целование мира» до начала анафоры характерна не только для Неокатехуменального пути, но и для других богослужебных

36 Согласно установленной в Неокатехуменальном пути системе чтений, упомянутые четыре отрывка берутся из следующих разделов Священного Писания: первый — из исторических книг, второй — из пророческих, третий — из Апостола, четвертый — из Евангелия.

37 Pasotti E. L'itinerario del Cammino neocatecumenale. P. 859.

38 «Лобзание мира», или «Святое целование» (греч. ф(\г|Иа äyiov; лат. osculum pacis), — в христианском богослужении один из древнейших литургических жестов, обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означающим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом. См. подробнее: Ткаченко А. А. Лобзание мира // Православная энциклопедия. 2020. URL: https://www.pravenc.ru/text/2110636.html (дата обращения: 18.06.2024).

39 Офферторий (лат. offertorium) — обряд приношения хлеба и вина в католической мессе и песнопение, которое поется в это время. Офферторий совершается в начале литургии верных перед евхаристическим каноном.

40 Иустин Философ, мч. Первая апология, 65. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_ Filosof/apologia/ (дата обращения: 18.06.2024).

обрядов католической церкви, например для мосарабского и амвроси-анского41. Основанием для ее развития стали евангельские слова Иисуса Христа о необходимости примириться с другим человеком прежде совершения жертвоприношения (Мф 5: 23-24). В движении этот обряд играет особенную роль, поскольку жизнь в общине воспринимается как процесс примирения с Богом, а сами катехизаторы называются «служителями при-мирения»42.

3.5. Способ причащения

Причастие в Неокатехуменальном пути совершается под двумя видами — Тело и Кровь Христовы как для клириков, так и для мирян. Изначальная практика Неокатехуменального пути подразумевала причащение сидя за общим трапезным столом. Вставать в процессе причащения не требовалось, поскольку движение старалось реконструировать в деталях ход Тайной Вечери и раннехристианские евхаристические вечери, на которых, согласно мнению К. Аргуэльо, еще не существовало подобного акцента. Среди прочего известны случаи, когда в неокатехуменальных общинах причащение Кровью Христовой происходило не только из рук священника, но и из рук самого причастника, когда тот держал потир. На это указывает итальянский журналист Сандро Магистер, констатируя факт схожести неокатехуменального причащения с обыкновенной трапезой: «В Неокатехуменальном пути причащение происходит сидя, вокруг большого квадратного стола; хлеб — это большой каравай, разделенный между ^^ "обедающими", а вино передается из рук в руки в чашах»43.

Помимо этого, известны неоднократные случаи, когда критики обви- р ^ няли членов движения в небрежном отношении к частицам Тела и Кро- ^^ ви Христовых, с которыми по окончании богослужения обращались как с простыми хлебом и вином; члены движения также отказывались совершать поклоны во время «адорации»44. Основатель Неокатехуменального пути говорит следующее: «Адорация и созерцание характерны для Пасхи, но в рамках богослужения, а не как отдельные обряды»45.

42 Argüello K. El kerigma.

43 Magister S. Liturgia. Benedetto XVI riporta i neocatecumenali sul retto cammino. 2005.

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41 Амвросианский, или миланский, обряд (лат. ritus Ambrosianus) предполагает совершение «целования мира» перед молитвой над синдоном (корпоралом) — Oratio super sindonem; мосарабский обряд помещает «целование мира» перед вступительным диалогом евхаристической молитвы (Dialogus orationis Eucharisticae или Sursum corda).

42

О

о

Рч

с

РР

URL: https://chiesa.espresso.repubblica.it/articolo/44140.html (дата обращения: 18.06.2024).

44 Адорация (лат. adoratio) — разновидность внелитургического почитания Святых том 6 Даров, освященных в ходе евхаристии; один из характерных обрядов Римско-католиче- 2024 ской церкви, возникший в начале XIII в.

45 Orientamenti alle equipes di catechisti. Vol. 1. P. 330. №2

№ 2 3.6. Следование «Миссалу»

(и иным утвержденным церковью книгам)

ТОМ 6

2024

В письме лидерам Неокатехуменального пути кардинал Аринзе упоминает о необходимости использовать не только евхаристическую молит-^^ ву II, но и другие анафоры, добавленные в чин мессы в ходе литургической реформы46. Выбор движения в пользу конкретной анафоры был связан р Г в первую очередь с акцентом ее молитвословий на сущности евхаристии как Тайной Вечери, таинства Святого Духа и единства Церкви. Кроме того, предпочтение этой анафоры обосновывается еще и тем, что она является I—i наиболее древней из введенных в католическую богослужебную практику47 ^^ и соответствует богословской идее возвращения к истокам (resourcement). [У^ Однако неокатехуменальная реформа чинопоследования мессы кос-

^Н нулась не только анафоры. Движение также не признает большого количе-I ! ства покаянных молитв в литургии: лидеры считают, что они несут лиш-I Q нюю смысловую нагрузку. По их мнению, некоторые песнопения теряют ^^ свой изначальный смысл, находясь в составе мессы, а богослужение приобретает покаянный характер, весьма далекий от радостного и хвалебного настроя, который подобает богослужению литургии:

Рч

^^ Orate frates (Молитесь, братья. — С. К.) является величайшим примером

О PQ

всех тех молитв, которые были введены в мессу как индивидуальные, покаянные и жертвенные... Gloria (Великое Славословие. — С. К.) — прекрасное произведение и является утренней молитвой; но оно не имеет смысла в евхаристии, поскольку означает дублирование анафоры. То же самое относится и к «Символу веры». Он берет свое начало из эпохи ересей48.

В то же время обширное использование собственного музыкального и песенного репертуара является характерной чертой движения: сюда входят сочинения основателя движения, аранжировки псалмов и различные традиционные еврейские песни, содержание которых было адаптировано в соответствии с тем или иным этапом процесса воцерковления. Авторы неокатехуменальной литургии часто обращаются к иудейским категориям и реконструируют чин богослужения в контексте древнееврейского храмового символизма.

Например, в репертуар песнопений, исполняемых после причастия, входит еврейское произведение Balaam — Canto di Balaam. Бразильский исследователь М. Д. Сантос считает, что исполнение этого песнопения несет несколько смысловых значений: 1) подчеркивает убеждение в ценно-

46 Чин мессы Novus Ordo от 1969 г. содержит три новые анафоры, которые были добавлены в миссал в качестве альтернативы традиционной римской анафоре, существовавшей на протяжении 16 веков. См. подробнее: Folsom C. From One Eucharistic Prayer to Many: How it Happened and Why // Adoremus. 1996. URL: https://adoremus.org/1996/09/from-one-eucharistic-prayer-to-many-how-it-happened-and-why/ (дата обращения: 18.06.2024).

47 Евхаристическая молитва (анафора) II — молитвословия, текст которых приписывается Ипполиту Римскому (II—III вв.).

48 Orientamenti alle equipes di catechisti. Vol. 1. P. 328.

сти тех, кто становится носителем Христова Благовестия; 2) указывает на формирование отдельной священной общины в приходе, в которой шатры Израиля являются символом неокатехуменальных общин; о них в песне говорится как об «отдельном народе среди всех народов»49.

Также важной частью неокатехуменальной мессы является танец. По окончании литургии участники богослужения совершают так называемый библейский танец, который представляет собой синхронные движения членов общины вокруг украшенного стола (престола), который очищается от всего, кроме цветов и свечей50. Танец сопровождается игрой на гитарах, бубнах (джембах и др.), пением и хлопаньем в ладоши; его символизм апеллирует к израильским танцам, практикуемым во время праздника Шавуот51, а сам танец является знаком возрождения и обращения52. По окончании танца члены общины забирают священные символы (цветы) домой, поскольку они считаются освященными.

4. Богословские аспекты неокатехуменальной литургии

По мнению основателей движения, II Ватиканский собор фактически позволил реконструировать литургию в том виде, который она имела в первые века христианства. Это касается прежде всего акцента на пасхальном смысле литургии как жертвы хвалы, а также обновления Церкви как собрания верующих, которые должны приобщиться радости Воскресения Христова53. Согласно учению Неокатехуменального пути, после периода раннего христианства для богослужебной практики евхаристии нЧ наступили темные времена. К. Эрнандес в своих «катехезах» говорит:

Евхаристия — это «сокровище», которое в эпоху раннего христианства сияло во всем великолепии, но постепенно было укрыто рядом «покровов, философских и исторических». Потому что для Неокатехумената настоящая литургия — это «трапеза простоты, лишенная клерикализма»54. ^^

По мнению лидеров движения, понимание литургии было полностью [У^ искажено концептом «жертвы», за которыми люди больше не видят Вос- ^н кресения Христова:

Жертвоприношение в религии — это sacrum facere, совершать священное, вступать в контакт с божеством через кровавую жертву. В этом смысле О в евхаристии нет жертвы: евхаристия — это жертва в другом смысле... евха- ^^ ристия — это Пасха, переход от смерти к воскресению. полнота общения p ^ с Богом через Пасху Господню. В наш век идея жертвоприношения пони- ^н

CD PQ

49 Santos G. M. A "(re) descoberta do Mistério Pascal" no ideário neocatecumenal: paradigmas judaicos em uma iniciaçao crista. Sao Cristóvao (SE): Universidade Federal de Sergipe, 2019. P. 145.

50 Contiero E. Italian Catholicism and the differentiation of rituals. P. 17.

51 Santos G.M. A «(re) descoberta do Mistério Pascal». P. 90-91. том e

52 Contiero E. Corpi ed anime tra il visibile e l'invisibile. P. 172.

53 См. подробнее: Campigli F. Un cammino a ostacoli. P. 123-124.

54 Orientamenti alle equipes di catechisti. Vol. 1. P. 293. №2

№ 2 мается не в таком, а в языческом смысле. Они видят в мессе то, что кто-то

принесен в жертву, а именно — Христос. В евхаристии они видят только том е крестную жертву Иисуса Христа. И если бы вы спросили об этом людей се-

2024 годня, они бы сказали вам, что на мессе они созерцают Голгофу55.

Е

О

Лидеры движения считают, что споры о реальном присутствии Христа в таинствах — это результат деятельности Тридентского собора, который повсеместно навязал единый римский обряд, остававшийся долгое время неизменным. Аргуэльо отчасти оправдывает протестантское богословие, когда говорит о попытке протестантов отвергнуть «пресуществление»56, |—] которая, по его мнению, была сделана с целью снять покровы с истинного ^^ символизма. Аргуэльо называет «пресуществление» философским терми-ГУ^ ном, посредством которого люди пытаются объяснить таинство:

С

к Лютер никогда не отрицал реального присутствия, он только отрицал

маленькое слово «пресуществление», которое является философским термином, использованным с целью объяснить эту тайну. [Лютер] видел, что О символизм был утерян, и хотел восстановить его. Хлеб и вино как симво-

^^ лы помогают и подготавливают человека к принятию Божьего действия57.

Рч Вопрос о том, как на самом деле Неокатехуменальный путь восприни-

мает Тело и Кровь Христовы в Святых Дарах, остается открытым. Тексты ^^ «Катехизического руководства» можно истолковывать двояко, чем пользуются как апологеты движения, так и его противники. Многочисленные свидетельства об отказе совершать поклоны перед Святыми Дарами указывают на то, что неокатехуменальное богословие отрицает присутствие Христа в Святых Тайнах после совершения евхаристии. Кроме того, страницы католических блогов содержат статьи и комментарии на тему небрежного отношения членов неокатехуменальных общин к упавшим на причастии крошкам, в связи с чем их часто обвиняют в ереси «десубстан-ционализации»58. Вместе с тем Конгрегация богослужения, при всех существовавших претензиях к особенностям неокатехуменальной богослужебной практики, никогда не подвергала сомнению их веру в действенность евхаристии и других таинств Римско-католической церкви.

55 Orientamenti alle equipes di catechisti. P. 322.

56 Transsubstantiatio (лат.) — учение о пресуществлении хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христовы.

57 Orientamenti alle equipes di catechisti. Vol. 1. P. 325-327.

58 Десубстанционализация (от лат. substantia — «вещество») — вера в то, что по окончании евхаристии крошки становятся простым хлебом. Свидетельства об этом см., напр.: Frammenti di Eucarestia abbandonati dai neocatecumenali // Osservato-rio sul Camino Neocatecumenal secondo verita. 31.10.2012. URL: https://neocatecumenali. blogspot.com/2012/10/frammenti-di-eucarestia-abbandonati-dai.html (дата обращения: 18.06.2024); "Desustanziazione": altra eresia anti-eucaristica // Ibid. 21.10.2012. URL: https:// neocatecumenali.blogspot.com/2012/10/desustanziazione-altra-eresia-anti.html (дата обращения: 18.06.2024); "Detransustanciación", Una Herética Neo-doctrina Modernista // ABC Apologética. 19.09.2012. URL: https://abc-apologetica.blogspot.com/2012/09/desustanciacion-una-heretica-neo.html (дата обращения: 18.06.2024).

5. Неокатехуменальная литургия в контексте экклезиологии общения

Лидеры движения установили центральную роль литургии в создании собственной идентичности с самого момента формирования первых общин. В определенном смысле Неокатехуменальный путь действительно остался верен духу литургической реформы, предоставляя альтернативный и при этом канонически легитимный путь воцерковления для католиков-мирян. Кроме того, многие реализованные движением богослужебные концепты существовали задолго до II Ватиканского собора59.

Однако неокатехуменальное переосмысление сакраментологических положений и чина мессы показало следующее: понимание aggiornamento и resourcement в отношении богослужения во многом отличалось в глазах католической иерархии и Неокатехуменального пути. Бенедикт XVI видел в литургии основание для единства: она связана с Преданием Церкви, допускает развитие (при сохранении целостности и идентичности), но при этом исключает какую-либо «спонтанную импровизацию». По мнению понтифика, во время литургии должен был происходить подлинный диалог между священником и народом60. Лидеры же движения понимали re-sourcement в первую очередь как возвращение к древнееврейскому опыту богослужения, что во многом отразилось в неокатехуменальном символизме и эстетике богослужения. Для Аргуэльо и Эрнандес communio казалось невозможным в рамках текущей богослужебной практики (несмотря на ее существенные изменения после II Ватиканского собора) и, соответ- нЧ ственно, в рамках существующей приходской среды. Лидеры движения желали максимального очищения литургии от всего, что, по их мнению, f j скрывает истинный путь соединения со Христом. С целью вовлечь мирян ^^ в богослужебную жизнь, Неокатехуменальный путь затронул как аспекты, уже практикующиеся в частных случаях, так и множество других — либо уже существовавших в рамках местных практик, либо тех, которые католическая иерархия вовсе не планировала реформировать.

Закономерными результатами неокатехуменального литургического обновления оказались двусмысленность в понимании важных аспектов богослужения и, как следствие, искажение его институциональной формы. Понимание евхаристии как жертвы приобрело второстепенное значение, О поскольку движение сделало акцент на символизме праздничной трапезы ^^

Рч

59 К их числу можно отнести практику вечерней мессы: 16 июня 1920 г. Святой ^н престол даровал апостольским делегатам право разрешать совершение мессы «в любое

время с третьего часа после полуночи» (Беглов А., Токарева Е., Фадеев И. Литургические практики католиков Советской России в 1920-1930-е годы: нормы и аномалии // Госу- ЧЧ

дарство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. Т. 38, № 4. C. 273). Подробнее см.: Vermeersch A., Creusen J. Epitome Juris Canonici cum commentariis. Bruxellis: L'Édition Universelle, 1933. P. 638. 2024

60 Benedetto XVI, pope. Incontro con i Parroci e il Clero della Diocesi di Roma. 14 febbraio

2013. URL: https://papst.pro/ru/s/472 (дата обращения: 18.06.2024). №2

О

ы

F

№ 2 и участии мирян в богослужении. Евхаристия признавалась делом всего «собрания верных» в противовес прежнему пониманию литургии как дела священника; при этом игнорировался статус приходского духовенства, а «непосвященные» прихожане теряли возможность участвовать в богослужении. Подобный результат реформ не мог быть принят католической иерархией, поскольку препятствовал самой идее единства в «общении» и противоречил как идеям II Ватиканского собора, так и целям институциональной реформы. ^^ Вместе с тем, помимо самих реформ, проблемой стала модель введе-

ния их в приходскую практику. Лидеры Неокатехумената предпочитали взаимодействовать напрямую с понтификом или с поддерживающими их католическими иерархами, практически игнорируя недовольство местного духовенства. В связи с этим конфликт зародился задолго до упомянутого в исследовании инцидента с письмом кардинала Аринзе: отношения между движением и местными епископами и пресвитерами (особенно за пределами Испании и Италии) зачастую были осложнены на всех уров-ч^ нях взаимодействия и более всего на богослужебном уровне. Структура ^^ литургии Неокатехуменального пути изначально разрабатывалась лидеру рами движения при поддержке прогрессивно настроенных католических иерархов, а сами нововведения далеко не в каждом случае приобретали поддержку на приходском уровне. Таким образом, совместное богослужение с представителями церковной иерархии может полностью соответ-г^Ч ствовать рекомендациям Конгрегации богослужения, однако в приходской — замкнутой — среде оно часто обладает всеми присущими движению особенностями.

Кроме того, конфликт между движением и католическим духовенством затронул другие болевые точки, например отношения представителей римской курии и епископата поместных церквей. В высказываниях понтификов часто упоминаются важность неокатехуменальной харизмы и призывы к совместному общению с полнотой Церкви. Случаи, когда римский престол и епархиальные епископы нашли консенсус в отношении движения, единичны. Исследователи связывают это с особенностью политики Неокатехуменального пути61, который заявляет о своем абсолютном послушании римскому понтифику, при этом игнорируя иерархию приходского и даже епархиального уровня и опуская все рекомендации со стороны регулирующих структур Ватикана. Такая реакция, в свою очередь, порождает критические высказывания о существовании серьезного лобби в рядах римской курии62 и ставит перед богословами отдельный вопрос о структуре религиозного лидерства в неокатехуменальных группах.

ТОМ 6

2024

К S

О

[2 нч

с

о

61 См., напр.: Faggioli M. The Rising Laity: Ecclesial Movements since Vatican II. Mahwah: Paulist Press, 2016. P. 103.

62 Zoffoli E. Lettera al Direttore di Radio-Maria: Ancora sul Cammino neocatecumenale. 1994. URL: https://web.archive.org/web/20091023061445/http://geocities.com/Athens/Delphi/ 6919/LDRM.htm (дата обращения: 18.06.2024).

Заключение

Подводя итоги, отметим парадоксальность ситуации: Неокатехуме-нальный путь считает богослужебную реформу II Ватиканского собора основанием для легитимации своей литургии, хотя соборные решения вовсе не предполагают восстановление литургии в рамках I-V вв. Движение собиралось «очистить» богослужение, обнажить его историческое ядро, которое предполагалось положить в основание жизни невоцерковленных христиан. В ходе богослужебного синтеза архитекторы движения отбросили значительную часть предания Римско-католической церкви как неактуальную для воцерковления современного христианского общества. Попытка реконструировать исходные точки христианского богослужения вне контекста Священного Предания фактически привела к тому, что нео-катехуменальная литургия содержит целый комплекс идей, отсылающих к протестантским и даже иудейским богословским категориям.

Фактически у римской курии отсутствуют какие-либо основания для утверждения отдельного чина неокатехуменальной мессы. В связи с этим лидеры движения обращаются не столько к отдельным решениям II Ватиканского собора, сколько к общей идее ressoursement как к легитимирую-щиму фактору для собственных реформ, которые в первую очередь были адресованы именно членам движения и десятилетиями формировали внутри движения особую идентичность, основанную на харизматическом лидерстве и покрытую ореолом секретности.

Отношение большинства католического духовенства к литургическо- ^^ му эксперименту оказалось предсказуемо отрицательным, а интегрировать Неокатехуменальный путь в церковную структуру стало невозможно без определенных уступок с обоих сторон конфликта. Позиция Римской курии оставалась и, вероятно, останется непримирима в отношении литургического единства и истинности харизмы, критериями которых являются послушание, отказ от собственных амбиций и соблюдение богослужебных ^^ норм: только такая харизма может быть интегрирована в институцио- [У^ нальную церковную структуру. В этом смысле литургический конфликт ^^ остается в замороженном состоянии, а рассматривать неокатехуменаль- | | ную богослужебную реформу в качестве реализации идей II Ватиканского | Q собора можно лишь при существенных оговорках. Предполагаем, что реформированная движением месса легла в основу парадигмы прихода как ^^ множества общин. Эта парадигма, безусловно, требует отдельного исследования, которое позволит выявить возможные ключевые аспекты эккле-зиологической модели движения.

S

С о

Рч

с

о

ÇQ

ТОМ6

Благодарности

Выражаю благодарность своему научному руководителю иерею Алексею Черному за ценные советы при планировании исследования и рекомендации по оформлению статьи. 2024

Статья поступила в редакцию 18 февраля 2023 г.;

рекомендована к печати 22 февраля 2024 г. N"2

№2 Контактная информация:

Князькин Сергей Александрович — диакон, аспирант; finist.theologian@yandex.ru

ТОМ 6

2024

S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о и

о

о

Liturgical features of the Neocatechumenal Way movement in the context of integration into the structure of the Roman Catholic Church

Deacon Sergey Knyazkin St. Tikhon's Orthodox University,

23B, ul. Novokuznetskaia, Moscow, 115184, Russian Federation

For citation: Knyazkin S. A. Liturgical features of the Neocatechumenal Way movement in the context of integration into the structure of the Roman Catholic Church. Issues of Theology, 2024, vol. 6, no. 2, pp. 340-360. https://doi.org/10.21638/spbu28.2024.210 (In Russian)

The Neocatechumenal Way (Neocatechumenate) is a movement that emerged I | within the Roman Catholic Church during the Second Vatican Council. Its main

j Q mission is to bring into the Church baptised persons who, for various reasons, are

distant from the life of the Church. Because of its liturgical peculiarities, the Catholic movement has received mixed reviews from scholars. On the one hand, Western theologians have been positive about the activities of the Neocatechumenal Way, esp P pecially in terms of the results of ecclesialisation. On the other hand, some researchers and representatives of the church hierarchy and clergy reacted negatively to the closed nature of the church communities, the sacramentology and the practices of ^^ churching. The article attempts to identify and analyse the liturgical characteristics of the Neocatechumenal Way and their role in the process of integrating the movement into the structure of the Roman Catholic Church. In order to achieve this, the author has examined a number of sources that provide insights into the specifics of the Neocatechumenal worship. The central question addressed in the article is why the Catholic hierarchy refused to accept the liturgical particularities of the movement, despite its general recognition as a legitimate way of being church. The author suggests that the leaders of the movement based their liturgical practices on the theological concept of "communion" — a central ecclesiological idea of the Second Vatican Council — and sought to renew parish life. In the process of reform, however, the movement rejected a significant part of the Roman Catholic Church's liturgical heritage and challenged the institutional form of the Eucharistic community. Keywords: Roman Catholic Church, Catholic movements, Neocatechumenal Way, Eucharist, neocatechumenal mass.

Acknowledgments

I would like to express my gratitude to my scientific supervisor, priest Alexey Cherny, for valuable advice due to my planning research and for his recommendations on the design of the article.

References

Allen J. L. Jr. (2012) "Leaks confirm ambivalence about Neocatechumenal Way", in National Catholic Reporter. Available at: https://www.ncronline.org/blogs/ncr-today/leaks-confirm-ambivalence-about-neocatechumenal-way (accessed: 18.06.2024). Anuth B. S. (2006) DerNeokatechumenale Weg: Geschichte — Erscheinungsbild — Rechtscharakter. Wiirzburg, Echter.

Argüello K. (2012) El kerigma: en las chabolas con los pobres: una experiencia de nueva evangelización, la "missio ad gentes". Madrid, Buenas Letras. Available at: http://archive. org/details/elkerigmaenlasch0000argu (accessed: 18.06.2024).

Arguello K., Hernandez C., Pezzi M. (2002) Statuto del Cammino Neocatecumenale. Available at: https://pdfslide.us/documents/estatuto-camino-neocatecumenal-cneocatecumenal.html (accessed: 18.06.2024).

Arguello K., Hernandez C., Pezzi M. (2008) Statuto del Cammino Neocatecumenale. Available at: http://www.diegofavella.it/miosito/doc/statuto.html (accessed: 18.06.2024).

Arinze F., card. (2005) Neocatechumenal Mass — Letter from Cardinal Francis Arinze, prefect of the Congregation for Divine Worship and the Sacraments. Available at: http://www.internetica. it/neocatecumenali/english/Arinze-letter-interview.htm (accessed: 18.06.2024).

Beglov A., Tokareva E., Fadeyev I. (2020) "Catholic liturgical practices in Soviet Russia in the 1920s and 1930s: Canonical norms and anomalies", in Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom, vol. 38, no. 4, pp. 265-293. (In Russian)

Benedetto XVI, pope (2013) Incontro con i Parroci e il Clero della Diocesi di Roma. Available at: https://papst.pro/ru/s/472 (accessed: 18.06.2024). (In Russian)

Benedict XVI, pope (2012) Address of His Holiness Benedict XVI to the community of the Neocatechumenal Way. Available at: http://www.vatican.va/content/benedict-xvi/en/speeches/2012/january/documents/hf_ben-xvi_spe_20120120_cammino-neocatecumenale.html (accessed: 18.06.2024).

Calles Garzón J. J. (2016) "Itinerario litúrgico-sacramental de inspiración neocatecumenal para novios cristianos", in Familia: Revista de ciencias y orientación familiar, no. 53, pp. 115-154.

Calles Garzón J. J. C. (2004) Una forma de renovación del catecumenado, "El Camino Neocatecumenal": (evolución, análisis, valoración). Salamanca, Universidad Pontificia de Salamanca.

Campigli F. (2018) Un cammino a ostacoli. Neocatecumenali e Chiesa di Roma. Firenze, Firenze University Press.

Cherniy A. (2013) "Theological foundations for church ministry and established posts for lay

persons in the German Catholic Church after the Second Vatican Council", in Vestnik ^^

Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. 1: Bogoslovie. r^

Filosofiia, vol. 5, no. 49, pp. 26-40. (In Russian)

Contiero E. (2011) Corpi ed anime tra il visibile e l'invisibile. Padova, Universitá degli Studi di Padova. Available at: https://www.research.unipd.it/handle/11577/3421620 (accessed: 18.06.2024).

Contiero E. (2012) "Italian Catholicism and the differentiation of rituals: A comparison of the Neocatechumenal Way and Renewal in the Spirit", in Mapping Religion and Spirituality in a Postsecular World, pp. 9-25. Amsterdam, Brill. ^^

Diéguez Melo M. (2017) "El Santuario de la Palabra en los seminarios Redemptoris Mater: una nueva tipología arquitectónica", in Actas de Arquitectura Religiosa Contemporánea, no. 4, pp. 212-221.

Diéguez Melo M. (2020) "Estética neocatecumenal y adecuación litúrgica. De la mimesis estilística a la generalización de modelos", in Actas de Arquitectura Religiosa Contemporánea, no. 7, pp. 182-197.

Engels L. (1978) "Neocatechumenaat en liturgie", in Tijdschrift voor liturgie, vol. 62, pp. 208-221.

Faggioli M. (2016) The Rising Laity: Ecclesial Movements since Vatican II. Mahwah, Paulist Press. ^H

Folsom C. (1996) "From One Eucharistic Prayer to Many: How it Happened and Why", in

Adoremus. Available at: https://adoremus.org/1996/09/from-one-eucharistic-prayer-to-many-how-it-happened-and-why/ (accessed: 18.06.2024). Francisco, pope (2015) Agli aderenti al Cammino Neocatecumenale. 6 marzo 2015. Available at:

S

M

http://www.vatican.va/content/francesco/it/speeches/2015/march/documents/papa-fran- том e

cesco_20150306_cammino-neocatecumenale.html (accessed: 18.06.2024).

№2 359

№ 2 John Paul II (1983) "Discorso ad un gruppo di aderenti alle comunita Neocatecumenali". Available

at: https://www.vatican.va/content/john-paul-ii/it/speeches/1983/february/documents/hf_ jp-ii_spe_19830210_comunita-neocatecumenali.html (accessed: 18.06.2024).

John Paul II (1990) "Ogni Qualvolta". Available at: http://www.vatican.va/content/john-paul-ii/en/letters/1990/documents/hf_jp-ii_let_19900830_ogni-qualvolta.html (accessed: 18.06.2024).

Justin Martyr (N. d.) First Apology. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/ ^^ apologia/ (accessed: 18.06.2024). (In Russian)

Liverani G. (2002) "Lo statuto del Cammino neocatecumenale nella quotidianita di un'esperienza

Oparrocchiale", in Orientamenti Pastorali, vol. 10, pp. 68-75.

Magister S. (2002) Tutti alle messe del sabato sera. La chiesa multisala di Carmen e Kiko. Available at: https://chiesa.espresso.repubblica.it/articolo/6894.html (accessed: 18.06.2024).

Magister S. (2005) Liturgia. Benedetto XVI riporta i neocatecumenali sul retto cammino. Available at: https://chiesa.espresso.repubblica.it/articolo/44140.html (accessed: 18.06.2024).

Maldonado L. (1971) "Liturgia neo-catecumenal para los bautizados en proceso de redescrubrir ^ la fe?", in Phase, no. 11, pp. 375-379.

Pasotti E. (1997) "L'itinerario del Cammino neocatecumenale. La Parola di Dio celebrate", in ^Q Rivista Liturgica, no. 6, pp. 853-866.

O Paul VI, pope (1969) Missale Romanum: Promulgation of the Roman Missal. Available at: https://

www.papalencyclicals.net/paul06/p6missal.htm (accessed: 18.06.2024).

Riccardi D. (2018) Il Cammino Neocatecumenale: Storia epratica religiosa. In 2 vols. Avellino, Il Q^ Terebinto Edizioni.

Rousseau O. (2013) The history of the liturgical movement. Kiev, Dukh i litera Publ. (In Russian)

Santos G. M. (2019) A "(re) descoberta do Mistério Pascal" no ideário neocatecumenal: paradigmas judaicos em uma iniciagäo crista. Sao Cristóvao (SE), Universidade Federal de Sergipe.

Tkachenko A. A. (2020) "Kiss of peace", in Pravislavnaia entsiklopediia. Available at: https://www.

pravenc.ru/text/2110636.html (accessed: 18.06.2024). (In Russian) Vermeersch A., Creusen J. (1933) Epitome Juris Canonici cum commentariis. Bruxellis, L'Édition Universelle.

Voltaggio F. (1978) La Parola di Dio nella comunitä neocatechumenali. Ed. by G. Zevini. Roma,

Studi di teologia pastorale. Zoffoli E. (1994) Lettera al Direttore di Radio-Maria: Ancora sul Cammino neocatecumenale. Available at: https://web.archive.org/web/20091023061445/http://geocities.com/Athens/ Delphi/6919/LDRM.htm (accessed: 18.06.2024).

Received: February 18, 2023 Accepted: February 22, 2024

Author's information:

Sergey A. Knyazkin — Deacon, Postgraduate Student; finist.theologian@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.