9. Основы религиоведения / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, М.П. Новиков, и др.; под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высшая школа, 1994.
10. Павлюк В.В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. - Львов, 1976.
11. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М.: Центр, 2004.
12. Танчер В.К. Проблемы теории научного атеизма. - К., 1985.
13. Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии. - М. 1965.
14. Яковлев А.И. Религиозное сознание. - М.: Компания Спутник+, 2004.
15. Berger P. The Heretical Imperative. - N.Y., 1979.
ПРЕДПОСЫЛКИ К ЛИТУРГИЧЕСКОЙ РЕФОРМЕ II ВАТИКАНСКОГО СОБОРА
© Ким А.В.*
Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых Кирилла и Мефодия, г. Москва
Работа посвящена литургическому развитию Римско-католической Церкви с раннего средневековья до II Ватиканского Собора. Подробно рассматривается литургическое движение, предпосылки к литургической реформе II Ватиканского Собора, обсуждение схемы «De Sacra Liturgia», принятие апостольской конституции о священной литургии «Sacrosanctum Concilium».
1. Богослужение до Тридентского собора.
Формой Евхаристического богослужения для католиков Римского обряда является Римско-Католическая литургия, которая была установлена для использования во всей Западной Церкви определением Тридентского собора (1563 г.) римскими папами Пием V, Климентом VIII и Урбаном УШ. При этих папах богослужение приняло окончательную структуру. Однако процесс развития, составления и формирования продолжался на протяжении многих столетий, богослужение получило свои особенности в разные временя и от разных лиц после св. Георгия Великого, но составлялось и формировалось на протяжении многих столетий, и получило свои особенности в разные времена и от разных лиц после св. Григория Великого.
Римско-Католическое богослужение испытало слишком много изменений [7, с. 745].
Латинская литургия в средневековье преобразовывалась из-за недостатка форм. Изменения происходили по примеру других областей, находившихся под властью папы, которые оказывали влияние на Римскую литургию. Вслед-
* Магистрант кафедры Церковно-практических наук.
ствие этих изменения латинская литургия приобрела новый вид. Для приготовительных молитв и обрядов preparation ad missam предшествующих in-troitus послужили основой испанские и галликанские миссалы. После песнопения Gloria по Сакраментарию св. Григория была одна молитва для каждой литургии - Electa, в последующих кодексах она стала встречаться во множественном и неопределенном лице, произносились по пять и даже семь молитв в данном месте литургии к немалому недовольству молящихся. Между чтениями Апостола и Евангелия в некоторые дни, кроме простого антифона и аллилуиа, включался еще tractus, стихи из псалма печального содержания, которые исполнялись грустно и уныло, в некоторые дни его заменяла sequentiae и prosae, прозаические гимны автором, которых является аббат Ноткер, которые были введены в Римско-католическую мессу папой Николаем I (746, 747). После Евангелия было введено не употреблявшиеся раннее чтение или пение credo, но только в торжества или воскресные дни; в Испанской Церкви - перед молитвой Отче наш, а во франко-немецких -после Евангелия. В средние века вошло в практику читать особую молитву к Богу о милостивом принятии жертвы заимствованная из галликанской литургии, которая заняла место между антифоном offertorium и молитвой над дарами (super oblata). Канон изменениям не подвергался, но последующие части литургии подверглись изменениям и дополнениям. С XI века в списках литургии появляется возглас при присоединении хлеба и вина, начинающийся словами «Haec commixtio». Следующая за ней молитва к Иисусу Христу Agnus Dei была внесена в состав литургии папой Сергием I (около 660 г.), но не всегда состояла из одинаковых слов. Заключительный возглас: Ite, missa est, или: benedicamus Domino; молитва placeat; форма благословения и чтение из Евангелия Иоанна (1, 1-14) стали появляться сначала в галликанских, а потом в испанских письменных литургических памятниках с XIII века [7, с. 748].
Мы видим, что литургия начала обрастать новыми обрядами и молитвами, получила совершенно новый вид. Впоследствии из-за грубого невежества, как мирян, так и католического духовенства дело дошло до того, что и духовенство которое совершало таинство, и сам народ не понимал и не знал их значения. В эпоху Каролингов священники принялись за мистическое объяснение всякого рода и преподавали это народу. Появился аллегорический метод толкования литургии - так как надо же было осмыслить переставшие пониматься обряды, жесты, позы и установления. Отсюда произошли совершенно новые понятия о литургии, нередко искаженные, появились чудесные и непонятные толкования важнейших ее мест - искусственно притянутое символическое значение. Истинное значение не выводится из объекта толкования, но вносится в него сообразно с богословскими, духовными, эстетическими взглядами, склонных к аллегории толкователей.
Аллегорическим толкованием преодолевался разрыв, существовавший между действием, которое уже не имело смысловой нагрузки, но оставалось в литургии, и причиной его появления, которая была уже неизвестна [4, с. 167].
Среди аллегорических толкований литургии выделяется труд Амалария из Меца (ум. ок. 850 г.) [4, с.169]. В нем литургия рассматривалась как некий вид священной драмы, религиозная мистериальная пьеса, изображающая жизнь и страдания Господни. Актерами в данной пьесе являются священники, а прихожане - зрителями. Его аллегорическое толкование было всеобъемлющим: все в литургической службе указывает на нечто иное, нечто возвышенное [2, с. 27]. Против подобной практики толкования начались протесты. Диакон Флор создал толкование на литургию на основе прошений молитвы «Отче наш» [4, с. 167].
С развитием схоластики участились попытки систематизации мессы, но при этом утратились аллегорический и мистический методы толкования. Схоласты считали, что богослужебные обряды не являются образами потустороннего мира, а составляют собственную реальность. Схоластическая наука не интересовалась литургическими обрядами, ее интересовали дары благодати, которые через обряд производились на людей [4, с. 169].
2. Тридентский собор и посттридентская эпоха.
В начале XVI века Римско-католическая литургия имела чрезвычайное разнообразие чинопоследований из-за невежества ее преобразователей и отступления от общей формы, вводимой из Рима по всем подвластным областям [7, с. 755]. Литургический вопрос был поднят на XXV заседании собора. На ней было подчеркнуто, что месса без причастников действительна, что служба должна совершаться на латинском языке, а канон мессы необходимо произносить тихим голосом [2, с. 39]. Мысль о необходимости одной редакции мессы для всей церкви западного мира стала воплощаться в жизнь специально назначенной комиссией, но она не закончила свою работу до окончания заседания. По этому, папа Пий IV довершил работу комиссии, но это было сделано только во время понтификата Пия V В 1570 году с папской буллой вышел в свет вновь исправленный миссал. Это был единый миссал, обязательный для всех, с рубликами, которых все должны придерживаться. Введение нового богослужения предписывалось для Италии в течении месяца, для других стран от трех до шести месяцев. Только некоторые епархии и ордена, которые смогли доказать, что их обряд старше на двести лет, могли и дали дальше его придерживаться.
В основу миссала вошел чин римской курии, введенный папой Николаем I, краткость которого была обусловлена занятостью членов курии их административно-управленческими и дипломатическими обязанностями. Такая форма была привлекательна для вновь образованных орденов, прежде всего францисканцев, которые стремились не столько к молитве в монастырских стенах, сколько к пастырской работе среди верных [2, с. 39].
Основные принципы нового миссала заключались в том, что литургия города Рима сформирована на основе литургического придания самого города и что первые века были эпохой истинного литургического процвета-
ния. Новый миссал начинается с адвента, тогда как прежние начинались с торжества Nativitas Domini (Рождество Христово). Далее он разделяется на четыре части:
1. Proprium missarum de tempore - содержит молитвы месс на воскресные дни и торжества всего богослужебного года. Между службами на великую субботу и Пасху по не известной причине помещен ordo missae с каноном и ночными песнопениями [1, с. 233(351)];
2. Propriura missarum de sanctis - содержит мессы на праздники Богородицы и отдельных святых помесячно в течении всего богослужебного года.
3. Commune sanctorum включает в себя мессы на праздники целых классов святых (апостолов, мучеников, исповедников и т.д.). Далее следуют мессы на освящение церкви, messa votiva - мессы на шесть дней недели посвященные Святой Троице (понедельник), Ангелам (вторник), Святому Духу (среда), святому таинству Евхаристии (четверг), Кресту и страданиям Господа Иисуса Христа (пятница), и Богородице (субббота); мессы на разные церковные, гражданские и личные случаи и потребности.
4. Missae pro defunctis - четыре заупокойные мессы: в память всех верных усопших, в день смерти или погребения, в годовое поминовение усопших, и ежедневные мессы об усопших, и еще несколько особых молитв на случай нужды [7, с. 757].
Целью папы было не сочинение новых литургических книг, а реконструкция старых. Тридентская реформа, таким образом, была ориентирована не вперед, а назад. Единообразие обряда привело к появлению свода правил о том, как необходимо совершать службы, ими была ограничена прежняя богослужебная свобода подвластных Риму стран. Из-за Тридентского собора прекратилось влияние провинциальных литургий на римскую, что повлекло за собой прекращение ее развития. Обряд, молитвы и церемониал с такой мелочностью не встречается ни в одной из древних литургий ни западного, ни восточного обрядов.
Литургия и Евхаристический канон Восточной Церкви ближе к древней Церкви, нежели римский, хотя и Рим твердо держится своей традиции, но в сравнении представляется составленным из совершенно непонятных форм [7, с. 759].
Посттридентская эпоха - это время литургической пассивности, рубри-мизма, застоя, правового формализма и казуистики. Она усугубляет пропасть между мирянами и литургической жизнью. Проповедь остается обособленной от литургии, причастие является только одной из форм благочестия. Одной из форм деятельной общины, которая вела себя более активно и боролась за участие в церковной жизни, стали братства.
Из-за того что миряне стали не понимать происходящего, а так же не знали что делать на мессе, особый интерес для них стал представлять культ
святых мест - многочисленные паломничества, и святых предметов - реликвии, большинство из которых неясного происхождения. На мессе же от народа требовались лишь присутствие и молчаливая молитва. Чтобы миряне обращали внимание на самые важные моменты богослужения, был введен в употребление ручной колокольчик. На этот же период относится расцвет святости из-за увеличения Господских, Богородичных и Святительских праздников, но некоторые литургисты видят в этом прозаические причины: стремление заменить долгие воскресные богослужения короткими праздничными. Так же катастрофой было и возрастающая сложность музыкальных форм, что еще более усугубило пропасть между непонимающим народом и богослужением.
Барочная Франция пыталась вдохнуть новую силу в литургическую жизнь верующих. Французские епископы заменили римский антифонарий новым, уменьшили число праздников, исключили легендарных святых. Реформа была проведена успешно, хотя и без согласия Рима. Эпоха просвещения движимая желанием обновить богослужебную жизнь, застала Францию в ново литургической ситуации. Прилагались усилия вернуть проповеди и причастию подлинное место, приход становится истинным местом жизни общины. Ситуация усложнилась в 1790 году из-за революционного режима, изменились границы епархий, что привело к своеобразному «литургическому хаосу» [2, с. 44].
3. Литургическое движение, предпосылки к литургической реформе, обсуждение схемы «De Sacra Liturgia», принятие апостольской конституции о священной литургии «Sacrosanctum Concilium».
Начиная говорить о литургической науке и стремлении возродить истинное богослужение, надо задуматься, чем руководствовались сторонники литургического движения, которое привело к созыву собора и литургической реформе.
Литургическое движение стремилось, чтобы богослужебная жизнь для всех христиан стала выражением их существования. Верные не должны быть безразличны к литургической жизни церкви, желательно, что бы они принимали в ней участие. Богослужение не должно сводиться к выполнению внешнего ритуала.
Литургическое движение стремилось превратить Церковь в живую, приносящую плоды и совершающую таинства. Месса и литургия часов воспринималась как жизненный обмен между Богом и человеком [5, с. 174]. Это хорошо видно в oratio super obto вознесения Господня:
«Прими, Господи, нашу смиренную жертву в день славного Вознесения Сына Твоего и в этом святом обмене дарами удостой нас благодати, что бы наш дух вознесся к небесной радости. Через Христа, Господа нашего» [6, с. 128].
Богослужение никогда не прекращалось в церкви, но в ХХ столетие оно стало исполнено новыми жизненными силами [3, с. 416].
Во главе движения стоял Дон Ламбер Бодеун, приходской священник, вступивший в «Общество для заботы о рабочих». В этом обществе он состоял семь лет, послу чего вступил в монашеский орден бенедиктинцев. Через молитвенный опыт открыл истинный дух литургии. Благодаря его деятельности литургическое движение становилось популярным [2, с. 72]. Оно стало всенародным движением, целью которого было сделать литургию доступной, а также превратить духовную жизнь в источник духовности. В результате верующие католики обрели более глубокое понимание Евхаристии как средоточия христианской жизни. По мнению Бодуэна, литургическое благочестие не зарезервировано для аскетической аристократии, а предоставлено для всех мирян. В эпоху литургического движения вошло в обиход выражение «популярный приход» [2, с. 72].
В своих трудах Бодуэн приходит к выводу, что благочестие и духовная жизнь мирян удалены и отделены от догматического учения Церкви, которое является сутью литургии. Литургия - это надежное правило церковной верны и верный свидетель ее придания.
Ламбер считал, что благочестие клира и мирян выражают их индивидуальное отношение с Богом, что упразднило соборную молитву, поэтому была необходима переориентация молитвенного подвига с частного на общецерковное содержание. Выступая на конгрессе в Молине (Бельгия) он озвучил принципы обновления:
1. Распространение народных служебников-миссалов (в настоящие время они называются литургическими тетрадками);
2. Обеспечение участия народа в служение приходской мессы;
3. Отмена приватных месс;
4. Упростить для мирян причащения за мессой, сделать молитвы мессы подготовкой к принятию Св. Тайн Христовых.
Литургическое движение подготовило плодородную почву для проведения литургической реформы.
Реформирование богослужения началось задолго до II Ватиканского собора. В 1955 году (папа Пий XII) внес существенные изменения в богослужение папа Пий XII. Он исправил службы Вербного (Пальмового) Воскресенья, Пасхального Триденствия и Наверчерия Пятидесятницы. Обряд благословения пальм в Вербное воскресенье был упрощён - оттуда были изъяты такие элементы, как чтение БапСш, оставшиеся там от древнего обычая совершать при благословении пальм отдельную мессу. Среди изменений в Великий Четверг следует отметить перенесение мессы с утра на вечер, что освобождало утро для особой мессы освящения елея, совершавшейся епископом, и установление на вечерней мессе чина омовения ног. Изменения в службе Великой Пятницы включали в себя перемещение этой службы с утра на дневное время, и разрешение мирянам принимать Причастие, что раньше мог делать в этот день только священник. Был также отменён обычай, когда священник, причащаясь, пил вино из чаши, куда он опускал Тело Христово.
Значительные изменения были внесены в службу Пасхального бдения:
1. Совершение службы было перенесено с утра Великой Субботы на ночь перед Пасхой.
2. Трисвечник, на котором ранее зажигались свечи в начале службы, был заменён одной свечой, был также установлен обычай держать свечи всем собравшимся в храме.
3. Были введены новые обряды, такие как чин обновления крещаль-ных обетов (на национальных языках) и написание на Пасхальной свече арабскими цифрами текущего года.
4. Молитва за императора была заменена новосоставленной молитвой.
5. Восемь чтений из Ветхого Завета были изъяты, ещё одно сокращено, и священник больше не был обязан тихо читать эти отрывки в то время, когда они громким голосом пелись или читались.
6. Было отменено чтение «Последнего евангелия» (Ин. 1, 1-14) в конце мессы.
На службе Навечерия Пятидесятницы было полностью отменено традиционное освящение крещальной воды, сопровождавшееся Литанией Всем Святым и шестью чтениями из Ветхого Завета. Они по-прежнему печатались в Миссале, который, за исключением изменений в богослужении Страстной Недели, оставался неизменённым и не считался новым editio typica, типовым изданием, отменявшим миссал Пия X, который был выпущен Папой Бенедиктом XV в 1920 году.
Другой существенной реформой Пия XII явилось разрешение совершать мессу вечером. Это повлекло за собой изменение евхаристического поста: если раньше требовалось воздерживаться от пищи с полуночи, то теперь этот пост был сокращён до трёх часов. Разрешение вечерних месс позволило участвовать в них тем, кто не мог делать этого утром, так как находился на работе. С другой стороны, с введением вечерних месс из богослужения в приходских храмах оказалась вытеснена последняя служба суточного круга, совершавшаяся в храме - вечерня. Службы суточного круга, таким образом, полностью сделались частным делом священнослужителей.
Пришедший на смену папе Пию XII в 1958 году папа Иоанн XXIII добавил некоторые новые праздники и внёс некоторые изменения в календарь и в уставные рубрики. Так количество праздников, имевших приоритет перед воскресным днём, было сокращено до девяти; некоторые праздники были понижены в ранге до простых воспоминаний; будние дни Великого Поста получили приоритет над большинством праздников, за исключением duplex 1-го и 2-го классов; было уменьшено число чтений на утрени (matutinum).
Однако более заметными были два других внесённых им изменения: изъятие слова «perfidii» (неверные) из молитвы об иудеях в Великую Пятницу и добавление в Евхаристический канон имени Святого Иосифа [4, с. 138]. Последнее изменение было особенно значимым, так как до этого канон мессы
считался практически неприкосновенным. Вышедшее при Иоанне XXIII editio typica Миссала является последним изданием дореформенного миссала.
Кратко рассмотрев историю развития и изменения богослужения Римско-католической Церкви до тридентского собора и в постсоборное время, выявив в нем стремление к осмысленному участию в богослужебной жизни Церкви простого народа (в виде литургического движения), и желанием самой Церкви стать ближе к народу (через реформирование богослужения), мы видим обоюдное стремление к усовершенствованию богослужения. Конечно, схема «De Sacra Liturgia» и апостольская конституция о священной литургии «Sacrosanctum Concilium» [8, с. 511] стали результатом деятельности литургического движения, но их создание и обнародование, приведение в жизнь принадлежит Церковной власти.
Список литературы:
1. Missale Romanum, Ex officina Chriftophori Plantini, Arhitypographi Regij. M. D. LXXXVIII.
2. Вукашенович В. Литургическое возрождение в XX веке. - М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2005. - 238 с.
3. Джордан Омэнн. Христианская духовность в католической традиции / Пер. с англ. Н. Вакуленко, ред. С. Вакуленко. Копирайт Омжэнна. - Минск, 1994. - С. 416.
4. Кунцлер М. Литургия Церкви. Т. 1. - М.: «Христианская Россия»,
2000. - 304 с.
5. Кунцлер М. Литургия Церкви. Т. 2. - М.: «Христианская Россия»,
2001. - 304 с.
6. Литургическая тетрадка. Май. - Красноярск: издательский центр «Claretianum», 2007. - 200 с.
7. Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора евхаристическая молитва. - М.: «ДАРЪ», 2007. - 1024 с.
8. Современное католическое богословие. Хрестоматия / Под редакцией М.А. Хайза, Л. Джирона; пер. с англ. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. - 673 с. - (Серия «Современное богословие»).
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ С.Л. ФРАНКА
© Курилов С.Н.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва
В статье рассматриваются социальные идеи С.Л. Франка в контексте их антропологической направленности. Указывается, что социальная