История профессионального образования в области традиционного прикладного искусства
УДК 378.6:745.51
Наумов В.М., кандидат юридических наук, доцент, директор Богородского института художественной резьбы по дереву - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 141342, Московская обл., Сергиево-Посадский г. о., поселок Богородское, д. 51, е-mail: bhpy@yandex.ru
Naumov KM., PhD in Law, associate professor, director of the Bogorodskoye institute of artistic wood carving - branch of the «Higher school of folk arts (academy)», 141342, Moscow region, Sergiev Posad, Bogorodskoye settlement, 51, e-mail: bhpy@yandex.ru
Андреева Н.Ю., кандидат технических наук, доцент, заместитель директора по учебной и воспитательной работе Богородского института художественной резьбы по дереву - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 141342, Московская обл., Сергиево-Посадский г. о., поселок Богородское, д. 51, e-mail: bhpy@yandex.ru
Andreeva N.Yu., PhD in Engineering, associate professor, deputy director for educational and educational work of the Bogorodskoye institute of artistic wood carving - branch of the Higher school of folk arts (academy), 141342, Moscow region, Sergiev Posad, Bogorodskoye settlement, 51, e-mail: bhpy@yandex
Богородский институт художественной резьбы по дереву:
история длиной 110 лет Bogorodskoye institute of artistic wood carving: the story is 110 years long
Аннотация. В статье изложен исторический путь становления и развития учебного заведения - филиала Высшей школы народных искусств (академии) - от учебно-показательной мастерской до института. Освещены значимые достижения Богородского института художественной резьбы по дереву за последние пять лет. Описано празднование к 110-летию со дня основания первых учебных мастерских в Богородском и к 20-летию Высшей школы народных искусств (академии). Исторический анализ в данной статье строился на принципах историзма, объективности и научной достоверности. В процессе реализации данных принципов были использованы основные методы исторического исследования - проблемно-хронологический, историко-типологический, историко-сравнительный, историко-системный.
Ключевые слова: богородская резьба, богородские резчики, богородский промысел, юбилей, институт.
Abstract. The article describes the historical path of formation and development of an educational institution - a branch of the Higher school of folk
arts (academy) - from an educational and demonstration workshop to an institute. The significant achievements of the Bogorodskoye institute of artistic wood carving over the past five years are highlighted. The celebration of the 110th anniversary of the founding of the first educational workshops in Bogorodskoye and the 20th anniversary of the Higher school of folk arts (academy) is described. The historical analysis in this article was based on the principles of historicism, objectivity and scientific reliability. In the process of implementing these principles the main methods of historical research were used - problem-chronological, historical-typological, historical-comparative, historical-systemic.
Keywords: carving from Bogorodskoye, carvers from Bogorodskoye, Bogorodskoye craft, jubilee, institute.
1913 г. был ознаменован в деревне Богородское двумя событиями: созданием артели резчиков и учебно-показательной мастерской с инструкторским классом резьбы по дереву, которая по замыслу государства должна была исполнять функции «кузницы новых кадров» для народного искусства (рис. I6). Руководить учебно-показательной мастерской был назначен выпускник Императорской Академии художеств художник-график Константин Иоганнович-Эдуардович Линдблад (1877-1937). В 1922 г. мастерскую переименовали в Богородскую профессионально-техническую школу художественной резьбы по дереву [4, с. 250].
С первых шагов основания мастерская, а позже, выросшая из нее профтехшкола, стала готовить не народных мастеров, каковыми были богородские художники, а профессионалов-резчиков, которые в процессе обучения осваивали такие предметы, как лепка, технология древесины, черчение. В мастерской были устроены классы моделировочно-лепной, гипсовальный и скульптурной резьбы. Таким образом была предпринята попытка разрушения традиционной системы ученичества «из-под руки» и замены ее «академической системой». Анализ списков учащихся показывает, что за пять предреволюционных лет существования мастерской в ней обучались всего лишь пять детей богородских резчиков.
После возвращения Константина Иоганнович-Эдуардовича Линдблада в Академию художеств, где он продолжал работать в должности доцента, система обучения в школе, к сожалению, не изменилась. Богородскую профтехшколу художественной резьбы по дереву возглавил также далекий от резьбы по дереву выпускник Академии художеств художник-график Валентин Иванович Быстренин (1872-1944). Затем в 1920-е гг. во главе учреждения встал Георгий Степанович Серебряков. С его деятельностью связано активное внедрение в программу обучения зарубежных образцов игрушки и скульптуры, в основном из Германии и Швейцарии, поскольку именно по этим странам путешествовал Г.К. Серебряков. Он же заключил контракт с «варягом», призванным учить детей богородских мастеров резьбе,
6 Рис. 1. - фото из архива ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву».
- румынским резчиком Георгием Монеску-Монелло, закончившим школу швейцарской резьбы в Бриенце и работавшим в Мюнхене.
Рис. 1. «Отцы-основатели» учебно-показательной мастерской
В тот же период, в 1920-е гг., директором Богородской профессионально-технической школы назначен скульптор Алексей Виссарионович Петров (1897-1953), а преподавателем - его жена, живописец Мария Владимировна Ломакина [6, с. 301].
После Георгия Степановича Серебрякова руководство школой вновь передали в руки художников-профессионалов, среди которых Алексей Виссарионович Петров, Борис Алексеевич Бурмистров и др. Прошло более 100 лет, но в программах Богородского института художественной резьбы по дереву по-прежнему можно увидеть дисциплины (лепка, рисунок), которые были предложены именно этими людьми для обучения профессиональных богородских резчиков.
1930-е гг. - не самое лучшее время для творчества в учебно-показательной мастерской и богородского промысла. Это был период, когда во многих промыслах начинает проявляться откровенная политизация. Мастерам предлагаются темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. Но резчики продолжают жить не просто дореволюционными образами, а стремятся создавать новые работы и образцы для учебного процесса, сверяясь со старыми ориентирами, т.е. не отходят от уже сложившейся традиции.
Василий Тимофеевич Полинов, Василий Яковлевич Ерошкин, Иван Васильевич, Алексей Иванович Пронин - вот лишь краткий перечень фамилий мастеров, продолживших традицию промысла в 1920-х гг. и определивших основу богородской резьбы по дереву в последующее десятилетие. Все они являлись инструкторами производственного обучения, разрабатывали программы и методики обучения. Стоит отметить, что с
1930-1950-х гг. мастера все же начинают заниматься поиском новых форм,
однако и в этом случае учитывают понятие народной красоты и гармонии.
Вместе с тем партийные функционеры в это же время пытаются навязать представителям промысла политические сюжеты изделий. Мастерам удаётся сохранить крестьянскую тематику игрушек, но, чтобы не вступать в прямой конфликт с «профессионалами», вместо политической, как и во многих других направлениях искусства, выбирают сказочную тематику деревянных скульптур [7, с. 50] (рис. 2 ).
Несмотря на это, спустя еще десятилетие, в 1940-1950-е гг. в изделиях промысла появляются черты отказа от традиции, исчезает «богородская порезка», поверхность ошкуривается до
а ТхТ, ^ « гладкости, белый цвет дерева заменяется
Рис. 2. И.К. Стулов. Скульптурная
композиция «Вершки и корешки», коричневой протравой.
¡944 г С 1960-х гг. артельное производство
переводят на «фабричные рельсы» и творчество заменяется стандартами и планами, а затем на смену увядающему промыслу приходит понятие «художественная промышленность». Так в промысле начинается период упадка.
Лишь к середине 1960-х гг. намечается перелом в искусстве богородской резьбы. Он связан с появлением мастеров нового поколения, оживлением интереса к художественному наследию промысла, а также общим расцветом народных
художественных промыслов.
Мастера профтехшколы Рис. 3. H.H. Бадаев. Деревянная игрушка
целенаправленно обращаются к <<в кузнице». 1966 г.
приемам старой богородской резьбы в ее жанровых разновидностях, опираются в поисках на образы русского фольклора, близкие народной резьбе [7, с. 56] (рис. З8).
В 1970-1980-е гг. в коллектив профтехшколы вливаются новые творческие мастера-художники: В.Р. Иванов, А.Я. Дворников и
Рис. 2. - Русский музей представляет: Богородская игрушка и скульптура XIX-XX веков: альбом. - Санкт-Петербург: Graficart - Palace Editions, 2008. - С. 50. - ISBN 978-5-93332-271-9.
8 Рис. 3. - Там же. - С. 56.
В.Я. Дворников, JI.C. Журавлева, С.Н. Уласевич. Достойное место вновь обретает игрушка с движением, новые образцы которой постоянно разрабатывают мастера и художники промысла (рис. 49) [7, с. 57].
Игрушка теперь в большей степени соотносится с понятием «скульптура», т.е. требует не просто соблюдения законов создания изделия в объеме, но и определяет индивидуальный стиль каждого мастера. Характер резьбы становится разнообразным, сильно усложняется, появляется стремление к максимальной реалистичности: детально прорабатывается шерсть у Рис. 4. М.В. Барашков. Скульптурная ЖИВОТНЫХ И особенности оперения композиция «Медведь на пасеке». 1979 г. ПТИЦ.
Именно в этот период формируется знаменитый стиль богородской резьбы, со следами от инструмента мастера в виде желобков. Тогда же складывается и круг популярных персонажей, изображаемых резчиками. Излюбленные анималистические сюжеты численно превосходили все остальные, при этом самым популярным животным становится медведь, которого целенаправленно наделяют человеческими эмоциями и даже ставят в «напарники» к крестьянам. Медведь занимался теми же работами, что и человек: разводил пчел, пахал, занимался кузнечным делом. Естественно, что наделялся он и умением разнообразить свой досуг: мог играть на музыкальных инструментах, танцевать и петь.
Несмотря на сложное послереволюционное время и «офабричивание», промысел остался жить и умением, талантом и упорством богородских резчиков по дереву сумел сохранить свои традиции.
Следующей вехой в истории развития богородского промысла стал 1990 г., когда профтехшколу преобразовали в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Богородское художественно-промышленное училище». Продолжал руководить училищем Александр Владимирович Дроздов (директор с 1986 г.), а с 1996 г. руководство на себя взяла Почетный работник среднего профессионального образования Вера Ивановна Акимова. В период руководства A.B. Дроздова был организован стройотряд, который возглавлял мастер училища H.H. Скотников. В летние каникулы учащиеся занимались обустройством детских площадок в поселке Богородское (рис. 5 °).
9 Рис. 4. - Русский музей представляет: Богородская игрушка и скульптура XIX-XX веков: альбом. - Санкт-Петербург: Graficart - Palace Editions, 2008. - С. 57. - ISBN 978-5-93332-271-9.
10 Рис. 5 - фото из личного архива сотрудника территориального управления Богородское Т.С. Васильевой.
Рис. 5. H.H. Скотников и его ученики. Детская площадка «Городок». 1987 г.
Примечательным здесь является и тот факт, что даже в таких, казалось бы, далеких от резьбы делах, пригождались навыки, умение и смекалка будущих и действующих мастеров. Так, например, известен один интересный исторический факт о том, что в целях строительства очередной такой площадки материалы на строительство детских городков выделяла Загорская гидроаккумулирующая электростанция на реке Кунье у посёлка Богородское. Предполагалось, что городки будут строиться из широкого бруса, но в результате привезли узкий и тонкий материал. Мастер с учениками, включив фантазию,
творческую разработали конструкции городков, похожие на детский модульный
конструктор. Получились домики и башенки, которые с одной стороны проглядывались насквозь, с другой стороны - были прочными. Подобная конструкция приглянулась всем: детям из-за своей
I тгтг
II
ли
необычности родителям
Рис. 6. H.H. Скотников и его ученики. Детская площадка «Городок Гулливер». 1988 г.
ВОЗМОЖНОСТИ
их из-за видеть
своих детей и внутри конструкций.
Впоследствии ребятам на летние каникулы поступил заказ на оформление школьной площадки в г. Балашиха. Там был построен городок «Гулливер» (рис. 6").
11 Рис. 6. - Строительство городка «Гулливер» - Фотографии прошлого. - URL: https://pastvu.eom/p/637209 (дата обращения: 12.11.2023).
Такие городки простояли в поселке Богородское и г. Балашиха около 15-20 лет. Также были оформлены другие детские площадки в п. Богородское.
Начало 1990-х гг. - новый сложный период в развитии промысла. С начала 1992 г. наступил период перехода к рыночным отношениям и положение на промысле, как в художественном, так и в экономическом отношениях, складывается непростое. Основные причины следующие:
- резкая децентрализация, которая развалила буквально все ранее более или менее отлаженные связи, особенно в области сбыта и снабжения;
- рынок, который представлен с одной стороны перекупщиками, необлагаемыми никакими налогами, с другой стороны слабой защитой авторских прав и торговой марки предприятия, а также несовершенной налоговой системой всех производящих предприятий и инфляцией, съедающей оборотные средства предприятия и прибыль.
Все это естественным образом сказывалось на общем художественном уровне массовой продукции, который и в настоящее время не очень высок.
Несмотря на вышеуказанные трудности коллектив училища пытается найти пути выхода из рыночного хаотичного тупика, способы заинтересовать мастеров в своей работе, в результате чего наблюдается даже повышение художественного уровня изделий.
В 2009 г. училище становится федеральным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Богородский художественно-промышленный техникум», руководителем которого была Светлана Ефимовна Патракова. Богородский художественно-промышленный техникум в этот период ведет активное международное сотрудничество. Вот некоторые факты: осенью 2009 г. богородской резьбе в течение двух недель обучалась группа студентов из Германии; в это же время в Богородском проходил обучение выпускник художественного колледжа из Сербии. Да и сами студенты техникума поучают возможность стажировки за границей. В 2008 г. команда техникума ездила в польский город-побратим Гнезно на Международный скульптурный пленэр «Вифлеем. Ноев ковчег». В 2010 г. студенты приняли участие в международном пленэре, посвященном 600-летию Грюнвальдской битвы (Радвилишкис, Литва). Студенты Богородского художественно-промышленного техникума участвуют в ежегодных выставках «Молодые дарования», «Ладья», неоднократно награждены дипломами за сохранение и развитие традиций богородского промысла.
В 2008 г. на выставке «Богородская игрушка - Х1Х-ХХ1 века» (Санкт-Петербург) Государственным Русским музеем было отобрано шесть работ из методического фонда техникума, заказаны их копии, пять произведений закуплены музеем для своей экспозиции.
В 2010 г. техникум признан победителем в номинации «100 лучших образовательных учреждений среднего профессионального образования и начального профессионального образования России» [3, с. 21].
Приказом Минобрнауки № 2141 от 15 июля 2011 г. федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Богородский художественно-промышленный техникум» присоединен к институту «Высшая школа народных искусств (институт)» с наименованием «Богородский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Высшая школа народных искусств (институт)"».
Если произвести анализ учебных заведений, которые занимались подготовкой художников народных художественных промыслов, то можно увидеть, что, располагаясь в исторически сложившихся центрах бытования народных художественных промыслов, эти уникальные учебные заведения, как правило, готовили мастеров среднего профессионального образования. Объединение подобных малочисленных по контингенту и разрозненных по месторасположению, но нужных с точки зрения сохранения исторической памяти и традиций учебных заведений в небольших населенных пунктах и городах (Богородское, Федоскино, Холуй, Мстера, Рязань, Сергиев Посад) под эгидой единственного в России, уникального по своей миссии института (с 2018 г. уже академии - Высшей школы народных искусств), дало возможность реализовывать программы высшего образования в области традиционных художественных промыслов. Это преимущество получили одаренные студенты из самых разных городов и даже из небольших и далеких поселков. Благодаря развитой филиальной сети все они имеют удивительный шанс - изучать промыслы в местах их бытования, тем самым сохраняя и популяризируя традиции [1, с. 232].
С 1913 г. прошло 110 лет, и в настоящее время Богородский институт художественной резьбы по дереву - филиал Высшей школы народных искусств (академии) празднует юбилей. Благодаря сложному и тернистому пути сейчас филиал имеет статус института. Подобное стало возможным лишь благодаря не имеющей аналогов в системе высшего образования в России и мире Высшей школе народных искусств (академии), частью которой стал бывший Богородский художественно-промышленный техникум. Высшая школа народных искусств (академия) выполняет роль огромной движущей силы, с помощью которой у переживающих нелегкие времена промыслов появляется шанс на возрождение, дальнейшее развитие и процветание. Высшая школа народных искусств (академия) принимает во определяет их объектом научных исследований, что делает их значимыми в научно-образовательной, творческой, социально-культурной и экономической сферах жизни современного общества. Создателем и долгое время руководителем, а сейчас - президентом Высшей школы народных искусств (академии) является доктор педагогических наук, профессор, член РАО Валентина Федоровна Максимович.
С 2017 г. по настоящее время Богородский институт художественной резьбы по дереву возглавляет кандидат юридических наук, доцент Владимир Михайлович Наумов. Под его руководством работает 26 сотрудников. Умелый подбор педагогического состава, в соответствии с целями, задачами
среднего профессионального образования, позволяет обучающимся освоить программу в полном объеме в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. В.М. Наумов уделяет огромное внимание ежегодному повышению квалификации всех педагогических работников, предусмотренному требованиями Федерального закона «Об образовании», отдавая весь жар души подрастающему молодому поколению резчиков. Его труд способствует сохранению чистоты стиля промысла, овладению молодыми резчиками тем совершенным мастерством, которое позволило достичь максимальной выразительности и красоты минимальными средствами приемами богородской резьбы.
Под руководством В.М. Наумова обучающиеся ежегодно принимают активное участие в конкурсах Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника в музейно-познавательном проекте «Сезон исторических игр», а также в ежегодных Международных научных «Бартрамовских чтениях», Международном студенческом форуме «Уникальное искусство России», Международном форуме «Традиционные художественные промыслы, культурное наследие и высшее профильное образование: современные вызовы и перспективы».
Богородский институт художественной резьбы по дереву является единственным в стране учебным заведением, где сохраняются, развиваются и передаются молодежи богородские традиции художественной резьбы по дереву. За 110 лет из стен этого уникального заведения вышли сотни резчиков, многие из которых стали выдающимися художниками и преподавателями.
В филиале создан свой музей образцов и выпускных квалификационных работ выпускников (рис. 712), который является в настоящее время «живым» хранителем истории и наследия Богородского промысла, а также источником вдохновения для молодых резчиков, которое
так необходимо в
образовательном процессе. Основан музей в 1950-60-е гг. и насчитывает более 1100 экспонатов: это работы 1930-х г., и работы, выполненные в последние годы. В музей были переданы внуками основателя артели резчиков Андрея Яковлевича Чушкина его инструменты и похвальные грамоты, что несомненно открывает новую веху развития музея.
Рис. 7. Экскурсия для школьников в музее Богородского института резьбы по дереву
12 Рис. 7, 9-12. - фото автора статьи.
Процесс обучения в настоящее время основан на федеральном государственном образовательном стандарте, основой постижения мастерства является дисциплина «Исполнительское мастерство», освоение которой построено на процессе копирования студентами предлагаемых специально отобранных и выверенных с научной точки зрения методических образцов. Весь процесс постижения секретов богородской резьбы построен по системе «от простого к сложному» с освоением обязательных на каждом этапе элементов и теоретических блоков.
Неотъемлемой частью образовательного процесса является постоянное совершенствование знаний по технике безопасности, поскольку большая часть работы будущих мастеров-резчиков сопряжена с колющими и режущими инструментами. Знакомство с традиционным ассортиментом произведений богородского искусства происходит поэтапно, благодаря чему формируется умение просчитывать последовательность технологического исполнения, снижается риск создания бракованных изделий. Постепенное усложнение заданий и комбинаций технологических приемов позволяет достичь высочайшего уровня профессионального мастерства к концу обучения, а выпускные квалификационные работы студентов становятся произведениями народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.
Современное обучение богородской резьбе построено на современной педагогической методике и предполагает использование разнообразных методологических требований педагогической технологии:
- концептуалъностъ. Данная методика предполагает основополагание на философские, педагогические и психологические научные теории.
- Системность. Осуществляется за счет разработки логики построения занятия в контексте выбранных методов, что позволяет структурировать учебный материал и согласовать его с деятельностью обучающихся.
Управляемость. Предполагает возможность корректирования системы образования в уже запущенном учебном процессе.
- Эффективность. Позволяет добиться достижения хорошего результата в процессе освоения учебных программ.
- Воспроизводимость. Делает возможным применение конкретной методики другими преподавателями без потерь в образовательном процессе.
Учитывая перечисленные основные методологические требования, современный процесс обучения в Богородском институте художественной резьбы по дереву представляет собой не просто копирование, а вдумчивое освоение приемов, охраняющих специфику данного художественного промысла: опору на традиции, применение наглядности и обязательное детальное изучение образца, последовательность при выполнении изделия (ведение хода работы от общего - к частному, от простого - к сложному). В данных положениях можно увидеть те же принципы работы, которые применялись основателем артели резчиков и учебно-показательной мастерской с инструкторским классом резьбы по дереву А.Я. Чушкиным. Однако, стоит отметить, что в богородском искусстве появились и новые
важные концептуальные основания современных методов обучения: осознанность работы, уход от механических действий путем внедрения в процесс обучения информационных технологий. В Богородском промысле с помощью станков с числовым программном управлением (ЧПУ) можно будет в дальнейшем быстро делать заготовки для скульптур и игрушек, сокращая процесс зарубки13 и задолбки14, переходы сразу к крупным фаскам15 и описке16. Уже сейчас в учебном процессе используется ЗЭ-моделирование (рис. 817), позволяющее смоделировать изделие, которое будет воплощено позднее в резьбе, а также исправить недочёты, а потом приступить к лепке в пластилине или глине.
I Е J& J^ М
Як як Ж
* * \ t I 4 / Ж I Л I Л
% Я % 4 * % * % * % dfe^JI
Рис. 8. Работа художника, выполненная в программе для ЗБ моделирования ZSrush
Структура современного занятия в Богородском институте художественной резьбы по дереву построена таким образом, чтобы студент непременно освоил логику работы художника: те или иные действия не просто заучиваются механически, а рассматриваются с позиции необходимости достижения результата, таким образом обучающийся начинает понимать, как и зачем художник выполняет те или иные действия. Подобное построение занятия позволяет от простого механического копирования изделия перейти на новый уровень - научиться привносить частичку собственного мастерства в каждую выполненную работу.
Педагог всегда имеет возможность корректировать учебный процесс, что позволяет постоянно повышать уровень мастерства студентов даже в процессе копирования изделий.
Благодаря активной научной работе Богородским институтом художественной резьбы по дереву разработаны не имеющие аналогов
13 Зарубка - первая стадия обработки деревянной чурки или полена топором, обтёсывание крупных граней [2, с. 112].
14 Задолбка - вторая стадия обработки дерявянного изделия [2, с. 112].
1: Фаска - прямой срез ножом [2, с. 113].
16 Описка - разновидность мелкой тонкой резьбы, разнообразные продольные и зигзагообразные порезки или узоры, применяемые при окончательной отделке поверхности игрушек [2, с. 113].
! 7 Рис. 8. - фото из архива Богородского института художественной резьбы по дереву.
учебно-методические комплексы, включающие учебные программы, учебные и методические издания (рис. 9). Методический фонд постоянно пополняется эталонными образцами произведений богородской резьбы по дереву, которые систематизированы согласно заданиям, разработанным для конкретного профиля подготовки (художественная резьба по дереву) будущих художников.
*!■ 1 ||< МОЛНИИ.1М ко» мм шч ию ЯС,1мя И< ПО.П1И11ЛМ К()1 ЧЛ( 1114 |!Ю < О»ГШ» ||< 1НОНМПП ММ 1»И 1Н\
ША * V 1 1
т
Ш'МКЖО! ОМ« Ш.ЧГНН» пгома нонл 1ЫЮЙ
.11М1К1ЫКК III
||< IKI.IIIIIII.IM КО» мм ни »во
НО ХУЛОЖ) < 1111 МИНИ OI.FM.OIKI Л1Г1НЧ
||< IIO.lllllll.IM ко» ММНК ||«1 МОХУЛОЖКЩ» ином
(>|.Г\1.(Нк| .111'1 Н\
Рис. 9. Учебники и учебные пособия, разработанные преподавательским составом Богородского института художественной резьбы по дереву
В 2020 г. Богородский институт художественной резьбы по дереву стал лицензиатом по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, реализуемый уровень высшего образования - бакалавриат (квалификация: бакалавр), а в 2022 г. - по направлению подготовки 54.03.05 Традиционное прикладное искусство, реализуемый уровень высшего образования - бакалавриат. Ранее в области народных промыслов о таком профессиональном движении мастера не могли и мечтать, а сейчас для будущих молодых художников открываются новые горизонты.
Новой вехой в развитии образовательного учреждения стал 2022 г.: открыта «Художественно-творческая мастерская художественной резьбы по дереву». Реализация этого проекта предполагает воссоздание фактически
утраченной в России системы предприятий народных художественных промыслов. Все это станет возможным благодаря возникающей возможности для специалистов-художников, которые смогут проектировать новые произведения богородского промысла и воплощать их в художественно-творческих мастерских, оснащённых новейшим оборудованием.
В целях сохранения, поддержки и возрождения богородского искусства резьбы по дереву в 2023 г. в Художественно-экспертный совет Московской области по народным художественным промыслам директором Богородского института художественной резьбы по дереву В.М. Наумовым был представлен ряд работ, выполненных выпускниками и преподавателями данного образовательного учреждения. 18 изделий были направлены в Федеральный художественно-экспертный совет Министерства промышленности и торговли Российской Федерации для проведения экспертизы. Экспертиза проходила на заседании Художественно-экспертного совета Московской области по народным художественным промыслам при Министерстве культуры и туризма Московской области. Все представленные изделия были отнесены к изделиям народных художественных промыслов, что позволило передать эти изделия для дальнейшей экспертизы на Федеральном художественно-экспертном совете Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Решением экспертного совета всем произведениям присвоен статус произведений народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (приказ Минпромторга России № 789 от 13 марта 2023 г.) [5, с. 16].
В 2023 г. в учебном корпусе Богородского института художественной резьбы по дереву состоялось открытие выставки «Богородская пластика сквозь века» к 110-летию со дня основания первых учебных мастерских в Богородском и 20-летию Высшей школы народных искусств (академии).
Среди гостей, поздравлявших администрацию, преподавателей и обучающихся присутствовали: Р.Г. Тихомирова, председатель Совета депутатов Сергиево-Посадского г. о., секретарь местного отделения партии «Единая Россия»; М.Б. Дайн, председатель Общественной палаты Сергиево-Посадского г.о.; О.В. Озерова, кандидат педагогических наук, директор Сергиево-Посадского института игрушки - филиала Высшей школы народных искусств (академии); Н.И. Волчанова, начальник территориального управления Богородское; Е.И. Дикун, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28»; В.В. Горина, директор муниципального казенного учреждения культуры
Рис. 10. Ю.Л. Бурмистров, Р.Л. Бурмистров
«Досуговый центр «Звездный»; выпускники разных лет, а также потомки А.Я. Чушкина, его внуки Ю.Л. Бурмистров и Р.Л. Бурмистров (рис. 10). Они отметили, что «дед был в селе человеком уважаемым, он строил училище и учил детей».
На выставке, посвященной открытию первой учебно-показательной мастерской, поздравляли нынешних педагогов-мастеров (рис. 11, 12).
Рис. 11. Награждение
В.Ф. Вайсеро Почётной грамотой председателя Совета депутатов Сергиево-Посадского г. о. Р.Г. Тихомировой
Рис. 12. Награждение Е.С. Птицина
Почётной грамотой председателя Общественной палаты Сергиево-Посадского г. о. М Б. Дайн
Величайшие произведения богородской скульптуры неподвластны времени. Их время - вечность. И гусаров, и зининских мужиков, и седачков, и пастушков, и многих других. И потому, что время их - вечное непрекращающееся, льющееся - они монументальны как обелиски, Александровские колонны нашего народного искусства. В этом меня наглядно убедил плакат музейной выставки «Богородская пластика сквозь века», посвященной 110-летию со дня основания первых учебных мастерских, на котором в многократном увеличении представлены мужик, играющий на балалайке и медведь, играющий на гармони, как символы трогательности и оптимизма, присущих богородской художественной пластике. Несмотря на века, образ мужика и медведя остаётся визитной карточкой промысла, его актуальность бессмертна.
Богородский промысел «живет» и развивается, поэтому и отмечаем юбилей, 110-летие со дня основания учебно-показательной мастерской с инструкторским классом резьбы по дереву. Не каждая организация может похвастаться такой историей! Уже не только работящий мужик и веселый
мишка герои резной скульптуры. Сейчас в Богородском институте художественной резьбы по дереву - филиале Высшей школы народных искусств (академии) обучаются более 70 увлеченных делом студента, которым преподают педагоги, сохраняющие народные традиции. Благодаря им живет богородский резной промысел, а значит богородская игрушка с нами навсегда.
Литература
1. Андреева Н.Ю. Двухуровневая система высшего образования в области народных художественных промыслов / Н.Ю. Андреева. - Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 6 (79). - С. 231-233.
2. Вайсеро В.Ф. Исполнительское мастерство: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, вид - художественная резьба по дереву / В.Ф. Вайсеро. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. - 120 с.
3. Греков А. У. Современная богородская пластика: альбом-каталог /
A.У. Греков. - Москва: Арт-фактор, 2011. - 24 с.
4. Наумов В.М. История развития богородской художественной резьбы по дереву / В.М. Наумов. - Мир науки, культуры, образования. -2017. - № 6 (67). - С. 250-251.
5. Наумов В.М. Произведения студентов Богородского института художественной резьбы по дереву - образцы изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства /
B.М. Наумов // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2023. -№ 1. - С. 16-23. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2023_l/2023-01-05.pdf (дата обращения: 12.11.2023).
6. Озерова О.В. История развития богородской художественной резьбы по дереву / О.В. Озерова, В.М. Наумов. - Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1 (74). - С. 300-302.
7. Русский музей представляет: Богородская игрушка и скульптура XIX-XX веков: альбом. - Санкт-Петербург: Graficart - Palace Editions, 2008. -60 с. - ISBN 978-5-93332-271-9.
References
1. Andreeva N.Yu. Dvuxurovnevaya sistema vy'sshego obrazovaniya v oblasti narodny x xudozhestvenny x promy slov / N.Yu. Andreeva. - Mir nauki, kuftury , obrazovaniya. - 2019. - № 6 (79). - S. 231-233.
2. Vajsero V.F. Ispolnitef skoe masterstvo: uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayushhixsya po special'nosti 54.02.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodny e promy sly', vid - xudozhestvennaya rez ba po derevu / V.F. Vajsero. - Sankt-Peterburg: VShNI, 2018. - 120 s.
3. Grekov A.U. Sovremennaya bogorodskaya plastika: aTbom-katalog / A.U. Grekov. - Moskva: Art-faktor, 2011. - 24 s.
4. Naumov V.M. Istoriya razvitiya bogorodskoj xudozhestvennoj rezby' po derevu / V.M. Naumov. - Mir nauki, kuTtuiy, obrazovaniya. - 2017. - № 6 (67).-S. 250-251.
5. Naumov V.M. Proizvedeniya studentov Bogorodskogo instituía xudozhestvennoj rezby' po derevu - obrazcy izdelij narodny' x xudozhestvenny'x promy' slov priznannogo xudozhestvennogo dostoinstva / V.M. Naumov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2023. - № 1. - S. 16-23. -URL: https://www.dpio.ru/stat/2023_l/2023-01-05.pdf (data obrashheniya: 12.11.2023).
6. Ozerova O.V. Istoriya razvitiya bogorodskoj xudozhestvennoj rez by' po derevu / O.V. Ozerova, V.M. Naumov. - Mir nauki, kuTtuiy, obrazovaniya. -2019.-№1 (74).-S. 300-302.
7. Russkij muzej predstavlyaet: Bogorodskaya igrushka i skiil ptura XIX-XX vekov: arbom. - Sankt-Peterburg: Graficart - Palace Editions, 2008. -60 s. - ISBN 978-5-93332-271-9.